Автор конспекта:
Автор(ы): — Санатуллова Гульнара Ирфановна

Место работы, должность: — Мочалеевская основная школа

Регион: — Республика Татарстан

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)

Класс(ы): — 9 класс

Предмет(ы): — Биология

Цель урока: — Углубить понятие клетка.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Используемые учебники и учебные пособия: —

С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Н.И. Сонин "Биология. Общие закономерности" 9 класс.

Используемая методическая литература: —

Л. В. Борисова "Тематическое и поурочное планирование по биологии" УМК

Используемое оборудование: —

Оборудование: компьютер, мультимедийная презентация «Клеточный цикл», видеофрагмент «Процесс митоза», микроскопы, микропрепараты и раздаточные карточки: фазы митоза.


Краткое описание: — Урок с ипользованием компьютера.

Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 st1\:*{behavior:url(#ieooui) } /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:»Обычная таблица»; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:»»; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:»Times New Roman»; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;} table.MsoTableGrid {mso-style-name:»Сетка таблицы»; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; border:solid windowtext 1.0pt; mso-border-alt:solid windowtext .5pt; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-border-insideh:.5pt solid windowtext; mso-border-insidev:.5pt solid windowtext; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:»Times New Roman»; mso-fareast-font-family:»MS Mincho»; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}

Задачи урока:

1. Образовательные: Продолжить формирование знаний учащихся о митотическом делении клетки и его значении.

2. Развивающие: Уметь различать основные фазы митоза; работать с микроскопом и компьютером.

3. Воспитательные: Воспитывать аккуратность в работе с оптическими приборами и компьютером.

Тип урока: Комбинированный

Методы: Словесный, наглядный

Новые знания: клеточный цикл,

Опорные знания: клетка, ДНК,РНК, биосинтез, хроматиды, веретено деления, центриоли, профаза, метафаза, анафаза, телофаза.

Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

1

Организационный

Учитель предлагает учащимся приготовиться к уроку, успокоиться, приветствует.

момент

Учащиеся выполняют требования учителя.

2

Актуализация опорных

Учитель предлагает учащимся ответить на вопросы:

1. Из каких частей состоит клетка?

2. Какие органоиды имеются в к цитоплазме?

Учитель предлагает учащимся выполнить тестовую работу, используя компьютер.

Описание теста:

1. Внутренняя полужидкая среда клетки, в которой расположены органоиды и ядро – это:

А — вакуоль

Б — цитоплазма

В — аппарат Гольджи

Г – митохондрии

2. Главным структурным компонентом ядра является:

А- хромосомы

Б- рибосомы

В- митохондрии

Г- хлоропласты

3. Собственную ДНК имеют:

А- комплекс Гольджи

Б- лизосома

В- эндоплазматическая сеть

Г- митохондрии

4. Клетку животных относят к группе эукариотных, так как она имеет:

А- хлоропласты

Б- плазматическую мембрану

В- оболочку

Г- ядро, отделенное от цитоплазмы оболочкой

5. Клетки прокариот в отличие от клеток эукариот, НЕ имеют:

А — хромосомы

Б — клеточной оболочки

В — ядерной мембраны

Г — плазматической мембраны

6. Все прокариотичекие и эукариотические клетки имеют:

А- митохондрии и ядро

Б- вакуоли и комплекс Гольджи

В- ядерную мембрану и хлоропласты

Г-плазматическую мембрану и рибосомы

7. Клетки животных в отличии от клеток растений не имеют:

А- клеточной мембраны и цитоплазмы

Б- митохондрий и рибосом

В- оформленного ядра и ядрышка

Г- пластид, вакуолей с клеточным соком, оболочки из клетчатки

8. Соматические клетки в отличии от половых содержат:

А- двойной набор хромосом

Б- одинарный набор хромосом

В- цитоплазму

Г- плазматическую мембрану.

9. Какой клеточный органоид содержит РНК?

А- вакуоль

Б- рибосома

Г- хлоропласт

Д- лизосома

10. В клетке храниться наследственная информация о признаках организма, поэтому ее называют единицей живого:

А- функциональной

Б- структурной

В- генетической

Г- биохимической

Работа учащихся оценивается компьютером.

знаний учащихся

1.Клетка состоит из трех основных частей: ядро, цитоплазма, мембрана ( клеточная оболочка).

В цитоплазме находятся: рибосомы, митохондрии, ЭПС, комплекс Гольджи, лизосомы, вакуоль, центриоли. У растений есть хлоропласты.

Учащиеся выполняют тестовую работу.

3

Мотивация учебной

Учитель рассказывает учащимся, показывая слайды № 3,4,5

Впервые митоз наблюдали в спорах папоротников, хвощей и плаунов преподаватель Дрептского университета в 1872 г. Г.Э. Руссов и русский ученый И.Д. Чистяков в 1874г.

деятельности.

Учащиеся слушают и рассматривают слайды.

4

Сообщение темы и задач

Сегодня мы с вами продолжим изучать деление клетки, познакомимся с жизненным циклом клетки.

Учитель предлагает учащимся записать в тетрадях тему урока: «Деление клетки»

урока

Учащиеся записывают тему урока в тетрадях.

5

Изучение нового

Учитель рассказывает:

Важный признак жизни клетки – ее деление. При делении из одной клетки возникают две или несколько приблизительно одинаковых клеток. Этот процесс характерен для всех организмов – одноклеточных и многоклеточных. Рост многоклеточного организма, регенерация, размножение всех клеточных форм жизни происходит благодаря делению клеток.

Клетка в своей жизни проходит разные состояния: фазу роста и фазы подготовки к делению и деление.

Учитель предлагает учащимся записать в тетрадях определение:

Промежуток времени от момента возникновения клетки в результате деления до его гибели или до следующего деления представляет собой жизненный цикл клетки.

Учитель продолжает рассказывать, показывая слайды №6-12

В это время клетка растет, специализируется и выполняет свои функции в составе ткани и органов многоклеточного организма. В тех тканях, где клетки непрерывно делятся, у части из них жизненный цикл совпадает с митотическим циклом.

Учитель предлагает записать учащимся определение.

Митотическим циклом называют совокупность последовательных и взаимосвязанных процессов в период подготовки клетки к делению, а также на протяжении самого митоза.

Учитель продолжает.

На слайде видно, что после завершения митоза клетка может вступить в период подготовки к синтезу ДНК (G1)

В это время в клетке усиленно образуются РНК и белки, повышается активность ферментов, участвующих в биосинтезе. Затем клетка приступает к синтезу ДНК или ее редупликации – удвоению. Две спирали старой молекулы ДНК расходятся, и каждая становится матрицей для воспроизводства новых цепей ДНК. Каждая из двух дочерних молекул обязательно включает одну старую спираль и одну новую.

После завершения синтеза ДНК (S фазы) клетка не сразу начинает делиться. По окончании синтеза ДНК происходит подготовка клетки к митозу (G2).

Учитель предлагает учащимся ответить на вопрос:

Как вы думаете для осуществления процесса митоза достаточно, чтобы прошел процесс удвоения ДНК?

Затем учитель предлагает записать в тетрадях определение митоза.

Митоз, или непрямое деление, — основной способ деления эукариотических клеток.

Далее учитель рассказывает, используя слайды №13-18

Митоз – деление соматических клеток с диплоидным набором хромосом, в результате которого образуются две дочерние клетки с таким же набором хромосом.

Митоз представляет собой непрерывный процесс, но для удобства изучения биологи делят его на 4 стадии в зависимости от того, как выглядят в это время хромосомы в световом микроскопе. В митозе выделяют профазу, метафазу анафазу и телофазу.

Затем учитель предлагает учащимся посмотреть слайд фазы митоза, рассказывая:

В профазе хромосомы скручиваются, спирализуются, становятся видимыми; две центриоли расходятся к полюсам клетки; формируются веретено деления; исчезает ядрышко, ядерная оболочка.

Следующей фазе метафазе каждая хромосома состоит из двух сестринских хроматид, соединенных в центромерных участках; хромосомы выстраиваются в экваториальной плоскости клетки; нити веретена деления прикрепляются к каждой хромосоме в области центромера.

В анафазе хроматиды, удвоенные в интерфазе, становится самостоятельными хромосомами, и расходятся к полюсам клетки.

В следующей фазе телофазе хромосомы, собравшиеся у полюсов клетки, раскручиваются, деспира- лизируются; формируется ядерная мембрана, образуется ядро; происходит деление цитоплазмы;

Органоиды распределяются между двумя клетками; две клетки отделяются друг от друга.

материала

Учащиеся слушают.



Учащиеся записывают в тетрадях.

Учащиеся слушают.



Учащиеся записывают.

Учащиеся слушают.




Для этого еще необходимо удвоение центриолей, синтез белков, из которых строится веретено деления, завершение роста клетки.

Учащиеся делают записи в тетрадях.

Учащиеся слушают.


Учащиеся слушают.

16´

6



Закрепление знаний

Учитель предлагает учащимся, используя компьютер просмотреть видеофрагмент «Процесс митоза» и затем рассмотреть с помощью микроскопа микропрепараты: фазы митоза.

Учитель предлагает посмотреть на экран и выполнить задания которые высвечиваются на экране слайд №19

Учащиеся смотрят видеофильм и рассма- тривают микропрепараты.

Учащиеся выполняют задания.


10´

8

Подведение итогов урока и

Учитель сообщает, что сегодня мы с Вами познакомились с понятием «жизненной цикл клетки», продолжили ознакомление с фазами митоза.

Далее учитель оценивает работу учащихся на уроке.

оценивание учащихся

9

Домашнее задание.

Учитель предлагает учащимся открыть дневники и записать домашнее задание: На доске высвечивается слайд №20

Учащиеся записывают домашнее задание в дневник.

Файлы: приспособления.zip
Размер файла: 4993720 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология