Автор конспекта:
Автор(ы): — Борцова Наталья Владимировна
Место работы, должность: — МБОУ Греково-Тимофеевская сош Матвеево-Курганского района Ростовской области
Регион: — Ростовская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — высшее профессиональное образование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 6 класс
Предмет(ы): — История
Цель урока: —
Задачи урока:
— познакомить учащихся с жизнью древних германцев IV-VI веках;
— раскрыть понятие «великое переселение народов»;
— продолжить формирование умений работать с исторической картой.
Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): — 10
Используемые учебники и учебные пособия: —
Л.Алексашкина История Средних веков 6 класс "Просвещение"
Используемое оборудование: —
карта на стр. 16 учебника, иллюстративный материал
Краткое описание: — Знакомство с образом жизни древних германцев, верованиями и традициями, отношения германцев с Римской империей.
ХОД УРОКА:
1. Проверка знаний учащихся:
— Какой период времени охватывает история средних веков?
— Почему изучаемый нами период носит такое название?
— Что изучает история Средневековья?
— Какие источники знаний об истории средних веков у нас есть?
— К какому виду исторических источников относятся: монета, летопись, посуда, одежда, грамота, оружие, письмо?
Устный фронтальный опрос
2. Изучение новой темы:
1. Актуализация знаний учащихся:
— какими событиями в истории Древнего мира вы закончили изучение в 5 классе?
(395 г. – Римская империя распалась на Западную и Восточную, а в 476 г. под ударами варваров, германских племен, пала Западная Римская империя. Эта дата считается датой окончания истории Древнего мира и началом истории средних веков).
Поэтому сегодня на уроке нам предстоит выяснить, как жили германцы.
2. Занятия и быт древних германцев.
О жизни древних германцев очень много мы узнали из трудов римского историка Тацита.
В первые века нашей эры германцы занимали территорию от Рейна до Одера, местами и дальше на восток, а также часть Скандинавского полуострова. Эту территорию покрывали тогда дремучие леса и непроходимые болота.
Селились германцы на полянах, у опушек лесов, около рек и озер, на побережьях морей.
Их поселки обычно состояли из нескольких дворов. Позже эти маленькие поселения разрослись в деревни из 10-15 дворов. Деревни ограждались валом и рвом для защиты от врагов.
Жители деревни составляли общину.
Занятия германцев:
— земледелие;
— охота;
— рыболовство;
— собирательство;
— обработка железа и глины;
— торговля.
С кем торговали германцы? Что покупали и продавали? (Работа учащихся с учебником и рабочей тетрадью
зад.1 на стр. 3)
Жили германцы в длинных домах из жердей, крытых соломой. Жили большими семьями. Семьи состояли из родственников нескольких поколений, а также принадлежащих им рабов.
Семья относилась к определенному роду. Род защищал родичей. Существовал обычай кровной мести.
Несколько родов объединялись в племя, а несколько племен составляли племенной союз.
Самые важные дела племени решало общеплеменное собрание. Германцы собирали его в полнолуние и в новолуние, т.к. верили, что это счастливые дни. На собрание германцы сходились 2-3 дня, потому что жили в отдаленных поселках и к месту сбора приходилось часто пробираться через леса и болота.
На общеплеменном собрании решались не только важные дела, но и вершился суд. Наказания зависели от преступлений:
— предателей вешали на деревьях
— трусов и изменников топили в болоте
— ворам отрубали руку
— за мелкие преступления брали штраф лошадьми или скотом.
3. Религия древних германцев:
Религия древних германцев называется язычеством, т.е. верой во множество богов.
Германцы верили, что вся природа населена разными волшебниками: лешими, эльфами, русалками, карликами, гномами, великанами. Над ними и над всеми людьми царят боги:
Один – бог войны и смерти;
Валькирии – воинственные девы, которые участвуют в распределении побед и поражений;
Фрея – защитница домашнего очага, покровительница женщин и брака;
Тор – бог грома и бури, владеющий молотом.
Германцы не имели храмов, а поклонялись своим богам в священных рощах и на полянах, где ставили каменные алтари. Там они приносили жертвы своим богам, иногда кровавые, убивая пленников.
4. Появление у германцев неравенства.
— Вспомните и скажите, что такое неравенство?
— Почему появляется неравенство?
Германцы научились обрабатывать металл, поэтому изменились орудия труда. Теперь каждая семья могла самостоятельно обрабатывать свой участок земли, поэтому на смену родовой общине пришла соседская община.
В начале нашей эры у германцев выделилась знать – первые люди племени:
Ярлы – старейшины племени;
Герцоги – военачальники..
Знатные люди выступали на народных собраниях и решали самые важные вопросы жизни племени, а простые члены племени одобряли предложения знати звоном оружия или отвергали громкими криками.
Все свободные мужчины племени носили оружие. Во время войны мужчины становились воинами во главе с вождем, который должен был обладать воинскими умениями и смелостью. Вожди набирали себе дружины – постоянные военные отряды. Вождь кормил своих дружинников за своим столом, давал им оружие и боевых коней, выделял долю в военной добыче. Дружинники приносили вождю клятву верности, обязались выполнять его приказы и сражаться за него. Предать вождя считалось позором.
5. Великое переселение народов.
Римская империя с одними германскими племенами заключала договоры о союзе и принимала на службу, с другими, которые предпринимали набеги на Римские земли, воевала.
С конца IV века германцы от набегов перешли к завоеваниям. Это произошло потому, что из глубин Азии двинулись племена кочевников – гуннов, которые хотели захватить хорошие, плодородные земли и военную добычу. Поэтому германцы снимались с родных мест и отправлялись в далекие походы. Впереди шли мужчины-воины, за ними двигались повозки с вещами, женщины, дети, рабы, гнали стада скота. Так началось Великое переселение народов – время массовых перемещений племен. Под ударами кочевников земледельческие народы покидали обжитые места, вступали в борьбу с соседями и усиливали натиск на Римскую империю. В середине V века гуннов возглавил вождь Аттила. Вместе с подчиненными ему племенами Аттила двинулся в Галлию. В 451 году римляне со своими союзниками нанесли гуннам большое поражение, и гуннский военный союз распался.
— Рассмотреть границы Римской империи до ее раздела, определить, каким цветом обозначались эти границы.
В 395 году Римская империя разделилась на Западную и Восточную, она ослабела и уже не могла сдерживать натиск германских племен, которые римляне называли варварами – непонятно говорившими.
— Найти на карте границу раздела Римской империи, посмотреть, как обозначена.
В 455 г. одно из германских племен – вандалы – захватило Рим и подвергло его разграблению и разрушению. Погибли также и многие другие города. С тех пор словом «вандализм» называют бессмысленное разрушение и уничтожение культурных- ценностей.
В 476 г. один из варварских вождей сверг последнего императора Западной Римской империи Ромула Августула и отправил знаки его императорской власти императору Восточной Римской Империи.
— Найти на карте столицу Восточной Римской империи.
Западная Римская империя перестала существовать.
К началу VI века германские племена расселились по всей территории Западной Римской империи.
— Найти и прочитать в учебнике, где расселились германцы, посмотреть по карте территории, каким цветом обозначены эти территории, крупные города.
Записать на доске и в тетрадях
Рассказ учителя
Показать на карте
Самостоя-тельная работа уч-ся
Рассказ учителя
Записать на доске и в тетрадях
Рассказ учителя
Записать на доске и в тетрадях
Рассказ учителя
Записать на доске и в тетрадях
Записать на доске и в тетрадях
Рассказ учителя сопровождается работой с картой на стр. 16 учебника.
3. Итоги урока (закреп-ление):
— где жили древние германцы?
— каковы были их занятия?
— с кем и чем торговали германцы?
— почему у германцев появилось неравенство?
— как называлась религия германцев?
— в каких богов верили?
— что такое Великое переселение народов?
— почему оно началось?
— когда распалась Римская империя?
— что произошло с Западной Римской империей?
— где расселились германские племена?
Устно
4. Домашнее задание:
§ 1, вопросы
Задания 3,4,5 в рабочей тетради на стр. 4-5
Термины, понятия, даты
Записать
Файлы: Nevskii.zip
Размер файла: 1428403 байт.