Автор конспекта:
Автор(ы): — Шабрукова НП
Место работы, должность: — Марийский государственный университет, кафедра ТОФВ, доцент
Регион: — Республика Марий Эл
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — высшее профессиональное образование
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Класс(ы): — Все классы
Предмет(ы): — Физическая культура
Цель урока: — Ознакомить с динамическими особенностями движений человека
Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): — 50
Используемые учебники и учебные пособия: —
1. Донской, Д.Д. Биомеханика: Учебник для институтов физической культуры / Донской Д.Д., Зациорский В.М. — М.: Физкультура и спорт, 1979.
2. Попов, Г.И. Биомеханика: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / Г.И.Попов.– М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 256 с.
3. Практикум по биомеханике: Учебное пособие для институтов физической культуры / Под ред. И.М. Козлова. — М.: Физкультура и спорт, 1980.
Используемая методическая литература: —
1. Донской, Д.Д. Строение действия (биомеханическое обоснование строения спортивного действия и его совершенствования): Учебно-методическое пособие для студентов физкультурных вузов и тренеров / Д.Д.Донской. — М.: РГАФК. — 1995.
2. Донской, Д.Д. Расчетно-графические работы по биомеханике: Методические разработки для студентов ГЦОЛИФКа / Донской Д.Д., Зайцева Л.С., Каймин М.А. — М.: ГЦОЛИФК, 1986.
3. Зациорский, В.М. Введение (предмет и история биомеханики): Лекция для студентов ГЦОЛИФКа / В.М. Зациорский. -М.: ГЦОЛИФК, 1990.
4. Зациорский, В.М. Биомеханика двигательного аппарата человека / В.М.Зациорский, А.С.Аруин, В.Н. Селуянов. — М.: Физкультура и спорт, 1982.
5. Зациорский, В.М. Биомеханические основы выносливости / В.М.Зациорский, С.Ю.Алешинский, Н.А. Якунин. — М.: Физкультура и спорт, 1982.
6. Коренберг, В.Б. Спортивная биомеханика: Словарь-справочник. Часть II«Биомеханическая система. Моторика и ее развитие. Технические средства и измерения» / В.Б. Коренберг. — Малаховка, 1999.
Краткое описание: — Динамические особенности в движениях человека
Динамические особенности в движениях человека
Силы, приложенные к звеньям тела человека, имеют различное значение. В зависимости от того, как направлены силы относительно скорости движущегося тела, различают:
движущие силы, которые совпадают с направлением скорости (попутные) или образуют с ними острый угол и могут совершать положительную работу
тормозящие силы, которые направлены противоположно направлению скорости (встречные) или образуют с ним тупой угол и могут совершать отрицательную работу;
отклоняющие силы, перпендикулярные направлению скорости и увеличивающие кривизну траектории;
возвращающие силы, также перпендикулярные направлению движения, но уменьшающие кривизну траектории.
Обе последние группы сил величину тангенциальной (касательной) скорости не изменяют.
От соотношения сил, приложенных к каждому звену тела, зависит и результат их действия.
Тормозящие силы имеются всегда. Если движущие силы больше тормозящих, то их разность — ускоряющая сила — обусловливает увеличение скорости, сообщает телу положительное ускорение. Если нет движущих сил или они меньше тормозящих, то упомянутая выше разность — замедляющая сила — уменьшает скорость, обусловливает отрицательное ускорение (замедление). От соотношения отклоняющих и возвращающих сил зависит действие поворачивающей силы, изменяющей кривизну траектории. С уменьшением поворачивающей силы траектория выпрямляется, приближаясь к прямолинейной.
Решение задач в теоретической механике характеризуется тем, что стараются все множество сил, приложенных к телу, заменить равнодействующей, если это невозможно — главным вектором (т.е. силой, обусловливающей поступательное движение) и главным моментом (обусловливающим вращательное движение). Для биомеханической системы этот способ решения задачи в качестве основного неприемлем.
Во-первых, тело человека — самодвижущаяся система, в которой передача движения от звена к звену неоднозначна. Следовательно, надо разбирать силы, определяющие движение в каждом звене. Во-вторых, у самодвижущихся систем силы, приложенные к многим подвижным звеньям, нельзя заменить равнодействующими: каждое звено движется под действием именно к нему приложенных сил. При этом не следует отбрасывать действие противоположно направленных сил, поскольку в биомеханике особенно важна роль каждой силы, ее вклад в движение, задачи совершенствования ее использования.
Кроме того, при решении задач в механике стараются отбросить внутренние для системы силы: их трудно определять, к тому же они попарно уравновешиваются. В биомеханическом же разборе движений как раз внутренние силы наиболее интересны. Именно они выполняют работу по передвижению самодвижущейся системы тела человека, именно они служат главными управляющими силами. Поэтому нужен тщательный разбор функций и соотношения всех сил, позволяющий оценить их роль в движениях.
Силы, приложенные к звеньям тела, создают относительно осей суставов моменты. Действие их в основном такое же, как и самих сил, — ускоряющее, замедляющее, поворачивающее. В конечном счете, именно действие этих моментов сил и вызывает изменение положений тела и изменение движений. Говоря коротко, действие сил вызывает изменение движений. Необходимо только напомнить, что не вся движущая сила обусловливает ускорение, а только ее избыток над тормозящей силой, т. е. ускоряющая сила. Значит, не вся движущая сила совершает работу по передвижению звеньев. Значительная часть работы переходит в механическую энергию деформации и, кроме того, в немеханические формы энергии (прежде всего в тепловую).
Файлы: Планирование по физической культуре 1-4 класс.zip
Размер файла: 61982 байт.