Автор конспекта:
Автор(ы): — Степанова М.М.

Место работы, должность: —

МБУ лицей №60, учитель физики

Регион: — Самарская область

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — среднее (полное) общее образование

Класс(ы): — Все классы

Предмет(ы): — Физика

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — методическая разработка

Краткое описание ресурса: —

В статье описывается роль дифференцированного метода обучения на уроках физики

Дифференцированный подход в обучении на уроках физики

Учитель физики Степанова М.М.

МБУ лицей №60

Введение

Физику изучает каждый ученик независимо от его наклонностей и увлечений. Физико-математическое образование — важный компонент образования человека, в какой бы области он ни работал. Формирование умственных способностей требует изученияначал всех основных наук.

При организации учебного процесса, приходится учитывать основные характеристики ученика: общие, отличающие человека от всего остального, и индивидуальные, возрастные, групповые (например, особенности в здоровье, общении, познании).

Это связано с дифференцированным подходом и выбором соответствующего стиля взаимодействия педагогов с учащимися.

Намой взгляд, дифференциация обучения— одна изстержневых проблем современной школы. Эффективность дифференцированного подхода, его преимущество передтем, при котором учили всех ивсему одинаково, подтверждается педагогической практикой. Никто уже несомневается внеобходимости ицелесообразности учёта вучебном процессе склонностей испособностей школьников, так как онустраняет перегрузку, способствует возрастанию положительной мотивации кучению, стимулирует большую заинтересованность слабых ребят врезультатах учёбы.

Осуществлять учет индивидуальных особенностей детей необходимо по возрасту, полу, здоровью, скорости мышления и усвоения, типу восприятия и переработки информации, предпочитаемому стилю осуществления обратной связи, склонностям и интересам, степени сформированности мотивационной сферы, темпераменту, уровню умения учиться, уровню знаний, жизненному опыту, коммуникабельности.

При работе в школе приходится сталкиваться с индивидуально-психологическими различиями детей, которые приводят к различиям в результатах учебной деятельности. Все дети очень разные по своим психологическим данным, выделяются следующие группы детей школьного возраста:

· малоспособные детис аномалиями развития задатков, с задержкой психического развития (обучаемость и обученность значительно ниже нормы); такие дети не в состоянии достичь заранее намеченного ЗУН даже за длительное время (составляют до 5 % учащихся; их надо обучать по особой программе с особыми целями);

· педагогически запущенные дети (настолько слабая обученность, что даже хорошая обучаемость не выводит их на возрастную норму достижений; однако, при достаточном времени и средствах эти дети способны усвоить заданный материал; их количество по разным оценкам колеблется в пределах 10 – 40%);

· дети со средним уровнем развития(обучаемость и обученность соответствуют среднестатистической норме; эти дети составляют большинство – 60 – 70%);

· способные, продвинутые в развитииобучаемости (быстро "схватывают") и обученности (много знают) по сравнению со средней возрастной нормой (это основная часть отличников и хорошистов – 5 – 10%);

· одаренные, или талантливые- высший уровень обучаемости, (им по силам то, с чем не могут справиться остальные; могут учиться в высоком темпе; составляют 1-3% учащихся).

Большие коррективы в эту структуру распределения вносят уровень воспитанности детей, социальные условия района, конкретный состав учащихся школы.

Уровневая дифференциация дает реальную возможность каждому ученику использовать право выбора в процессе обучения, выбора своего уровня.

Однако осуществить уровневую дифференциацию довольно сложно, её методическое обеспечение пока ещё очень слабо.

Будучи неновой, эта идея рассматривается сейчас под иным углом зрения: ученикам предъявляются минимальные обязательные требования кусвоению содержания предмета, икаждый изних обязан иметь только соответствующие этим требованиям знания, авесь остальной учебный материал осваивается пожеланию. Однако минимальный объём знаний учитель определяетсам.

Трудно ещё учителю разобраться вметодике проведения занятий, ориентированной наиндивидуальный подход кученикам, например, какой приём оправдывает себя наэтапе усвоения новой информации, при закреплении знаний.

На уроках физики можно использовать индивидуальную и групповую дифференцированные формы учебной деятельности.

  • Индивидуальная работа школьников на уроках физики может организовываться на всех этапах обучения, начиная с этапа объяснения и заканчивая этапами систематизации, обобщения и контроля знаний.
  • Групповую форму организации учебного процесса целесообразно использовать на этапах повторения и обобщения знаний по нескольким темам курса, а также на этапе контроля знаний. При этом работа в группах может определенным образом перестраиваться и видоизменяться в зависимости от того, в каком классе она ведется и какие дидактические задачи решаются.
  • Различают следующие виды групповой деятельности:

    • Кооперативная — разные группы выполняют отдельные части общего задания;
    • индивидуализированная — каждый учащийся выполняет ту часть задания, к которой имеет наибольшую склонность;
    • дифференцированная — состав группы определяется близкими познавательными возможностями учащихся.

    В соответствии с выявленными способностями или интересом учащихся к изучению учебного предмета класс условно разбивается на группы

    · 1 -я группа — учащиеся с низким темпом усвоения материала;

    · 2-я группа — учащиеся со средним темпом усвоения материала;

    · 3-я группа — учащиеся с высоким темпом усвоения материала.

    Деятельность учителя при организации индивидуальной и групповой дифференцированных форм работы состоит в:

  • делении учащихся на группы (по уровню знаний, интересам, способностям);
  • разработке или подборе заданий и программного обеспечения в соответствии выявленными уровнями знаний, интересами, способностями учащихся;
  • оценивании деятельности учащихся.
  • Использование этих форм работы помогает учителю достичь следующих целей.

    Цели дифференцированного обучения:

    для 1-й группыучащихся:

  • Пробудить интерес к предмету путем использования посильных задач, учебных программных средств, позволяющих ученику работать в соответствии с его индивидуальными способностями;
  • ликвидировать пробелы в знаниях и умениях;
  • сформировать умение осуществлять самостоятельную деятельность по образцу;
  • для 2-й группыучащихся:

  • развить устойчивый интерес к предмету;
  • закрепить и повторить имеющиеся знания и способы действий, актуализировать имеющиеся знания для успешного изучения нового материала;
  • сформировать умение самостоятельно работать над задачей или с учебным программным средством;
  • для 3-й группыучащихся:

  • развить устойчивый интерес к предмету;
  • сформировать новые способы действий, умение решать задачи повышенной сложности, нестандартные задачи;
  • развить умение самостоятельно работать над составлением алгоритма или учебным программным средством.
  • Подбор заданий для группового и индивидуального выполнения учитель должен осуществлять с учетом:

  • обязательных результатов обучения;
  • межпредметных связей;
  • практической направленности.
  • Для реализации разноуровневого обучения на проверочных и контрольных работах можно использовать карточки-задания трех уровней:

    А. Первый уровень — задачи на знание и применение прямой формулы или физического закона.

    В. Второй уровень — задачи в два, три действия на определение неизвестной величины из формулы или закона.

    С. Третий уровень — задачи творческого характера, требующие знаний ранее изученного материала и комбинированных действий.

    Например для 8 класса по теме: «Расчет количества теплоты»

    Расчет количества теплоты (А)

    ВАРИАНТ 1

    1. Какое количество теплоты требуется для нагревания стальной детали массой 200 г от 35 до 1235 ° С?

    2. Сколько энергии выделилось при охлаждении куска меди массой 0,6 кг от 272 до 22 °С?

    3. Какое количество теплоты выделится при сжигании 3,5 кг торфа?

    Расчет количества теплоты (В)

    ВАРИАНТ 1

    1. Воду какой массы можно нагреть от 0 до 60 °С, сообщив ей количество теплоты 500 кДж?

    2. Определите, какое количество теплоты потребуется для нагревания смеси из 300 г воды и 50 г спирта от 20 до 70 °С.

    3. Сколько граммов спирта потребуется, чтобы нагреть до кипения 3 кг воды, взятой при температуре 20 °С? Потерями тепла пренебречь

    Расчет количества теплоты (С)

    ВАРИАНТ 1

    1. Определите, какая часть энергии (в %) расходуется на нагревание воды спиртовкой, если для нагревания 100 г воды от 20 до 90 °С сожгли 5 г спирта.

    2. Для ванны необходимо приготовить воду с температурой 36 °С. Из горячего крана смесителя идет вода при температуре 80 °С, а из холодного – при 8 °С. Сколько надо взять горячей воды, чтобы приготовить ванну, если для этого потребуется 196 кг холодной воды?

    3. В калориметр с водой бросают кусочки тающего льда. В некоторый момент кусочки льда перестают таять. Первоначальная масса воды в сосуде 330 г, а в конце процесса масса воды увеличивается на 84 г. Какой была начальная температура воды в калориметре?

    Регулярное использование науроках физики системы специальных разноуровневых задач изаданий, направленных наразвитие умений инавыков, расширяет кругозор школьников, способствует развитию физико-математического мышления, повышает качество подготовленности, позволяет детям более уверенно ориентироваться впростейших закономерностях окружающейих действительности иактивнее использовать свои знания вповседневной жизни.

    Список использованной литературы:

    1. Селевко Г.К. Дифференциация учебного процесса на основе интересов детей. – М.: Педагогика, 2008 г.

    2.В.А.Коровин.Оценка качества подготовки выпускников основной школы пофизике— 4-еизд., стереотип.— М.: Дрофа, 2009.— 104с.

    3. Громцева О.И. Контрольные и самостоятельные работы по физике. 8 класс: к учебнику А.В. Перышкина «Физика. 8 класс» — 2-е изд., стереотип.-М.:Издательство «Экзамен», 2010. – 111, {1} c. (Серия «Учебно-методический комплект»)

    Файлы: Дифференцированный подход в обучении на уроках физики.doc
    Размер файла: 59392 байт.

    Рубрики: Физика Метки:
    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология