Автор конспекта:
Автор(ы): — Сидорова Елизавета Георгиевна
Место работы, должность: — Воспитатель
Регион: — Саратовская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — дошкольное образование
Целевая аудитория: — Воспитатель
Целевая аудитория: — Методист
Целевая аудитория: — Родитель
Предмет(ы): — Окружающий мир
Предмет(ы): — Природоведение
Предмет(ы): — Русский язык
Цель урока: —
Цель: закреплять и расширять знания детей об окружающем мире, его экологической системы, устанавливать связь всего живого в ней; воспитывать бережное, экономное отношение к воде.
Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемая методическая литература: —
1. ФГТ в ДОУ. Комплексные занятия. По программе « От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы., Т.С. Комаровой., М.А. Васильевой.
2. Н.А. Рыжова. Экологическое образование в детском саду.
3. С.Н. Николаева. Ознакомление дошкольников с неживой природой.
4. Познавательная и занимательная экология. Саратов 2003.г.
5. Т.М. Бондаренко. Экологические занятия с детьми.
6. Г.П. Тугушева. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Краткое описание: — — развивать умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, доказывать свою правоту; — прививать бережное, экономное отношение к воде; — воспитывать экологическую культуру.
Задачи в образовательных областях.
Приоритетная «Социализация»:
— развивать умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, доказывать свою правоту;
— прививать бережное, экономное отношение к воде;
— воспитывать экологическую культуру.
В интеграции «Познание»:
— совершенствовать знание детей о значении воды в жизни человека. (Вода – источник жизни, необходимый для поддержания жизни и обеспечения здоровья человека);
— о свойствах воды ( прозрачная, без цвета, без запаха, отсутствие собственной формы, растворитель, имеет три агрегатных состояния — твердое( снег, лед), жидкое, газообразное (пар).
— о некоторых видах природных водоемов;
— источник питьевой воды;
— круговорот воды в природе;
«Коммуникация»:
— активизировать и обогащать словарь детей существительными и глаголами по теме занятия;
— формировать умение правильно строить предложение, развернуть и точно отвечать на поставленный вопрос.
«Здоровье»:
— совершенствовать основные виды движений в соответствии с текстом в физкультминутках;
— сохранять правильную осанку в положении сидя, стоя, в движении.
«Безопасность»:
— вспомнить правила поведения на воде;
— закреплять умение работать с приборами, соблюдать при этом необходимые меры безопасности. Учить детей точно, выразительно и ясно излагать свои мысли.
Предварительная работа.
— Отгадывание загадок, чтение стихов о воде.
— Чтение О.А. Скоролупова «Вода в жизни человека».
— Сказка народов Сибири: «Живая вода», «Жизнь на планете Океан».
— Чтение О.А. Скоролупова «Русалочка».
— Дидактически игры : «Отвечай быстро», «Да — Нет», «Кто назовет больше действий».
— Беседа « Круговорот воды в природе».
— Моделирование «Как рождается река».
Материал, оборудование:
— Глобус, физическая карта мира.
— Таблица « круговорот воды в природе».
— Фонограмма «Звуки воды».
— Предметные картинки с сюжетами использования воды.
— Электрический чайник.
— Трехлитровая банка и стеклянный стакан.
Раздаточный материал:
— пластмассовая трубочка — 2 шт.;
— салфетка бумажная- 20 шт.;
— розеточка пластмассовая – 20 шт.;
— медный стаканчик – 20 шт.;
-прозрачные сосуды фигурной формы разного сечения;
— вещества, которые будем растворять: сахар, соль, обычный песок;
— розеточка – 6шт.
Организационный момент.
Дети входят в группу под музыку, встают полукругом.
Ход занятий.
1.Вводная часть.
Воспитатель.
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосульке замерзает,
В лес туманом заползает.
На плите у нас кипит.
Паром чайника шипит.
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить
Без неё на не прожить.
Сегодня, ребята, мы будем говорить о воде. О том, как вода таит в себе много неизвестного и интересного. Выясним, почему питьевую воду нужно беречь. (Дети проходят на лавочки)
Основная часть.
1. Игра «Репортаж». Цель: Микрофон передается по цепочке. Никто не подсказывает, только воспитатель может оказать помощь.
— Что вы знаете о воде? Где можно встретить большое количество воды?.
( Бывает вода в морях, океанах, на болоте, в пруду, в реке, в колодце, в роднике, в ключе.)
2. Какие водоемы нашего края вы знаете? (Река Волга, река Балаковка, судоходный канал, оросительный канал, озеро Линево ,водохранилище.)
3. Словесная игра «Как называется?»
Вода в море — как называется по- другому ?-(морская).
— на болоте -
— в ключе -
— в реке -
— в пруду -
— в роднике -
(Показываю по Физической карте мира)
Вывод воспитателя: Все океаны и моря — громадный водоем. Океаны и моря объединены одним названием «Мировой океан». А с поверхности земли в окружающие ее моря и океаны стекают сотни больших и маленьких рек. (Пример)
Воспитатель. Как вы думаете, много ли воды на земле. Хватит ли всем? Каким цветом обозначают на карте воду?
Воспитатель. На нашей планете 4 океана, 90 морей. Кто помнит названия океанов? Что можете вкратце рассказать о них? Что можете рассказать про моря?
Воспитатель. У меня в руке яблоко. Представим , что яблоко наша планета Земля. Разделила яблоко на 4 части: 1 часть- суша, 3 части – вода. Много или мало воды?
Дыхательная гимнастика «Ах! Как много воды! »
И.п.- основная стойка.
1.- вдох: руки в стороны, вверх, подняться на носки;
2.- выдох: руки вниз, опуститься на стопу; (Произносим «Ах!»)
3.-4- то же.
Воспитатель. Какая вода в морях и океанах? Можно ее пить? Готовить пищу на ней?
Воспитатель. Где в природе пресная вода? Давайте представим, что вся вода на нашей планете уместится в 3-х литровой банке, а пресной хватит всего на полстакана. Много или мало пресной воды?
Воспитатель. Пресной воды на земле мало ,ее нужно беречь.
Проблемная ситуация.
1. «Что произойдет , если вдруг не станет воды?»
Дети.
Воспитатель. Вода ничем не заменима.
Без воды не сделать много простых и обычных дел. Без воды на земле все живое погибнет. Вода- это жизнь. Воду нужно беречь, правильно, разумно расходовать.
2.«Какие меры принимать, чтобы вода не ушла от нас и была чистой?»
Воспитатель. Что вы можете предложить, чтобы вода не ушла от нас и была всегда чистой. Ваши полезные идеи, мысли соберем в «Корзину идей и добрых дел».
Дети.
Воспитатель . Чтобы вода от нас не ушла и была чистой ,нужно:
1.Сажать леса, укреплять берега. »Дерево водой живет, дерево воду бережет».
2.Зря воду не лить. » Воду попусту не лей, дорожить водой умей .»
3.Следить, чтобы в реку не попадали отходы производства: мусор, бензин, нефть.
4.Следить,чтобы родники были чистыми, чтобы в них вода свободно текла в ручьи, тогда наши реки и озера будут полноводными.
Викторина.
1. С чего начинается любая река?
(Любая река начинается с ручейка, который вытекает из под горы или озера, из ключей и родников, бьющих из — под земли.)
2. Как называется начало реки?
( Исток.)
3. Как называется место, где река впадает в море? (Устье.)
4. Как образуется река ? Как образуется река Волга?
5. Как попадает вода к нам в дом? Что за превращение происходит с водой?
Воспитатель. (По схеме) чтобы вода попала из реки в дом, ей надо пройти длинный путь.
1.) Из реки насос перекачивает воду в огромные резервуары – отстойники, где воду тщательно очищают и фильтруют.
2.) После фильтрования по трубе вода попадает в резервуар для чистой воды, потом перекачивают чистую воду по водопроводным трубам в наши квартиры. Вот как вода из реки добирается до нас. Много людей трудятся, чтобы помочь воде пройти этот путь. Так же и нужно относиться к воде.
Дыхательная гимнастика «Насос».
6. Знаете, как реки и озера питаются?
(Подземными водами, ручейками, талыми водами, дождями.)
Воспитатель. Вот как происходит в природе. Каждый день солнце нагревает воду в морях и океанах. Вода превращается в пар, испаряется. В виде пара невидимые капельки поднимаются в воздух. У поверхности земли воздух теплее. Чем выше поднимается пар, тем холоднее становится воздух. Пар снова превращается в воду. Образуются облака. Когда капелек воды набирается много, они становятся слишком тяжелыми для облака и выпадают дождем на землю.
Снежинки образуются так же, как и капли дождя. Когда очень холодно, капли воды превращаются в кристаллики льда – снежинки падают в виде снега.
Дождь и растаявший снег стекают в ручьи, которые несут свои воды в моря и океаны. Они питают землю и дают жизнь растениям. Затем вода возобновляет свой путь.
Этот процесс называется круговоротом воды в природе.
Физминутка.
Воспитатель. Поиграем в волшебную игру. (Звучит музыка дождя)
Воспитатель. Я — мама Тучка, а вы — капельки, мои дети. Вам пора отправляться в путь. Полетели капельки на землю. Скучно стало им поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими ручейками. Встретились ручейки и стали большой рекой. Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла-текла речка и попала в океан. Плавали-плавали капли в океане и вспомнили, что их ждет мама. А тут солнышко пригрело. Стали капельки легкими, превратились в пар, испарились и вернулись к маме.
Воспитатель: Предлагаю пройти всем в лабораторию опытов и экспериментов, чтобы найти ответы на следующие вопросы. (Вспомнить технику безопасности.)
Опыт №1.
Перед вами стоят два стакана: один с водой, другой с молоком. В обоих стаканах трубочки.
1. В каком из стаканов видна трубочка? Почему?
Дети: Перед нами молоко и вода. В стакане с водой мы видим трубочку, с молоком нет.
Вывод: вода прозрачная, а молоко нет.
2.Творческое задание. Что случится, если речная вода станет непрозрачной?
Н-р, в сказках говорится о молочных реках с кисельными берегами. Смогли бы рыбы и другие животные жить в таких молочных реках? ( Мутная вода не пропускает солнечные лучи: погибнут водоросли, жители водоема.)
Опыт №2 « У воды нет вкуса»
Предложить детям выпить немного воды.
1. Есть ли у воды вкус? ( Без вкуса.)
2. Есть ли вкус у молока?
3. От чего зависит вкус воды? ( Вода приобретает вкус того вещества, которые в нее добавляют.)
Вывод: У воды нет вкуса.
Опыт №3 « У воды нет запаха»
Понюхайте воду и скажите, чем она пахнет (или совсем не пахнет.)
Вывод: Вода не имеет запаха, если она чистая.
Вода из водопроводного крана может иметь запах, т.к. ее очищают специальными веществами, чтобы она была безопасна для нашего здоровья.
Опыт №3а
В воде одни вещества растворяются, другие нет.
Возьмите 2 стакана с водой. В один стакан положите песок. Растворился песок? (Нет.) В другой стакан высыпите ложечку сахарного песка, размешайте. Что произошло теперь?
Вывод: Одни вещества растворяются в воде, другие нет.
Воспитатель: А вы помните, в каком состоянии (виде) бывает вода. Давайте докажем.
Опыт№4 Вода жидкая, может течь.
Аккуратно перелейте воду в пустую посуду. Льется вода? Почему? (Вода жидкая.)
Воспитатель: Если бы вода не была жидкая, она бы не смогла течь в речках, не текла бы из крана.
Вывод: Вода в жидком состоянии может течь. И называется жидкостью.
Опыт №5 «Пар- это тоже вода»
В присутствии детей кипячу чайник. Держу стекло над паром до появления капель.
1. Что произошло с водой?
2. Что произошло со стеклом?
Опыт №6 «Лед, снег – твердая вода»
Предлагаю детям кубики льда в розеточках.
1. Лед, снег- твердая вода. Что с ними происходит? Проследить за таянием снега, льда.
Опыт №7 «Вода не имеет формы»
Предлагаю рассмотреть кубик льда. Изменит ли он свою форму, если опустить его в стакан, в миску, положим на ладошку. В любом месте он остается кубиком до тех пор, пока не растает.
А жидкая вода?
Налейте, ребята, воду в тарелочку, стакан (любые сосуды), на поверхность стола. Что происходит? Вода принимает форму того предмета, в котором находится, а на ровном месте растекается лужицей.
Вывод:
1.Жидкая вода не имеет формы.
2.Кубик льда, имеющий форму, при таянии превращается в жидкость и растекается на поверхности.
Какие опасности таит в себе вода?
— нельзя маленьким детям одним ходить на водоем.
— нельзя играть на воде без взрослых.
— нельзя прыгать с моста, с берега в воду.
— нельзя подплывать к лодкам, к катерам.
Вывод. Вода наш друг и помощник, но она таит в себе опасность. Правила поведения на воде вы запомните на всю жизнь.
Итог.
— О чем вы сегодня говорили?
— Какие свойства воды вы узнали, запомнили? — почему нужно беречь воду?
За вашу работу, за ваши старания жители водоемов подготовили для вас
сюрприз.