Автор конспекта:
Автор(ы): — Зинурова Зухра Акрамовна

Место работы, должность: — МБОУДОД Центр внешкольной работы, педагог дополнительного образования

Регион: — Республика Башкортостан

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование
Уровень образования: — дополнительное образование детей

Целевая аудитория: — Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 9 класс
Класс(ы): — 10 класс
Класс(ы): — 11 класс

Предмет(ы): — Информатика и ИКТ

Цель урока: —

Обеспечить прочное, сознательное овладение учащимися основами знаний об организации циклов в Pascal

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Используемые учебники и учебные пособия: —

· Фаронов В.В. Турбо Паскаль 7.0. Начальный курс. — М.: Нолидж, 1997. — 616 с.

· Информатика. Еженедельная газета Издательского дома «Первое сентября».

· Культин Н.Б. TurboPascal в задачах и примерах. – СПб.: БХВ-Петербург, 2000. – 256 с.: ил.

· Турбо Паскаль 7.0 – К.: Издательская группа BHV, 1996 – 448 с.: ил.

Используемая методическая литература: —

· Р. З. Ахметсафина, Е. М. Бронштейн и др. Методические указания по решению тестовых заданий. Информатика. Уфа, 2000.

Используемое оборудование: —

Интерактивная доска, компьютеры

Краткое описание: — Изучение материала по теме "Циклические конструкции языка Pascal", оператор FOR …TO…DO

Ход урока:

План урока:

1) Организационный момент – 1 минута;

2) Изложение теоретического материала – 15 минут;

3) Практическое решение задач на компьютерах – 25 минут;

4) Подведение итогов – 4 минут.

Краткое содержание:

1) Здравствуйте, дорогие ребята!

На предыдущих занятиях мы учились писать программы с линейной конструкцией, с использованием условного оператора и с оператором выбора. Сегодня у нас новая тема «Циклические конструкции языка программированияTurboPascal».

2) Изложение теоретического материала

Циклы позволяют многократно выполнять отдельный оператор или последовательность операторов, причем при этом нет необходимости записывать в тексте программы одинаковые операторы несколько раз.

Для организации циклов в Паскале используются следующие операторы:

— оператор цикла с параметром;

Forпеременная := выражение1 toвыражение2 doоператор;

Forпеременная := выражение1 downtoвыражение2 doоператор;

— оператор цикла с постусловием;

repeatоператор untilлогическое выражение (условие);

— оператор цикла с преусловием;

whileлогическое выражение (условие) doоператор.

Первая из конструкций, позволяющих реализовать повторение в Паскаль-программах, называется перечисляемым циклом, циклом со счетчиком или циклом с заданным числом повторений. Сегодня мы рассмотрим именно этот оператор.

В вышеприведенной записи цикла FOR…TO…DOпеременная (счетчик цикла, переменная-счетчик) изменяется, увеличиваясь до конечного значения. Переменная может изменяться в противоположном направлении – убывать. Для этого необходимо заменить зарезервированное слово TOна DOWNTO. Таким образом, форма циклической конструкции “цикл со счетчиком” целиком определяет режим повторения.

Рассмотрим применение цикла FOR…TO…DO на примере.

Допустим, нам необходимо написать программу разгрузки строителем 25 мешков цемента из грузовика. Отдадим рабочему следующий приказ: «Приступить к выгрузке первого мешка цемента (FOR а := 1), а затем продолжать разгрузку мешков до тех пор, пока на земле не окажутся все 25 мешков (TO 25) мешков». Если этот приказ попытаться оформить как фрагмент Паскаль-программы, то получиться следующий текст:

VAR а: integer;

FOR а:= 1 TO 25 DO

BEGIN

Подойти к грузовику;

Взять мешок;

Перенести мешок;

Положить мешок;

END;

Подав грузчику команду FOR а := 1 TO 25 DO, мы указали, что, перенося мешки с первого по двадцать пятый, он должен их мысленно пересчитывать, чтобы не «перетрудиться» и не выгрузить больше требуемого количества. Если же Вы хотите окончательно вывести грузчика из себя, можете попросить его погрузить все мешки обратно в грузовик:

VAR а: integer;

FOR а:= 25 DOWNTO 1 DO

BEGIN

Взять мешок;

Перенести мешок;

Погрузить мешок на грузовик;

Вернуться назад;

END;

Следует запомнить, что переменная, используемая в цикле FORвсегда должна быть целого типа. Использование переменной типа REAL не допускается.

Вот и все! Мы заставили грузчика работать, не разгибая спины, а в результате все вернулось на свои места.

Рассмотрим следующий пример. Необходимо просуммировать числа от 1 до 50 (включительно) и вывести на экран полученный результат.

Решим данную задачу с использованием цикла с заданным числом повторений. На следующих занятиях мы рассмотрим решение этой задачи с помощью циклов REPEAT…UNTILи WHILE…DO.

Одно из возможных решений данной задачи выглядит так:

PROGRAM Sum;

VAR i,S: integer;

BEGIN

S:=0;

For i:=1 to 50 do

S:=S+i;

Writeln (‘Сумма чисел от 1 до 50 равна ’,S);

END.

В этой программе проявляется еще одна возможность Турбо Паскаль 7.0, ранее нам не встречавшаяся и требующая внимательного рассмотрения. До сих пор во всех наших программах переменные получали свое значение в результате вычислений или при вводе с клавиатуры. Такая установка значения всегда предшествовала использованию переменных в расчетах или при вводе. В Турбо Паскале не проводится автоматическая начальная установка (инициализация) переменных.

В нашей программе мы должны позаботиться о том, чтобы произвольные значения, хранящиеся изначально в переменных, были уничтожены. Поэтому мы и присваиваем переменной S значение нуль (S:=0). Если пренебречь этим правилом и не обнулить переменную S, то при первом выполнении цикла в операции сложения будет участвовать произвольное значение, в результате чего по окончании цикла мы получим в переменной S некорректное значение

3) Практическое решение задач

Задача1. Написать программу, которая 10 раз выводит на экран Ваши имя и фамилию.

Задача2. Написать программу, которая выводит таблицу квадратов первых 10 целых положительных чисел.

Задача3. Написать программу, которая вычисляет сумму первых N целых положительных четных чисел. Количество суммируемых чисел должно вводиться во время работы программы.

Дополнительные задачи:

Задача4. Написать программу, которая вычисляет сумму первых n членов ряда 3, 5, 7, 9, … . Количество суммируемых членов ряда задается во время работы программы.

Задача5. Найти все натуральные числа a, b, c из интервала от 1 до 20, для которых выполняется равенство: a2 + b2 = c2.

4) Подведение итогов.

Итак, сегодня мы познакомились с циклическим оператором FOR…TO…DO. Ребята, что нужно помнить при решении задач с использованием этого оператора?

Правильно нужно помнить, что:

¨ инструкция For используется для организации циклов с фиксированным, определяемым во время разработки программы, числом повторений;

¨ количество повторений цикла определяется начальным и конечным значениями переменной-счетчика;

¨ переменная-счетчик должна быть целого типа (integer).

Приложение

Решение задач

Задача1.

Program а1;

Var i:integer;

Begin

For i:=1 to 10 do

Writeln (‘КозбанЕлена’);

Readln;

End.

Задача2.

Program a2;

Var a:integer;

Begin

For a:=1 to 10 do

Writeln (a,’ ‘,sqr(a));

Readln;

End.

Задача3.

Program a2;

Var e, n, s, I : integer;

Begin

Writeln (‘введите количество чисел’);

Readln (n);

e:= 2;

s:=0;

For I:=1 to n do

Begin

S:=S+e;

E:=e+2;

End;

Writeln (‘Сумма равна: ‘,s);

Readln;

End.

Задача4.

Program a2;

Var e, n, s, I : integer;

Begin

Writeln (‘введите количество чисел’);

Readln (n);

e:= 1;

s:=0;

For I:=1 to n do

Begin

S:=S+e;

E:=e+2;

End;

Writeln (‘Сумма равна: ‘,s);

Readln;

End.

Задача5.

Program f2;

Var a,b,c : integer;

Begin

For a:=1 to 20 do

For b:=1 to 20 do

For c:=1 to 20 do

If sqr(a)+sqr(b)=sqr(c) then writeln (a, b, c);

Readln;

End

Файлы: Приложение1.docx
Размер файла: 10646 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология