Автор конспекта:
Автор(ы): — Кашина Ольга владимировна

Место работы, должность: — МОУ СОШ №5 просветитель МХК

Регион: — Хабаровский область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — дух общее устройство
Уровень образования: — среднее (полное) общее устройство

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 10 тип

Предмет(ы): — Изобразительное искусность
Предмет(ы): — Искусство
Предмет(ы): — Культурология
Предмет(ы): — Мировая художественная вика

Цель урока: — Ц е л и: • формирование представлений о понятии «первобытная культура»; • расширение лексики учащихся на пределах темы урока: палеолит, мезолит, неолит, энеолит; • развитие навыков элементарного анализа художественного образа с опорой на вопросы учителя; • развитие навыка самостоятельной работы С справочной литературой .

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Используемые учебники и учебные пособия: —

Учебник МХК Даниловой Г.И. 10 класс

Используемое оборудование: —

компьютер,мультипроектор

Используемые ЦОР: —

авторская представление http://www.eorhelp.ru/dig-resource/132194

Краткое описание: — Содержание. Роль мифа на культуре. Древние образы и символы. Первобытная магия. Живопись Альтамиры. Символика геометрического орнамента на произведениях изобразительного искусства. Зарождение архитектуры, ее единение с религиозными верованиями и предоставлениями человека (Стоунхендж)-Театр, эвтерпа и танец Тип урока: урок-лекция.

ПЕРВОБЫТНОЕ ИСКУССТВО
Древние цивилизации. Первые художники Земли.

Ц е л и:
• формирование представлений о понятии «первобытная культура»;
• расширение лексики учащихся на пределах темы урока: палеолит, мезолит, неолит, энеолит;
• развитие навыков элементарного анализа художественного образа с опорой на вопросы учителя;
• развитие навыка самостоятельной работы С справочной литературой .

Содержание. Роль мифа на культуре. Древние образы и символы. Первобытная магия. Живопись Альтамиры. Символика геометрического орнамента на произведениях изобразительного искусства. Зарождение архитектуры, ее единение с религиозными верованиями и предоставлениями человека (Стоунхендж)-Театр, эвтерпа и танец

Тип урока: урок-лекция.

Ход урока
I. Организационный момент.
II. Введение темы урока.
Друзья, вас всем знакомы слова: «это красиво», «это некрасиво», «прекрасно», «безобразно». Откуда у человека сентимент красоты? Как индивидуум научился видеть и понимать, ценить красоту и создавать красивое? Кто его научил этому?
(Предполагаемые ответы учащихся:
— Красиво, это когда-либо нежно смотреть.
— Когда видишь красивую бабочку, цветок.
— Красоте индивидуум учится у природы.)
Действительно, сентимент красоты на человеке, наперво всего, пробуждает природа. И на всем, чисто бы ни делал человек, проявляется его разгадывание красоты. Представления о красоте, о прекрасном ярче будьте здоровы отражаются на искусстве.
Сегодня мы отправляемся на новость увлекательное дорога по страницам истории искусства, аллюр после шагом постигая идеалы красоты и совершенства.
Мы открываем первую страницу истории искусства и попадаем на энигматический и хитрый шар первобытной культуры.

III. Изучение нового материала.
История первобытности началась с появления первых людей на Земле. И поне первобытные люди не знали ни городов, ни государств, ни письменности, они сделали девать некуда открытий: научились добывать огонь, обрабатывать камень, выращивать хлеб, строить жилище, шить одежду, лепить глиняную посуду, плести и ткать. Первобытная плейстоцен была самым длительным периодом на истории человечества. А про некоторых народов плейстоцен первобытности продолжается и прежде наших день (коренные народы Австралии, Африки, Океании).
Естественно, открывая первую страницу истории искусства, задаться вопросом: словно давненько зародилось искусство? Когда индивидуум научился рисовать, лепить, высекать из камня, украшать? Когда возникло у человека одна из самых замечательных чувств — сентимент красоты, сентимент прекрасного?
Ответить на нынешний вопросец нам помогают тройка науки: археология, этнография, лингвистика.
Науки изучающие историю культуры.
Археология – рисунок, живопись, скульптура, архитектура.
Этнография – обряды, ритуалы, верования.
Лингвистика – сказки, загадки, пословицы
Первая из них — археология — изучает историю и культуру человечества с помощью раскопок. Ничто на истории не исчезает бесследно. Следы прошлого хранит земля. И надобность археологов — найти сии свидетельства жизни, извлечь их из глубины веков. Так, на окно раскопок на различных местностях были обнаружены следы древнейшей жизни. На стенах и потолках пещер на местах обитания первобытных людей археологи обнаружили многочисленные изображения животных. Олени, бизоны, дикие кони, длинношерстные мамонты, саблезубые тигры — животные, которые ныне на Земле свершено не существуют, — украшали пещеры первобытных людей.
Вы можете возразить: какое искусность могло быть у первобытных дикарей? Их житье была полна опасностей, и все их мысли и силы поглощала готовность на сильного и коварного зверя. Как же разрешается было на таких условиях заниматься искусством?
Первобытным искусством считают искусность времени первобытно-общинного строя, хоть есть от появления Хомо сапиенс. и прежде возникновения классовых обществ, цивилизаций. Развитие искусства происходило на протяжении многих тысячелетий. Историю общемировой культуры принято делить по эпохам, неужто периодам.

Так, на первобытной культуре выделяют следующие периоды:

СЛАЙД 3
I. Эпоха палеолита («палео» — древний, «литос» — камень) -древний армокаменный вечно (св. 2 млн лет взад — 10 тыс. лет прежде н. э.). Эта плейстоцен делится на:
а) преждевременный палеолит (св. 2 млн лет взад — 40 тыс. лет прежде н. э.);
б) обычный палеолит (40-35 тыс. лет прежде н. э.);
в) поздний (верхний) палеолит (35-10 тыс. лет прежде н. э.), который, на свою очередь, делится на:
— ориньяк (35-20 тыс. лет прежде н. э.)
— солютрё (20-15 тыс. лет прежде н. э.)
— мадлен (15-10 тыс. лет прежде н. э.).
II. Эпоха мезолита (средний армокаменный вечно 10-6 тыс. лет прежде н. э.)
III. Эпоха неолита (новый армокаменный вечно 6-4 тыс. лет прежде н. э.)
IV. Эпоха энеолита (медный вечно 4-3 тыс. лет прежде н. э.)

СЛАЙД 4
В эпоху верхнего палеолита формируются плохо основных центра общемировой цивилизации.
1.Афро – общеевропейский вентцентр цивилизации.
2.Азиатский вентцентр общемировой цивилизации

СЛАЙД 5
Пути изучения первобытной культуры.
1. Историко – археологический.
Изучение материальных следов человеческой культуры палеолитической эпохи, мезолита и неолита: предметов труда, быта, оружия. украшений, остатков музыкальных инструментов, культовых сооружений, наскальных рисунков. скульптурных изображений либо их фрагментов
2. Этнографически-сопоставительный
Перенесение наблюдений по-над бытом и культурой народов, прежде недавнего времени находившихся на первобытной стадии развития, накопленных путешественниками, этнографами, а более будьте здоровы христианскими миссионерами прошлого и позапрошлого веков, на далеких предках современного цивилизованного человека.

СЛАЙД 6 -15
ИСКУССТВО ПАЛЕОЛИТА.

В пещере Альтамире «залы» с изображениями бизонов, лошадей, кабанов, ланей, различными знаками, отпечатками рук следуют на протяжении 280 м. Один из исследователей искусства и культуры первобытного общества Г. Кюн называет эту пещеру «королевой всех расписанных пещер» и сравнивает ее С знамени-той Сикстинской капеллой на Ватикане, на которой предел и алтарная брандмауэр расписаны гениальным художником итальянского Возрождения Микеланджело.
Интересна рассказ открытия этой пещеры.
Рассказ. Около 150 лет взад (1868 г.) испанский идальго бузан Марселино пирс Саутуола, юрист по профессии и археолог по призванию, узнал, чисто близи деревни Альтамира находится пещера. «А немедленно на ней жили первобытные люди?» — подумал он. Саутуола взял лопату, свечи и, ощупывая стены, начал пробираться узким быстро вглубь пещеры. Вскоре он оказался изнутри помещения, напоминающего нора древнего человека. Испанец стал полундра перекапывать легкоглинистый паркет пещеры и нашел ряд камень с острыми краями. Это были орудия древнего человека.
Однажды синхронно с Саутуолой на пещеру спустилась его пятилетняя дочурка Мария. Сначала ей было страшно, так там Мария рискнула забраться на самый далекий уголок пещеры. В этом месте с потолка свисали большие глыбы, отбрасывая на неровном свете горящей свечи длинные причудливые тени. Вдруг пацанка от испуга уронила свечу и с криком «Бык!» бросилась к отцу.
— Откуда тогда взяться быкам? — успокаивал ее Саутуола.
Но пацанка тянула отца впопад своего открытия. Взглянув на потолок, археолог и единолично пришел на сильное волнение. Еще бы! Это были бизоны. Точно живые. Один щиплет траву, альтернативный лежит, беспристрастный падает, прожженный стрелой.
О существовании первобытного искусства узнали на корне недавно, на первой половине XIX века. Сначала на различных местах Европы стали находить небольшие скульптурки, отдельные рисунки на кусках кости неужто камня, на стенах пещер. Но рассказ открытия и изучения памятников первобытного искусства полна напряженной борьбы и драматизма. Один из самых драматичных эпизодов связан тютелька на тютельку с пещерой Альтамирой. Когда археолог-любитель Саутуола сделал ошеломляющее открытие, обнаружив пещеру С множеством великолепных, крупных, цветных изображений животных, росписи Альтамиры столь поразили ученых, чисто вначале они были объявлены подделкой: ничто не мог поверить, чисто такие изображения создал индивидуум на те времена, когда-либо говорение его была примитивна, он еле добывал себе прокормление и твердо вел борьбу после выживание. Саутуола умер с клеймом фальсификатора: истинность этих росписей была признана чуть на 1902 г., свершено далее его смерти. Открытия пещер с росписями стали следовать одна после другим, и все сомнения отпали. В нынешнее окно не более чем на Франции ведомо близи 100 таких пещер, есть они и на других странах. «Королевой» посреди них остается Альтамира, ставшая, словно и многие другие пещеры, хранилищем-гигантом величественных достижений первобытного искусства. Это своего рода музеум доистории.
Когда были открыты сии произведения первобытных людей, появилась и непременность их изучить, классифицировать, определить, на какой-либо стадии развития древнего человека были достигнуты на такой степени высокие результаты. Таким образом появилась наука, которая изучала самый культуру первобы

тного общества.

СЛАЙД 16
История скульптурного искусства
В основном это скульптурки малого размера (от 2 прежде 20 см). Они появляются на эпоху Ориньяк. Это предпочтительно женские скульптурки, получившие заголовок «палеолитические Венеры».
Обратите интерес на то, словно свершено скульптурное инсценирование женщины.
— Правильно ли, с точки зрения анатомии, соблюдены пропорции ее тела?
— Какие части тела гипертрофированы?
— Можем единица мы сказать, чисто это портрет какой-либо женщины?
— Как вас думаете, зачем девственный индивидуум делал самый такими скульптурки женщин?
Большинство статуэток обладают общими чертами. Они решены обобщенно: руки вряд намечены, нечистая сила лица несть на корне (то есть наблюдается полное забвение к портретной характеристике). Зато акцентированно преувеличены те части тела, которые связаны с вынашиванием, рождением и вскармливанием ребенка, хоть есть новых поколений людей. Такая истолковывание женских фигур объясняется магическим значением статуэток: они были связаны с культом плодородия, воплощали заботу о продолжении рода, о росте и процветании первобытной общины. Эти статуэтки находили на особых ямках-кладовках внимательно укрытыми и защищенными костями убитых на охоте животных.
Однако характер женщины представлен на искусстве палеолита не не более чем такими утрированными безликими фигурками. Среди обнаруженных на нашей стране (на реке Ангаре, Восточная Сибирь) двадцати женских статуэток есть фигурки узкие, стройные; у некоторых изображений имеются глаза, рот, волосы, скорняжный башлык на голове.

СЛАЙД 17
История возникновения архитектуры.

Последний период каменного века характеризуется постепенным переходом от охоты и собирательства к скотоводству и земледелию. Это важнейшее случай на истории человечества называют неолитической революцией. Разведение скота и этиолирование злаков создавали константность на обеспечении людей пищей, служили основой их благосостояния. Ведя оседлый характер жизни, люди строили в настоящее время прочные дома, глинобитные неужто каркасные, стены которых окрашивались и даже расписывались. Совершенствовались тканье и декатировка кожи. При изготовлении орудий труда (каменных) индивидуум стал применять распиливание, сверление, шлифование; появились такие орудия труда, словно серп, долото, молоток, рыболовные крючки, сети и верши.
Заселение новых земель вело к межплеменной борьбе после их кошка — индивидуум становился врагом человека. Нарастающее перегораживание труда помалу вело к расслоению изнутри общин. Менялась и родовая структура: матриархат уступал тоня патриархату. Усилилась место магии, развилась земледельческая мифология.
В часочек мезолита, когда-либо на земном шаре далее отступления ледников установилась современная геологическая эпоха, появились лук и стрелы; наблюдаются первые опыты возделывания земли. Все это привело к тому, чисто индивидуум помалу дуб на одном месте (а не кочевал с объединение на тоня на поисках пищи) и стал его обживать.

СЛАЙД 18 – 25
История архитектуры (см.лист 2)

СЛАЙД 26 — 29

История возникновения музыки

СЛАЙД 30
Закрепление определений

СЛАЙД 31-32
Подведение итогов.
IV. Итог урока.
Слово учителя. На уроке мы с вами попытались обзорно проследить эволюцию материальной культуры и искусства первобытной эпохи. Мы увидели, словно девственный индивидуум помалу вышел из пещеры и начал единолично учиться строить себе жилище, создавать предметы быта, обеспечивать себе и свое род пищей. Мы видим, чисто помалу потребности человека на удобстве, уюте, уверенности на завтрашнем дно росли, росло его самосознание. По-началу не отделяя себе от природы и полностью завися от нее, с течением времени индивидуум осознал свою «автономность», конкурентоспособность на определенной мере управлять быстро своей жизни, обеспечивать свое существование. На это ушли тысячи лет. Мы увидели, какие изменения произошли после сии сотни лет. Вместо пещеры у человека появился хороший дом, наместо палки про копания земли — добротные орудия труда, оснащенные металлом. Меняются и взаимоотношения людей на роду: старшинство женщины сменилось главенством мужчины; появились неприкосновенные люди племени — вождь, жрец, старейшины; первоначальные племенные обрядовые действа превратились на различные формы первобытной религии, появилась пылесистема табу.

Файлы: ПЕРВОБЫТНОЕ ИСКУССТВО .zip
Размер файла: 16023 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология