Автор конспекта:
Автор(ы): — Илюшина Ольга Николаевна

Место работы, должность: — МОУ СОШ п. Ляскеля Питкярантского района

Регион: — Республика Карелия

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование

Целевая аудитория: — Библиотекарь
Целевая аудитория: — Воспитатель
Целевая аудитория: — Родитель
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 1 класс
Класс(ы): — 2 класс
Класс(ы): — 3 класс
Класс(ы): — 4 класс

Предмет(ы): — Внеклассная работа
Предмет(ы): — Литературное чтение

Цель урока: — Обобщить знания об устном народном творчестве, созданного в Карелии для детей.

Тип урока: — Урок обобщения и систематизации знаний

Используемое оборудование: —

Компьютер, мультимедийный проектор, магнитофон

Краткое описание: — На уроке происходит знакомство детей с устным народным творчеством Карелии (колыбелные песни, пестушки, небылицы, заклички и т.д.) с опорой на призентацию. На уроке учащиеся работают в группах, парах, индивидуально. Они собирают пословицы, разгадывают загадки, разучивают заклички,сочинают небылицы.

Конспект урока внеклассного чтения.
Тема урока: Детский фольклор Карелии.
Цель урока: Обобщить знания об устном народном творчестве, созданного в Карелии для детей.
Задачи:
— продолжить знакомство с устным народным творчеством Карелии.
-расширить знания о жанрах фольклора,
— развивать творческие способности учащихся, речь, память, внимание,
любознательность;
-отрабатывать навыкивыразительного чтения
— воспитывать интерес к изучению культуры и традиций родного края.
Ход урока.
Организационный момент.
Звучит песня « Долго будет…».
-А почему, приезжающим в Карелию туристам долго будет Карелия снится?
На не только этим славится карельская земля. Карелия славитсяи своими традициями, культурой, устным народным творчеством.
Тема нашего урока: «Детский фольклор Карелии»
Слайд № 1
Что такое фольклор?
Слайд № 2.-Что можно отнести к детскомуфольклору Карелии?
Ответы детей.
Слайд №3.
- Что такое жанр?(Слово на доске)
В словаре С. И.Ожегова так даётся толкование этого слова:
Жанр — один из видов литературных произведений.
Слайд №3.

Слайд № 4.Колыбельные песни (Байки)
-С какой целью исполняются колыбельные песни?
-Как они поются?
-«Народ-поэт», «народ-мудрец» на протяжении веков создавал лирику материнства.
Через песню мама передавала ребёнку свою ласку, любовь, нежность.
-Послушайтеколыбельную песню в исполнении учителя музыки п. ЛяскеляСеппель С.П.
Звучит запись колыбельной песни.
-Прочитайте или пропойте колыбельную песню, записанную у вас на листочках
Колыбельная:
Приди, котик, ночевать,
Нашу деточку качать.
Ну ,а я тебе ,коту,
За работу заплачу:
Дам кусок пирога
И кувшин молока.
Колыбельная:
Баю-баюшки, баю,
Не ложися на краю,
Ложись на серёдочку
Да на пелёночку.
Гули-гули, гулиньки,
Спать будем на улоньке.
Баю-баю, баю-бай,
Ты, собачка, не лай
Ты, коровка, не мычи,
Наших деток не буди.

Колыбельная песня.
Баю- бай. Баю – бай.
Цыц, собачка, не лай!
У нас Валю не пугай.
Ты не лай-ко у ворот.
Ты не лай, не риви,
У нас Валю не буди,
У нас Валюшка спит,
За ей дело не стоит.
Как за Валей дело стане,
Тогда Валя спать не стане.
Скажут «Валенька, вставай
Ножки в лапти обувай,
На работушку ступай.
На работе не ленись,
Поскорее шевелись.
Учащиеся исполняют песню.
-А какие колыбельные песни вы знает?
-Считалось, что с шестинедельного возраста ребёнок понимает обращённые к нему слова,
реагирует улыбкой на слова взрослых. Сон, как живое существо, приглашают в дом, к колыбели, просят усыпить ребёнка. В песнях выражают пожелания счастья ребёнку во взрослой жизни.
-Когда ребёнок подрастал, для его утешенияпоются пестушки.
Слайд №4. Пестушки и потешки.
-Как вы понимаете, что такое пестушка?(На доске слово пестушка ).
Пестушка – няньчить, заботливо воспитывать.
— Пестушки — стихи, сопровождающиие элементарные движения и физические упражнения. Выполняется вместе с взрослыми, она учит понимать человеческую речь.
Пестушки.
Когда пеленают приговаривают: Когда учат ходить:
На киску- потягушечки, Ножки, ножки,
Бегите по дорожке -
На Катеньку – растушечки. Прямо в избушку
Мимо кадушки.
Пестушка .
Когда купают ребёнка.
Как с гуся вода,
А с Серёжи худоба,
Намоем сыну ноженьки
И пустим по дороженьке,
Намоем ему ручонки,
Чтобы сильным был мальчонка.
Намоем сыну личико,
Чтоб хорош был в обличии.
— -Малыш подрастает, начинает ходить, пора приучать его к труду.
-Потешки – стихи, удовлетворяющие потребность ребёнка в радости, расширяют представление ребёнка об окружающем мире.
— — Потешка.
Ранним утром пастушок-
Ту-ру, ту-ру-ру,
А коровки му-му-му, му-му-му.
Ты, бурёнушка, ступай,
В чистом поле погуляй,
ТЫ ВЕРНИСЬ ВЕЧЕРКОМ, вечерком
Да с молочком, с молочком.
Потешка.
Ахти- ахти, ахтюшки,
Разболелся зуб у Настюшки.
Бабай вечером придёт,
Леденцы унесёт.
Не ешь, Настя, сладости
А ешь- ко оладушки,
Припевай – ко с молоком,
Посыпай- ко толокном.
Будешь ты здорова,
Будешь ты красива,
Женихам на диво.
— — — Близкие к пестушкам и потешкам – это прибаутки.
Слайд №6.Прибаутки.
-Что это за жанр фольклора?
(Ответы детей).
— Это маленькая сказочка в стихах.
— . Прибаутка
— Мишка, мишка,где штанишки?
-Потерял, потерял,
У девчонок на ириски променял. Променял, променял.
Мама била, била, била
Прутиком, прутиком,
А сестрёнка говорила:
«Поделом, поделом».
Прибаутка.
-Зайка- зайка, белый хвост, где ты был?
-Косил овёс.
-Где овёс?
-Журавль склевал.
-Где журавль?
-Медведь прогнал.
-Где медведь?
-Сидит в ловушке.
-Где ловушка?
-На горушке.
-Где горушка?
-Вечерком смыло в Янис ручейком.
— -Развлекали детей и песенками. Прочитайте.
Песенка.
Ай ду –ду , ду-ду, ду-ду,
Сидит ворон на дубу,
Он играетво трубу,
Во трубу серебряну.
Песенка.
Трендт-бренди балалайка,
На печи сидит хозяйка,
А под лавкой таракан,
Он сегодня съел стакан
Слайд №7. Заклички и приговорки.
Заклички.
-Что вы знаете о закличках и приговорках?
(Ответы детей).
-Люди верили в волшебную силу слова,верили, что произнесённые слова-заклинания может повлиять на силу природы. Ребёнок знакомится с природой, играет с ней на равных.
-Какие вы знаете заклички и приговорки?
Чтение закличек о бабке-липке, дождике, т. д.
Закличка для солнышка: Закличка .
Солнышко-солнышко Бабка-липка,
Выгляни на брёвнышко, Сядь скорей на травку,
Сядь на пенёк, На зелёную муравку.
Разгуляй весь денёк.
Приговора, когда удят рыбу:
Клюнь, плотичка,
Клюнь, салажка,
Клюнь поболе ,окушок!
— Как назвать можно этот жанр фольклора?
Слайд №8. Загадки.
Дети отгадывют загадки.
-Попробуйте сами составить загадки, используя слова как…, но не….
Слайд № 9.Считалки.
Самый распространённый жанр детского фольклора.
-Для чего нужны считалки? Какие вы знает считалки?
Прочитай считалку.
Мышка-мышка, подожди,
На улицу не выходи.
Кошкас котиком гуляют,
Возле норки поджидают.
Раз, два, три, четыре, пять,
Выходи искать!
Слайд №10. Игра «Колпачок».
Знакомство с условиями игры.

Слайд №11.Дразнилки и поддёвки.
Что высмеивалось в дразнилке?
Дразнилка про воришек. Дразнилка про плакс.
Воровка-воровка, Кок-мли, мок-мли,
НЕ кована головка. У тебя глаза промокли.
Дай подковать, Если долго будешь плакать,
НЕ станешь воровать. Как лягушка будешь квакать.
Прочитать поддёвку.

Слад №12.Неблицы и перевёртыши.
Их придумали чтобы рассмешить небывалым, тем чего нет.
Небылица.
Как на горке, на горы,
Там дерутся комары,
Два дерутся, два смеются,
Два убитые лежат.
Небылица.
Завтра пятница, суббота,
Тараканья работа.
Таракан дрова рубил,
Комар баенку топил.
А мушка водушку носила.
Блоха парилась.
— — — Придумайте свою небылицу по опорным словам:
кот-огород, корзинка-перинка,кошка-мошка,
летают- догоняют, сидели- пели.
Слайд №13.Скороговорки.
Прослушивание детей
.
Слайд №14. Страшилки.
-Какие страшилки вы знаете?
Слайд №15. Пословицы.
Работа в группах. Составь пословицы.
Проверка.
Слайд. №16.
Как называется этот жанр фольклора?
-Повествовательное произведение о вымышленных лицах или событиях, с участием волшебных, фантастических сил?
— Это сказки. Какие карельские сказки вы знаете?
Кроссворд.
«Проверь себя». Ребята работают в группах самостоятельно.
Проверка.
Итог урока.
-Зачем нам нужно изучать фольклор Карелии?
— Зачем нам нужно разбираться в малых фольклорныхжанрах?
Изучатьнужно , чтобы не забывать устное народное творчество нашего края, передавать его из поколения в поколение.
— Детский фольклор – явление вечное, ибо вечно детство, которое дано человеку, что бы играя ,творить жизнь.
— — — — — — — — — —

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология