Автор конспекта:
Автор(ы): — Орехова лариса Валерьевна

Место работы, должность: — МОУ «Оршанская средняя общеобразовательная школа»

Регион: — Республика Марий Эл

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 2 класс

Предмет(ы): — Другое

Цель урока: — Цель: Провести мероприятие «День национального героя» Задачи: 1. Познакомить с историей возникновения праздника. 2. Познакомить с богатырями: Полтышом, Акпарсом, Акпатыром, Чумбылатом, Онаром, Чоткар-патыром. 3. Воспитывать чувство взаимопомощи, взаимоуважения, гордости за марийский народ. 4. Объяснить, что в настоящее время тоже есть защитники Родины.

Учащихся в классе (аудитории): — 25

Используемые учебники и учебные пособия: — 1. А.С. Абдулов «Богатырь из теста» — Йошкар-Ола, 2004г, с. 5-23. 2. Т.И. Соловьева «История и культура марийского народа», — Йошкар-Ола, 1993г, с. 52-53. 3. Василий Юксерн «Марийские легенды» — Йошкар-Ола, 1974г, с. 3-9.

Используемое оборудование: — Оформление доски: Рисунки детей 26 апреля «День национального героя» Рисунки детей

Краткое описание: — План мероприятия 1. Организационное начало мероприятия. 1.1. Приветствие. 1.2. Настрой учащихся. 2. Вступительная часть. 2.1. История праздника. 3. Основная часть. 3.1. История о Полтыше. 3.2. Пословицы. 3.3. История об Акпарсе. 3.4. Очаровательный звук гуслей. 3.5. Акпатыр – целитель. 3.6. История о Чумбылате. 3.7. Два Онара. 3.8. Чоткар-патыр. 3.9. Разминка. 3.10. Сказка о Нончык-патыре. 4. Заключительная часть. 4.1. Подведение итогов по конкурсу «Лучший богатырь». 4.2. Награждение. 4.3. Итог мероприятия. 5. Организованное завершение мероприятия.

Тема: «День национального героя» Форма: Беседа Цель: Провести мероприятие «День национального героя» Задачи: 1. Познакомить с историей возникновения праздника. 2. Познакомить с богатырями: Полтышом, Акпарсом, Акпатыром, Чумбылатом, Онаром, Чоткар-патыром. 3. Воспитывать чувство взаимопомощи, взаимоуважения, гордости за марийский народ. 4. Объяснить, что в настоящее время тоже есть защитники Родины. Список используемой литературы: 1. А.С. Абдулов «Богатырь из теста» — Йошкар-Ола, 2004г, с. 5-23. 2. Т.И. Соловьева «История и культура марийского народа», — Йошкар-Ола, 1993г, с. 52-53. 3. Василий Юксерн «Марийские легенды» — Йошкар-Ола, 1974г, с. 3-9. Оборудование: Оформление доски: Рисунки детей 26 апреля «День национального героя» Рисунки детей План мероприятия 1. Организационное начало мероприятия. 1.1. Приветствие. 1.2. Настрой учащихся. 2. Вступительная часть. 2.1. История праздника. 3. Основная часть. 3.1. История о Полтыше. 3.2. Пословицы. 3.3. История об Акпарсе. 3.4. Очаровательный звук гуслей. 3.5. Акпатыр – целитель. 3.6. История о Чумбылате. 3.7. Два Онара. 3.8. Чоткар-патыр. 3.9. Разминка. 3.10. Сказка о Нончык-патыре. 4. Заключительная часть. 4.1. Подведение итогов по конкурсу «Лучший богатырь». 4.2. Награждение. 4.3. Итог мероприятия. 5. Организованное завершение мероприятия. Ход мероприятия Учитель: Здравствуйте, ребята! Ученики: Здравствуйте! Учитель: Сегодня мероприятие проведу я – Вероника Витальевна, а называется оно, как вы уже догадались … (Показываю на доску) Ученики: День национального героя. Учитель: Правильно. Именно о дне национального героя мы сегодня будем говорить. Может вы слышали об этом празднике? Кого почитают в этот день? Ученики: Богатырей, народных национальных героев. Учитель: Правильно. В этот день почитают героев прошлого, отдавших жизнь за свободу, процветание своего народа и лучшей части марийского народа сегодняшнего времени, укрепляет веру в будущее, пробуждает чувство гордости за свой народ, патриотизм, любовь к родному краю. Учитель: Ребята, а вы знаете какого числа отмечается этот праздник? Ученики: Нет. Учитель: День национального героя отмечается 26 апреля. История праздника Именно 26 апреля 1556 года (вывешиваю дату на доску), защищая крепость Малмыж, погиб марийский князь Полтыш. Легенду о героической борьбе Полтыша и его смерти сохранили языческие жрецы – карты. В честь его памяти, а также всех национальных героев всех времен, отмечается этот праздник. Впервые он был проведен в 1991 году. И с этого времени он отмечается повсеместно в Республике Марий Эл, получает распространение и за ее пределами, где компактно проживает марийское население. Полтыш (показ рисунка) – это легендарный марийский князь, национальный герой, который в стародавние времена сражался против русских, не желая принять христианство и зависимость от московского царя. Упорство, решительность, неутомимая энергия, гордость, выносливость, отвага и храбрость – вот качества, которые присущи марийскому князю. Борьба князя за свободу черемисской народности, пишет, историк и этнограф М.Г. Худаков – заставила русских историков упрекнуть его в непокорности и упорстве. Но как бы то ни было, русские должны признать, что князь Полтыш оказался черемисским патриотом, и решившись оказать неравное сопротивление сильнейшему врагу, заслужил репутацию национального героя. Таким героем Полтыш и остался в народной памяти. Песни о нем пели не только марийцы, но и жители Малмыжского края, а предания передавались из рода в род среди русских и татар. Недалеко от города Малмыж в Кировской области находится могила Полтыша (показ рисунка). В честь Полтыша назвали и гору, которая возвышается над самым Малмыжем. Это Болтушина гора, предполагаемое место захоронения марийского князя, погибшего в неравной схватке с русскими войсками. Учитель: Ребята, у меня есть 4 пословицы, давайте посмотрим, подходят ли они к Полтышу и объясним их значение. 1. «Кто за Родину герой, тот истинный герой». Ученики: Эта пословица подходит Полтышу, т.к. он сражается за Родину. Я думаю, что кто защищает Родину – тот действительно истинный герой; что надо защищать Родину. Учитель: Правильно. Молодцы! Следующая пословица: 2. «Будь не только сыном своего отца – будь и сыном своего народа». Ученики: Подходит, т.к. Полтыш не только сын своего отца, но он еще и сын своего народа; значение в том, что надо защищать свой народ, а не быть просто сыном своего отца. Как ты доверяешь своему отцу, также должен доверять своему народу. Учитель: Правильно, и с этой пословицей вы справились, тогда следующая: 3. «Богатырь умрет – имя его останется». Ученики: Подходит, т.к. Полтыш умер, а имя его осталось. Значение в том, что Богатырей, людей, которые сражались за Родину, за свой народ не должны забывать. Учитель: Молодцы! И последняя пословица: 4. «Дело не в величине, иначе бы осел перегнал зайца». Ученики: Подходит, т.к. хоть Полтыш и не очень большого размера, но он храбрый, смелый, решительный. Значение в том, что главное в человеке не величина, а его душа и характер. Учитель: Молодцы! Вы правильно поняли значение этих пословиц. Акпарс Вижу я в былые годы… Грозный царь Казань берет, В помощь русскому народу Войско наш Акпарс ведет. Как вы поняли из этого стихотворения, сейчас мы поговорим об Акпарсе. Акпарс – (настоящее имя Гази), (показываю картинку) – легендарный герой марийского народа, глава горных марийцев. Как говорит народ, Акпарс – это прозвище, которое было дано одному из отважных предводителей горных мари, и означает оно «белый барс», «белый богатырь». Предания и сам народ твердо утверждают, что Акпарс является действительно исторической личностью. Он жил в деревне Чермыш-аул Горномарийского района, был старешиной города, хорошо играл на гуслях. Акпарс помог русскому царю Ивану Грозному взять Казань. Сначала он измерил расстояние до стен Казани, что было нужно для того, чтобы делать подкоп под стенами города, а затем и взорвать бочки с порохом, заложенные в подкопе под стенами Казани. Исполняя на гуслях грустную мелодию он считая шаги, медленно пошел к городу. В одном из преданий говорится, будто он пел на татарском языке песню о падении булгарского города Биляра. Зачарованные чудесной музыкой, татарские воины прекратили стрельбу и позволили гусляру – Акпарсу подойти к самой стене, высчитать расстояние и затем вернуться невредимым в свой лагерь. Так была взята Казань. Учитель: Вот видите, ребята, даже музыка выручала марийский народ в трудные минуты. А сейчас, давайте послушаем этот очаровательный звук гуслей. (Прослушивание музыки). Ребята, а может вы знаете, кто из богатырей является целителем? Ученики: Акпатыр. Учитель: Правильно. Молодцы! Акпатыр – национальный герой марийского народа (показ рисунка). По преданиям, он организовал первую марийскую деревню, затем стал вожаком «держателем» марийской веры. Акпатыр обладал недюжинной силой. Источником силы была золотая утка, которая плавала в кадке с медом под полом его дома. Жена открыла секрет и сила Акпатыра пропала, а сам он вскоре умер. Предание говорит, что перед смертью Акпатыр сказал: «Если умру, пусть из моих глаз забьет родник. Кто будет болен – омыв себя этой водой, исцелится». В Кировской области, недалеко от города Малмыжа, у деревни Большой Китяк находится могила Акпатыра. Его похоронили в поле у деревни Китяк и посадили на могиле березу. После смерти легендарного героя малмыжские марийцы приходили на могилу, просили помощь и получали ее. Со временем могила Акпатыра приобрела широкую известность и среди русских, и среди татар. В 1998 году установили памятник марийскому святому и целителю Акпатыру. Единственный в своем роде памятник человеку из легенды Акпатыру марийскому предводителю времен Пугачевского восстания. Установлен в деревне Большой Китяк Малмыжского района Кировской области по инициативе Соловьева В.А. (Показ рисунка памятника). С тех пор ежегодно в августе проводится праздник почитания святого Акпатыра, сопровождаемый древнемарийскими меленьями. Учитель: А так же был богатырь Чумбылат. (Показ рисунка). Чумбылат – это национальный герой, князь, воин, легендарный богатырь, который считается предком марийского народа. Иначе Чумбылата называют в народе Великий Горный человек. Чумбылат, по преданиям, в конце XI века собрал под свое покровительство большую часть разрозненных марийских племен и приказал строить города. Согласно преданиям, Чумбылат не раз собирал под свои знамена в защиту родной земли, традиционной языческой веры, десятки тысяч воинов, спасал свой марийский народ от нашествия врагов, продолжал помогать ему и после своей смерти. Сейчас я зачитаю вам отрывок из легенды «Живой камень». О помощи Чумбылата народу после смерти и об отношении народа к Чумбылату. (История и культура марийского народа. Соловьева Т.И. С. 52 – 53.) (Показ рисунка «Живой камень»). Учитель: Ребята, правильно ли поступили мальчики? И почему? Ученики: Нет, потому что нельзя шутить с Богатырями, которые делают добро своему народу. Учитель: Почему легенда называется «Живой камень»? Ученики: Потому что марийский народ верит, что забудет Чумбылат обиду и защитит свой народ от всякого врага. Учитель: Молодцы! Онар Как вы знаете, богатыри большие и сильные, но самым большим и сильным является Богатырь … А какой Богатырь, вы сейчас узнаете из стихотворения: Идет среди лесов зеленых Из уст в уста идет молва о том, Как он, Онар, для угнетенных Был и опорой и щитом, Он силу брал в земле родимой И воду, жаждою томим Пил из горсти – И не мочил. Не зная хворь, Ни непогода, Ни тяжесть дальнего похода Не могли сломить богатыря Земли Он бил врага в бою упорном, Держа подобно кистеню, Ветвистый дуб, что вырвал с корнем И нечисть предавал огню! И под его рукой тяжелой, Орда валилась мошкарой Он был огромный и веселый И слышал лес во мгле сырой. Учитель: И кто же является самым большим и сильным богатырем? Ученики: Онар. Учитель: По преданию существовало два Онара. Первый Онар – великан был юн, но так огромен, что головой едва не доставал до радуги небесной, самые высокие дубы были ему по колено, а самые обширные и глубокие топи – как лужицы. Люди же были для него не более чем букашки. За день Онар обходил всю землю марийскую от края до края. Там, где садился отдыхать, — земля прогибалась, образуя ложбину; следы его ног становились озерами, там, где он вытряхивал набившийся в лапти песок, — появлялись курганы. Так на своей картине изобразил Сергей Федорович Подмарев Онара. Богатырь изображен крупным планом, фронтально, прочно стоит на земле. В чертах лица, обрамленного длинными светлыми волосами, усилено мужество; в фигуре, в широких плечах – богатырская сила. Великолепно написаны руки, они прочно сжимают копье. Онар – великан представлен перед зрителем национальным героем, добрым другом и воином-защитником. В картине С. Подмарева показана готовность легендарного героя служить народу, что является высшим идеалом в представлении марийцев. Он изображен возвышенным, благородным и одухотворенным, с добрым взглядом больших темных глаз. Другой Онар ростом тоже высок, но вполне соизмерим с ростом человека. Это уже не беззаботный великан-мальчишка, а зрелый человек, воин, вооруженный волшебным мечом, который светится, чуя рядом злые силы. Он знается с людьми, помогает им в работе, защищает от врагов, имеет свой род и семью. Перед смертью он наказал похоронить его в кургане и положить рядом волшебный меч. И сказал, что в самую трудную минуту, когда другого выхода не будет, его потомок сможет поднять его из могилы: тогда богатырь сослужит последнюю службу своему народу – разобьет врагов. Но горе, если поднимут его без нужды – в этом случае останется народ без защитника навсегда. По преданию, нашелся такой человек, поднял богатыря напрасно. С тех пор марийцам пришлось рассчитывать только на собственные силы. Учитель: Ребята, с каким богатырем схожа история Онара? Ученики: С Чумбылатом. Учитель: Правильно, над Чумбылатом тоже подшутили. Враги тоже воспользовались этим, что богатырь может встать лишь один раз, это например над богатырем Чоткар-патыром подшутили богатые люди. Чоткар-патыр – легендарный марийский богатырь, надежный и бескорыстный защитник родной земли. (Показ рисунка). На рисунке изображен человек, который умоляет о помощи Чоткара, и он встает во всей готовности, но врагов и в помине нет. Посмотрите как Чоткар-патыра изобразил И. Михайлин. Чоткар-патыр стоит спокойно, положив руки на меч, т.к. по его взгляду можно понять, что по близости врагов нет. Позади него изображено войско, готовое к сражению. А также у него есть рог, с помощью которого он сообщает народу о нападении. А сейчас давайте немножко отдохнем, я проведу небольшую разминку. Прошу всех встать. Повторяйте за мной. На одной ноге постойка Если ты солдатик стойкий. Ногу правую к груди, Да смотри не упади. А теперь постой на левой, Если ты солдатик смелый. Можете садиться. Марийский народ придумывал и сказки про богатырей. Вот например, сказка о Нончык-патыре – богатыре из теста. Сейчас я вам расскажу историю об этом богатыре, а вы внимательно слушайте и запоминайте, какие он сделал добрые дела. (А.С. Абдулов «Марийская народная сказка» Йошкар-Ола, 2004г.) Итак, какие же он сделал добрые дела? Ученики: Не отдал суп, принес воды, убил змея и т.д. Учитель: Молодцы, правильно! А каким он изображен в этой сказке? Ученики: Добрым, смелым, отважным, сильным и т.д. Учитель: Ребята, как вы знаете, у нас проходил конкурс на рисунок лучшего богатыря. Давайте подведем итоги. Все рисунки, без исключения, очень хорошие, видно что вы старались. И мне было трудно определить первые места. Но все же конкурс есть конкурс и места распределились так. Третье место … Объясни нам, что изображено на твоем рисунке и как ты рисовал (а). Награждение. Второе место … Объясни нам, что изображено на твоем рисунке, что хотел (а) показать. Награждение. Первое место … Объясни нам свой рисунок. Трудно ли было рисовать? Кто помогал? А всем остальным, кто принял участие и нарисовал такие замечательные рисунки сладкие призы. Итог мероприятия В завершение нашего мероприятия мне хотелось бы узнать, что вы запомнили. Учитель: Какого числа отмечается День национального героя? Ученики: 26 апреля. Учитель: А в честь какого князя? Ученики: Полтыша. Учитель: Правильно, молодцы! А о каких героях вы сегодня узнали? Ученики: Полтыш, Акпарс, Акпатыр, Чумбылат, Онар, Чоткар-патыр. Учитель: Правильно. А как вы думаете, сейчас, в настоящее время есть герои? Ученики: Да. Учитель: А кто же? Ученики: Те, кто служил, служит в армии, защищает Родину, кто с уважением относится к своему народу. Учитель: Правильно. Что и вы будете защищать Родину, не обижать слабых, а особенно мальчики защищать девочек. На этом наше мероприятие подошло к концу. Можете быть свободны.
Файлы: Конспект занятия моделирование.doc
Размер файла: 26112 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология