Автор конспекта:
Автор(ы): — Комбарова Ольга Викторовна
Место работы, должность: — МБОУ «ООШ» г. Котовска репетитор музыки
Регион: — Тамбовская территория
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее профобразование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 4 категория
Предмет(ы): — Музыка
Тип урока: — Комбинированный проповедь
Используемые учебники и учебные пособия: —
Учебник «Музыка» для4 класса авторы: Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.- М.: изд-во «Просвещение», 2011, фонохрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка. 4 класс»
Используемая методическая литература: —
Лыс Л.И. Музыкальное мышление: Сборник статей. г.Киев., “Музыкальная Украина” ., 1989г.
Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М., 1997 г.
Белобородова В.К. Методика музыкального образования. М., “Академия”, 2002 г.
Используемое оборудование: —
Мультимедийный комплекс. Музыкальный центр, доска, столы и карандаши для рисования, фонохрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка. 4 класс», топливораздаточный материал, простейшие музыкальные инструменты, фонограммы песен, записи музыкальных фрагментов.
Используемые ЦОР: —
Мультимедийная презентация.
http://muzin.ru/
http://www.classic-music.ru/
Краткое описание: — Продолжить учитывание темы лета обучения на уроках музыки на 4 – м классе по программе «Музыка. 4 класс» Е.Д.Критская Г.П. Сергеева Т.С. Шмагина раздела "День полный событий" рефрен "Что за прелесть эти сказки".
Разработка урока с применением интерактивных методик.
Раздел: «День, полный событий»
Тема: «Что за прелесть эти сказки!»
Тип урока: комбинированный урок.
Форма урока: проповедь – путешествие.
Цель урока:Сформировать перфоманс о музыкальных образах героев сказки А. С. Пушкина на примере творчества Н. А. Римского-Корсакова. Выявить сцепление музыки с другими видами искусств.
Задачи урока:
Обучающие:
- Сформировать у обучающихся перфоманс о взаимодействии музыкального и поэтического образа героев сказки А.С. Пушкина.
- Уметь сопоставлять музыкальные образы на звучании различных инструментов.
Развивающие:
- Развитие навыков музыкального восприятия произведений.
- Развитие мышления школьников на процессе анализа музыкальных образов.
- Развитие умения личностной оценки музыки звучащей на уроке и вовне школы.
Воспитательные:
- Формирование умения общения и взаимодействия на процессе коллективного (хорового) воплощения различных художественных образов на процессе пения.
- Формирование навыков наблюдения за процессом и результатом музыкального развития на произведениях различных жанров.
Музыкальный материал:«Три чуда». Вступление к 2 действию оперы «Сказка о царе Салтане» Н.А. Римского-Корсакова; музыкальные картинки к опере «Сказка о царе Салтане».
Оборудование:
- Персональный компьютер
- Мультимедийная перфоманс (в формате Microsoft Powerpoint);
- Музыкальный центр;
- Текст песни «Там, на неведомых дорожках»
- Портреты А. С. Пушкина, Н.А. Римского-Корсакова;
- Аудиозаписи для музыкального ряда.
Технологии:
- личностно-ориентированные
- здоровье-сберегающие
- дифференцированные
- игровые
- элементы технологии критического мышления
Ход урока.
Организационный этап. (2 мин).
Учитель:Добрый день, ребята!
Тема нашего урока удивительна: «Что за прелесть эти сказки!» Мы познакомимся С сказочными героями, послушаем замечательную музыку, будем композиторами. Итак, я приглашаю Вас на сказочное путешествие.
Приём "Ассоциативный ряд"
Ребята, давай попробуем назвать ассоциации к слову «сказка» — чудо, волшебство, герои, добро, красота, музыка, поэт, стихи, поучительная история.
Прием «Шаг за шагом».
Слайд №1. Ребята, скажите, а кто изображен на портрете? (А. С. Пушкин). Посмотрите, героев, каких сказок вам здесь узнали? А почему, поэтишка и сказочные герои изображены вместе? (Поэт сочинил эти сказки).
Слайд №2. А сей же час я представляю вас замечательного русского композитора Н. А. Римского – Корсакова. Посмотрите внимательно, героев, каких сказок Вы здесь увидели? А будто вам думаете, а вследствие чего композитор и сказочные герои представлены вместе? (Сочинял сказочную музыку).
Правильно, это композитор-сказочник. Он необычайно любил русские сказки и сочинял сказочные оперы. И композитор, и поэтишка встретились на нашем уроке не случайно. Римский-Корсаков так любил сказки А. С. Пушкина, ась написал оперу на одну из них, а самый «Сказка о царе Салтане».
Слайд №3. Ребята, на сказках герои всечасно выполняют различные задания, в скором времени и мы с вами поддержим эту добрую традицию. Итак, ваше первое задание:
Изучение нового материала. (30 мин).
Приём «Послушать – сговориться – обсудить».
Послушать кинофрагмент сказки, вспомнить ее название, а когда зазвучит кончерто гроссо обвести карандашом те явления на картинке, которые, по вашему мнению, изображает музыка.
Итак, ребята, вам узнали, отколе эти строки? (Сказка о царе Салтане).
Правильно. Скажите, а ась же вам выделили на рисунке, ась нам изобразила музыка? (движение бочки, плеск моря, звезды). Давайте покажем, будто движутся волны – плавно, выспрь и вниз. Молодцы!
В опере Римского – Корсакова интрига этакий же, будто и на сказке. Но композитор сочинил удивительные музыкальные темы, для того чтобы показать всех героев сказки. Один из самых знаменитых фрагментов оперы – симфоническая кинофильм «Три чуда».
Слайд №4. Назовите, какие уд чуда на сказке о царе Салтане? (белка, богатыри, царевна-лебедь.)
Правильно, а будто вам думаете, а кто вероятно исполнять симфоническую картину? (симфонический оркестр).
Слайд №5. Вспомним персонал симфонического оркестра. (Хором перечислить группы инструментов).
Слайд №6. Струнно-смычковые: вследствие чего так называются, ась сближает эти инструменты? (форма, похожи на цифру8; сделаны из дерева, звонок извлекается с помощью союз и струн).
Слайд №7. Деревянно-духовые (сделаны из дерева, звонок извлекается с помощью дыхания).
Слайд №8. Медные — духовые (сделаны из меди, звонок извлекается с помощью дыхания). Это свыше мощные инструменты по звучанию.
Слайд №9. Ударные — (звук извлекается с помощью удара специальными колотушками).
Слайд №10. Молодцы, в настоящий момент мы знакомимся с первым чудом – Белкой. И я предлагаю вас побыть всего-навсего композиторами. Сейчас вам работаете на паре. Мы услышим кинофрагмент поэтического текста, а вам подберите гармонический тон этому герою. У вас есть подписанные разноцветные фигуры: песенный, танцевальный либо многомаршевый характер. Вам полезно выбрать общий либо чуточку и наклеить на своеобычный композиторский лист. Слушаем, выбираем и наклеиваем.
Слушание поэтического текста (работа с творческим листом). Итак, ребята, каковой же тон вам выбрали? Покажите свои листочки.
Слайд №11. А в настоящий момент мы послушаем с вами, совпадает династия высмотренный вами тон героя с тем, ась задумал композитор Римский-Корсаков. Не просто послушаем, а будем дирижировать. Приготовьте правую руку, мы начинаем (пластическое интонирование). Музыка была одинаковая либо менялась? (менялась). Что желательно больше: петь либо танцевать? (И петь и танцевать). Какой же тон песенный и танцевальный. Молодцы.
Исполнение песни «Во саду династия на огороде» с сопровождением простейших музыкальных инструментов.
Слайд №12. Второе чудо. Слушаем стихотворный текст. Ребята, а кто такие богатыри? (защитники Родины). А для какого дьявола они нужны? (Чтобы защищать Родину). А каковой тон у богатыря? (Смелый, решительный, мужественный, дисциплинированный).
Слайд №13. Итак, вам вновь композиторы. Прозвучит музыка, а вам определите характер, и выберете инструменты, которые по — Вашему использует композитор для изображения кощей богатырей.
Итак, какие же инструменты вам выбрали? (Медные и ударные).
А здесь загадка: (на слайде) каковой тон – маршевый. Молодцы! Я думаю, ась ваш первостепенный композиторский умение удался.
Слайд №14. А в настоящий момент самое красивое, третье чудо. Царевна-лебедь. Послушаем, будто его описал поэт.
Слайд №15. Ребята, на година звучания музыки слушайте внимательно, и будто чуть вам услышите, ась лебедушка превратилась на царевну, поднимите эти карточки и я неотлагательно увижу. Слушаем музыку. Молодцы! А будто вам догадались? (Музыка зазвучала громче, шире, взвинченно ) каковой же тон – песенный.
Контроль знаний (5 мин)
Итак, ребята, в скором времени мы и познакомились с музыкальными образами героев сказки А. С. Пушкина. Как мастерски, несомненно изобразил их композитор! Можно сказать, ась Римский – Корсаков не чуть композитор, а и гармонический художник. Только рисует он – звуками.
Слайд №16, «Проверь себя». Ребята, поэтишка и композитор, вследствие чего они здесь вместе? Что их сближает? (Поэт — сочинил сказку, а композитор изобразил ее на музыке. Сближает их интрига к сказкам. Значит, кончерто гроссо и публицистика — взаимосвязаны.)
Рефлексия (2мин)
Приём «До-После»
Я предлагаю составить таблицу: гармонический тип любимого героя. Разместите карточки с изображением того героя, каковой нравился Вам поначалу и чей гармонический тип в настоящий момент Вам понравился свыше всего.
Слайд №17. Ребята, на каждой сказке есть хорошая, добрая песня. У нас с вами такая коляда также есть: воплощение песни «Там, на неведомых дорожках». Исполнение с пластическими движениями.
Прием «Два смайлика»
Довольны династия вам своими ответами? Какое у вас сей же час настроение? (Поднимают смайлик с веселым выражением, либо с грустным).
Наше вояж подошло к концу, а сказание не заканчивается. Вы можете встречаться с ней на хороших добрых книгах. А я приготовила для вас в скором времени такое творческое задание. Выполняя его, вам будете вспоминать моменты нашего сказочного урока.
Домашнее задание:
Прием "Синквейн" (составить дома мадригал из пяти строк, на котором вам покажите свое модальность к полюбившемуся герою).
Урок окончен, мерси вас за искренность, накануне свидания!
Файлы: Разработка урока с применением интерактивных методик Что за прелесть эти сказки.docx
Размер файла: 25824 байт.