Автор конспекта:
Автор(ы): — Балакирева Ольга Сергеевна

Место работы, должность: — МКОУ Бутурлиновская ООШ №3, учитель русского языка и литературы

Регион: — Воронежская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — высшее профессиональное образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 6 класс

Предмет(ы): — Литература

Цель урока: —

Воспитание чувства милосердия, любви к ближнему.

Тип урока: — Комбинированный урок

Используемые учебники и учебные пособия: —

1. Учебник-хрестоматия «Литература.7класс» Автор-составитель В.Я.Коровина. – М.,2010.

Используемая методическая литература: —

1. Турьянская Б.И., Комисарова Е.В., Холодкова Л.А.Литература в 7 классе: Урок за уроком. – М.,2009.

2. Миронова Н.А.Тематическое и поурочное планирование по литературе: 7-й класс. – М.,2009.

3.Уроки мысли и чувства. – Ч 3. – Воронеж,2000

Используемое оборудование: —

Оборудование: тексты Библии и рассказа «Юшка», плакат-словарь.

Краткое описание: — Тема« Человек, как звезда, рождается…» Цель: воспитание чувства милосердия, любви к ближнему. Задачи:на основе содержания рассказа и Библии выявить истинный смысл понятий: «добро», «зло», «милосердие», «сострадание»; учить выразительному чтению; видеть авторскую позицию. Тип урока– урок-размышление.

Тема« Человек, как звезда, рождается…»

Цель: воспитание чувства милосердия, любви к ближнему.

Задачи:на основе содержания рассказа и Библии выявить истинный смысл понятий: «добро», «зло», «милосердие», «сострадание»; учить выразительному чтению; видеть авторскую позицию.

Оборудование: тексты Библии и рассказа «Юшка», плакат-словарь.

Тип урока– урок-размышление.

Эпиграфы:

Старая мудрость говорит: не плачьте об умершем – плачьте о потерявшем душу и совесть.

В.Распутин.

Возлюби ближнего своего, как самого себя.

Библия.

Без меня народ неполный.

А.Платонов.

Плакат-словарь:

Добро – все положительное, хорошее, полезное.

Зло – нечто дурное, вредное, противоположное добру.

Блажной (простр.) – взбалмошный, неуравновешенный.

Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить из сострадания, человеколюбия.

Сострадание – со (вместе, совместно) + страдание; т.е. разделять чужую боль.

Ход урока.

1. Вступительное слово о жизни и творчестве А.Платонова.

Жизнь Андрея Платонова (Климентова Андрея Платоновича) была недолгой и нелегкой. Он родился в 1899 году в семье слесаря железнодорожных мастерских в слободе Ямской г. Воронежа. Мальчик учился в церковно-приходской школе, затем в городском училище. Потом началась работа: с 13 лет Платонов работал на Воронежском паровозоремонтном заводе.

Его учеба в железнодорожном политехникуме прервалась уходом в Красную Армию, но по возвращении продолжалась. До середины 1926 года Платонов живет в Воронеже и работает по электрификации сельского хозяйства. Поэтому первая книга писателя вышла под названием «Электрификация». Затем появилась вторая – «Епифанские шлюзы», которая принесла ему известность: было отмечено подлинно художественное дарование Платонова.

Но затем на писателя обрушилась резкая несправедливая критика. На имя Платонова ложиться печать запрета, отчуждения. Был арестован и осужден сын, недолго проживший после возвращения из лагеря. Были обыски; добавилась еще и болезнь. Платонов умер в безвестности и одиночестве 5 января 1951 года. И только после смерти пришло признание. Люди по-иному взглянули на книги Платонова. И перед читателем неповторимый художественный мир.

— А какие произведения А.Платонова вам известны?

2.Чтение рассказа учителем.

-Каков жанр этого произведения?

-Почему это рассказ?

-Ярко выражена авторская позиция в произведении? ( Нет)

-Почему? (Платонов дает возможность поразмышлять, обратиться к сердцам читателей, задуматься)

— О чем задуматься? ( О смысле жизни).

3.Анализ рассказа.

— В чем актуальность произведения?

Давайте-ка на примере характеристики главного героя выясним, какие

проблемы поднимает автор?

4.Вопросно-ответная беседа.

-Кто главный герой?

— Что мы узнали о нем?

— Как Платонов рисует портрет героя? (Он был мал ростом и худ; на сморщенном лице его, вместо усов и бороды, росли по отдельности редкие седые волосы; глаза же у него были белые, как у слепца, и в них всегда стояла влага, как неостывающие слезы).

Для чего дает автор такое описание? Какая роль портрета?

— Какое чувство вызывает Юшка?

— отношение Юшки к труду? Был ли он трудолюбивым?

— Много ли он получал?

— Опишите одежду Юшки. (Одежду носил долгие годы одну и ту же без смены: летом он ходил в штанах и блузе, черных и закопченных от работы, прожженных искрами насквозь, так что в нескольких местах видно было его белое тело, и босой; зимою же он надевал поверх блузы еще полушубок, доставшийся ему от умершего отца, а ноги обувал в валенки, которые он подшивал с осени и носил всякую зиму всю жизнь одну и ту же пару).

— Как к Юшке относились люди?

-Как вы можете объяснить такое отношение? Можно ли так относиться к человеку? А как на это реагирует Юшка?

— Была ли у него радость в жизни? Когда? Зачитайте выразительно.

( В июле или августе месяце Юшка надевал на плечи котомку с хлебом и уходил из нашего города. В пути он дышал благоуханием трав и лесов, смотрел на белые облака, рождающиеся в небе, плывущие и умирающие в светлой воздушной теплоте, слушал голос рек, бормочущих на каменных перекатах, и большая грудь Юшки отдыхала, он более не чувствовал своего недуга – чахотки. Уйдя далеко, где было вовсе безлюдно, Юшка не скрывал более своей любви к живым существам. Он склонялся к земле и целовал цветы, стараясь не дышать на них, чтобы они не испортились от его дыхания, он гладил кору на деревьях и подымал с тропинки бабочек и жуков, которые пали замертво, и долго всматривался в их лица, чувствуя себя без них осиротевшим. Но живые птицы пели в небе, стрекозы, жуки и работящие кузнечики издавали в траве веселые звуки, и поэтому на душе у Юшки было легко, в грудь его входил сладкий воздух цветов, пахнущий влагой и солнечным светом.

По дороге Юшка отдыхал. Он садился в тень подорожного дерева и дремал в покое и тепле. Отдохнув и отдышавшись в поле, он не помнил более о болезни и шел весело дальше, как здоровый человек).

— Какова роль этого эпизода?

-Какие изобразительные средства использует Платонов в этом эпизоде? (олицетворение – бормочущие реки; эпитеты – сладкий воздух)

— Что хочет подчеркнуть автор этим пейзажем?

— А может ли человек злой, недобрый, так бережно относиться к природе? Подтвердите свой ответ словами из текста.

— А почему ему так хорошо на природе? ( Он частичка природы).

— Каждый ли человек может видеть красоту родной природы?

-А почему он испытывал потребность уйти в природу и пребывать в своеобразном странствии и скитальчестве?

-Давайте вспомним из Библии как выглядели богомольцы-скитальцы?

— Что общего у них с Юшкой?

— Что вы еще узнали о Юшке?

-Ради кого он терпел оскорбления?

— Прав ли был Юшка, говоря, что его любит народ?

Как вы понимаете слова Юшки: « Вы, должно быть, любите меня!», «Он меня без понятий любит. — Сердце в людях бывает слепое» — и слова автора: «Он верил, что дети его любят, что нужен им, только они не умеют любить человека и не знают, что делать для любви, и поэтому терзают его»? Согласны ли вы с Юшкой и автором? На чьей стороне автор и почему вы так решили?

Каким предстают герои рассказа Платонова в каждом из эпизодов?

-Когда и почему Юшка осерчал, должно быть, первый раз в жизни?

— Как вы понимаете слова Юшки «…а по надобности мы все люди». (Люди рождаются, чтобы жить).

— Почему прохожий с сильной злобой толкнул юшку в грудь?

— Переживает ли прохожий за содеянное?

Читает учитель:

«Полежав, Юшка повернулся вниз лицом и боле не пошевелился и не поднялся…»

— Почему Юшка повернулся вниз лицом?

— Все ли бездушны к Юшке?

— Почему соляр за всех просит прощения уже у мертвого Юшки? («За то, сто забраковали тебя люди, а кто тебе судья?»

— Как стали люди жить после смерти Юшки, почему?

— Напрасно ли прожил человек эту жизнь? Подтвердите свое мнение словами из текста. ( «С тех пор прошло много времени… и до слов…что она не приходилась ему дочерью»).

— Мы можем теперь, ребята, перейти к главной мысли рассказа. Какова главная мысль рассказа? (Каждый человек неповторим).

Поразмышляв над проблемами, выявив основную мысль рассказа, давайте попробуем объяснить название темы урока «Человек, как звезда, рождается».

— Какой бы из трех предложенных эпиграфов выбрали бы вы, обоснуйте свой ответ.

5.Заключительное слово учителя.

6.Д/з. Предлагается два варианта задания, ученики выбирают любое по желанию:1) письменный ответ на вопрос «Что значит любить человека?»

2) составить план, подготовить сжатый пересказ по плану.

7. Итоги и выводы

Файлы: урок Пономаревой И.П. Живое и мертвое….doc
Размер файла: 140288 байт.

Рубрики: Литература Метки:
( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология