Автор конспекта:
Автор(ы): — Задкова Анна Александровна

Место работы, должность: —

МОУ СОШ п. Алгайский, учитель географии

Регион: — Саратовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 5 класс

Предмет(ы): — География

Цель урока: —

образовательная – изучить взаимодействие человека и литосферы;

развивающая – развивать навыки публичного выступления, развивать устную речь, развивать навыки работы с географической картой;

воспитательная – экологическое воспитание.

Тип урока: — Комбинированный урок

Учащихся в классе (аудитории): — 20

Используемые учебники и учебные пособия: —

Летягин А.А. География. Начальный курс:5 класс. – М. : Вентана-Граф, 2012

Используемое оборудование: —

карточки с названиями форм рельефа на столах и на магнитной доске, проектор, экран, компьютер, выставка поделок из вторсырья, карточки самооценки, атласы для 5 класса(карта полушарий), атласы для 6 класса(карта России).

Используемые ЦОР: —

компьютерная презентация

Краткое описание: —

Урок общеметодологической направленности

Ход урока: 1. Организационный момент. 2. Поверка домашнего задания. А) Работа в группах(один у доски). На карточках понятия: горный хребет, гора, холм, котловина, овраг, низменность, долина. Какое одно понятие будет общим для всех? (рельеф) А что такое рельеф? А ещё мы можем разделить все эти понятия на две группы. Попытаемся это сделать. Как мы назовем эти группы?(выпуклые и вогнутые формы рельефа) Б) Обратимся к географической карте. Вспомним , как мы можем определить по карте, где на нашей планете выпуклые, а где вогнутые формы рельефа? В) демонстрация нивелира. Что за прибор у меня в руках? Для чего он нужен? Как им пользоваться? Какие минусы есть у этого прибора? (измерения не точны, с его помощью можно измерять небольшие холмы) Да, у этого прибора есть существенный недостаток – мы не можем измерить нивелиром высокие горные вершины. Однако человек изобрёл другие приборы и методики для того. Что бы точно определять высоту каждой точки нашей планеты. И теперь мы можем точно сказать, что высота горы Джомолунгма (Эвереста) составляет — ….. — а высота высочайшей горы России – Эльбруса – равна… 3. Активизация познавательной деятельности и определение темы урока. Не осталось на нашей планете ни одного места, где не ступила бы нога человека, где не оставил бы он свой след. Высочайшие вершины, глубокие впадины, самые отдалённые неприступные уголки Земли – везде человек считает себя хозяином. Слайд№1 . Прочтем эпиграф. Как понимаете вы эти слова? Человек не просто хозяин – он ещё и преобразует планету, изменяет её облик. Слайд№2. Ещё один наш эпиграф. О чем эти строки Тютчева? Слайд№3. Наш третий эпиграф. Итак, мы с вами на протяжении последних уроков изучали твердую оболочку Земли — …., и вот сегодня на нашем уроке звучат такие слова, вы можете предположить, как называется наша тема? Слайд№4 «Человек и литосфера» — тема нашего урока. 4. Изучение новой темы Да, сложны взаимоотношения человека и природы. Но самой первой принимает на себя удар человеческой деятельности, несомненно, литосфера – та оболочка, которая является домом для нас с вами. Вы согласны со мной, что литосфера – наш дом? -Почему? -Каким вы хотите видеть всегда ваш дом? -Но у нас не всегда это получается, к сожалению. Наша литосфера дает нам очень многое, она не только приютила нас, она нас ещё кормит, одевает и даже лечит, развлекает. Сейчас вы все поймете. Отгадаем несколько загадок: Что сперва в воде родится А потом воды боится. (Соль) Черён как ворон, А греет, как солнце. (Уголь) Белый как сахар но не сладкий Пока руки им не испачкаешь, Ума-разума не наберёшься. (Мел) Без неё не поедет На такси, ни мотоцикл, Не поднимется ракета. Отгадайте, что же это? (Нефть) Порода горного царства Из шпата, слюды и кварца. (Гранит) Если встретишь по дороге, То увязнут сильно ноги. А сделать миску или вазу – Она понадобится сразу. (Глина) Росли по болоте растения. Теперь это топливо и удобрения. (Торф) Он чёрный, блестящий, Людям помощник настоящий. Он несёт в дома тепло, От него в домах светло. Помогает плавить стали. Делать краски и эмали. (Уголь) Уголь, мел, нефть, глина – что это такое ? (полезные ископаемые) Слайд№5. Запишем в тетрадь это новое для нас понятие. Попытаемся сформулировать вместе с вами определение. Что такое полезные ископаемые? Полезные ископаемые – минералы и горные породы земной коры, которые человек использует в своей хозяйственной деятельности. Сверимся с определением, которое предлагает нам учебник, откроем стр.58. Россия очень богата самыми разнообразными полезными ископаемыми. А мы обратимся к карте Саратовской области. Слайд №6. -Где в Саратовской области добывают нефть? -Где в Саратовской области добывают газ? -А где бы вы построили кирпичный завод? (Новоузенский район) Слайд№7. В Новоузенском районе, где мы с вами живем, добывают глину, песок, мел и даже нефть. Добыча глины осуществляется открытым способом – карьерным. Так выглядит местность, где добывают глину. А вот как могла бы выглядеть эта же местность, если бы человек не начал разработку данного месторождения. Какой ландшафт нравится вам больше? Слайд№8. Обратимся к физической карте Саратовской области. Представьте, вы хотите открыть свое фермерское хозяйство — хотите заниматься земледелием. Посмотрите на карту – определите, где в Саратовской области рельеф будет наиболее благоприятствовать вашей затее. Объясните, почему вы так решили? Слайд№9. Так выглядит распаханное поле. А так могло бы выглядеть это же поле, если бы не вмешался человек. Какой ландшафт нравится вам больше? Да, равнинные территории весьма востребованы в человеческой деятельности. А горные массивы могут пригодиться человеку? И для чего? Слайд№10. Это ландшафт, преобразованный человеком – туристический городок в горной долине. А это природный ландшафт. Какой нравится вам больше? Слайд№11. Итак, перед вами те картинки, которые не очень нравятся нам. Но… скажите, может ли человек обойтись без полезных ископаемых, может ли он обойтись без сельскохозяйственных угодий, без санаториев, курортных зон? Конечно, человеку нужно питаться, необходимо производить одежду, строительные материалы, технику – и мы сегодня не можем отказаться от использования сельскохозяйственных земель, от добычи полезных ископаемых. В некоторых случаях мы можем заменить энергоносители — нефть, газ, уголь, на альтернативные источники энергии, но отказаться полностью от даров природы человечество пока не может. Поэтому на нашей планете все больше появляется ландшафтов, которые называются АНТРОПОГЕННЫЕ. Слайд№12. Запишем в тетрадь это понятие, попытаемся сформулировать его определение вместе. Антропогенные ландшафты – ландшафты, преобразованные человеком. Физминутка. Слайд№13 Ребята, а это тоже антропогенный ландшафт. Вам знакома такая картина? -Где вы её видели? -А без таких ландшафтов тоже жизнь человека невозможна? -Что нужно сделать, что бы такие ландшафты исчезли с лица Земли? -Что может предпринять каждый из нас? Слайд№14 Такая картина нравится нам гораздо больше. Кромсаем лёд, меняем рек теченье, твердим о том, что дел невпроворот… Но мы ещё придём просить прощенья у этих рек, барханов и болот, у самого гигантского восхода, у самого мельчайшего малька… Пока об этом думать неохота. Сейчас нам не до этого пока. Аэродромы, пирсы и перроны, леса без птиц и земли без воды… Всё меньше — окружающей природы. Всё больше — окружающей среды. Роберт Рождественский Вот так человек воздействует на литосферу. Но вспомним один из эпиграфов к нашему уроку – слова Ф. Энгельса. 5. Закрепление изученного материала Заполним схему. Для этой работы воспользуемся материалами учебника – параграф11, и картой атласа на стр31. «Влияние человека на природу», выдержки из статьи Вебера «Природа мстит человеку» 6. Рефлексия. Ответим на несколько вопросов: — о чем шла речь на нашем уроке? — что мы узнали нового? — что было трудно? — что было самым интересным? 7. Самооценка. Оцените свою работу по следующей схеме: — я сегодня без труда справился с работой по географической карте — я испытывал затруднения. Когда работал с географической картой -я не смог справиться с работой по географической карте -я хорошо знаю, понимаю и могу рассказать, что такое полезные ископаемые и антропогенные ландшафты — я не очень хорошо понимаю, с трудом смогу объяснить, что такое полезные ископаемые и антропогенные ландшафты — я не знаю и не понимаю, что такое полезные ископаемые и антропогенные ландшафты — я знаю, как взаимодействуют человек и литосфера -я не очень хорошо понимаю как взаимодействуют человек и литосфера — я не знаю, как взаимодействуют человек и литосфера

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология