Автор конспекта:
Автор(ы): — Хисмятова Алсу Альфридовна

Место работы, должность: — МБОУ «Шибашская СОШ»

Регион: — Республика Татарстан

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 7 класс

Предмет(ы): — Русский язык

Цель урока: —

  • дать понятие о действительных и страдательных причастиях; развивать пунктуационные навыки; повторить безударную проверяемую и непроверяемую гласную, времена глаголов;
  • продолжить прививать навыки успешной сдачи ЕГЭ;
  • пробудить интерес к предмету русского языка.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Используемое оборудование: —

таблица, индивидуальные карточки, учебник.

Краткое описание: — Ход урока Лингвистическая разминка Презентация нового материала Знакомство с таблицей "Действительные и страдательные причастия" Практикум Подведение итогов

"Действительные и страдательные причастия"

(7-й класс)

Хисмятова Алсу Альфридовна,учитель русского языка и литературы

Цели и задачи урока:

  • дать понятие о действительных и страдательных причастиях; развивать пунктуационные навыки; повторить безударную проверяемую и непроверяемую гласную, времена глаголов;
  • продолжить прививать навыки успешной сдачи ЕГЭ;
  • пробудить интерес к предмету русского языка.

Методы:объяснение учителя, частично-поисковый, самостоятельная работа, работа с учебником, таблицей.

Оборудование:таблица, индивидуальные карточки, учебник.

Ход урока

l. Организационный момент.

ll. Лингвистическая разминка(групповая работа).

– В каком ряду во всех словах пропущена проверяемая ударением гласная в корне?

1 группа

2 группа

а) т…лежка, к…мпьютерный
б) с…деющий, к…дировать
в) пол…жение, прод…вать
г) к…мпания (людей), докр…сна

а) ст…нционный, пол…скать
б) т…мнота, к…юта
в) к.роткий, проб.рать
г) ф…гурный, св…зать

(Из каждой группы к доске по очереди выходят ученики, находят нужный ряд и объясняют правописание каждого слова.)

lll. Презентация нового материала.

1) Опрос-повторение.

– Что такое причастие?

– Назовите признаки глагола и прилагательного у причастия?

2) Постановка целей урока.

– Сегодня мы узнаем, что причастия бывают действительными и страдательными, и научимся их различать.

3) Практикум.

  • . Анализ примеров и рисунков, сделанных на доске: определить, признак какого предмета (-кто, -что сам производит действие или –кто, -что испытывает на себе действие, обозначает причастие)
  • Делается вывод о действительных и страдательных причастиях, дается их определение.

    – Таким образом, признак, который возник в результате действий самого предмета – действительные причастия, а признак, который возник под действием другого предмета – страдательные причастия.

    – Рассмотрим таблицу “Действительные и страдательные причастия”:

    Таблица

    Причастие

    Настоящее время

    Прошедшее время

    Действительное

    -УЩ-; -ЮЩ-
    -АЩ-; -ЯЩ-

    -ВШ-
    -Ш-

    Страдательное

    -ОМ-; -ЕМ-; -ИМ-

    -НН-; -Т-
    -ЕНН-; -ЕНН-

    Продолжение таблицы

    Примеры

    Несущий, дышащий

    Засеявший, несший

    Ведомый, гонимый

    Читанный, увиденный, сжатый

    – Обратите внимание на то, что действительные причастия содержат шипящие суффиксы, а страдательные причастия их не содержат.

    lV .Закрепление материала.

  • Чтение правила на стр. 38
  • Тренировочные упражнения.
  • А) Определите вид причастий, обоснуйте свое мнение:

    — поднимаемый груз – поднимающий груз;

    — надетый костюм – качающая колыбель.

    Б) Упр. 83 самостоятельно.

    В) Упражнения на конструирование

    Перестроить предложения, заменив один из глаголов в изъявительном наклонении действительным или страдательным причастием.

    Образец. Туча облегает полнеба и обещает скорый дождь. – Туча, облегающая полнеба, обещает скорый дождь.

    — Молодые деревья выросли за лето и стали более высокими.

    — Птицы собираются в стаи и готовятся к дальнему перелету.

    Г) Объяснить ошибку В. Петрова в упр. 86

    Д) Выборочный диктант. Выписать в одну колонку действительные причастия, в другую – страдательные.

    — На пестреющем лугу, отнятая игрушка, посаженные осенью, ведущая в парк, разлившаяся по небу, покрашенный краской, летящим самолетом, сложенное в скирды.

    VПодведениеитогов урока.

    – Какие причастия называются действительными?

    – Какие причастия называются страдательными?

    – От каких морфем образуются действительные причастия настоящего и прошедшего времени? Страдательные причастия настоящего и прошедшего времени?

    VlДомашнее задание.§ 14, упражнение 85.

    Оценивание

    Файлы: Действительные и страдательные причастия.doc
    Размер файла: 53248 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология