Автор конспекта:
Автор(ы): — Волкова Ирина Андреевна

Место работы, должность: — МОУСОШ №8 посёлок СЕВЕРОМОРСК-3, учитель музыки

Регион: — Мурманская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 5 класс

Предмет(ы): — Музыка

Цель урока: — Выявить возможные связи музыки и изобразительного искусства.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Используемые учебники и учебные пособия: — 1. Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Музыка: учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений.- М. : Просвещение, 2006.

2. Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Музыка: творческая тетрадь. 5 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.- М. : Просвещение, 2010.

Используемая методическая литература: — 1. Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Уроки музыки: 5-6 класс: пособие для учителя. — М. : Просвещение, 2007.

Используемое оборудование: —

магнитофон

Краткое описание: — Урок музыки в 5 классе (Критская) "Что роднит музыку с изобразилеьным искусством"

ВОЛКОВА И.А. Урок музыки в 5 классе (Критская)
«Что роднит музыку с изобразительным искусством?».
УРОК 18: «Что роднит музыку с изобразительным искусством?» — 1 час

Содержание: Жизнь – единственный источник всех художественных произведений. Связь музыки и изобразительного искусства. Живописная музыка и музыкальная живопись. Общее в средствах выразительности музыки и изобразительного искусства.
Цель: выявить возможные связи музыки и изобразительного искусства.
Задачи:
- раскрыть особенности понятий «живописная музыка» и «музыкальная живопись»;
- показать связь музыки и изобразительного искусства: музыка и изобразительное искусство не иллюстрируют друг друга, а взаимодополняют и усиливают наши переживания;
- размышлять омузыкальном и художественном произведении, высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах её воплощения в музыке и изобразительном искусстве.
Музыкальный материал: пьеса «Баба Яга» П.И. Чайковского, пьеса «Прогулка» М. Мусоргского, песня «Птица-музыка» М. Пляцковского, В. Синенко.
Оборудование: портреты П. Чайковского и М. Мусоргского, магнитофон, CD-диск, репродукция картин В. Гартмана, наглядный материал (термины, понятия).
ХОД УРОКА
I этап. Организационный момент.
Здравствуйте ребята. Сегодня мы продолжаем постигать секреты музыки, но уже через содружество с другим искусством. Ответ, с каким искусством, вы найдете, прочитав эпиграф к уроку:
Всех звуков и цветов соотношенья,
А также способы переложенья
Любых оттенков цвета в ноты, звуки.
О, как хотелось мне азы науки
Такой постичь!
С каким же искусством тесно связана музыка? Что помогло вам правильно определить вид искусства? (ответы детей)
Совершенно верно. Слова цвет, оттенки цвета употребляются в изобразительном искусстве. Но тема нашего урока звучит с вопросом, на который мы постараемся в конце урока ответить.
Тема: «Что роднит музыку с изобразительным искусством?»
Чтобы ответить на этот вопрос, мы будем сравнивать произведения музыкального и изобразительного искусств, постараемся определить, существует ли соотношение звука и цвета, переложение оттенка цвета в звуки.
2этап. Повторение пройденного материала.
И предлагаю я вам начать с самого простого – определить, существует ли переложение цвета в звуки.
Для этого возьмем листы с радугой. Под радугой пишем цвета, а напротив каждого подбираем слова из словаря эстетических эмоций и подбираем каждому цвету звук. Раскрашиваем радугу. Работать будем со стихотворением Е. Новичихина «Цвета радуги»:

Сколько цветов у радуги.
Радуга устроена, как пирог слоенный:
Красный слой, оранжевый.
Желтый и зеленый,
Голубой и синий,
Рядом с фиолетовым…
Семь цветов у радуги –
Надо знать про это вам!


Цвета радуги
Стихи
Синонимы из словаря эстетических эмоций
Звук (нота)
КРАСНЫЙ
В огороде, как костёр,
Вспыхнул красный помидор.
Вслед за ним пример беря,
Стала красной и заря.
Цвет свой радуге отдали
И гвоздика, и пион.
Красный цвет – в её начале:
Самый-самый первый он.
— — ОРАНЖЕВЫЙ
В руке у меня – апельсин,
Оранжевой Африки сын.
Всегда он считает за честь,
Что цвет его в радуге есть.
— — ЖЁЛТЫЙ
Желтое солнце и желтый песок.
Жадно я пью апельсиновый сок.
В знойном дыхании летней поры
Желтые даже глаза у жары!
— — ЗЕЛЁНЫЙ
Смотри: на лугу зеленеет трава.
В лесу зеленеет опушка.
В зелёном болоте –
«Ква-ква» да «Ква-ква» —
Зелёная очень лягушка…
— — ГОЛУБОЙ
Голубое небо, голубое море,
Ветерок играет голубой волною,
А на горизонте в голубом просторе
Целый день маячит
Парус голубой.
— — СИНИЙ
Смотрит в небо синий василек,
Радости не пряча, не тая:
- В этом мире я не одинок!
В радуге есть синева моя!
— — ФИОЛЕТОВЫЙ
Фиолетовыми тучами тяжелыми
Дождь пролился на луга и на поля.
Он прошел. И вдруг фиалками веселыми
Засветилась, как улыбками земля.
Это радуга прислала нам привет –
Свой седьмой, свой фиолетовый букет.
— — — Работая над «волшебной музыкальной радугой» вы заметили сходство изобразительного искусства и музыки? (цветовой спектр составляет 7 основных цветов, музыкальная грамота построена на 7 нотах).
- Какого цвета получились ваши ноты? (обучающиеся озвучивают результаты своей работы в таблице)
Давайте сравним результаты вашей работы, вашего художественного видения со «Стихотворением о нотах»:

Какого цвета нота до?
Ей больше всех идет бордо.
В бордовом платьице она
Всем больше во сто крат слышна.


У нотки Ре наряд речной,
Он синевато-голубой.
Журчит она как ручеек,
То низок тон, а то высок.


У ноты ми вуаль полей,
Зеленый цвет сверкает в ней.
Ми как волшебная волна,
Несет всем людям мир она.


Фа обожает фиолет,
Заката солнечного цвет.
Жаль только, Фа слегка грустна,
Но любит погрустить она.


Соль, словно солнца яркий луч,
Который светит из-за туч.
В наряде желто-золотом
Приносит нотка радость в дом.


А нотка ласковая Ля,
Как разноцветная земля.
В ней красочный букет полей,
Нет нотки этой красивей.


Си – неба синего краса,
В ее наряде небеса,
В ее звучании полет,
В высь нотка эта нас зовет.


Все нотки – жители страны,
Где звуки с красками дружны.
В стране неповторимой этой
Любого встретит море света.

ВЫВОД: существует переложение цвета в звуки.
3этап. Изучение нового материала.
Существуют такие музыкальные произведения, в которых усилена изобразительность, благодаря чему музыка становится живописной, словно рисует картину, образ или портрет.Давайте поиграем и в этом убедимся.
Сейчас прозвучит музыка, которая нарисует чей-то портрет…А вот чей, вам нужно узнать. Кто это обычные люди, наши современники, или персонаж сказки?
СЛУШАНИЕ: пьеса «Баба-Яга» П. Чайковского
Наводящие вопросы:

  • В каком характере звучит музыка?
  • О ком она рассказывает?
  • Какой характер у этого незнакомца?
  • Давайте ещё раз обратимся к словарю эстетических эмоций и подберём подходящие слова для определения характера музыки:
    ТАИНСТВЕННОЗЛОРЕЗКОЛАСКОВОГРОЗНОМЯГКОСТРЕМИТЕЛЬНО
    ВЫВОД: Существуют такие музыкальные произведения, в которых усилена изобразительность, благодаря чему музыка становится живописной, словно рисует картину. ЭТО живописная музыка.
    И есть такие живописные полотна, в которых усилено музыкальное начало. Такие картины можно назвать звучащими или музыкальными. В подтверждение этому мы воспользуемся компьютером. Перед вами зимний пейзаж художника В. Гартмана.
    - Какое настроение передал в нем художник?
    - Какие краски он использовал?
    - Какая, по вашему мнению, должна звучать музыка, когда вы смотрите на эту картину?
    Ответы детей.
    Предлагаю послушать вам именно ту музыку, которую сочинил М. Мусоргский, когда увидел эту картину, а заодно и проверим ваши предположения.
    СЛУШАНИЕ: пьеса «Прогулка» М. Мусоргского
    - Созвучна ли пьеса с пейзажем и верны ли ваши предположения? (Ответы детей)
    ВЫВОД: Есть такие живописные полотна, в которых усилено музыкальное начало. Такие картины можно назвать звучащими. ЭТО музыкальная живопись.
    Художники так же как и композиторы тонко чувствуют, и свои размышления о жизни человека и величии природы передают художественным полотнам.
    (см. приложение 1 — таблица "Средства музыки и живописи, определяющие созвучие ОБРАЗОВ")
    Проанализируем созвучие картины В. Гартмана и произведения М. Мусоргского по знакомой вам схеме.
    Все художественные произведения – и музыки, и изобразительного искусства, и литературы,- рождаются из единого источника. Источник этот – сама жизнь.
    Образы разных искусств – живописи, музыки, литературы – предстают перед нами как сердечная песнь о неповторимой красоте родной природы.
    С давних времен человек связывал свои мысли, чувства, настроения с картинами природы. Это отразилось и в народном творчестве. И на творчестве поэтов, писателей, художников и, конечно, композиторов, которые воспевали родную природу в своих произведениях.

    4этап. Домашнее задание.
    Закрепить полученные знания: заполнить сравнительную таблицу «Волшебная радуга».
    5этап. Подведение итогов урока.
    Музыка и изобразительное искусство очень связаны друг с другом.
    Музыка может вызыватьв воображении слушателейкакие-либо зрительные образы, даже определённые картины. Всматриваясь в картины, мы можем внутренним слухом услышатьту или иную музыку.
    Завершим наш урок мы знакомством с песней «Птица-музыка» Владимира Синенко на слова Михаила Пляцковского.
    Обучающимся раздаются тексты песни.
    СЛУШАНИЕ: песня «Птица-музыка» муз. В. Синенко, сл. М. Пляцковского
    ПЕНИЕ: песня «Птица-музыка» муз. В. Синенко, сл. М. Пляцковского
    Молодцы! Сегодня на уроке хорошо работали ____________! (выставление оценок)
    Спасибо за урок!

    Файлы: Словарь эстетических эмоций.doc
    Размер файла: 67072 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология