Автор конспекта:
Автор(ы): — Веселова Эльмира Александровна, Сабанцева Ольга Анатольевна.
Место работы, должность: — Учитель математики и учитель русского языка
Регион: — Республика Марий Эл
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 8 класс
Предмет(ы): — Геометрия
Предмет(ы): — Русский язык
Цель урока: —
Целеполагание:
1. Образовательные:
· обобщение и систематизация сведений о четырехугольниках;
· обобщение и систематизация знаний о словосочетании, главных членах предложения, отличии простого предложения и сложного.
2. Воспитательные:
· воспитывать культуру математического мышления;
· культура речи;
· взаимопонимание;
· толерантности;
· ответственности;
· взаимопомощи;
· трудолюбия.
· воспитание любви к русскому языку и геометрии, воспитание сознательной дисциплины, активизация познавательной деятельности в коллективе и формирование навыков сотрудничества в решении поисковых задач.
3. Развивающие:
· развитие логически излагать свои мысли, используя литературный язык;
· развитие умения аргументировать, доказывать:
· развитие умения слушать, задавать уточняющие вопросы;
· развитие умения применять полученные знания в нестандартных ситуациях;
· развитие умения выделять главное, сравнивать, обобщать;
· развитие абстрактного и наглядно-образного мышления.
Тип урока: — Урок комплексного применения ЗУН учащихся
Учащихся в классе (аудитории): — 22
Используемые учебники и учебные пособия: —
учебник геометрии А.С.Атанасян.
Используемое оборудование: —
Оборудование: магнитная доска, листы самооценки, карточки, «Математическая сказка», использование ИКТ, математическая газета, газета по русскому языку.
Краткое описание: — Интегрированный урок по геометрии и русскому языку.На первом этапе обучающиеся вспоминают виды четырехугольников в виде сказки и определения параллелограмма, квадрата, прямоугольника, ромба, трапеции и узнают новый вид четырехугольников — это дельтоид. На уроке работают с карточками , где они должны вставить пропущенные буквы и составить с данными словами словосочетания, далее каждому выдается карточка №2 с заданием, где нужно указать ложное или истинное утверждение по признакам четырехугольников.Карточку нужно подписать, после выполнения обучающиеся меняются карточками, и происходит взаимопроверка. Проверка осуществляется демонстрацией слайда.По этим же карточкам ученики выполнят задания по русскому языку. Найти среди утверждений простые и сложные предложения, определить грамматические основы.Вопросы учителя русского языка: 1. Какие предложения называем простыми, а какими сложные? 2. Что такое грамматическая основа предложения? 3. Что такое подлежащее? 4. Какие виды сказуемых вы знаете? 5. Самостоятельно в карточках подчеркните грамматические основы предложений. Происходит взаимопроверка. Листы обучающие сдают учителю в конце урока. На последнем этапе решают задачи у доски. В конце урока творческое домашнее задание:Придумать небольшую сказку или рассказ, героями которой будут четырехугольники.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Взаимное приветствие учителя и учащихся.
Сообщение темы урока, плана работы на уроке обобщения и систематизации сведений по теме «Четырехугольники».
А мы сегодня на уроке постараемся еще больше полюбить геометрию и русский язык, вспомним определения и свойства и четырехугольников, главные члены предложения, простые и сложные предложения, типы связей слов в словосочетаниях.
Девизом нашего урока будут крылатые слова женщины – математика
С. Ковалевской (демонстрация слайда) « …Нельзя быть математиком, не будучи в тоже время поэтом в душе…»;
Лев Толстой писал: « …есть только две науки, в пользе которых можно быть твердо уверенным — это язык… и математика, я бы приохочивал ребенка только к этим двум наукам».
2.Актуализация знаний.
Ребята, тема нашего урока «четырехугольники» давайте восстановим «родословную» Четырехугольника.
За горами, за лесами,
За широкими морями
Против неба – на земле
Жил старик в одном селе.
Многоугольником он звался,
Род великий начинался
С старика того. Так вот
У старинушки два сына
Все в отца, да вот причина:
Был один из них горбат,
А другой «пузоковат».
Кто такие эти дети
Может, знает кто на свете?
(ответы обучающихся: выпуклый и невыпуклый многоугольник)
Много времени, аль мало,
С той поры уж пробежало,-
Я про это ничего
Не слыхал ни от кого.
Время катит чередом,
Час за часом, день за днем,
Прибавляя с каждым годом,
Возрослась семья народом.
Учитель:
Итак, родоначальник – многоугольник, его дети выпуклые и невыпуклые четырехугольники. Нас интересует ветвь выпуклых четырехугольников. ( слайд 1)
(слайд 2) Вспоминаем определения четырехугольников.
На слайдах учитель показывает чертежи: параллелограмма, квадрата, прямоугольника, трапеции, ромба и ученики проговаривают определения и свойства четырехугольников.
Сегодня мы познакомимся еще с одним четырехугольником. Это ДЕЛЬТОИД.
Посмотрите, на что он похож? На воздушного змея. ( Слайд)
Терминологический диктант:
Каждому ученику раздается карточка с геометрическими понятиями, где они должны вставить пропущенные буквы и составить с данными словами словосочетания. Два ученика выполняют эту работу у доски.
Поменялись карточками и сверяемся со слайдом.
Выставляем оценки, опираясь на критерии оценок.
Работа по карточкам.
Учитель: «Какие названия четырехугольников вы нашли в нашей словарной работе?»
Дети: (Ромб, квадрат, прямоугольник, трапеция, параллелограмм).
Учитель задает вопросы:
1. Какие орфограммы вы нашли в словах?
2. Что такое словосочетание?
3. Какие типы связи слов вы знаете?
4. Составьте словосочетания, используя данные слова (по 2-3), и назовите тип связи получившегося словосочетания.
После завершения работы – взаимопроверка:
Результаты сравниваем со слайдом.
3.Этап проверки знаний по русскому языку и геометрии.
Групповая работа.
Мы вспомнили определения четырехугольников. А теперь вспомним свойства и признаки.
Обучающиеся работают в парах. Каждому выдается карточка с заданием. Карточку нужно подписать, после выполнения обучающиеся меняются карточками, и происходит взаимопроверка. Проверка осуществляется демонстрацией слайда.
По этим же карточкам ученики выполнят задания по русскому языку.
Найти среди утверждений простые и сложные предложения, определить грамматические основы.
Вопросы учителя русского языка:
1. Какие предложения называем простыми, а какими сложные?
2. Что такое грамматическая основа предложения?
3. Что такое подлежащее?
4. Какие виды сказуемых вы знаете?
5. Самостоятельно в карточках подчеркните грамматические основы предложений.
Происходит взаимопроверка. Листы обучающие сдают учителю в конце урока.
4. Этап обобщения и систематизации знаний
1)Решение задач.
1 задача – первый ряд, 2 задача — второй ряд, 3 задача – третий ряд. По ученику с каждого ряда выходят к доске.
2)Итак, ребята, запишем в рабочих листах названия всех четырехугольников и объясним орфограммы в этих словах : параллелограмм, трапеция, ромб, дельтоид, квадрат, прямоугольник.
5.Рефлексия урока.
Ребята, поднимите, пожалуйста, руки, кто сегодня занимался очень хорошо и заслуживает оценку «5».
А теперь поднимите руки те, кто занимался хорошо и заслужил оценку «4».
А теперь поднимите руки те, кто старался, но у него не все получалось.
6.Домашнее задание на слайде.
Всем спасибо, до свидания.