Автор конспекта:
Автор(ы): — М.Д.Тенишев

Место работы, должность: —

МБОУ СОШ с. Махалино, учитель информатики

Регион: — Пензенская область

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — основное общее образование

Класс(ы): — 6 класс

Предмет(ы): — Информатика и ИКТ

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — методическая разработка

Краткое описание ресурса: —

Разработка урока содержит конспект и презентацию первого урока в теме Алгоритмы и исполнители.

Цели урока:

  • Воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности;
  • Развитие познавательных интересов, навыков работы с компьютером, самоконтроля.
  • Формирование умения грамотно излагать свою точку зрения.
  • Задачи урока:

  • Развивать логическое и алгоритмическое мышление, умение анализировать делать выводы;
  • Ввести понятие алгоритма;
  • Ознакомить с основными свойствами алгоритмов;
  • Отработать навык по созданию алгоритмов, поиску ошибок и исправлению.
  • Конспекта урока.

    Предмет информатика и ИКТ

    Возраст учащихся: 6 класс

    Тема урока: Что такое алгоритм?

    Цели урока:

  • Воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности;
  • Развитие познавательных интересов, навыков работы с компьютером, самоконтроля.
  • Формирование умения грамотно излагать свою точку зрения
  • Задачи урока:

  • Развивать логическое и алгоритмическое мышление, умение анализировать делать выводы;
  • Ввести понятие алгоритма;
  • Ознакомить с основными свойствами алгоритмов;
  • Отработать навык по созданию алгоритмов, поиску ошибок и исправлению.
  • Этапы работы

    1.

    Организационный момент

  • Цель учителя: создать у учащихся позитивное отношение к уроку, настрой на продуктивную работу.
  • Цели для учащихся: (6класс; психологический тренинг; учащимся необходимо поднять настроение, вселив в них уверенность в возможности достижения цели) Ребята в жизни нас на каждом шагу подстерегают трудности. Но нет такой ситуации, из которой не было бы возможности найти выход. Все зависит от степени заинтересованности человека. А упрощает это процесс помощь друзей. Проблема, которую мы с вами сегодня будем решать, интересна любому уважающему себя человеку. И помните – я ваш друг.
  • 2.

    Актуализация знаний для изучения нового учебного материала:

    Цель учащихся: Ребята! Вы сами назовете тему урока

    Сейчас мы с вами проведем небольшую разминку, нам необходимо будет расшифровать слово, это и будет тема урока.

    Цель учителя: развивать логическое мышление. Заставить ребят задуматься над смыслом понятия «Алгоритм»

    На доске нет темы урока, учащиеся полуют карточки, предварительно сформированы группы, (при затруднении указать, где начало и конец шифра, цифры указывают на последовательность букв шифре).

    Отметить: проблему решили! Был интерес, (друг), начало, конец шифра, последовательность шагов, (запись на доске выделенного жирным шрифтом)

    3.

    Изучение нового учебного материала.

    Цели для учащихся: понять, что такое алгоритм, его свойства, научиться создавать алгоритмы, выяснить помогут ли эти знания и умения сделать жизнь ребят лучше.

    Цели для учителя:

    Воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности;

    Развитие познавательных интересов, навыков работы с компьютером, самоконтроля.

    Формирование умения грамотно излагать свою точку зрения.

    Способствовать осознанию учащимися важности для жизни умения логически мыслить, говорить и действовать.

    Задачи урока:

    Развивать логическое и алгоритмическое мышление, умение анализировать делать выводы;

    Ввести понятие алгоритма;

    Ознакомить с основными свойствами алгоритмов;

    Отработать навык по созданию алгоритмов, поиску ошибок и исправлению.

    Ход урока:

    историческая справка (сообщение учителя)

    Происхождение слова «алгоритм» связано с именем великого математика Мухаммеда аль — Хорезми. Мухаммед аль — Хорезми был родом из Хорезма, на что указывает его имя. Перу этого ученого принадлежит книга по математике, которая в течение нескольких столетий пользовалась широкой популярностью. В ней аль — Хорезми сформулировал правила выполнения четырех арифметических действий над многозначными числами. Со временем способы решения разнообразных задач стали называть алгоритмами.

    Для учащихся:

    Задание на поиск доп. инф

    желающие могут найти дополнительную информацию в Интернете и др. источниках.

    Ввод учителем понятия «алгоритм» (беседа)

    -Вспомните, какая проблема стояла перед вами в начале урока?

    -нужно было расшифровать слово

    -что позволило вам решить проблему?

    -начало, конец, последовательность действий. (При затруднении смотрим на доску).

    -Выразите одним словом что такое «алгоритм»?

    -алгоритм – это последовательность (запись на доске)

    -Последовательность чего?

    -последовательность действий (запись на доске)

    -Что особенного в этой последовательности?

    -есть начало и конец (запись на доске)

    -К чему приводит такая последовательность действий?

    -такая последовательность действий приводит к решению проблемы, т.е. дает результат (запись на доске.).

    -выполните следующий алгоритм: (последовательно ответьте на вопросы)-

    Алгоритм – что? Чего? Для чего?

    Алгоритм – это последовательность действий, которые требуется, выполнить, чтобы получить нужный результат.

    Учитель уточняет: Алгоритм состоит из команд или, иначе, шагов (привести пример « рецепт бутерброда»).

    Актуализация полученных знаний

    В ходе диалога анализируются и обобщаются (последнее слово должно быть за учителем) ответы учащихся.

    -Где, по вашему мнению, вы встречались с алгоритмом в жизни?

    Вывод учителя: Всюду! При планировании любых действий. Поэтому очень важно уметь составлять алгоритм и исправлять ошибки при его составлении.

    Определение учащимися свойств алгоритма (Исследовательская работа учащихся)

    (напомнить правила правильной посадки во время работы)

    -Сейчас мы будем исследовать свойства алгоритмов

    Первое свойство — это результативность выполнение задания на карточках, (учащимся в группах раздаются карточки «Пройди лабиринт», им необходимо выполнить алгоритм и прийти к результату, т.е. они узнают первое свойство алгоритма). Результативность означает получение требуемого результата за конечное число шагов (учащиеся пытаются сами дать определение, что такое результативность).

    Задание: Собери слово из букв, записанных в цветных ячейках, пользуясь следующей установкой:

    Ячейка с красной границей, ячейка с розовой границей, синяя ячейка, желтая ячейка, ячейка с синей границей, буква Ь, красная ячейка, буква А, буква Т, зеленая ячейка, буква В, буква Н, розовая ячейка, буква С, ячейка с желтой границей, буква Ь.

    Физкультминутка

    Поднимает руки класс — это раз.

    Покачали головой, потянулись вверх слегка — это два.

    А теперь замри — это три.

    Второе свойство- пошаговость исследование алгоритма на слайде.

    Задание: определите можно ли с помощью данного количества шагов посадить дерево.

    (на интерактивной доске воспроизвести алгоритм посадки дерева в парке, преднамеренно убрать один шаг, учащиеся, работая в парах должны заметить недостающее действие). Выполнение каждого следующего шага невозможно без выполнения предыдущего (учащиеся пытаются сами дать определение, что такое пошаговость).

    Третье свойство — определенность построение дома из геометрических фигур на слайде в тетрадях.

    Задание: соберите дом

    (на доске предлагается ряд геометрических фигур, с помощью, которых им в тетрадях необходимо нарисовать дом). Вывод: у учащихся получились разные рисунки, т.к. действия не были точно определены

    Четвертое свойство-понятность работа в рабочей тетради.

    (в рабочей тетради алгоритм «Пришей пуговицу», учащимся необходимо алгоритм описать словами, затем воспроизвести на интерактивной доске правильный ответ — самопроверка.)

    Задание: Составь алгоритм в словесной форме

    1.

    2.

    3.

    Пятое свойство — массовость выполнение задания на карточках.

    Задание: Вспомните, как мы переходим пешеходный переход. Подумайте, изменится ли порядок перехода улицы в Махалино, Москве, Барнауле?

    (учащимся раздаются карточки с текстовой информацией, им предлагается ответить на вопрос).

    Физкультминутка (музыкальное сопровождение)

    Все ребята дружно встали,

    На месте тихо зашагали,

    Пальцы сжали и разжали,

    Головою покивали.

    Руки вверх потянули, потянули.

    Отдохнули?- Отдохнули.

    4.

    Закрепление учебного материала

    Цели для учащихся: Выполнить алгоритм на компьютере. Доказать, что это алгоритм.

    Цели для учителя: определить уровень усвоения материала урока учащимися, умение редактировать изображение. Выявить проблемы и причины их возникновения. Определить пути решения.

    Вклеиваем памятку

    Учащимся выдаются заранее подготовленные памятки (свойства алгоритмов), которые они вклеивают в свою рабочую тетрадь.

    1. Результативность

    2. Пошаговость

    3. Определенность

    4. Понятность

    5. Массовость

    Работа на ПК (Напомнить учащимся о правилах работы за компьютером).

    Задание: Учащимся необходимо последовательно соединить детали рисунка, затем его раскрасить и доказать, что они выполнили алгоритм.

    Вопросы учителя для индивидуальной работы с ребятами.

    — У кого возникли проблемы? На каком этапе? Помните! Я ваш друг.

    Критерии усвоения материала:

    1. Понимают определение «Алгоритм»

    2. Называют свойства алгоритма, поясняют на конкретных примерах

    3. Умеют исправлять ошибки в алгоритмах

    4. Понимают значимость алгоритмов в жизни общества.

    Подведение итогов:

    Давайте проанализируем, что мы с вами сегодня успели сделать:

    • Получили знания по поиску ошибок и исправлению алгоритмов, по их составлению.

    • Разобрали, что такое алгоритм.

    • Познакомились с основными свойствами алгоритмов.

    • Определили место алгоритма в нашей жизни.

    5.

    Задание на дом

    1. Знать определение и свойства алгоритма.

    2. Составлять словесный алгоритм «Режим дня»

    3. Доказать, что это алгоритм.

    Файлы: algoritm.rar
    Размер файла: 1313810 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология