Автор конспекта:
Автор(ы): — Пакшина Е.г.

Место работы, должность: —

МБОУ СОШ № 14

Регион: — Владимирская область

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — основное общее образование
Уровни образования: — дополнительное образование детей

Класс(ы): — 4 класс
Класс(ы): — 5 класс
Класс(ы): — 6 класс

Предмет(ы): — Валеология (здоровый образ жизни)
Предмет(ы): — Внеклассная работа
Предмет(ы): — Обществознание
Предмет(ы): — Основы безопасности жизнедеятельности

Целевая аудитория: — Воспитатель
Целевая аудитория: — Классный руководитель
Целевая аудитория: — Медицинский работник
Целевая аудитория: — Родитель
Целевая аудитория: — Социальный педагог
Целевая аудитория: — Социальный работник
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)

Тип ресурса: — конспект урока (занятия)

Краткое описание ресурса: —

Цикл классных часов Вредные привычки для учащихся 4-6 классов: что такое привычка, разговор о сквернословии, о курении и курильщиках, правда и миф о пьянстве и алкоголизме.

«Вредные привычки»

цикл классных часов для учащихся 5-6 классов.

Цель:

выделить «вредные» привычки и рассмотреть их влияние на человека и его окружение;

сформировать у учащихся представление о вредности употребления алкоголя, курения, сквернословия;

обозначить проблемы, возникающие в семейных отношениях в связи с этими привычками;

помочь учащимся объективно взглянуть на свои привычки;

ориентировать школьников на здоровый образ жизни;

узнать отношение ребят к употреблению спиртного, курению, сквернословию.

Задачи:

построить иерархию привычек;

учиться контролировать свои действия и отвечать за их последствия;

способствовать выработке умения слушать собеседника и вести беседу;

способствовать пониманию, что принимать людей нужно такими, как они есть, вместе с их маленькими недостатками.

«Что такое привычка?»

Привычка – действие, которое со временем становится автоматическим, неосознанным. Формирование многих привычек начинается в раннем детстве, причём большую роль играет подражание старшим. Следует различать полезные привычки и вредные.

Ø Назовите, какие вы знаете полезные привычки. (привычка умываться перед сном, чистить зубы утром и вечером)

Ø Назовите вредные привычки. (несдержанность, привычка перебивать говорящего, курение, ругань)

Жизненно важные, общественно ценные привычки облегчают формирование положительных черт личности, соблюдение правил поведения в общественной и личной жизни, отрицательные – дезорганизуют поведение.

У каждого из вас есть близкие люди – друзья, родные. С некоторыми из них у нас очень хорошие отношения, а с другими – хотят желать лучшего из-за особенностей их характера, с которыми мириться, мы не желаем. Но не всегда мы можем понять, что же происходит, в чём причина «натянутых» отношений и конфликтов. Мы говорим: «Он меня раздражает», но чем не понимаем. И тем более мы не видим, да и не хотим видеть отрицательных привычек в себе. Ведь не зря говорят: «В чужом глазу соломинку заметим, а в своём и бревна не примечаем».

Давайте же попробуем разобраться: в чём кроется секрет нашего недопонимания, и с какими привычками мы готовы мириться, а с какими – нет; и что мы называем вредными привычками.

А теперь давайте подумаем и проанализируем, какие привычки есть у тебя.

Какие из них тебе не нравятся и как можно их исправить. Как вы думаете, легко ли это?

Упражнение.

1. Напишите на листе бумаги свои привычки.

2. Напротив каждой поставьте знак +, если она положительная; и знак -, если отрицательная.

Выяснить, считают ли ребята употребление табака, спиртного, брань отрицательной привычкой или это воспринимается как должное.

Что же такое вредная привычка?

Вредная привычка (зависимость) – это свойство нашего характера или поведения, которое можно описать так:

v Вы не контролируете ЭТО, скорее ЭТО контролирует вас. Вы чувствуете, что не имеете другого выбора, кроме как делать ЭТО. Стоит только вредной привычке сформироваться, вы сразу попадаете под её власть;

v Эта привычка настолько укореняется в вашей жизни, что становится незаметной для вас;

v Вы делаете ЭТО всё чаще и чаще, стараясь вызвать более сильное воздействие;

v Вы начинаете регулярно делать ЭТО, когда почувствуете неприятные ощущения (скуку, обиду, одиночество).

v Вы чувствуете, что уже не можете справиться со своими жизненными проблемами без помощи ЭТОГО;

v Вы можете потратить значительную часть жизни сражаясь с ЭТИМ, даже если ЭТО зацепило вас несерьёзно;

v На ЭТО уходит часть ваших денег, вашего времени, вашей энергии в ущерб чему-то более полезному, в результате вы всё больше ненавидите себя за эти траты;

v Вы теряете самоуважение, душевные силы, возникает угроза разрушения вашего жизненного уклада – семья, карьера, здоровье, друзья.

Некоторых ЭТО, в конце концов, убивает.

Но многие считают, что у них всё под контролем.

Давайте разберёмся, что же такое «контроль»? Какой он бывает?

Контроль бывает внешним и внутренним. Контроль необходим для борьбы с вредными привычками. Любая привычка – это зависимость от чего-либо. В то же время, каждый из вас, уверяет, что он не хочет зависеть ни от кого.

В принятии какого-то решения вы не прислушиваетесь к родителям, учителям, чтобы не зависеть от их мнения. Более того, вы делаете всё наперекор взрослым, утверждая при этом: «Я самостоятельный, я независимый!».

Но вы забываете, что зависимость от маленькой сигаретки – это тоже зависимость, это уже несвобода. Но это подчинение вы готовы терпеть, считая курение признаком взрослости. «Курят все» — уверяете вы.

Давайте поговорим о вашем окружении.

Что вам не нравится в поведении ваших друзей? С какими из вредных привычек других вы можете мириться, а с какими – нет? Какие привычки и качества людей вы можете назвать «вредными»? Как они влияют на окружающих? Что с ними можно сделать?

Вывод:

1. В каждом человеке есть что-то положительное и что-то отрицательное.

2. От вредных привычек каждого человека страдают окружающие его люди.

3. Вредные привычки можно исправить, хоть это и очень трудно. При работе над собой можно обратиться за помощью к родителям, друзьям.

Разговор о сквернословии.

Мы с вами выяснили, какие бывают вредные привычки. Давайте, вспомним. Наш классный час посвящён сегодня одной из вредных привычек – это сквернословие.

Группа ребят подготовила нам сообщение об этой вредной привычке. Я передаю им слово. Ребята, пожалуйста.

А кто, собственно ругается?

Лучше спросить, кто не ругается. Идут по улице подростки. Громкие голоса. Сначала слышна брань. Подходят ближе. Теперь можно разобрать и нормальные слова. Но последних всё-таки меньше…

А вот взрослые мужчины идут. Тихо о чём-то говорят. И как-то естественно у них получается, что каждое пятое слово оказывается нецензурным…

Семиклассницы мимо прошмыгнули. Щебечут о своём. И словечки, однообразно знакомые. Догадались какие? Да, именно те самые, нецензурные…

Выходит, ругаются все. Когда? Всегда. От чего? От всего.

А это, тогда разве плохо? Если все ругаются и всегда? Но тогда, почему эти словечки не печатают? Знаете, очень трудно представить, чтобы в наших учебниках появились эти слова.

Иногда вместо нецензурных слов, некоторые школьники, особенно те, кто недолюбливает химию, используют названия химических элементов. Тогда ругательство звучит примерно так: «Ангидрит, твою перекись водорода через двуокись марганца». В переводе на нормальный человеческий язык может означать: «Ну и ну!» или «Вот тебе и раз!»

Так могут быть выражены и досада, и удивление, и разочарование, и даже восхищение. А слова одни и те же. Очень выгодно. На первый взгляд.

Действительно, ругань нередко звучит, срывается с языка от боли, от страха, ярости и ненависти, от зависти, от тоски, от восторга и даже иногда при желании похвалить. Встречается, как особо тяжёлый случай, и ругань-разговор. Тогда бранные слова используются просто как способ общаться.

А поскольку ругательства по сравнению со всем остальным запасом человеческих слов, это буквально, капля в море, то, чтобы можно было общаться, используется интонация.

И чтобы понять, что говорит сквернослов, нужно прислушиваться к его интонации. Не напоминает ли вам это лай домашней собачки, вызывающий умиление у хозяина: всё понимает и даже разговаривает, как может.

А чего ты добьешься, назвав всех дураками?

Иногда слышишь, кричат: «Эй ты, дятел!» Оглядываешься: «Это вы мне?» Зачем спрашивается, оглядывался. Ты что, себя дятлом, что ли считаешь?»

И ругани, и похвалы в свой адрес мы ждём с одинаковой опаской. Но к чему мы больше готовы? Наверное, встретить ругань. Когда нас ругают, мы не сомневаемся в искренности ругающегося.

Другое дело, что мы с ним не согласны. Но, встречая брань в свой адрес, каждый из нас вполне уверен в подборе соответствующего ответа.

А если мы слышим похвалу, комплименты, неожиданно приятные слова, обращённые к нам? Иногда не знаешь, что сказать в ответ. Всегда кажется: здесь что-то не так. Либо хвалящий издевается, смеётся над нами, либо почему-то ошибается. А может, хочет попросить о чём-либо? Иначе, зачем так нахваливает?

Итак, просто, без всяких яких я говорю тебе: «дурак». Разве ты поверишь в это?

Конечно, нет.

Это я, таким образом, пытаюсь самого себя убедить в том, что я умнее тебя. А раз я всё время кричу: «Все дураки» — значит, чувствую необходимость убеждать самого себя в том, что я-то как раз НЕДУРАК.

А зачем снова и снова. Ты, что постоянно сомневаешься в своих умственных способностях, да? Если все другие способы внушить самому себе, что ты не безмозглый тупица, не дают результата, тогда тебя, обзывающего всех направо и налево дураками, ослами, баранами и кретинами, можно даже и пожалеть, ведь ты всё время пробалтываешься о самом себе.

А теперь поговорим о магической силе ругательств.

Любое ругательство – это современный вариант магического заклинания предков. В древности человек, чувствуя себя бессильным против кого-то или чего-то, обращался с пожеланиями смерти к своему противнику: «Чтоб ты ушёл обратно в землю, которая всех нас породила. Чтобы ты покрылся землёю. Я для этого тебя забрасываю грязью».

К подобным вариантам сводятся все ругательства, связанные с «посыланием…». Говоря: «Пошёл ты к дьяволу, лешему, чёрту, в баню, чтоб ты провалился, чтоб тебя разорвало» — произнося более крутые ругательства, мы, часто не ведая, используем видоизменённое древнее магическое посылание в мир иной, в преисподнюю.

Даже когда, современный человек говорит такие невинные слова, как «мне на тебя начхать, наплевать и прочее, он по сути, использует ругательства, однородные с первобытными. Раз наплевать, значит забросать грязью, покрыть землёю, предать смерти».

Известен психологический эксперимент. Человек в спокойном состоянии начинает ругаться, говорить бранные слова, последовательно одно за другим, произносить «грязные выражения» в течение заданного времени. Это занятие угнетающе действует на его психику. Сначала незаметно, потом чуть сильнее. Экспериментатор раздражается всё больше и больше.

Как правило, произносимые вслух ругательства сильнее всего действуют именно на произносящего их.

Так что ругань – это способ внушить самому себе, что от меня ничего не зависит, мне не везёт, всё очень плохо и безнадёжно. Чем не магическая сила? А на первый взгляд, подумаешь, поругался.

Многие сквернословы убеждены: ругань хороша для разрядки, для того, чтобы «выпустить пар». Что касается мальчишек ( а также и девочек), то они в большинстве своём тоже считают: умение много и часто говорить грязные слова – помогает им в жизни. То, что они ошибаются, они начинают понимать лет через десять.

Но зачем ждать так долго? Так поступают только недотёпы, которые не в состоянии понять, что даже если произносить все известные ругательства, произносить в 10 раз чаще, чем обычно, в течение недели, то дела за эту неделю не улучшаться.

Проклятия, брань, ругательства будут действовать как магические внушения. Жертвой внушения станет тот, кто чаще всего их слышит. Кто же он, несчастный? Да тот, кто их произносит.

Предлагаю объявить мораторий на все ругательства, особенно нецензурные. Попробуйте не ругаться сначала один день, потом неделю. И увидите, что настроение улучшится, к тебе станут относиться добрее, и дела у тебя пошли лучше, и жизнь стала радостнее. И всё получается.

Не верите? Попробуйте! Убедитесь сами!

Ребята, вы послушали сообщение одноклассников, и ответьте на вопросы:

ØКак вы думаете, ругань помогает учить уроки?

ØКогда вы ругаетесь, у вас всё получается?

Вы поддерживаете предложение о моратории на ругань, т. е. не ругаться в классе ни с кем, ни над кем не насмехаться, не провоцировать на ругань.

На следующих классных часах мы продолжим разговор о вредных привычках. Будем говорить о кличках, о пьянстве, о курении, о наркомании.

К каждой теме мы будем проводить выставку рисунков и плакатов по теме классного часа. Подберите пословицы и поговорки о пьянстве и курении.

Рефлексия.

ØЧто вы узнали нового?

ØЧто вас удивило?

ØЧто вас насторожило?

ØЧто особенно запомнилось?

ØЧто заставило задуматься?

ØЧто ты хочешь изменить в себе?

ØХочешь, ли ты, избавиться от привычки ругаться?

О курении и курильщиках.

Сегодня наш классный час – разговор о курении и курильщиках. Я знаю, что в нашем классе есть несколько курильщиков, для них и для всех остальных, подготовлен очень интересный материал на эту тему. Я буду очень рада, если вы будете внимательно слушать, а после выступления ребят, мы поговорим на эту тему.

Слово предоставляется ребятам.

Сначала немного истории.

«Сытый голодного не разумеет» — справедливость поговорки не вызывает сомнений. Способен ли некурящий человек постичь умом другого, кто несколько раз в день, достаёт сигареты и делает затяжку, то ли с удовольствием, то ли от вынужденного кашля.

А между тем «встарь на Москве табачникам носы резали». Дедушка Петра I, царь Михаил Фёдорович, уличая первый раз, наказывал 60 ударами палок по пяткам, во второй раз – отрезали нос и уши.

В специальном законе «Уложении» от 1649 года «было велено всех, у кого будет найдено богомерзкое зелье (табак), пытать и бить на козле кнутом, пока не признаются, откуда получено»

Частных торговцев табаком повелевалось пороть, носы резать, ссылать в дальние города.

В 1697 году, считая, что курение табака – признак западной цивилизации, Пётр Iотменил запрет на табак.

В 1997 году исполнилось 300 лет, как в России балуются этим зельем, 300 лет длится этот перекур в истории нашей страны.

С чем же мы пришли к этой далеко не знаменательной дате?

Мы провели социологическое исследование. Почему подростки начинают курить? С этим вопросом мы обратились к девочкам и мальчикам. Вот, чио они ответили:

ØКурю, потому что скучно…

ØКурю, потому что модно…

ØКурю за компанию

ØКурю, потому что хочу быть крутым

Как вы слышали, что курить начинают от скуки, от безделья, за компанию, хотят быть крутыми и не отставать от моды.

Но никто из курильщиков не задумался, какие вредные вещества содержатся в табаке.

Об этом наша следующая информация.

Знаете ли вы, что в табачном дыме содержится около 5 000 вредных веществ. Наиболее вредные из них: никотин, угарный газ, канцерогены, радиоактивные вещества.

Никотин – один из самых опасных ядов растительного происхождения. Если к клюву голубя или воробья поднести стеклянную палочку, смоченную в никотине, птицы сразу же погибают.

Кролик погибает от 0,25 капли никотина, а собака от 0,5 капли. Одна капля никотина убивает лошадь.

Для человека смертельная доза никотина составляет 50-100 миллиграммов или 2–3 капли никотина.

Именно такая доза поступает в кровь, если выкурить 20-25 сигарет.

Вы скажете, что некоторые выкуривают и больше. Курильщик не умирает потому, что доза вводится постепенно, не в один приём (20-25 сигарет выкуриваются в течение дня).

Сигаретный фильтр удерживает не более 20 % вредных веществ.

Если некурящий человек получит значительную дозу никотина, может наступить смерть. Такие случаи описаны в медицинских учебниках.

Один молодой человек, впервые в жизни выкурил большую сигару и через несколько минут умер.

Одна девочка умерла, когда её положили спать в комнате, где лежали связки табака.

Живущие в накуренных помещениях дети, чаще болеют и больше страдают заболеваниями органов дыхания.

Курение сказывается на здоровье подростков, особенно на нервной и сердечно-сосудистой системах. В 13-14 лет они уже жалуются на отдышку при занятиях физкультурой.

Курение отрицательно влияет на успеваемость школьников, число неуспевающих возрастает в тех классах, где больше курящих.

Курение и школьник — несовместимы. Школьные годы – это годы роста, как физического, так и умственного. Организму нужно много сил, чтобы справиться с учебными нагрузками.

Учёные выяснили, что курение в два раза опаснее для растущего организма, чем для взрослого.

Сердце у курящего делает в сутки на 15 тысяч сокращений больше, а питание организма кислородом и другими необходимыми веществами происходит хуже, так как под влиянием табака кровеносные сосуды сжимаются. Вот почему у курящих ребят память слабее. Среди них чаще встречаются слабо успевающие ученики.

Да, эта информация просит задуматься. Специалистами доказано: наркоманы и алкоголики начинают именно с сигарет.

Букет цветов в сильно задымлённой комнате завянет через два часа.

И ещё в заключение. Канарейки в доме курильщиков не живут. Умирают.

Мы желаем вам здоровья, и надеемся, что в нашем классе не будет никотиновых мальчиков и девочек.

Вопрос на засыпку. Какая сигарета не приносит вреда? (Не выкуренная)

И ещё совет щелкайте орехи, жуйте резинку, только не на уроках, сосите леденцы, грызите морковку или яблоко – всё это помогает и приносит больше пользы, чем сигарета.

А сейчас мы дадим вам лекарство от курения «волшебный карандаш» (леденец). Кто курит, тот бросит. А кто не курит, и не будет!

Миф и правда о пьянстве и алкоголизме.

Начнем с истории.

· Трудно поверить, что были времена, когда люди не знали вкуса вина. Жить было опасно и тяжело, и если бы они в ту пору употребляли спиртные напитки, неизвестно, достигло бы человечество своего нынешнего состояния или нет.

· Когда алкоголь, как смерч, ворвался в жизнь людей, наиболее мудрые из них быстро поняли, с каким страшным врагом они столкнулись.

· Пьянство есть упражнение в безумии, — считал математик Пифагор.

· Пьянство – причина слабости и болезни детей, — утверждал врач Гиппократ.

· Однажды во время пира Диогену (греческий философ) поднесли чашу с вином. Он взял её и вылил вино на землю. Все стали упрекать его за этот поступок, сожалели, что вино было загублено.

· Диоген на это ответил: «Если бы вино не погибло от меня, то я сам погиб бы от него».

· Вино появилось там, где выращивали виноград. Скифский мудрец Анахарсис писал: «Виноград приносит три грозди, первая – удовольствие, вторая – опьянение, третья – неприятности».

· Бахус – Мифологический покровитель виноделов и пьяниц. В изображении древних мастеров он предстаёт перед нами не молодым и красивым юношей, а пьяным стариком.

· Недаром алкоголь с древних времён именуют «похититель разума».

· Первый бокал пьют за здоровье, второй – ради удовольствия, а третий – ради безумия.

· Чистый спирт получили арабы в VIвеке, и назвали его «аль коголь», что означает «одурманивающий».

  • Болезни, психические и физические, больное потомство, преступность вынуждали в то далёкое время принимать меры к пресечению пьянства.
  • В Китае за 2 тысячи лет до нашей эры, лица, замеченные в пьянстве, подвергались смертной казни.
  • В Вавилоне их сжигали на костре, вливали в рот расплавленный свинец.
  • В Древнем Египте пьяниц изгоняли из страны.
  • В Мексике пьяниц наказывали в зависимости от социального положения. Раба – подвергали телесному наказанию, свободного человека – обращали в рабство, а знатных – казнили.
  • В средневековой Европе пьянчугам отрезали уши, сажали в тюрьму. В Англии их голову и руки продевали в ярмо и в таком виде водили по улицам.
  • В древности восточные мудрецы говорили, что вино сообщает каждому, кто его пьёт, четыре качества.
  • Вначале человек становится похожим на павлина – он пыжится, его движения плавны и величавы.
  • Затем он приобретает характер обезьяны и начинает со всеми шутить и заигрывать.
  • Затем он напоминает льва – то есть становится самонадеянным, гордым, уверенным в себе, в своей силе.
  • И в заключение превращается в свинью и подобно ей валяется в грязи.
  • А как дела с пьянством у нас в стране. В XVI веке Русь посетил немецкий учёный Путеш Олеарий и в своём дневнике записал, что русские _ выносливый народ, что они ведут здоровый образ жизни, и среди них нет пьянства.
  • Россия – одна из последних стран Европы пристрастилась по примеру своих соседей к спиртному.
  • Царь Пётр I, как известно не был трезвенником, но людей излишне пивших, не терпел. С особой строгостью он преследовал тех, кто пьяным являлся на службу.
  • Одной из выдумок царя была церемония награждения провинившегося специальной медалью. Она имела форму восьмиконечной звезды, отливалась из чугуна, была величиной с тарелку и весила полпуда, то есть 8 кг. Надпись гласила «За пьянство».
  • С помощью цепи эта медаль крепилась к металлическому разъёмному обручу, который надевался на шею наказанного и закреплялся надёжным замком.
  • Человек, удостоенный этой награды, в течении недели был вынужден носить её на себе. Чугунная звезда была эффективным средством лечения от пьянства.
  • Медики дали такое определение пьянства и алкоголизма. Пьянство – это систематическое употребление спиртного, а алкоголизм – развившееся на его основе заболевание.
  • Часто пьяный человек бывает опасен для себя и окружающих, так как совершает поступки, на которые в трезвом виде никогда не решился бы.
  • В ряде случаев пьяные склонны к немотивированным поступкам, наносят себе и окружающим телесные повреждения, ломают и бьют всё вокруг.
  • А бывает наоборот – нарушается ритм сердечной деятельности, это приводит к инфаркту, острым воспалениям почек и желудка.
  • В XX веке академик Павлов с грустью констатировал: «Алкоголь гораздо больше горя приносит, чем радости, всему человечеству. Сколько сильных и талантливых людей погибло и гибнет из-за него».
  • Действие вина, водки, пива коварно. Эти яды (а для человека, алкоголь – настоящий яд) подтачивают здоровье постепенно.
  • Проходит ряд лет, и вот «нервы пошаливают, сердце никуда не годится, давление скачет, желудок плохо работает», усталость приходит быстрее.
  • Алкоголь – причина многих болезней, в том числе и смертельных: рака, цирроза печени, сердечны и психических недугов. Нет ни одного органа человеческого тела, который не подвергался бы разрушительному действию алкоголя.
  • Пьянство и семья — несовместимы. Но самые главные жертвы пьянства – дети. Если родители пьют, дети часто рождаются мёртвыми или умирают в младенчестве, многие из них физические неразвиты, психически ненормальны
  • Пьяницы прогуливают работу, часто опаздывают, естественно их увольняют с работы. Самое страшное наследие пьянства и алкоголизма – пустая душа, падение нравственности, потеря смысла жизни.
  • Многие пьяницы становятся преступниками.
  • Особенно пагубное действие алкоголь оказывает на молодёжь. Под влиянием винных паров у них и здоровье портится, и поведение ухудшается во много раз быстрее, чем у взрослых.

Кладезь народной мудрости – пословицы и поговорки – в полной мере отражают губительное действие алкоголя.

Аукцион пословиц и поговорок. Назовите пословицы, которые представляют для человека опасность, а именно:

Ø для нравственного развития;

Ø для здоровья;

Ø для семейной жизни;

Ø для умственного развития;

Ø для материального благополучия.

Рефлексия:

Ø Что тебе особенно запомнилось?

Ø Что на тебя произвело впечатление?

Ø Что тебя удивило?

Ø Что понравилось?

Ø Что тебя заставило задуматься?

Ø Считаешь ли ты, что пить здоровью вредить?

Файлы: Социальная стратиф..pptx
Размер файла: 4495765 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология