Автор конспекта:
Автор(ы): — Тыртышная Марина Алексеевна

Место работы, должность: — Государственное автономное общеобразовательное учреждение Республики Марий Эл «Лицей Бауманский», учитель истории и обществознания

Регион: — Республика Марий Эл

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование
Уровень образования: — дополнительное образование детей

Целевая аудитория: — Воспитатель
Целевая аудитория: — Методист
Целевая аудитория: — Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: — Педагог-психолог
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 7 класс
Класс(ы): — 8 класс
Класс(ы): — 9 класс

Предмет(ы): — Внеклассная работа
Предмет(ы): — Обществознание
Предмет(ы): — Право

Цель урока: —

Цель: фомирование морально нравственных установок для оценки примеров нарушения прав детей в современном обществе

Учащихся в классе (аудитории): — 7

Используемая методическая литература: —

"КОМПАС", учебное пособие по обученю правам ребенка :http://eycb.coe.int/compass/ru/contents.html

"Компасито", учебное пособие по обучению правам ребекна :http://eycb.coe.int/compasito/ru/chapter_0/3_int.html

"Baushtain" пособие по не-расисткому образованиюhttp://a-archive.org/node/317

Используемое оборудование: —

Оборудование:

Видеопроектор, экран

Материалы:

  • Набор карточек со статьями Конвенции о Правах ребенка.
  • Набор карточек к специальным упражнениям
  • Плакат со статьями Всемирной Декларации прав человека
  • Плакат со статьями Конвенции о Правах ребенка.

Художественная литература:

  • С.Лукьяненко "Рыцари сорока островов"( отрывок)

Используемые ЦОР: —

Документальный фильм: «Мост через Вади» («BridgeovertheWadi») Израиль, 2006 г.

Дополнительно:

Художественный фильм «Мост» Германия , 2008, художественный фильм "Мост»,2003, США, Чехия( для старших классов, педагогов)

Краткое описание: — Практические задачи: • Ознакомить с Конвенцией о правах ребенка • Узнать, что права человека и ребенка актуальны для всех и всегда • Стимулировать интерес к правам ребенка через включение в обсуждение реальных примеров их нарушения • Развить межкультурные навыки и подумать о предубеждениях • Способствовать формированию непредвзятого отношения к культурным различиям • Развить навыки уверенного выражения собственного мнения • Способствовать развитию справедливости и вовлечению участников в происходящие мировые процессы развития Ожидаемые результаты • Будут уверенно ориентироваться в статьях Конвенции о правах ребенка( знать не 3-5 статей, а 10-20) • Сформируют личное отношение к примерам нарушения прав детей • Определят варианты собственного поведения в ситуациях нарушения прав • Узнают формах гражданской защиты прав ребенка и роли общественных организаций в этом

Технологическая карта занятия:

этап занятия время

деятельность

ведущего

деятельность

участников

планируемые результаты этапа

"разогрев"

знакомство

в

группе

5 проводит упражнения и обсуждение работы группы участвуют в упражнении готовность работать в группе, принятие условий работы и групповых норм актуализация проблемы 5

ставит цель работы, проводит актуализирующее

упражнение

участвуют в обсуждении и уточняют цель работы

определение

личной

значимости

работы

на занятии

оценка имеющихся знаний по правам ребенка 10

организует работу в группах

проводит анализ имеющихся знаний о правах ребенка

участвует в групповой работе, оценивает собственные знания по проблеме осознание собственных знаний о правах ребенка просмотр фильма

45

(стоп по необходимости

уточнения

вопросов

к фильму)

организует просмотр фильма и работу групп во время "стопов" смотрят фильм, заполняют таблицу "Инсерт", участвуют в заданиях по "стопам"

понимание сложных содержательных

аспектов фильма

обсуждение фильма и рефлексия 10 организует обсуждение фильма, помогает уточнить содержание фильма
организует высказывания участников по проблеме фильма уточняют содержание фильма в группах,высказывают личное отношение к содержанию и обсуждаемой проблеме возможность представить свое мнение о проблеме в группе, оценить другие точки зрения корректировка знаний по правам ребенка 10 организует работу в группах и индивидуально участвуют в выполнении задания, приводят примеры по проблеме уверенное знание статей конвенции о правах ребенка пресс-конференция с представителем общественой организации 10 знакомит участников с представителем общественной организации, организует полилог по обсуждаемой проблеме задают вопросы представителю организации знакомство с гражданской правозащитной организацией, с механизмами защиты прав детей в регионе анализ работы 5 организует подведение итогов работы занятия высказывают мнения о работе, о достигнутых результатах анкеты( устные мнения) по результатам работы планирование практических действий 5 организует работу групп по выработке дальнейших действий по личному поведению и специальных действий по защите прав ребенка предлагают вариатны действий и личного поведения по предотвращению нарушений прав ребенка, просветительских действий по правам ребенка

программа действий в сообществе группы, личный контракт поведения в ситуациях нарушения прав

человека

Час общения « История про детей по ту сторону моста»

Возраст участников: 7-9 класс

Количество участников : 10-30 человек

Время проведения : 2 часа

Название фильма: «Мост через Вади» («BridgeovertheWadi») Израиль, 2006 г

Аннотация фильма: В 2004 году группа арабских и израильских родителей решает основать на арабской территории совместную двунациональную, двуязычную школу. В школе с названием «Мост через Вади» стали учится 50еврейских и 50 арабских учеников. Ученики, преподаватели иродители пытаются мирно сосуществовать в первом, таком важном учебном году. К концу года станет очевидно, что им всё же удалось заложить основу для мирных взаимоотношений— пусть шаткую и непредсказуемую, но такую нужную. В2005 году вшколу записалось вдвое больше детей.

Обсуждаемые проблемы: толерантность, право детей жить в мире, несмотря на вражду их родителей, вопросы возникновения государства Израиль на землях Палестины, отражение темы Холокост в школьном образовании и жизни, сохранение национальной идентичности, культуры и традиций

Задачи:

  • Ознакомить с Конвенцией о правах ребенка
  • Узнать, что права человека и ребенка актуальны для всех и всегда
  • Стимулировать интерес к правам ребенка через включение в обсуждение реальных примеров их нарушения
  • Развить межкультурные навыки и подумать о предубеждениях
  • Способствовать формированию непредвзятого отношения к культурным различиям
  • Развить навыки уверенного выражения собственного мнения
  • Способствовать развитию справедливости и вовлечению участников в происходящие мировые процессы развития

Ожидаемые результаты:

Участники:

  • Будут уверенно ориентироваться в статьях Конвенции о правах ребенка( знать не 3-5 статей, а 10-20)
  • Сформируют личное отношение к примерам нарушения прав детей
  • Определят варианты собственного поведения в ситуациях нарушения прав
  • Узнают формах гражданской защиты прав ребенка и роли общественных организаций в этом

Дополнительная литература:

  • С .Лукьяненко «Рыцари 40 островов»

Дополнительно: «Мост» Германия , 2008

Аннотация фильма: События фильма происходят в маленьком немецком городке в последние дни Второй мировой войны. Гитлеровская армия терпит поражение за поражением, скоро в городе могут оказаться американские войска. В такой ситуации нацисты идут на крайние меры, пополняя свои резервы школьниками взятыми прямо из-за парт. Они призывают и семерых друзей-одноклассников, которые с восторгом воспринимают возможность отличиться. Однако голос разума подсказывает начальству, что лучше этих юнцов не бросать в мясорубку, поэтому их оставляют охранять мост, не имеющий никакого стратегического значения. Впрочем, вскоре так выходит, что они остаются последним препятствием на пути американских войск…

Дополнительно: «Мост»,2003, США, Чехия

Аннотация фильма: Поэтическая и эмоциально — сильная история об отце, вынужденном сделать сложный выбор между любовью и долгом.

Материалы:

  • Набор карточек со статьями Конвенции о Правах ребенка.
  • Набор карточек к специальным упражнениям
  • Плакат со статьями Всемирной Декларации прав человека
  • Плакат со статьями Конвенции о Правах ребенка.

Используемые приемы: «Корзина идей», «Лекция со стопами», Таблица «Инсерт», «Шесть шляп», тренинговые упражнения

Предварительная подготовка:

По группам подготовить презентации

· о примерах геноцида

· о содержании Конвенции о правах человека

Помещение для проведения занятия имеет три зоны:

· Тренинговую ( так , чтобы участники свободно могли двигаться)

· Для групповой работы( столы и стулья, бумага, ручки для обсуждения в группах)

· Место для просмотра фильма

Перед началом работы следует провести несколько игр- упражнений на знакомств( если группа не знакома) и «разогрев».

Упражнения на знакомство

№1 «Как вас зовут?» Попросите, чтобы каждый по очереди представился (назвал тот вариант своего имени, который он предпочитает), рассказал, почему его так назвали и какие чувства вызывает у него свое имя. Это не просто помогает членам команд узнать, как кого зовут, но и позволяет им узнать кое-что из жизни друг друга, об их взглядах и т. д. Помните, что некоторым людям вообще не нравятся их имена, поэтому принимаются и вымышленные имена.

№ 2 «Упакуйте свой чемодан». Попросите каждого перечислить 10 предметов, которые они бы уложили в свой чемодан на случай экстремальных обстоятельств. Подчеркните, что выбранные вещи не обязательно должны по размеру помещаться в чемодан и к ним можно отнести и домашних питомцев, но не людей. Затем попросите участников походить по классу в поисках еще пары людей, которые в своих списках отметили, по крайней мере, две такие же вещи. Это позволит им распределиться на команды по три или четыре человека, у которых есть много общих тем для разговоров, прежде чем они перейдут к выполнению настоящей работы в командах.

№3 «Моя уникальность»Акцентируйте внимание участников на том, что каждый человек неповторим, уникален. У всех свои особенности, жизненный опыт, пристрастия и т. д. Совокупность целого ряда факторов и создает неповторимую личность. Пусть сначала каждый игрок попытается охарактеризовать то, в чем он уникален. Приведите несколько примеров:

• неожиданные факты (я — одна из тройни);

• интересная работа (я — пресс-секретарь организации "Гринпис");

• кулинарные способности (я замечательно готовлю уху);

• интересный жизненный опыт (я прожил год в Берлине);

• особые награды (я уже десять раз получал золотую медаль за спортивные достижения);

• необычные умения (я — чревовещатель);

• особые интересы (я прекрасно разбираюсь в литературе русского за рубеж

Упражнения на «разогрев»

№ 1 «Вместе- веселее»

• "Тройки!" — участники берутся за руки и рассказывают друг другу, какие запахи им особенно нравятся;

• "Шестерки!" — игроки выставляют вперед правое плечо, каждый говорит о том, что умеет хорошо делать;

• "Четверки!" — все члены команды поднимают руки над головой и сообщают о месте своего рождения;

• "Пятерки!" — игроки поднимают брови, каждый говорит о том, кого считает лучшим из мужчин или прекраснейшей из женщин;

• "Семерки!" — попытавшись пошевелить ушами, члены группы рассказывают друг другу о звуках, которые им приятно слышать;

• "Двойки!" — игроки хлопают себя по плечу и вслух вспоминают свои достижения за прошлый год;

• "Восьмерки!" — каждый участник, почесав подбородок, задает какой-нибудь волнующий его вопрос.

№2 «Машина».Первый участник выходит на площадку и начинает свое действие. Второй после секундного раздумья выходит на площадку и подстраивается к движению первого. Желательно, чтобы между действиями возникла какая-то взаимосвязь: причинно-следственная или эмоционально-действенная оценка происшедшего. Третий участник, оценив за короткую паузу, что происходит уже с действующими частями механизма, добавляет к существующему новое движение. Так же, как первые два участника, он продолжает возвращаться к избранному действию вновь и вновь, как заводная кукла. Так от участника к участнику работа «машины» становится все более и более многоуровневой. Возникают логические связи, и вся цепочка продолжает работать до тех пор, пока последний участник не подключится к упражнению. При этом участники могут произносить какие-то звуки.

Если «машина» работала ритмично, слаженно, бесперебойно, если была достигнута логическая согласованность действия каждого из партнеров с работой всего механизма, то мы можем увидеть целую развернутую сцену» и др.

Вариант начала разговора- проведение опросника «Роль этничности в жизни личности и общества".

Опросник "Роль этничности в жизни личности и общества".

  • Каким образом влияет этническая принадлежность на Вашу жизнь
  • Стараетесь ли Вы подчеркнуть свою этническую принадлежность или наоборот, скрываете
  • Если такие поступки ситуативны, то от чего они зависят
  • Помогает ли Вам Ваша этническая принадлежность (в учебе, в общении, в развитии, в карьере, в быту и т.п.)
  • А может Вам мешает ваша "национальность"
  • Когда и что по данному поводу Вы испытывали?
  • Гордитесь ли Вы своим народом? Почему?
  • Стыдитесь ли вы своего народа? (его истории, прошлого, культуры и т.п.). Почему?
  • Ведущий просит участников выстроится в одну шеренгу( встать полукругом) в тренинговой зоне.

    Посредине зоны нарисована река( черта, разделяющая зону пополам).

    Вступительное слово ведущего:

    Ведущий: Много лет назад, наш далекий предок, человек разумный , оказавшийся на берегу бурной реки решал смог решить для себя сложнейшую задачу. Ему нужно было попасть на другой берег- но река была глубокой и холодной. Обходить ее- было долго и трудно. И тогда он перебросил через реку обыкновенное бревно. И это был самый первый мост, сотворенный руками человека. С тех пор- мостов люди построили великое множество. Мосты и сегодня объединяют то, что было разделено природой.

    Но очень часто людей разделяют не только природные препятствия, но вера, убеждения, традиции, предрассудки и стереотипы. И тогда мосты не соединяют людей, а становятся между ними баррикадами. Мы попробуем понять, как эти препятствия становятся причиной для нарушения самых важных для всей людей общечеловеческих прав.

    И для начала разговора, я хочу чтобы вы представили себя на берегу реки.

    Упражнение «Черта»

    Проведите посреди аудитории воображаемую черту. С одной стороны повесьте нари­сованный на бумаге плюс («согласен»), с другой — минус («не согласен»). Сама черта означает отсутствие мнения.

    Участники, которые не могут определиться, становятся посередине, но при этом они лишаются права высказаться.

    Лучше играть в футбол, чем в баскетбол.

    Весна лучше осени.

    — Самый важный предмет — математика.

    Играть «в компьютер» веселее, чем смотреть телевизор.

    Лучше, чтобы уроки были короче, но их было бы больше.

    Самое прекрасное домашнее животное — кошка.

    Не иметь высшего образования — стыдно.

    Самая классная музыка — хип — хоп.

    Кока-кола вкуснее фанты.

    Заниматься рыбалкой — старомодно.

    Изучать иностранный язык легче, чем физику.

    Война — это всегда плохо.

    Обсуждение:

    Кто был прав в каждом случае? Был ли кто-нибудь прав вообще? Можно ли сказать, что поп поводу зачитанных утверждений различные мнения имеют право на существование. Были ли случаи, когда кто-то из участников оказывался в меньшинстве? Что они чувствовали? Не испытывали ли они соблазна поменять мнение под давлением большинства? О чем спорят взрослые? На все ли вопросы, о которых они спорят, можно ответить однозначно? Как вы относитесь к человеку, с мнением которого вы не согласны? Хорошо или плохо иметь собственное мнение?

    Ведущий: Я думаю, вы убедились, что даже самые простые вопросы не имеют абсолютных сторонников или противников. И это абсолютно нормально- иметь свои убеждения и точки зрения. Однако, нередко именно непохожесть точек зрения, взглядов, позиций приводит к возникновению предрассудков, стереотипов в отношениях между людьми.

    Я хочу предложить вам прочитать отрывок из фантастической повести Сергея Лукьяненко. История называется «Рыцари 40 островов» и разговор в ней идей об очень простой, знакомой каждому ребенку игре.

    Задание 1. Прочитайте отрывок из повести. Ответьте на вопросы.

    Текст для чтения и анализа

    …Островок был действительно маленьким, да еще озеро в центре…

    Получалось что-то вроде огромного розового бублика — кольцо мелкого песка, шириной метров в восемьсот, не больше. Кое-где из песка выглядывали острые камни и шершавые, изогнутые веточки кораллов. Я подумал, что было бы со мной, брякнись я на такую штуку, и мне сделалось жутковато. Это была не страшная жуть, такая бывает тогда, когда беда тебя уже миновала. Дальний край острова поднимался пологим песчаным холмом, заросшим редким

    кустарником вперемешку с чахлой желтеющей травой. Я обернулся, закончив осмотр островка. И ахнул от изумления. Метрах в сорока от меня вставал из песка замок. Совсем крошечный, очень аккуратный, жмущийся к берегу и нависающий над самой водой. Но у него было все, что положено иметь настоящему замку: высокие стены из розового мрамора, сторожевая башня метров десяти-пятнадцати в высоту, узкие окна-бойницы, ворота из серого металла. Однако это было еще не самое удивительное. С трех сторон замка, обращенных к морю, ровными дугами выгибались тонкие розовые мосты. Они тянулись над морем, поднимаясь на головокружительную высоту, и опускались на островках вдали, кажется, — возле таких же замков. Это было очень красиво, но в тот момент я думал не о красоте и не о том, как можно

    выстроить на затерянном в море островке такой замок и такие мосты.

    В море, а может быть в океане, а может быть — на полностью покрытой водой планете, имелось сорок маленьких островов. На каждом острове стоял замок, со своей эмблемой и названием. Каждый остров, а точнее, замок, был связан с тремя соседними островами. Нашими соседями были двенадцатый, двадцать четвертый и тридцатый острова — иначе говоря, острова Веселых братьев Горячей воды и Черных звезд. У нашего острова был тридцать шестой номер. На всех островах жили мальчишки и девчонки, попавшие туда так же, как и мы. На каждом острове — человек по десять, пятнадцать… И вся эта орава играла. Во что? Ну, вроде как в рыцарей, сражались этими самыми деревянными мечами, кинжалами, пытаясь захватить соседние острова…

    — Зачем? — тут же спросил я.

    И Малек спокойно разъяснил — те рыцари, которые завоюют все сорок островов, считаются победителями…

    …Мост был узким, метра два в ширину. По краям поднимались низенькие, в метр, перильца из того же розового мрамора, что и мост, и весь замок. Хуже всего было то, что мрамор моста оказался чертовски гладким, ноги скользили. Я пытался бежать ближе к краю, там плитки выглядели шероховатыми. Зато сразу стало страшнее — уж слишком далеко под нами дрожала морская гладь. Мы с Мальком бежали уже минут пять, наш замок остался позади, и напутствий, которыми засыпали нас девчонки, слышно уже не было. И хорошо… Я вспомнил, как они притащили оружие, но стали меня отговаривать идти на мост. В первый день можно не играть…

    ..Наших ребят спасало лишь то, что мост очень узкий, и драться могли только две пары. А не то их бы давно смяли — со стороны вражеского острова наседало не меньше десятка парней. Нападавшие были такие же загорелые и так же богато одеты, как и мы. Но отличить их было нетрудно — в их руках сверкали стальные мечи! Настоящие, опасные даже с виду. Я увидел эти мечи и оцепенел. Сердце забилось часто-часто. Какая же это игра? Это издевательство! Они с настоящим, смертельным оружием, а мы с деревянными игрушками! Мне захотелось крикнуть, что так нечестно, хотя я и понимал, что глупее этого крика ничего не придумаешь. Но тут я увидел такое, от чего сердце у меня словно оборвалось. Один из нападавших размахнулся, и его меч обрушился на Криса, который сейчас один загораживал им проход.

    Двое других наших ребят, Януш и Толик, почему-то стояли за его спиной… Так вот, Крис не стал уворачиваться от удара, а поднял свой меч, чтобы его отразить. И пока блестящий стальной клинок падал на Криса, я успел подумать, что металлический меч наверняка перерубит деревяшку пополам и ударит Криса по лицу…

    Два меча, стальной и деревянный, скрестились. До нас долетел скрежет, и я увидел, как от удара посыпались искры. Тем временем Крис прыгнул вперед и ударил сам. Его меч скользнул вдоль вражеского и попал противнику в плечо. И нападавший, мальчишка примерно моего возраста, вдруг закричал. Отчаянно, так не кричат, когда получают удар палкой. ..

    Я отчаянно замотал головой. Опять мелькнуло: мы же не солдаты…

    Толик понимающе кивнул:

    — Вначале всегда трудно. Ничего, привыкнешь.

    Не хочу привыкать к такому! Я смотрел на дерущихся в нескольких шагах от меня ребят, и на меня накатывала тоска, такая жуткая, какой еще никогда не было.

    — Толик, а как получается… у нас же деревянные мечи…

    — Это только кажется, что деревянные, — отмахнулся он от меня…

    ( С. Лукьяненко)

    Вопросы для обсуждения:

    • В чем заключается игра ?Почему ребята участвуют в игре?
    • Какую роль играют в этой истории мосты?
    • Когда главный герой понимает, что игра — вовсе не игра, а все по-настоящему?
    • Предположите, почему деревянные мечи становятся стальными?

    Ведущий: Деревянный меч превращается в стальной в тот самый момент, когда героями овладевает ненависть, злоба…. И если рассматривать эту историю как пример конфликтов между реальными людьми, то неприязнь к другим людям , непохожим на нас, к чужим, подкрепляют страх, стереотипы, предрассудки.

    Задание 2. Работа в группах .Составьте кластер к понятиям

    • Стереотип
    • Предрассудок
    • Дискриминация

    Затем группы рассказывают о своих определениях понятия.

    Прием «Корзина понятия»

    Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся . Ведущий( или сам ученик при самостоятельной работе ) выписывает на доске( в центра рабочего листа) понятие. Обмен информацией проводится по следующей процедуре:

    1 Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной проблеме.

    2.Каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по той или иной проблеме (строго индивидуальная работа, продолжительность 1-2 минуты).

    3.Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.

    4.Каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).

    5. Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке» идей (без комментариев), даже если они ошибочны.

    6. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации

    Второй вариант организации работы- ученики без обсуждения с места называют все возникающие у них в сознании ассоциации и знания о предлагаемой теме. Вся информация фиксируется в корзине, уточняется и анализируется в ходе последующей работы.

    Ведущий: В истории человечества существуют печальные примеры, когда предрассудки, стереотипы приводили к страшным трагедиям. Я хочу напомнить вам об этом.

    Презентация о примерах геноцида в истории разных народов

    Ведущий: Вот так, люди порождали между собой ненависть и неприязнь, вот так предрассудки, алчность, стереотипы возводили в разных странах, в разные исторические эпохи мосты между людьми и народами.

    Пережив трагедии Холокоста, признав расистскую теорию фашистов самым страшным преступлением человечества мировое сообщество сделало сразу после войны все необходимое, чтобы защитить себя от повторения ошибки. В 1948 году на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН была принята Всеобщая декларация прав человека.

    И в течение последующих десятилетий страны мира постарались обеспечить защиту от возможных нарушений провозглашенных прав человека. В 1995 году принята Всеобщая Декларация принципов толерантности. Во всех странах, присоединившихся к этим документам, приняты внутренние законодательные акты, предусматривающие наказания за любые формы проявления дискриминации, расизма, нарушения прав людей. Созданы Международные организации, защищающие права человека.

    В 1998 году принята Декларация прав ребенка. В ней были определены основные права детей и по мнению экспертов, этот документ сегодня один из самых важных Международных актов, требующих особого внимания от политиков, правозащитников и самих граждан.

    Давайте вспомним основные статьи двух этих документов.

    Задание 3.Работа в группах, прием «Пленум».

    Рассмотрите статьи ВсемирнойДекларации прав человека и статьи Конвенции о Правах ребенка Выпишите в центральный столбик таблицы права, который содержаться в обоих документах, в левых- права «для взрослых», в правых- права Конвекции о правах детей.

    Декларация прав человека

    Общие права

    Конвенция о правах детей

    Обсуждаются вопросы:

    • Все ли права этих документов одинаковы? Почему?
    • Почему некоторые права содержаться только в Конвенции о правах ребенка?
    • Почему возникла необходимость принятия специального Международного документа о правах ребенка ?
    • Похожи ли Декларация прав человека и Конвенция о правах детей?

    Задание 4.Упражнение « Реклама прав» . Перед вами- карточки с основными статьями Декларации прав ребенка . Придумайте рекламный ролик, который рассказывает о статье, которую вы считаете наиболее важной .

    Каждая группа должна выбрать право, которое она хочет разрекламировать, и зрителей, к которым будет обращена эта реклама. Попросите выбрать право, о котором люди действительно должны знать, и аудиторию, которая должна знать об этом праве. Попросите одного человека из каждой группы сообщить вам об их праве и о зрителях, на которых направлена эта реклама.

    Когда группы выберут право, они должны продумать, как его разрекламировать. Им нужно обдумать, как можно представить это право (например, разыграть сценку, спеть песню, нарисовать сценки для мультфильма). Напомните им, что это будет видеофильм для телевидения, поэтому визуально он должен быть интересным и захватывающим, а не просто «говорящими головами». Он не должен быть слишком сложным, ведь нужно уложиться в три минуты.

    Попросите каждую группу представить свою рекламу и планы друг другу.

    Вопросы для обсуждения:

    • Почему ваша группа выбрала именно это право?
    • Почему вы выбрали именно эту аудиторию?
    • По вашему мнению, какую реакцию или действие вызовет ваша реклама?
    • Эффективна ли телевизионная реклама в лоббировании прав человека? Почему да или почему нет?
    • Указывает ли ваша реклама и на другие права, кроме того, на котором вы поставили особый акцент?
    • Может ли право существовать само по себе?
    • Приведите пример каких-нибудь прав, которые было бы трудно рекламировать или инсценировать.
    • Отображают ли ваши герои, существующие стереотипы? Если да, может ли это иметь негативные последствия? Почему да или почему нет?
    • Почему так важно, чтобы люди и сами дети знали о своих правах?
    • Кому необходимо образование в области прав ребенка?

    Ведущий: Конвенция о правах ребенка дает базовые права детям и предписывает государствам, а следовательно, взрослым, создать такие условия жизни детей, в которых все их права соблюдались бы в полной мере.

    Однако, сами взрослые нередко считают, что дети не могут самостоятельно распоряжаться данным им правом.

    Брайан Хоу, знаменитый борец за мир во всем мире и британский антивоенный активист сказал:

    «Взрослые со свойственным им эгоцентризмом обычно либо не воспринимают детей как граждан, либо рассматривают их как граждан будущего, нежели настоящего».

    Согласны ли вы с этим утверждением? И если у детей, есть права, насколько они исполняются в современном мире самими взрослыми?

    Задание 5. Упражнение «СМИ о правах ребенка». Из предложенных газетных материалов( интернет ресурсов) найдите сведения о правах детей.

    Каждая группа будет делать плакат по газетным материалам. Попросите их сделать подборку историй для каждой из трех категорий:

    · соблюдение прав или использование прав;

    · пренебрежение правами или нарушение прав;

    · защита прав.

    Искать сообщения не только в новостном блоке, но и просматривать сообщения из спортивного раздела, объявления и рекламу. Ребята должны вырезать найденную статью, относящуюся к правам ребенка , и приклеить ее на плакат в соответствующую категорию. Когда они найдут газетные сообщения для каждой категории, попросите их выбрать одно сообщение для анализа, отвечая на эти вопросы:

    О каких правах идет речь в этой истории? Перечислите их рядом со статьей. Найдите статью(и) в Конвенции о правах ребенка , которая относится к каждому праву, и напишите номер(а) статьи(ей) в списке

    Попросите ребенка из каждой группы представить их плакат. Выберите одно или два сообщения из плаката каждой группы и попросите группу объяснить их анализ истории с точки зрения Конвенции о правах ребенка:

    Вопросы для обсуждения:

    • Было ли трудно привязать сообщения или статьи к правам ребенка?
    • Как часто темы сообщений затрагивали права ребенка?
    • С какими статьями из Конвенции о правах детей их можно соотнести?
    • Какие права затрагивали вас лично больше всего?
    • Поднимались ли некоторые статьи чаще других? А некоторые вообще не затрагивались? Как вы можете объяснить это?
    • В скольких статьях явно упоминались права ребенка? В скольких статьях были затронуты проблемы в области прав ребенка, но эти слова не использовались? Как вы думаете, почему права ребенка не были упомянуты?
    • На основе этих информационных материалов, как вам кажется, каково состояние с правами ребенка в мире сегодня? В России? В нашей Республике?
    • Что делается для защиты прав ребенка в этих сообщениях? Кто принимает эти меры?
    • Как вы думаете, от кого зависит соблюдение прав ребенка?

    Ведущий: Теперь, когда мы с вами детально припомнили основные права детей, я предлагаю вам посмотреть документальный фильм, рассказывающий о жизни детей, живущих рядом друг с другом. Это- обыкновенные мальчишки и девчонки, которые практически не отличаются от своих сверстников в разных частях мира. Но вот живут они по разные стороны моста…

    Задание 6. Посмотрите фильм. При просмотре заполняйте «Таблицу инсерт», уточняя вопросы, которые вам были не ясны.

    Прием «Инсерт»

    Прием осуществляется в несколько этапов.

    I этап: Предлагается система маркировки, чтобы подразделить заключенную в ней информацию следующим образом:

    · Знаком «галочка» (v) отмечается информация, которая уже известна ученику. Он ранее с ней познакомился. При этом источник информации и степень достоверности ее не имеет значения.

    · Знаком «плюс» (+) отмечается новое знание, новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным текстом.

    · Знаком «минус» (-) отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у ученика представлениями, о чем он думал иначе.

    · Знаком «вопрос» (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.

    Таблица «Инсерт» к фильму «Мост через Вади»

    информация, которая уже известна

    новое знание

    То, что идет вразрез с имеющимися представлениями

    То, что осталось непонятным требует дополнительных сведения

    ВНИМАНИЕ! Возможна работа с информационным материалам с остановками по ходу фильма, там, где требуется пояснение учителя.

    Задание 6. Используйте информационные материалы Приложения № 2 и ресурсы Интернет, для уточнения вопросов, которые вам показались не ясными по ходу фильма.

    Выясните все факты, которые нужны для четкого понимания фильма и исторических событий, лежащих в его основе.

    Задание 7. Осудите вопросы, выступите от имени группы с анализом фильма.

    Обсуждаются вопросы:

    · Какие задачи ставили перед собой руководители и педагоги школы?

    · С каким настроением шли дети в школу?

    · Почему родители арабских и израильских детей решили отдать своих детей в школу Вади?

    · Какими методами учителя школы достигали поставленных целей?

    · Какие проблемы возникли у них в решении задач?

    · Как отнеслись дети к изучению традиций друг друга? Родители?

    · Какие отношения складывались между детьми во время обучения?

    · Какие вопросы и события стали вызывать напряженные отношения в школе? Почему? Как относились к этому дети? Родители? Учителя?

    · Как объясняли взрослые и дети невозможность обучения арабских детей и израильтян в одной школе? Какие опасности они видели в этом7

    · Почему школа продолжила свою работу?

    · Почему авторы фильма назвали его «Мост через Вади»? Как вы думаете- этот мост объединяет или разъединяет героев фильма?

    Задание 8. Выскажете свое отношение к содержанию фильма , используя одну из шляп. Постарайтесь не анализировать фильм, а высказывать свое личное впечатление

    Прием «6 шляп»

    В обсуждении принимают участие в данном случае 6 человек, но это могут быть и группы. При анализе фильма им нужно придерживаться одной из точек зрения, которую определяет цвет шляпы.

    Белая шляпа — белый цвет беспристрастен и объективен. В белой шляпе отдают предпочтение фактам, цифрам и точной информации. Белая шляпа четко различает факты и интерпретации, факты давно принятые нами на веру и те, что проверены аргументами, цифрами и фактами. Белая шляпа излагает свою позицию спокойно, уравновешенно и беспристрастно.

    Красная шляпа — полна бушующих эмоций. Ее интересуют не сами факты, а собственное к ним отношение. Что они вызывают? Радость, гнев, возмущение, раздражение, восторг, желание разорвать автора идеи в клочья? В ней нет места объективности. Все имеет субъективный, эмоционально окрашенный характер. Красная шляпа говорит о своих чувствах.

    Черная шляпа — все очерняет. Она не эмоциональна, но зато логична, четка и обоснована. Можно сказать, она талантлива в выискивании плохого там, где его, казалось бы, не может быть. Критика, доведенная до крайности, лишенная всякого конструктивного подхода. Черную шляпу не интересует, как изменить или улучшить ситуацию, ей важно указать на недостатки.

    Желтая шляпа — полна радости и оптимизма. Она во всем ищет и находит позитив. При этом она не только излучает надежду и положительный настрой, но и аргументировано доказывает свою правоту: везде и во всем можно найти хорошее.

    Зеленая шляпа — символ начала новой жизни, изменений и перемен. Это творческий взгляд на постоянно меняющийся мир, полный новых идей. Зеленая шляпа не выносит оценочных суждений, она находит в проблеме новые оригинальные идеи, новые пути, демонстрирует радость познаний и мышления, заставляет размышлять.

    Синяя шляпа — в душе организатор. При этом она не только рассматривает проблему с точки зрения ее структурированности и организации, но и внимательно слушает все, что говорят другие шляпы, что рационального можно найти в их высказываниях, как можно об

    Задание 9. Используя набор карточек со статьями из Конвенции о правах ребенка, выберите те из них, которые можно иллюстрировать примерами из фильма. Проанализируйте эпизоды из фильма, которые иллюстрируют статьи конвенции.

    Обсуждаются вопросы:

    • Осознают ли взрослые- педагоги, родители, в каких ситуациях происходит нарушение прав человека?
    • Влияют ли эти нарушения на жизнь детей? На жизнь всей школы?

    Ведущий: История учеников школы Вади кажется далекой от нас. Но и у нас в стране. В нашем городе вполне возможны нарушения прав детей сталкиваются дети. Я предлагаю обсудить возможные примеры проявления дискриминации и вместе поискать выходы из них.

    Задание 10. Упражнение «Как поступить»

    Разделите участников на пары. Каждая пара получает одну карточку. Участники должны рассмотреть ситуации, выбрать самый подходящий и самый неподходящий вариант поведения.

    • Каждая пара делает презентацию своей ситуации. Рассказывает о возможных вариантах и о тех, которые были выбраны. Группа комментирует. После этого вся группа должна ответить на вопросы:
    • что выиграют в каждом из выбранных вариантов те, кто вовлечен в ситуацию?
    • что проиграют в каждом варианте те, кто вовлечен в ситуацию?
    • могут ли быть какие-то еще пути решения, кроме предложенных?
    • кто может помочь разрешить ситуацию?

    ситуация

    Варианты поведения

    В компании, в которой вы проводите свободное время, принято называть людей разными кличками. Кому-то достаются приятные клички, кому-то — не очень. Одного из ребят все называют "Толстый", хотя он несколько раз просил так его не звать. На самом деле его зовут Саша. Вы называете его по имени, но все кричат "Какой он Саша, он — Толстый!".

    • Станете тоже называть его "толстый", иначе все могут начать смеяться над вами?
    • Будете называть его по имени. Вам наплевать на мнение окружающих.
    • Попробуете объяснить всем, что называть людей обидными кличками — глупо.

    В вашем дворе живет девочка — инвалид. Она передвигается с помощью инвалидного кресла. Вчера вы встретили ее во дворе. Она пригласила вас к себе на день рождения. Вы:

    • откажетесь. Зачем вам общаться с инвалидами?
    • согласитесь, но потом не пойдете. Наверняка там будет скучно.
    • пойдете и приведете с собой сестру.

    Аня — очень странная. Никто в классе не хочет с ней общаться, потому что она одевается не так, как все остальные и вообще какая-то непонятная. На этой неделе вы готовитесь к школьному конкурсу спектаклей. Аня пришла к вам и попросила тоже принять участие в качестве художника. Она, правда, отлично рисует, но все ваши друзья не хотят, чтобы она вошла в группу. Вы — руководитель группы

    • Несмотря на протесты друзей разрешить Ане стать вашим художником.
    • Разрешить Ане участвовать, но дать ей какую-нибудь черную работу, которую никто другой не хочет выполнять.
    • Найти предлог, чтобы не разрешить Ане участвовать.

    · На стене школьного туалета вы увидели свастику.

    · Пройду мимо и не замечу

    · Напишу рядом "смерть всем черным"

    · Незаметно сотру ее

    · Вместе с друзьями начну в школе кампанию против нацистских символов

    В вашей школе стало модно быть скинхедом и нацистом

    • Тоже побрею голову и стану носить свастику. Это красиво и все так делают.
    • Не буду обращать на происходящее внимание
    • Объясню друзьям и всем остальным, что значит это движение. Организую показ фильмов на эту тему.

    Все вокруг смеются над армянами и рассказывают про них оскорбительные анекдоты. Мальчик-армянин, который учится в вашем классе, очень обижается. Анекдоты, правда, смешные.

    • Я тоже вспомню парочку анекдотов.
    • Объясню армянскому мальчику, что анекдот — это просто шутка.
    • Попрошу не рассказывать при мне оскорбительных анекдотов.

    Учитель по Гражданской Обороне рассказывает, что все арабы и вообще все мусульмане — террористы и поэтому мы должны их ненавидеть. Ваши действия:

    • Продолжу играть в "тетрис"
    • После урока объясню друзьям, что это — предрассудок.
    • Прямо на уроке возражу учителю.
    • Обращусь к директору школы.

    В вашем дворе живет черный мальчик. Его папа — из Нигерии. Вы с ним подружились. Но ваш папа узнал и не хочет, чтобы вы общались с негром, потому что это — опасно.

    • Я послушаюсь папу, все-таки он — взрослый
    • Я продолжу общаться со своим другом, но папе не расскажу.
    • Я попрошу разрешения пригласить друга в гости и познакомлю его с папой. Он поймет, что все нормально и проблема будет решена

    Обсуждение:

    • попросите участников вспомнить подобные ситуации, случавшиеся с ними в жизни;
    • как они вели себя в таких случаях?
    • что мешает нам иногда поступать так, как мы считаем правильным?
    • что (или кто) может помочь нам вести себя так, как мы считаем правильным?
    • что можно сделать, чтобы такие ситуации вообще не возникали вокруг нас?

    Ведущий: Современный мир становится все сложнее. И тем больше в нем возникает попыток дать простые ответы. Разделить, запретить, заставить, выгнать, спрятать, уничтожить, навязать свое и единственно верное. А могло бы быть — понять, договориться, принять, создать общее целое. С разных сторон как вавилонская башня крепнет и все выше становится ворох стереотипов и агрессии по отношению к иному, к специально выбранному и многие годы культивируемому образу врага — реального или вымышленного. Евреи против арабов, Америка против России, белые против черных, фашисты против антифашистов, народ против правительства, кошки против собак, деревья против цветов — сколько еще этих бесконечных и бессмысленных противостояний можно перечислить?

    И может ли каждый из нас противостоять этой агрессии?

    Сегодня у нас с вами есть возможность поговорить с представителем правозащитной организации, которая занимается защитой прав людей в нашем городе.

    Задание 10. Пресс-конференция с представителем правозащитной организации.

    Ведущий: ученики школы Вади в чем-то походи на героев книги Лукьяненко. Они — по сути дела заложники игры, которую ведут взрослые. И только им принадлежит выбор- станет их меч стальным, или останется игрушечным.

    И такой выбор рано или поздно придётся сделать очень многим из нас.

    Задание 11.Идеи к продолжению действий

    Узнайте, есть ли у вас в городе национальные диаспоры и общины . Посетите их, попросите представителей народов прийти к вам школу, объединение. Пусть они расскажут о своих традициях, обычаях, о трудностях, с которыми они возможно встречаются.

    Узнайте, есть ли в вашем городе переселенцы. Организуйте акции помощи этим людям( например, по изучению языка, консультаций для детей и пожилых людей).

    Стремитесь к личной толерантности в любых ситуациях, не допускайте проявления неуважения к другим народам в жизни, в школе, на улице.

    Стремитесь к изучению культуры и народов разных народов, к изучению документов о правах человека. Подготовьте и проведите в разных классах уроки. Беседы о правах человека, о недопустимости дискриминации и геноцида.

    Напишите сочинение- исследование «Что я знаю об …». Подготовьте выступления по истории и культуры какого-либо народа, о примерах нарушения прав детей.

    Познакомитесь ( через социальные сети) со школьницами из других стран, пригласите их к участию в переписке и общению. Организуйте совместную культурно-образовательный проект, игру, акцию.

    Домашнее задание. Посмотрите фильмы( на выбор)

    Напишите эссе по фильму, обосновывая тот или иной выбор героев. Как поступили бы вы в ситуации героев?

    Приложения

    Приложение 1.

    Статья 1. Право на равенство

    Ты рожден свободным и равным в своем достоинстве и правах с другими людьми. Ты наделен

    умением думать и отличать плохое от хорошего. Ты должен относиться к другим с дружелюбием.

    Статья 2. Свобода от дискриминации

    Ты имеешь право на все права человека в независимости от твоей расы, цвета кожи, пола, языка,

    религии, мнений, семьи, социального и экономического положения, места рождения и национальности.

    Статья 3. Право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность.

    Ты имеешь право жить, быть свободным и чувствовать себя в безопасности.

    Статься 4. Свобода от рабства.

    Ни у кого нет права обращаться с тобой как с рабом, и ты не можешь содержать кого-либо в

    рабстве.

    Статья 5. Свобода от пыток и унижающего достоинство обращения

    Ни у кого нет права тебя пытать, делать тебе больно или унижать тебя.

    Статья 6. Право на признание право субьектности.

    Ты имеешь право быть признанным везде как личность согласно закону.

    Статья 7. Право на равенство перед законом.

    Ты имеешь право на равную защиту закона без какой-либо дискриминации.

    Статья 8. Право на восстановление в правах компетентными судами

    Если твои права были нарушены, ты имеешь право на справедливых и компетентных судьей

    для восстановления твоих прав.

    Статья 9. Свобода от произвольного ареста и изгнания

    Ни у кого нет права тебя арестовать, посадить в тюрьму или заставить покинуть свою страну без достаточных оснований.

    Статья 10. Право на гласное справедливое судебное разбирательство

    Если тебя обвиняют в преступлении, ты имеешь право на справедливое и публичное судебное разбирательство.

    Статья 11. Право считаться невиновным до тех пор, пока виновность не будет доказана

    1. Ты должен считаться невиновным до тех пор, пока во время справедливого судебного разбирательства не будет доказано, что ты виновен.

    2. Тебя не могут наказать за совершение деяния,

    которое во время его совершения не считалось преступлением.

    Статья 12. Свобода от вмешательства в личную и семейную жизнь, посягательства на неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции

    Никто не имеет права вредить твоей репутации, а также входить в твой дом и читать твои письма

    без разрешения. Ты и твоя семья имеют право на защиту от незаконного посягательства на вашу

    честь и репутацию.

    Статья 13. Право на свободу передвижения

    1. Ты имеешь право перемещаться внутри страны по твоему усмотрению

    2. Ты имеешь право уехать из своей страны в другую, и у тебя должно быть право вернуться в свою собственную страну, если ты этого хочешь.

    Статья 14. Право на защиту в другой стране

    1. Если кто-то угрожает нанести тебе вред, ты имеешь право уехать в другую страну и просить там защиты в качестве беженца.

    2. Ты теряешь это право, если ты совершил серьезное преступление.

    Статья 15. Право на гражданство и на его изменение

    1. Ты имеешь право принадлежать к стране и иметь гражданство.

    2. Никто не имеет права лишить тебя гражданства без веских оснований. Ты имеешь право сменить свое гражданство по твоему усмотрению.

    Статья 16. Право вступать в брак и основывать семью

    1. Когда ты достигнешь брачного возраста, ты имеешь право вступать в брак и создавать

    семью без каких-либо ограничений по признаку расы, национальности или религии. Оба партнера имеют одинаковые права в браке и после его расторжения.

    2. Тебя не должны принуждать вступать в брак.

    3. Семья является основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны государства.

    Статья 17. Право владеть имуществом

    1. Ты имеешь право владеть имуществом.

    2. Никто не имеет права лишить тебя имущества без веских оснований.

    Статья 18. Право на свободу мысли и религии

    Ты имеешь право на свободу мысли и выбора религии. Ты имеешь право исповедовать свою

    религию или веру, также как и менять их

    Статья 19. Свобода убеждений и информации

    Ты имеешь право иметь свое собственное мнение и выражать его. У тебя должно быть право разделять свое мнение с другими, включая людей из других стран при помощи любого метода.

    Статья 20. Право на свободу мирных собраний и ассоциаций

    1. Ты имеешь право на свободу мирных встреч с другими людьми.

    2. Никто не может заставить тебя вступить в какую-либо ассоциацию.

    Статья 21. Право принимать участие в управлении своей страной и на участие в свободных выборах.

    1. Ты имеешь право принимать участие в управлении своей страной либо путем занятия должности, или выбирая кого-то представлять твои интересы.

    2. Ты и каждый человек имеет право равного доступа к государственной службе в своей

    стране.

    3. Правительства должны регулярно избираться в ходе справедливого и тайного голосования.

    Статья 22. Право на социальное обеспечение

    Общество, в котором ты живешь, должно обеспечить тебе социальную безопасность и права, необходимые для поддержания твоего достоинства и развития личности.

    Статья 23. Право на свободный выбор работы и участие в профсоюзах

    1. Ты имеешь право на труд, на свободный выбор работы и работу в благоприятных условиях.

    2. Те, кто делают одинаковую работу, должны получать одинаковую оплату.

    3. У тебя должна быть возможность зарабатывать достаточно для жизни и поддержки

    твоей семьи.

    4. Все работающие люди имеют право объединиться в ассоциации для защиты своих интересов.

    Статья 24. Право на отдых и досуг

    Ты имеешь право на отдых и досуг. Твой рабочий день не должен быть слишком длинным, и у

    тебя должно быть право на регулярный оплачиваемый отпуск.

    Статья 25. Право на достойный уровень жизни

    1. Ты имеешь право на вещи, обеспечивающие тебе и твоей семье здоровый и благоустроенный образ жизни, включая пищу, одежду, жилище, медицинское и социальное обслуживание.

    2. Мамы и дети имеют право на особую заботу и помощь.

    Статья 26. Право на образование

    1. Ты имеешь право учиться в школе. Начальное образование должно быть обязательным

    и бесплатным. У тебя должна быть возможность получить профессию и продолжать

    учиться, согласно твоим желаниями и возможностям.

    2. В школе у тебя должна быть возможность развить все свои таланты, научиться уважать

    других в независимости от их расы, религии или национальности.

    3. Твои родители должны иметь право решать о виде образования для тебя.

    Статья 27. Право участвовать в культурной жизни общества

    1. Ты имеешь право участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством и

    пользоваться благами научного прогресса.

    2. Если ты художник, писатель или ученый, твоя работа должна быть защищена, и ты должен

    быть в состоянии получать от этого выгоду.

    Статья 28. Право на социальный порядок Ты имеешь право жить в мире, где ты и все люди

    могут пользоваться правами и свободами, изложенными в Декларации.

    Статья 29. Обязанности перед обществом

    1. Полное и свободное развитие твоей личности возможно лишь в твоем обществе, и

    у тебя обязанности по отношению к этому обществу.

    2. Закон должен гарантировать права человека.

    Он должен позволять уважать других и пользоваться уважением.

    3. Права и свободы, изложенные в этой декларации, должны поддерживать цели и принципы Организации Объединенных Наций

    Статья 30. Свобода от вмешательства в осуществление прав, изложенных в

    Декларации

    Никакой человек, группа или государство где-либо в мире не имеют права заниматься

    деятельностью, которая была бы направлена на уничтожение прав и свобод, изложенных в этой Декларации.

    Приложение 2

    Информационные материалы.

    Арабо-Израильский конфликт

    Арабо-израильский, или как его часто называют, Ближневосточный конфликт, является самым длительным из всех неурегулированных конфликтов в мире. Его начало относится к 40‑м годамXXвека и связано с проблемой создания в Палестине еврейского и арабского государств. Такое решение было принято Генеральной Ассамблеей ООН 29 ноября 1947 года. Однако это решение изначально было отвергнуто и соседними арабскими государствами, и арабским населением самой Палестины. Арабы принципиально не признавали идею возвращения евреев в Палестину, считая эту территорию своей

    Первая война

    29 ноября 1947 годаГенассамблея ООН проголосовала за создание двух государств – еврейского и арабского – на Западном берегу реки Иордан (Резолюция № 181). Еврейское население приветствовало этот план, арабское – отвергло: территория еврейского государства оказалась намного больше.

    14 мая 1948 годаеврейский Национальный совет провозгласил создание Государства Израиль.

    В ночь на 15 мая египетские самолеты подвергли бомбардировке Тель- Авив. Армии пяти арабских стран численностью в 30 тысяч человек начали военные действия против только что провозглашенного государства. 31 мая из военизированных формирований «Хагана» (Организация обороны), «Эцел» (Национальная военная организация) и «Лехи» (Борцы за свободу Израиля) была создана Армия обороны Израиля (ЦАХАЛ), противостоявшая войскам Сирии, Египта, Трансиордании, Ливана, Ирака, Саудовской Аравии и Палестинской армии.

    В первые месяцы 1949 года под эгидой ООН были проведены переговоры между всеми воюющими странами. В феврале 1949 года на острове Родос было заключено египетско-израильское перемирие, к которому присоединилась Трансиордания

    20 июля соглашение перемирии было достигнуто между Израилем и Сирией. Соглашение о перемирии вступило в силу 17 июля в Иерусалиме, а во всей стране – 18 июля. В результате прибрежная полоса, Галилея и вся пустыня Негев отошли к Израилю; полоса Газы – к Египту. Территория Палестины к западу от реки Иордан, не занятая израильскими войсками, оказалась под контролем Трансиордании, которая, присоединив эту территорию к себе в апреле 1950 года, получила свое современное название — Иордания. Город Иерусалим поделили на две части: западная досталась Израилю, а восточная отошла Иордании. В восточной части оказался Старый город с Храмовой горой — святым местом трех мировых религий: христианства, ислама и иудаизма. Палестинское арабское государство так и не было создано. Арабские государства продолжали считать себя находящимися в состоянии войны с Израилем; само существование Израиля рассматривалось ими как "агрессия".

    Вторая арабо-израильская война 1956 г."Суэцкая кампания"

    Напряженность в регионе резко возросла в октябре 1956 года в связи с вопросом о будущем Суэцкого канала, который был национализирован Египтом 26 июля того же года. Акционеры канала — Франция и Великобритания — приступили к подготовке военной операции "Мушкетер" — в качестве основной ударной силы должен был выступить Израиль.

    29 октября 1956 года Израиль начал операцию против Египта на Синайском полуострове. На следующий день Англия и Франция начали бомбить Египет через неделю вошли в Порт-Саид. Кампания кончилась 5 ноября, когда израильские войска заняли Шарм‑аш‑Шейх. Под контролем Израиля оказался почти весь Синайский полуостров, а также Газа.

    Но действия Англии, Франции и Израиля подверглись резкому осуждению со стороны обеих сверхдержав, СССР и США. Советский Союз пригрозил направить в зону Суэцкого канала своих добровольцев.. К началу 1957 года англо-французские войска были выведены из зоны Суэцкого канала, а израильские — с Синайского полуострова. На Синае вдоль египетско-израильской границы и в порту Шарм-аш-Шейх были размещены силы ООН.

    Третья арабо‑израильская война ("шестидневная война")

    Война, известная как "шестидневная", началась 5 июня 1967 года. Египет, Сирия и Иордания стянули свои войска к границам Израиля, изгнали миротворцев ООН и заблокировали вход израильским кораблям в Красное море и Суэцкий канал. По соотношению сил арабы превосходили израильтян в личном составе в 1,8 раза, в танках – в 1,7 раза, в артиллерии — в 2,6 раза, в боевых самолетах – в 1,4 раза. Израиль предпринял упреждающее наступление; за один день израильские ВВС полностью уничтожили боевую авиацию Египта и большинство сирийских самолетов. Потеряв 679 человек, Израиль приобрел весь Синайский полуостров, Голанские высоты и взял под контроль Иудею и Самарию. Весь Иерусалим принадлежал Израилю.

    Четвертая война 1969-1970 гг. ("война на истощение")

    Была начата Египтом с целью возвращения Синайского полуострова, захваченного Израилем в ходе Шестидневной войны в 1967 года. Имели место артиллерийские перестрелки, рейды через Суэцкий канал, воздушные бои. Война велась с переменным успехом и после дипломатического вмешательства США была закончена. В 1970 году было подписано соглашения о прекращении огня без территориальных изменений у сторон конфликта.

    Пятая война 1973 года ("война Судного дня")

    6 октября, в Судный день, самый святой день еврейского календаря, Египет напал на Синай, а Сирия – на Голанские высоты. Успешное наступление арабов в первые дни сменилось отступлением их к концу недели. Несмотря на значительные потери, нападение египетской и сирийской армий было успешно отражено ЦАХАЛем, после чего войска вернулись на прежние позиции.

    После этого при посредничестве СССР и США 23 октября было достигнуто соглашение о прекращении огня как на синайском, так и на сирийском фронте. В ходе войны погибло более 8,5 тысячи арабов и более 2,8 тысячи израильтян.

    В январе 1974 года израильские войска покинули западный берег Суэцкого канала и Эль-Кунейтру, сохранив, однако,контроль над Голанскими высотами . В марте 1979 года вступил в силу египетско-израильский мирный договор, заключенный при посредничестве президента США Джимми Картера президентом Египта Анваром Садатом и премьер-министром Израиля Менахемом Бегином. Израиль ушел с Синая, сохранив под своим контролем лишь сектор Газа.

    Шестая (ливанская) война 1982 года под кодовым названием"Мир для Галилеи"

    Израиль ставил задачей уничтожение террористов из ООП: базировавшиеся в Южном Ливане террористы ООП постоянно обстреливали Галилею. Поводом послужило убийство 3 июня палестинскими террористами израильского посла в Лондоне.

    Наступление началось 5 июня, в 15-ю годовщину Шестидневной войны. Израильские войска нанесли поражение сирийской армии, палестинским формированиям и их ливанским союзникам, захватили города Тир и Сидон, а также вошли в столицу страны Бейрут. Во время этой войны погибли 600 израильских солдат, но поставленная Израилем цель — уничтожение ООП — не была достигнута. После захвата израильтянами Бейрута президентом Ливана был избран израильский ставленник ливанский христианин Башир Жмайель. Он обещал подписать после вступления в должность мирный договор с Израилем, но вскоре был убит просирийскими исламскими террористами. Его сторонники с разрешения израильского командования вошли в лагеря палестинских беженцев Сабра и Шатила — якобы для того, чтобы уничтожить террористов ООП, устроили там резню, убив около тысячи человек. Боевиков среди них было ничтожное количество.

    В 1985 году Израиль вывел войска с большей части территории Ливана, кроме буферной зоны, которая оставалась под израильским контролем до 2000 года.

    В 1993 году в Осло было достигнуто соглашение о взаимном признании ООП и Израиля как партнеров по переговорам. Руководство ООП официально объявило о своем отказе от терроризма. В том же году состоялась встреча лидера ООП Ясира Арафата с израильским премьер-министром Ицхаком Рабином.

    В 1994 году было заключено соглашение о первой фазе установления самоуправления на части палестинских территорий. В 1995 году в Осло подписано очередное соглашение о принципах самоуправления в секторе Газа и на Западном берегу реки Иордан и о выводе израильских войск из нескольких палестинских городов.

    В 1999 году на территории Западного берега реки Иордан и в секторе Газа была создана Палестинская национальная автономия, над частью которой палестинцы получили полный контроль. На этой части был сформирован вооруженный корпус палестинской полиции и палестинская администрация.

    С целью решения арабо-израильского вопроса в последние годы созывалось немало международных конференций: Мадридская конференция в 1991 году, конференция в Осло (1993), конференция в Кемп‑Дэвиде (2000), принятие "квартетом международных посредников" (США, ЕС, ООН, Россия) плана "Дорожная карта" в апреле 2003 года.

    В 2006 году Лига арабских государств (ЛАГ) выдвинула свой план решения ближневосточного конфликта: признание арабскими государствами права Израиля на существование, отказ от насильственных акций с обеих сторон, признание палестинской стороной всех предыдущих соглашений, отвод израильских войск к границам 1967 года и возвращение палестинских беженцев. Однако урегулирование конфликта с мертвой точки не сдвинулось.

    В 2005 году в результате плана премьер-министра Ариэля Шарона по одностороннему размежеванию, Израиль вывел из Сектора Газа войска и уничтожил все еврейские поселения. Также были разрушены 4 поселения в северной части Самарии. В результате вооруженного переворота, власть внутри зоны была захвачена у ФАТХ радикальным палестинским движением ХАМАС.

    Вторая Ливанская война (в арабском мире -"Июльская война") 2006 года

    Вооруженное столкновение между государством Израиль, с одной стороны, и радикальной шиитской группировкой "Хезболла", фактически контролировавшей южные районы государства Ливан, с другой стороны, в июле – августе 2006 года.

    Конфликт был спровоцирован 12 июля ракетно-минометным обстрелом укрепленного пункта "Нурит" и приграничного населенного пункта Шломи на севере с одновременным нападением на пограничный патруль Армии обороны Израиля на израильско-ливанской границе боевиками "Хезболлы". В ходе наземной операции армии Израиля удалось продвинуться вглубь ливанской территории на 15-20 км, выйти к реке Литани и в значительной степени зачистить оккупированную территорию от боевиков "Хезболлы". Кроме того, боевые действия на юге Ливана сопровождались непрерывными бомбардировками населенных пунктов и объектов инфраструктуры на всей территории Ливана. Боевики "Хезболлы" в течение месяца проводили беспрецедентный по масштабам массированный ракетный обстрел северных городов и поселений Израиля.

    Боевые действия продолжались с 12 июля по 14 августа 2006 года, когда в соответствии с резолюцией Совета безопасности ООН было объявлено прекращение огня.

    В октябре 2007 года Израиль объявил сектор Газа"враждебным государственным образованием" и приступил к его частичной экономической блокаде, периодически отключая подачу электроэнергии, прекращая снабжение энергоносителями и т.д.

    В ноябре 2007 года в американском городе Аннаполис прошла встреча по ближневосточному урегулированию на которой, в частности, была достигнута предварительная договоренность о проведении в течение года конструктивных переговоров по вопросу создания независимого палестинского государства. ( с сайта http://ria.ru/politics/20081229/158280840.html )

    Ханука

    Еврейский праздник свечей, которые зажигают в честь чуда, происшедшего при освящении Храма после победы войска Иегуды Маккавея над войсками царя Антиоха в 164 году до нашей эры.

    В 332 году до н.э. Иудея добровольно перешла под власть Александра Македонского, который придерживался политики невмешательства в религиозную жизнь евреев. После смерти Александра в 323 году до н.э. и множества войн, которые вели между собой его наследники, к власти пришла египетская династия Птолемеев и последующее столетие прошло в состоянии относительной стабильности.В 198 году до н.э. Птолемеи были разгромлены Селевкидами (ассирийскими греками), в руки которых попала и Иудея. Поначалу общая ситуация казалась неизменной и даже отчасти улучшилась. Евреи получили письменные гарантии, подтверждающие их право жить «по законам своих отцов», и налоговое бремя было несколько уменьшено. Но затем Селевкиды начали предпринимать попытки эллинизировать евреев. Греческая философия и культура постепенно стали проникать в еврейскую среду.

    В 175 году до н.э. к власти пришел Антиох Епифан, при нем эллинизация негреческого населения приобрела особо жесткие формы. Тора стала запретной книгой, соблюдение еврейских законов — серьезным преступлением, повсюду были установлены идолы. Антиох дал свое имя Иерусалиму, храмовые сокровища были конфискованы, а сам Храм разграблен.В ответ в Иудее началось восстание под предводительством семьи Маккавеев. По сравнению с войском Антиоха, повстанческая армия была малочисленна, плохо вооружена и подготовлена. Возглавлявший армию Иегуда Маккавей, понимая это, избегал открытых сражений, не давая противнику возможности воспользоваться численным преимуществом. Нападая на отдельные отряды греков, повстанческая армия одерживала одну победу за другой. За три года она вытеснила завоевателей с территории страны и освободила Иерусалим, доказав, тем самым, что высокая цель и сила духа порой имеют решающее значение.

    Предание гласит, что поднявшись на Храмовую гору, евреи нашли в Храме масло для лампад, достаточное для поддержания огня лишь в течение одного дня. Однако чудесным образом огонь в золотой меноре горел целых восемь дней, в течение которых приготовили новые запасы масла. Так был заново освящен Храм. В память об этом событиив праздник каждый вечер зажигают свечи: одну — в первый день праздника, две — во второй, три — в третий и так далее, до восьми, используя для этого, как правило, специальный подсвечник — ханукию. Еврейская мудрость гласит: «Немного света достаточно для того, чтобы рассеять большую тьму».

    В Хануку у детей каникулы, принято дарить им игрушки и давать деньги. О давних событиях напоминает также игра в ханукальный волчок, на каждой из четырех граней которого написана первая буква слов фразы «Чудо великое было здесь» (если дело происходит в Израиле) или «Чудо великое было там» (в диаспоре)( с сайта http://www.calend.ru/holidays/0/0/626/ )

    Рамадан

    РАМАДАН (Рамазан), девятый месяц мусульманского календаря, месяц поста. Согласно исламской традиции, в этот месяц пророку Мухаммаду было передано через ангела Джибриля (библейского архангела Гавриила ) первое божественное откровение. Это произошло в 610, когда Мухаммед находился в пещере Хира под Меккой, где он часто уединялся для религиозных бдений. Это и последующие откровения, полученные Мухаммедом, составили священную книгу ислама – Коран.

    Пост (араб. «саум», перс. «рузе», также «ураза») в рамадан – одна из главных обязанностей каждого верующего мусульманина. Он предписан, чтобы укрепить мусульман в самодисциплине и точном исполнении наказов Аллаха. В течение дня запрещено пить, есть, курить благовония, вкушать удовольствия и предаваться развлечениям; дневное время должно быть посвящено работе, молитвам, чтению Корана, благочестивым размышлениям и поступкам, благотворительности. Кроме обычных 5 молитв каждую ночь совершается дополнительная молитва-намаз (таравих), обычно вскоре после вечерней, пятой молитвы (салят аль-иша). Последние 10 дней и ночей рамадана должны отличаться особо интенсивной благочестивой деятельностью, включая ознаменование ночи получения пророком первого откровения (Ночи могущества). Принимать пищу и пить разрешается лишь после захода солнца и до его восхода. От поста в рамадан освобождаются больные, дети, люди, находящиеся в пути, воины, участвующие в боевых действиях и т.д., однако невыполненный пост должен быть возмещен в другое время. По утверждению мусульманских богословов, в дни рамадана Аллах одаривает вознаграждением верующего за каждое совершенное им благодеяние.

    Окончание месяца рамадан и поста отмечается вторым по значению из мусульманских праздников – ид аль-фитр (праздником разговенья; по-тюркски: рамазан-байрам), который начинается с заходом солнца в последний день рамадана и отмечается 1-го и 2-го числа следующего за рамаданом месяца шавваль. В эти дни мусульманин должен размышлять о духовных ценностях, обретенных за время рамадана. Праздник является для мусульман днем спасения от ада, вознаграждения, рукопожатия с ангелами, примирения обиженных, посещения старших и обездоленных.

    Обряд праздника начинается с особой общей молитвы – намаза в мечети; руководит ею имам-предстоятель, самый образованный и верующий. По окончании молитвы имам просит Аллаха о принятии им поста, прощении грехов и благоденствии. После этого верующие, перебирая четки-тасбих, коллективно читают зикр – слова ритуального поминания Аллаха. Зикр совершается по особой формуле и особым образом, вслух или про себя и сопровождается определенными телодвижениями.

    За молитвой следуют праздничная трапеза и раздача милостыни бедным (закят уль-фитр или садакат уль-фитр). Закят уль-фитр (налог-милостыня) взимается с каждого взрослого члена семьи в день окончания поста в дни месяца рамадан и предназначен для раздачи милостыни в дни ид аль-фитр. Он взимается лишь с имущих мусульман, и среди мусульманских и богословов нет единого мнения относительно его размера и видах облагаемого налогом имущества. Саадака(т) рассматривается как добровольное пожертвование-милостыня. Он может передаваться прямо дарителем или распределяться через авторитетных духовных лиц. Многие мусульманские идеологи рассматривают закят как способ перераспределения доходов на принципах исламской социальной справедливости.

    В большинстве мусульманских стран в дни ид аль-фитр принято посещать могилы предков. Со второго дня ид аль-фитра начинается 6-дневный пост месяца шавваль.

    Интернет-ресурсы: www.islam.ru

    День скорби Накба

    Накбав переводе с арабского означает «потрясение», «катастрофа», или «катаклизм». Ряд арабских и радикально-левыхисточников использует это слово применительно к последствиям арабо-израильской войныи, в ходе которых приблизительно 725000 палестинских арабов были вынуждены покинуть свои дома).

    Израильскийисторик Илан Паппесчитает, что терминНакбабыл применен, «по понятным причинам, как попытка противопоставить моральному весу еврейского Холокоста „(Шоа)“». Паппе также пишет, что терминНакбаимеет ускользающий смысл, поскольку не определяет, кто или что вызвало «катастрофу», и «он в определённом смысле мог содействовать продолжающемуся отрицанию миром этнической чистки в Палестине в 1948 году и в последующее время»

    Ежегодн15 мая палестинские арабы отмечают День Накба. В этот день в определенное время палестинцы соблюдают минуту молчания в память о прошедших событиях, в этот же день организовываются марши и демонстрации. Символом Накбы являютсяКлючи, которые для палестинских беженцев символизируют право на возвращение в свои дома и деревни, находящиеся на терроритории современного Израиля. По палестинским данным после 1948 года 418 палестинских деревень были разрушены.

    Палестинские беженцы—арабскиебеженцы, покинувшие частиПалестины, перешедшие под контроль Израиля в ходеарабо-израильской войны 1947—49 гг.и позже в ходеШестидневной Войны 1967 года. По определениюООНпалестинскими беженцами являются:

    «Лица, чьим обычным местом жительства в период между июнем 1946 и маем 1948 года или в июне1967 годабыла Палестина, и которые потеряли свои дома и средства к существованию в результате арабо-израильского конфликта 1948 года.»

    В настоящее время ООН зарегистрировано 4.7 миллиона лиц, являющихся палестинскими беженцами (статус беженца переходит от родителей к детям).

    Они переселились на оставшиеся не захваченными Израилем территории, из предназначенных той же резолюцией для арабского государства (их площадь составляла после войны 22% от территории Палестины и примерно 50% от площади предполагаемого арабского государства). Около 200 тысяч беженцев осели на территорииИудеииСамарии(Западный берег реки Иордан), оккупированныеТрансиорданией, около 190 тыс.— всекторе Газа, оккупированномЕгиптом.

    Часть палестинских арабов эмигрировала в другие арабские государства: около 70 тысяч поселились в самой Иордании, ещё около 100 тысяч— вЛиванеи примерно 75 тысяч— вСирии.В Израиле (в границах линии прекращения огня1949 года) остались лишь около 160 тыс. арабов.Следует отметить, чтоПлан ООН по разделу Палестиныне предусматривал обмена населением между предполагаемыми арабским и еврейским государствами в Палестине.

    В ходеШестидневной Войны1967 годаболее 300000 беженцев покинули оккупированные Израилем Сектор Газа и Западный берег Иордана и переселились в Иорданию и Сирию. Из этих людей, 120000 человек составляли беженцы, до этого бежавшие с территорий, занятых Израилем в1948 году.

    Существуют две крайне противоположенные точки зрения на причину исхода арабских беженцев. Согласно традиционной израильской историографии, более 75% беженцев покинули места жительства добровольно по призыву арабских лидеров, чтобы не мешать действиям арабских армий. Лишь около 25% беженцев по израильской версии покинули дома по принуждению израильской армии.

    Согласно палестинской и арабской историографии большинство беженцев было изгнано из своих домов израильской армией насильно. Этот процесс имел целенаправленный характер и имел своей целью этническую чистку территории.

    Современные историки, в частности, один изновых израильских историков,Бенни Моррис, считают, что имели место оба эти процесса.

    ( с сайта http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%D0%BA%D0%B1%D0%B0 )

    День Независимости в Израиле

    День независимости в Израиле национальный праздник Израиля, отмечаемый ежегодно в день провозглашения Государства Израиль иДекларации независимости Израиля(5ияра5708 г. — 14 мая 1948 г.). В 1949 г.Кнесетпринял закон, объявляющий День независимости Израиля нерабочим днем; если 5 ияра (см.Календарь) выпадает на пятницу илисубботу, празднование переносится на четверг. День независимости Израиля отмечается непосредственно вслед заДнем памяти павших воинов Израиля(Иомха-зиккарон — 4 ияра).

    Праздник начинается с заходом солнца на исходе 4 ияра. На горе Герцля в Иерусалиме(где находится могилаТ. Герцля, а также могилы В. Жаботинского,президентов и глав правительств Израиля) зажигаются 12 факелов, символизирующих 12колен Израилевых. Первый факел зажигает председатель Кнесета, остальные — специально выбираемые представители, участвовавшие в разные периоды в борьбе еврейского народа за становление государства и сохранение государственной и национальной независимости. Церемония завершается орудийным салютом (число залпов соответствует числу лет независимости) и фейерверком.

    Первые 20 лет День независимости Израиля отмечался военным парадом поочередно в основных городах страны, в последний раз — в воссоединенном Иерусалиме в 20-ю годовщину независимости (1968); затем парад был отменен. В день праздника на торжественном приеме в президентском дворце приносят поздравления президенту государства главы иностранных представительств. Президент устраивает также особый прием для воиновАрмии обороны Израиля, отличившихся при выполнении своего боевого долга, а также граждан, внесших особый вклад в различные сферы жизни страны. Министр образования и культуры на торжественной церемонии вручаетГосударственную премию Израиля. Проводится транслируемый по телевидению финальный этап ежегодного Международного конкурса знатоковБиблиидля старших школьников, в котором участвуют как израильтяне, так и победители отборочных конкурсов из других стран. Проводятся также спортивные состязания, представления, торжественные шествия и танцевальные выступления, художественные выставки и фестиваль еврейской песни; тысячи израильтян выезжают на природу, внациональные парки. с сайта http://www.eleven.co.il/article/129440

    Холокост

    Холоко́ст(отангл.holocaust, издр.-греч.ὁλοκαύστος— «всесожжение»)— преследование и массовое уничтожениееврееввГерманииво время Второй мировой войны; систематичноепреследование и уничтожение европейских евреевнацистской Германиейиколлаборационистамина протяжении1933—1945годов. Наряду сгеноцидом армян в Османской империисчитается одним из самых известных примеровгеноцидавXX веке.

    Шоа́(ивр.שׁוֹאָה‎— бедствие, катастрофа)— термин, употребляемый евреями на иврите и реже на некоторых других языках для обозначения политики немецких нацистов по планомерному уничтожению еврейского этноса; заменяет (наряду с термином «Катастрофа») собой менее корректный термин «холокост».

    По критериям израильского Института Катастрофы и героизмаЯд ва-Шем, жертвами Шоа считаются те, «кто жил на оккупированных территориях в условиях нацистского режима и был уничтожен/погиб в местах массовых расстрелов, в лагерях, гетто, в тюрьмах, в убежищах, в лесах, а также убит при попытке сопротивления (организованного или нет), как участник партизанского движения, подполья, восстания, при попытке нелегального пересечения границы или бегства, от рук нацистов и/или их пособников (включая местное население или членов националистических группировок)». Кроме того, в их число входят те, «кто находился на захваченных территориях и убит/погиб в результате прямого столкновения с вооруженными силами Германии и её союзников, в результате бомбежек, побега, во время эвакуации в 1941-42 гг.»]

    Традиционно жертвами Шоа считаются 6 миллионов евреевЕвропы.Это число закреплено в приговорахНюрнбергского трибунала. Тем не менее полного поимённого списка жертв не существует. К концу войны нацисты уничтожали даже следы от лагерей смерти; сохранились свидетельства о вывозе либо уничтожении уже захороненных останков людей перед приходом советских войск. В Национальном Мемориале Катастрофы (Шоа) и Героизма «Ядва-Шем» вИерусалимехранятся персональные документы, свидетельствующие о приблизительно 4 миллионах жертв, поимённо идентифицированных.Неполнота данных объясняется тем, что зачастую еврейские общины уничтожались целиком и не оставалось родных, близких, друзей, которые могли бы сообщить имена погибших. Война разбросала людей, и выжившие отказывались сообщать о своих родных как об умерших, надеясь на встречу с ними. Огромное количество людей было уничтожено на оккупированной территорииСССР, куда доступ зарубежным исследователям был закрыт и где говорили о погибших просто как о «советских гражданах», замалчивая их происхождение.

    Основной источник статистических данных о Катастрофе европейского еврейства— сравнение предвоенных переписей населения с послевоенными переписями и оценками. По оценкам«Энциклопедии Холокоста»(издана музеем Яд-Вашем), погибло до 3 миллионовпольскихевреев, 1,2 миллиона советских евреев (энциклопедия приводит раздельную статистику по СССР и странамПрибалтики), из них 140 тысяч евреевЛитвыи 70 тысяч евреевЛатвии; 560 тысяч евреевВенгрии, 280 тысяч—Румынии, 140 тысяч—Германии, 100 тысяч—Голландии, 80 тысяч евреевФранции, 80 тысяч—Чехии, 70 тысяч—Словакии, 65 тысяч—Греции, 60 тысяч—Югославии. ВБелоруссиибыло уничтожено более 800 тысяч евреев.

    Попытка установить точное число жертв «окончательного решения» сопряжена с чрезвычайными трудностями как из-за отсутствия проверенных данных о масштабах геноцида на ряде территорий (особенноВосточной Европы), так и по причине различного определения границ государств и понятия «гражданство».( с сайта http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D1%81%… )

    Использованы игры и упражнения из:

    · «Мир различий» Сборник упражнений для учащихся общеобразовательныхшкол Составители: Александр Аксельрод, Елена Любарская на сайте http://www.tolerance.ru/master-klass/met3-6.html

    · «Компас». Пособие по обучению правам человека с сайта http://eycb.coe.int/compass/ru/contents.html

    · «Компасито2 Пособие по обучению правам человека с сайта http://eycb.coe.int/compasito/ru/chapter_0/3_int.html

    Файлы: Час общения Тыртышная М.А..doc
    Размер файла: 278016 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология