Автор конспекта:
Автор(ы): — Сидорова Елена Викторовна

Место работы, должность: — МДОУ детский сад №11 «Ромашка» комбинированного вида

Регион: — Томская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — дошкольное образование

Целевая аудитория: — Все целевые аудитории

Предмет(ы): — История
Предмет(ы): — Окружающий мир

Цель урока: —

  • Расширить круг интересов детей при помощи экспозиций Музея.
  • Скоординировать работу по формированию основ патриотического сознания детей дошкольного возраста, используя потенциал педагогического коллектива детского сада.
  • Используемое оборудование: —

    компьютер, мультимедийное оборудование, медиапродукты (слайды педагогов и детей), CD- диски, аудиокассеты патриотических песен и мелодий, видеокассеты с записями документальных хроник.

    Краткое описание: — Воспитание патриотизма, чувства любви к Родине является одной из самых насущных проблем современного общества. 2010 год – юбилейный, вся страна готовится отметить 65-летие Победы над фашистскими захватчиками. Педагогам важно донести до детей мысль: спустя много-много лет люди помнят о событиях грозных лет войны, чтят память погибших, окружают вниманием и любовью людей, защищавших нашу Родину. История Великой Отечественной войны, события тех грозных лет, героизм людей — темы вечные. Уходит из жизни поколение участников Великой Отечественной войны, уже состарились их дети. Как сделать, чтобы внуки и правнуки не забыли о том тяжелом времени и остались благодарны ветеранам? Много различных дел по патриотическому воспитанию проводилось и проводится в нашем дошкольном учреждении. Дети встречались и встречаются с ветеранами войны, участвуют в концертах, посвящённых Дню Победы, педагоги проводят экскурсии к памятникам города, занятия и беседы о подвиге советского народа. Но невозможно воспитывать уважение и гордость к тому, о чём дети не имеют, ни малейшего понятия. Мы уверены, что в этом без сомнения может помочь музей боевой славы. Педагогами нашего дошкольного учреждения был разработан проект создания музея боевой славы. Дети в музее могут увидеть макеты орденов, медалей, видов техники, орудий времён ВОВ. Здесь происходит прямой контакт с историческим человеческим опытом. Мало организовать музей необходимо построить работу так, чтобы дошкольники не только рассматривали книги и репродукции, открытки и карты, макеты, панорамы, но и знакомились с материалами из семейных архивов, слушали рассказы о боевых подвигах, задавали вопросы, размышляли, беседовали. Поэтому был разработан комплекс мероприятий по формированию у детей дошкольного возраста знаний о событиях Великой Отечественной войны с использованием потенциала музея. Занятия с использованием потенциала музея обладают огромной педагогической ценностью, они позволяют на качественно новом уровне пробудить у детей интерес к событиям тех лет, он объединяет педагогов, детей и родителей интересным делом сбора информации, подготовкой тематических экспозиций, экскурсий и праздников.

    Тематический план работы

    Общие формы, средства и методы работы.

  • Занятия, беседы, дидактические игры.
  • Рассматривание (иллюстрации, портреты, репродукции, рисунки, плакаты, макеты и др.)
  • Показ (слайды, видеозаписи)
  • Чтение и слушание (стихи, рассказы, аудиозаписи)
  • Составление (планов, схем, рассказов)
  • Развлечения.
  • Досуги.
  • Викторины.
  • Тематические вечера.
  • Практические задания.
  • Взаимодействие (семья, библиотека)
  • Раздел программы

    Тема

    Количество

    часов экскурсий в музее

    Количество

    часов занятий

    «Вставай, страна огромная»

    Вероломное нападение (начало ВОВ)

    (просмотр фильма, плакат – родина мать…)

    2

    (1музыкальное)

    Рода войск, форма военных лет

    1941-1945

    1

    1

    Техника военных лет 1941-1945

    1

    2

    Орудия времён ВОВ

    1

    1

    Партизаны,

    подпольщики

    Партизаны,

    подпольщики

    1

    1

    Дети Великой Отечественной войны

    1

    1

    В тылу врага (матери копали окопы, тушили пожар от бомб, прятали раненых)

    1

    Защитники Отечества

    Награды Родины

    1

    1

    Знамёна

    1

    Солдатские письма

    1

    Наши прадеды-герои

    — день победы

    — ветераны

    1

    2

    План работы

    Форма работы

    Тема

    Сроки

    Физкультурный праздник

    «Соревнования сильнейших»

    декабрь

    Занятие

    «День защитника Отечества»

    февраль

    Музыкальные и спортивные праздники

    Занятие по рисованию

    «Наша армия родная»

    Занятие по аппликации

    «Боевая техника»

    Занятие по конструированию

    «Военная техника» (танки, корабли, самолёты) из бросового материла

    Занятие

    «День Победы»

    май

    Музыкально-литературная композиция

    «Мы в мире и дружбе будем жить»

    май

    Занятие по рисованию

    «Над нашим городом салют»

    май

    Занятие по аппликации

    «Вечный огонь» (коллективная)

    май

    Конкурс плакатов среди старших и подготовительных групп

    «Мы за мир!»

    май

    Экскурсии к памятникам города

    Май

    Занятия

    Техника ВОВ

    Апрель

    Ордена и медали

    Наши прадеды – герои

    ВОВ в творчестве художников

    Рода войск, форма военных лет

    Орудия

    Письма войны

    Рассказы и повести о войне

    Показатели успешности:

    • Формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений с взрослыми и сверстниками, создание оптимистической детской картины мира.
    • Формирование устойчивого интереса к историческому прошлому своей родины и России;
    • Повышение активной жизненной позиции, интерес к познанию, стремление к самовыражению и самореализации;
    • Усвоение ребенком вечных ценностей: милосердия, сострадания, в стремлении его к добру и неприятию зла.
    • Повышение уровня знаний детей о Великой Отечественной войне.

    Воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества.

    КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ

    Тема: «Военная техника»

    (старший возраст)

    Разработала:

    Андреева С.Г.- воспитатель

    Цель: познакомить детей с названием, назначением техники, участвовавшей в боях во время Великой Отечественной войны.

    Задачи:

    • Продолжать знакомить детей с событиями Великой Отечественной войны.
    • Расширять и активизировать словарь по теме «Венная техника» (бомбардировщик, истребитель, штурмовик, бронетранспортер)
    • Развивать диалогическую и монологическую речь, зрительное восприятие и внимание.
    • Формирование навыков сотрудничества, инициативности, воспитание любви к Родине

    Материал:иллюстрации с изображением военной техники, модели танков, «Катюши», бронетранспортера, чистые листы бумаги, карандаш, CD– запись песни «Священная война», муз. А.Александрова, .

    Ход занятия:

    Звучит песня «Священная война», муз. А.Александрова,

    Педагог:Дети, к какому празднику, который ждут все, готовится наша страна? (День Победы). Сегодня я хочу вам рассказать о событиях тех дней. 21 июня 1941 года Германия вероломно напала на нашу страну. Началась Великая Отечественная война, которая принесла много горя, разрухи, несчастья и унесла множество человеческих жизней. Война шла долгих четыре года. И военные, и мирные жители городов и деревень защищали нашу Родину с моря, воздуха и на земле. С помощью военной техники народ нашей страны отстоял победу. Но какой ценой…

    Ребята, сегодня я предлагаю вам поговорить о военной технике. Для этого я приглашаю вас в наш музей.

    Дети проходят вместе с педагогами в музей.

    Педагог:Посмотрите, как много иллюстраций военной техники представлено в нашем музее. Назовите мне виды военной техники, которые вы знаете (танки, самолеты, корабли, подводные лодки). Я хочу начать свой рассказ с тяжелой военной техники – это танки. Советский танк Т-34 лучший среди первых танков. Высокая скорость, большая проходимость огромная пушка сделали его самым массовым советским танком. Этот танк сыграл решающую роль в победе. Ребята, люди какой профессии управляют танком? (танкисты). Во время войны не только танки принимали участие в боях и сражениях. Хочу обратить ваше внимание на самоходную пусковую установку «Катюша». Одна из самых грозных видов техники. Это мощное средство поражения противника стреляет ракетами. Именно она давала всем войскам сигнал к наступлению. На следующей иллюстрации изображен бронетранспортер «Скаут». Он был хорошей и надежной опорой для пехоты. На нем доставлялись снаряды на поле боя. Вывозили раненых под непрерывным огнем врага.

    Педагог:А что за крылатая птица быстрее ветра мчится? (самолет) Обратите внимание, в нашем музее представлены фотографии и макеты военных самолетов. И первый из них – это учебная машина У-2.

    Ребёнк-экскурсовод:На У-2 летчики учились летать. Закончив обучение, они отправлялись на фронт воевать на настоящих боевых самолетах. На этой иллюстрации изображен штурмовик ИЛ-2. Он атаковал с воздуха не только живую силу, но и различную военную технику противника. А вот здесь изображен бомбардировщик Пе-2 на бору находились 4 пулемета и до 1000 бомб. Этот самолет участвовал в сражении на всех фронтах. Истребитель моноплан ЛАГГ-3-перехватчик, разведчик, бомбардировщик. Наши летчики очень отважно сражались на всех фронтах. И за каждый сбитый вражеский самолет на борту советского самолета рисовали красную звезду.

    Педагог:Нам одержать победу могли

    «Катюша», танки, самолеты,

    Солдаты танковой пехоты

    И летчики и моряки.

    Их подвиг помнить мы должны.

    Ребенок читает стихотворение

    Где раньше когда-то стучали тачанки,

    Рядами проходят «Катюши» и танки.

    Ракеты и пушки везут тягачи.

    Смотрите, какие они силачи!

    Печатая шаг, шагают бойцы

    Слава солдатам нашей страны!

    Педагог:Ребята, сегодня вы узнали о военной технике, участвовавшей в Великой Отечественной войне. Давайте пройдем в группу, и каждый из вас нарисует ту военную технику, которая больше всего запомнилась.

    Дети проходят в группу. Садятся за столы и рисуют.

    Тема: «Ордена и медали»

    Разработала:

    Рожкова О.В. – воспитатель

    Цель:Сформировать представление у детей о назначении орденов и медалей; воспитывать гражданские чувства у дошкольников.

    Задачи:

    • Познакомить дошкольников с трагической страницей нашей истории Великой Отечественной войной;
    • Сформировать представление о символах воинской чести – ордена и медали;
    • Воспитывать чувство гордости за сынов отечества, патриотизма, любви к Родине;
    • Прививать интерес к событиям истории;
    • развивать речь, память, словарный запас;
    • развивать аналитико-синтезирующее и абстрактное мышление.

    Материал:Конверты с пазлами, изображение медалей Жукова и Нахимова, изображение медалей – за оборону Ленинграда, за оборону Сталинграда, за освобождение Праги, CD- запись песни Д.Ф. Тухманова «День Победы».

    Предварительная работа:Беседы с детьми о ВОВ, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, подготовка докладов об орденах и медалях.

    Ход занятия в музее:

    Педагог:Ребята, много людей совершали славные подвиги, оберегая свою землю и в давние и в наши времена. Много врагов пытались захватить русскую землю, и многие защитники отдавали свою жизнь во имя защиты Родины.

    Как можно назвать таких людей? (защитники, солдаты, герои). Все правильно это солдаты, воины, герои, а народ с благодарностью называет их защитниками Отечества. Защитники Отечества – это люди, которые очень любят свою Родину и защищают ее от врагов даже ценою своей жизни.

    Таких людей было много и 69 лет назад, когда началась самая страшная война в истории нашего народа. С кем тогда воевал наш народ? (фашистами, немцами). Фашисты хотели захватить нашу страну и превратить наш народ в рабов. Но у них ничего не получилось, так как весь наш народ встал на борьбу с врагами и освободил страну от фашистов.

    Сообщение ребёнка: Самым смелым и отважным людям, защищавшим нашу страну от врагов, вручались награды. Еще в древние времена люди, выражая признательность отдельным членам своего общества за смелость, разрешали самым достойным носить символы охотничьего мастерства – звериные клыки, шерсть, перья. Так, римские воины, отличившиеся в бою, награждались почетным знаком виде венка или короны, которые насилии на одежде. Например, воин, первым, взобравшимся на стену вражеской крепости, награждался венком с помещенным на нем изображением крепостной стены.

    Педагог:И в годы Великой Отечественной войны людям, отличившимся в бою, командование вручало награды – ордена и медали. Ордена и медали могли быть вручены за то, что боец, находясь в загоревшемся танке, продолжал выполнять боевую задачу; за то, что в бою вывел из строя не менее двух танков или трех самолетов противника; за то, что солдат первым ворвался на территорию противника и личной храбростью помог успеху общего дела; или захватил в плен вражеского офицера. Среди награжденных было много разведчиков, которые в ночных походах уничтожали склады противников с военным имуществом. Ценой собственной жизни добывали ценные сведения, спасая тем самым жизни многим людям.

    Какие награды вы знаете? (ответы детей). Правильно. Над созданием орденов и медалей работали лучшие художники страны того времени. Они с помощью символов показывали, за что именно было вручена та или иная медаль владельцу.

    Что изображено на медалях за оборону городов? (обсуждение).

    У меня есть, три конверта в каждом из них лежит одна из наград времен Великой Отечественной Войны. Для того чтобы узнать какие именно награды лежат в каждом из конвертов, вам необходимо разделиться на три команды и собрать пазлы.

    Красивые получились награды? А я точно знаю, что хотя бы один человек из вашей команды знает, как называется ваша награда.

    Сообщение ребёнка:Орден Славы – военный орден СССР, учрежденный 8 ноября 1943 года. Вручался только за личные заслуги. Орден славы имеет три степени, из которых высшая Iстепень – золотая, IIи IIIстепень – серебряные, у второй степени, позолоченный центральный медальон.

    Сообщение ребёнка: В 1943 году был утвержден высший военный орден – орден "Победа",награждались лица высшего командного состава Советской Армии за успешное проведение таких боевых операций в масштабе нескольких или одного фронта, в результате которых в корне меняется обстановка в пользу Советской Армии. Это самый дорогой наградной знак, он представляет собой платиновую звезду с рубиновыми лучами, окаймленными бриллиантами. Всего этой наградой были отмечены 12 человек. Первым орденом "Победа" был награжден маршал Жуков.

    Сообщение ребёнка:Орден Отечественной Войны степени. Учрежден в 1942 году. Контингент награждаемых – военнослужащие. Основание для награждения – совершение подвигов, конкретный перечень которых указан в статуте ордена по его степеням. Количество награждений не регламентировано. С мая 1942 года по май 1945 награждение производилось от имени Верховного Совета СССР приказом военачальников от командира корпуса и выше. На сорокалетие Победы в 1985 году этим орденом были награждены все фронтовики, кто к этому моменту были живы.

    Педагог: Молодцы, ребята, справились с заданием. А вы знаете, что многие ордена и медали носят имена известных полководцев? это и орден Дмитрия Донского, медаль Александра Невского, орден Суворова, медаль Ушакова и так далее. Как вы думаете, почему в честь этих полководцев названы награды? (ответы детей ).

    Посмотрите перед вами две медали: медаль Жукова и медаль Нахимова. Они одинаковые? (нет) Чем они отличаются? (ответы детей)

    Подведение итогов:

    Понравилось вам наше занятие? Что нового вы сегодня узнали? О чем расскажите родителям? А какие награды есть у ваших бабушек и дедушек спросите у своих родителей и на следующем занятии нам расскажете о них.

    Чтение отрывка из поэмы А.Твардовского «Василий Тёркин» «Гармонь»

    Разработала:

    Горянина Наталья Лаймановна — воспитатель

    Цель:

    • Расширять представления детей о советском солдате.
    • Рассказать детям не только о трудностях фронтовой жизни, но и показать человеческие качества бойца, его обаяние, простоту, юмор.
    • Воспитывать уважение, чувство благодарности к воинам – защитникам.

    Материал: Картина Ю.Непринцева «Отдых после боя», скульптура, олицетворяющая героя из произведения Твардовского «Василий Тёркин», отрывков из поэмы «Гармонь»

    Методические рекомендации:

    В свободное от занятий время в непринужденной обстановке показать детям картину Ю.Непринцева «Отдых после боя» или фотографию по теме.

    Дети высказывают свои суждения. Затем предлагается послушать стихи, в которых тоже говорится о коротком отпуске солдат.

    Чтение отрывка «Гармонь» из поэмы «Василий Тёркин» начинается со слов:

    «Только взял боец трёхрядку.

    Сразу видно гармонист…»

    После первого чтения произведение не разбирается. Через несколько дней его можно прочитать еще раз, после чего задать несколько вопросов детям и рассказать, цитируя отрывки, откуда шел солдат, что рассказали танкисты о своем командире, почему они решили подарить гармонь Василию Тёркину. Если у детей будет желание, можно предложить тематическое рисование по произведению.

    Вопросы детям:

    1. Как вы думаете, легко или трудно было солдатам на фронте?

    2. Как отдыхали бойцы после боя?

    3. Какие строки стиха Твардовского раскрывают качества бойца?

    4. Что вы можете сказать о Василии Теркине как о бойце, герое и человеке?

    Тема: «Военная форма Великой Отечественной войны»

    ( подготовительная группа)

    Разработала:

    Алимпиева Ирина Александровна- воспитатель

    Цель:

    • Обогащать знания детей о великом и светлом празднике День Победы.
    • Познакомить с военной формой Великой Отечественной войны.
    • Учить детей классифицировать военную форму по родам войск.
    • Расширять знания о составляющих частях формы разных войск.
    • Дать понятие о столице Германии – Берлине.
    • Воспитывать у детей патриотические чувства, стремление быть похожими на солдат, которые отстояли нашу Родину.

    Материал:иллюстрации: водружение знамени над Рейхстагом, разрезные картинки, аудиозапись песни А.Александрова «Священная война»

    Словарная работа:шинель, плащ-палатка, Рейхстаг, маскировочные халаты, бескозырка, китель, галифе, гимнастерка.

    Предварительная работа:Сбор информации детей и родителей о военной форме времен Великой Отечественной войны, сообщения детей о военной форме; заучивание стихотворения Е.Благининой «Шинель»

    Ход занятия:

    Воспитатель:Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 года. Подлый враг напал на мирную страну внезапно, не объявляя нам войны. Фашисты надеялись на легкую и быструю победу. Им хотелось захватить богатые земли нашей Родины, а мирных и трудолюбивых жителей сделать рабами. Но они просчитались. На защиту свободной любимой Родины встал весь народ от мала до велика. В те дни появилась такая песня и призыв: «Вставай, страна огромная, Вставай на смертный бой, с фашистской силой темною, с проклятою ордой!».

    Дети, я хочу, чтобы вы послушали эту песню.

    Звучит песня.

    Воспитатель:Война длилась долгих четыре года. Наша доблестная армия не только прогнала немцев с нашей земли, но и освободила народы других стран, захваченных гитлеровской Германией. Наши солдаты дошли до Берлина – столицы Германии. И там на самом главном здании, которое называется Рейхстаг был водружён наш красный флаг Победы. 9 мая 1945 года кончилась война, и тот день стал самым светлым и любимым праздником – Днем Победы над фашистскими захватчиками. Давайте с вами рассмотрим иллюстрации. Кто и что на них изображено?

    Дети:Солдаты, воины, война и т.д.

    Воспитатель:Ребята. С древних времен до наших дней существует такая трудная профессия – защищать Родину от врагов. Что это за профессия?

    Дети:Воинская, солдатская.

    Воспитатель:Конечно же, защитники наших дней отличаются и внешним видом и оружием. Назовите рода войск, которые вы знаете.

    Дети:Воздушные, морские, наземные (моряки, летчики, танкисты, пехота)

    Воспитатель:А все они одинаково одеты?

    Игра «Кто как одет».

    Воспитатель:Дети, а кто знает, для чего нужна шинель? Плащ-палатка?

    Дети:Шинель служила солдатам одеялом и спасала от холода. Плащ-палатка защищала от дождя, ветра и снега.

    Воспитатель:Ребята. А что делали солдаты для того, чтобы их не замечал враг?

    Дети:Они надевали белые маскировочные халаты, чтобы их не было заметно на снегу. Солдаты стояли на посту в мороз и стужу.

    Воспитатель:Нам ребята подготовили сообщения о форме различных родов войск Великой Отечественной войны. Давайте послушаем их.

    Сообщения детей.

    Воспитатель:Что мы узнали нового и интересного о военной форме 1941-1945 годов.

    Игра: «Разрезные картинки»

    В этих конвертах находятся разрезные картинки с изображением солдат в военной форме. Вы должны собрать их и узнать по форме, к какому роду войск они принадлежат.

    Работа детей и ответы.

    Воспитатель:Молодцы! А теперь послушаем стихотворение Е.Благининой «Шинель» (читает ребенок)

    Воспитатель:Ребята, о чем у нас с вами была беседа? (ответы)

    Воспитатель:Ребята, я хочу вас пригласить в наш музей, посвященный 65-тилетию Победы.

    Тема: «Великая Отечественная война в творчестве художников»

    ( старшая группа)

    Разработала:

    Князева Ольга Николаевна – воспитатель

    Каткова Елена Михайловна — воспитатель

    Программное содержание:

    • Воспитывать у детей патриотические чувства: любовь, гордость и уважение к Родине, обогащать духовный мир через обращение к прошлому нашей страны.
    • Обогащать запас слова, обозначающих названия предметов, действий, признаков, работать над развитием связной речи: совершенствовать диалогическую и монологическую речь, закреплять умение отвечать на вопросы.

    Материалы к занятию:плакаты военных лет, фотографии, репродукции картин военного

    времени.

    Ход занятия в музее:

    Воспитатель:Ребята, как вы понимаете, что такое война?

    Дети:Война – это борьба, враг нападает, а защитники освобождают свою Родину.

    Воспитатель:Какое страшное слово вона. Война – это горе и страх, разруха и смерть. 65 лет тому назад ранним июньским летом 22 июня 1941 года на нашу страну напал враг – фашистская Германия. Как по другому можно назвать этого врага?

    Дети:Гитлеровцы, фашисты, убийцы.

    Воспитатель:Огромные силы двинулись на нашу страну: танки, самолеты, артиллерия и техника. (Показ фотографий с изображением бомбежек наших городов). Началась Великая Отечественная война (звучит аудиозапись «Священная война») Враг хотел уничтожить, стереть с лица земли нашу страну и наш народ. Все люди поднялись на защиту нашей Родины от мала до велика. (показ фотографии) Люди разных профессий уходили с оружием защищать нашу Родину. Наши солдаты проявляли мужество и героизм. Какими были наши солдаты?

    Дети:Смелыми, храбрыми, мужественными, отважными.

    Рассказ воспитателя:В борьбе с врагом обычно применялось боевое оружие и военная техника. Это понятно. Но может ли стать оружием, например, такое вполне мирное понятие, как искусство. Оказывается, может. Художники так же почувствовали себя призванными своим искусством служить народу. Плакатная живопись того времени заняла ведущее место среди других искусств. Уже через 2 дня после начала войны на стенах домов Москвы был расклеен первый плакат художников Кукрыниксов «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!» (показ плаката). На нем вероломно напавший на нашу страну Гитлер и красноармеец, вонзивший штык в его голову. В конце июня от Белорусского вокзала уходили на фронт военные эшелоны. Их провожал в путь плакат художника И.М.Тойдзе «Родина – мать зовет!». Седая женщина строго и требовательно смотрит вам в глаза. Одна рука ее вскинута вверх, другая держит листок с текстом присяги.

    Тематика военных плакатов была многообразной. Доходчивые по содержанию листы призывали к борьбе с врагом, клеймили трусов, прославляли подвиги героев фронта и тыла, показывали истинное лицо фашизма (показ плакатов «Ты чем помог фронту» Д.Моор, «Все для фронта! Все для победы!» Л.Лисицкий, «Немецкий танк здесь не пройдет», «Крепче ударим по врагу!»).

    Художники живописцы в своих картинах передавали атмосферу военного времени. Главным в содержании живописных полотен были мужество наших солдат, ненависть к врагу и гордость за свою Родину. Вглядываясь в картины художников, мы видим всю тяжесть и горе, которое выпало на долю наших людей. Посмотрите на картину художника Ю.Кугач «Летом 1941г». повстречались на дороге, опаленной огнем войны, усталые бойцы и старая крестьянка. С чувством материнской нежности и сыновьего участия, которое связало незнакомых друг другу людей. Художник выразил единство народа, который нельзя победить. Военная тема нашла свое отражение в полотнах таких художников как С.В.Герасимова «Мать партизана» — на этой картине художник отразил несгибаемое мужеством простой женщины перед лицом немецко-фашистских захватчиков. Героическим событиям Великой Отечественной войны посвятил свое творчество художник Петр Александрович Кривоногов. Он написал картину «Защитники Брестской крепости». Здесь запечатлен самый напряженный момент боя. Измученные, обессиленные пограничник вновь и вновь идут в атаку, даже тяжело раненые бойцы не уходят с поля боя. Боец с раненой рукой собирается бросить гранату, приготовился к атаке солдат с забинтованной головой. Поражает в этой картине боевое братство, сплочение непобедимого коллектива. На картине А.А.Лайнеки «Оборона Севастополя» мы видим мужество и героизм наших солдат.

    Картины о Великой Отечественной войне отражают битвы на фронтах нашей Родины, заставляют нас уважать подвиг воинов и гордиться нашим прошлым. Мы никогда не забудем подвиги, которые совершил наш народ во время войны. Вот и настал долгожданный День Победы. Без малого 4 года гремела грозная война. Мы знаем, сколько совершено подвигов. Наши воины сражались смело и решительно, не жалея своей жизни ради освобождения своей Родины. Наши солдаты дошли до Берлина, и над Рейхстагом поднялось знамя победы. Те события также нашли отражение в искусстве художников. Посмотрите на картину «Победа» (показ репродукции плакатов о победе).

    Тема: «Никто не забыт, ничто не забыто»

    (средняя группа)

    Разработала:

    Киселева Ольга Алексеевна – воспитатель

    Нагибина Раиса Васильевна — воспитатель

    Цель:Подвести детей к пониманию того, что во все времена народ защищал свою Родину, что люди всегда помнят о защитниках Отечества, в честь героев всегда слагают стихи, песни; воздвигают памятники, воспитывать чувство гордости за наших воинов, уважение к ветеранам фронта и тыла.

    Словарь:ветеран, защитник, фронт, иноземные захватчики, мемориал, почтить память,

    труженики тыла.

    Материал:иллюстрации о войне, фотографии памятников родного города, отрывок стихотворения

    С.Михалкова «Быль для детей», грамзапись песни А.Александрова «Священная война»

    Предварительная работа: чтение и обсуждение рассказа Л.Кассиля «Никто не знает, но помнят все».

    Ход занятия:

    Воспитатель:У каждой страны, каждого народа есть свои праздники. Вспомните, пожалуйста, какие праздники есть у нас (Новый год, 8 марта, День Защитника Отечества).

    Воспитатель:А какой праздник наш народ будет отмечать 9 мая. (День Победы)

    Воспитатель:Да. С давних времен правители разных стран стремились расширить свои территории и покорить другие народны. Эти правители затевали войны, которые уносили жизни многих людей. В середине прошлого века на нашу Родину напали фашисты, иноземные захватчики.

    Звучит песня «Священная война» А.Александрова

    Воспитатель :(на фоне песни)

    22 июня 1941 года в 4 часа утра немецкие войска перешли границу Советского Союза – так называлась тогда наша Родина. Началась Великая Отечественная война. Подумайте, почему эту войну назвали «Отечественной» (ответы детей)

    Воспитатель:Да. Потому что весь народ от мала до велика встал на защиту Родины, своей Отечества. Четыре долгих года шла на нашей земле страшная кровопролитная война. Наши воины сражались не на жизнь, а на смерть.

    Чтение отрывка из стихотворения С.Михалкова «Быль для детей»

    … Дни бежали и недели, шел войны на первый год.

    Показал себя на деле богатырский наш народ.

    Не расскажешь даже в сказке, ни словами, ни пером,

    Как с врагов летели каски под Москвой и под Орлом.

    как на запад наступая, бились красные бойцы –

    наша армия родная. Наши деды и отцы…

    не опишешь в этой были всех боёв, какие были.

    Немцев били там и тут – как побили, так салют!

    Воспитатель:Наш народ разгромил фашизм, и спас от него народы всего мира. Победы пришла весной 9 мая 1945 года. В Москве на Красной площади состоялся первый парад Победы. И с того дня каждый год 9 мая наш народ отмечает праздник Победы. Прадедушки многих из вас побывали на той войне. Очень многие солдаты и мирные жители погибли во время Великой Отечественной войны. Живущие сейчас помнят и чтут своих защитников.

    Воспитатель:Ребята, а как люди могут сохранить память о героях войны на долгие годы?

    Дети:О них написаны песни, стихи, нарисованы портреты героев, в их честь названы улицы городов, поставлены памятники.

    Воспитатель: Да, в память о них воздвигнуты памятники, мемориалы, куда люди могут прийти и почитать память, возложить цветы. В нашем городе тоже есть мемориал воинам землякам, погибших в Великую Отечественную войну.

    Показываются фотографии мемориала и стелы Победы.

    Воспитатель: Ребята, а в вашей семье есть прадедушка или прабабушка. Воевавшие в Великую Отечественную войну? (ответы детей)

    Рассказ ребенка о прадеде, погибшем на войне.

    Воспитатель: Но не все погибли в той страшной войне. Многие вернулись с победой домой. Многие во время войны работали в тылу – на заводах, строили танки, самолеты, делали оружие, снаряды. Этих людей мы называем ветеранами и тружениками тыла.

    Рассказ ребенка о своем прадедушке – ветеране войны.

    Воспитатель: Со дня Победы прошло 65 лет. Постарели наши ветераны, многие из них умерли уже в мирное время. Пустеют ряды ветеранов. И нужно успеть отдать им дань уважения, сохранить память об их подвиге для будущих поколений.

    Ребенок рассказывает стихотворение.

    Ради счастья и жизни на свете,

    Ради воинов павших тогда –

    Пусть не будет войны на планете

    Никогда, никогда, никогда!

    Педагог подводит итог и читает стихотворение.

    Пусть еще проходят за годами года,

    Ветеранов не забудет страна.

    Свято и ревностно память народа

    Их хранит имена.

    Бились отважно и стойко с врагами

    За Отчизну свою,

    Вечная слава и вечная память

    Жившим и павшим в бою.

    Тема «Орудия Великой Отечественной войны»

    ( подготовительная группа)

    Разработала:

    Сидорова Любовь Григорьевна — воспитатель

    Цель:Формирование у детей представлений об орудиях, применяемых воинами – защитниками

    Родины во время Великой Отечественной войны.

    Программное содержание:

    • Продолжать знакомить детей с историей своей страны, обогащать знания о ВОВ.
    • Дать детям представление о причинах и необходимости создания оружия в человеческом обществе.
    • Познакомить детей с разными видами оружия, которые использовались во время ВОВ.
    • Учить детей помнить героическое прошлое русских людей. Воспитывать у детей патриотические чувства, стремление быть похожими на солдат, освободивших нашу Родину от фашистских захватчиков.

    Материал:иллюстрации с изображением оружия времен ВОВ; аудиозапись песни «Победа»;

    видеозапись парада Победы в Москве.

    Словарная работа:миномет, гаубица, зенитное оружие, пулемет, автомат, бомбежка,

    бомбоубежище, батарея, плен, залп.

    Предварительная работа:Рассматривание иллюстраций с изображением оружия времен ВОВ. Чтение художественной литературы: «Почему Армия всем родная» (авт. А.Митячев), «Девочки из Мензелинска» (авт. М.Джамиль), «Солдат Советской армии» (авт. М.Светлов), «Боря Цариков» (авт. А.Лиханов), «Ради жизни на земле» (авт. С.Алексеев), «Рассказы о ВОВ» (авт. С.Алексеев), сборники рассказ о «Дети – герои ВОВ», «Герои ВОВ», «Рассказы о ВОВ», Военная энциклопедия. Экскурсии к памятникам, в музей, беседы, тематические занятия, макетирование, заучивание стихотворений о ВОВ, подготовка сообщений детей с презентациями.

    Ход занятия в музее:

    Воспитатель: В большой стране у каждого человека есть своя маленькая родина – деревня, улица, дом, где он родился. А из множества таких маленьких уголков состоит наша общая, великая Отчизна. Родина начинается на пороге твоего дома. Родина всегда с тобой, где бы ты ни жил. И у каждого он одна, как мама. Мы любим свою Родину, а это значит, что мы живем с ней одной жизнью.

    Ребенок читает стихотворение З.Александровой «Родина»

    Воспитатель: И вот однажды, много лет тому назад, 22 июня 1941 года, тихое воскресное утро, люди еще спят, впереди выходной. И вдруг… Внезапный гул самолетов. Они все ближе, и ближе, сбрасывают бомбы на мирные города.

    Крики, кровь, смерть…

    Так на нашу землю пришла война. Страшнее этой войны ничего не было. Немецкая армия, без объявления войны, напала на нашу страну.

    В советскую армию, для борьбы с врагом, стали записываться добровольцы, в тылу остались только женщины, дети, немощные старики.

    А чтобы одолеть сильного врага, необходимо было хорошо вооружить наши войска. На поле сражения вышли огнестрельные орудия – появилась артиллерия. Укороченные пушки назывались гаубицами, чаще всего их использовали при взятии городов, для крушения вражеских укреплений. Они были более легкими и дальнобойными, их устанавливали на гусеничные машины, поэтому они могли хорошо маневрировать во время боя (рассматривание иллюстрация)

    А сейчас вам Даша расскажет об одной знаменитом орудии, которое немцы очень боялись.

    Рассказ ребёнка-экскурсовода о «Катюше»

    Воспитатель: Во время Великой Отечественной войны советский конструктор Владимир Артемьев создал боевую ракету – реактивный снаряд для знаменитого миномета «Катюша». «Катюша» стреляла реактивными снарядам по рельсовым направляющим, дальность стрельбы составляла 8 км, свой первый залп «Катюша» произвела вблизи г. 1 июля 1941г. Этот миномет буквально стер с лица земли вокзал с немецкими войсками и техникой. Немцы ее очень боялись, они говорили, что «Катюша» стреляет «складами» боеприпасов.

    Ребенок читаетстихотворение «Катюша»

    Сообщения с презентацией — 2 ребёнка

    Воспитатель: Когда в воздухе появлялись неприятельские самолеты, артиллерия поднимала стволы ушек вверх так, чтобы снаряды могли поражать противника на большей высоте. Орудия, которые стреляли вверх по воздушным целям называли зенитными. «Зенитки» защищали города от налетов вражеских самолетов. Зенитчицами чаще всего были молодые девушки

    Дидактическая игра «Узнай по описанию» (описание разных видов оружий)

    Воспитатель:Ребята, во многих городах славному оружию были поставлены памятники. Вот и в нашем городе есть памятник воинам-интернационалистам – постаменте стоит пушка, которая участвовала в сражениях. Стрежевчане приходят к памятнику, возлагают цветы, вспоминают воинов—защитников, своих дедов, прадедов, которые защищали нашу Родину от врагов; многие из них не вернулись с войны. Вечная им память!

    Каждый год 9 мая на Красной площади в Москве проходит парад Победы. Во всех городах, деревнях, поселках огромной нашей страны вспоминают воинов – освободителей.

    Просмотр видеофильма «Парад Побед в Москве» и прослушивание песни «День Победы»

    Тема: «Наши прадедушки»

    (средняя группа)

    Разработала:

    Граф Тамара Васильевна — воспитатель

    Цель:

    • Закреплять знания о том, как защищали свою Родину советские люди в Великой Отечественной войне.
    • Воспитывать у детей любовь и уважение к героям, павшим за Родину.
    • Показать, как народ помнит и чтит память героев Великой Отечественной войны. Воспитывать чувства уважения к ветеранам Великой Отечественной войны, желание заботиться о них.
    • Познакомить с защитниками Отечества, зарождая в детях чувство гордости и любви.

    Словарная работа:ветераны, танкисты, артиллеристы.

    Предварительная работа:сбор информации о прадедушках воспитанников, чтение произведения А.Митяева «Почему Армия всем родная», С.Михалкова «День Победы», «Победой кончилась война»; разучивание песни «Бравые солдаты», рассматривание альбомов, книг, иллюстраций; экскурсия к памятнику.

    Материал:фото памятника «Неизвестному солдату», CD-песни «День Победы», муз. Д.Ф.Тухманова.

    Ход занятия в музее:

    Воспитатель:Ребята, 9 мая наша страна отмечает День Победы. Этот праздник посвящен воинам советской Армии. Сегодня мы с вами поговорим о наших защитниках, которые отстояли нашу страну в годы Великой Отечественной войны. О тех, кто с оружием в руках защищал нашу свободу, нашу Родину. Ребята, а что же такое Родина для вас?

    Ответы детей.

    Воспитатель: Песенка ручья, голос соловья – это Родина моя. Да, ребята, Родина – это детский сад, улица, на которой вы живете, ваши родные люди: мама и папа, наш город Стрежевой, наша столица Москва. Много лет отделяет нас от мая 1945 года. В этом году исполняется 65 лет со дня Победы в Великой Отечественной войне. А вы, знаете, что такое война?

    Ребенок читает стихотворение.

    Война! Жестче нет слова!

    Война! Печальней нет слова!

    Война! Святее нет слова!

    В тоске и славе этих лет,

    Земли немало кровью оросили.

    И вечно будет помнить мир о том,

    Как шли сыны и дочери России

    Сквозь гром войны

    К победе над врагом!

    Воспитатель: Ребята, Великая Отечественная война была самой тяжелой и жестокой из всех войн. Нет в России семьи, которую война бы обошла стороной. В этот день в каждой семье вспоминают тех, кто погиб на полях сражений и поздравляют тех, кто дожил до великого праздника.

    Я хочу вам рассказать о прадедушках Ромы Балушкина, Сережи Мошкина, Родиона Корсакова (показываются портреты).

    Воспитатель:Ребята, во время войны советские солдаты спасали от голода и смерти не только наших русских детей, но и детей других национальностей. Однажды наш солдат спас от бомбежки немецкую девочку, и в честь этого в городе Берлине воздвигнут памятник советскому солдату.

    Чтение стихотворения.

    Воспитатель:Много на свете есть важных слов: мама, Родина, счастье. А еще есть важное слово – Мир!

    Мир – это Земля!

    Мир – это Солнце!

    Мир – это люди!

    Мир – это дети!

    Мир нужен всем!

    Предложить детям пройти в группу и сделать подарки для ветеранов.

    Спортивный праздник с папами

    «Вперед, мужчины»

    (старший дошкольный возраст)

    Разработала:

    Приемченко А.С.- инструктор ФК

    Участники: дети старшегодошкольноговозраста и их папы.

    Место проведения: спортивный зал ДОУ.

    Время проведения:40 минут.

    Оборудование:

  • Вещмешок – 3 шт.(кубики)
  • Противогазы – 3 шт.
  • Хлопья овсяные – 3 пачки
  • Кастрюли – 3 шт.
  • Ложки – 3 шт.
  • Кегли – 9 шт.
  • Плакат с рисунками боев. техн. – 3 шт.
  • Рисов. техн. – 5шт.
  • Картофель – 24 шт.
  • Мешки – 3 шт.
  • Модули – 3 шт.
  • Барьер – 3 шт.
  • Колокольчики – 3 шт.
  • Скамейка – 1 шт.
  • Подушки – 2 шт.
  • Ходпраздника.

    В зале фоном звучит музыка

    Ведущий:Российский воин бережет

    Родной страны покой и славу.

    Он на посту и наш народ

    Гордиться армией по праву.

    Спокойно дети пусть растут

    В российской солнечной отчизне.

    Он охраняет мир и труд,

    Прекрасный труд во имя жизни.

    (звучит марш, входят команды: «Десантник» и «Пограничники»)

    Ребёнок 1:День знаний в армии сегодня

    Сильней ее на свете нет

    Привет защитникам народа,

    Российской армии…

    Все:Привет

    Ребёнок 2: Нашей армии российской

    День рожденья в феврале.

    Слава ей, непобедимой!

    Слава миру на земле!

    Трубы громче поют…

    Все:Нашей армии – салют!

    Ребёнок 3:В космос коробки плывут…

    Все:Нашей армии – салют!

    Ребёнок 4:На планете мир и труд…

    Все:Нашей армии салют!

    Ведущий:Дорогие наши мужчины папы и сыновья! Поздравляем вас с наступающим праздником! Желаем вам успехов в делах, счастья, добра чистого мирного неба над головой. Мальчишкам – расти сильными, смелыми, мужественными, добрыми и благородными; помнить о высоком звании мужчин!

    Песня «Папа может все, что угодно»

    Ведущий:В песне поется, что папа может все, что угодно. Вот мы с вами и проверим это. Папы со своими сыновьями покажут, на что они способны. Команды построились.

    В наших соревнованиях участвуют 2 команды «Пограничники» и «Десантники»

    1 этап

    «Плац» строевые упражнения

    Участники команд должны уметь выполнять различные строевые команды: «Равняйсь», «В колонну становись!», «Смирно!» «Налево!», «Направо!», «Кругом!», «Стой!», «На месте шагом марш!» и другие.

    Оценивается внешний вид участников, правильность и четкость выполнения строевых команд, общая организованность)

    Представление жюри

    2 этап

    «Марш – бросок»

    На стартовой линии вещмешок с грузом. По сигналу 1 участник надевает вещмешок, пробегает до поворотной отметки и обратно, передает вещмешок следующему участнику.

    3 этап

    «Зона химического заражения»

    Ведущий:Команда газы!

    Перед входом в опасную зону, по одному участнику из команды надевают противогазы и по сигналу пересекают «зараженный» участок и передает противогаз следующему участнику. Побеждает команда быстро и без потерь преодолевшая зараженный участок.

    Ведущий(после окончания эстафеты): Что же. Приятно видеть всех живыми и здоровыми. И думаю пора подкрепиться.

    4 этап

    «Каша густая – пища мужская, жидкая каша – питье для ворон»

    Напротив каждой команды на столах 2 кастрюли, одна с крупой, вторая с водой, ложка.

    Каждая команда готовит солдатскую кашу. По сигналу 1 участник бежит до солдатской столовой насыпает 1 ложку крупы в кастрюлю с водой и возвращается в свою команду, передавая эстафету следующему участнику и т.д. побеждает самая быстрая команда.

    Ведущий:Теперь команды отдохнут немного на привале, а мы со зрителями поиграем.

    Игра со зрителями: «Пожарная команда»

    Расставить стулья в 2 ряда спинками друг другу. Дети (пожарные) под музыку ходят вокруг с окончанием музыки кладут на ближайший стул что-либо из одежды или обуви. Когда каждый ребенок оставил на стульях по 2-3 вещи. Объявляется «тревога!» Пожарные должны быстро найти надеть свои вещи.

    Слово жюри

    Ведущий:Испытание и соревнования для команд продолжаются.

    5 этап

    «Минное поле»

    Напротив каждой команды в шахматном порядке расставлены кегли, игроки должны проползти между кеглями. Если игрок задел кеглю рукой или ногой – ранен, если задел второй раз или туловищем – убит.

    Побеждает команда, которая преодолевает «минное поле» с наименьшими потерями.

    Ведущий:У военных сильно развита зрительная память. И сейчас мы посмотрим, как обстоят дела у нас.

    6 этап

    «Зоркий глаз»

    На доске крепится плакат, на котором под номерами изображены самолеты, танки, корабли, вертолеты. Участникам выдаются такие же листочки. Когда плакат закрывается, нужно восстановить нумерацию.

    Оценивается правильность выполнения.

    Ведущий: Во время прохождения службы в рядах вооруженных сил. Солдат отправляют на полевые работы в колхозы убирать урожай. И следующий этап соревнований уборка урожая.

    7 этап

    «Собери, донеси и сохрани урожай»

    Передкаждойкомандойстоит 2 ведра, одно с картофелем, другое пустое и ложка.

    Вот вам ложка, ведро ложкой собираем картошку

    Бежать – нельзя,

    Дрожать – нельзя,

    Дышать можно,

    Только осторожно!

    По сигналу 1 участник идет собирать картофель (1 шт.) ложкой положить в ведро и возвращается в команду передавая ведро и ложку следующему участнику. Поле должно быть чистым по окончании работ!

    Ведущий:И снова отдых! А зрителей приглашаю поиграть косточки размять!

    Игра «Карлики и великаны»

    По слову ведущего дети передвигаются по залу как карлики (в полу приседе) или как великаны (на носках, подняв руки вверх). Ведущий при этом делает противоположные движения. Задача детей – слушать команду и не ошибаться.

    Слово жюри

    Ведущий:Становись!

    Тело без движенья – подобно стоячей воде, которая портиться, плесневеет и гниет. И следующий этап, просто на грани возможного!

    8 этап

    «Ловкие, мешки!»

    Каждойкомандевыдаётсямешок. Каждый участник команды должен пройти расстояние в мешке и передать его следующему, пока все участники не пройдут дистанцию..

    Делай маленькие шажки. В мешке через барьер прыг — скок!

    Под рейкой – ползок

    И ударить в звонок.

    Потом мешок снять

    И быстро бежать,

    Товарищу его передать.

    Побеждает самая быстрая команда.

    Ведущий:И наконец-то последний этап соревнований.

    Чтоб в бою не осрамиться

    Должны вы сейчас сразиться

    Твой соперник будет рад сбить тебя!

    9 этап

    «Восемь поединков»

    Участники обеих команд по одному от каждой команды по очереди поднимаются на скамейку и по сигналу ведущего стараются подушкой сбить с нее соперника. Оценивается количество устоявших на скамейке игроков.

    Побеждает команда, у которой больше игроков останется на бревне.

    Ведущий:Наши соревнования подходят к концу. Жюри подводят итоги. Чтобы нам не горевать будем весело играть!

    Музыкальная игра со всеми участниками

  • Если любишь веселиться
  • Делай так (хлопаем руки вверх)

    Припев:Если любишь улыбаться,

    Значит, будем все смеяться

    И при этом громко крикнем: «Хорошо!»

  • Если нравиться тебе
  • То делай так (топаем ногами)

    Припев.

    Если любишь подразниться,

    Делай так (дразнимся)

    Припев.

  • Если любишь пошутить,
  • То делай так (хлопаем, топаем)

    Припев.

    Слово жюри: объявляются победители.

    Команды делают «круг почета!»

    Файлы: история.zip
    Размер файла: 1166293 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология