Автор конспекта:
Автор(ы): — Белякова Наталья Ивановна
Место работы, должность: — учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №21 города Коврова Владимирской области
Регион: — Владимирская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 4 класс
Класс(ы): — 5 класс
Класс(ы): — 6 класс
Предмет(ы): — Литература
Цель урока: — 1. Сформировать представление о роли героя-животного в художественной литературе, о проблеме взаимоотношений человека и природы в литературе – побудить задуматься о том, что человек, лишенный нравственной основы теряет себя. 2. Развивать умение комментировать текст, выявлять композиционные части произведения малого прозаического жанра, проводить операцию сопоставления. 3. Формировать личностное отношение к прочитанному
Тип урока: — Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): — 20
Используемые учебники и учебные пособия: —
Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Литература. "Шаг за горизонт". Учебник-хрестоматия для 5 класса. -М.: Баллас, 2005 (ОС "Школа 2100")
Краткое описание: — Жанр произведения: рассказ Художественная задача:«Я поступил плохо, а ты хорошо…» (Билл Обри) Человек не царь природы, а лишь один из её сыновей и не всегда лучший. Вид первичного чтения: домашнее чтение. Путь анализа:вслед за автором; сопоставительный. Вид анализа:пообразный, детальный Основные приемы анализа:беседа, комментирован ное чтение, композиционная систематизация, творческий пересказ истории от лица героя и др. Итоговое задание:по выбору, письменное задание, направлен- ное на осмысление содержания, творческие (сочинение, рисунки).
Опережающее домашнее задание:
1) Представьте себе, что вы получаете письмо, вскрываете его, а вместо подписи рисунок волчьей лапы. Кто бы мог его прислать?
2) Прочитайте рассказ Э Сетона – Томпсона «Чинк»
Ход урока
1. Проверка домашнего задания.
… Кто же мог написать письмо?
2. Актуализация знаний, появление темы, проблемы урока.
Какие рассказы этого автора вы читали? Какие они – герои–животные рассказов Э Сетона – Томпсона? Каковы их взаимоотношения с человеком?
(или Какие рассказы о животных вы читали? Кто их написал? Какие они – герои рассказов о животных? Каковы их взаимоотношения с человеком?)
3. Анципация (предугадывание) чтения.
«Что такое Чинк?» — спрашивали вы себя, прежде чем начать читать. И как отвечали?
С какой историей вы предполагали познакомиться, когда брали книгу с этим рассказом о животном? (забавные\\грустные)
4. Появление целей урока.
Почему автору захотелось рассказать эту историю?
Главный герой – какой он? Лучший ли Чинк?
5. Перечитывание текста.
Строение рассказа.
Автор неслучайно выделил три части.
Читатель
Хозяин
Билл Обри
Лучший ли Чинк? А кто так считает?
Комментированное чтение первого абзаца. Выявление стилистических голосов.
Как изображает характер и поведение Чинка Сетон – Томпсон в начале рассказа? (Размышление на тему «Мы и взрослые»)
I
«большой щенок», «воображал себя взрослой собакой»
«На взрослую собаку не похож», «не свиреп», «не внушителен», «Один из самых шумных и глупых щенков», «все грызет»
Какое событие из истории взросления Чинка легло в основу второй части рассказа? Объясните причину «нахального» поведения шакала. Только ли животным, «не встречающим противодействия» свойственно такое поведение?
II
Чинк и шакал (мучение) Творческий пересказ истории от лица Чинка
«В шутку», «Мы смеялись, хозяин только посмеивался»
III
«Был сторожевым псом»
Какие чувства испытывает Чинк?
Голод →борется с собой
Страх →борется с шакалом
«Мелькнула мысль» → «подумал в тревоге» → «смущен» → «слезы стояли в глазах»
Достоин ли хозяин такой преданности?
В чем Билл был виноват перед Чинком? Почему возникло это противостояние?
Вид записи на доске постепенно появляющейся на доске по ходу урока:
Строение рассказа.
Читатель
Хозяин
Билл Обри
I
«большой щенок», «воображал себя взрослой собакой»
«На взрослую собаку не похож», «не свиреп», «не внушителен», «Один из самых шумных и глупых щенков», «все грызет»
II
Чинк и шакал (мучение)
«В шутку», «Мы смеялись, хозяин только посмеивался»
III
«Был сторожевым псом»
Голод →борется с собой
Страх →борется с шакалом
«Мелькнула мысль» → «подумал в тревоге» → «смущен» → «слезы стояли в глазах»
Повторное комментированное чтение последней страницы. Направить внимание учащихся на чувства Билла («мелькнула мысль» → «подумал в тревоге» → «смущен» → «слезы стояли в глазах»).
6. Беседа по содержанию в целом.
Осмысление шагов автора (композиции), излагающего историю о Чинке, с опорой на составленную таблицу.
(Вариант: Определите экспозицию, завязку, кульминацию и развязку рассказа).
7. Концептуальная беседа по тексту.
Так о чем же рассказ? Что помог понять маленький Чинк своему хозяину?
8. Работа с заглавием.
Почему рассказ называется «Чинк»?
А как мы можем назвать свой урок? («Сторожевой пес и его хозяин», «Друг, который никогда не предаст») Запишем тему урока.
9. Творческое задание по выбору.
1) Письменный ответ на вопрос «Почему Билл Обри, изгнанный из парка, «ни о чем не жалел»?»
2) Сочинение о любимом животном.
3) Как известно, Э Сетон – Томпсон сам иллюстрировал свои книги. Иллюстрации к рассказу в вашем учебнике копируют авторские рисунки. Объясните смысл нижней иллюстрации на стр. 302 и верхней на стр 303.
4) Создайте свою иллюстрацию к рассказу Э Сетона – Томпсона «Чинк»
5)Нарисуйте своего домашнего любимца.
Файлы: итоговый конспект.doc
Размер файла: 82944 байт.