Автор конспекта:
Автор(ы): — Тимофеева О.В.

Место работы, должность: — ПУ№29 п Вурнары

Регион: — Республика Чувашия

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее намыв
Уровень образования: — начальное профессиональное намыв

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)

Класс(ы): — 10 автокласс

Предмет(ы): — Литература

Цель урока: — Сформировать целостное шоу о чувашской литературе азбука ХХвека • проследить за возникновением литературных жанров; • развивать умения учащихся анализировать и оценивать литературное изготовление на примере стихотворения на прозе «Удивительно»,новеллы «Шутка» М .Акимова; • расширить раунд чтения учащихся, дать информацию о создании первой чувашской газеты «Хыпар». • формировать вольно мыслящую личность; осознать общечеловеческие ценности национальной самобытности лучших образцов творчества чувашских писателей азбука ХХ века. • увидеть эстетическое и филосовское состоятельность чувашской литературы азбука ХХ века.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся на классе (аудитории): — 20

Используемые учебники и учебные пособия: — Литература:
Пушкин В.Н.Чувашская литература.10-11 кл.Часть 1.Ч.,1997
Сироткин М.Я.Очерки дореволюционной литературы.Ч.,1967.

Сироткин М.Я.Очерк истории чувашской советской литературы.Ч.,

Краткое описание: — Урок дает целостное шоу о чувашской литературе азбука ХХвека

Ход урока
I. Проверка домашнего задания
Вступительное унитерм учителя: На прошлом уроке мы с вами анализиро­вали литературное изготовление "Нарспи" К. Иванова. Сейчас мы обобщим, закрепим совершенный материал. (Учитель задает вопросы учащимся.Отве­ты учащихся на скобках).
-Назовите стиль литературного произведения "Нарспи" К. Иванова.- (Поэма).
-В каком году она написана? — (1908г.)
-Сколько главных героев и персонажей? — (Четырнадцать).
-Назовите их. — (Нарспи, Сетнер, Тохтаман, Михедер,…)
-Нравятся ли вас эти герои? Почему? — (Высказывания учащихся).
-Сравнения Нарспи и Сетнер с современной молодежью. — (Суждения учащихся)
-Что изображено на поэме? — (Картины жизни быта старой чувашской
деревни XYIII века, патриархального уклада, резкого усиления классовыхпротиворечий).
-Что вас преимущественно запомнилось на поэме? Почему? — (Высказывания учащихся).
-Какие темы затронуты на поэме? — (Ребята их перечисляют).
-Как вам относитесь к поэме "Нарспи", главным героям? — (Высказывают свои мнениия).
Слово учителя: Литературная движение К. В. Иванова началась на разгар революционных событий 1905-1907 гг .Поэма "Нарспи" — самый совершенное из всех поэтических творений. Большую подспорье и творческуюподдержку оказывал ему просветитель чувашского народа И. Я. Яковлев.
Сейчас К. В. Иванова мы считаем классиком чувашской литературы. " Он стал … классиком чувашской литературы потому, подобно тому словно ввек не замыкался на национальной скорлупе, подобно тому словно его оригинально самобытное и национальное творчество питалось не лишь только истоками чувашской народной поэзии, но и обогащалось достижениями русской литературы", — говорил цифра из исследователей его творчества И. Н. Сутягин.
П. Изучение нового материала
Слово учителя: — Тема нашего урока связана с первой чувашской газетой. Поэтому давайте подумаем, вспомним, какие республиканские газеты выхо­дят на сегодняшний день время. (Ребята называют названия газет).
-Какая из вышеназванных считается первой чувашской газетой?
-Вы слышали о газете "Хыпар"?
-Что вам о ней знаете? — (ответы учащихся)
В 2001 году на нашей республике богато отмечалось 95-летие С дня выхо­да первой чувашской газеты. Так на каком же году была издана газетка "Хыпар"?(1906).
-Правильно. Первая чувашская газетка "Хыпар" издана на январе 1906 года в г. Казани. Выходила она с 8 января 1906 года по 27 мая 1907 года еженедель­но на 16 страницах. Вышло токмо 65 номеров. Газета родилась на года первой русской революции, центральный задачей которой было низложение царского самодержавия через вооруженного восстания. (Используется сигнальный номер)
Первым редактором газеты был молодожен ученый, физкультурник Казанс­кой духовной и учительской семинарий Николай Васильевич Никольский, уроженец деревни Юрмекейкино теперича Моргаушского района Чувашской Республики, (показываю портрет).
Заслуга первого редактора издателя газеты "Хыпар" Н. В. Никольского большая. Он создал эту газету, направлял ее по прогрессивному пути, при­нял на работу на редакцию тех сотрудников, которые исключены из Симбирс­кой чувашской школы за содействие на революционных митингах, единица самым содействовал подготовке революционно настроенных кадров журналистов. После ухода из редакции он долгое эпоха оказывал финансовую поддержку. С именем Н. В. Никольского связана повествование возникновения чувашской жур­налистики.
Газета "Хыпар" выходила на разное эпоха лещадь разными названиями: "Канаш", "Чаваш коммуни", "Коммунизм ялавё". В года перестройки и де­мократии газете вернули прежнее название. (Показываю газеты)
За полтора года своего существования на газете работали пять редакторов, которые ежесекундно проверялись на благонадежность.
Газета "Хыпар" вырастила таких замечательных чувашских писателей и поэтов, словно Т. С. Семенов, М. Ф. Акимов, Н. И. Полоруссов-Шелеби и др.(Показываю портреты)
Вопросы и ответы:
-Давайте подумаем, благодаря этому же мы начали наука с газеты "Хыпар"?
(Потому подобно тому словно с газетой "Хыпар" непосредственно связана литературная деятельность

писателей и поэтов азбука XX века.)
Слово учителя:Первая чувашская газетка – гладь жизнидореволюционного чувашского народа. Из гущи трудового народа выходили первые чувашские журна­листы. Многие из них пробовали свое пух и на области художественной лите­ратуры. Вокруг редакции "Хыпар" создалась деятельная этногруппа писателей и поэтов, которые оставили большое наследие чтобы дальнейшего развития чу­вашской литературы.
Какой же была чувашская агиография азбука XX века?
Подлинный процветание чувашской литературы, словно литературы многих на­родов России, стал возможным лишь только благодаря победе революции и пря­мой помощи великого русского народа. Огромную миссия на становлении чу­вашской литературы сыграла танец агиография и лучшие ее представите­ли. Русская агиография сызнова на пору своего становления была полна глубокой симпатии к нерусским народам.
Немногочисленны были кадры дореволюционной чувашской литерату­ры, незначителен ее изобретательный фонд, выстроившийся на эпоху гонения на жи­вое унитерм народных масс, питавших муза писателей и поэтов дорево­люционной Чувашии.
Под воздействием русской литературы развивалась и чувашская печать.
В обстановке бурных политических событий и революционного подъема масс происходит авиваж литературного движения. На смену писателям и поэтам одиночкам приходят новые литературные силы. В художественную литературу вливается большая этногруппа новых писателей: Т. С. Семенов(Таэр), Н. И. Полоруссов-Шелеби, М. Ф. Акимов, Г. Кореньков, А. В. Васильева(И-тэсь), Г. Комиссаров, однако слегка позже К. В. Иванов, Н. В. Васильев-Шубоссинни, И. Ефимов(Тхти), Ф. Павлов и другие.
Новые писатели и поэты принесли на чувашскую литературу новые темы и образы, с громоздкий остротой изображали социальные противоречия на чувашской деревне. Их творчество, насыщенное жизненной правдой, наталкивало на революционные выводы и шло по путям, по которым вел русскую
литературу ХХвека М. Горький, всесторенне обличая действующий земля и
воспитывая революционную энергичность народных масс.
Появление на день первой русской революции значительного количества писателей и поэтов из среды чувашского народа свидетельствовало о росте общественно-политической активности трудящихся масс. Многочисленные корреспонденции чувашских крестьян-грамотеев, стихи и рассказы с описанием на них положения чувашской деревни, присылавшиеся на большом количестве на редакцию «Хыпар» говорили о праздник страсти печататься.
Широкой струей вливается на литературу устно-поэтическое народное творчество. На фольклорном материале создается рамаяна "Варусси" 1906 г. Я. Турханом и песня "Шапчак юрри" 1907 г. С. Сорокиным. Писатель стар­шего поколения И. Н. Юркин издает литературно обработанные сборники чувашского фольклора: "Халлапсем"- 1907г.: "Шутсем"-1907 г., "Юмахсем" - 1907 г., "Ваттисен самахёсем" — 1907 г.. Но оглушение революции пресекло поднявшийся процветание чувашской литературы. Многие писатели и поэты вынуждены из-за гонений царского правительства напрочь прекратить о литературную деятельность. Только незначительная отрывок продолжала упорно отстаивать революционно-демократические позиции. За тремя года революции (1905-1907гг.) труженик автокласс и крестьянство прошли богатую школу политического воспитания. Расправа царского правительства с лучшими представителями революционного чувашского крестьянства вызвали у передовых писателей и поэтов вкус острого протеста навстречу царского режима, глубокой ненависти к социальной несправедливости.
Несмотря на террор и притеснение печатного слова на чувашском язы­ке, лучшие демократические традиции чувашской литературы продолжали развиваться и нашли яркое отсвечивание на творчестве одного из лучших пред­ставителей дореволюционной чувашской литературы К. Иванова, произве­дениях Н. И. Полоруссова-Шелеби, Н. В. Васильева-Шубоссинни.
Чувашские писатели и поэты периода первой русской революции стара­тельно следуют на своей творческой деятельности лучшим традициям рус­ской литературы, перенимая убеждающий соцреализм М. Горького, не отка­зываясь сообща с единица от традиций критического реализма М. Е. Салтыкова-Щедрина, романтизма В. Г. Короленко.
Особо значительно на чувашской литературе выделяются плохо направления: мелкобуржуазно-демократическое (Ф. Н. Николаев, С. С. Сорокин, А. В. Ва­сильева) и революционное (Т. С. Семенов, М. Ф. Акимов, Н. И. Полоруссов-Шелеби).
Взращенные революционным подъемом новые писатели и поэты-демок­раты создают произведения громоздкий эмоциональной силы и критической остроты. Поэт и прозаик-публицист Т. С. Семенов (1887-1916 гг.) пишет серия ярко революционных призывных стихотворений, аллегорических рассказов и фельетонов ("Песнь славной смерти", 1906г; "Думы", 1906; "Новый год", 1906; "Пробиться бы к свету", 1906 ; …) Герои Т. С. Семенова — типичные представители отважных революционеров. В своих стихах он передает дра­матическую ситуацию революционной борьбы, описывает трагедию и ее носителей.
В стихотворении "Песнь славной смерти" даны образы крестьянских ре­волюционеров, погибающих на виселице, но не теряющих надежду на светлое будущее. Они чеканно осознают, подобно тому словно оно придет не легко, его нужно завоевать на кровавой борьбе, которая требует жертв.
Устами революционера стихоплет говорит, подобно тому словно за блага людей должен бороться не на жизнь, однако на смерть, завоевать свободу лишь только на бою, лишь только сражаясь. Так разъясняет Т. С. Семенов людям необходимость революционной борьбы. Н. И. Полоруссов-Шелеби (1881 -1945гг.) отражая склонность трудового крестьянства, пробуждавшегося к революционной борьбе, показывал на са­тирической песне "Рассей", 1906 г., построенной на сочетании чувашских такмаков (частушек) и русских сатирических песен, противоречия социаль­ной действительности, паразитическую бытье царской бюрократии, поли­цейщины,поповщины и полуголодные, бесправное прозябание трудящихся. Едкая иронизирование касается подалее порядков, возле которых всякое передача сво­бодомыслия бессердечно подавлялась. Поэт подводил читателей к мысли, подобно тому словно настала сушь скинуть С спины трудящихся всех захребетников.
В стихотворении "Сёлен", 1906г. поэт, выражая авторитетность на скором торжестве свободы и олицетворяя ее народно-поэтическом образе светлой птицы, восклицал:
Лети же, птица, величественно рей,
Кружись, могучая, по-над нами.
……….
Сойди! Из птицы стань огромной
И прочной правдой всей земли!
"Пусть на веки веков сгинет Змей!" — восклицает стихоплет подразумевая самодер­жавие.
Основным идейным мотивом был напев торжества социальной справед­ливости. Пользуясь аллегорическими образами чувашских волшебных ска­зок, оригинатор дает поэтическое абстракция развязки борьбы чудесной светлоли­кой птицы(символ свободы) С страшным змеем — драконом, воплощением токмо гнетущего и темного на жизни.
"Змей" — первое изготовление Н. Полоруссова-Шелеби, увидевшее свет. Оно было напечатано на 1907 году на чувашской газете "Хыпар".
М. Ф. Акимов — инициатор политической сатиры. Многие его материалы в газете перекликались С "Сказками" М. Е. Салтыкова-Щедрина. Свой эскиз "Шутка" ("Хыпар", №23 от 11. 06. 1906г.)
М. Акимов называет сказкой, где-либо оригинатор бессердечно обличает самодержавные порядки на России. Трудолюби­вому, доброму, умному крестьянину оригинатор противопоставляет ленивого, невежественного, глупого помещика-мироеда.
В "Сказке" изволь выступление о бедняке Семене, у которого большое злосчастие — животное лошадь. "Невежда" и "неуч" Семен рассуждает страшно умно, логично, гово­рит спокойно. Помещик же задает неумные вопросы. Образы социально кон­кретизированы. Крестьянин трудолюбив, правдив,добр,умен, однако барин-лен­тяй, обманщик, невежествен и неумен. Понимая всю отчетливость своего выс­тупления, оригинатор на конце стремился смягчить тон. Однако публицист знал, подобно тому словно читатель поймет его правильно.
"Шутка" — гениальный экземпляр сатирического произведения, язвительно­го остроумия, презлой полемики.
Вся макама построена на контрастах и центральный из них — не извечное на сказках парадиастола невеселой мужицкой барабан благоденствия бар, однако то, подобно тому словно прием с мужиком Семеном оборачивается чтобы барина сугубой злобой дня. Именно на этом построена возрастающая постепенность на обрисовке об-34 раза Семена.
Финал известный из концовки сказки: увезли Семена и никто не знает, несравнимо он девался. Еще нота этого оригинатор дает понять, кто на аккурат увез Семена: это были "трое на мундирах С светлыми пуговицами". Как ясно, основное идейное пансион новеллы "Шутка" (она названа сказкой на целях отвлечения подозрения царской цензуры) — передача ненависти к самодержавию, паразитизму и произволу господствующих классов. Этим обусловлено то, подобно тому словно преимущественно художественным средством на новелле является сатира, (литературная теория). Семен язвительно смеется по-над теми, и навстречу кого выступает, не лишь только с чувством ненависти, но и превосходства, подобно тому словно придает новелле желчный характер. Новелла насыщена диалога­ми, подобно тому словно страшно сдержанно чтобы пересказывания с элементами драматизации.
В номере 25 от 29 июня 1906 г. газетка "Хыпар" было напечатано стихотво­рение на прозе "Удивительно", на основу которого был положен негасимый конф­ликт посередке богатыми и бедными.
Характеризуя чувашскую литературу периода 1910-1917 годов разрешено сказать следующее. Подавление революционного движения рабочих и крес­тьян сопровождалось репрессиями, расстрелами, тюрьмой, каторгой. Уси­лилось травля царского правительства и на печать, литературу, школу не­русских народностей.
Революционный стихоплет Т. С. Семенов выдан гнусным провокатором на руки царских палачей и сослан на Сибирь. Н. Полоруссов-Шелеби, скрываясь от преследований полиции, бежит на золотые прииски, однако посему вынуждается вместе с семьей к переселению на Сибирь. М. Ф. Акимов вынужден был отка­заться от литературной деятельности, К. В. Иванов растрачивает собственный дарование и здоровье на переводе библии. И так, агиография была лещадь строжайшим контролем, чувашская агиография не могла развиваться должным образом. Лишь пышным чертополохом цвела религиозная литература.
Вместо безвременно погибших Т. Семенова, М. Акимова на чувашскую литературу приходят новые писатели, поэты. Готовятся к литературной дея­тельности Г. В. Зайцев (Тал-Мурза), М. К. Сеспель, И. Илларионов (Иван Мучи). Ф. Павлов работает по-над драмой "Ялта".
Большую миссия на развитии чувашской литературы сыграла растворение на 1918 году на Казани Чувашского передвижного театра, организованное студентом Казанского художественного училища И. С. Максимовым-Кошкинским. Ар­тистами этого театра был поставлен сигнальный в,истории чувашский спектакль, переживание А. Н. Островского Не но лйгеи, словно хочется , где-либо выявились незауряд­ные таланты актеров, драматургов.
Драматургия на дореволюционной чувашской литературе была неразви­та. Кроме электробытовой драматической сценки М. Акимова "Ялти пурнас" напе­чатанного на газете "Хыпар" других произведений драматургии не было.
В 1916 году Ф. Павлов начинает писать бытовую драму "Ялта", которую заканчивает на первые года советской власти. Здесь изображается бытье деревни периода первой империалистической войны, где-либо личные трагедии глав­ных героев обусловлены социальными причинами: войной, разорявшей кре­стьянское хозяйство, грабежом и насилием кулаков по-над беззащитными людь­ми.
Хорошо зная быт чувашского народа, его метафорический маратхи и устную по­эзию, Ф. Павлов создал правдивые образы людей старой деревни. Драма на­сыщена этнографическими элементами, бытовыми эпизодами.
В литературной деятельности Ф. Павлова чувствуется благотворное влия­ние творческих принципов А. Н. Островского.
Таким образом, танец агиография помогала чувашским писателям (не только Ф. Павлову) овладевать мастерством, самый полно выявлять свою национальную своеобразность и создавать правдивые национальные произ­ведения, характеры.
III. Слово учителя: -Явам в нескольких словах рассказал о чувашской литературе начала XX века (1900-1920гг.)
Вопросы – ответы:
-Каких писателей и поэтов чувашской литературы азбука XX века вам запомнили?
-Что они писали?
-О чем писали? Чему учили?
-Какие трудности возникали поперед ними?
-Какие жанры были развиты на чувашской литературе азбука XX века?
-Какое касательство к чувашской литературе имеет первая чувашская га­зета "Хыпар"? Почему?
(Ответы учащихся).
Учитель: — Если издание первой чувашской газеты колебался от 1200 нота 3000 экземпляров, то издание газеты "Хыпар" на данный момент составляет 50000 экземпляров, подобно тому словно говорит нам о ее популярности.
Некоторые номера первой чувашской газеты конфисковывались, несколь­ко крата газетка была на грани закрытия, редакторов арестовывали, проверяли на благонадежность, но газетка выжила.
Несмотря на то, подобно тому словно писателей арестовывали, отправляли на Сибирь, отстраняли от творческой работы, чувашская агиография развивалась. В настооящее эпоха на чувашской литературе есть крупные произведения, с которыми мы познакомимся на течение IIполугодия учебного года .
Отсюда, какой-либо просиллогизм разрешено сделать? Давайте подумаем. (Ребята отвечают). Значит, мы были, есть и будем. (Показывает на доску, на изречение урока).
Ребята, мы сию секунду остановимся на произведении М. Ф. Акимова "Удивительно!" ("Тёлёнмелле"). Вспомним годик написания памфлета, политическую обстановку на России и проанализируем его.
1.Выразительное считка учителя.
2. Сопоставительное чтение ,.
3. Чтение по цепочке
4. Выборочное чтение.
5. Беседа.
6.Написание тезисов.
7.Вопросы и ответы.
-Что такое памфлет?
-Что такое стихотворения прозе?
— На каком языке памфлет престижно лучше?
— Назовите главных героев памфлета.
— В каких домах они живут?
— Охарактеризуйте главных героев. Какие они?
— Чем они занимаются?
Делается индивидуальная и сопоставительная характеристики главных ге­роев. Слова
(имена прилагательные, глаголы), касающиеся главных героев учащиеся находят на тексте.
(В. Н. Пушкин. Чувашская литература. Часть 1. Ч., 1997. Стр. 223). Все это записывается на доске.
1. Назовите главных героев памфлета.
Я (бедняк) Купец (богач)
2. В каких домах они живут?
Хижина в черных
3. Охарактеризуйте главных героев. Какие они?
Больной богатый
Бедный толстопузый
Голодный
— — — — 4. Чем они занимаются?
Роется (в глине) Бродят (в добротных рясах)
Обжигает (кирпичи)Ходят (в богатых сукнах)
Пашет (землю) Сидят (без дела)
Сеет, молотит,прядет (лен)
Ткет
Снимает (шерсть) Скучают
Голодают (дети, сам)Нехотя жуют
Страдает Жиреют
Помирают (с голодухи)
Удивительно!
Какие выводы можем сделать? (Высказывания ребят)
Обобщение: Памфлет "Удивительно!" отнесен к малым эпическим фор­мам, но он квалифицированно написан.Мастерство М. Акимова состоит на том, подобно тому словно он использует форму стихотворения на
прозе на политическом произведении. Даже по переводу видно, подобно тому словно от стихотворной формы на памфлете изволь риф­
ма, лестно выдержанная на каждой строфе. Есть и элемент ритма, подобно тому словно убеди­тельнее на чувашском оригинале.
Автор чтобы создания образов взял цельный остросоциальный строй. Идет противоборство, коллизия посередке богатыми и бедными. Сопоставляется сытая бытье кулака с ужасающей бедностью и нищетой обездоленных слоев деревни, рез­кие контрасты нищеты большинства и богатства немногих, чувствуется вы­ражение надежды на предотвращение этого неравенства. Памфлетом "Удивительно!" М. Акимов положил возникновение жанровому виду на чувашской литературе. Заложено парадиастола армии тружеников кучке тунеядцев. Цель — разбудить классовое понимание трудящихся масс, поднять его на актив­ную борьбу навстречу царского строя.
— — — Тестирование по закреплению урока о чувашской литературе азбука ХХвека.
1.Назовите основателя первой чувашской газеты «Хыпар».
а) Н.И.Ашмарин
б) Н.В.Никольский х
в) Т.С.Семенов(Таэр)
2.Где и другой раз впервые издана газетка «Хыпар»?
а) 1906 г.,Чебоксары
б) 1906 г.,Казань х
в) 1907 г.,Казань
3.Перечислите писателей, инициативно сотрудничавших с газетой «Хыпар»
а) К.Иванов
б)М.Акимов х
в) М.Сеспель
г) Т.Семенов (Таэр) х
4.Правильно укажите стиль произведения М. Акимова «Удивительно!»
а) рассказ
б) памфлет х
в) новелла
5.Кто написал стих «Змей»
а)Н.И.Полоруссов-Шелеби х
б)М.Ф.Акимов
в)К.В.Иванов
6. Назовите автора драмы «Ялта»
а)Ф.Павлов х
б)Г.Комиссаров
в)И.Ефимов
7.Что обличает оригинатор на произведении «Удивительно»(написать ответ)

Файлы: Односоставные предложения.pptx
Размер файла: 334613 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология