Автор конспекта:
Автор(ы): — Шевченко Татьяна Михайловна

Место работы, должность: —

г.Норильск МБОУ "СОШ№9" учитель химии и биологии

Регион: — Красноярский край

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — основное общее образование

Класс(ы): — Все классы

Предмет(ы): — Химия

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — рекомендации (советы) по обучению и воспитанию

Краткое описание ресурса: —

ИИИИИспользование тестовых заданий для организации проблемного обучения на уроках химии и биологии

«Цифровые образовательные ресурсы – инструмент для проведения тестового контроля знаний и организации проблемного обучения.»

Если говорить о преобладающем подходе к образованию, то в основном – это направленность на развитие памяти учащихся, формировании прочных и глубоких знаний. Это важная задача, но в настоящее время поток информации настолько велик, что необходимость в запоминании даже программной информации по любому предмету является абсурдной. Поэтому память рекомендуется развивать в процессе выполнения творческих заданий, решении проблемных ситуаций.

В конечном итоге цель заключается в том, чтобы выпускник имел потребность в саморазвитии, владел технологиями поиска в систематизации информации, решении логических задач и выполнении практических действий.

Проблема развития речи, которая заметна невооруженным глазом, тесно связана с развитием мышления, целостных ориентаций, наблюдательности и др. Формировать эти качества позволяет проблемная технология обучения:

  • она возбуждает самостоятельную мыслительную деятельность учащихся при поисках решения познавательных задач,
  • расширяет, углубляет и уточняет новые знания в процессе тренировочно-творческих упражнений,
  • способствует осознанию и овладению учащимися приемами умственной деятельности по приобретению новых знаний, как в процессе решения проблемной ситуации, так и в системе тренировочно-творческих упражнений.

Использование тестовых заданий в методике проблемного обучения удачно дополняет все выше указанные моменты, так как ведущая функция тестовых заданий в проблемном обучении заключается в управлении процессом ученического познания, непосредственно связанного с постановкой и решением учебных проблем на уроке.

В проблемном обучении сохраняется контролирующая функция тестовых заданий. Кроме того, тестовые задания, сгруппированные по уровням сложности: А, В, С позволяют осуществить личностный подход в обучении учащихся. Так как каждый ученик изначально получает одинаковые задания, то дети психологически находятся в абсалютно равных условиях, но освоение материала определенного уровня каждым учеником показывает качество усвоенных им знаний и позволяет учителю корректировать их.

Технология проблемного обучения не нова: она получила распространение в 20-33-х годах в советской и зарубежной школе. Проблемное обучение основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Дж.Дьюи (1859-1952), основавшего в 1894г. в Чикаго опытную школу, в которой учебный план был заменен игровой и трудовой деятельностью.

Сегодня подпроблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Рассмотрим проблемный подход к использованию тестовых заданий на уроках химии:

1.На этапе актуализации опорных знанийпри обучении химиичаще всего используется сочетание беседы с различными видами химического эксперимента, как правило, демонстрационным. Однако, актуализацию опорных знаний и способов действий, можно осуществить и с помощью тестовых заданий.

Например, в VIIIклассе при изучении способов получения оснований учащиеся могут быть вовлечены в процесс решения учебной проблемы.

Если ранее школьники знакомились только с реакциями, в ходе которых могут быть получены растворимые в воде основания – щелочи, то на этапе актуализации опорных знаний и способов действий можно предложить им следующие тестовые задания:

1 РАСТВОРИМОЕ В ВОДЕ ОСНОВАНИЕ МОЖЕТ

БЫТЬ ПОЛУЧЕНО ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ

а) металла или его оксида с водой

б) металла или его соли с водой

в) активного металла или его оксида с водой

г) оксида металла или соли металла с водой.

2.РЕАКЦИЯ ПОЛУЧЕНИЯ РАСТВОРИМОГО

В ВОДЕ ОСНОВАНИЯ СООТВЕТСВУЮТ ОБЕ

СХЕМЫ В СЛУЧАЕ:


а) Fe + H2O ; FeО + H2O ;

б) Na + H2O ; Na2O + H2O ;

в) Li + H2O ; LiCI + H2O ;

г) Na2O + H2O ; NaCI + H2O

Выбранные ответы предложить подтвердить записью уравнений химической реакцией.

После этого как школьники справятся с заданием и на доске будут записаны уравнения реакций получения гидрооксида натрия, учитель предлагает им убедиться в правильности найденного ответа экспериментально, и демонстрирует реакции натрия и оксида натрия с водой.

2. Создание проблемной ситуации заключается в том, что учитель вовлекает учащихся в такую учебную ситуацию, при которой они осознают недостаточность имеющихся у них знаний и умений ( актуализированных на предыдущем этапе) для достижения поставленной перед ними цели.. Это может быть беседа, эксперимент или другие формы, которые должны побудить учащихся к предположениям, высказыванию своей точки зрения, вызвать столкновение идей, мнений, суждений. В результате на уроке складывается одна из следующих, наиболее типичных ситуаций:

  • Учащиеся высказывают несколько точек зрения (две и более), и необходимо выяснить, чей ответ является истинным;
  • Учащиеся приходят к какой-либо одной точке зрения, и возникает необходимость доказательства ее справедливости;
  • У учащихся отсутствует свой вариант ответа, и необходимо его установить.

Отсюда очевидно, что и на данном этапе проблемно-поисковой деятельности с успехом могут быть применены тестовые задания, так как они, предлагая учащимся несколько вариантов ответа, побуждают к выбору одного (а иногда несколько) из них. При этом выбор ответа должен быть предварен всесторонним анализом каждого возможного варианта с использованием всех имеющихся для этого знаний и способов действий.

Можно, используя результаты только что проделанной школьниками работы, побуждать их к переносу актуализированных знаний и способов действий в новую ситуацию, основанную на еще не известной им информации. В этих целях можно предложить учащимся тестовое задание, сформулированное в проблемно – поисковой форме:

3. В СООТВЕТСТВИИ С ВАШИМ ПРЕДЛОЖЕНИЕМ СПОСОБЫ ПОЛУЧЕНИЯ НЕРАСТВОРИМОГО В ВОДЕ ОСНОВАНИЯ – ГИДРОКСИДА МЕДИ ( II) – ОТРАЖАЮТ СХЕМЫ:

a) Cu + H2O

б) CuSO4 + H2O

в) CuO + H2O

Можно организовать групповую работу учащихся, а по ее окончании выслушать представителя каждой группы. В итоге необходимо либо подтвердить справедливость выбранного всеми ответа, либо выяснить, какой из предложенных вариантов верен .

Для этого проводится демонстрационный или лабораторный химический эксперимент (взаимодействие указанных в ответах веществ с водой), в результате чего учащиеся выясняют, что ни одна из перечисленных реакций не приводит к образованию нерастворимого основания, а сделанные ими предположения ошибочны. Таким образом, возникает проблемная ситуация, так как учащиеся сталкиваются с недостаточностью имеющихся у них знаний для ответа на заданный вопрос.

3.Решение учебной проблемы заключается в выдвижении гипотезы ,ей предшествует поисковая беседа, в ходе которой учащиеся вспоминают, что в состав нерастворимых оснований входят атомы малоактивного металла и гидроксогруппы. Исходя из этого, они делают вывод, что эти же компоненты должны входить и в состав исходных веществ. Далее выясняют, что атомы металла входят в состав простого вещества металла, его оксида и соли, а гидроксогруппы – в состав воды и щелочи. Затем вспоминают результаты предыдущих опытов. В итоге количество возможных гипотез сокращается до трех.

После этого учитель предлагает учащимся тестовое задание, в котором содержатся определенные в ходе совместного поиска варианты ответов на поставленный вопрос:

4. НЕРАСТВОРИМОЕ В ВОДЕ ОСНОВАНИЕ МОЖЕТ БЫТЬ ПОЛУЧЕНО ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ

а) металла с раствором щелочи (Cu+ NaOH(р — р) )

б) оксида металла с раствором щелочи (CuO + NaOH (р-р) )

в) раствора соли этого металла с раствором щелочи (CuSO4 (р-р) + NaOH(р-р)

Выбор одного из предложенных ответов может осуществляться в ходе фронтальной или групповой работы, но в любом случае он должен базироваться на актуализации и переносе знаний на химических свойствах веществ и пониманий того, что вещества сходной химической природы не взаимодействуют друг с другом. В результате учащиеся выбирают единственно возможный вариант ответа и проверяют его экспериментально, после чего формирую окончательное решение учебной проблемы.

Использавание возможностей цифровых образовательных ресурсов в

рамках программы информатизации школы.

В рамках информатизации школы появилась реальная возможность использования различных видов тестовых заданий в учебном процессе.Появилась возможность проведения уроков на базе кабинетов информатики.нельзя не учитывать и тот факт, что ЕГЭ активно занимает место традиционных форм аттестации учащихся и к ним требуется кропотливая предварительная подготовка.

В статье:«Подготовка к экзаменам» Виктор Александрович Болотов (Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки. Журнал «Вестник Образования России» №4-2007г.) на вопрос о тестах сказал: «Казалось бы, что такое тест? Это вопрос с четырьмя вариантами ответа – что может быть проще; а на самом деле, это высокое искусство, требующее глубоких знаний по сотавлению и содержанию этого вопроса….

Это очень не простая и длительная работа.»

Действительно, чтобы тест не был заданием произвольного выбора ответа на поставленный вопрос, его нужно сформулировать так, чтобы сконцентрировать мыслительную деятельность учащегося на правильном ответе. Ответ должен быть,как бы, логическим завершением вопроса.

Сегодня в СОШ – 9 на базе сотрудничества с Сибирским Федеральным Университетом кандидатом технических наук, доцентом Почекутовым Сергеем Ивановичем Была установлена программа, позволяющая составлять различные формы тестовых заданий и осуществлять тестовый контроль знаний по различным предметам. Предлагаемые им требования к составлению заданий позволяют не только четко направлять мыслительную деятельность учащихся, но и учат учителя правильно, конкретно формулировать свои вопросы – задания и в повседневной жизни.

Эти требования следующие:

Требования,
предъявляемые к тестам

Надежность теста– это степень точности, с которой тест измеряет уровень знаний, или характеристику личности, или определенное свойство.

Валидность теста– это способность теста измерять то, что он должен измерять по замыслу.

Структурно-логическая схема по теме «Тестовое задание»

Тестовое задание – «Выбор одного правильного ответа из
предложенных альтернатив»

ОСНОВА СПЛАВА, ИЗ КОТОРОГО ИЗГОТАВЛИВАЮТ РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ БРОНЗЫ ЭТО…

Oалюминий

Oжелезо

Oмедь

Oсвинец

Тестовое задание – «Выбор нескольких правильных ответов из
предложенных альтернатив»

ЭЛЕМЕНТЫ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ПОДГРУППУ ГАЛЛОГЕНОВ:

cмышьяк

cфтор

cхлорр

cуглерод

cбром

cазот

cйод

cастат

Тестовые задания на соответствие

СТРУКТУРНАЯ СОДЕРЖАНИЕ:

СОСТАВЛЯЮЩАЯ:

cодноосновные а) HCL, HNO3, HCLO4.

cдвухосновные б) H3PO4, H3AsO4

cтрехосновные в) H2S, HNO2, H3AsO4.

г) H2SO4 , H2 SeO4 , H2SiO3 .

д) H3BO3 , HMnO4 , H2Cr2O7 .

Тестовые задания на установление правильной последовательности

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАСПОЛОЖЕНИЯ ГОМОЛОГОВ АЛКАНОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЧИСЛА АТОМОВ УГЛЕРОДА

cбутан

cгексан

cпентан

cнонан

cоктан

Тестовые задания на дополнение

СПЛАВ ЖЕЛЕЗА С УГЛЕРОДОМ,

ГДЕ УГЛЕРОДА МЕНЬШЕ 2,14 %,

НАЗЫВАЕТСЯ ________.

Правила и рекомендации по составлению тестовых заданий

1. Ключевое слово

Ключевое слово тестового задани необходимо выносить в начало.

Верно: РАВНОВЕСИЕ В РЕАКЦИИ РАЗЛОЖЕНИЯ АММИАКА ПРИ ПОВЫШЕНИИ ДАВЛЕНИЯ СМЕШАЕТСЯ…

а) вправо

б) влево

в) не смещается

Неверно: ПРИ ПОВЫШЕНИИ ДАВЛЕНИЯ РАВНОВЕСИЕ В РЕАКЦИИ РАЗЛОЖЕНИЯ АММИАКА СМЕЩАЕТСЯ…

а) вправо

б) влево

в) не смещается

2. Шрифтовое оформление

Текст задания рекомендуется писать прописными буквами, что позволяет с первого взгляда отделить содержание задания от содержания ответов

3. Расположение заданий

Задание должно быть расположено полностью на одной странице. Альтернативные ответы необходимо располагать в один столбик, максимум в два.

4. Формулировка тестового задания

Формулировать задания необходимо в виде суждения.

Верно: ПРОДУКТ ДОМЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА-…

а) чугун

б) сталь

в) кокс

г) скрап

Неверно: ЧТО ПОЛУЧАЮТ В ДОМЕННОЙ ПЕЧИ?

а) чугун

б) сталь

в) кокс

г) скрап

6. Основа тестового задания

Основа тестового задания должна представлять собой точное, определенное и однозначное описание явления (проблемы).

Отсутствие однозначности и определенности может вызвать различные толкования суждения, что снижает объективность выставляемой оценки.

Примеры неоднозначных суждений: «Солдат увидел партизан»

«Бытие определяет сознание».

7. Исключениелишних слов из основы суждения

Необходимо исключать лишние слова или ненужную информацию из содержательной части задания.

Верно: ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ С ВАРИАНТАМИ ОТВЕТОВ – ЭТО ЗАДАНИЕ ____________ ФОРМЫ.

Неверно: ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ, КОТОРОЕ СОДЕРЖИТ

ВАРИАНТЫ, ИЗ КОТОРЫХ ТЕСТИРУЕМЫЙ ДОЛЖЕН

ВЫБРАТЬ ОДИН ИЛИ НЕСКОЛЬКО ПРАВИЛЬНЫХ

ОТВЕТОВ – ЭТО ЗАДАНИЕ ____________ ФОРМЫ.

8. Исключение лишних слов из вариантов ответов

Следует выносить в задание слово или фразу, которые повторяются в каждой из альтернатив.

Верно: РАСПОЗНАТЬ СЕРНУЮ КИСЛОТУ И ЕЕ СОЛИ МОЖНО С ПОМОЩЬЮ… а) нитрата серебра

б) хлорида бария

в) гидрооксида калия

г) другой сильной кислоты

Неверно: РАСПОЗНАТЬ СЕРНУЮ КИСЛОТУ И ЕЕ СОЛИ МОЖНО,,,

а) с помощью нитрата серебра

б) с помощью хлорида бария

в) с помощью гидрооксида калия

г) с помощью другой сильной кислоты

9. Отрицательные суждения

Рекомендуется реже использовать отрицательные суждения. Если они необходимы, желательно подчеркнуть их или выделить другим способом (написать прописными буквами, выделить жирным шрифтом и пр.).

Желательно: ХЛОРУ ХАРАКТЕРНЫ СВОЙСТВА:

а) ядовит

б) сильный окислитель

в) легче воздуха

г) реагирует со щелечами

Нежелательно: : ХЛОРУ НЕ ХАРАКТЕРНЫ СВОЙСТВА:

а) ядовит

б) сильный окислитель

в) легче воздуха

г) реагирует со щелечами

10. Четкость тестовых заданий

Тестовые задания должны формулироваться как можно более четко и просто. Иногда, чтобы усложнить тестовое задание, преподаватель прибегает к туманным формулировкам. Это неправильно.

Нельзя давать задания с подвохом. Например, когда все ответы верные или все ответы неверные. Недопустимо использование сленга.

11. Неопределенность слов

При составлении заданий необходимо очень осторожно использовать слова: «иногда», «часто», «редко», «никогда», «большой», «малый», «больше», «меньше» и т. п. Они содержат неопределенность и могут пониматься субъективно, что может привести к ошибке (допустимо: «а) больше, б) меньше, в) равно»).

12. Однозначность тестовых заданий

Тестовое задание должно содержать одну законченную мысль, проверять один элемент знаний, иначе трудно определить, какую часть задания ученик не выполнил.

ЛАТУНЬ – ЭТО…

а) это сплав

б) это чистый металл

в) имеет белый цвет

г) имеет желтый цвет

Лучше сделать два задания:

ЛАТУНЬ – ЭТО… ЦВЕТ ЛАТУНИ…

а) неметаллический сплав а) белый

б) чистый металл б) желтый

в) неметаллическое вещество в) серый

г) красный

13. Исключение связанных заданий

Задания и ответы на них не должны быть связаны с предыдущими заданиями и ответами к ним, т. е. не должно быть ссылок на предыдущие задания и предыдущие задания не должны быть подсказкой к данному.

14. Исключение оценочных суждений

Необходимо исключить задания, содержащие оценочные суждения и мнение учащегося по какому-либо вопросу.

15. Альтернативные варианты ответов

Все альтернативные варианты ответов должны быть одинаково правдоподобными и привлекательными для всех учащихся.

Это означает, что не должно быть альтернатив, которые можно было бы отбросить сразу же, как очевидно неправильные, даже не зная сути вопроса.

МАТЕРИАЛЫ, КОТОРЫЕ НЕОБХОДИМЫ ПРИ ЛИТЬЕ ПО ВЫПЛАВЛЯЕМЫМ МОДЕЛЯМ:

Верно: Неверно:

а) воск а) воск

б) смола б) песок

в) глина в) Fanta

г) песок г) крем

16. Расположение вариантов ответов

По возможности следует располагать альтернативные ответы в определенном логическом порядке (хронологически, от меньшего к большему, в алфавитном порядке и т. д.). Хаотичное распределение вариантов ответа не является серьезной ошибкой, однако затрудняет понимание, в результате менее внимательный учащийся может допустить ошибку именно в силу своего невнимания.

ЗНАЧЕНИЕ ЧИСЛА π…

Верно: Неверно:

а) 3,04 а) 3,04

б) 3,14 б) 3,24

в) 3,24 в) 3,34

г) 3,34 г) 3,14

ВЫВОДЫ:

Таким образом, тестовые задания, используемые для организации и управления познавательной деятельностью учащихся и выдвижению гипотез имеют ряд взаимосвязанных преимуществ:

  • Значительно упрощает процесс выдвижение гипотезы для учащихся у которых отсутствуют навыки и опыт проблемно – поисковой деятельности, а также для тех, у кого их уровень достаточно низок.
  • Позволяют избежать многочисленных вариантов гипотез, в том числе несуществующих и даже абсурдных, максимально сужает поле поиска, экономя тем самым учебное время.
  • Снижает вероятность угадывания, приучая школьников к анализу каждого предположения на основе переноса, синтеза и применения имеющихся у них знаний, а следовательно формирует умение и опыт проблемно – поисковой деятельности в целом.
  • Способствуют четкой организации учебно – воспитательного процесса, не ограничивая при этом возможность использования различных форм, методов и средств обучения.

Кроме этого, тестовые задания могут выступать и как средство уровневой дифференциации поисковой деятельности учащихся по решению учебных проблем на уроке.

Приступая в 8 классе к изучению химии, учащиеся, как правило, не имеют опыта самостоятельной проблемно – поисковой деятельности, что препятствует реализации проблемного подхода в обучении. В подобной ситуации необходимо предъявлять учащимся тестовые задания только в готовом виде, облегчая, тем самым процесс познания и формируя опыт соответствующей деятельности.

В старших классах на данном этапе решения проблемы учащиеся могут составлять тестовые задания более или менее самостоятельно, и это служит основой их вовлечения в проблемно – поисковую деятельность исследовательского характера.

Предлагаемые тестовые задания Единого Государственного Экзамена за 2008-2012 г, переработанные и адаптированные к конкретным темам программы, позволяют не только осуществить контролирующую функцию, но и постепенно подготовить учащихся к Единому Государственному Экзамену.

Файлы: Цифровые образовательные ресурсы – инструмент для проведения.ppt
Размер файла: 359424 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология