Автор конспекта:
Автор(ы): — Коркунова Г.В.

Место работы, должность: — МОУ Аннинская СОШ №3 с УИОП

Регион: — Воронежская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 7 класс

Предмет(ы): — Литература

Цель урока: — 1. Продолжить знакомство с писателем А.Платоновым, с его биографией и творчеством; 2. Осмысление содержания рассказа А. Платонова «Юшка»; 3. Воспитание чувства милосердия, любви к ближнему; 4. На основе содержания рассказа и Библии выявить истинный смысл понятий: «добро», «зло», «милосердие», «сострадание»; 5. Учить выразительному чтению, умению видеть авторскую позицию; 6. Продолжить формирование навыка работы с учебником.

Учащихся в классе (аудитории): — 20

Используемое оборудование: —

1. Мультимедийная презентация;

2. Рабочие тетради учащихся.

Краткое описание: — Разработка урока литературы в 7 классе по рассказу А.П. Платонова «Юшка»

Ход урока

Слайд 2

Старая мудрость говорит: не плачьте об

умершем – плачьте о потерявшем душу и совесть.

В. Распутин

Возлюби ближнего своего, как самого себя.

Библия

I. Вступительное слово учителя.

Добро и зло… За этими, казалось бы, столь простыми и знакомыми с детства словами скрыта одна из сложнейших нравственных проблем. Пока будет существовать человек, он не перестанет мучительно размышлять над ней, потому что история развития общества – это история борьбы добра и зла.

Что такое добро? Это всё хорошее, что есть в нас, что мы можем бескорыстно отдать окружающим людям.

А вот со злом сложнее. В какой момент жизни оно закрадывается в наши сердца? Говорят, человек появляется на свет из чрева матери чистейшим душой и телом. Откуда же в нем потом появляются злость, черствость, бездушие?

И я приглашаю вас к серьезному разговору о добре и зле, о нравственности и безнравственности, о плохом и хорошем в людях. И помогут нам раскрыть истинный смысл этих понятий две книги: небольшой рассказ Андрея Платонова с таким негромким и коротким названием «Юшка» и Библия – священное писание, которое для многих поколений на земле долгие века было руководством в жизни. Вот почему тема урока звучит так поэтично: «Человек, как звезда, рождается…»

IІ. Рассказ о писателе и его произведениях.

- Для чего же рождается человек на земле? Над этим вопросом стоит поразмышлять. Вы как считаете?

Слайд 3

Да, сколько людей – столько и мнений. А теперь послушайте мнение известного современного поэта Дмитрия Голубкова, как он размышляет о назначении человека на Земле:

Человек, как звезда, рождается

Средь неясной, тревожной млечности,

В бесконечности начинается

И кончается в бесконечности.

Поколеньями созидается

Век за веком земля нетленная.

Человек, как звезда, рождается,

Чтоб светлее стала вселенная.

- Вот так много лет назад на небосклоне зажглась новая звезда… родился человек, которому суждено было стать писателем. Это Андрей Платонович Платонов. Имя его нам знакомо, знакомы и некоторые из его произведений: рассказы «Никита», «Еще мама», «Корова», сказка-быль «Неизвестный цветок». О чем они?

Андрей Платонов – писатель разноплановый. У него есть произведения о любви к ближнему (человеку, животному, растению), с которой начинается его большая любовь к Родине, ко всякому живому. И это неудивительно: сюжеты для своих произведений писатель брал из самой жизни.

Слайд 4

Жизнь Андрея Платонова (Климентова Андрея Платоновича) была недолгой и нелегкой. Он родился в 1899 году в семье слесаря железнодорожных мастерских в слободе ямской города Воронежа. Мальчик учился в церковно-приходской школе, затем в городском училище. Потом началась работа6 с 13 лет Платонов в годы революции работал на воронежском паровозоремонтном заводе.

Его учеба в железнодорожном политехникуме прервалась уходом в Красную Армию, но по возвращении продолжалась. До середины 1926 года Платонов живет в Воронеже и работает по электрификации сельского хозяйства. Поэтому первая книга писателя вышла под названием «электрификация». Затем появилась вторая – «Епифанские шлюзы», которая принесла ему известность: было отмечено подлинно художественное дарование Платонова.

Слайд 5

Но затем на писателя обрушилась резкая несправедливая критика. На имя Платонова ложится печать запрета, отчуждения. Был арестован и осужден сын, недолго проживший после возвращения из лагеря. Были обыски; добавилась еще и болезнь. Платонов умер в безвестности и одиночестве 5 января 1951 года. И только после смерти пришло признание. Люди по-иному взглянули на книги Платонова. И перед читателем раскрылся неповторимый художественный мир, где действует очень своеобразный герой, обнаруживающий свое подлинное существо в отношениях с Историей, природой и машинами.

В мире Платонова такие понятия, как «ребенок», «детство», «мать», очень ценны: любимые герои берут их во взрослую жизнь. Книги Платонова несут свет жизни, а умное сердце писателя отзывается в душе каждого из нас добром и любовью к людям.

III. Беседа по рассказу Платонова «Юшка».

- Да, Андрей Платонов писал и жил тихо, скромно, не пробуя никого вокруг себя перекричать, оглушить, пробиться на более освещенное место, повторить чужую удачу. Он был просто человеком, писателем, стремившимся понять самые сокровенные движения человеческих душ, глубинные законы народных судеб. А начал размышлять он об этом еще в ранних своих произведениях – сказках. Это любимый жанр детей. Кроме того, мы знаем, что «сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Вспомните, какая борьба отражается в сказке. (Борьба между добром и злом)

- А что побеждает, как правило, в сказке? (Добро)

- А всегда ли так бывает в жизни? Вот об этом мы и поговорим, анализирую произведение Платонова, которое вы прочитали дома.

- Опираясь на текст, вспомните, кто такой Юшка. (Он работал в кузнице подручным у главного кузнеца.)

- Как автор изображает его в начале рассказа? («Глаза его были белые, как у слепца, в них всегда стояла влага, как неостывающие слезы».)

- Почему писатель такими показал глаза Юшки? (Прочитать текст: «Когда Юшка рано утром шел по улице в кузницу… вон Юшка пошел».)

- О чем говорят нам эти строки?

- Каким автор рисует характер Юшки?

- Почему дети удивлялись ему? (Прочитать: «А малые дети и даже те… они видели, что он твердый и живой».)

- Почему дети хотели, чтобы он разозлился или отозвался им злом? (К Юшке придирались ради развлечения, чтобы не было скучно. Это доставляло им радость и удовольствие.)

- Как отвечал Юшка, когда ему делали слишком больно? Дети радовались тому, что с ним можно все делать, что хочешь, а он им ничего не делает. И Юшка тоже радовался. А чему? (Он верил, что дети любят его, он им нужен.)

- Почему хозяйская дочь говорила: «Юшка, лучше бы ты умер!» И как отвечал на это Юшка? («Меня, Даша, народ любит!»)

- Кто же духовно богаче: люди со зрячими глазами, но слепым сердцем или Юшка с глазами, как у слепца, но со зрячим сердцем?

- Почему Юшка выглядел таким старым?

- В каких строках произведения раскрывается нам духовный мир Юшки? Прочитайте выразительно. («В июле… как здоровый человек».)

- Когда и почему Юшка осерчал, должно быть, первый раз в жизни?

- Как вы понимаете слова Юшки: «… а по надобности мы все равны». (Люди рождаются, чтобы жить.)

- Почему прохожий с сильной злобой толкнул Юшку в грудь? (Потому что тот впервые высказался в защиту себя.)

- Переживает ли прохожий за содеянное? (Нет, он со спокойной душой ушел домой пить чай.)

- «Полежав, Юшка повернулся вниз лицом и более не пошевелился и не поднялся…» Почему Юшка повернулся вниз лицом? (Связать с любовью к земле, к природе.)

- Все ли бездушны в деревне? (Нет, потому что столяр, живший в деревне, вытер уста Юшки ладонью.)

- Почему столяр за всех просит прощения уже у мертвого Юшки? («За то, что забраковали тебя люди, а кто тебе судья?»)

- Почему к телу умершего пришли проститься все люди: старые и малые, весь народ, который знал Юшку и потешался и мучил его при жизни?

- Как стали люди жить после смерти Юшки, почему? («Теперь вся злоба… насмешку и недоброжелательство».)

- Ребята, а кто такой Ефим Дмитриевич? От кого мы узнаем его имя, отчество? (От девушки, о которой он заботился.)

- Что в деревне не было известно о Юшке? (О его дочери.)

- Была ли на земле хоть одна душа, которая по-настоящему любила Юшку? (Прочитать: «Я никто.. всем телом и светом своего сердца».)

- Почему только теперь, спустя много лет после смерти Юшки, называют его добрым?

- Так что же победило в душах людей согласно этому рассказу?

- Какие чувства вызывает у вас рассказ?

IV. Работа со словарём.

- Однако рассказ вызывает не только чувство жалости, но и возмущение той жестокой действительностью, людьми (детьми и взрослыми), которым недоступны такие элементарные и необходимые чувства, как сострадание, доброта.

Слайд 6

- Посмотрите на значение слов и запишите его в тетрадь.

Добро – все положительное, хорошее, полезное.

Зло – нечто дурное, вредное, противоположное добру.

Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.

Сострадание – жалость, сочувствие, возбуждаемое несчастьем другого человека.

V. Работа с высказываниями известных людей.

Слайд 7-8

- Посмотрите на предложенные высказывания известных людей и попробуйте выбрать в то, которое больше всего подходит к нашей теме. Запишите его в тетрадь.

Великое – не умирает.

И.В. Панфилов

Без подлинной любви к человечеству нет подлинной любви к родине.

А. Франс

Уважай в себе и других человеческую личность.

Д.И. Писарев

Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях.

Б. Паскаль

Великие души переносят страдания молча.

Ф.Шиллер

Не будьте равнодушны, ибо равнодушие смертоносно для души человека.

М Горький

Чтобы понимать человека, надо уметь поставить себя в его положение, надо перечувствовать его горе и радость.

Д.И Писарев

Нет величия там, где нет простоты, добра и правды.

Л.Н.Толстой

VІ. Заключительное слово учителя.

Итак, лишь бедному, доброму Юшке было известно то неведомое и прекрасное, что никогда в этой жизни не откроется грешным людям, творящим зло и считающим это нормой.

Сегодня, ребята, ваши души прикоснулись к сердцу прекрасного человека. Хорошо и отрадно становится у нас на душе, оттого что до сих пор живут на нашей земле удивительные люди, согревающие нас своей теплотой и любовью.

Но горько и обидно другое: мы перестали их замечать, мы разучились им сострадать, мы привыкли над ними смеяться, и это, может быть, самое страшное. И все-таки, пока такие люди еще есть в нашей жизни, для нас еще не все потеряно.

Слайд 9

Так что же в вашем понимании есть добро, а что зло? И как вы думаете, почему одним из эпиграфов к нашему уроку стали слова Распутина: «Старая мудрость говорит: не плачьте об умершем – плачьте о потерявшем душу и совесть»?

- А почему второй мы взяли из Библии: «Возлюби ближнего своего, как самого себя»? к этому нас призывал Иисус Христос, так жил и Юшка. Жизнь и смерть Юшки напомнили жизнь и мучения Иисуса Христа, которые он принял от людей.

VII. Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру на тему «Что значит любить человека?»

Файлы: урок литературы Юшка.zip
Размер файла: 1203513 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология