Автор конспекта:
Автор(ы): — Чернявская Елена Александровна

Место работы, должность: —

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 4 города Рассказово Тамбовской области, учитель математики

Регион: — Тамбовская область

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — основное общее образование

Класс(ы): — 8 класс

Предмет(ы): — Алгебра

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — дидактический материал

Краткое описание ресурса: —

Квадратные уравнения — это фундамент, на котром покоится величественное здание алгебры. Квадратные уравнения находят широкое применение при решении тригонометрических, показательных, логарифмических, иррациональных уравненний, неравенств и их систем. В школьном курсе математики изучаются формулы корней квадратных уравнений, с помощью которых можно решать любые квадратные уравнения. Однако, имеются и другие способы решения, которые позволяют очень быстро и рационально находить корни уравнений или доказывать, что их нет. Конечно же, на своих уроках учитель должен познакомить учащихся с этими способами, тем самым облегчая прохождение многих тем курса математики. Данный дидактический материал целесообразно использовать на заключительных уроках при рассмотрении различных способов решения квадратных уравнений с целью отработки навыков решения; выработки умения определять вид квадратного уравнения; находить рациональное решение; работать с алгоритмом решения различных видов квадратных уравнений и многое другое.

Дидактический материал по теме

«СПОСОБЫ РЕШЕНИЯ КВАДРАТНЫХ УРАВНЕНИЙ»

Лист 1

Представляет собой таблицу из 100 квадратных уравнений следующих десяти видов:

- неполные квадратные уравнения

1 ) а х2 + в х = 0

2 ) а х2 + с = 0

3 ) а х2 + с = 0

- полные квадратные уравнения , в которых

4 ) а + в + с = 0

5 ) а – в + с = 0

6 ) левая часть уравнения представима в виде квадрата двучлена.

7 ) приведённое квадратное уравнение

8 ) в = 2k , в = чётное

9 ) в = 2k – 1 , в = нечётное

10 ) Д < 0

Помимо перечисленных уравнений в таблице имеются уравнения, в которых :

а ) переменная обозначена латинской буквой , отличной от Х ;

б ) записанные не в стандартном виде ;

в ) уравнения, которые можно упростить, разделив левую и правую части на число, отличное от нуля.

Лист 2

Представляет собой алгоритм решения квадратного уравнения , с учётом тех же десяти видов квадратных уравнений , что и на первом листе. Он предназначен для работы со средними и сильными учащимися.

I . Опр. Квадратным уравнением , или уравнением степени , называется уравнение , содержащее переменную Х в и 2 й степени или только во степени.

II.Если переменная Х содержится в уравнении только во степени, то это уравнение – неполное квадратное.

III. Если переменная Х содержится в уравнении и и степени , то это уравнение – полное квадратное.

IV. Если коэффициент при квадрате переменной равен 1, то это уравнение называют приведённым .

Решение квадратных уравнений

ах2 = 0 , ах2 + вх = 0 , ах2 + с = 0

а , в, с R , а = 0

Неполные квадратные уравнения

1. ах2 + вх = 0

х ( ах + в ) = 0

х = 0 или ах + в = 0

ах = — в

х = - в/а

2. ах2 + с = 0

ах2 = — с

х2 = -с/а

х 1,2 = = квадратный корень из выражения - с/а

3. Данное уравнение можно решить другим способом. Если левую часть удобно представить в виде разности квадратов двух выражений , то её раскладывают на множители 1й степени с помощью формулы сокращённого умножения а2 – в2 = ( а – в ) ( а + в )

ах2 + вх + с = 0 х2 + рх + q = 0

а , в, с, р, q - любые действительные числа , отличные от 0

Полные квадратные уравнения

Некоторые свойства коэффициентов квадратного уравнения.

4. Если а + в + с = 0 , то х1= 1 , х2= с/а

5. Если а – в + с = 0 , то х1=- 1 , х2= — с/а

6. Если левая часть полного квадратного уравнения представима в виде квадрата двучлена , то его рациональнее решить, применяя формулы сокращённого умножения :

а2 - 2ав + в2 = ( а – в ) 2 квадрат разности двух выражений

а2 +2ав + в2 = ( а + в ) 2 квадрат суммы двух выражений

Зависимость между коэффициентами и корнями приведённого квадратного уравнения.

7. Для квадратного уравнения х2 + рх + q =0 , где р , q с R

х1 + х2 = — р

х1 х х2 = q

справедлива теорема Виeта

8. Уравнение вида ах2 + вх + с = 0, где а,в,с с R, а = 0 с чётным коэффициентом в решается по формуле Д1 =( в2)2 – ас

9. При решении уравнения вида ах2 + вх + с = 0 с нечётным вторым коэффициентом находят

Д = в2 – 4 ас.

10.Величина Д = в2 – 4 ас , играющая решающую роль при вопросе о корнях квадратного уравнения, называется дискриминантом квадратного уравнения .

Если Д > 0 , то квадратное уравнение имеет два вещественных , различных корня .

Если Д = 0 , то получается одно решение . В этом случае говорят , что корень двукратный или что корни равны.

Если Д< 0 , то вещественных решений не существует. (это случай комплексных корней или мнимых корней ).

Лист 3.

Представляет собой алгоритм решения квадратного уравнения на конкретном примере уравнения с полным его решением к каждому из десяти представленных видов. Этот лист предназначен для работы со слабыми учащимися.

1. ах2 + вх = 0 Выносим Х за скобки.

х ( ах + в ) = 0

х = 0 или ах + в = 0

ах = — в

х = -в/а

пример: 2х2 – 7х = 0

х ( 2х – 7 ) = 0

х = 0 или 2х – 7 = 0

2х =7

х = 7 : 2

х =3,5

Ответ: 0 ; 3,5

2. ах2 + с = 0

ах2 = — с

х2 = — с/а

пример: 6х2 +18 = 0 6х2 -18 = 0

6х2 = -18 6х2 = 18

х2 = -3 х2 = 3

корней нет два действительных корня

3. ах2 + с = 0 Иногда данное неполное квадратное уравнение удобно решить, представив левую часть в виде разности квадратов двух выражений и применяя формулу С У.

ПРИМЕР:

9х2 – 4 = 0

( 3х – 2 )( 3х + 2 ) = 0

3х – 2 = 0 или 3х + 2 = 0

3х =2 3х =-2

х = 2/3 х = -2/3

ОТВЕТ: - 2/3 ; 2/3.

4. ах2 + вх + с = 0. Полное квадратное уравнение можно решить

Если а + в + с =0, то быстро и правильно , зная свойства коэффициентов

х1 = 1 , х2 =с/а квадратного уравнения.

ПРИМЕР: 15х2 – 19х + 4 = 0

так как 15 – 19 + 4 = 0 ,

то х1 = 1 , х2 =4/15

ОТВЕТ: 1 ; 4/15 .

5. ах2 + вх + с = 0.

Если а — в + с =0, ( или а + с = в )

то х1 =- 1 , х2 =-с/а

ПРИМЕР: 11х2 + 27х + 16 = 0

так как 11 – 27 + 16 = 0

то х1 = — 1 , х2 =- 15/11

ОТВЕТ: -1 ; -15/11 .

6. ах2 + вх + с = 0. Иногда легко заметить , что левая часть уравнения

представляет собой квадрат разности или квадрат суммы

ПРИМЕР: 4х2 — 12х + 9 = 0 двух выражений. Такое уравнение решают, представив

( 2х – 3 )2 = 0 левую часть в виде квадрата двучлена. В таких случаях,

2х – 3 = 0 когда квадратное уравнение будет удовлетворяться

2х = 3 только одним значением неизвестного , мы будем х = 1,5 говорить ,что оно допускает два равных корня.

ОТВЕТ: 1,5

х2 + 24х + 144 = 0

( х + 12 )2 = 0

х + 12 = 0

х = — 12

ОТВЕТ: — 12.

7. х2 + рх + q = 0, Рассмотрим приведённое квадратное уравнение, где р и q – любые числа отличные от нуля. Корни данного уравнения удовлетворяют

теореме Виета, которая имеет вид х1 х х2 = q , х1 + х2 = — р.

Если свободный член q приведённого квадратного уравнения положителен ( q > 0 ), то уравнение имеет два одинаковых по знаку корня и это зависит от второго коэффициента р. Если р > 0 , то оба корня отрицательны , если р 0 — отрицателен.

х2 – 2х — 15 = 0 х2 + 2х — 8 = 0

х1 х х2 = -15 тогда х1 х х2 = — 8 тогда

х1 + х2 = 2 х1 + х2 = -2

х1= 5 , х2 =-3 х1=-4 , х2 =2

ОТВЕТ : 5 ; -3 . ОТВЕТ : - 4 ; 2.

9. ах2 + вх + с = 0. Формула корней квадратного уравнения

2х2 – 5х + 2 = 0 позволяет решить любое квадратное уравнение.

а = 2 , в = -5 , с = 2 Выражение в2 – 4ас называют дискриминантом квадратногоуравнения.

Д = 25 — 4 х 2 х 2 Д = в2 -4 ас, х1,2 = -в +(-) квадратный корень из Д / 2а

Д = 9

х1= 2 х2= 0,5

ОТВЕТ: х1= 2 , х2= 0,5.

10. Применяя формулу корней квадратного уравнения , можно получить Д < 0 ( Д

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология