Автор конспекта:
Автор(ы): — Шабрукова НП

Место работы, должность: — Марийский государственный университет, кафедра ТОФВ, доцент

Регион: — Республика Марий Эл

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — высшее профессиональное образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)

Класс(ы): — Все классы

Предмет(ы): — Физическая культура

Цель урока: — Ознакомить с динамическими особенностями движений человека

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 50

Используемые учебники и учебные пособия: —

1. Донской, Д.Д. Биомеханика: Учебник для институтов физической культуры / Донской Д.Д., Зациорский В.М. — М.: Физкультура и спорт, 1979.

2. Попов, Г.И. Биомеханика: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / Г.И.Попов.– М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 256 с.

3. Практикум по биомеханике: Учебное пособие для институтов физической культуры / Под ред. И.М. Козлова. — М.: Физкультура и спорт, 1980.

Используемая методическая литература: —

1. Донской, Д.Д. Строение действия (биомеханическое обоснование строения спортивного действия и его совершенствования): Учебно-методическое по­собие для студентов физкультурных вузов и тренеров / Д.Д.Донской. — М.: РГАФК. — 1995.

2. Донской, Д.Д. Расчетно-графические работы по биомеханике: Методические разработки для студентов ГЦОЛИФКа / Донской Д.Д., Зайцева Л.С., Каймин М.А. — М.: ГЦОЛИФК, 1986.

3. Зациорский, В.М. Введение (предмет и история биомеханики): Лекция для студентов ГЦОЛИФКа / В.М. Зациорский. -М.: ГЦОЛИФК, 1990.

4. Зациорский, В.М. Биомеханика двигательного аппарата человека / В.М.Зациор­ский, А.С.Аруин, В.Н. Селуянов. — М.: Физкультура и спорт, 1982.

5. Зациорский, В.М. Биомеханические основы выносливости / В.М.Зациорский, С.Ю.Алешинский, Н.А. Якунин. — М.: Физкультура и спорт, 1982.

6. Коренберг, В.Б. Спортивная биомеханика: Словарь-справочник. Часть II«Биомеханическая система. Моторика и ее развитие. Технические средства и измерения» / В.Б. Коренберг. — Малаховка, 1999.

Краткое описание: — Динамические особенности в движениях человека

Динамические особенности в движениях человека
Силы, приложенные к звеньям тела человека, имеют различное значение. В зависи­мости от того, как направлены силы относительно скорости движущегося тела, различают:
движущие силы, которые совпадают с направлением скорости (попутные) или образуют с ними острый угол и могут совершать положительную работу
тормозящие силы, которые направлены противопо­ложно направлению скорости (встречные) или образуют с ним ту­пой угол и могут совершать отрицательную работу;
отклоняющие силы, перпендикулярные направлению скорости и увеличивающие кривизну траектории;
возвращающие силы, также перпендикулярные на­правлению движения, но уменьшающие кривизну траектории.
Обе последние группы сил величину тангенциальной (каса­тельной) скорости не изменяют.
От соотношения сил, приложенных к каждому звену тела, за­висит и результат их действия.
Тормозящие силы имеются всегда. Если движущие силы боль­ше тормозящих, то их разность — ускоряющая сила — обусловливает увеличение скорости, сообщает телу положитель­ное ускорение. Если нет движущих сил или они меньше тормозящих, то упомянутая выше разность — замедляющая сила — уменьшает скорость, обусловливает отрицательное ускорение (замедление). От соотношения отклоняющих и возвращающих сил зависит дей­ствие поворачивающей силы, изменяющей кривизну траектории. С уменьшением поворачивающей силы траектория выпрямляется, приближаясь к прямолинейной.
Решение задач в теоретической механике характеризуется тем, что стараются все множество сил, приложенных к телу, заменить равнодействующей, если это невозможно — главным вектором (т.е. силой, обусловливающей поступательное движение) и главным моментом (обусловливающим вращательное движение). Для биомеханической системы этот способ решения задачи в качестве основного неприемлем.
Во-первых, тело человека — самодвижущаяся система, в ко­торой передача движения от звена к звену неоднозначна. Следова­тельно, надо разбирать силы, определяющие движение в каждом звене. Во-вторых, у самодвижущихся систем силы, приложенные к многим подвижным звеньям, нельзя заменить равнодействующи­ми: каждое звено движется под действием именно к нему прило­женных сил. При этом не следует отбрасывать действие противо­положно направленных сил, поскольку в биомеханике особенно важна роль каждой силы, ее вклад в движение, задачи совершенст­вования ее использования.
Кроме того, при решении задач в механике стараются отбро­сить внутренние для системы силы: их трудно определять, к тому же они попарно уравновешиваются. В биомеханическом же разбо­ре движений как раз внутренние силы наиболее интересны. Именно они выполняют работу по передвижению самодвижущейся системы тела человека, именно они служат главными управляю­щими силами. Поэтому нужен тщательный разбор функций и соот­ношения всех сил, позволяющий оценить их роль в движениях.
Силы, приложенные к звеньям тела, создают относительно осей суставов моменты. Действие их в основном такое же, как и самих сил, — ускоряющее, замедляющее, поворачивающее. В ко­нечном счете, именно действие этих моментов сил и вызывает из­менение положений тела и изменение движений. Говоря коротко, действие сил вызывает изменение движений. Необходимо только напомнить, что не вся движущая сила обусловливает ускорение, а только ее избыток над тормозящей силой, т. е. ускоряющая сила. Значит, не вся движущая сила совершает работу по передвижению звеньев. Значительная часть работы переходит в механическую энергию деформации и, кроме того, в немеханические формы энер­гии (прежде всего в тепловую).

Файлы: Планирование по физической культуре 1-4 класс.zip
Размер файла: 61982 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология