Автор конспекта:
Автор(ы): — Корниенко Галина Владимировна
Место работы, должность: — Учитель
Регион: — Ставропольский край
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 11 класс
Предмет(ы): — Биология
Цель урока: —
Задачи урока: показать родство человека с животными на основе сравнения, объяснить качественное отличие человека от животных, подвести к выводу, что человек сформировался под воздействием биологических и социальных факторов эволюции; показать как теория эволюции объясняет процессы формирования признаков вида «Человек разумный».
Развивать способность критически рассматривать факты, теории; навыки самостоятельной исследовательской деятельности (выдвижение гипотез, подбирать материал, подтверждающий высказанные гипотезы), делать выводы на основании полученной информации.
Формировать эмоциональное отношение к живой природе.
Тип урока: — Урок обобщения и систематизации знаний
Используемые учебники и учебные пособия: —
Захаров М.Ю.
Используемое оборудование: —
таблицы, рисунки, модели головного мозга разных классов хордовых: рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих, скелет человека
Краткое описание: — урок обобщения и систематизации знаний
Ресурс для профильной школы: — Ресурс для профильной школы
Ход урока.
1. Мы приступаем к изучению чрезвычайно интересного раздела « Происхождение человека».
Несмотря на обилие гипотез о том, как обезьяна стала человеком, эта загадка природы все еще не раскрыта. Дело, как мне кажется, в недостаточно корректной постановке вопроса, приводящей к ответам с неправильно выстроенными причинно- следственными связями. Имеется в виду неизбежное, но неумышленное выстраивание логических заблуждений, когда события, в лучшем случае вероятные, выдаются за неизбежные. Чтобы приблизится к истине, следует понять, не почему, а как это удалось сделать природе, каким образом можно достичь результата. Попробуем применить такой подход к анализу хотя бы ранних этапов эволюции человека.
Для начала обратимся к базовым для антропологии дисциплинам — палеонтологии, основам микроэволюции, сравнительной генетике
. Если все время существования Земли ( 4,5миллиардов лет) уподобить одной неделе, и даже меньшему периоду – взять только 6 дней, с понедельника по субботу,
то события на Земле развивались бы следующим образом
.
В понедельник в 0 часов возникла планета. Во вторник ничего особенного не произошло. В среду в атмосфере началось накопление кислорода. Это событие повлекло за собой гибель анаэробов, целого мира живых существ, составлявших то, что биологи называют бактериосферой. В среду в 14 ч. Возникли эквариотные организмы, к которым имеем честь принадлежать и мы. Но тогда это были организмы одноклеточные, очень далекие от растений и животных.В пятницу опять же никаких примечательных событий не произошло. В субботу утром наблюдатели отметили бы появление позвоночных животных, прежде всего рыб, ближе к вечеру-появление млекопитающих. В субботу вечером вымирают динозавр ( это событие случилось 65 млн. лет тому назад).В субботу, всего за четверть часа до наступления воскресенья, появляется человек. Таким образом, участие человека в процессах, которые определили облик жизни на Земле, ничтожно мало.
Как говорил персидский философ и поэт О. Хайям
Я пришел – не прибавилась небу краса,
Я ушел — так же будут цвести небеса…
Каково же происхождение человека? Как он появился на Земле? По этому поводу существует множество мнений. Накопление научных данных, особенно в последние годы, когда были расшифрованы геномы человека и многих организмов, позволило построить и обосновать теорию происхождения человека от животных. Сегодня мы рассмотрим доказательства происхождения человека от животных, лежащих в основе этой теории.
Изучение нового материала.
1. Положение человека в системе живой природы.
2. Особенности человеческого организма.
3. Доказательства родства с животными.
4. Ч. Дарвин о происхождении жизни.
5. Тест.
6. Дом. Зад.
Прилагается презентация к уроку.