Автор конспекта:
Регион: — Псковская область

Характеристики урока (занятия) Целевая аудитория: — Учащийся (студент)

Класс(ы): — 6 класс

Предмет(ы): — Литература

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Краткое описание: —

конспект урока по литературе в 6 классе по теме Человек на планете людей (по сказке для взрослых Маленький принц

Тема урока: «Человек на планете людей (по сказке для взрослых «Маленький принц»)»

Цель: создать условия для чтения и анализа сказки «Маленький принц» А. де Сент-Экзюпери.

Планируемые результаты:

предметные: ввести в творческую лабораторию французского писателя Антуана Сент-Экзюпери, организовать работу по восприятию сказки для взрослых и осмыслению философских и эстетических проблем произведения, создать условия для развития читательского интереса обучающихся, уяснения общности гуманистических тенденций в жизни и литературе;

личностные УУД: совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание уважительного отношения к культуре других народов; использование для решения познавательных задач различных источников информации;

регулятивные УУД: целеполагание, планирование, рефлексия, саморегуляция;

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Средства обучения: компьютер, проектор, учебник.

Ресурсы сети Интернет:

  • Сайт фестиваля педагогических идей (http://festival.1september.ru )
  • Сообщество взаимопомощи учителей (http://pedsovet.su )
  • Сценарный план урока.

    Этапы урока

    Формируемые УУД

    Деятельность учителя

    Деятельность обучающихся

    Организация начала занятия

    личностные: внимание, уважение к окружающим;

    коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

    регулятивные: саморегуляция

    Психологический настрой детей на урок.

    Учитель:

    -Посмотри в глаза своему соседу по парте и мысленно пожелай ему успеха на уроке, улыбнись ему, учителю.

    Оценивание готовности к уроку.

    Мотивация к учебной деятельности

    личностные:

    совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание уважительного отношения к культуре других народов; коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

    О чем это стихотворение?

    Умеете ли вы жить в мире с другими людьми?

    Какие надо соблюдать правила?

    Именно об этом мы говорим сегодня

    Заранее подготовленный ученик читает наизусть стихотворение Е.Евтушенко «Людей неинтересных в мире нет…»

    Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

    познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать;

    коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

    Все ли люди в мире согласятся с вами?

    Какие произведения на эту тему вы знаете?

    Выявление причин затруднения и постановка цели (целеполагание)

    личностные: совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание уважительного отношения к культуре других народов; использование для решения познавательных задач различных источников информации;

    регулятивные УУД: целеполагание, планирование, рефлексия, саморегуляция;

    коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

    Сегодня собеседником нашим будет добрый, мудрый человек, известный нам — французский писатель А. де Сент- Экзюпери и, конечно, главный герой его повести-сказки загадочный Маленький принц

    Как мы можем побеседовать с французом? С его книгой?

    Как узнать его мнение?

    Каковы задачи нашего урока?

    Формулируют задачи:

    узнать о жизни и творчестве писателя, при помощи анализа найти ответ на вопрос: «Как должен жить человек среди других на планете?»

    Основной этап.

    личностные: совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание уважительного отношения к культуре других народов; использование для решения познавательных задач различных источников информации;

    регулятивные УУД: рефлексия, саморегуляция;

    познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать;

    коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

    1.Учитель знакомит учеников с биографией Экзюпери. На фоне фильма.

    Самое важное записывают в тетрадь.

    2. Викторина

    (презентация)

    Отвечают на вопросы. Накапливают +

    3.Работа в группах над произведением Экзюпери «Маленький принц»

    Ученики делятся на группы, выбирают из каждой главы фразы-символы, делают вывод.

    - эпиграф к произведению

    кому посвященакнига?

    отвечают, проверяют по слайду

    - сказка или быль?

    приводят доводы «за» и «против»

    Подведение итогов

    регулятивные УУД: рефлексия, коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

    - На все ли вопросы у вас есть ответы теперь, после такого подробного изучения сказки?

    - В чем необычность и своеобразие художественного мира, пространства и времени, художественных образов этого произведения?

    - Какие уроки Маленького принца вы усвоили? Чему он нас научил? (обсуждение основополагающего и проблемных вопросов)

    Обсуждение высказавания автора: «Я писал ,чтобы сказать моему поколению :вы обитатели одной планеты , одного корабля…»

    (Автор устами своего маленького героя взывает к голосу сердца каждого человека, но он не навязывает читателю готовых рецептов жизни, его мудрая сказка — приглашение к размышлению: о любви и дружбе, об ответственности и человеческих пороках, о достижениях цивилизации и экологических проблемах, о необходимости планетарного мышления.)

    Рефлексия

    личностные: стремление к речевому самосовершенствованию;

    регулятивные УУД: саморегуляция;

    - Как вы оцениваете работу группы и свое личное участие?

    - Что бы вы пожелали себе и людям планеты Земля?

    Ученики записывают свои пожелания на звездочках, заранее вырезанных и розданных им учителем. Затем эти звёздочки с пожеланиями прикрепляют к Карте путешествия Маленького принца

    Домашнее задание

    Составить синквейн по теме урока

    1. Сообщение об авторе.

    Антуан Сент-Экзюпери. Необычна была судьба писателя. Это был удивительный человек, который жил в окружении друзей и любимых им людей. Жил он не на Земле, он жил на Планете Людей, ощущая себя частицей огромной Вселенной и неся ответственность за всё, что происходит в мире.

    Он был летчиком. 6500 часов провел Антуан Сент-Экзюпери в самолетах — 10 месяцев дневного и ночного полета, жизни в небе.

    Он говорил:

    - Я из моего детства. Я пришел из детства, как из страны.

    Он поверял это лучшим друзьям, словно самую большую тайну. И, прислушиваясь к тому, как он произносил «Я из моего детства», люди понимали, что этим он объясняет — и самому себе, и всем, кого любит, — почему разумным советам он так часто предпочитает решение, на взгляд многих, почти безрассудные.

    Он шел по жизни такими трудными путями вовсе не оттого, что любил риск.

    «Суть не в том, чтобы жить среди опасностей. Это всего лишь громкая фраза. Тореадоры мне не по душе. Я не люблю опасностей. Я люблю жизнь…,» — писал он.

    В Африке Сент-Экзюпери 14 раз спасал друзей, потерпевших аварию над пустыней и захваченных в плен дикими племенами. Он писал тогда домой, во Францию:

    «Говорят, будто в кочевых племенах брожение. И пилота, который попадает в аварию, убьют кочевники. «Убьют кочевники». Не хочу, чтобы эту фразу бормотала ночь. Ночью все мне кажется таким хрупким. И то, что связывает меня со всеми, кого я люблю, кто спит. Я тревожнее сиделки, когда я бодрствую в постели по ночам».

    Когда его друг Гийоме разбился в Кордильерах, он день за днем кружил над мертвыми горными пиками, ныряя к самому дну ледяных ущелий.

    - Лежа в снегу я тебя видел, но ты меня не замечал, — сказал потом чудом спасшийся Гийоме.

    - Как же ты мог знать, что это я тебя ищу?

    - Кто еще решился бы летать так низко в этих горах? — ответил Гийоме.

    Сент-Экзюпери потерпел в жизни 15 аварий. 1-я из них произошла во время народного гуляния в Версале, когда он проделывал головоломные трюки. Машина начала разваливаться в воздухе. «Мне-то крышка, но не падать же на праздничную толпу», успел подумать он и нашел в себе и в самолете силы дотянуть до места, где в случае катастрофы пострадал бы он один.

    Как-то ему передали слова полубезумной старухи: «Боги уже слишком стары, и теперь я должна заботиться о мире».

    Как близка была ему мудрость этих слов.

    Перед концом жизни он вложил их в уста одному из своих любимых героев, вождю берберского племени: «Сердце мое обременено тяжестью всего мира, словно на меня легла забота о нем».

    Сент-Экзюпери сотни раз встречался с опасностью, но когда справедливости можно было достигнуть другими путями, это доставляло ему огромную радость. Много лет без надежды томился в неволе негр Барк, похищенный кочевниками. Сент-Экзюпери выкупил Барка и помог ему уехать на родину – к жене, к детям.

    Как-то в Южной Америке он случайно встретил нищего старика француза, пустившегося на поиски счастья в Новый Свет и доживающего свой одинокий век на чужбине. Он купил бедняку билет на корабль в Марсель и отдал последние деньги.

    Может быть, единственный способ убедиться в реальности чудес — самому их творить; и пусть это будут даже самые малые чудеса.

    - В Орконте фермерша тащила упирающуюся Сесиль, маленькую девочку, с которой Сент-Экзюпери дружил, — рассказывает биограф писателя Марсель Мито.

    - В чем дело? — спросил Антуан, склоняясь над малышкой.

    Вместо плачущей девочки ответила мать:

    - Дай ей зонтик! Для детей нет зонтиков! Не правда ли?

    - Право не знаю, мадам! — с таким сомнением в голосе ответил Антуан, что девочка тотчас же перестала плакать.

    На следующий день он пришел на ферму с маленьким зонтиком.

    Может быть, ему вспомнилось и встреча с Сесиль, когда в последние годы жизни он писал:

    «Маленькая девочка в слезах. Эту девочку нужно утешить. Только тогда в мире порядок».

    Он научил маленького мальчика пускать мыльные пузыри. Но, ударяясь о стену, пузыри лопались. Мальчик плакал. Несколько дней Экзюпери ходил сумрачный. Потом прибавил в мыльную пену каплю глицерина. Теперь пузыри отпрыгивали от стен, как мячики; они стали еще ярче и прекраснее.

    Ему принадлежало много взрослых изобретений, но прыгающими мыльными пузырями он гордился больше, чем всеми другими открытиями.

    В Нью-Йорке, куда Экзюпери приехал после оккупации фашистами Франции, он ночью поднимался от письменного стола, где лежали страницы «Маленького принца» — приходилось работать по ночам, чтобы закончить сказку к рождеству, в тот 1942 г. рождественский подарок был особенно необходим людям, — подходил к окну и отсюда, с 15 этажа, один за другим пускал игрушечные бумажные вертолеты.

    Иногда его подхватывал ветер и уносил вверх, к звездам.

    Как-то он вышел погулять вместе со своей женой Консуэло. Впереди шел ребенок и бережно нес вертолет. Антуан сразу узнал творение своих рук.

    Собственно, вся его жизнь протекала, как один долгий-долгий полет из старого замка Сен-Морис с круглыми башнями, где он жил ребенком, к той маленькой звездочке, астероиду Б-612, где родился созданный его воображением Маленький принц.

    2. Викторина

    1. Кто автор повести «Маленький принц»?

    Антуан де Сент Экзюпери

    2. Назовите планету, на которой жил Маленький принц.

    астероид Б-612

    3. Самая большая угроза для планеты Маленького принца — это…

    баобабы

    4. Какой цветок выращивал Маленький принц?

    розу

    5. Кто жил на шестой планете?

    географ

    6. О чем Маленького принца просил Лис?

    приручить его

    7. Какой секрет Лис открыл Маленькому принцу?

    Зорко лишь одно сердце.

    8. Каким министром Король предлагал назначить Маленького принца у себя на планете?

    Министром правосудия

    9. Что считал деловой человек, живший на четвертой планете?

    звезды

    10. Кто помог Маленькому принцу вернуться домой?

    змея

    3. Работа в группах.

    символика.

    I группа: Планета Маленького принца. (

    (Астероид Б-612)

    Символика:

    баобабы – зло

    роза–любовь, нежность

    «Есть такое правило, — сказал мне после Маленький принц.- Встал поутру, умылся, привёл себя в порядок — и сразу же приведи в порядок свою планету».

    Почему принц покидает свою планету?

    1)Ему очень не хватает друга.

    2)«Надо же найти себе занятие и поучиться чему-нибудь»

    3)Сложные отношения с Розой.

    II группа: Планета Короля

    Короли смотрят на мир очень упрощённо: для них все люди подданные.

    -Если я прикажу какому-нибудь генералу порхать бабочкой с цветка на цветок, или сочинять трагедию, или обернуться чайкой и генерал не выполнит приказа, кто будет в этом виноват- он или я?

    -Вы ваше величество,- ни минуты не колеблясь, ответил

    Маленький принц.

    ВЫВОД, ОПЫТ: С каждого надо спрашивать то, что он может дать. Власть должна быть разумной.

    III группа: Планета честолюбца

    -Почитать — значит признавать, что на этой планете я всех красивее, всех наряднее, всех богаче и всех умней.

    -Да ведь на твоей планете больше и нет никого.

    -Доставь удовольствие. Всё равно восхищайся мной.

    Словарная работа со словом тщеславие.

    ВЫВОД: Тщеславные люди глухи ко всему, кроме похвалы. Им никто не нужен.

    IV группа: Планета пьяницы

    Бессмысленная жизнь, глух ко всему. Когда пьешь, теряешь ощущение жизни, все ее радости, умираешь нравственно.

    -Что ты делаешь? — спросил Маленький принц.

    -Пью,- мрачно ответил пьяница.

    -Зачем?

    -Чтобы забыть, что мне совестно,- признался пьяница.

    -Отчего тебе совестно?

    -Совестно пить

    .

    V группа. – Планета делового человека.

    Бессмысленная деятельность. Заработать, чтобы зарабатывать ещё больше. Рассуждает, как пьяница.

    «Мне мечтать некогда, я человек серьезный».

    Бессмысленное существование. Нет цели, что-то меняющей. Бездуховное существование это не жизнь.

    VI группа. – Планета Фонарщика.

    Человек долга, держит слово, вызывает симпатию. Но он сам не понимает, не видит смысла своей работы. Главное слово «надо».

    VII группа «Принц на планете географии»

    Впервые принц пожалел о Розе, узнает о существовании Земли.

    VIII группа Планета Земля

    «Приручить – это значит создать узы».

    «Где-то там живёт мой цветок…Но если барашек его съест, это всё равно, как если бы все звёзды разом погасли.»

    «Надо было судить не по словам, а по делам. Она дарила мне свой аромат, озаряла мою жизнь

    ВЫВОД: На планете Земля Маленький принц находит друга (автора), Лиса. Понимаем смысл слов любовь, дружба, ответственность.

    «Мы в ответе за тех, кого приручили»

    «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь».

    Е.Евтушенко «Людей неинтересных в мире нет…»

    Людей неинтересных в мире нет.

    Их судьбы — как истории планет.

    У каждой все особое, свое,

    и нет планет, похожих на нее.

    А если кто-то незаметно жил

    и с этой незаметностью дружил,

    он интересен был среди людей

    самой неинтересностью своей.

    У каждого — свой тайный личный мир.

    Есть в мире этом самый лучший миг.

    Есть в мире этом самый страшный час,

    но это все неведомо для нас.

    И если умирает человек,

    с ним умирает первый его снег,

    и первый поцелуй, и первый бой…

    Все это забирает он с собой.

    Да, остаются книги и мосты,

    машины и художников холсты,

    да, многому остаться суждено,

    но что-то ведь уходит все равно!

    Таков закон безжалостной игры.

    Не люди умирают, а миры.

    Людей мы помним, грешных и земных.

    А что мы знали, в сущности, о них?

    Что знаем мы про братьев, про друзей,

    что знаем о единственной своей?

    И про отца родного своего

    мы, зная все, не знаем ничего.

    Уходят люди… Их не возвратить.

    Их тайные миры не возродить.

    И каждый раз мне хочется опять

    от этой невозвратности кричать.

    Файлы: Письмо. Урок по риторике.ppt
    Размер файла: 4942848 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология