Автор конспекта:
Автор(ы): — М.Д.Тенишев
Место работы, должность: —
МБОУ СОШ с. Махалино, учитель информатики
Регион: — Пензенская область
Характеристика конспекта:
Уровни образования: — основное общее образование
Класс(ы): — 6 класс
Предмет(ы): — Информатика и ИКТ
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: — методическая разработка
Краткое описание ресурса: —
Разработка урока содержит конспект и презентацию первого урока в теме Алгоритмы и исполнители.
Цели урока:
Задачи урока:
Конспекта урока.
Предмет информатика и ИКТ
Возраст учащихся: 6 класс
Тема урока: Что такое алгоритм?
Цели урока:
Задачи урока:
Этапы работы
1.
Организационный момент
2.
Актуализация знаний для изучения нового учебного материала:
Цель учащихся: Ребята! Вы сами назовете тему урока
Сейчас мы с вами проведем небольшую разминку, нам необходимо будет расшифровать слово, это и будет тема урока.
Цель учителя: развивать логическое мышление. Заставить ребят задуматься над смыслом понятия «Алгоритм»
На доске нет темы урока, учащиеся полуют карточки, предварительно сформированы группы, (при затруднении указать, где начало и конец шифра, цифры указывают на последовательность букв шифре).
Отметить: проблему решили! Был интерес, (друг), начало, конец шифра, последовательность шагов, (запись на доске выделенного жирным шрифтом)
3.
Изучение нового учебного материала.
Цели для учащихся: понять, что такое алгоритм, его свойства, научиться создавать алгоритмы, выяснить помогут ли эти знания и умения сделать жизнь ребят лучше.
Цели для учителя:
Воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности;
Развитие познавательных интересов, навыков работы с компьютером, самоконтроля.
Формирование умения грамотно излагать свою точку зрения.
Способствовать осознанию учащимися важности для жизни умения логически мыслить, говорить и действовать.
Задачи урока:
Развивать логическое и алгоритмическое мышление, умение анализировать делать выводы;
Ввести понятие алгоритма;
Ознакомить с основными свойствами алгоритмов;
Отработать навык по созданию алгоритмов, поиску ошибок и исправлению.
Ход урока:
историческая справка (сообщение учителя)
Происхождение слова «алгоритм» связано с именем великого математика Мухаммеда аль — Хорезми. Мухаммед аль — Хорезми был родом из Хорезма, на что указывает его имя. Перу этого ученого принадлежит книга по математике, которая в течение нескольких столетий пользовалась широкой популярностью. В ней аль — Хорезми сформулировал правила выполнения четырех арифметических действий над многозначными числами. Со временем способы решения разнообразных задач стали называть алгоритмами.
Для учащихся:
Задание на поиск доп. инф
желающие могут найти дополнительную информацию в Интернете и др. источниках.
Ввод учителем понятия «алгоритм» (беседа)
-Вспомните, какая проблема стояла перед вами в начале урока?
-нужно было расшифровать слово
-что позволило вам решить проблему?
-начало, конец, последовательность действий. (При затруднении смотрим на доску).
-Выразите одним словом что такое «алгоритм»?
-алгоритм – это последовательность (запись на доске)
-Последовательность чего?
-последовательность действий (запись на доске)
-Что особенного в этой последовательности?
-есть начало и конец (запись на доске)
-К чему приводит такая последовательность действий?
-такая последовательность действий приводит к решению проблемы, т.е. дает результат (запись на доске.).
-выполните следующий алгоритм: (последовательно ответьте на вопросы)-
Алгоритм – что? Чего? Для чего?
Алгоритм – это последовательность действий, которые требуется, выполнить, чтобы получить нужный результат.
Учитель уточняет: Алгоритм состоит из команд или, иначе, шагов (привести пример « рецепт бутерброда»).
Актуализация полученных знаний
В ходе диалога анализируются и обобщаются (последнее слово должно быть за учителем) ответы учащихся.
-Где, по вашему мнению, вы встречались с алгоритмом в жизни?
Вывод учителя: Всюду! При планировании любых действий. Поэтому очень важно уметь составлять алгоритм и исправлять ошибки при его составлении.
Определение учащимися свойств алгоритма (Исследовательская работа учащихся)
(напомнить правила правильной посадки во время работы)
-Сейчас мы будем исследовать свойства алгоритмов
Первое свойство — это результативность выполнение задания на карточках, (учащимся в группах раздаются карточки «Пройди лабиринт», им необходимо выполнить алгоритм и прийти к результату, т.е. они узнают первое свойство алгоритма). Результативность означает получение требуемого результата за конечное число шагов (учащиеся пытаются сами дать определение, что такое результативность).
Задание: Собери слово из букв, записанных в цветных ячейках, пользуясь следующей установкой:
Ячейка с красной границей, ячейка с розовой границей, синяя ячейка, желтая ячейка, ячейка с синей границей, буква Ь, красная ячейка, буква А, буква Т, зеленая ячейка, буква В, буква Н, розовая ячейка, буква С, ячейка с желтой границей, буква Ь.
Физкультминутка
Поднимает руки класс — это раз.
Покачали головой, потянулись вверх слегка — это два.
А теперь замри — это три.
Второе свойство- пошаговость исследование алгоритма на слайде.
Задание: определите можно ли с помощью данного количества шагов посадить дерево.
(на интерактивной доске воспроизвести алгоритм посадки дерева в парке, преднамеренно убрать один шаг, учащиеся, работая в парах должны заметить недостающее действие). Выполнение каждого следующего шага невозможно без выполнения предыдущего (учащиеся пытаются сами дать определение, что такое пошаговость).
Третье свойство — определенность построение дома из геометрических фигур на слайде в тетрадях.
Задание: соберите дом
(на доске предлагается ряд геометрических фигур, с помощью, которых им в тетрадях необходимо нарисовать дом). Вывод: у учащихся получились разные рисунки, т.к. действия не были точно определены
Четвертое свойство-понятность работа в рабочей тетради.
(в рабочей тетради алгоритм «Пришей пуговицу», учащимся необходимо алгоритм описать словами, затем воспроизвести на интерактивной доске правильный ответ — самопроверка.)
Задание: Составь алгоритм в словесной форме
1.
2.
3.
…
Пятое свойство — массовость выполнение задания на карточках.
Задание: Вспомните, как мы переходим пешеходный переход. Подумайте, изменится ли порядок перехода улицы в Махалино, Москве, Барнауле?
(учащимся раздаются карточки с текстовой информацией, им предлагается ответить на вопрос).
Физкультминутка (музыкальное сопровождение)
Все ребята дружно встали,
На месте тихо зашагали,
Пальцы сжали и разжали,
Головою покивали.
Руки вверх потянули, потянули.
Отдохнули?- Отдохнули.
4.
Закрепление учебного материала
Цели для учащихся: Выполнить алгоритм на компьютере. Доказать, что это алгоритм.
Цели для учителя: определить уровень усвоения материала урока учащимися, умение редактировать изображение. Выявить проблемы и причины их возникновения. Определить пути решения.
Вклеиваем памятку
Учащимся выдаются заранее подготовленные памятки (свойства алгоритмов), которые они вклеивают в свою рабочую тетрадь.
1. Результативность
2. Пошаговость
3. Определенность
4. Понятность
5. Массовость
Работа на ПК (Напомнить учащимся о правилах работы за компьютером).
Задание: Учащимся необходимо последовательно соединить детали рисунка, затем его раскрасить и доказать, что они выполнили алгоритм.
Вопросы учителя для индивидуальной работы с ребятами.
— У кого возникли проблемы? На каком этапе? Помните! Я ваш друг.
Критерии усвоения материала:
1. Понимают определение «Алгоритм»
2. Называют свойства алгоритма, поясняют на конкретных примерах
3. Умеют исправлять ошибки в алгоритмах
4. Понимают значимость алгоритмов в жизни общества.
Подведение итогов:
Давайте проанализируем, что мы с вами сегодня успели сделать:
• Получили знания по поиску ошибок и исправлению алгоритмов, по их составлению.
• Разобрали, что такое алгоритм.
• Познакомились с основными свойствами алгоритмов.
• Определили место алгоритма в нашей жизни.
5.
Задание на дом
1. Знать определение и свойства алгоритма.
2. Составлять словесный алгоритм «Режим дня»
3. Доказать, что это алгоритм.
Файлы: algoritm.rar
Размер файла: 1313810 байт.