Автор конспекта:
Автор(ы): — Сидорова Елизавета Георгиевна

Место работы, должность: — Воспитатель

Регион: — Саратовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — дошкольное образование

Целевая аудитория: — Воспитатель
Целевая аудитория: — Методист
Целевая аудитория: — Родитель

Предмет(ы): — Окружающий мир
Предмет(ы): — Природоведение
Предмет(ы): — Русский язык

Цель урока: —

Цель: закреплять и расширять знания детей об окружающем мире, его экологической системы, устанавливать связь всего живого в ней; воспитывать бережное, экономное отношение к воде.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Используемая методическая литература: —

1. ФГТ в ДОУ. Комплексные занятия. По программе « От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы., Т.С. Комаровой., М.А. Васильевой.

2. Н.А. Рыжова. Экологическое образование в детском саду.

3. С.Н. Николаева. Ознакомление дошкольников с неживой природой.

4. Познавательная и занимательная экология. Саратов 2003.г.

5. Т.М. Бондаренко. Экологические занятия с детьми.

6. Г.П. Тугушева. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Краткое описание: — — развивать умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, доказывать свою правоту; — прививать бережное, экономное отношение к воде; — воспитывать экологическую культуру.

Задачи в образовательных областях.

Приоритетная «Социализация»:

— развивать умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, доказывать свою правоту;

— прививать бережное, экономное отношение к воде;

— воспитывать экологическую культуру.

В интеграции «Познание»:

— совершенствовать знание детей о значении воды в жизни человека. (Вода – источник жизни, необходимый для поддержания жизни и обеспечения здоровья человека);

— о свойствах воды ( прозрачная, без цвета, без запаха, отсутствие собственной формы, растворитель, имеет три агрегатных состояния — твердое( снег, лед), жидкое, газообразное (пар).

— о некоторых видах природных водоемов;

— источник питьевой воды;

— круговорот воды в природе;

«Коммуникация»:

— активизировать и обогащать словарь детей существительными и глаголами по теме занятия;

— формировать умение правильно строить предложение, развернуть и точно отвечать на поставленный вопрос.

«Здоровье»:

— совершенствовать основные виды движений в соответствии с текстом в физкультминутках;

— сохранять правильную осанку в положении сидя, стоя, в движении.

«Безопасность»:

— вспомнить правила поведения на воде;

— закреплять умение работать с приборами, соблюдать при этом необходимые меры безопасности. Учить детей точно, выразительно и ясно излагать свои мысли.

Предварительная работа.

— Отгадывание загадок, чтение стихов о воде.

— Чтение О.А. Скоролупова «Вода в жизни человека».

— Сказка народов Сибири: «Живая вода», «Жизнь на планете Океан».

— Чтение О.А. Скоролупова «Русалочка».

— Дидактически игры : «Отвечай быстро», «Да — Нет», «Кто назовет больше действий».

— Беседа « Круговорот воды в природе».

— Моделирование «Как рождается река».

Материал, оборудование:

— Глобус, физическая карта мира.

— Таблица « круговорот воды в природе».

— Фонограмма «Звуки воды».

— Предметные картинки с сюжетами использования воды.

— Электрический чайник.

— Трехлитровая банка и стеклянный стакан.

Раздаточный материал:

— пластмассовая трубочка — 2 шт.;

— салфетка бумажная- 20 шт.;

— розеточка пластмассовая – 20 шт.;

— медный стаканчик – 20 шт.;

-прозрачные сосуды фигурной формы разного сечения;

— вещества, которые будем растворять: сахар, соль, обычный песок;

— розеточка – 6шт.

Организационный момент.

Дети входят в группу под музыку, встают полукругом.

Ход занятий.

1.Вводная часть.

Воспитатель.

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране,

Как сосульке замерзает,

В лес туманом заползает.

На плите у нас кипит.

Паром чайника шипит.

Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить

Без неё на не прожить.

Сегодня, ребята, мы будем говорить о воде. О том, как вода таит в себе много неизвестного и интересного. Выясним, почему питьевую воду нужно беречь. (Дети проходят на лавочки)

Основная часть.

1. Игра «Репортаж». Цель: Микрофон передается по цепочке. Никто не подсказывает, только воспитатель может оказать помощь.

— Что вы знаете о воде? Где можно встретить большое количество воды?.

( Бывает вода в морях, океанах, на болоте, в пруду, в реке, в колодце, в роднике, в ключе.)

2. Какие водоемы нашего края вы знаете? (Река Волга, река Балаковка, судоходный канал, оросительный канал, озеро Линево ,водохранилище.)

3. Словесная игра «Как называется?»

Вода в море — как называется по- другому ?-(морская).

— на болоте -

— в ключе -

— в реке -

— в пруду -

— в роднике -

(Показываю по Физической карте мира)

Вывод воспитателя: Все океаны и моря — громадный водоем. Океаны и моря объединены одним названием «Мировой океан». А с поверхности земли в окружающие ее моря и океаны стекают сотни больших и маленьких рек. (Пример)

Воспитатель. Как вы думаете, много ли воды на земле. Хватит ли всем? Каким цветом обозначают на карте воду?

Воспитатель. На нашей планете 4 океана, 90 морей. Кто помнит названия океанов? Что можете вкратце рассказать о них? Что можете рассказать про моря?

Воспитатель. У меня в руке яблоко. Представим , что яблоко наша планета Земля. Разделила яблоко на 4 части: 1 часть- суша, 3 части – вода. Много или мало воды?

Дыхательная гимнастика «Ах! Как много воды! »

И.п.- основная стойка.

1.- вдох: руки в стороны, вверх, подняться на носки;

2.- выдох: руки вниз, опуститься на стопу; (Произносим «Ах!»)

3.-4- то же.

Воспитатель. Какая вода в морях и океанах? Можно ее пить? Готовить пищу на ней?

Воспитатель. Где в природе пресная вода? Давайте представим, что вся вода на нашей планете уместится в 3-х литровой банке, а пресной хватит всего на полстакана. Много или мало пресной воды?

Воспитатель. Пресной воды на земле мало ,ее нужно беречь.

Проблемная ситуация.

1. «Что произойдет , если вдруг не станет воды?»

Дети.

Воспитатель. Вода ничем не заменима.

Без воды не сделать много простых и обычных дел. Без воды на земле все живое погибнет. Вода- это жизнь. Воду нужно беречь, правильно, разумно расходовать.

2.«Какие меры принимать, чтобы вода не ушла от нас и была чистой?»

Воспитатель. Что вы можете предложить, чтобы вода не ушла от нас и была всегда чистой. Ваши полезные идеи, мысли соберем в «Корзину идей и добрых дел».

Дети.

Воспитатель . Чтобы вода от нас не ушла и была чистой ,нужно:

1.Сажать леса, укреплять берега. »Дерево водой живет, дерево воду бережет».

2.Зря воду не лить. » Воду попусту не лей, дорожить водой умей .»

3.Следить, чтобы в реку не попадали отходы производства: мусор, бензин, нефть.

4.Следить,чтобы родники были чистыми, чтобы в них вода свободно текла в ручьи, тогда наши реки и озера будут полноводными.

Викторина.

1. С чего начинается любая река?

(Любая река начинается с ручейка, который вытекает из под горы или озера, из ключей и родников, бьющих из — под земли.)

2. Как называется начало реки?

( Исток.)

3. Как называется место, где река впадает в море? (Устье.)

4. Как образуется река ? Как образуется река Волга?

5. Как попадает вода к нам в дом? Что за превращение происходит с водой?

Воспитатель. (По схеме) чтобы вода попала из реки в дом, ей надо пройти длинный путь.

1.) Из реки насос перекачивает воду в огромные резервуары – отстойники, где воду тщательно очищают и фильтруют.

2.) После фильтрования по трубе вода попадает в резервуар для чистой воды, потом перекачивают чистую воду по водопроводным трубам в наши квартиры. Вот как вода из реки добирается до нас. Много людей трудятся, чтобы помочь воде пройти этот путь. Так же и нужно относиться к воде.

Дыхательная гимнастика «Насос».

6. Знаете, как реки и озера питаются?

(Подземными водами, ручейками, талыми водами, дождями.)

Воспитатель. Вот как происходит в природе. Каждый день солнце нагревает воду в морях и океанах. Вода превращается в пар, испаряется. В виде пара невидимые капельки поднимаются в воздух. У поверхности земли воздух теплее. Чем выше поднимается пар, тем холоднее становится воздух. Пар снова превращается в воду. Образуются облака. Когда капелек воды набирается много, они становятся слишком тяжелыми для облака и выпадают дождем на землю.

Снежинки образуются так же, как и капли дождя. Когда очень холодно, капли воды превращаются в кристаллики льда – снежинки падают в виде снега.

Дождь и растаявший снег стекают в ручьи, которые несут свои воды в моря и океаны. Они питают землю и дают жизнь растениям. Затем вода возобновляет свой путь.

Этот процесс называется круговоротом воды в природе.

Физминутка.

Воспитатель. Поиграем в волшебную игру. (Звучит музыка дождя)

Воспитатель. Я — мама Тучка, а вы — капельки, мои дети. Вам пора отправляться в путь. Полетели капельки на землю. Скучно стало им поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими ручейками. Встретились ручейки и стали большой рекой. Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла-текла речка и попала в океан. Плавали-плавали капли в океане и вспомнили, что их ждет мама. А тут солнышко пригрело. Стали капельки легкими, превратились в пар, испарились и вернулись к маме.

Воспитатель: Предлагаю пройти всем в лабораторию опытов и экспериментов, чтобы найти ответы на следующие вопросы. (Вспомнить технику безопасности.)

Опыт №1.

Перед вами стоят два стакана: один с водой, другой с молоком. В обоих стаканах трубочки.

1. В каком из стаканов видна трубочка? Почему?

Дети: Перед нами молоко и вода. В стакане с водой мы видим трубочку, с молоком нет.

Вывод: вода прозрачная, а молоко нет.

2.Творческое задание. Что случится, если речная вода станет непрозрачной?

Н-р, в сказках говорится о молочных реках с кисельными берегами. Смогли бы рыбы и другие животные жить в таких молочных реках? ( Мутная вода не пропускает солнечные лучи: погибнут водоросли, жители водоема.)

Опыт №2 « У воды нет вкуса»

Предложить детям выпить немного воды.

1. Есть ли у воды вкус? ( Без вкуса.)

2. Есть ли вкус у молока?

3. От чего зависит вкус воды? ( Вода приобретает вкус того вещества, которые в нее добавляют.)

Вывод: У воды нет вкуса.

Опыт №3 « У воды нет запаха»

Понюхайте воду и скажите, чем она пахнет (или совсем не пахнет.)

Вывод: Вода не имеет запаха, если она чистая.

Вода из водопроводного крана может иметь запах, т.к. ее очищают специальными веществами, чтобы она была безопасна для нашего здоровья.

Опыт №3а

В воде одни вещества растворяются, другие нет.

Возьмите 2 стакана с водой. В один стакан положите песок. Растворился песок? (Нет.) В другой стакан высыпите ложечку сахарного песка, размешайте. Что произошло теперь?

Вывод: Одни вещества растворяются в воде, другие нет.

Воспитатель: А вы помните, в каком состоянии (виде) бывает вода. Давайте докажем.

Опыт№4 Вода жидкая, может течь.

Аккуратно перелейте воду в пустую посуду. Льется вода? Почему? (Вода жидкая.)

Воспитатель: Если бы вода не была жидкая, она бы не смогла течь в речках, не текла бы из крана.

Вывод: Вода в жидком состоянии может течь. И называется жидкостью.

Опыт №5 «Пар- это тоже вода»

В присутствии детей кипячу чайник. Держу стекло над паром до появления капель.

1. Что произошло с водой?

2. Что произошло со стеклом?

Опыт №6 «Лед, снег – твердая вода»

Предлагаю детям кубики льда в розеточках.

1. Лед, снег- твердая вода. Что с ними происходит? Проследить за таянием снега, льда.

Опыт №7 «Вода не имеет формы»

Предлагаю рассмотреть кубик льда. Изменит ли он свою форму, если опустить его в стакан, в миску, положим на ладошку. В любом месте он остается кубиком до тех пор, пока не растает.

А жидкая вода?

Налейте, ребята, воду в тарелочку, стакан (любые сосуды), на поверхность стола. Что происходит? Вода принимает форму того предмета, в котором находится, а на ровном месте растекается лужицей.

Вывод:

1.Жидкая вода не имеет формы.

2.Кубик льда, имеющий форму, при таянии превращается в жидкость и растекается на поверхности.

Какие опасности таит в себе вода?

— нельзя маленьким детям одним ходить на водоем.

— нельзя играть на воде без взрослых.

— нельзя прыгать с моста, с берега в воду.

— нельзя подплывать к лодкам, к катерам.

Вывод. Вода наш друг и помощник, но она таит в себе опасность. Правила поведения на воде вы запомните на всю жизнь.

Итог.

— О чем вы сегодня говорили?

— Какие свойства воды вы узнали, запомнили? — почему нужно беречь воду?

За вашу работу, за ваши старания жители водоемов подготовили для вас

сюрприз.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология