Автор конспекта:
Автор(ы): — Петрова Наталия Николаевна

Место работы, должность: — МОУ Каменниковская средняя школа, учитель русского языка и литературы

Регион: — Ярославская область

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — основное общее образование
Уровни образования: — дополнительное образование детей
Уровни образования: — специальное (коррекционное) образование
Уровни образования: — школы-интернаты, детские дома

Класс(ы): — 5 класс
Класс(ы): — 6 класс
Класс(ы): — 7 класс
Класс(ы): — 8 класс
Класс(ы): — 9 класс

Предмет(ы): — Библиотечное дело
Предмет(ы): — Внеклассная работа
Предмет(ы): — Литература
Предмет(ы): — Русский язык

Целевая аудитория: — Библиотекарь
Целевая аудитория: — Классный руководитель
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — сценарий мероприятия

Краткое описание ресурса: — Занятие может быть проведено в качестве внеклассного мероприятия, а также как фрагмент урока по теме "Собственные имена существительные". Использованы элементы беседы, игры, индивидуальные сообщения.

Внеклассное предметное мероприятие

«Что в имени тебе моём?..»

Цель: в занимательной форме дать информацию об именах, фамилиях, псевдонимах; учить работать со словарями, готовить сообщения.

Оборудование: магнитофон, оформленная доска: высказывания, название; выставка работ учащихся о своих именах; книги-словари об именах и фамилиях.

Подготовительная работа: учащиеся пишут маленькие работы о своих именах, подготовить сообщения по теме с некоторыми учащимися, написать высказывания, подготовить листы с псевдонимами-фамилиями.

Начало: при входе ребята-помощники проводят «регистрацию» имён участников занятия (чтобы подсчитать количество участников по именам).

Ход: — Добрый день! Наша уютная гостиная на сей раз собрала любителей русского языка, любознательных и активных, желающих сегодня узнать: откуда взялись имена, фамилии, псевдонимы в нашей жизни. Желаю быть активными участниками и унести с собой как можно больше новой и интересной информации. В гостиной сегодня находятся:

Аня — …

Саша — … и т.д.

Наука об именах собственных называется ономастикой, а имена людей изучает антропонимика, что в переводе на русский язык означает «наука об именах».

В нашей стране принято, чтобы у человека было имя, отчество и фамилия. Подобрать имя для ребёнка не просто. Когда-то детей было принято называть по профессии родителей (Быкодёр, Кожемяка), по национальности (Татарин, Черемис), по чертам характера (Бессон, Несмеяна), по именам животных и птиц (Заяц, Баран, Ёрш), называли детей по счёту, как родились (Первуша, Третьяк).

Часто детям давали имена, защищавшие от «нечистой силы». В тяжёлых условиях, при отсутствии медицинской помощи детская смертность была огромной, в ней винили «злых духов». Дабы отогнать «нечистую силу» от взрослых и детей, придумывали имена устрашающие, отталкивающие либо обманывающие. Например, в русских документах

XVXVII веков записаны воевода Волчий Хвост, служитель монастыря Дурак (на дурака-то злой дух не позарится), в завещании помещица дарит церкви деревню – «по приказу покойного мужа и господина моего Негодяя». Такие имена были в порядке вещей. Ещё пример: в семьях, где дети часто умирали, прятать их от чертей, затем инсценировать находку, делая вид, будто это совсем не тот, а чужой ребёнок. Потому-то нередки были имена Найден, Ненаш и т.д. (Отсюда фамилии Найдёнов, Ненашев).

А теперь посмотрим XX век. В самом её начале детям давали традиционные имена: Алексей, Александр, Елена, Людмила. Революция 1917 года уничтожила обязательность церковных имён и вызвала новую эпоху имятворчества. Появились такие имена, как Гомер, Трактор, Кромвель, Наука, Трибун, Октябрина. Некоторые можно было расшифровать: Рэм (революция, Энгельс, Маркс), Владилен (Владимир Ленин), Мопр (Международная организация помощи борцам революции), Пятвчет (пятилетку в четыре года).

К 40-годам и особенно после Великой Отечественной войны поток имятворчества иссяк и детей стали называть традиционно. Конечно, и здесь встречалось немало казусов, о которых рассказывает в своей книге «Ты и твоё имя» Лев Успенский. (Родители, не задумываясь, называли своих детей Лагшмивара (лагерь Шмидта в Арктике), Непрерывка ( непрерывная неделя) и др.

В 60-е годы широко было распространено увлечение иностранными именами. Стали появляться в большом количестве Рудольфы, Альберты, Нелли, Виолетты. В эти же годы в нашей стране детей называли именами Гений, Атом, Космодром, Спутник, Ракета, Поэма, Энергина, Прогресс, Баррикада, Шестерёнка. Так космическая эра отразилась в именах.

Игра (типа «Поле чудес»): «Угадай имя!..»

  • Древнегреческое имя, означает «воскрешённая», привнесено из Византии.
  • (9 букв. Анастасия).

    2. Древнегреческое – «спокойная, тихая». У русских оставалось малоизвестным вплоть до начала XX века, когда только и стало распространяться. (6 букв. Галина).

  • Первоначальное значение этого имени – спорно: древнегреческое «гостеприимная» или «чужеземка. К русским принесено христианством из Византии.
  • (6 букв. Ксения).

  • Это имя среди мальчиков в 1981 году заняло первое место по частоте. Из истории: это имя стало особенно частым после побед в XIII веке князя, получившего за свои победы над шведскими и немецкими завоевателями прозвище Невского.
  • (9 букв. Александр.)

    5. Древнеримское имя, от латинского «сильный», к русским принесено христианством из Византии, но осталось очень редким. (7 букв. Валерий).

    6. Одни предполагают, что первоначальное значение этого имени – «горькая», другие – «госпожа», а в переводе с древнееврейского – любимая богом. В нашей стране в XX веке имя давали очень редко. (5 букв. Мария).

    7. Так звали бога виноградарства и виноделия, одно из распространённых имён у древних греков, в начале XIX века популярности имени способствовал герой партизанской войны против Наполеона, поэт, друг Пушкина. (5 букв. Денис).

    Имена в сказках.

    Имена персонажей в сказках можно разделить на канонические (признанные церковью), неканонические, заимствованные из других языков, и вымышленные (придуманные).

    Учёные подсчитали, что мужских имён, встречающихся в сказках, более 100, а женских – около 30. Наиболее распространёнными именами являются Иван, Василий, Фёдор, Елена, Василиса. Настасья, Марья, Анна. Вспомним их значение:

    Иван (др-евр.) – бог смилостливился.

    Василий (греч) – царь.

    Фёдор (греч) – божий дар.

    Елена (греч) – свет.

    Василиса (греч) – царственная.

    Настасья (греч) – воскресшая.

    Марья (др-евр.) – горькая.

    Анна (др-евр.) – миловидность.

    Важно отметить, что эти имена давались в сказках положительным героям.

    Кроме канонических имён, в сказках употреблялись и неканонические: Горох, Добрыня, Лебедь. Иногда в сказках встречались имена, заимствованные из других языков: Булат, Руслан, Мамай, Земфира.

    В сказках действуют не только положительные герои, но и нечистая сила.

    Это Баба Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч, Леший, Водяной, Кикимора.

    Что же обозначают эти имена?

    Баба Яга – восточно-славянское слово, означало – «неприятная, злая».

    Кощей - образовано либо от «кость» с помощью суффикса –ей, либо было заимствовано из тюркских языков в значении «раб, пленник».

    Горыныч – производное от гореть.

    Леший – русское слово, означает «житель леса».

    Водяной – «житель вод».

    Кикимора – русское слово. Вероятно, первая часть слова означает «кричать, издавать звуки «ки-ки», а второе - «ведьма».

    - Как вы думаете, имена этих сказочных героев совпадают с их поступками, характером?

    - Вспомните имена героев сказки Николая Носова «Приключения Незнайки». Как вы думаете, почему автор их так назвал?

    А теперь поговорим о фамилиях людей.

    - Фамилия – наследственное имя семьи. В прошлом фамилии были достоянием только горстки аристократов, богатых людей: помещиков, дворян. А всей массе простого народа имени не полагалось. Но миллионы людей вправе гордиться своими предками, их трудом.

    - Изучение фамилий ценно для науки. Оно позволяет полнее представить исторические события, науку, литературу, искусство последних столетий. Фамилия – это своего рода живая история. Почти все фамилии не избраны самими носителями их, а даны со стороны. Конечно, никто не может отвечать за фамилию, полученную его прадедом. Да и нет какого-либо соответствия между человеком и его именем: Дураков может быть умным, а Мудрецов – глупцом.

    - Какие же способы образования фамилий?

    Ø Многие фамилии напоминают об исчезнувших профессиях: Знахарев, Лучников, Ростовщиков, Кожемякин, Стрельцов, Пономарёв, Целовальников, Шерстобитов. (К сожалению, некоторые профессии исчезли и их названия остались неизвестными).

    Ø Другие фамилии означали социальные отношения между людьми: Батраков, Баскаков, Половников;

    Ø Фамилии, указывающие на предметы одежды: Лаптев, Ноговицын;

    Ø Фамилии, указывающие на питание: Шаньгин, Сбитнев;

    Ø Фамилии, указывающие на обычаи и обряды: Панихидин, Ряженых. Существовал такой обычай: чем неприятнее будет имя и фамилия, тем труднее нечистой силе «испугать» человека. Некрасов (от некрасивый), Негодяев, Дураков – это отчества от нецерковных имён Некрас, Негодяй, Дурак, которые были не ругательные, а защитные.

    Ø Существуют фамилии, которые произошли от слов, вышедших давно из употребления или поменявших свою «одежду». Швецов – от швец (его нет, а человека мы называем теперь портным), Ряхин – (от ряха – аккуратный человек, отнего остался только антоним – неряха). На первый взгляд простые фамилии – Дворников, Заказчиков, Бортников, Карпов – не так-то просто «расшифровать» сейчас. Дворников – конечно, это «дворников сын», но фамилия возникла, когда дворник был не уборщиком двора, как сегодня, а арендатором хозяйства двора. Так же и Заказчиков – не от современного слова заказчик; в прошлом глагол заказать означал «запретить», т.е. заказчик – это «надзиратель, надсмотрщик». Обманчива и фамилия Бортников – она связана не с судоходством, а с пчеловодством: борть – улей в дупле. Как произошла, например, фамилия Карпов? Вы думаете - от рыбы? Ошибаетесь! Это отчество от мужского имени Карп.

    Ø - Подумайте, как образовалась фамилии:

    Рыбников? (рыбник – рыботорговец),

    Харин? (от краткой формы мужского имени Харитон – Харя).

    Черепанов? (черепан – это «гончар», а так же «житель города Череповца»). Есенин? (есень – значит, осень).

    Телегин? (от отчества Телегин, мужское имя – Телега).

    Ваша личная?

    Из сказанного видно, что занятие фамилиями – дело трудное. Анализ каждой фамилии – научная задача, нелёгкая и, к сожалению, не всегда решаемая.

    Изучает фамилии особая наука – антропонимика. Одним из разделов этой науки является и изучение псевдонимов.

    Итак, последняя страничка нашей встречи – что такое псевдоним?

    Файлы: кроссворд.doc
    Размер файла: 68608 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология