Автор конспекта:
Автор(ы): — Салей Ирина Александровна

Место работы, должность: — МАОУ «Гимназия №1 МО «Ахтубинский район» зам. директора по УВР, учитель русского языка и литературы

Регион: — Астраханская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 5 класс

Предмет(ы): — Литература

Цель урока: —

Предметные Обучающиеся осознают значимость чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития;

формируют потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога; участвуют в обсуждении прочитанного;

формируют умения воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

Метапредметные Обучающиеся приобретают умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, строить логическое рассуждение и делать выводы;

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях.

Личностные.Обучающиеся приобретают социальный опыт, позволяющий им ориентироваться в окружающем мире, взаимодействовать с ним;

решают моральные проблемы на основе личностного выбора.

Учащихся в классе (аудитории): — 28

Используемые учебники и учебные пособия: —

Ланин Б.А., Устинова Л.Ю., Шамчикова В.М. и др. Литература 5 класс Учебник (в двух частях)

Используемое оборудование: —

Компьютер с выходом в интернет, проектор, экран

Используемые ЦОР: —

Фоновая презентация,

http://slov.com.ua                         

http://www.synonymizer.ru

http://maps.yandex.ru

Краткое описание: — Литература 5 класс урок-размышление «Добреет человек или не добреет?» по рассказу Ф. Искандера «Мальчик и война».

Урок литературы в 5 классе по рассказу Ф.Искандера «Мальчик и война»

Решаемые

учебные проблемы:

реализация домашнего задания;

формулировка целей урока;

создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи;

работа со схемой;

постановка проблемных вопросов с последующим ответом на них;

аналитическая работа с текстом;

работа в группах

(Группы созданы учителем, каждой группе вручен конверт с заданием, в конце работы оценочный лист. Группы работают с текстом учебника, страницы указаны, используют компьютер с выходом в интернет );

составление кластера;

рефлексия;

домашнее задание(творческое, по выбору учащихся)

Задание прошлого урока: прочитать рассказ Ф.Искандера «Мальчик и война», оформить карточки-раскраски цветом-ассоциацией с прочитанным дома рассказом; Словарь: тёплые люди, счастливая случайность, мародёр, космическая тоска, пессимист

Термины: рассказ, эпиграф, афоризм, цитата

Ход урока: дети прикрепляют на доску карточки с выполненным домашним заданием

Фоновая презентация

На доске: надпись и схема

Ф.Искандер «Мальчик и война»

?

  • Ребята, дома вы прочитали рассказ Ф.Искандера «Мальчик и война» и раскрасили карточки в цвета, ассоциирующие впечатление от прочитанного вами. Посмотрите, какие цвета преобладают. Что символизируют эти цвета?
  • Прочитав рассказ дома, вы разглядели то, что на поверхности, я думаю, мы, работая вместе , откроем тот глубинный смысл, который вложил в короткий рассказ Фазиль Искандер.

Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи:

В 90-е гг в 5 класс, в котором я работала, пришла новенькая, девочка-беженка, грузинка, с необычным для нас именем Додо. Мы познакомились, и урок продолжился. Весь урок на меня смотрели пронзительные глаза ребёнка, бежавшего от войны. Когда прозвенел звонок, ребятишки высыпали беззаботной гурьбой из класса, девочка подошла ко мне и сказала: «Учительница, спасибо за урок!»

Как вы думаете, почему девочка поблагодарила за урок? (Это был обычный урок, и ребёнок благодарил не за его качество, а за возможность сидеть за партой, а не под партой, вести обыкновенную мирную жизнь, без ужасов войны. Ребёнок оценил то, что для нас было обыденным, не существенным. Война внесла свои коррективы)

Как эта ситуация связана с рассказом Ф.Искандера «Мальчик и война»? (Рассказ о войне зацепил мальчика и заставил задуматься о жизни)

На доске схема, какие общие слова, мы впишем под стрелками?(урок (жизненный), война).

Почему в центре схемы – человек? Почему (знак -?)?(Всё в литературе о человеке, его проблемах, его представлениях о мире)

На какие две части мы можем условно разделить рассказ: (использование слайдов фоновой презентации) война (рассказ Аслана и его сына Валико), поиск ответа на вопрос мальчика « Добреют люди или не добреют?»

Ключевые эпизоды 1 части:(использование слайдов фоновой презентации) мирная жизнь народов Абхазии, рассказы Валико и Аслана: случай с гвардейцами, мародёры, жизнь и смерть доктора Георгия.

Ключевые эпизоды 2 части:(использование слайдов фоновой презентации) старуха-нищенка, кормившая собак, — «ответ» на вопрос.

Задания группам. Страницы указаны.

1 группа: страница 277

1. Используя интернет- ресурсы, найдите Москву, Абхазию, Гагры.

2.Как жили народы Абхазии? Чем их жизнь отличалась от столичной?

3.Какие оценочные слова использует автор, чтобы передать прелести мирной жизни народов Абхазии?

4.Нравилась ли мальчику эта жизнь?

5.Какие вопросы он задаёт себе, узнав о войне в Абхазии?

6.Каким вы представили себе героя рассказа? Нарисуйте его словесный портрет.

2группа: страницы 277-278

1.Рассказ Валико о пленных грузинских гвардейцах.

2. Какими качествами характера обладает этот герой рассказа?

3.Почему он «достал обоих автоматной очередью»?

4. Каким вы увидели Валико, нарисуйте его словесный портрет.

5.Используя интернет-ресурсы, объясните значения слов лихой таксист, шарахнуло, гвардейцы. (Толково-фразеологический словарь Михельсона. Толковый словарь Даля http://slov.com.ua http://www.synonymizer.ru )

3группа: страницы 278-280

1.Пользуясь интернет-ресурсами, объясните значение слова мародёры. (Толково-фразеологический словарь Михельсона. http://slov.com.ua http://www.synonymizer.ru )

2.Почему Валико пустил очередь по своим, да ещё и мирным гражданам? Что возмутило его?

3.Как ведёт себя Валико с приехавшими родственниками раненого парня? Почему выходит с гранатами, а не с автоматом?

4.Как к нему отнеслись эти люди, подтвердите словами текста.

5.Придумайте диалог, который мог состояться между парнем-мародёром и его родственниками после общения с Валико.

6. Как вы понимаете смысл фразы счастливая случайность?

4группа: страницы 280-283

1.Почему у мальчика ёкнуло сердце, когда он узнал о гибели доктора Георгия?

2.Каким человеком был доктор Георгий?

3.Чем примечателен случай с вором в автобусе? Какая фраза, сказанная доктором по этому поводу, могла бы стать эпиграфом к нашему уроку?

4.Посмотрите, какая интересная деталь, автор не показывает читателю доктора Георгия, а показывает поступки людей, связанных с ним: соседки, экскаваторщика, Аслана. Как ведут себя эти люди? (они ведут себя по-разному: соседка переживает, ей жаль доктора, понимает, что он обречен и она беспомощна предотвратить это; экскаваторщик – корыстный человек; дядя Аслан отдаёт все деньги, чтобы предать земле тело хорошего человека)

5.Какое впечатление произвёл на мальчика рассказ о гибели доктора Георгия?

6.Киким предстал перед ним мир взрослых?

5группа: страницы 283-286

1.Как изменился мальчик после ночи, потрясшей его, ошеломившей его? Найдите и зачитайте портрет мальчика. Что значит космическая тоска?

2.В чём видит отец причины такой перемены в сыне?

3. Какие вопросы волнуют мальчика?

4.Используя интернет-ресурсы, узнайте значение слова пессимист. Какую мысль мальчика отец считает пессимистичной? (Толково-фразеологический словарь Михельсона. Толковый словарь Даля http://slov.com.ua http://www.synonymizer.ru )

5.Как отец пытается развеять мысли сына: «Как-то противно жить, если не знать, что люди постепенно добреют».

6. На примере чьих жизней и отец, и сын приходят к выводу, что «добро сильней»?

Обратимся к схеме, составленной нами в начале урока, скажите, работая в группах над заданиями, слушая ответы товарищей, что вы поняли о человеке: меняется ли он, что меняет его и каждый ли способен измениться? Меняются ли герои рассказа, если да, то кто и как?

Составляем кластер, записываем ответы учащихся. Как итог слова Л.Н.Толстого:

Мне очень нравится запись, сделанная Л. Н. Толстым в дневнике в 1898 г.: «Одно из самых обычных заблуждений состоит в том, чтобы считать людей добрыми, злыми, глупыми, умными. Человек течёт, и в нём есть возможности: был глуп, стал умён, был зол, стал добр, и наоборот»

Все великие перемены в жизни одного человека, а также и всего человечества, начинаются и совершаются в мысли. Для того, чтобы могла произойти перемена чувств и поступков, должна произойти прежде всего перемена мысли.

Перед вами карточки и цветные карандаши, выберете цвет, который соответствует вашему восприятию рассказа после работы в группе, в классе.

Заполните лист оценки.

Домашнее задание (творческое по выбору учащихся):

Ответьте на вопрос: «Почему рассказ Ф. Искандер назвал «Мальчик и война»?»

Напишите письмо мальчику, попытайтесь объяснить, что «добро сильней».

Придумайте историю женщины-нищенки.

Составьте цитатник умных фраз, которыми вы могли бы руководствоваться в жизни.

Технологическая карта урока

Общая часть.

Предмет: литература

Класс: 5

Тема урока: «Добреет человек или не добреет?» по рассказу Ф. Искандера «Мальчик и война».

Тип урока: урок-размышление

Планируемые

образовательные результаты: предметные, метапредметные, личностные.

Предметные Обучающиеся осознают значимость чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития;

формируют потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога; участвуют в обсуждении прочитанного;

формируют умения воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

Метапредметные Обучающиеся приобретают умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, строить логическое рассуждение и делать выводы;

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях.

Личностные.Обучающиеся приобретают социальный опыт, позволяющий им ориентироваться в окружающем мире, взаимодействовать с ним;

решают моральные проблемы на основе личностного выбора.

Решаемые

учебные проблемы:

реализация домашнего задания;

формулировка целей урока;

создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи;

работа со схемой;

постановка проблемных вопросов с последующим ответом на них;

аналитическая работа с текстом;

работа в группах

(Группы созданы учителем, каждой группе вручен конверт с заданием, в конце работы оценочный лист. Группы работают с текстом учебника, страницы указаны);

составление кластера;

рефлексия;

домашнее задание(творческое, по выбору учащихся)

Основные понятия, изучаемые на уроке: рассказ, эпиграф, афоризм, цитата, оценочная лексика

Вид используемых на уроке средств ИКТ: ресурсы сети Интернет

Методическое назначение средств ИКТ: информационно-поисковое

Аппаратное и программное обеспечение:

Образовательные интернет-ресурсы: Каталог образовательных ресурсов сети Интернет

Организационная структура урока

Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Приветствие, проверка подготовленности, организация внимания.

Постановка учебных задач.

Самоопределение обучаемого к выполнению образовательной деятельности

Длительность этапа

4 мин

Основные виды учебной деятельности,

направленной на формирование данного образовательного результата

Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи

Методы обучения

Словесные

Средства ИКТ для реализации данного

вида учебной деятельности

-

Форма организации деятельности

учащихся

Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему.

Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания.

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

Функция, роль учителя на данном этапе

Организовывает погружение в проблему.

Основные виды деятельности учителя

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.

Выдвигает проблему.

Создает эмоциональный настрой.

Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи.

Формирование конкретного

образовательного результата, группы результатов

Длительность этапа

Совместное исследование проблемы.

Поиск решения учебной задачи.

4 мин

Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата

Работа со схемой, аналитическая работа с текстом (рассказ Ф. Искандера «Мальчик и война»)

Методы обучения

Частично-поисковый

Средства ИКТ для реализации данного

вида учебной деятельности

-

Форма организации деятельности

учащихся

Коллективная. Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения. Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий. Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения

Функции, роль учителя на данном этапе

Организатор

Основные виды деятельности учителя

Побуждает к высказыванию своего мнения.

Отмечает степень вовлеченности учащихся
в работу на уроке.

Этап 3. Практикум

Формирование конкретного образовательного результата/группы результатов

Конструирование способа действия, решения частных задач

Длительность этапа

15 мин

Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата

Работа с учебником, интернет-ресурсами

Методы обучения

Поисковые

Средства ИКТ для реализации данного вида учебной деятельности

http://slov.com.ua

http://www.synonymizer.ru

http://maps.yandex.ru

Формы организации деятельности учащихся

Коллективная. Работа в группах. Учащиеся работают с карточками, в которых даны рекомендации и задания. Участвуют в обсуждении содержания материала. Осуществляют самоконтроль.

Функции/роль учителя на данном этапе

Организатор, наблюдатель

Основные виды деятельности учителя

Организует учебное взаимодействие учеников (группы) и следующее обсуждение составленных моделей

Этап 4. Проверка полученных результатов. Коррекция.

Длительность этапа

15 мин

Виды учебной деятельности для проверки

полученных образовательных результатов

Выступление обучающихся.

Кластер.

Средства ИКТ для реализации видов

учебной деятельности

http://slov.com.ua

http://www.synonymizer.ru

http://maps.yandex.ru

Методы контроля

Заполнение учащимися оценочных карт

Способы коррекции

Исправляют , дополняют ответы учащихся

Форма организации деятельности

учащихся

Коллективная

Функции, роль учителя на данном этапе

Координатор и контролёр

Основные виды деятельности учителя

Организует:

  • взаимопроверку;
  • коллективную проверку;
  • оценочные высказывания обучающихся;

Даёт качественную оценку работы класса и отдельных учащихся

Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание

Рефлексия по достигнутым или

недостигнутым образовательным результатам

Сообщение учителя, подведение итогов самими учащимися. Работа с карточками.

Обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания (творческого, по выбору)

2мин.( ± 5мин, если урок 45 мин)

Файлы: Презентация4.pptx
Размер файла: 3271166 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология