Автор конспекта:
Автор(ы): — Максимова Наталья Викторовна

Место работы, должность: —

Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №11

Регион: — Город Москва

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — высшее профессиональное образование

Класс(ы): — 5 класс
Класс(ы): — 6 класс
Класс(ы): — 7 класс
Класс(ы): — 8 класс

Предмет(ы): — Литература

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — рекомендации (советы) по обучению и воспитанию

Краткое описание ресурса: —

Становится все более очевидным, что в образовании происходят кардинальные изменения. Они невозможны без изменений профессионального сознания учителя. Поэтому мы говорим о компетентностном подходе в образовании.

Чтобы дети читали

Становится все более очевидным, что в образовании происходят кардинальные изменения. Они невозможны без изменений профессионального сознания учителя. Поэтому мы говорим о компетентностном подходе в образовании.

Я остановлюсь на надпредметной компетенции — коммуникативной, которая включает в себя несколько блоков: обсуждение, выступление, понимание текстов, написание текстов и работа с информацией.

Вот здесь хочется подробно сказать о таком блоке коммуникативной компетенции, как понимание текстов. Эту компетенцию мы развиваем и на уроках русского языка, и, как мне кажется, более на уроках литературы, когда работаем с высокохудожественными текстами. Моя задача как учителя – способствовать тому, чтобы дети поняли текст. А как этого можно достигнуть, если не каждый ученик в классе его даже прочёл дома. В современной школе с нечитающими детьми всё чаще слышишь: «Я не прочитал, потому что…»

«Как решить эту проблему?» — вопрос, волнующий всех словесников.

Я в течение уже ряда лет решаю проблему так. Перед изучением сколько-нибудь крупного произведения даю детям несколько вопросов (8-10 вопросов) на предмет вдумчивого прочтения ими этого произведения. Вопросы раздаю каждому ребёнку на карточках перед детальным изучением произведения. На написание кратких ответов отвожу 7-10 минут. Вопросы не предполагают анализа произведения, моя цель – проверить, все ли дети прочли это произведение. Выяснить это во время фронтального опроса не удастся: всех ребят не опросишь. По опыту могу сказать, что двоек за такие вопросы не так уж много, а это значит, что произведение прочли практически все, а если и не все, то некоторым детям, прочитавшим вопросы, становится интересно, и они будут читать после урока.

Приведу примеры таких вопросов.

Вопросы на прочтение мифов о подвигах Геракла (5 класс)

1. Почему богиня обмана Ата оказалась среди людей и сеет вражду между ними?

2. Что означает имя Геракл?

3. Почему Геракл должен был служить Еврисфею?

4. Что должен был сделать Геракл, чтобы освободиться от власти Еврисфея?

5. Геракл встретил двух женщин, каждая из которых звала его с собой. Что говорила та, за которой Геракл решил пойти?

6. Как выглядел пёс Кербер (Цербер), стороживший вход в царство мёртвых Аида?

7. Какую тяжёлую работу выполнял Сизиф?

8. Почему там, где проходил Геракл с побеждённым псом Цербером вырастала ядовитая трава?

9. За что разгневался Зевс на Прометея?

10. Как был наказан Прометей Зевсом?

11. Освободил ли Геракл Прометея? Свой ответ поясните.

Ответы

1. Её сбросил с Олимпа Зевс

2. «Прославленный герой»

3. Потому что Еврисфей родился первым – так сделала Гера – и стал владыкой всей Греции

4. Совершить 12 подвигов

5. Нельзя бездельничать, постоянно пировать, много спать, надо бороться со злом, делать добро для людей

6. Три головы, на шее вместо шеи вьются змеи, хвост – это живой дракон, а их 3 пастей высовываются 3 языка пламени

7. Втаскивал на гору огромный камень, камень катился вниз, и Сизиф возобновлял эту работу

8. Туда попала жёлтая пена из пасти пса

9. Он помог людям: дал огонь, научил письму, цифрам

10. Зевс повелел Гефесту приковать Прометея к скале, огромный орёл клевал печень Прометея каждый день

11. Да, освободил: убил из лука орла и снял цепи с Прометея

Вопросы на прочтение сказа П.П.Бажова Каменный цветок» (5 класс)

Вариант 1

1. Зачем приказчик присылал к Прокопьичу мальчишек?

2. Где работал Данилко Недокормыш перед тем, как попасть к Прокопьиу?

3. За что женщины подкармливали Данилку, одевали, обували?

4. За что наказали Данилку так, что он сознание потерял?

5. Кто такая Катя?

6. С какого цветка делал свою чашу Данила?

7. Что хотел увидеть Данила у Хозяйки Медной горы?

8. Что нашёл Данила у Змеиной горки, куда его отправил чей-то женский голос?

Вариант 2

1. Кто такой Прокопьич?

2. Почему мальчишки не хотели идти к Прокопьичу?

3. Почему Данилка не смог работать в господском доме?

4. Как спасла от смерти Данилку бабушка Вихориха?

5. Заставлял ли Прокопьич работать Данилку? Почему?

6. Приказчик на время забрал Данилку от Прокопьича и запер у себя. Зачем?

7. Что хотел увидеть Данила у Хозяйки Медной горы?

8. Что сделал Данила с чашей перед своим исчезновением?

Ответы

Вариант 1

1. Чтобы они «переняли» его дело

2. Мальчиком-слугой, потом пастухом

3. За игру на рожке

4. Не усмотрел за коровами, и их съели волки

5. Невеста Данилы

6. С дурман-цветка

7. Каменный цветок

8. Малахитовый камень

Вариант 2

1. Горный мастер, он обучал Данилу

2. Прокопьич был с ними жесток

3. Не слышал, как его зовут, любовался красотой

4. Она выходила его травами, была ему лекарем

5. Нет, не заставлял, потому что полюбил

6. Узнать, как он работает, сам ли делает или Прокопьич работает за него

7. Каменный цветок

8. Разбил её

Вопросы на прочтение повести А.С.Пушкина «Дубровский»

(6 класс)

1 вариант

1. Кто богат: Кирилла Петрович Троекуров или Андрей Гаврилович Дубровский?

2. Где произошла ссора К.П.Троекурова и А.Г.Дубровского?

3. О чём было судебное разбирательство между К.П.Троекуровым и А.Г.Дубровским? Что отобрал К.П.Троекуров у А.Г.Дубровского в суде?

4. Откуда узнал Владимир Дубровский о плохом здоровье отца?

5. Кто устроил пожар в Кистенёвке?

6. Зачем К.П.Троекуров выписал француза?

7. Почему гость К.П.Троекурова Антон Пафнутьич боялся ночевать один?

8. Кого полюбил Владимир Дубровский?

9. Из-за чего подрался с мальчишкой брат Марьи Кирилловны Троекуровой Саша?

10. С кем венчался князь Верейский?

2 вариант

1. Это характеристика Андрея Гавриловича Дубровского или Кириллы Петровича Троекурова: богат, избалован, недалёкого ума, любит поесть, всех стремится себе подчинить?

2. За что А.Г.Дубровский наказал крепостных мужиков К.П.Троекурова?

3. Что случилось с А.Г.Дубровским после судебного решения?

4. Зачем поехал К.П.Троекуров к А.Г.Дубровскому после суда?

5. Кем стали мужики из Кистенёвки после пожара?

6. Чем закончилась борьба француза Дефоржа с медведем?

7. Что случилось с Антоном Пафнутьевичем – гостем К.П.Троекурова – ночью?

8. Зачем князь Верейский ездит к Троекуровым?

9. Почему Троекуров запер свою дочь в доме?

10. За кого выйдет замуж Маша Троекурова?

Ответы

1 вариант

1. К.П.Троекуров

2. На псарне

3. Разбирательство об имении, его отобрал Троекуров у Дубровского

4. Из письма няни

5. Дубровский и его крепостные

6. Чтобы учить Сашу французскому языку

7. У него на шее мешочек с деньгами

8. Машу

9. Из-за кольца

10. С Машей

2 вариант

1. К.П.Троекуров

2. Они воровали лес

3. Сошёл с ума

4. Мириться

5. Разбойники

6. Дефорж убил медведя

7. Его обворовали

8. Чтобы жениться на Маше

9. Чтобы она не виделась с Дубровским

10. За князя Верейского

Вопросы на прочтение повести Н.В.Гоголя

«Майская ночь, или Утопленница» (6 класс)

1. К кому стучится в окно Левко?

2. О чём должен был говорить со своим отцом Левко?

3. Кто рассказывает легенду о старом заброшенном доме?

4. Кто полюбил панночку?

5. К кому в хату пришёл пьяный Каленик?

6. Кто оказался у дома Ганы, чей голос услышал Левко?

7. Зачем этот человек приходил к Ганне?

8. Кого поймал голова и запер?

9. «Человек в вывороченном тулупе» — кто это? Назовите его имя.

10. Откуда у Левко записка для отца?

Ответы

1. К Ганне

2. О женитьбе

3. Левко

4. Ведьма-мачеха

5. К голове

6. Голова

7. Объясняется в любви

8. Свояченица

9. Левко

10. От панночки

Вопросы на прочтение глав из романа Ф.М.Достоевского «Мальчики»

1. Алёша Карамазов встречает группу мальчиков. Что они делали?

2. Илюша Снегирёв и Алёша Карамазов. При чём здесь палец?

3. «Мочалка-то была гуще» — говорит Николай Ильич Снегирёв. О чём это он?

4. Что по глупости сделал Илюша с бездомной собакой Жучкой?

5. Почему Илюша, увидев собаку Перезвона, так обрадовался?

6. Назовите один из «фокусов», которые умеет делать Перезвон?

7. Кто посоветовал Снегирёву свозить сына в Сиракузы и зачем?

8. Что случилось с Илюшей во время его болезни?

Ответы

1. Кидают камни в мальчика

2. Илья прокусил палец Алеше

3. О собственной бороде

4. Дал ей хлеб, где была булавка

5. Это была Жучка

6. Приказ «умри» — собака «умирала»

7. Доктор, чтобы полечить

8. Умер

Вопросы на прочтение повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

(8 класс)

1. Он, ещё не родившись, «был записан в Семёновский полк сержантом». Кто?

2. По дороге в Оренбург Пётр Гринёв встретился ротмистром Зуриным, который научил юношу играть в… Во что они играли и чем это закончилось?

3. Чем закончился поединок между Гринёвым и Швабриным?

4. О чём говорилось в письме, которое прочёл Иван Кузмич на совещании, выпроводив прежде Василису Егоровну и Машу к попадье?

5. Что случилось с комендантом и его женой, когда Белогорскую крепость захватили пугачёвцы?

6. Гринёв, увидев Пугачёва в Белогорской крепости, понял, что видел его раньше. При каких обстоятельствах?

7. Кто стал комендантом крепости по приказу Пугачёва?

8. Кто и кому рассказывает калмыцкую сказку о вороне и орле?

9. Кого держал Швабрин взаперти на воде и хлебе? Зачем?

10. Маша Миронова просит о помиловании Петра Гринёва, несправедливо обвиняемого в измене присяге. Кого она просит?

Ответы

1. Пётр Гринёв

2. Играли в бильярд. Закончилось тем, что Гринёв проиграл 100 рублей.

3. Швабрин ранил Гринёва в грудь

4. О беглом казаке Емельяне Пугачёве

5. Коменданта повесили, а Василиса Егоровна погибла от удара саблей

6. Пугачёв вывел Гринёва к жилью во время бурана

7. Швабрин

8. Пугачёв Гринёву

9. Машу Миронову. Хотел, чтобы Маша вышла за него замуж

10. Императрицу

Вопросы на прочтение очерка В.Г.Короленко «Парадокс» (8 класс)

1. Что делали мальчики около бадьи с водой?

2. Зачем лакей Павел искал за домом детей?

3. Что увидели дети у крыльца своей квартиры?

4. Кто находился «в небольшой, почти игрушечной телеге»?

5. Как надо понимать реплику Яна Золотусского: «Обойди!»

6. Герой прочёл афоризм: «Человек создан для счастья, как птица для полёта». Кто написал этот афоризм?

7. Ему трудно было написать эти слова. Почему?

8. Уезжая из города, долгоусый и Ян Золотусский встречают по дороге… Кого?

9. Зачем Ян Золотусский остановил тех, кого встретил?

10. Что было ночью с детьми?

Ответы

1. Представляли, что ловят рыбу

2. Их велел позвать домой отец

3. Толпу народа

4. Человек-феномен

5. Это значит, что надо собрать деньги со зрителей

6. Ян Золотусский – феномен

7. Он писал ногой: у феномена нет рук

8. Нищих

9. Он приказал долгоусому подать милостыню этим нищим

10. Они «спали плохо, выкрикивали и плакали без причин»

Вопросы на прочтение поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри» (8 класс)

1. Где оставил русский генерал пленного ребёнка?

2. Почему он это сделал?

3. Что сделал Мцыри однажды, «осенней ночью», во время грозы?

4. Кем был отец Мцыри?

5. Сколько времени провёл Мцыри за стенами монастыря?

6. Кого увидел Мцыри, кто сходил «узкою тропой к берегу»?

7. С кем вступает в поединок Мцыри?

8. Чем закончился этот поединок?

9. В бреду Мцыри слышит голос:

«Я созову своих сестёр:

Мы пляской круговой

Развеселим туманный взор

И дух усталый твой».

Кому принадлежат эти слова?

10. С какой просьбой обращается Мцыри к своему слушателю-чернецу перед смертью?

Ответы

1. В монастыре

2. Потому что ребёнок был болен

3. Сбежал из монастыря

4. Был воином

5. «Три блаженных дня»

6. Грузинка

7. С «могучим барсом»

8. Барс убит, Мцыри ранен

9. Золотой рыбке

10. Просит похоронить в таком месте, откуда будет виден Кавказ – его родина

Вопросы на прочтение пьесы Н.В.Гоголя «Ревизор» (8 класс)

1. Кто снился городничему?

2. Чем берёт взятки судья Аммос Фёдорович Тяпкин-Ляпкин?

3. Почему хозяин гостиницы отказывается давать обед Хлестакову?

4. К кому переезжает жить Хлестаков из гостиницы?

5. Хлестаков «принимает» чиновников города: судью, почмейстера, смотрителя училищ, попечителя богоугодных заведений, помещиков Бобчинского и Добчинского. Чем заканчиваются эти встречи?

6. Зачем приходили к Хлестакову купцы города, слесарша и унтер-офицерская жена?

7. Кому объясняется в любви Хлестаков: жене городничего или его дочери?

8. Почему городничий и его жена собрались переезжать в Петербург?

9. Как узнал почтмейстер, что Хлестаков не ревизор, а «чёрт знает что»?

10. Последнюю реплику в пьесе произносит жандарм. Что он сообщил?

Ответы

1. Две крысы

2. Борзыми щенками

3. Хлестаков не платит за обеды

4. К городничему

5. Каждый даёт денег Хлестакову

6. Жаловаться на городничего

7. И жене, и дочери

8. Хлестаков женится на их дочери, повезёт жену в Петербург, родители поедут с молодыми

9. Он прочёл об этом в письме, которое распечатал самовольно

10. Сообщил, что в город приехал рревизор

Файлы: Формирование творческой личности.docx
Размер файла: 43862 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология