Автор конспекта:
Автор(ы): — Балакирева Ольга Сергеевна
Место работы, должность: — МКОУ Бутурлиновская ООШ №3, учитель русского языка и литературы
Регион: — Воронежская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — высшее профессиональное образование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 6 класс
Предмет(ы): — Литература
Цель урока: —
Воспитание чувства милосердия, любви к ближнему.
Тип урока: — Комбинированный урок
Используемые учебники и учебные пособия: —
1. Учебник-хрестоматия «Литература.7класс» Автор-составитель В.Я.Коровина. – М.,2010.
Используемая методическая литература: —
1. Турьянская Б.И., Комисарова Е.В., Холодкова Л.А.Литература в 7 классе: Урок за уроком. – М.,2009.
2. Миронова Н.А.Тематическое и поурочное планирование по литературе: 7-й класс. – М.,2009.
3.Уроки мысли и чувства. – Ч 3. – Воронеж,2000
Используемое оборудование: —
Оборудование: тексты Библии и рассказа «Юшка», плакат-словарь.
Краткое описание: — Тема« Человек, как звезда, рождается…» Цель: воспитание чувства милосердия, любви к ближнему. Задачи:на основе содержания рассказа и Библии выявить истинный смысл понятий: «добро», «зло», «милосердие», «сострадание»; учить выразительному чтению; видеть авторскую позицию. Тип урока– урок-размышление.
Тема« Человек, как звезда, рождается…»
Цель: воспитание чувства милосердия, любви к ближнему.
Задачи:на основе содержания рассказа и Библии выявить истинный смысл понятий: «добро», «зло», «милосердие», «сострадание»; учить выразительному чтению; видеть авторскую позицию.
Оборудование: тексты Библии и рассказа «Юшка», плакат-словарь.
Тип урока– урок-размышление.
Эпиграфы:
Старая мудрость говорит: не плачьте об умершем – плачьте о потерявшем душу и совесть.
В.Распутин.
Возлюби ближнего своего, как самого себя.
Библия.
Без меня народ неполный.
А.Платонов.
Плакат-словарь:
Добро – все положительное, хорошее, полезное.
Зло – нечто дурное, вредное, противоположное добру.
Блажной (простр.) – взбалмошный, неуравновешенный.
Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить из сострадания, человеколюбия.
Сострадание – со (вместе, совместно) + страдание; т.е. разделять чужую боль.
Ход урока.
1. Вступительное слово о жизни и творчестве А.Платонова.
Жизнь Андрея Платонова (Климентова Андрея Платоновича) была недолгой и нелегкой. Он родился в 1899 году в семье слесаря железнодорожных мастерских в слободе Ямской г. Воронежа. Мальчик учился в церковно-приходской школе, затем в городском училище. Потом началась работа: с 13 лет Платонов работал на Воронежском паровозоремонтном заводе.
Его учеба в железнодорожном политехникуме прервалась уходом в Красную Армию, но по возвращении продолжалась. До середины 1926 года Платонов живет в Воронеже и работает по электрификации сельского хозяйства. Поэтому первая книга писателя вышла под названием «Электрификация». Затем появилась вторая – «Епифанские шлюзы», которая принесла ему известность: было отмечено подлинно художественное дарование Платонова.
Но затем на писателя обрушилась резкая несправедливая критика. На имя Платонова ложиться печать запрета, отчуждения. Был арестован и осужден сын, недолго проживший после возвращения из лагеря. Были обыски; добавилась еще и болезнь. Платонов умер в безвестности и одиночестве 5 января 1951 года. И только после смерти пришло признание. Люди по-иному взглянули на книги Платонова. И перед читателем неповторимый художественный мир.
— А какие произведения А.Платонова вам известны?
2.Чтение рассказа учителем.
-Каков жанр этого произведения?
-Почему это рассказ?
-Ярко выражена авторская позиция в произведении? ( Нет)
-Почему? (Платонов дает возможность поразмышлять, обратиться к сердцам читателей, задуматься)
— О чем задуматься? ( О смысле жизни).
3.Анализ рассказа.
— В чем актуальность произведения?
Давайте-ка на примере характеристики главного героя выясним, какие
проблемы поднимает автор?
4.Вопросно-ответная беседа.
-Кто главный герой?
— Что мы узнали о нем?
— Как Платонов рисует портрет героя? (Он был мал ростом и худ; на сморщенном лице его, вместо усов и бороды, росли по отдельности редкие седые волосы; глаза же у него были белые, как у слепца, и в них всегда стояла влага, как неостывающие слезы).
Для чего дает автор такое описание? Какая роль портрета?
— Какое чувство вызывает Юшка?
— отношение Юшки к труду? Был ли он трудолюбивым?
— Много ли он получал?
— Опишите одежду Юшки. (Одежду носил долгие годы одну и ту же без смены: летом он ходил в штанах и блузе, черных и закопченных от работы, прожженных искрами насквозь, так что в нескольких местах видно было его белое тело, и босой; зимою же он надевал поверх блузы еще полушубок, доставшийся ему от умершего отца, а ноги обувал в валенки, которые он подшивал с осени и носил всякую зиму всю жизнь одну и ту же пару).
— Как к Юшке относились люди?
-Как вы можете объяснить такое отношение? Можно ли так относиться к человеку? А как на это реагирует Юшка?
— Была ли у него радость в жизни? Когда? Зачитайте выразительно.
( В июле или августе месяце Юшка надевал на плечи котомку с хлебом и уходил из нашего города. В пути он дышал благоуханием трав и лесов, смотрел на белые облака, рождающиеся в небе, плывущие и умирающие в светлой воздушной теплоте, слушал голос рек, бормочущих на каменных перекатах, и большая грудь Юшки отдыхала, он более не чувствовал своего недуга – чахотки. Уйдя далеко, где было вовсе безлюдно, Юшка не скрывал более своей любви к живым существам. Он склонялся к земле и целовал цветы, стараясь не дышать на них, чтобы они не испортились от его дыхания, он гладил кору на деревьях и подымал с тропинки бабочек и жуков, которые пали замертво, и долго всматривался в их лица, чувствуя себя без них осиротевшим. Но живые птицы пели в небе, стрекозы, жуки и работящие кузнечики издавали в траве веселые звуки, и поэтому на душе у Юшки было легко, в грудь его входил сладкий воздух цветов, пахнущий влагой и солнечным светом.
По дороге Юшка отдыхал. Он садился в тень подорожного дерева и дремал в покое и тепле. Отдохнув и отдышавшись в поле, он не помнил более о болезни и шел весело дальше, как здоровый человек).
— Какова роль этого эпизода?
-Какие изобразительные средства использует Платонов в этом эпизоде? (олицетворение – бормочущие реки; эпитеты – сладкий воздух)
— Что хочет подчеркнуть автор этим пейзажем?
— А может ли человек злой, недобрый, так бережно относиться к природе? Подтвердите свой ответ словами из текста.
— А почему ему так хорошо на природе? ( Он частичка природы).
— Каждый ли человек может видеть красоту родной природы?
-А почему он испытывал потребность уйти в природу и пребывать в своеобразном странствии и скитальчестве?
-Давайте вспомним из Библии как выглядели богомольцы-скитальцы?
— Что общего у них с Юшкой?
— Что вы еще узнали о Юшке?
-Ради кого он терпел оскорбления?
— Прав ли был Юшка, говоря, что его любит народ?
Как вы понимаете слова Юшки: « Вы, должно быть, любите меня!», «Он меня без понятий любит. — Сердце в людях бывает слепое» — и слова автора: «Он верил, что дети его любят, что нужен им, только они не умеют любить человека и не знают, что делать для любви, и поэтому терзают его»? Согласны ли вы с Юшкой и автором? На чьей стороне автор и почему вы так решили?
Каким предстают герои рассказа Платонова в каждом из эпизодов?
-Когда и почему Юшка осерчал, должно быть, первый раз в жизни?
— Как вы понимаете слова Юшки «…а по надобности мы все люди». (Люди рождаются, чтобы жить).
— Почему прохожий с сильной злобой толкнул юшку в грудь?
— Переживает ли прохожий за содеянное?
Читает учитель:
«Полежав, Юшка повернулся вниз лицом и боле не пошевелился и не поднялся…»
— Почему Юшка повернулся вниз лицом?
— Все ли бездушны к Юшке?
— Почему соляр за всех просит прощения уже у мертвого Юшки? («За то, сто забраковали тебя люди, а кто тебе судья?»
— Как стали люди жить после смерти Юшки, почему?
— Напрасно ли прожил человек эту жизнь? Подтвердите свое мнение словами из текста. ( «С тех пор прошло много времени… и до слов…что она не приходилась ему дочерью»).
— Мы можем теперь, ребята, перейти к главной мысли рассказа. Какова главная мысль рассказа? (Каждый человек неповторим).
Поразмышляв над проблемами, выявив основную мысль рассказа, давайте попробуем объяснить название темы урока «Человек, как звезда, рождается».
— Какой бы из трех предложенных эпиграфов выбрали бы вы, обоснуйте свой ответ.
5.Заключительное слово учителя.
6.Д/з. Предлагается два варианта задания, ученики выбирают любое по желанию:1) письменный ответ на вопрос «Что значит любить человека?»
2) составить план, подготовить сжатый пересказ по плану.
7. Итоги и выводы
Файлы: урок Пономаревой И.П. Живое и мертвое….doc
Размер файла: 140288 байт.