Автор конспекта:
Регион: — Мурманская область

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — основное общее образование

Класс(ы): — 8 класс

Предмет(ы): — Технология

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)

Тип ресурса: — дидактический материал

Краткое описание ресурса: — Дизайн женской одежды (знакомит с различными видами отделки в старших классах).

Пояснительная записка

К программе «Дом – семь «Я»

Программа «Дом – семь «Я». 5-11 классы». Программа экспериментального курса предметной области «Технология» (под редакцией Е.Д. Волоховой. – СПб.: Русский издательский дом, 1997). /Содержание общего образования /министерство образования Российской Федерации/(1-11 классы) М. «Мнемозина», 2002.

Целью курса «Дом – семь «Я» является подготовка человека к жизни в семье. Знания, составляющие основу курса, навыки и умения, формирующиеся в процессе его изучения обеспечат осознание и успешную реализацию различных социальных ролей.

Программа курса «Дом – семь «Я» предназначена для обучения учащихся 5-11 классов и выстроена в двух уровнях: первый уровень – 5-9 классы, второй уровень – 10-11 классы. Основной методической особенностью программы на каждом из уровней является вариативный подход к изучению предложенного курса.

Каждый раздел программы может быть сконструирован учителем самостоятельно, на основе предложенного программой, с учётом:

· количества часов, отведенных учебным планом на преподавание предмета;

· уровня квалификации и мастерство учителя;

· национальных и региональных особенностей расположения образовательного учреждения;

· возможностей материально-технической базы образовательного учреждения;

· желания самого обучающегося, которое реализуется через спектр индивидуальных творческих проектов, предусмотренных каждым из разделов программы.

Первый уровень

Соответствует неполной средней школе (5-9 класс)

Эта программа является базовой и включает в себя обучение по трём блокам:

· «Культура питания»,

· «Изготовление одежды»,

· «Мой уютный дом»

Культура питания

Чтобы правильно построить питание одного человека, семьи, необходимо понимать роль питания и назначение пищи.

Блок программы «Культура питания» ставит своей целью познакомить учащихся не только с искусством приготовления различных блюд, он даёт возможность на базе интересной жизненно необходимой практики познакомить школьников с различными питательными веществами, продуктами, в которых привычки содержатся эти вещества, и как связано с ним состояние человека.

Блок «Культура питания» знакомит учащихся с понятием усвояемости пищи и её зависимости как от состояния отдельных питательных веществ в составе пищевых продуктов, так и от кулинарной обработки пищи и ее оформления.

Программа состоит из девяти разделов:

· Наши помощники на кухне (бытовая техника, приспособления, инвентарь, посуда);

· Как правильно есть и пить;

· Стол в будни и праздники;

· Технология приготовления пищи;

· Питание и здоровье;

· Питание и красота;

· Детское питание;

· Национальная кухня;

· Экология питания;

· Экономика на столе.

Мой уютный дом

Дом, квартира – это не только площадь, на которой живет семья, это важнейшее условие жизни ее единым дружным коллективом. Каждый человек индивидуален. Он имеет отличное от других физическое и психическое здоровье, привязанности, увлечения, вкус. Умение их уважать и сочетать с другими людьми обеспечивает мир и взаимное уважение в семье. Ее тепло и уют.

Блок программы «Мой уютный дом» и предполагает для изучения 5-9 классов следующие разделы:

· Семья;

· Этика семейных отношений;

· Искусство домашнего менеджмента;

· Значение жилища для человека;

· Экология жилища;

· Дизайн, и др.

Программой предусмотрено научить обучающихся созданию комфортных условий проживания всех членов семьи. Этому же способствует знакомство их с функциональными особенностями помещений в квартире, умением создать уют, поддерживать чистоту и порядок в доме.

Знакомство с народными традициями, обычаями, различными видами декоративно-прикладного искусства будут способствовать развитию эстетического вкуса, творческого мышления учащихся, сформируют умения обустройства дома каждого человека с позиции его неповторимости, придания ему индивидуального стиля.

Особую ценность этого блока программы составляет индивидуальный проект, который выполняется каждым учащимся. Его реализация начинается с изучения собственной семьи (интересов, вкусов, увлечений, здоровья и т.д. каждого из членов семьи), и заканчивается разработкой интерьера жилого помещения – своей квартиры и всех его функциональных компонентов (прихожая, туалетная и ванная комнаты, кухня, жилые комнаты, балкон или лоджия и д.р.). При этом важнейшими критериями успешной реализации проекта являются приемлемость и создание уюта и тепла для каждого члена семьи. Этот проект связывает в

единую образовательную цепочку обучение с 5-го по 9-й класс

Пояснительная записка

К программе «Дом – семь «Я»

Программа «Дом – семь «Я». 5-11 классы». Программа экспериментального курса предметной области «Технология» (под редакцией Е.Д. Волоховой. – СПб.: Русский издательский дом, 1997). /Содержание общего образования /министерство образования Российской Федерации/(1-11 классы) М. «Мнемозина», 2002/

Целью курса «Дом – семь «Я» является подготовка человека к жизни в семье.

Программа курса «Дом – семь «Я» предназначена для обучения учащихся 5-11 классов и выстроена в двух уровнях. Первый уровень 5-9 классы состоит из блоков:

· «Культура питания»,

· «Изготовление одежды»,

· «Мой уютный дом»

«Культура питания». Блок программы ставит своей целью познакомить обучающихся не только с искусством приготовления различных блюд, он дает возможность познакомить обучающихся с различными питательными веществами, продуктами, в которых содержатся эти вещества, и как связано с ними состояние здоровья человека. Блок «Культура питания» знакомит обучающихся с понятием усвояемости пищи и ее зависимости как от состояния отдельных питательных веществ в составе пищевых продуктов, так и от кулинарной обработки пищи и ее оформления.

Программа состоит из нескольких разделов:

· Наши помощники на кухне (бытовая техника, приспособления, инвентарь, посуда);

· Как правильно есть и пить;

· Стол в будни и праздники;

· Технология приготовления пищи;

· Питание и здоровье;

· Питание и красота;

· Детское питание;

· Национальная кухня;

· Экология питания;

· Экономика на столе.

«Изготовление одежды». Блок программы включает в себя следующие тематические разделы:

· Вводное занятие (знакомство с программой, молодежной и подростковой модой).

· Материаловедение (знакомство с ассортиментом тканей и их составом, свойствами и уходом за изделиями из них).

· Швейная машина (знакомство со швейной универсальной машиной с электрическим приводом, устройством, регулировкой, устранением незначительных неполадок, уходом).

· Обработка деталей и узлов (обработка технологических узлов, разного уровня сложности, соответствующий уровню определенного класса, который, может быть использован при пошиве изделия).

· Дизайн женской одежды (знакомит с различными видами отделки в старших классах).

· Конструирование и моделирование (снятие мерок, определение размера по шкале из журнала «Бурда Моден», переснятие выкройки и корректировка с элементами моделирования).

· Разработка проекта и изготовление швейных изделий (пошив изделия в соответствии с программой или индивидуальных возможностей обучающихся).

· Просмотр творческих проектов (оценка изделия с учетом эстетических и утилитарных качеств, а также качества пошива изделия).

· Лексикон моды (знакомство со значением названий тканей, одежды, аксессуаров, историей их возникновения).

· Индивидуальный стиль (знакомит с типами фигур и их особенностями, умением подчеркнуть достоинства и скрыть недостатки за счет фактуры, ткани, цвета, рисунка, пропорций и фасона).

«Мой уютный дом». Блок предлагает для изучения следующие разделы:

· Семья.

· Этика семейных отношений.

· Искусство домашнего менеджмента.

· Значение жилища для человека.

· Экология жилища.

· Дизайн, и др.

Задача этого блока – научить обучающихся созданию комфортных условий проживания всех членов семьи. Этому же способствует знакомство их функциональными особенностями помещений в квартире, умением создать уют, поддерживать чистоту и порядок в доме.

Рукоделие. Обучение по блоку модульной программы декоративно-прикладного искусства – вышивке. Предусматривает изготовление изделия с вышивкой с предварительным изучением технологии выполнения основных стежков и швов на его основе.

Вышивкаодин из самых распространенных видов декоративно-прикладного искусства.

Цель:

· Сформировать у учащихся знания и умения по вышивке.

· Обучить выполнять задание по образцу и переносить знания, умения в новую ситуацию.

· Научить самостоятельно оценивать результаты работы.

· Воспитывать интерес к культуре и искусству других народов.

· Воспитывать эстетические взгляды, творческое начало личности.

· Развить сенсорные и моторные навыки учащихся.

Основной целью программы «Дом – семь «Я» является подготовка обучающихся к самостоятельной трудовой жизни и к жизни в семье. В отличие от других программ, основной упор делается не на формирование простого исполнителя, а на творческое развитие личности обучающихся. Обучающийся должен не только освоить необходимые политехнические знания и умения, но и научиться искать и находить объекты их практического применения в области обработки и преобразования различных материалов и информации.

Это предполагает умение найти также оригинальные идеи, решения поставленных задач, планировать, организовывать и выполнять работу, оценивать промежуточные и окончательные результаты, корректировать свою деятельность, выявлять оптимальные условия реализации изделий. Все это имеет большое значение для осознанного профессионального самоопределения школьников, воспитания трудолюбия, предприимчивости, выработки навыков совместной деятельности, чувства ответственности, культуре поведения и общения.

Программа «Дом – семь «Я» призвана также реально способствовать всестороннему развитию личности обучающихся, включая его в основные сферы взаимодействия человека с природой и обществом, прививая, в том числе и первоначальные жизненно необходимые знания и умения вести домашнее хозяйство и экономику семьи.

В результате проектной деятельности выполняются и осваиваются не только конкретные трудовые действия, но и решаются разнообразные конструкторско-технологические и технические задачи, возникающие в ходе выполнения проектов, анализируя факторы, влияющие на конструкцию, форму и дизайн моделей изделий. Стимулируется творческий потенциал.

Проект – это выполнение изделия, конечный результат, отражение технологических знаний и умений приобретенных на уроках технологии. Проектная деятельность имеет свои особенности и включает следующие этапы:

Поисково-конструкторский

· Поиск и анализ проблемы или темы предложенного проекта (объекта труда модели, изделия).

· Сбор, изучение и обработка информации по проекту.

· Планирование этапов проектной деятельности.

· Составление конструкторской и технологической документации (последовательности).

Технологический

· Практическая реализация проекта, подбор материалов и инструментов, приспособлений и оборудования.

· Выполнение тренировочных упражнений, технологических операций.

· Контроль качества при выполнении изделия, операций, самоконтроль и взаимоконтроль.

· Соблюдение технологической дисциплины, культуры труда.

· Внесение изменений (при необходимости) в конструкцию и технологию.

Заключительный

· Оценка качества проекта (изделия).

· Защита проекта (обоснование выбора).

· Изучение возможностей использования результатов проектной деятельности, реального спроса на рынке товаров, участие в конкурсах и выставках проектов.

Литература к блоку

«Дом – семь «Я»

1. Журналы «Бурда Моден»

2. Бурова С.Н. Будущая жена и мать.- Мн., 1986.

3. Венедиктова В.И. О далекой этике и этикете.- М., 1994.

4. Выдмухова Б. Ева всегда молода. — М.; Физкультура и спорт, 1979.

5. Гольдин В.Е. Речь и этикет.- М.; Просвещение, 1983.

6. Горбатовский В.В., Мамин Р.Г., Рыбальский Н.Г. Экология жилища. – М.,1995.

7. Гребенщикова И.В. Этика и психология семейной жизни. – М., 1984.

8. Дюнн М. Все о детской вечеринке. – М.; Центр «ПРО», 1995.

9. Ерзинкова Н.В. Свой дом украшу я сама. – Мн., 1992.

10. Игнатович Н.И., Рыбальский Н.Г., Что нужно знать о твердых бытовых отходах. – М., 1995.

11. Качановская О.Н. Книга для девочек. – М.; Колос, 1995.

12. Кон И.С. Психология старшеклассника. – М., 1982.

13. Коноплева Н.П. Хозяйка в доме. – М., 1993.

14. Лихачева Л.С. Школа этикета. – Екатеринбург; Средний Урал, 1995.

15. Лом И.М. Правила хорошего тона, — Тула: Изд-во ТОО «Ариель», 1993.

16. Лыба С. Прием гостей. – М.: Изд-во НПО «Ориус», 1992.

17. Лэндерт Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. – М.: Международная педагогическая академия, 1994.

18. Медведев Г.П. Взрослые дети. – Ростов – на – Дону, 1981.

19. Мозур Г.М., РостовскийВ.С., Прокопенко И.П. Секреты праздничного стола. – К.: Урожай, 1994.

20. Молодежь: будущее России. – М., 1995.

21. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. – М., 1984.

22. Смелова З.С. Азбука общения. – Самара, 1994.

23. Тимощенко Л.Н. Воспитание старшеклассниц. – М., 1983.

24. Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. В семье сын и дочь. – М., 1985.

25. Экологическая азбука. – М.; Изд-во МНЭПУ. 1995.

26. Юдин А.М. Химия в нашем доме, — Химия, 1990.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология