Автор конспекта:
Автор(ы): — Иванова Татьяна Борисовна

Место работы, должность: —

МБОУ "Карлыганская средняя общеобразовательная школа им.К.А.Андреева", заместитель директора по УВР

Регион: — Республика Марий Эл

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — все уровни образования

Предмет(ы): — Внеклассная работа
Предмет(ы): — Внешкольная работа
Предмет(ы): — История
Предмет(ы): — Родной язык

Целевая аудитория: — Все целевые аудитории

Тип ресурса: — другой тип

Краткое описание ресурса: —

История Карлыганской школы со времени открытия и по сегодняшний день

МБОУ «Карлыганская средняя общеобразовательная — школа им. К.А.Андреева»,
заместитель директора по учебно-воспитательной работе Иванова Т.Б.
— Андреев К.А. Карлыганская школа: вчера, сегодня, завтра.
Одним из нестабильных в этническом отношении мировых регионов является Россия, где традиционно проживают 150 народов и народностей. Это число заметно выросло в 90-ые годы за счет притока из бывших республик СССР беженцев, ищущих работу в российских городах и селах. Повышение уровня полиэтничности в сочетании с глубоким социально-экономическим кризисом, обнищанием значительной части населения, неустроенности его жизни и подъемом националистических настроений среди коренных жителей усиливают нестабильность общества, создают взрывоопасную обстановку, что угрожает целостности страны. Растущее осознание мировой общественностью, обострение противоречий между повышением уровня полиэтничности социальной среды, в которой живет и трудится человек, его неподготовленностью к изменяющимся условиям жизни выдвинуло на первый план стратегических направлений развития образования поликультурное образование и воспитание подрастающих поколений. В нашей стране поликультурное образование становится частью государственной политики. В Федеральных государственных образовательных стандартах ведущее место отведено обеспечению системой образования исторической преемственности поколений, сохранению и развитию языкового и культурного многообразия России. Идея формирования личности учащегося в трехмерном пространстве: этно-культурном, российском и мировом – предполагает непрерывное этнокультурное (поликультурное) образование. Формирование личности учащегося в трехмерном пространстве осуществляется в нашем образовательном учреждении. Село Большой Карлыган, расположенное на границе Мари-Турекского района, многонационально по своему составу, расположено далеко от районного центра и столицы. Поэтому школа является одним из центров образования, воспитания и культуры.
Настоящего нет без прошлого, будущего нет без настоящего.
Историю делают личности. Одной из этих личностей является К.А.Андреев, который официально открыл школу 10.10.1883 г. Основатель, учитель этой школы К. А. Андреев, с детства стремился к знаниям. Вот что он писал о себе:
«Я родился в 1857 году. Мой отец был жрецом в куале (куала — молитвенный шалаш). Желание учиться было у меня, но мать была против.
Но я все продолжал просить, наконец меня отпусти¬ли, и я поступил в Старо-Ципьинскую русскую школу грамоты.
Мне было лет 15. Учился я в первый год 9 недель, выучился мало. На другой год я поступил в Сардабашскую крещено-татарскую школу, учился 4 месяца, на¬учился отлично читать и писать, познакомился с книга¬ми на крещено-татарским языке. Читал я хорошо и по-русски, но ничего не понимал… Больше мне учиться не удалось, так как меня, как старшею сына, не отпустили из дому…
В Сардабашской школе я услышал, что есть вотские книги. По требованию учителя я поехал в Казань. Как я получил эти книги,— я не могу выразить своей радости, и потом не стал читать ни по-русски, ни по-татарски, вотские же книги читал я до того, что я знал их почти наизусть…» . Приехав в Казань, он направился к директору семинарии Николаю Ивановичу Ильминскому. Вот что рассказывал об этой встрече Кузьма Андреевич: « Я увидел старика, которого никак не мог принять за директора. Старик этот посадил меня за стол и очень заинтересовался мной. Я рассказал Николаю Ивановичу, что хочу купить книги на вотском языке, и хочу по пятницам и праздникам учит вотяков грамоте. После долгого разговора он разыскал 5 вотских букварей и обещал выслать еще. Я очень обрадовался, что книги мне дали бесплатно». Целый год – зиму и лето – Кузьма Андреев учил 15 человек читать, занимались только по пятницам. Зимой учил на частной квартире, а летом прямо на улице. Но ему этого было мало, он мечтал об открытии настоящей школы. Чтобы узнать, сколько будет учеников, он объездил все окрестные деревни (22): желающих учиться было много. Кузьма Андреевич пишет прошение Н.И.Ильминскому, который обещал послать его в Вятку, к архиерею, чтобы открыли школу. Учителем в этой школе должен был стать Кузьма Андреевич, которому Николай Иванович сказал, что Господь поможет тебе самому тихонько научиться. Карлыганскую школу Н.И.Ильминский задумал сделать по образцу Казанской крещено-татарской. Разрешение об открытии школы пришло только через год. Так с 10 октября 1883 года в нашей деревне начала работать школа. Она сначала помещалась в маленьком домике, Кузьма Андреевич сам сделал парты и классную доску. Из толстой бересты соорудил трубу, чтобы собирать ребят в школу, позже были собраны деньги на покупку колокола.
Карлыганская центральная удмуртская школа была организована по образцу уже существующих центральных школ. Вот ее описание: «Школа отделена от дома Кузьмы Андреевича лишь оврагом и состоит из несколь¬ких деревянных зданий. Самое большое из них — шко¬ла церковь. Один из классов — самый обширный — служит для учебных занятий, — как класс и для молитвы, как храм…Через дорогу от этого здания находится 3 дома, в которых помещаются общежития (мужское и женское), несколько классов и квартиры заведующего училищем и учителей… Внутренняя обстановка школы весьма бедная. Видно, что ученики помещаются тесно, и что на хозяйственный быт школы начальство обращает мало внимания». При выборе места для центральной удмуртской шко¬лы было учтено, что деревня Старый Карлыган и 25 ближайших селений населены удмуртами.
Окружной архитектор разработал проект с учетом требований населения села.
Церковь при школе была расписана палехским ху¬дожником. Вновь потребовались дополнительные сборы на оплату труда художника. И несмотря на то, что ра¬бочая сила в этом году из-за неурожая и голода в уезде стоила очень дешево, министерских средств не хватило. На все школьные постройки необходимо было 6038 рублей, т. е. почти в 6 раз больше, чем ассигновало Мини¬стерство народного просвещения .
Позднее для экономии средств Министерство народ¬ного просвещения выплачивало К. А. Андрееву 300 руб¬лей (вместо 480). Недоплаченные деньги шли на по¬стройку школы.
Учителей в Карлыганской школе не хватало, необхо¬димо было иметь еще двух помощников, но министер¬ство не отпускало средств для выплаты жалованья.
В первый год в школе обучалось 67 учеников (57 мальчиков и 10 девочек, из них 52 удмурта). Учени¬ки часто пропускали школу из-за эпидемии тифа, скар¬латины и голода.
Инспектор, посетивший школу в эти трудные дни, писал в дирекцию народных училищ: «В Карлыганской школе необходимо немедленно открыть столовую, но денег для этого в моем распоряжении нет… не знаю как и чем помочь Карлыганской школе. Если можете, помогите!» .
Несмотря на все трудности, Карлыганская школа имела большие успехи и вскоре стала известна за пределами своего уезда. Ее выпускники успешно выдерживали экзамены в Казанскую учительскую семинарию и работали учителями в национальных училищах своего края.
В 1894 году школа преобразована в двуклассную. Теперь школа представляла собой несколько деревянных зданий. Самое большое из них – школа-церковь. Один из самых больших классов служил и для учебных занятий и как храм для молитв. Особая перегородка, легко раздвигаемая, закрывала иконостас на то время, когда помещение это служило классом. Иконостас был прекрасный и сделан по образцу иконостаса церкви Казанской учительской семинарии. Первый выпуск учеников второго класса был в 1896 году. Учащиеся получим свидетельства на звание учителя национальной школы. С 1903 года по приказанию управления учебного округа родной язык был запрещен в Карлыганской школе (преподавание до 1903 года велось по системе Н. И. Ильминского).
При испытаниях для приема учеников в Карлыганскую школу учителя отмечали, что ученики из удмуртских школ, где обучение велось на родном языке оказывались более развитыми. Но директор народных училищ определенно высказался против родного языка, несмотря на возражения учителей национальных школ.
К концу XIX века школа оказалась в самом крити¬ческом положении в связи с банкротством казанского купца Анисимова. На средства его содержались в обще¬житии 22 ученика, из которых 13 окончили курс со званием учителя. Инспектор, посетивший школу, в своей докладной просил ассигновать хотя бы 100 рублей на содержание 10 мальчиков из самых беднейших, но и самых способных. Министерство народного просвещения, в введении которого находилась единственная удмуртская школа, не нашло средств для оказания помо¬щи. В дальнейшем школа существовала благодаря энтузиазму учителей и сборам сельского общества.
В школах для удмуртов (новокрещенских, братских) в первый период их существования детей обучали инди¬видуальным порядком. Ученики готовили задание в классе и тут же рассказывали учителю. В одном классе обучались дети разных национальностей и самых раз¬личных возрастов.
С развитием педагогической мысли в России были пересмотрены методы обучения в национальных школах, введена наглядность в обучении грамма¬тике русского языка. В целом же способы обучения детей в национальных школах по-прежнему сводились к механическому заучиванию. — В учительской деятельности Кузьмы Андреевича лежал принцип народности, любовь к родному слову, к фольклору, интерес к этнографии, демократизм убеждений. — К. А. Андреев все свои усилия направил на просвещение удмуртского народа. Ему было предложено заняться переводом цер¬ковнославянской азбуки на удмуртский язык. Перевод¬ческая комиссия приобрела 20 экземпляров азбуки для Карлыганской школы и рекомендовала Кузьме Андре¬евичу ввести ее в качестве учебника. Трудности при пе¬реводе состояли в том, что К. А. Андреев недостаточно владел русским языком.
Вёл успешную миссионерскую работу среди удмуртского, марийского и татарского населения, способствовал открытию десятков школ в Вятской и Казанской губернии. Сотрудничал в научной экспедиции Ю. Вихмана, помогал в оз¬накомительной поездке С. Чичериной. Вот что она пишет: «Кузьма Андреевич человек среднего роста, с редкой русой бородой и русыми волосами. Выражение его лица – особенно глаза – необыкновенно добрые, просветленные. Зная, что он один из давнишних тружеников в деле просвещения вотяков, я подробно объяснила ему цель моего приезда и рассказала ему. Что желаю изучить на месте инородческий вопрос, чтобы потом отстаивать его, когда будет представляться но то возможность. Подвинули меня на это дело те нападки на инородцев, которые раздаются все чаще и чаще. Лицо Кузьмы Андреевича озарилось каким-то внутренним светом, и он заговорил тихим и ровным голосом: « На инородцев много нападают, но я надеюсь на Господа Бога. Когда на правду не было нападений от неправды? Всегда была борьба против правды и есть и будет так до конца. Но Господь не оставит – всегда правда останется непогасимой; хоть по временам истощается, но всегда немного остается и опять вырастает».
Внёс значительный, вклад в развитие школьного дела, в распространение христианского мировоззрения, в подъём культуры удмуртского народа. Выпускники школы работали учителями в национальных училищах своего края. К. А. Андреев посещал удмуртские, татарские, башкирские и марийские школы. В материалах для отчета инспектору указывал, что в тех школах, где работают выпускники Карлыганской школы, обучение поставлено удовлет¬ворительно. В удмуртских школах Малмыжского и Елабужского уездов, в Балезинской школе Глазовского уезда ученики-удмурты были хорошо подготовлены. Многие питомцы этой школы стали действительными проводниками грамотности среди удмуртского народа. — В 1896г. было выстроено здание школы-церкви, в которой обучение продолжалось до 1933 г. В 1918 г. школа была преобразована в начальную, в 1925 г.- в неполную среднюю, в 1954 г — среднюю. В 1933 г. здание школы — церкви сгорело. На фундаменте школы было выстроено двухэтажное здание, в котором занятия проводились до 1974 г. в 1974 г. по ходатайству делегата 24 съезда КПСС директора совхоза «Восход» Багаева Геннадия Никоноровича было выстроено типовое здание школы, в котором проходят занятия и по сей день. Жизнь Кузьмы Андреевича Андреева не прошла бесследно. С 1996 года наша школа носит его имя. Немало видных людей вышло из Карлыганской школы: первая удмурсткая поэтесса и врач Лина Григорьевна Векшина — Ашальчи Оки, писатель Григорий Сергеевич Медведев, заслуженный деятель искусств РСФСР — Леонид Григорьевич Романов. — В настоящее время Школа функционирует в трехэтажном здании, располагает учебными кабинетами, спортивным залом площадью 145,91 м2, одной спортивной площадкой, столовой на 150 мест, библиотекой (книжный фонд – 17398 экз., одной мастерской, одним компьютерным классом. Школа подключена к сети Интернет, имеет свой сайт, электронную почту. Сегодня в нашей школе обучается 202 учащихся.
начальная школа (1 – 4 классы) – 61 уч..;
основная школа (5 – 9 классы) – 103 уч;
средняя школа (10 – 11 классы) – 38 уч.
Каждую школу прославляют не только ее выпускники, но и в первую очередь ее учителя. — За 127 лет в нашей школе проработали и работают более 150 учителей. В настоящее время педколлектив состоит из 24 учителей. Из 24 педагогов – 17 являются выпускниками школы. 2 учителя имеют звание Почетный работник общего образования РФ, 6 имеют высшую категорию, 16 – 1, 2 – 2 категорию. Это работоспособные, целеустремленные и талантливые люди. Благодаря труду учителей, директоров, школа выпустила 8 медалистов. Большая работа ведется по созданию системы поддержки талантливых детей. Ежегодно предметные олимпиады проводятся в школе, обучающиеся принимают активное участие в муниципальном и республиканском этапе Всероссийской олимпиады школьников. Год от года улучшаются достижения районных и республиканских олимпиад по предметам. Третий учебный год учащиеся школы становятся победителями муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников. По итогам прошлого учебного года 15 победителей и 20 призеров муниципального этапа олимпиады школьников. В 10,11 классе ОУ введена реализация профильного обучения через индивидуальные учебные планы (ИУП). Для изучения на профильном уровне обучающимися 11 класса были выбраны следующие учебные предметы: математика, физика, биология, химия. Для изучения на профильном уровне обучающимися 10 класса выбраны следующие учебные предметы: физика, обществознание. В соответствии с этим составлены индивидуальные учебные планы для каждого обучающегося и созданы учебные группы. Из 17 выпускников 76 % выбрали для сдачи ЕГЭ профильные предметы и поступили по профилю.
Учащиеся нашей школы активно занимаются исследовательской работой, ежегодно принимают участие в районной научно-практической конференции «Шаг в будущее». Исследовательская работа ученика 7 класса Иванов Д. «Моя семья – частичка Победы» была отмечена грамотой за 1 место во 2 республиканской научно-практической конференции «Корифеи». Ученик 5 класса Яковлев Дмитрий стал победителем районной научно-практической конференции «Шаг в будущее» (руководитель Иванова Т.Б.). Ученица 7 класса Александрова А. – участник Всероссийского конкурса «Святые заступники Руси» и призер Республиканской конференции «Моя страна – Моя Россия» ( руководитель Александрова С.И.). Учащаяся школы Александрова Л. (10 кл) стала дипломантом 9 Республиканского литературного конкурса «Волшебное русское слово» (руководитель Шакирова Р.Х.).
В районном конкурсе «Волшебное русское слово» выступления учащихся Александровой Л., Андреевой А., Гарифуллина Т., Осиповой М. отмечены грамотами за 1, 2, 3 места. В 2012 году команда старшеклассников под руководством заместителя по воспитательной работе Александровой С.И. стала обладателем «Гран при» Республиканского фестиваля творческих команд старшеклассников «Пагален ужына! Welkom to Mari El!»
В 2011 г. на Республиканском конкурсе-фестивале фольклора детей, подростков и юношества «Кугезе вож» (Земля предков) наши ребята так же были первыми. — Ежегодно на базе нашей школы проходят межрегиональные семинары, посвященные вопросам воспитания и образования в поликультурном пространстве. В 2010 году состоялся семинар «Развивающая предметная среда как средство духовно-нравственного воспитания детей в поликультурном пространстве», где гостями являлись представители Алнашского района УР. А в апреле 2011 года учительский коллектив побывал в Старо-Утчанской СОШ, с которой мы тесно сотрудничаем, на межрегиональном семинаре по теме «Системность внедрения информационных технологий». Опыт работы представлен на Межрегиональном этнокультурном форуме, посвященном памяти основателя школы К.А.Андреева в декабре 2011 года в г.Ижевск Республика Удмуртия. на 3 международной научно-практической конференции «Обучение родному языку в полиязычном пространстве» по теме «Духовно-нравственное воспитание учащихся в поликультурном пространстве» в марте 2011 г.
С сентября 2011 года во всех образовательных учреждениях РФ, в том числе и в нашей, вступил в действие Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения. (ФГОС НОО). С 2012 года общеобразовательному учреждению присвоен статус республиканской инновационной площадки — пилотной площадки Республики Марий Эл по введению федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ № 982 от 10 июля 2012 года Министерства образования и науки Республики Марий Эл). Рабочей группой учителей разработана и функционирует образовательная программа начального общего и основного общего образования. На основании Приказа Министерства образования и науки Республики Марий Эл от 24 августа 2012 года № 1164 «О реализации в 2012 году Соглашения о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету Республики Марий Эл на поддержку реализации мероприятия Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы по направлению «Реализация во всех субъектах Российской Федерации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» образовательное учреждение является базовой организацией, привлекаемой к деятельности стажировочной площадки в 2012 году. — Наша школа многонациональна по своему составу. В школе ведутся уроки родного языка (марийского и удмуртского) для учащихся 2-9 классов. 85 учеников (57% обучающихся) изучают удмуртский язык и 63 ученика (43%) — марийский. Основная задача этих уроков – научить детей говорить, читать и писать на родном языке, приобщить их к культурным, духовным ценностям народа, признать ценность и уникальность различных культур. В школе плодотворно работает удмуртский драматический кружок «Кызили», в котором учащиеся 2-9 классов ставят постановки на удмуртском языке. Под руководством учителя удмуртского языка Кандаковой Е.Л. ребята сотрудничают с газетой «Зечбур» и журналом «Кизили», публикуя свои статьи о жизни нашей школы. Ежегодно ученики нашей школы принимают активное участие в межрегиональной олимпиаде по удмуртскому языку. По итогам 2011-12 учебного года ученица 11 класса Романова Марина стала победителем Межрегиональной олимпиады по удмуртскому языку в г. Ижевске. Благодаря изучению родного удмуртского языка выпускники нашей школы являются студентами Удмуртского государственного университета. Под руководством руководителя Ценьра удмуртской культуры Главатских М.А. и учителя удмуртского языка Кандаковой Е.Л. ученики нашей школы поддерживают тесную связь и дружбу с удмуртской молодежной организацией «Шунды», которая ежегодно приглашает учащихся нашей школы в творческий лагерь «Шундыкар». Функционирует кружок татарского языка «Звонкий ручеек» для учащихся начальных классов.
В школе создана сеть дополнительного образования работают 29 кружков и секций с 11 подгруппами.(81% учащихся). Издавна в нашей школе сложилась традиция моделировать внеурочную деятельность согласно годовому кругу праздников. Традиционные праздники стали общешкольными коллективными творческим делами. Проводятся они согласно школьной циклограмме. ( День Знаний, День пожилых людей, День учителя, День Матери, День Птиц, Последний звонок и выпускной вечер). В школе проводится занятия клубов по возрастам «Малышок», «Орленок», «Юность», которые способствуют созданию зоны отдыха, развитию интересов и способностей. Создается летопись школы. Организован выпуск общешкольной газеты «Голос школы». В школе создан и работает музей, в котором собран материал об ее истории. Ребята принимают участие в акциях «Память», «Милосердие», «Дом без одиночества», в ходе которых организуется активное взаимодействие учащихся школы с ветеранами, тружениками тыла и жителями дома-интерната «Надежда». Одним из интенсивных методов включения молодого поколения российских граждан в общественную жизнь является социальное проектирование. В школе имеется большой опыт по привлечению ребят в социальное проектирование. Под руководством педагогов учащиеся 8-11 классов стараются сами найти проблемы, которые волнуют (школьные, поселения), и решить их. Одним из направлений реализации социального проектирования является участие школьников во Всероссийской акции «Я – гражданин России». Пять лет мы с учащимися являемся активными ее участниками. Четыре года подряд наши проекты становились победителями районного этапа акции. В 2008 году наши ребята побывали в ВДЦ «Орленок», где стали призерами финала, представив проект «Дом без одиночества», в ходе которого было организовано сотрудничество учащихся школы и проживающих в доме-интернате. Хотя проект и реализован, ребята продолжают шефствовать над домом интернатом, и не это ли показатель душевности. В прошлом году наш проект «На струнах добра» стал победителем на республиканском этапе акции «Я – Гражданин России». Он посвящен пропаганде культуры народов, проживающих на территории нашего поселения. Этот проект реализовал коллектив образцового оркестра народных инструментов «КОРНИ». Этот оркестр наша гордость, изюминка нашей школы. В ходе реализации проекта ребята выступили с концертными программами в РМЭ, в Кировской области, Республике Татарстан. Зрители познакомились с марийской, татарской, удмуртской, русской и чувашской музыкой. Наш оркестр поистине уникален. На протяжении 35 лет ребята, а через оркестр прошло уже 7 поколений, на струнах добра несут чуткость, внимание. В 2009 году ребята стали победителями 9 Всероссийского фестиваля-конкурса «Адрес детства – Россия» в номинации «Оркестры народных инструментов», победителями Межрегионального фестиваля-конкурса детского самодеятельного творчества «Чулпан» в номинации «Народные инструменты», призерами Международного конкурса-фестиваля оркестров и ансамблей народных инструментов Анатолия Шутикова «Народные мелодии». В 2010 году ребята выбрали проблему сохранения в памяти поколений рассказы участников ВОВ и тружеников тыла, записав их на диск. Так был реализован проект «Живые голоса войны». В процессе реализации, ребята не только брали интервью у ветеранов( их осталось всего 8 из 360), тружеников тыла, но и оказывают им посильную помощь. Опыт проекта "Гражданин" свидетельствует о том, что предлагаемые школьниками проекты помогают представителям власти по — новому взглянуть на острые общественные проблемы, и даже оказать практическую помощь в их решении. — Все эти мероприятия дают возможность увидеть способности детей, их наклонности, проследить взаимоотношения. Школа тесно сотрудничает с Центром удмуртской культуры, где дети занимаются в детском фольклорном ансамбле «Радуга»(4-7 кл) и народном фольклорном ансамбле «Зардон», сохраняя и возрождая культурные традиции. Участники ансамбля «Зардон» учащиеся 8-11 классов стали дипломантами Международного открытого конкурса традиционной художественной культуры «Между Волгой и Уралом». Славятся не только в районе, но и в республике наши команды баскетболистов (3 место в Республиканских соревнованиях «КЭС БАСКЕТ», туристов (Призеры Всероссийской «школы безопасности»). Уже не первый год в школе работают органы ученического самоуправления, которые стараются участвовать в соуправлении жизнедеятельностью коллектива нашей школы. Основные направления работы: участие в районном и республиканском конкурсе лидеров детских организаций, организация и проведение школьной акции «Я – гражданин России», организация творческого досуга ребят. В школе плодотворно работает отряд волонтеров «Мы вместе». Ими проводятся акции «Откроем дорогу весне», «Чистота и порядок родному селу», «Забота» и др.
Оценка личностных достижений школьников в процессе духовно-нравственного развития может осуществлять с помощью портфолио. Портфолио — это способ фиксирования, накопления и оценивания педагогами, родителями и самим учеником результатов его духовно-нравственного развития. Портфолио учащихся нашей школы стали Призером республиканского конкурса лидеров (Александрова Н.), участником Всероссийского конкурса «Команда 21 века» (Козлова А.).
В июне 2012 года по итогам районного конкурса инициативной, способной и талантливой молодежи в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» Кандакова т стала победителем в номинации «Любительский спорт», Яковлев И. – победитель в номинации «Художественное творчество», Гимадеева А. заняла 2 место в номинации «Социально-значимая и общественная деятельность», Алексеева М. – 2 м в номинации «Научно-исследовательская деятельность».
Показателями успешности функционирования нашего воспитательного пространства мы считаем насыщенную социально ориентированную жизнь учащихся, их активность, свободное (без посредничества учителей) сотрудничество с учреждениями, включенными в Воспитательное пространство; проявление инициативы со стороны участников ВП (а не только школой-инициатором сотрудничества); сотрудничество участников ВП между собой, а не посредством школы-инициатора; повышение культуры общения. Но самое важное, что только посредством созданного воспитательного пространства как для педагогов, так и для ребенка открываются огромные возможности реального моделирования социальных ситуаций, участия в них, освоения различных социальных ролей и моделей поведения в рамках реального общества, что содействует успешному развитию у учащихся социальной компетентности.
Вот коротко о том, как живет сегодня Карлыганская школа, созданная просветителем удмуртского народа К.А.Андреевым. В основе деятельности Андреева К.А. лежал принцип народности, любовь к родному слову, к фольклору, интерес к этнографии народа, демократизм убеждений. Жизнь и труд Андреева К.А., как и других скромных деятелей, убежденных просветителей, навсегда останутся, несмотря на все их слабости и заблуждения, славной страницей истории развития просвещения в Карлыгане. — Легко ли быть первым? Быть первым всегда непросто. Способность возглавить и вести за собой других считается достоинством. Преодолев все трудности, К.Андреев передал своим ученикам и следующим поколениям стремление сделать школу лучше, жизнь детей – интереснее. Наша школа продолжает полноценно жить и развиваться, у коллектива учителей и детей есть перспективные цели – соответствовать новому образовательному стандарту, готовить хорошую смену и видеть своих выпускников достойными людьми. — — — — — — —

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология