Автор конспекта:
Автор(ы): — Латыпова Оксана Николаевна
Место работы, должность: — МБОУ «СОШ №19″
Регион: — Республика Татарстан
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Класс(ы): — 1 класс
Предмет(ы): — Русский язык
Цель урока: —
закреплять представление о слоге как произносительной части слова; учить соотносить количество слогов в слове и количество в нем гласных звуков; объяснять разницу между словом и слогом, составлять рассказ по опорным словам, развивать творческое отношение к слову.
Тип урока: — Комбинированный урок
Используемые учебники и учебные пособия: —
Учебник 1 класс "Русскийязык" Л.Ф.Климанова, С.Г.Макеева. Москва "Просвещение"2011
Рабочая тетрадь
Методическое пособие
Русский язык. Рабочие программы. 1-4 классы
Краткое описание: — Упражнения в делении слова на слоги, определение в слове количество слогов. Освоение слогового проговаривания как средства речевой выразительности.
1.Введение в тему.
Рассматривание рисунка, чтение предложений (упр.112).
— Как Ваня произносит имя девочки? (По слогам.) Обсуждение сообщения о слоге.
— В какой речи мы можем разделить слова на слоги? (В устной речи.)
— Как можно определить количество слогов в слове? (Количество слогов можно определиь по числу гласных звуков.)
2. Закрепление представлений о слоге.
Деление слов на слоги (упр.113).
Справка для учителя: "В случае расхождений в произношении и написании слов их деление на слоги осуществляется на основе орфографического чтения. Однако при доказательстве количества слогов в слове по количеству гласных звуков нельзя смешивать звук и букву. Например : в слове клён один слог, так как в этом слове только один гласный звук (о), который обозначается буквой ё, слово берёза пишется так: "бе-рё-за", а произносится (б ир оза); слова берёза трёхсложное, так как в нем три гласных звука (и), (о), (а), которые обозначаются буквами е, ё, а". Задание на развитие логического мышления:
— Что объединяет все эти слова? ( Это название деревьев.)
Работа со словарным словом берёза:
1) запись слова в словарик с орфографическим проговариванием;
2) включение слова в "минутку чистописания" в связи с прописыванием букв е, ё и составлением родственных слов;
3) сравнение количества слогов в родственных словах, составление с ними предложений.
Списывание на основе орфографического прговаривания слов (115).
3.Словесное творчество (122).
"Писатели как творческие люди умеют интересно представить даже обычное деление слов на слоги. А как?
Чтение учащимися текста "Лягушка и слон".
Для восприятия текста можно предложить дополнительные вопросы.
— Над чем смеялась лягушка?
— А зависят ли размеры животных от длины слов их названий? (Нет. Лягушка была глупой:она считала, что предмет и его название — это одно и тоже.)
4. Упражнения в делении слава на слоги, определение в слове количество слогов.
Работа над словарным словом воробей: сначала анализируется звучащее слово, потом — записанное.
— Произнесём слово так, как оно произносится, только по слогам (ва-ра-б эй).
— А теперь проговорим слово по слогам, но уже орфографически, т. е. так, как оно пишется (во-ро-бей).
Работа с текстом С.Маршака (упр.116).
Для активизации слушания нужно закрыть книги и после чтения предложить детям ответить на вопросы:
— Где воробей пообедал сперва?
— У кого подкрепился?
— У кого попил водицы?
Затем текст читается детьми выразительно. Выполняется письменное задание. (Воробей обедал в зоопарке у зверей.) Деление слов, входящих в предложение, на слоги связывается с обучением орфографическому проговариванию.
5. Освоение слогового проговаривания как средства речевой выразительности в потешках, закличках (упр.117,118).
6. Творческая переменка. (упр. 120)
Файлы: Клуб «Юный лингвист».ppt
Размер файла: 4960768 байт.