Автор конспекта:
Автор(ы): — Тымчак Юлия Викторовна

Место работы, должность: —

МБОУ "Поломошинская СОШ Яшкинского муниципального района", Кемеровская область.

Учитель истории и обществознания.

Регион: — Кемеровская край

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — основное общее появление
Уровни образования: — среднее (полное) общее появление
Уровни образования: — дополнительное появление детей

Класс(ы): — 7 сословие
Класс(ы): — 8 сословие
Класс(ы): — 9 сословие
Класс(ы): — 10 сословие
Класс(ы): — 11 сословие

Предмет(ы): — Библиотечное лотерея
Предмет(ы): — Изобразительное квалифицированность
Предмет(ы): — Искусство
Предмет(ы): — История
Предмет(ы): — Мировая художественная чумиза

Целевая аудитория: — Библиотекарь
Целевая аудитория: — Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: — Родитель
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — супротивный субъект

Краткое обрисовка ресурса: —

Цикл бесед рассчитан на учащихся 7 11 классов и способствует освоению темы Культура России на следующий половине 19 века и темам, связанным с эпохой Алексея Михайловича Романова, Петра I и Екатерины II.

Беседы посвящены творчеству знаменитого русского художника, сибиряка, Василия Ивановича Сурикова, написавшего немножечко шедевров на жанре исторической живописи.

Юлия Тымчак

ЦИКЛ БЕСЕД

«ИСТОРИЧЕСКАЯ ЖИВОПИСЬ

В.И. СУРИКОВА»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Процесс изучения истории незыблемо связан с образами эпох, отражённых на литературе и искусстве. Формирование у учащихся представления о порция разве ином времени, событии, герое осуществляется, на порция числе, по причине их знакомству с шедеврами всесветный культуры. Изучение вопросов культуры является составной наполовину исторического образования.

Цикл бесед рассчитан на учащихся 7 – 11 классов и способствует освоению темы «Культура России на следующий половине 19 века» и темам, связанным с эпохой Алексея Михайловича Романова, Петра I и Екатерины II.

Беседы посвящены творчеству знаменитого русского художника, сибиряка, Василия Ивановича Сурикова, написавшего немножечко шедевров на жанре исторической живописи. Роль ведущего на пора беседы берёт на себе педагог, так возможен редакция работы, как-нибудь отдельные вопросы освещают подготовленные заблаговременно учащиеся.

Знакомство учащихся с предлагаемым материалом способствует их глубокому осмыслению национальной культуры и сродственник истории.

Цель: представление учащихся с творчеством В. И. Сурикова, заимствование навыков анализа картин, написанных на жанре исторической живописи.

Задачи: 1. содействовать воспитанию культурно-образованной личности.

2. способствовать развитию эмоциональной мир личности.

Участники: учащиеся 7 – 11 классов.

Оформление:репродукции картин В.И. Сурикова: «Утро стрелецкой казни», «Меншиков на Берёзове», «Боярыня Морозова», «Стенька Разин», «Переход Суворова путем Альпы на 1799 году», «Покорение Сибири Ермаком», «Степан Разин». «Взятие снежного городка».

Беседа 1. «Становление Сурикова что художника исторического жанра».

Историческая вэньжэньхуа занимает особое баста средь разных видов и жанров изобразительного искусства. Она призвана воссоздавать образы людей, нравы и события минувших времён.

Картины сей жанра почесть навеки становятся предметом споров. Но сколь бы ни спорили о их достоверности и правдоподобности, историческое понимание человека складывается на многом под воздействием зрительных образов, созданных на этих картинах.

Среди живописцев, посвятивших себе исторической теме, одна из ведущих мест занимает Василий Иванович Суриков (1848 – 1916 г.г.). Его создание принадлежит «золотому фонду» русского изобразительного искусства.

Живописное унаследование художника довольно велико, так его баста и важность на отечественной и всесветный живописи определили, встарь всего, картины, написанные на сюжеты русской истории. Эти картины сделано преимущественно столетия являются предметом исследований. Интерес к творчеству В.И. Сурикова не угасает.

До В.И. Сурикова и следом него на России было нота водораздел прекрасных художников. В некоторых областях творчества они были, несомненно, резче и всё-таки не могли с ним сравниться. Дело на том, что создание исторического живописца есть что-то особенное. Кроме обычных способностей и знаний, художник, образуя полотна на темы истории, надо обладать редким качеством – умением проникать на самочувствие прошлой жизни. Костюмы, виды города и прочие внешние черты разрешено почерпнуть на музеях и книгах, зрелище героев увидеть на лицах современников, так из сей ещё не сделать историческую картину. Нужно уметь почувствовать, внутренно ощутить микротечение давно ушедшей жизни. Это удавалось сделать Сурикову.

В примерно сказать же время, картины Сурикова – не иллюстрации к русской истории. Конечно, на основных чертах и деталях график оставался верным исторической правде, так буквальное отражение её ввек не было ради него самоцелью.

Сила его картин заключалась на том, что они навеки волнующе повествуют о человеческих судьбах, их герои исполнены самых различных душевных переживаний.

Образы, созданные Суриковым, настолечко впечатляют, что тяжело представить их единовременно как-то иначе. Герои суриковских картин наделены огромной внутренней энергией. Они страдают, размышляют, любят, верят и заставляют зрителя сопереживать. Созданные художником образы, став образами общечеловеческими, переступили пределы эпохи, на которой они жили и действовали.

Знакомство с жизнью В.И. Сурикова, с Суриковым – человеком Помогает понять его творчество, становление и формирование его таланта исторического живописца. В его письмах родным не единовременно разрешено встретить признание, что созданию его великих полотен весьма помогали воспоминания о детстве, о Сибири. В одной из своих бесед с М. Волошиным Суриков сказал: «Началось здесь, на Москве со мной что-то странное. Прежде всего, почувствовал я себе здесь намного уютнее, чем на Петербурге. Было на Москве что-то намного преимущественно напоминавшее мне Красноярск, самобытно зимою. Идёшь, бывало, на мгла по-под улице, свернёшь на переулок, и неожиданно что-то знакомое, такое же что там, на Сибири. И что забытые сны, стали всё преимущественно и преимущественно вставать на памяти картины того, что видел на детстве, а следом и на юности, стали припоминаться типы, костюмы, и потянуло к всему этому что к чему-то родному и сверхъестественно дорогому. Когда пришёл на Красную площадь, неожиданно на воображении вспыхнула зрелище стрелецкой казни, разумеется примерно сказать ясно, что хоть грудь забилось. Всё у меня с сибирскими воспоминаниями связалось.» (Суриков. Письма. Воспоминания о художнике. Л., 1977, с. 161.)

Василий Иванович Суриков родился 12 января 1848 возраст на Красноярске, на казачьей семье. Его деды по-под отцовской линии пришли на Сибирь купно с Ермаком. Мать Василия Сурикова принадлежала к старому казачьему роду Торгошиных, тот разве иной занимался торговлей. Прасковья Федоровна была неграмотной, так обладала необычайной фантазией. Она сама придумывала узоры ради ковров и шалей, которые прославили её на всю округу.

Суриков весьма гордился своим древним казачьим родом и любил подчёркивать вольнолюбивый, бунтовщический темперамент предков. Как немыслимо заходил разговор о происхождении художника, он один махом же становился по-особенному разговорчивым. Его собеседники почасту слышали: «Со всех сторон я – урожденный казак… моё казачество более, чем двухсотлетнее.»

До двадцати лет Суриков неотлучно прожил на Сибири. Сибирь 19 века хранила древние предания о Ермаке, о казачьих бунтах, о Стеньке Разине. Предания сии передавались из поколения на поколение. Слышал их на детстве и в.И. Суриков. Может быть, услышанные рассказы помогли художнику следом жуть сколь лет примерно сказать приметно увидеть героев своих замечательных полотен?

М. Волошин на своих воспоминаниях писал: «… на творчестве и личности Василия Ивановича Сурикова русская питание осуществила удивительный парадокс: к нам, на 20 век она привела художника, малолетство и юность которого прошли 16 и 17 веках русской истории.» (Суриков. Письма. Воспоминания о художнике. Л., 1977, с. 170.)

Рисовать Суриков начал рано. Уже на цифра лет скопировал с чёрной гравюры Петра Великого и самосильно раскрасил. Первым, кто обратил забота на способности к рисованию Васи, был просветитель рисования Красноярского уездного училища Н.В. Гребнёв. Суриков по-под праву считал его своим первым учителем.

В 1859 году умирает пахан Василия. Чтобы помочь матери, он начал подрабатывать: расписывал пасхальные яйца и по-под заказу писал иконы. Работы юноши единовременно как-то единовременно увидел красноярский ландгевдинг П.Н. Замятин. Он же 10 декабря 1867 возраст послал на Совет Академии художеств прошение о приёме В. Сурикова учеником на Академию. К прошению были приложены рисунки Василия. Прошение было принято. 19 февраля 1869 возраст Суриков по-под вызову приехал на Петербург. Начался новый пункт на его жизни – учёба на Академии художеств. В Академии Сурикову приходилось писать программные композиции на темы древней истории, истории христианства: «Саломея приносит голову Иоанна Крестителя», «Пир Валтасара», «Милосердный самаритянин», «Клеопатра» и др. С детства влюблённый на историю, Суриков не мог равнодушно относиться к историческим темам. Перед написанием каждой из перечисленных картин, он долгие брегет проводил на библиотеке, старался найти на литературе художественное обрисовка заказанного ему сюжета.

Когда учёба на Академии подходила к концу, на апреле 1875 возраст Суриков приступил к конкурсной работе на большую золотую медаль. Тема из истории раннего христианства была дана Советом академии: «Апостол Павел объясняет догматы веры на присутствии царя Агриппы, сестры его Береники и проконсула Феста». Восхищаясь талантом своего ученика, экзаменатор Академии П.П. Чистяков писал В.Д. Поленову: «Есть здесь черт знает кто Суриков, довольно одиночный экземпляр, пишет на первую золотую. В шапку даст со временем ближним. Я радуюсь за него.» (Кончаловская Н.П. Сын земли Сибирской. М., 1960, с. 13.)

Но Совет большую золотую медаль Сурикову примерно сказать и не присудил. Раздосадованный П.П. Чистяков писал: «У нас допотопные балванотропы провалили самого лучшего ученика на всей академии Сурикова за то, что мозоли не успел написать на картине.» (Кончаловская Н.П. Сын земли Сибирской. М., 1960, с. 36.)

Закончились возраст учёбы на Академии. Впереди у молодого художника была трудная и прекрасная путь к славе, полная тревог, надежд и каторжного труда.

Сразу следом окончания Академии Суриков переезжает на Москву ради выполнения заказов на строящемся храме Христа Спасителя. Это весьма интересный, так неизученный навигация на жизни художника. О содержании своей работы Суриков пишет своим родным 22 апреля 1877 года: «Простите меня, что я подолгу не писал. Я всё пора был весьма занят, разумеется и отныне тоже… Мне желательно расписать стены на московском новом храме спасителя. Дали весьма трудные сюжеты… Сроку дали на это полтора года. Работу я немало подвинул. К июню кончу контуры картин, а летом буду писать на Москве, искренне на храме, на стене.» (Суриков. Письма. Воспоминания о художнике. Л., 1977, с. 46.).

14 имя 1876 возраст Комиссия по-под построению храма охватывает соглашение с группой художников, средь которых был В.И. Суриков. Ему поручено было писать хорошо картины, изображающие первый, второй, беспристрастный и четвёртый Вселенские соборы. Эскизы будущих картин ради стэн и арок на хорах храма 16 имя 1876 возраст утверждал единолично Александр Второй.

Цикл «Вселенские соборы» надо был показать историю христианской церкви с 1 по-под 10 века, отразить историю борьбы различных сект, учений, которая разворачивалась на Вселенских соборах.

Работать по-над циклом Сурикову было весьма сложно. Во-первых, художнику впервые пришлось столкнуться с такими огромными размерами полотен. Во-вторых, были весьма сжаты сроки работ. В-третьих, выполняя заказанные картины, художники работали под непрерывным контролем Комиссии по-под построению храма. Выплата гонорара художникам производилась по-под частям и что немыслимо следом того, что любой пункт их работы был принят и утверждён комиссией. Однажды В.И. Суриков рассказывал своему родственнику П.П. Кончаловскому, что ему «… не хотели платить денег, требовали, затем чтобы он бороды у греков пригладил. Он сделал это, получил деньги, пошёл вспять и смыл то, что сделал по-под требованию чиновников, оставив бороды по-прежнему. Хохотал очень, как-нибудь рассказывал.» (Кеменов В.С. В.И. Суриков. Л., 1991, с 99.)

Храм Христа Спасителя был взорван большевиками на 1932 году. До наших день неожиданно уцелела темпера Сурикова, изображающая четвёртый Вселенский Халкидонский парламент 451 года. Эта вазопись купно со слоем штукатурки была снята со стены храма поперед его уничтожением. Сейчас она находится на Казанском соборе Санкт – Петербурга, тот разве иной на недавнем прошлом являлся «Музеем религии и атеизма».

28 июня 1882 возраст Суриков пишет своим родным: «Я получил за работы на храме Христа спасителя крест св. Анны третьей степени и золотую медаль на Александровской ленте ради ношения на груди». (Суриков. Письма. Воспоминания о художнике. Л., 1977, с. 54.)

Таким образом, сельскохозработа Сурикова на храме Христа Спасителя получила высокую оценку самого царя и, конечно, прибавила художнику уверенности на себе. Кроме того, объемистый вознаграждение освобождал Сурикова от работ на заказ и он мог, не отвлекаясь, заниматься воплощением собственных замыслов.

Вопросы ради обсуждения:

1.Расскажите о детстве и юности В.И. Сурикова.

2.Как детские впечатления отразились на творчестве художника?

3.Как Суриков попал на учёбу на Академию художеств? Насколько успешной была его учёба?

4.Как Суриков работал по-над оформлением храма Христа Спасителя на Москве?

Беседа 2. «Эпоха Петра Первого на живописи В.И.Сурикова»

Исторические полотна Сурикова, написанные на 1880 – е годы, прославили имя художника. Они получили самые восторженные отзывы современников и нота этих пор продолжают волновать и восхищать зрителей.

Тема Петра Первого появилась на творчестве художника на его внепрограммных произведениях, написанных ещё на возраст учёбы на Академии. В этих работах разрешено проследить глубоко индивидуальную манеру живописца, которая получила своё формирование на последующих исторических полотнах. Первой самостоятельной работой студента Сурикова на Академии была темпера «Вид памятника Петру первому на Исаакиевской площади на Петербурге» (1870г.) В 1872 году, на связи с празднованием 200-летнего юбилея со дня рождения Петра Первого, на Москве была организована авиасалон работ художников и скульпторов. Для этой выставки Суриков выполнил немножечко рисунков. До нас дошли немыслимо два: «Пётр Великий перетаскивает свида из Онежского залива на Онежское кагул ради завоевания крепости Нотебург у шведов» и «Обед и братовство Петра Великого на доме князя Меншикова с матросами голландского купеческого судна, которое Пётр Первый, что лоцман, провёл от острова Котлин нота дома генерал — губернатора.»

1 марфа 1881 возраст на 9 Передвижной выставке была экспонирована темпера В.И. Сурикова «Утро стрелецкой казни». Три возраст Суриков писал эту картину, своё суп большое историческое полотно. Критик С. Глаголь, вспоминая беседы с Суриковым, пишет о том, что бог с восхищением рассказывал о своих прогулках по-под вечерней Москве следом работы на храме Христа Спасителя. Самым любимым местом ради прогулок Суриков называл Кремль и Красную площадь, и просто на сумерки. «И в скором времени единовременно как-то единовременно иду я по-под Красной площади, окрест ни души. Остановился неподалёку от Лобного места, засмотрелся на значимость Василия Блаженного, и неожиданно вспыхнула зрелище стрелецкой казни, разумеется примерно сказать ясно, что хоть грудь забилось… « (Суриков. Письма. Воспоминания о художнике. Л., 1977, с. 214.)

Картина изображает одна из событий Петровской эпохи – обезглавливание участников стрелецкого бунта. Стрелецкое аскари испокон веков представляло собою подразделение Москвы. Стрельцы со своими семьями жили на Замоскворечье. Занимались сверх службы хозяйством, торговлей, ремеслом.

В конце 17 века, как-нибудь возникла нужность на регулярных войсках, стрелецкие войска были подвергнуты расформированию. Постепенно стрельцов лишали привилегий, нахрапом менялся допотопный строение их жизни.

Военная могучесть стрельцов неоднократно использовалась противниками Петра, на порция числе, царевной Софьей. Она не единовременно подстрекала стрельцов на мятежи. «Став царём, Пётр приказал вывести стрелецкое аскари из Москвы на Азов и на польскую границу. Несогласные со своим положением, взбунтовавшиеся стрельцы своевольно двинулись к столице. Навстречу стрельцам государь выслал регулярные войска с пушками, и мятежники вынуждены были сложить оружие. В разгадывание на нынешний выступление Пётр учинил страшную расправу.» (Радзимовская Н.А. В.И. Суриков. Л., 1965, с. 20)

С 1689 по-под 1707 г.г. прошло одиннадцать казней стрельцов. Общее количество казнённых превышало 1200 человек.

В 1699 году стрельцы были обращены на посадских. Пётр запретил принимать их на военную службу из опасения бунта. Было велено ссылать на каторгу тех, кто запишется на солдаты, утаив, что был встарь стрельцом.

Кроме работы с источниками график «…всюду, где-нибудь немыслимо мог, собирал показатель о костюмах, работал на кремлёвской Оружейной палате и московском Историческом музее.» (Машковцев Н.Г. Суриков. М., 1960, с. 26.)

«Помимо исторических источников, питавших его замыслы, большую значимость на поисках образов картины, на осмыслении художником исторической трагедии играли его юношеские сибирские впечатления. Суриков вспоминал: «Могучие люд были. Сильные духом. Размах на всём был широкий. А нравы жестокие были.»(Суриков. Письма. Воспоминания о художнике. Л., 1977, с. 48.)

Полотно «Утро стрелецкой казни» волнует и потрясает. Перед зрителями разворачивается страшная зрелище последних минут поперед казнью. Художник приоткрыл завесу столетий, обратил нас на свидетелей объемистый трагедии. Суриков добился этого, несомненно передав психологическую атмосферу, мажор людей, ожидающих неминуемую смерть, возгласы ужаса и рыдания женщин. Перед зрителями понт человеческого страдания и муки.

У Лобного места, на фоне храма Василия Блаженного – стрельцы на белых рубахах смертников, с горящими свечами. Скрестившиеся взгляды рыжебородого стрельца и Петра первого связали две части картины: левую, где-нибудь расположились ожидающие казни, их близкие, и правую, где-нибудь находится Пётр Первый с приближёнными и иностранные гости.

«Суриков показывает на картине удивительное немонотонность характеров, немонотонность оттенков человеческих состояний. Первая – подтема женского горя, примерно сказать по-разному переживаемого и выраженного. Вторая подтема – подтема человеческой силы, стойкости.» (Капланова Г.С. Картина Сурикова В.И. Утро стрелецкой казни. М., 1960, с. 8.) Добиваясь единства на композиционном решении, Суриков намеренно отступает от истинной планировки Красной площади. Лобное баста на картине приближено к храму, оно немножечко больше, чем на самом деле. Суриков изменил конторка кремлёвских башен. Подобных сознательных отступлений от фактов весьма жуть сколь и на других, преимущественно поздних картинах художника. М. Волошин пишет, оправдывая Сурикова: «В исторической картине чай и не нужно, затем чтобы было на веки веков так, а затем чтобы выполнимо была, затем чтобы похоже было. Суть-то исторической картины – угадывание. Если немыслимо самосильно самочувствие времени соблюдён – на деталях разрешено какие приятно ошибки делать. А как-нибудь всё баста на точку – тяжело даже.» (Суриков. Письма. Воспоминания о художнике. Л., 1977, с. 188.)

Во пора работы по-над картиной «Утро стрелецкой казни» самое большое количество этюдов было выполнено к одному из чрезвычайно ярких образов – рыжебородому стрельцу. Суриков рассказывал: «А рыжий служилый – это могильщик, на майдан я его увидел. Я ему говорю: пойдём со мной, попозируй. Он сделано было занёс ногу на сани, разумеется товарищи стали смеяться. Он говорит: Не хочу.» И по-под характеру чай эдакий что стрелец. Глаза глубоко сидящие меня поразили. Злой непокорный тип. Кузьмой звали.» (Волошин М.А. Суриков. М., 1985. , с. 55.)

Художник на картине изобразил полемика сложных характеров, чувств, эмоций. Он глубоко сочувствует своим героям. Волошин вспоминает слова Сурикова: «Я как-нибудь «Стрельцов» писал, ужасные сны видел: каждую ночка казни видел. Кровью окрест пахнет. Боялся я ночей. Проснёшься и обрадуешься.» (Волошин М.А. Суриков. М., 1985. , с. 56.)

Содержание картины Сурикова просторнее и глубже, чем факт расправы Петра Первого по-над стрельцами, комплектующий её сюжет. Стрельцы и Пётр противопоставлены на картине не что личные враги. По замыслу художника, восстание стрельцов и их публичная обезглавливание – это ещё и единоборство двух эпох: старой, допетровской Руси на лице стрельцов и новой, нестарый России на главе с Петром Первым. «Стрельцы проникнуты торжественностью последних минут. Они ожидают смерти, так ни одинец из них не обращается к царю с просьбой о помиловании.» (Чесноков В.М. Суриков. М, 1958, с. 9.)

Очень копотливо работал суриков по-над каждой деталью картины. Всё пишет с натуры, по-под многу раз, отбирает из этюдов и эскизов самые удачные.

«А дуги-то телеги ради «Стрельцов» я по-под рынкам писал. Пишешь и думаешь: это самое важное на всей картине. На колёсах-то грязь. Раньше-то Москва немощёная была – мерзость была чёрная. Кое – где-нибудь прилипнет, а на трех шагах серебром блестит чистое железо. И в скором времени средь всех драм, что я написал, я сии детали любил. Никогда не было желания потрясти. Всюду красоту любил… каждому колесу телеги подшофе был на ноги поклониться.» (Волошин М.А. Суриков. М., 1985. , с. 57.)

«Помню, «Стрельцов» я сделано кончил почти. Приезжает И.Е. Репин посмотреть и говорит: «Что же это у Вас ни одного казнённого нет? Вы бы в скором времени здесь примерно сказать на виселице, на правом плане, повесили бы.» Как он уехал, мне и пожелалось попробовать. Я знал, что нельзя, а желательно знать, что получилось бы. Я и пририсовал мелом фигуру стрельца повешенного. А тута самый нянюшка на комнату вошла, — что увидела, примерно сказать без чувств и грохнулась.» Ещё на бог пятница П.М. Третьяков заехал: «Что Вы, картину всю испортить хотите?» (Суриков. Письма. Воспоминания о художнике. Л., 1977, с. 183.)

Рентгеноскопия картины, произведённая на 1970 году, подтвердила, что на стартовый стремление художника входило умысел изобразить казнённых стрельцов. На фоне кремлёвской стены, немножечко левее фигуры Петра, отчётливо просматривается подмалёвок фигур двух повешенных стрельцов. Впоследствии сии фигуры были записаны, экран надставлен справа, и на этой надставленной части его была написана прикрытие Петра. Все следующие свои картины Суриков писал за кучно закрытыми дверями мастерской.

Увидев картину «Утро стрелецкой казни» на 9 придвижной выставке на Петербурге, поэтический ругатель С. Глаголь пишет: «Картина вышла сильная, жуткая и, главное, настоящая историческая.» (Суриков. Письма. Воспоминания о художнике. Л., 1977, с. 214.)

Вскоре следом выставки картину ради своей галереи приобрёл П.М. Третьяков. Суриков продал её за восемь тысяч рублей. Впоследствии он признавался: «Выставив картину, я единовременно как-то весьма быстро к ней охладел.» (Суриков. Письма. Воспоминания о художнике. Л., 1977, с. 184.)

В порция же 1881 году В.И. Суриков приступает к осуществлению ещё одного давнего своего замысла – к написанию исторического полотна «Меншиков на Берёзове». Образ А.Д. Меншикова давно появился на работах Сурикова. Ещё на пора учёбы на Академии, на рисунках из серии, посвящённой Петру Великому, график изобразил Петра на доме Меншикова. В картине «Утро стрелецкой казни» А.Д. Меншиков показан что правая рука Петра на расправе по-над стрельцами. Фигура Меншикова на «Утре» повёрнута задом к зрителю. Меншикков повсюду сопровождал Петра. Его называли двойником самодержца. Доверие и полномочия, которыми Пётр наделил Меншикова, укрепили его геронтократия и могущество. Но Суриков задумал изобразить своего героя отнюдь не на навигация блистательного взлёта по-под ступеням карьеры, а на веки веков наоборот. В картине сосланный, наказанный князенька доживает свои последние дни на Сибири.

Суриков, приступая к работе по-над «Меншиковым на Берёзове», ставил поперед собою непростую задачу: создать значимость самого Мншикова и выразить на нём «дух эпохи». И это ему удалось. В психологической и исторической характеристике Меншикова Суриков достиг вершин, о которых любой график может статься немыслимо мечтать. На картине изображён поверженный властитель. Это личная трагедия, имеющая ширина страны.

Обратимся к биографии Александра Даниловича Меншикова. Он был сыном придворного конюха. Точная дата его рождения нота этих пор не установлена. «Алексаша» вначале был разносчиком пирогов, попозже за весёлый нрав и балагурство его взяли на прислуживание к Лефорту, отонудуже он вскорости переходит на камердинеры к Петру. Меншиков становится царским любимцем за свою проворность и любознательность. Он на трех шагах с царём и около создании Потешных полков, и на путешествиях за границу, и на корабельных верфях на Голландии. Он сражался с турками, казнил стрельцов, воевал со шведами, строил корабли, обучал войска и т.д. Вместе с несомненными заслугами Меншикова, известны факты его казнокрадства, взяточничества. Все знали о его властной надменности и готовности обрывисто расправиться со всяким, кто пойдёт вопреки его интересов. Считалось естественным, что Меншиков получал подарки одинаково с царём. Семья Меншикова располагала сказочными богатствами.

После смерти Петра Меншиков стремится упрочить своё положение. Он решил объявить наследником императорского престола юного великого князя Петра Алексеевича и добивается соответствующего завещания от Екатерины Первой, содержащего условие, что предстоящий повелитель обязанный жениться на одной из дочерей Меншикова – Марии разве Александре. Став тестем императора, тот разве иной будет ему обязанный своим престолом, Меншиков рассчитывал сохранить и ещё преимущественно укрепить свою власть.

7 мая 1727 возраст Пётр Второй был провозглашён императором. В бог же пятница Меншиков получил звание Адмирала. 12 мая – звание Генералиссимуса. 25 мая происходит торжественное помолвка 12 – летнего Петра Второго и 15 – летней дочери Меншикова Марии. Неприязнь Петра Второго к тестю нарастала. Этому нота водораздел способствовал атабек Петра – бош Пётр Остерман. 3 сентября 1727 возраст Меншиков отправился с семьёй отдохнуть на домашний красивый загородный дворец на Ораниенбаум, река пригласил Петра Второго. Тот еще раз обещал, так попозже отказался. Во пора пышной церемонии Меншиков целиком и полностью забыл о Петре и самосильно сел на баста на виде трона, предназначенное ради императора. Враги Меншикова тотчас донесли об этом Петру Второму и жребий Меншикова была решена.

С 8 сентября 1727 годаМеншиков находился под арестом, а 8 апреля 1728 возраст вышел Указ Петра второго о ссылке семьи Меншикова на Берёзов, настроенный на берегу реки Сосвы, на 1066 вёрстах от Тобольска. Жена Меншикова умерла по-под дороге на Сибирь, неподалеку от Казани. 12 ноября 1729 возраст умер на Берёзове самосильно Меншиков. Через немножечко день умерла Мария. Александр и Александра Меншикова были возвращены на Петербург Анной Иоанновной. В своей картине Суриков решает непростую задачу: «создать ощущение драмы с помощью показа внутреннего состояния действующих лиц.» (Сто встреч на мире искусства. М, 1980, с. 81)

Князь Меншиков изображён человеком исполинского роста, сидя, он вряд умещается под низким потолком тесной избы. За эту диспропорциональность Суриков не единовременно подвергался критике. Мнение Сурикова по-под этому поводу, к сожалению, не известно. Но разрешено думать, что это получилось подсознательно, на основе могучей интуиции художника. Много времени Суриков искал «лицо Меншикова». А попозже нежданно увидел то, что искал на Пречистинском бульваре на Москве. Им оказался старичок – на прошлом просветитель математики Первой гимназии Невенгловский. Суриков последовал за ним, затем чтобы квартиру запомнить. Когда пришёл с предложением, центральный единовременно Сурикова хоть на особняк не пустили, а на следующий единовременно учителя на отставке удалось уговорить попозировать. С потрясающей поневоле написан значимость Марии, тиховодно угасающей, не вынесшей ударов судьбы. Натурой художнику послужила его жена, которая на примерно сказать пора сделано крайне болела, а на 1888 году умерла. В распознавание от многофигурной композиции «Утра стрелецкой казни», на «Меншикове на Берёзове» Суриков концентрирует своё забота на четырёх персонажах и на интимном, внутреннем мире каждого из них.

Впервые поперед зрителями темпера «Меншиков на Берёзове» появилась на 11 Передвижной выставке, открывшейся 2 марфа 1883 года. Она получила самые восторженные отклики у современников.

Очень интересен доступ Сурикова к использованию исторических сведений из жизни Меншикова на ссылке: там, где-нибудь они помогают раскрытию идейного содержания картины, где-нибудь они работают на образ, он их использует, а там, где-нибудь они мешают разве уводят на сторону, отбрасывает разве хоть изменяет, не боясь отойти от буквального следования фактам. Например, на пора работы по-над картиной Суриков узнал от Л. Толстого, что Меншиков на ссылке отпустил бороду, а на картине у Меншикова бритое лицо. Холод на избе примерно сказать же не увязывается с тем, что на Сибири не было нужды экономить дрова. Кроме того, из источников известно, что князенька жил не на таких скудных условиях. Но Сурикова сделано на тот разве иной единовременно волнует не натуралистическая точность, а стремление передать душевное самочувствие своих героев.

Картину «Меншиков на Берёзове» на мае 1883 возраст за пять тысяч рублей приобрёл П.М. Третьяков. Сумма, вырученная за картину, позволила Сурикову осуществить его давнюю мечту – поехать за границу ради изучения шедевров всесветный живописи.

Вопросы ради обсуждения:

1.При каких обстоятельствах у В.И. Сурикова родилась представление написать картину «Утро стрелецкой казни»?

2.Кому на картине сочувствует художник? Что он хотел сказать, изобразив противопоставленных желанный другу рыжебородого стрельца и Петра Первого?

3.Как протекала сельскохозработа по-над картиной?

4.Почему на картине дожидайся ни одного казнённого стрельца?

5.Какие сознательные ошибки допустил Суриков, работая по-над картинами «Утро стрелецкой казни» и «Меншиков на Берёзове»?

6.Какова жребий героев картины «Меншиков на Берёзове»?

Беседа 3. «Работа Сурикова по-над картиной «Боярыня Морозова».

Суриков вдругорядь возвращается к идее написания «Боярыни Морозовой» и все его мысли отныне немыслимо о ней. Можно думать, что загранпоездка за границу осенью 1883 возраст была звеном на процессе подготовки к работе по-над картиной. Художник Я.А. Тёпин пишет: «не переставая думать о Морозовой, имея её навеки поперед глазами и что бы готовясь к подвигу, Суриков поехал отдохнуть за границу, посмотреть европейских колористов… Венецианские мастера произвели на Сурикова сильное впечатление. Думается, серебристость «Морозовой» не обошлась без их влияния» (Суриков. Письма. Воспоминания о художнике. Л., 1977, с.71).

История боярыни Морозовой испокон веков стала достоянием фольклора. Кончаловская сообщает, что Суриков впервые услышал о Морозовой ещё на детстве от своей тётки Ольги Матвеевны Дурандиновой. В 1881 году Суриков делает центральный эскиз к будущей картине. Почему график обратился к теме раскола, что послужило толчком к появлению замысла? Разные авторы отвечают на нынешний вопрос по-разному. Сергей Глаголь пишет: «Мысль написать картину возникла у него около изучении разных материалов ради «казни стрельцов» (Суриков. Письма. Воспоминания о художнике. Л., 1977, с. 219)..

А.Я. Головин указывает, что толчком к созданию «Морозовой» увиденная художником чёрная растяпа на снегу. В.С. Кеменов утверждает, что «Боярыня Морозова» была написана под впечатлением от провоза на обезглавливание Софьи Перовской 3 апреля 1881 года.

Сам Суриков по-под этому поводу говорил: «Почему приходила мне утверждение о праздник разве некоторый картине, я целиком и полностью не могу объяснить» (Суриков. Письма. Воспоминания о художнике. Л., 1977, с. 221).

Нужно единица ещё что-то добавлять к сказанному самим художником?

Г. Гор и В. Петров сообщают, что около работе по-над картиной Суриков изучал исторические труды И.Е. Забелина и Н.С. Тихонравова, а вдобавок «житие» протопопа Аввакума. В изложении Забелина и Тихонравова биография Федосьи Прокопьевны сводится к следующему. Федосья Прокопьевна была дочерью Прокопия Фёдоровича Соковнина, тот разве иной находился на родственных связях с царицей Марьей Ильиничной. В число лет Федосью отдали замуж за пятидесятилетнего вдовца Глеба Ивановича Морозова, тот разве иной был родным братом знаменитого «дядьки, пестуна и кормильца» Алексея Михайловича, Бориса Ивановича Морозова.

Таким образом, и по-под своему роду, и по-под родственным связям своего мужа и сестры Евдокии Урусовой, болярыня Морозова принадлежала к самому высшему слою придворной московской знати.

Ещё на юности Ф.П. Морозова отличалась особенной религиозностью. В 1654 году храмовый парламент принял реформу обрядности, подготовленную патриархом Никоном. Значительная порция духовенства, главным образом низшего, высказалась вопреки реформы. Новшества, вводимые Никоном, были восприняты что морепродукт иноземных влияний, угрожающей чистоте православной веры. Так началось мах раскола.

Приверженцы старой веры нашлись преимущественно средь посадских людей, стрельцов, крепостных крестьян, казачества. Лишь весьма единица представители знати примкнули к движению. Среди них была болярыня Морозова.

В 1662 году Морозова овдовела. У неё остался сынуля и огромное состояние. Боярыня содержала дома триста неадерталец прислуги. Восемь тысяч крепостных крестьян работали на её землях. После смерти мужа особняк Морозовой превратился на монастырскую богадельню. Здесь отныне находили виталище бездомные нищие, странники, юродивые. Морозова сама ухаживала за этими людьми, омывала их язвы, кормила из одной посуды. Её приверженность не знал границ.

Анна Михайловна Ртищева пыталась образумить свою подругу. Она говорила ей, что надлежит подумать о единственном сыне и не гневать Алексея Михайловича, не навлекать беду. На это ей Морозова отвечала: «Люблю сына своего Ивана, радею о нём, так не хочу, щадя сына своего, погубить себя. Хоть он у меня и один, так Христа я люблю преимущественно сына, … выведите, благо хотите, сына мой Ивана на позор, отдайте его… псам на растерзание; благо увижу красоту его, терзаемую псами, и здесь не помыслю отступить от веры и благочестия» (Кеменов В.С. В.И. Суриков. Историческая вэньжэньхуа 1870 – 188- г.г. М., 1987, с. 333).

После смерти М.И. Милославской, Алексей Михайлович женился на Н.К. Нарышкиной. К этому времени Морозова целиком и полностью отдалилась от двора и отказалась присутствовать на церемонии царской свадьбы. Поведение боярыни было воспринято что вызов. Обнаружилось, что её особняк стал один из центров старообрядчества.

Морозова и её сибс княгиня Урусова были подвергнуты пыткам. Казнить их государь не решился. Он понимал опасность превращения сестёр на мучениц за веру. Морозова и Урусова были сосланы на Боровск. Этот город выбран не случайно: он был один из центров раскольнического движения (там и сразу на майдан все кресты старообрядческие).

Через уд возраст следом заключения на перстный тюрьме Боровска, 11 сентября 1675 возраст умерла Евдокия Урусова, а 2 ноября страна же возраст – Федосья Морозова.

Уже центральный эскиз «Морозовой» 1881 возраст показывает ширина замысла В.И. Сурикова. Художник намеревался создать картину, на которой действо развертывалось бы на просветленный дворец день, на широкой площади, с огромной массой народа на костюмах Древней Руси. «Образы толпы, что навеки у Сурикова, предупредительно индивидуализированы, любой из них наделён биографией и неповторимым внутренним миром, … приступая к работе по-над следующий картиной, Суриков вдругорядь занимается темой русского национального характера» (Гор Г.С. Петров В.Н. В.И. Суриков 1848 – 1916. м.,1950, С. 138.)

Шесть лет напряженного труда были отданы «Боярыне Морозовой». Велась огромная подготовительная работа. Было выполнено приблизительно тридцати эскизов и приблизительно семидесяти этюдов на плэнэре. Суриков неотрывно вёл прощупывание людских типов. Боялся примерно сказать на пятница отвлечься от работы, из возраст на годочек откладывал поездку на Сибирь, к родным. Он чувствовал, что не имеет права прервать творческое состояние. 3 апреля 1886 возраст Суриков пишет матери и брату, извиняясь: «Нельзя – большие задачи ради картины беру. Потерпите нота будущего лета, благо ещё верите мне, литоринх здесь не обману» (Суриков. Письма. Воспоминания о художнике. Л., 1977, с.71).

Как и стрелецкие жены, что и дочери Меншикова, болярыня Морозова также страдалица, так целиком и полностью иного склада. В отличии от женских образов предыдущих картин Сурикова, на «Боярыне Морозовой» художнику предстояло создать значимость женщины деятельной, фанатически преданной своей идее и добровольно идущей на кошмар ради этой идеи.

Как всегда, людские типы ради своей будущей картины Суриков искал на окружающей жизни. Он почасту ходил на Преображенское кладбище, где-нибудь на те пора был старообрядский скит.

Среди персонажей картины самобытно выразителен значимость юродивого. Суриков наделил его эдакий душевной силой, которая, быть может, соперничает со страстным образом самой Морозовой.

М. Волошин вспоминает слова Сурикова: «А юродивого я на толкучке нашёл. Огурцами он после торговал. Вижу – он … В начале зимы было. Снег талый. Я его на снегу примерно сказать и писал. Водки ему дал и водкой ноги натер. Алкоголики чай они все. Он на одной холщовой рубахе босичком у меня на снегу сидел. Ноги у него хоть посинели. Я ему уд рубля дал» (Суриков. Письма. Воспоминания о художнике. Л., 1977, с.186). .

Рядом с юродивым на картине изображён вояжер – своеобразный субъект русского искателя правды. Его прототип имеет портретное мимикрия с автором картины.

«Боярыня Морозова» заключает целенький серия прекрасных женских образов. О них весьма жуть сколь написано на литературе, посвященной творчеству Сурикова.

В левой части картины замечательна по-под силе отрицательной характеристики шишка смеющегося священника. Его прототип В.И. Суриков писал по-под памяти из детства. С этим попом у него была связана целая история. Лицо его график справно помнил. Все лица ради толпы были путем какое-то пора найдены. Одни появились на картине довольно легко, другие были буквально выстраданы, были получены на результате долгих поисков натуры. Трудно было найти и субъект боярыни Морозовой. «Я на картине попервоначалу толпу написал, а её – после. И что не напишу её прототип – улица бьёт! Очень тяжело её прототип было найти…» (Кончаловская Н.П. Сын земли сибирской. М., 1960, с. 42).

И все-таки нашел Суриков свою Морозову на порция же Преображенском. Ею стала некая начетчица Анастасия Михайловна. Только её прототип выдержало противоположность с толпой.

Толпа, окружающая Морозову, выписана ярко, многоцветно. На одеждах, на снегу, на лицах немонотонность цветных рефлексов. Каждый румянец имеет десятки оттенков. «Всматриваясь на темные тона, мы видели черно-фиолетовую шубку горожанки слева, черно-синюю одежду Морозовой… Такого «многоцветного» снега нота Сурикова на искусстве не было.

Очень по-под видимости и крайне на картине передано ощущение движения. Хотя Сурикова не единовременно критиковали за то, что один махом за лошадью улица народа смыкается и дожидайся перспективы, так график всё оставил без изменений.

На объемистый оценка зрителей темпера предстала на 1887 году. Практически один махом она была приобретена П.М. Третьяковым за пятнадцать тысяч рублей. «Морозова» покорила буквально всех. А.Я. Головин писал: «Были люди, часами простаивавшие… поперед этой картиной, восхищаясь её страшной силой. Трудно указать на русской живописи что-нибудь равное этому произведению по-под замечательной экспрессии отдельных образов» (Суриков. Письма. Воспоминания о художнике. Л., 1977, с.237). .

Можно привести на иллюстрация ещё десять подобных восторженных откликов. Да и самосильно В.И. Суриков был беспримерно доволен: «Помню, на выставке был. Мне говорят: «Стасов Вас ищет». И бросился он меня обнимать около всей публике… Прямо скандал. «Что Вы, говорит, со мной сделали?» Плачет чай – со слезами на глазах» (Суриков. Письма. Воспоминания о художнике. Л., 1977, с.187). .

Картина «Боярыня Морозова» явила собою вершину творчества великого живописца. Она стала его визитной карточкой.

Чудесная дееспособность ощущать прошлую жизнь, волшебное привычка проникать на самую её сердцевину на сочетании с удивительным живописным талантом, жаждой творить, вживаться на ипостась каждого героя, точное дислокация «ролей» массы, — всё это и ещё многое другое привело В.И. Сурикова к блистательному результату: «Утро стрелецкой казни», «Меншиков на Берёзове», и «Боярыня Морозова» стали настоящими шедеврами русской исторической живописи.

Вопросы ради обсуждения:

1.Каков всеисторический тангир картины «Боярыня Морозова»?

2.С какими трудностями на пора работы по-над картиной столкнулся художник?

3.С кого просто написаны на картинах Сурикова образы рыжебородого стрельца, князя Меншикова, боярыни Морозовой, юродивого и др.

4.Как на картине «Боярыня Морозова Суриков сумел создать иллюзию движения саней?

5.Какую оценку картине дали коллеги художника?

Беседа 4. «Поздние работы художника».

В конце 80-х годов В.И. Суриков находился на зените славы: он известен, популярен, о его картинах жуть сколь пишут. Но забава от успехов была нежданно омрачена. В 1888 году следом долгой болезни умерла баба художника Елизавета, оставив ему двух маленьких дочерей Ольгу и Леночку. Непоправимая горе повергла Сурикова на глубокое чертовский и апатию к всему на свете. Ничто не словно ему отныне заслуживающим внимания. Художник решил расстаться с искусством. В письме брату он пишет: «Вот, Саша, питание моя надломлена; что будет дальше, и представить себе не могу». (Суриков. Письма. Воспоминания о художнике. Л., 1977, с.77.)

По настоянию родных летом 1889 возраст Суриков уезжает с дочерьми на полтора возраст на Красноярск.

Он до чертиков замкнулся на себе, его настольной книгой стала библия. Он производил действие нездорового человека, почесть ни с кем, сверх родных, не общался, не переписывался. После его отъезда на Красноярск по-под Москве поползли слухи, что образователь величественных полотен умер. В.В. Стасов на письме Третьякову на октябре 1889 возраст спрашивал: «А не имеете единица Вы сведений о Сурикове из Сибири? Какая это убыток ради русского искусства – его выезд и неохота преимущественно писать!!! На мой глаза, сверх Репина и Верещагина, это самая великая могучесть нашего нового искусства!» (Переписка. П.М. Третьякова и В.В. Стасова 1874-1897 г.г. М – Л.,1949, с. 126.)

Поездка на Сибирь, ипостась родного края, смотрение близких помогли Сурикову вернуться к занятиям искусством. Брат художника Александр подал ему утверждение написать картину «Городок». Ему крайне хотелось, затем чтобы он следом смерти жены не бросал своего художества.

Таким образом, на 1891 году появилась темпера «Взятие снежного городка». Она полна жизнерадостных тонов и радует глаз. Эта темпера стала своеобразным признанием на любви к сродственник земле. Связь художника с родиной оставалась всегда, так отныне она ещё преимущественно окрепла. Отдохнувший и окрепший, осенью 1890 возраст Суриков вернулся на Москву. «Необычайную силу духа я здесь из Сибири привёз» , — говорил он Волошину.

После 1890 возраст поездки Сурикова на Сибирь стали систематическими вплотную нота 1914 года. Его тянут туда и родные места, и поиски материалов ради новых произведений.

11 декабря 1891 возраст график сообщает родным: «Я начал Ермака». Предания о Ермаке и посвящённые ему рассказы и песни были весьма распространены на Сибири, где-нибудь многие казачьи семьи Красноярска вели своё початие от донских казаков, пришедших с Ермаком.

В 1574 году Иван Грозный дал промышленникам Строгановым жалованную грамоту на сибирские земли по-под реке Тоболу, Оби и Иртышу. Царь приказал выступить вопреки каюк Кучума и привлечь ради этой цели всех желающих «охочих людей». В эту категорию входили и ватаги казачьей вольницы, которые на Волге грабили суда, нападая и на русские торговые караваны.

Осенью 1581 возраст Ермакова вольница появилась на Урале. В их поддержке нуждались Строгановы. Всю зиму армия Ермака готовилась к походу, а летом 1582 возраст с боями продвинулась на лоно Сибири. 26 октября, следом сражения на Иртыше, они разбили гигантское аскари Кучума и заняли столицу сибирского ханства Кашлык. Это дело и изобразил на своей картине В.И. Суриков.

Показано початие битвы, завязывающейся средь реки. Расположенные на правом берегу реки войска татар создают действие несметного полчища, лавины из людских тел. Художник весьма лапидарно передает путем зрелище лиц персонажей те чувства, которые испытывают люд на моменты ожесточенных сражений.

Надолго запоминаются образы казаков-победителей. Суриков с любовью и гордостью пишет их лица. Но на примерно сказать же пора он не преуменьшает сил сибирского войска, не унижает достоинства их воинов.

Начатая на 1891 году сельскохозработа по-над картиной немыслимо к концу 1894 возраст была близка к завершению. Огромное круток не умещалось на ограниченный квартире Сурикова, картину приходилось писать по-под частям, закатывая края холста на трубки. Немного позже, художнику удалось добиться разрешения писать картину на одном из больших залов Исторического музея.

В микротечение четырёх лет В.И. Суриков ездил по-под России, забирался на самые отдаленные уголки Сибири, где-нибудь писал этюды остаков, татар, вогулов, общежитие которых на 19 веке почесть не изменился со времён Ермака.

Из литературных источников, с которыми работал Суриков, известен немыслимо одинец – учебник А.И. Ригельмана «История разве повествование о донских казахах…» (1778 г). Для Сурикова драчка его вольнолюбивого рода навеки представляла дезидерата особой гордости. крепкими, кровными узами связана была темпера с самим художником, с его сродственник средой, с дорогими сердцу семейными преданиями.

24 февраля 1895 возраст график пишет родным: «Слава господу, сельскохозработа мой окончен с успехом! Были около мне уральские казаки, и донские и все они были на восторге…»(Суриков. Письма. Воспоминания о художнике. Л., 1977, с.92).

Картина «Покорение Сибири Ермаком» экспонировалась на XXIII Передвижной выставке, и была приобретена ради Музея Александра III.

Художник Я.Д. Минченков вспоминал: «Как и все его произведения, она подавила меня своим суровым величием, мощью и жизненной правдой. Верилось, что примерно сказать оно и наверное было быть, что рассказано на картине».

Борьба с Кучумом на 1581-1584 годах была один из звеньев крупной общей задачи, которая состояла на том, затем чтобы обеспечить безопасность

русского государства на Востоке. В картине Сурикова Ермак нужно под знаменем Спаса Нерукотворного. Знамя это, на нынешнее время хранящееся на Оружейной палате, служило войсковым знаменем на походе Ивана Грозного около покорении им Казанского ханства. А ещё ранее, по-под преданию, верхушка сей знамени было у Дмитрия Донского на битве на Куликовом поле.

Я думаю, что на картине своей Суриков изобразил на большей степени не исторического Ермака, а эпического. Суриковский Ермак преимущественно всех казаков, похож на древнерусского былинного витязя. От счастливо его облика веет поневоле и простотой, присущими героям русского богатырского эпоса. На картине просто бог Ермак, о котором Суриков услышал на детстве из многочисленных песен, сказаний и притч. Может быть, график намеренно не интересовался фактическим материалом по-под истории похода Ермака на Сибирь. Сейчас может статься немыслимо предполагать.

М. Волошин говорил, что один из секретов Сурикова – художника было то, что он писал немыслимо то, «… что самосильно видел собственными глазами, потому что он был действительным современником Ермака, и Стеньки Разина, и боярыни Морозовой, и казней Петра» (Суриков. Письма. Воспоминания о художнике. Л., 1977, с.170).

С образным высказыванием Волошина тяжело не согласиться, зная что подолгу Суриков вынашивал замыслы своих картин, что жуть сколь времени посвящал работе по-над каждой из них, вкладывая всю душу на отпечаток своих исторических героев и эпох.

Выставленная 1985 году темпера «Покорение Сибири Ермаком» получила жуть сколь положительных отзывов, так Сурикова они сделано не интересовали. Дело на том, что на это пора Суриков переживал ещё одним семейную трагедию: по весне 1895 возраст на Красноярске умерла его мать.

Художник вдругорядь едет на родину, затем чтобы повидать брата Александра и собраться с духом. До поздней осени Суриков не притрагивается к кисти, скорбит о матери, ни с кем, сверх брата, не общается. Но попозже вдругорядь возвращается на Москву, вдругорядь погружается на работу.

В октябре 1895 возраст график на письме делится замыслом с братом: «Я задумал новую картину писать. Тебе скажу под стражайшем секретом: «Переход Суворова путем Альпы». Должно выйти что-нибудь интересное. Это народный герой» (Суриков. Письма. Воспоминания о художнике. Л., 1977, с.103).

Прошло пять месяцев, так сельскохозработа примерно сказать и не начата. Суриков пишет: «… следом пасхи, бог даст, думаю начать картину «Суворов». Холст сделано выписан ради границы… Мне дали комнату на Историческом музее. Я её отгородил дощатой перегородкой, затем чтобы мне не помешали работать. Картина будет семь аршин на высоту и пять на ширину. Такой комнаты на частной квартире не найдешь» (Суриков. Письма. Воспоминания о художнике. Л., 1977, с.104).

Картина, задуманная В.И. Суриковым, должна была отразить дело столетней давности. В 1799 году Александр Васильевич Суворов стоял на главе объединённой русско-австрийской армии, воевавшей с войсками французской Директории. Вначале ареной военных действий были оккупированные французами области северной Италии. Позднее, следом блестящих побед по-над французами, Суворов с двадцатидвухтысячным отрядом двинулся на Швейцарию на соединение с русским корпусом Римского-Корсакова, тот разве иной находился после и был брошен союзниками на деспотизм судьбы.

Горный маршрут был пройден Суворовым и его отрядом с боями. Русские форсировали Урзернский проход, Чёртов мосток и добрались нота Люцернского озера. Но тута выяснилось, что Суворов обманут своими союзниками-австрийцами: дороги по-под озера не было. Вместо того, затем чтобы вернуться назад и выбрать некоторый маршрут, полководец принял смелое решение: он повёл домашний когорта вперёд, путем горношахтный минование Росшток, по-под охотничьим тропам, где-нибудь ввек не проходили войска. Русским пришлось побеждать не немыслимо врагов, так и саму природу.

Выйдя на Муттенскую долину, Суворов узнал, что тулово Римского-Корсакова разбит французами. Суворовский когорта оказался на окружении, без продовольствия. Французы надеялись, что Суворов капитулирует, так напрасно. Великий полководец вдругорядь скрылся на горах и вышел с отрядом из Швейцарии путем гряда Паникс.

Это дело потрясло не немыслимо россиян, так и французов. Россия и Европа были восхищены полководческим талантом Суворова. Память о нём живёт на народе. В русском фольклоре сохранилось не микроскопично тому доказательств: песни, легенды, сказания и хоть частушки.

До нас не дошло сведений о том, какими источниками пользовался В.И. Суриков на пора работы по-над «Суворовым». Есть что немыслимо предположение, которое высказал В.С. Кеменов, что график мог читать «Историю Суворова», написанную на 1843 году Н. Полевым, документы, опубликованные на книге «Собрание писем и анекдотов, относящихся нота жизни Александра Васильевича князя Италийского полоса Суворова-Рымникского, на коих изображается действительный самочувствие и темперамент сей героя» (1814 годочек издания), и биографии российских генералиссимусов и генерал — фельдмаршалов» Д. Бантыш — Каменского (1840 г). Но шушваль не может статься подтвердить фактик ознакомления В. Сурикова с этими книгами.

Первый карандашный начертание был сделан на 1895 году. Здесь ещё дожидайся праздник резкой вертикали, которая будет положена на основу композиции картины. Суриков темпераментно собирает материал ради своего «Суворова». Его интересует всё: лица, костюмы, ледяные глыбы. Все этюды график пишет немыслимо с натуры. Специально ради картины он отправился на Сибирь. Там, средь доживающих домашний век николаевских солдат, Суриков надеялся найти интересующие его типы. Много времени и труда заняли поиски образа Суворова. Огромное забота уделено костюмам солдат: запрещено было допустить однотонности, однообразия. 5 октября 1897 возраст график сообщил брату на письме: «Достал на Петербурге мундиры настоящие Павловского времени. Теперь жду снега, затем чтобы с натуры писать» (Суриков. Письма. Воспоминания о художнике. Л., 1977, с.107).

Суриков хотел самосильно прочувствовать то, что предстояло изобразить на картине. Чтобы проникнуться духом суворовских походов, он на 1897 году отправился на Швейцарию. Прибыв на место, пишет брату: «Ну, в скором времени мы и на Шведцарии. Гор, брат, тута поболее, чем у нас на Красноярске. Пишу этюды ради картины… Я сегодняшний день смертельно устал – поднимались на ледники» (Суриков. Письма. Воспоминания о художнике. Л., 1977, с.105)..

Внучка художника Н.П. Кончаловская вспоминает: «Он не немыслимо писал этюды, он самосильно по-под снегу скатывался с гор, проверял… Василий Иванович зарисовал баста перехода с натуры. «Какой ужас! – рассказывал он, — не верится как-то, затем чтобы хоть Суворов мог перейти на этих местах Альпы» (Кончаловская Н. П. Сын земли Сибирской. М.,1960, с. 53.).

Из Швейцарии Суриков возвратился 6 октября. Работает весьма напряженно, безлюдно к себе не подпускает, картину никому не показывает. В «Суворове» Суриков весьма впечатляюще передал психологическую атмосферу средь людей, поставленных на экстремальные условия. Толпа, что навеки у Сурикова, не однолика: на ней немонотонность характеров, настроений, эмоций. Солдатская туча подобна лавине спускается по-под горному склону. Движение нарастает на картине сверху вниз. Ни на одной из ранних картин Суриков не передавал с эдакий поневоле нерасчленимость толпы. Нигде, хоть на «Боярыне Морозовой», не выражен примерно сказать членораздельно напев движения.

На лицах саламон выражены самые разные эмоции. Здесь и тревога, и страх, и азартный смех, здесь и чертовский сидящего, закрыв лицо, солдата на нижней части картины. Он знает, что там, долу многие остаются навсегда.

В левой части картины изображён Суворов на коне. Его зрелище немножечко параден. Может быть, иначе и запрещено написать героя. Созданный Суриковым значимость Суворова обаятелен. Взгляд его умных буркалы весьма живой. Художнику удалось передать взаимоотношение полководца к воинам и их ответную страсть к нему, которые помогали русской армии совершать нынешний трудный поход.

Насколько несомненно передана на картине положение на пора перехода, разрешено судить, сравнив картину с фрагментом из донесения А.В. Суворова Павлу I о переходе путем Альпы. Великий полководец пишет, что победоносное русское воинство, «прославившееся мужеством на суше и на морях, ознаменовывает отныне беспримерную энергичность и на новой войне, на громадах неприступных гор… На каждом шаге на сем царстве ужаса зияющие пропасти представляют отверстые и поглотить готовые гробы смерти, дремучие мрачные ночи, вечно ударяющие громы, льющиеся дожди и низкий томан облаков около шумных водопадах, с лошадьми с величайшим стремлением летели на преисподние пучины, где-нибудь многие убивались, а многие спасались; никакое обрисовка не способно к изображению сей картины на всём её ужасе» (Кеменов В.С. В.И. Суриков. Л., 1991. с.102).

Суриков всё же попытался изобразить нынешний ужас.

Можно предположить, что график умышленно написал свою картину к столетнему юбилею изображённого на ней события. Но на письме В.А. Никольскому Суриков это отрицает « «Суворов» был выставлен на 1899 году. Этот годочек целиком и полностью разношерстно совпал со столетием перехода путем Альпы…»(Суриков. Письма. Воспоминания о художнике. Л., 1977, с.195)..

Ни одна из картин Сурикова не вызвала таких противоречивых суждений, что «Переход Суворова путем Альпы на 1799 году». большинство критиков обрывисто протестовало вопреки этой картины и хоть видело на ней точный аромат упадка замечательного дарования.

Композитор С.И. Танеев вспоминал: «Пошёл к Толстым… Лев Николаевич возмущён картиной Сурикова, на которой он изобразил Суворова делающим скачок путем Альпы. Лошадь по-над обрывом горячится, здесь что сей не бывает: пристяжка на таких случаях идёт весьма осторожно. Около Суворова поставлено немножечко саламон на красных мундирах. Л.Н. говорит Сурикову, что сей быть не может: солдаты на войне идут что волны, любой на своей группе. На это Суриков ответил, что «так красивее». «Толстой сердился и говорил, что у него также бывают ошибки, так благо он о них узнает, тута же, благо надо, переписывает целые главы. «… а этому Сурикову (Л.Н. около этом выругался) всё равно!».

Были на лагере критиков и люди, обыкновенно восхищавшиеся работами Сурикова. Вот, к примеру, что пишет о «Суворове» Сергей Глаголь: «… об этой картине и её истории я не поднимал с Василием Ивановичем разговора. Я не люблю этой картины. По-моему, на ней микроскопично выражено и на композиции, и на красках. Вся она какая-то несомненно и не суриковская» (Суриков. Письма. Воспоминания о художнике. Л., 1977, с.220)..

М.В. Нестеров вспоминает: «Года путем двоечка – уд был написан «Суворов», я также видел его одинец из первых, так страна впечатления, что от «Ермака», не испытал». К Нестерову и Глаголю присоединяется А.Я. Головин: «К слабейшим вещам Сурикова желательно отнести «Суворова». (Суриков. Письма. Воспоминания о художнике. Л., 1977, с.238).

Но не все отзывы носили эдакий характер. М. Волошин, И. Грабарь, С. Коненков и другие имели до чертиков противоположное реноме о картине.

Коненков пишет: «Картина имела результат замечательнейший (впрочем, что и другие суриковские работы), и Суриков плечо к плечу неё казался мне превыше ростом» (Суриков. Письма. Воспоминания о художнике. Л., 1977, с.250.)

Да и самосильно Суриков был начисто доволен работой. В письмах брату он, ещё не закончив картины, неотрывно пишет, что наверное получиться что-то «грандиозное», «интересное». Картина была приобретена ради Музея Александра III. С 1904 по-под 1922 годочек экспонировалась на музее А.В. Суворова на Петербурге. В 1922 году она была возвращена на Русский музей.

Очень довольный, 12 июня 1901 возраст В.И. Суриков на очередном письме брату Саше напишет, что на Пасхе ему пожалован крест св. Владимира 4-й степени за «Суворова» и «Ермака». Кроме того, он получил от французского правительства приглашение о том, что на Люксембургский эрмитаж на Париже желают приобрести что-нибудь из его картин из русской истории и восхваляют его патриотизм.

Ещё на 1887 году, один махом же следом окончания «Боярыни Морозовой», Суриков написал эскиз к картине «Степан Разин». На эскизе изображён Разин с персидской княжной. Пройдёт 14 лет, встарь чем график вдругорядь вернётся к теме легендарного атамана.

В 1901 году на очередном эскизе Суриков отказывается от идеи изобразить Разина купно с персидской княжной. Н.П. Кончаловская по-под этому поводу пишет: «… он отказался от сей варианта, видимо, усмотрев на нём избитое, шаблонное разгадывание темы» (Кончаловская Н. П. Сын земли Сибирской. М.,1960, с. 55.) .

«Степан Разин» — произведение, к которому график возвращался немножечко раз, делая большие перерывы на работе: центральный эскиз был написан на 1887 году, следом сельскохозработа проводилась с 1901 по-под 1906 год. В 1906 году темпера была экспонирована на XXXV Передвижной выставке, так и следом выставки на 1909-1910 годах график продолжал по-над ней работать.

Суриков был неудовлетворён образом Разина. Художника волновала недостаточная рельефность его лица. Суриков говорил, что не мог целиком и полностью добиться, затем чтобы было «гораздо преимущественно думы на нём».

В конце концов, художнику удалось достичь желаемого результат. «Едва скользит по-под Волге лодка, под широким парусом полулежит Степан с глубокой думой на взоре, и думушка та легла по-над всем широким раздольем Волги» (Минченков Я.Д. Воспоминания о передвижниках. Л., 1980, с. 393).

Собирая исторические материалы и лица натуру ради образа Разина и казаков, Суриков заодно изучал создание – народные песни и сказания о крестьянском вожде, многие из которых записаны фольклористами.

Интересно то, что работал Суриков. Его друзья отмечали черту его таланта, присущую искусству актёра: его дееспособность перевоплощаться на создаваемые им образы. Для «Разина» были умышленно сшиты кафтан, чекмень, заглавие и красные сапоги. Сохранилась фотография, запечатлевшая на этой одежде самого автора картины. То, что темпера на выставке на 1906 году не получила ни одного восторженного отзыва, весьма расстроило Сурикова, задело его самолюбие. Впервые он с нескрываемым пренебрежением пишет о публике, посещавшей выставку: «Когда у меня «Стенька» был выставлен, публика справлялась: «Где же княжна?» А я говорю: «Вон круги-то по-под воде –

только что бросил». А круги – примерно сказать от вёсел. Ведь публика что смотрит: единовременно Иван Грозный, примерно сказать сына убьёт, единовременно Разин, примерно сказать с княжной персидской» Гор Г.С. Петров В.Н. Ук. соч., с. 199.)

После выставки шушваль не высказал желания приобрести картину. Суриков весьма переживал. При жизни Сурикова темпера взаправду не была никем приобретена. В письмах домой он не скрывает своего раздражения: «Особенно ничего не пишу. Вышел из передвижников, потому что не выгодно. Картина моя «Разин» дала им сбор, а мне пользы мало; сверх убытка, хоть ничего нет». (Кончаловская Н. П. Сын земли Сибирской. М.,1960, с. 126.)

Мало кто похвалил «Разина». Сурикову было ради зачем расстраиваться. Вот некоторые из отзывов о картине:

С. Глаголь: «На мой взгляд, с «Покорением Сибири» Суриков что график был сделано покончен». (Кончаловская Н. П. Сын земли Сибирской. М., 1960, с. 221.)

М. Нестеров: « «Разина» видел я на Международной выставке на Риме; темпера была горе повешена, разумеется на ней и не было прежнего Сурикова».

Преподаватель Красноярского художественного училища, желанный Сурикова М.А. Рутченко писал: «Картина «Разин», грандиозных размеров, произвела на меня невыгодное впечатление».

Я.А. Тёпин: «Стенька Разин, бездеятелен, сидит средь пьяного веселья, слушает песню, и на суровых глазах у него – печаль». (Кончаловская Н. П. Сын земли Сибирской. М.,1960, с. 190.).

В советской историографии «Степана Разина» оценивают что картину, написанную под впечатлением от политических событий, происходивших на России на начале века. По мнению В. Кеменова, В. Зименко, А. Парфёновой и других значимость суриковского Стеньки олицетворяет изготовляющийся народный восстание и происходящую революцию 1905-1907 годах. Все они цитируют фразу, где-нибудь уникальный единовременно Суриков произносит проклитика «революция», причём искажает значение сказанного. Суриков говорил Волошину: «С девятисотого начал ради «Стеньки Разина» собирать материалы, а выставил на девятьсот седьмом. В самую революцию попало. В Сибирь и на Дон ради него ездил» (Кончаловская Н. П. Сын земли Сибирской. М.,1960, с. 188.)

Слова «в самую революцию попало» комментируются названными авторами соответствующим образом. Они утверждают, что Суриков сочувствовал революции. А чай меланхоличный «думный» значимость Разина связан отнюдь не с революцией. Суриков на последнем рисунке, изображая Разина, наделил его не немыслимо автопортретными, так и автобиографическими чертами. Этот начертание хранится на ГРМ. В это время, на начале девятисотых, Суриков переживал глубокую личную и творческую драму: он упорно старел. Это отразилось на созданном художником образе героя картины. В «Степане Разине» Суриков запечатлел своё душевное состояние. 6 марфа 1916 возраст В.И. Суриков умер. Неосуществлёнными остались замыслы многих исторических тем, по-над которыми график начал работать недавно нота смерти. Он готовился к написанию картин о красноярском казачьем бунте конца XVII века, о Емельяне Пугачёве, об убийстве императора Павла I. Сохранилось немножечко эскизов к задуманной Суриковым картине «Ольга встречает прах Игоря».

К сожалению, всем этим замыслам не назначено было осуществиться.

Оценивая на полость исторические картины В.И. Сурикова, написанные на 1890-1910 годы, разрешено отметить, что на них оригинатор намного меньше стремиться к изображению объективных исторических обстоятельств, чем на картинах 1880-х. на картинах 1890-1910 годов драчка действительная уступает истории легендарной, преломленной через призму сказаний и песенного фольклора. Эта стремление достигла кульминации на последнем историческом полотне Сурикова – «Степан Разин». Это произведение невдалеке васнецовской линии на русском искусстве, где-нибудь сюжеты черпаются не из истории сделано переработанной, поэтически украшенной народной фантазией.

Особое греза позволяло талантливому художнику передавать на своих картинах то, что называется «духом эпохи». Благодаря своему богатому воображению Суриков перемещался на времени. М. Волошин вспоминал, что график … хорошо писал то, что самосильно видел собственными глазами, потому что он был действительным современником Ермака и Стеньки Разина, боярыни Морозовой, и казней Петра.

Вопросы ради обсуждения:

1.Почему на 1891 году Суриков отступает от излюбленного жанра исторической живописи и работает по-над картиной «Взятие снежного городка»?

2.Почему ради работы по-над картиной «Переход Суворова путем Альпы на 1799 году» Суриков был вынужден арендовать конторка на Историческом музее?

3.Какая темпера Сурикова около его жизни примерно сказать и не была никем приобретена и считалась самым неудачным историческим полотном Сурикова?

4.В каких музеях Росси разрешено увидеть картины Василия Ивановича Сурикова?

Список литературы:

  • Волошин М.А. Суриков. Л., 1985.
  • Гольдштейн С.Н. Картина В.И. Сурикова Боярыня Морозова. История создания. Л., 1962.
  • Гор Г.С. Петров В.Н. В.И. Суриков. 1848 – 1916. М., 1950.
  • Грабарь И.Э. В.И. Суриков. Жизнь и творчество. М., 1965.
  • Кеменов В.С. В.И. Суриков. Л., 1991.
  • Кеменов В.С. Историческая вэньжэньхуа Сурикова 1870-1880 г.г. М., 1987.
  • Кончаловская Н.П. Сын земли Сибирской. М., 1960.
  • Машковцев Н.Г. Суриков. М., 1960.
  • Минченков Я.Д. Воспоминания о передвижниках. Л., 1980,
  • Радзимовская Н.А. В.И. Суриков. Л., 1965.
  • Суриков. Письма. Воспоминания о художнике. Л., 1977.
  • Файлы: Организация краеведческой работы на школе.ppt
    Размер файла: 420352 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология