Автор конспекта:
Регион: — Город Москва

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — специальное (коррекционное) образование

Целевая аудитория: — Воспитатель

Предмет(ы): — Другое

Используемая методическая литература: —

Список использованной литературы:

1) Власова Т.А., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. — М., 1980.

2) Дульнев Г.М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе. — М., 1969.

3) Забрамная С.Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе. — М., 1993.

4) Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. — М., 1989.

5) Лурия А.Р. Умственно отсталый ребенок. — М., 1960.

6) Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы/под ред. Ж.И. Шиф. — М., 1965.

7) Пинский Б.И. Психологические особенности деятельности. — М., 1962.

8) Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. — М., 1995.

9) Сухарева Г.Е. Стойкие психические нарушения в отдаленном периоде органических поражений головного мозга. // Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития. Хрестоматия. / Под ред. В. Астапова, Ю. Микадзе. — СПб., 2001.

Краткое описание: — Небольшой доклад об особенностях волевой сферы умственно- отсталых школьников VIII вида.

ГБОУ «Косолаповская специальная(коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для учащихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья VIIIвида»

«Особенности волевых качеств личности детей с ОВЗ

(умственная отсталость)»

Подготовила : воспитатель IIкатегории

Курбатова Т.А.

Содержание:

Вступление.

1.Понятие и причины умственной отсталости.

2.Особенности волевого поведения у умственно-отсталых школьников.

3.Упражнения на развитие воли.

Заключение.

Литература.

Вступление.

В настоящее время остро стоит вопрос о развитии, воспитании и обучении детей с умственной отсталостью в специальных учреждениях.

Внимание к проблемам умственной отсталости вызвано тем, что количество людей с этим видом аномалий не уменьшается. Это обстоятельство делает первостепенным вопрос о создании условий для максимальной коррекции нарушений развития при данной патологии.

В нашей стране учебно-воспитательная работа с умственно отсталыми детьми осуществляется в специальных дошкольных и школьных учреждениях системы образования и здравоохранения.

Для того, чтобы весь педагогический процесс был более эффективным, необходимо правильное комплектование специальных учреждений. Поэтому встает задача максимально точной дифференциальной диагностики. Но прежде чем решать эту задачу, важно знать, каких детей следует считать умственно отсталыми, в чем своеобразие их познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы поведения.

Исследования ученых (С.Я. Рубинштейн , А.Р. Лурия , В.И. Лубовский ], М.С. Певзнер , Г.Е. Сухарева и др.) дают основания относить к умственной отсталости только те состояния, при которых отмечается стойкое, необратимое нарушение преимущественно познавательной деятельности, вызванное органическим повреждением коры головного мозга. Именно эти признаки (стойкость, необратимость дефекта и его органическое происхождение) должны в первую очередь учитывается при диагностике умственной отсталости.

Правильное воспитание и обучение детей с интеллектуальными отклонениями в благоприятных условиях дает возможность не только сформировать у них правильное мировоззрение, но и сделать его достаточно устойчивым.

1.Понятие и причины умственной отсталости.

Умственная отсталость – это не просто «малое количество ума», это качественные изменения всей психики, всей личности в целом, явившиеся результатом перенесенных органических повреждений центральной нервной системы. Это такая атипия развития, при которой страдают не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение, физическое развитие. Такой диффузный характер патологического развития умственно отсталых детей вытекает из особенностей их высшей нервной деятельности.

Причины, вызывающие умственную отсталость разнообразны, однако для нее остаются характерными определенные общие признаки. Вследствие раннего срока поражения центральной нервной системы и последующего прекращения заболевания, психическое развитие происходит на дефектной основе. Несмотря на различный характер заболевания, вызвавшего поражение мозга, психическое развитие осуществляется в сходных условиях, поскольку поражение мозга произошло до развития речи и мышления.

Наследственные факторы, способствующие возникновению отсталости, неоднородны, так же как неоднородны клинические проявления заболеваний, которые ими обуславливаются. Установлена определенная закономерность, заключающаяся в том, что глубокие степени умственной отсталости чаще отмечаются при рецессивном типе наследования(Рецессивность

(от лат. recessus — отступление, удаление) одна из форм фенотипического проявления Генов. При скрещивании особей, различающихся по определённому признаку, Г. Мендель обнаружил, что у гибридов первого поколения один из родительских признаков исчезает (рецессивный), а другой проявляется (доминантный)), в то время как при олигофрении с неглубоким дефектом решающую роль играют доминантные и полигенные наследственные факторы. Большинство аутосомнорецессивных форм умственной отсталости представляет собой метаболические заболевания, в патогенезе которых главную роль играют нарушения обмена веществ (белкового, жирового, углеводного и др.).

В генезе олигофрении могут играть роль некоторые лекарственные препараты, принимаемые матерью во время беременности (антибиотики, сульфаниламидные препараты, барбитураты и др.), а также плодоизгоняющие средства. Определенная роль в происхождении олигофрении отводится хроническому алкоголизму родителей.

В постнатальном периоде в качестве этиологических факторов чаще выступают нейроинфекции (менингиты, энцефалиты, менингоэнцефалиты), дистрофические заболевания, тяжелые интоксикации, черепно-мозговые травмы, а также другие вредности, перенесенные в первые годы жизни, которые могут обусловить поражение мозга и аномалии его развития. К экзогенным факторам, способствующим возникновению умственной отсталости, относятся также иммунологическая несовместимость крови матери и плода по резус-фактору.

Таким образом, этиология олигофрении чрезвычайно разнообразна. Умственное недоразвитие может быть обусловлено рядом наследственных, экзогенно-органических и микро-средовых факторов. В одних случаях заболевание возникает в результате влияния одного из этих факторов, в других – в результате сложного взаимодействия многих патогенных вредностей.

2.Особенности волевого поведения у умственно-отсталых школьников.

Понятие «воля» определяется в психологии как одно из высших проявлений человеческой активности. Волевое поведение всегда предполагает сознательное регулирование человеком своего поведения, что проявляется при определенной цели, составлении плана, выполнении задания, преодолении препятствий. Волевая регуляция осуществляется в течение всей деятельности индивида с помощью волевых усилий, направленных на ее различные компоненты.

Действия, совершаемые человеком, обычно имеют своей целью изменение или сохранение условий, в которые он поставлен. Их принято подразделять на произвольные и непроизвольные. Непроизвольные действия сознательно не регулируются и не контролируются. Они осуществляются импульсивно и служат непосредственным ответом на вызывающее их побуждение. Произвольные действия связаны с осознанием их цели и необходимых для ее достижения операций. Среди произвольных действий выделяются волевые действия.

Проблема воли умственно отсталых привлекла к себе внимание, как только эту категорию стали выделять из всей массы детей с отклонениями в развитии. Зарубежные дефектологи, наблюдая за жизнью умственно отсталых в специальных больницах и приютах, за их повседневной деятельностью, анализируя многочисленные факты, подчеркивали грубую недостаточность воли этих детей и делали вывод о том, что именно эта особенность характеризует сущность умственной отсталости.

Проблема воли относится к числу наиболее значимых для понимания личности и ее формирования. Благодаря волевым усилиям человек становится способным изменять свое поведение, оказывать влияние на окружающее. У него вырабатывается активная жизненная позиция.

Недоразвитие воли ученика вспомогательной школы связано с его основным дефектом — нарушением познавательной деятельности. Слабость умственного развития отражается и на строении волевых действий и определяет их особенности. В числе этих общих особенностей необходимо указать на незрелость воли ребенка с умственной отсталостью.

Эта незрелость создается поверхностным и неустойчивым мировоззрением умственно отсталого школьника, неясностью его убеждений, плохим пониманием окружающей обстановки. В силу этого ребенок лишен возможности действовать в соответствии с убеждениями и принцами, т.е. лишен того, что является важнейшим условием зрелости волевого акта. Образование произвольных действий, из которых состоит волевая деятельность ученика-олигофрена, затруднено в связи с неумением самостоятельно определить цель действия, предвидеть его результат, наметить план и выбрать необходимые средства.

Расстройство произвольного действия, этого сложного волевого акта, связано с недоразвитием речи и мышления. Ведь воля — опосредованная форма деятельности, в которой столь важную роль играют мышление и речь.Недоразвитие же последних, нарушение способности оперировать понятиями, формировать отвлеченную мысль не позволяют ученику-олигофрену опосредовать свои действия формулировкой отвлеченной цели, предвидеть их результат, наметить план. Его действия переходят на уровень непроизвольных реакций, оказываются привязанными к конкретным ситуациям. Поэтому ученик вспомогательной школы зачастую не способен выполнить действие по словесной инструкции.

Сказанное все же не означает, что умственно отсталые ученики вообще не ставят перед собой никаких целей. Они могут действовать по внутренним мотивам, хотя и здесь определяющую роль играют внешние стимулы. Ребенок способен выдвигать ограниченную и конкретную цель, затрагивающую его потребности и интересы. Однако и эту цель он не умеет расчленять на отдельные частные задачи, последовательное выполнение которых можно бы привести к получению искового результата.

Умственно отсталого ребенка характеризует слабость и неустойчивость намерений, которые проявляется в том, что ребенок не испытывает желания активно действовать, а более склонен к короткой и близкой мотивации. Ослабление силы волевых действий, связанное с недостатком стойких побуждений, обусловлено снижением функциональной активности мозга и ослаблением тонуса эмоциональной сферы. Отсюда значительное понижение того оптимального уровня импульсивности, без которого волевой акт состояться не может.

Умственно отсталый ребенок зачастую не доводит до конца задуманное и начатое дело, забывает о нем.

Дети-олигофрены отличаются несамостоятельностью, слепым доверием к указаниям и советам окружающих, они склонны к внушаемости, к механической подражаемости и т.п. Из-за этого дети-олигофрены зачастую попадают под чужое, социально вредное влияние, толкающее их на совершение отрицательных поступков. В то же время им свойственно тупое, бездумное упрямство, являющееся таким же проявлением несамостоятельности и слабости воли, как и внушаемость.

Как отмечают исследователи, умственно отсталые дети предпочитают в работе легкий путь, не требующий волевых усилий. Именно поэтому в их деятельности часто наблюдаемы подражание и импульсивные поступки. Из-за непосильности предъявляемых требований у некоторых детей развивается негативизм, упрямство (Б.И. Пинский )

Воспитание чувств и воли — очень важная задача вспомогательной школы. Воспитание положительных (стенических) чувств способствует активизации ученика с умственной отсталостью, так как эмоциональные процессы, совершающиеся в подкорковой области, тонизирую корковую деятельность.

Нельзя подготовить умственно отсталого школьника к самостоятельной трудовой деятельности и к жизни в обществе, не воспитав его эмоционально-волевые качества, не научив его правильно вести себя в различной обстановке, проявлять необходимое волевое напряжение при выполнении любой задачи.

Воля — это способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая возникающие препятствия. У умственно отсталых детей, для которых свойственны резкие нарушения мышления, существенно страдают волевые процессы.

Эти дети крайне безынициативны, не умеют самостоятельно руководить своей деятельностью, подчинить ее отдельной цели, не всегда могут сосредоточить усилия для преодоления даже незначительных препятствий.

Ученикам свойственно неумение противостоять воле другого человека. Но прибегают к хитростям и уловкам, стремясь добиться желаемого результата, большей частью связанного с удовлетворением житейских потребностей.

Такая же обдуманность, даже неожиданная для воспитателя хитрость, т. е. опосредованность поведения, может быть проявлена при необходимости скрыть проступок или добиться удовлетворения каких-либо эгоистических интересов. Многим воспитателям известно, что выпускники специальных школ нередко проявляют достаточную целенаправленность действий, добиваясь необоснованного увеличения заработка, и неплохо ориентируются и действуют в конкретных бытовых условиях. Г. Е. Сухарева пишет. «При легкой степени умственной отсталости эти больные относительно неплохо разбираются в практических вопросах, очень заинтересованы в вопросах своего жизнеустройства, хорошо учитывают особенности данной конкретной ситуации и неплохо приепосабливаются к ней»'.

И наконец, те же контрасты наблюдаются у умственно отсталого ребенка в его отношении к воздействиям со стороны окружающих людей На первый план выступает внушаемость, некритическое восприятие указаний и советов окружающих людей, отсутствие попытки проверить, сопоставить эти указания и советы с собственными интересами и склонностями. Умственно отсталого ребенка легко подговорить обидеть свою любимую младшую сестренку, испортить, сломать какую-нибудь нужную в доме вещь. Нередко его подговаривают сказать какую-нибудь глупость или дерзость учителю, рассмешить класс во время урока и т. д. И наряду с этим те же дети в отношении отдельных указаний со стороны окружающих могут проявить необычайное упрямство, длительное бессмысленное сопротивление разумным доводам, непреодолимое стремление сделать наперекор тому, о чем их просят.

Следовательно, слабость воли обнаруживается у умственно отсталых не всегда и не во всем. Она отчетливо выступает лишь в тех случаях, когда дети знают, как надо действовать, но при этом не испытывают в этом потребности.

Обучение в специальной школе приводит к существенным сдвигам в развитии у умственно отсталых детей волевой регуляции поведения: появляется умение сдерживать свои импульсивные реакции и подчинять их требованиям ситуации.

Волевая активность, формирующаяся под воздействием коррекционно-направленного обучения, в значительной мере способствует умственному, речевому и в целом личностному развитию этой категории детей. Повышается объем внимания, его устойчивость; увеличивается объем памяти, возрастаете продуктивность. В свою очередь развитие мышления, речи, памяти стимулирует формирование волевых качеств личности школьников-олигофренов. От младшего к старшему школьному возрасту у умственно отсталых учащихся отмечается развитие произвольных психических процессов.

3.Упражнения на развитие воли.

1) Найди свою волю

Начальное упражнение для совсем безвольных людей. Цель его — «нащупать волевую мышцу» — понять, что такое волевое усилие и как легко, при желании, проявить волю.

Придумай себе любое лёгкое задание. Например, утром перенести какой-либо предмет (ручку, чашку, книгу и т.д.) с одного места на другое определенное место (из одной комнаты в другую). Вечером, в строго определённое время, вы относите этот предмет обратно.

Это упражнение надо выполнять 30-60 дней – срок назначаете вы сами.

Чем слабее воля, тем больший срок вы должны себе назначить и не бросать выполнение упражнения через три дня, считая «задание выполненным».

2) Пойми, что такое воля

Здесь нужно выбрать любую удобную или доступную игру. Например, дартс — кидание дротиков в мишень, ракетка с мячом, определённая компьютерная игра т.д. Необходимо, например дважды в день, желательно в одно и тоже время, играть в выбранную игру строго определённое, небольшое время. Например, кинуть в мишень три дротика три раза, или подбросить мяч на ракетке десять раз, на компьютерной игре играть только три минуты, вне зависимости от результата.

Важно — кидать дротики только три раза и ни одним разом больше, подбросить мяч 10 раз и ни разом больше, играть на компьютере 3 минуты и не секундой больше! Вы должны себя заставлять, как играть, так и сдерживать желание поиграть больше!

Это упражнение также надо выполнять 30-60 дней – срок назначаете вы сами.

Чем слабее воля, тем больший срок вы должны себе назначить и не бросать выполнение упражнения через три дня, считая «задание выполненным».

3) Твоя воля контролирует твой режим сна и бодрствования

а) Старайтесь ложиться во время — по расписанию.

б) Старайтесь спать не менее 8 часов, но не более 9.

Процедуры, на первый взгляд, простые, но очень эффективные. Они очень дисциплинируют и формируют волю.

К тому же это очень полезно для здоровья — для вашего физического и психического тонуса.

У вас улучшится настроение, повысится психическая стабильность — уже через 20-30 дней вы почувствуете определённый позитивный эффект.

Эти «упражнения» надо выполнять год и более – пока не войдёт в привычку, пока вы не почувствуете себе уверенным, волевым человеком. Только тогда — иногда себе можно делать небольшие послабления.

4) Твоя воля контролирует твой режим работы и отдыха

Делайте перерывы в работе, занятиях, сидении за компьютером технологические перерывы каждые 45-50 минут на 5-12 минут.

В это время вы можете просто опустить руки, закрыть глаза, расслабиться.

Можно просто походить по комнате, коридору, а ещё лучше сделать какие-либо простые физические упражнения — помахать руками, ногами, присесть, покрутить головой, вращать тазом, наклоняться и т.д.

Хорошо выйти на улицу на 5-10 минут подышать воздухом, отвлечься – посмотреть по сторонам — на здания, деревья, небо, людей.

Если вы работаете – это повысит вашу дневную производительность труда и понизит утомляемость.

Кроме того, эти незамысловатые процедуры, уже через тройку-пару недель, несколько улучшат ваш психофизический тонус, улучшат настроение и повысят психическую устойчивость.

Эти упражнения также надо выполнять год и более – пока не войдёт в привычку, пока вы не почувствуете себе уверенным, волевым человеком. Только тогда — иногда себе можно делать небольшие послабления.

5) Твоя воля контролирует общение

Когда общаетесь с кем-либо, старайтесь контролировать свои эмоции и слова. Продумывайте тактику общения.

Старайтесь представить, как вы выглядите со стороны.

Обращайте внимание, какие у вас эмоции во время общения.

Думайте, с какими словами и чувствами лучше обращаться к каждому из окружающих.

Старайтесь контролировать тембр голоса и интонации.

Следите за своей мимикой — она должна быть строгой, доброжелательной, приветливой, задумчивой — в зависимости от ситуации.

Эти упражнения надо выполнять год-два — потом это войдёт в привычку. Но периодически (раз в полгода) надо проводить ревизию, проверку своего поведения в указанной части.

6) Твоя воля контролирует приём пищи

Контролируйте себя во время еды

а) Ешьте как можно медленнее.

б) Не наедайтесь досыта — прекращайте еду после утоления чувства «первого голода».

в) Не ешьте механически — когда работаете, занимаетесь с компьютером, смотрите телевизор и т.д. — вы портите себе настроения, пищеварение и фигуру.

г) Во время еды старайтесь чувствовать вкус еды — так, чтобы можно было вспомнить после еды. Это будет немного повышать ваше настроение и вкус к жизни.

Эти упражнения надо выполнять всю жизнь, делая себе редкие исключения. Такое поведение должно войти в привычку, стать вашей природой.

7) Твоя воля контролирует твою жилую и рабочую среду

Держите рабочее место, письменный стол, комнату, квартиру и т.д. в порядке — всё время! Очищайте, упорядочивайте, раскладывайте вовремя!

Это упражнение надо выполнять годы, до той поры, пока это не войдёт в привычку.

8) Твоя воля планирует и контролирует твою деятельность

Планируйте свою ежедневную деятельность – составляйте письменный (на бумаге или в электронном виде) график своего дня, включая покупки в магазине. Составляйте подробный график своего дня – начиная с времени пробуждения и кончая временем отхода ко сну.

Воля здесь тренируется даже не столько выполнением графика, сколько самим фактом его составления. В конце дня составляйте список дел на завтра.

9) Твоя воля пресекает провокации твоей лени

Возможно, есть некоторые действия по дому, которые вы ленитесь выполнять — заправлять (убирать) постель, сходить в магазин за продуктами, мыть посуду, выносить мусор, мыть полы, пылесосить и т.п., и т.д.

В тот момент, когда вы вдруг поймали себя на том, что вам не хочется, лень, что-либо делать, вы должны сделать усилие и «нарочно» выполнить это действие.

И так ловить себя на этом всё время (годы) и заставлять делать и делать, пока эта проблема не исчезнет и вы легко будете заставлять себя делать всё, что угодно.

10) Твоя воля укрепляет твой организм

И наконец самый сложный, но и самый эффективный способ тренировки воли – ежедневная физическая зарядка или бег.

Понятно, что это также укрепляет здоровье, сердечно-сосудистую систему, повышает эмоциональный тонус, повышает уверенность в себе.

Физические упражнения, бег надо заставлять себя делать довольно долго (до трёх лет), пока у вас не будет возникать ощущения так называемого «двигательного голода» — т.е. внутренней, психофизиологической потребности в физической нагрузке. Потом это станет вашей привычкой, которая всё больше и больше будет помогать вам, позволяя достигнуть хорошей формы на долгие годы.

Заключение.

Воспитание и обучение умственно отсталых детей во вспомогательных школах – гуманное, благородное дело. Без специального воспитания и обучения эти дети могли бы стать беспомощными, бесполезными гражданами нашего общества. Школа дает детям необходимые знания и умения, которые способствуют преодолению либо компенсации нарушенных психических функций, стимулирует дальнейшее психическое развитие, помогает стать полноценными членами семьи и общества. От правильности и четкости определения умственной отсталости зависит судьба многих детей.

Хотя умственная отсталость рассматривается как явление необратимое, это не означает, что оно поддается коррекции. В.И. Лубовский , М.С. Певзнер [и др. отмечают положительную динамику в развитии умственно отсталых детей при правильно организованном врачебно-педагогическом воздействии в условиях специальных (коррекционных) учреждений.

Файлы: Особенности волевых качеств личности детей с ОВЗ( умственная отсталость).pptx
Размер файла: 4102403 байт.

Рубрики: Другие Метки:
( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология