Автор конспекта:
Автор(ы): — Комбарова Галина Анатольевна

Место работы, должность: — Серединовский филиал МБОУ Сатинской СОШ, учитель истории

Регион: — Тамбовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)

Класс(ы): — 8 класс

Предмет(ы): — История

Цель урока: —

Раскрыть сущность династического кризиса; рассказать о восстании декабристов на Сенатской площади; показать героизм, благородство, любовь к Отечеству лучших представителей дворянства, впервые в истории сознательно, с оружием в руках поднявшегося против самодержавия; выяснить значение восстания.

Тип урока: — Комбинированный урок

Учащихся в классе (аудитории): — 8

Используемые учебники и учебные пособия: —

Учебник (История России XIXвек А.А. Данилов, Л.Г. Косулина), раздаточный материал, презентация«Династический кризис 1825 года. Восстание декабристов».

Используемое оборудование: —

Компьютер

Краткое описание: — Урок по теме "Династический кризис. Восстание декабристов 1825 г." для 8 класса

1.Организационный момент (мотивация):

Здравствуйте ребята, прежде чем мы приступим к нашему уроку повернитесь пожалуйста друг к другу, улыбнитесь и скажите своему соседу «я желаю тебе на этот урок… (добавьте своё)»

II.Постановка проблемы

Сегодня на уроке вы познакомитесь с одним из самых ярких событий 19 века, о котором в последующем немало писали известные авторы, историки и публицисты. Сейчас мы посмотрим двухминутный фильм, а вы в это время постарайтесь определить, о чём идёт речь, т.к. события, о которых говорится в этом эпизоде, вам очень знакомы и которые произошли ровно 187 лет назад именно в этот день.

III.Актуализация знаний

Итак, тема нашего урока: Династический кризис 1825 г. Восстание декабристов. Ребята, скажите пожалуйста, а что вы уже знаете о восстании декабристов. Ваши знания мы оформим в виде схемы. Исходя из темы урока и тех знаний, которые у вас есть, давайте, вместе с вами, определим цель урока. (я на доске пишу слово цель, а потом рядом по кругу записываю те цели, которые называют ученики).

«Декабристы всегда интересны и вызывают самые серьезные мысли и чувства…» — утверждал Л. Толстой. Я предлагаю через призму исторических источников взглянуть на само восстание декабристов, что они сделали такого, чего до них не решались сделать другие либерально настроенные дворяне, на их поведение во время восстания и после него, и определить наше отношение к высказыванию великого русского писателя.

IV. Изложение нового материала

Учитель:1 сентября 1825 года Александр Iпокинул Петербург и отправился в Таганрог. Простудившись, 19 ноября он скончался. Неожиданная смерть императора вызвала большое волнение в стране. Ведь у Александра I не было детей. Согласно закону о престолонаследии, трон переходил к его бату – великому князю Константину Павловичу.

В 1823 году Константин Павлович, поселившийся в Варшаве, отказался от престола, о чем письменно уведомил Александра I. Царь принял отречение и в особом манифесте назначил своим наследником другого брата – Николая Павловича. Но по непонятной причине Александр Iне стал обнародовать документ и в запечатанном пакете переслал его московскому митрополиту Филарету для хранения в Успенский собор Московского Кремля. Копия, тоже секретно, была передана на хранение в Государственный совет. На всех пакетах с текстом император напечатал: Хранить до моего востребования. А в случае моей кончины раскрыть прежде всякого другого действия.

Сама смерть Александра Iи по сей день остаётся загадкой из истории семьи Романовых.

Существует версия, что с согласия и при поддержке близких людей Александр Iтайно отбыл из Таганрога в Палестину, в Святые места, а затем уже в виде странствующего старца, пилигрима Федора Кузьмича, появился в России, умер в возрасте 87 лет на далёкой лесной заимке близ Томска в ореоле великой святости и всенародного признания.

Известие о смерти императора отправилось из Таганрога и в Петербург, и в Варшаву. Возникла путаница, в Петербурге новым царем считали Константина, а в Варшаве – Николая. 12 декабря был вскрыт пакет с манифестом.

Данной ситуацией, смены власти, воспользовались члены тайных обществ, вынашивавшие планы захвата власти, решили, что сложившаяся обстановка благоприятствует им, и наметили своё выступление на 14 декабря 1825 года.

Учитель:Какой же план вынашивали декабристы и что из этого в итоге получилось?

Работа в группах

1-ая группаопределяет цели выступления декабристов (учебник стр. 60)

2-ая группасоставляет почасовой план восстания декабристов (работа с источником).

3-ая группазнакомится с поведением декабристов на суде (работа с источником). (Известно, что декабристам был свойственен культ дружбы, верность единомышленникам, готовность пойти на смерть ради осуществления общих идеалов. Как вы объясните, что при аресте и на следствии декабристы пренебрегали обязательствами дружбы, товарищества?).

4-ая группазнакомится с ходом следствия и судом над декабристами выясняет историческое значение и последствия восстания декабристов.

Группы представляют свою работу, а результаты работы размещают на доске.

Учитель:Так в чем значение этого восстания, завершившегося полным провалом задуманного?

— Что изменило оно в России?

— Сегодня мы неоднократно обращались к культурному наследию: воспоминания, картины, стихи. Как вы определите роль декабристов в истории и культуре? (Ответы учащихся).Записать значение восстания декабристов в тетрадь.

V. Подведение итогов

Учитель: Решили ли мы проблемы, поставленные в начале урока? (вворачиваемся к целям урока, прописанным на доске).

(Ответы учащихся)

Составление синквейна

VI. Рефлексия Ребята, оцените самостоятельно работы других групп.

VII. Домашнее задание. Написать доклад о дальнейшей судьбе одного из декабристов после суда.

Файлы: РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 8 класс НОВАЯ.docx
Размер файла: 128632 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология