Автор конспекта:
Автор(ы): — Корниенко Галина Владимировна

Место работы, должность: — Учитель

Регион: — Ставропольский край

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 11 класс

Предмет(ы): — Биология

Цель урока: —

Задачи урока: показать родство человека с животными на основе сравнения, объяснить качественное отличие человека от животных, подвести к выводу, что человек сформировался под воздействием биологических и социальных факторов эволюции; показать как теория эволюции объясняет процессы формирования признаков вида «Человек разумный».

Развивать способность критически рассматривать факты, теории; навыки самостоятельной исследовательской деятельности (выдвижение гипотез, подбирать материал, подтверждающий высказанные гипотезы), делать выводы на основании полученной информации.

Формировать эмоциональное отношение к живой природе.

Тип урока: — Урок обобщения и систематизации знаний

Используемые учебники и учебные пособия: —

Захаров М.Ю.

Используемое оборудование: —

таблицы, рисунки, модели головного мозга разных классов хордовых: рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих, скелет человека

Краткое описание: — урок обобщения и систематизации знаний

Ресурс для профильной школы: — Ресурс для профильной школы

Ход урока.

1. Мы приступаем к изучению чрезвычайно интересного раздела « Происхождение человека».

Несмотря на обилие гипотез о том, как обезьяна стала человеком, эта загадка природы все еще не раскрыта. Дело, как мне кажется, в недостаточно корректной постановке вопроса, приводящей к ответам с неправильно выстроенными причинно- следственными связями. Имеется в виду неизбежное, но неумышленное выстраивание логических заблуждений, когда события, в лучшем случае вероятные, выдаются за неизбежные. Чтобы приблизится к истине, следует понять, не почему, а как это удалось сделать природе, каким образом можно достичь результата. Попробуем применить такой подход к анализу хотя бы ранних этапов эволюции человека.

Для начала обратимся к базовым для антропологии дисциплинам — палеонтологии, основам микроэволюции, сравнительной генетике

. Если все время существования Земли ( 4,5миллиардов лет) уподобить одной неделе, и даже меньшему периоду – взять только 6 дней, с понедельника по субботу,

то события на Земле развивались бы следующим образом

.

В понедельник в 0 часов возникла планета. Во вторник ничего особенного не произошло. В среду в атмосфере началось накопление кислорода. Это событие повлекло за собой гибель анаэробов, целого мира живых существ, составлявших то, что биологи называют бактериосферой. В среду в 14 ч. Возникли эквариотные организмы, к которым имеем честь принадлежать и мы. Но тогда это были организмы одноклеточные, очень далекие от растений и животных.В пятницу опять же никаких примечательных событий не произошло. В субботу утром наблюдатели отметили бы появление позвоночных животных, прежде всего рыб, ближе к вечеру-появление млекопитающих. В субботу вечером вымирают динозавр ( это событие случилось 65 млн. лет тому назад).В субботу, всего за четверть часа до наступления воскресенья, появляется человек. Таким образом, участие человека в процессах, которые определили облик жизни на Земле, ничтожно мало.

Как говорил персидский философ и поэт О. Хайям

Я пришел – не прибавилась небу краса,

Я ушел — так же будут цвести небеса…

Каково же происхождение человека? Как он появился на Земле? По этому поводу существует множество мнений. Накопление научных данных, особенно в последние годы, когда были расшифрованы геномы человека и многих организмов, позволило построить и обосновать теорию происхождения человека от животных. Сегодня мы рассмотрим доказательства происхождения человека от животных, лежащих в основе этой теории.

Изучение нового материала.

1. Положение человека в системе живой природы.

2. Особенности человеческого организма.

3. Доказательства родства с животными.

4. Ч. Дарвин о происхождении жизни.

5. Тест.

6. Дом. Зад.

Прилагается презентация к уроку.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология