Автор конспекта:
Автор(ы): — Белякова Наталья Ивановна

Место работы, должность: — учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №21 города Коврова Владимирской области

Регион: — Владимирская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 4 класс
Класс(ы): — 5 класс
Класс(ы): — 6 класс

Предмет(ы): — Литература

Цель урока: — 1. Сформировать представление о роли героя-животного в художественной литературе, о проблеме взаимоотношений человека и природы в литературе – побудить задуматься о том, что человек, лишенный нравственной основы теряет себя. 2. Развивать умение комментировать текст, выявлять композиционные части произведения малого прозаического жанра, проводить операцию сопоставления. 3. Формировать личностное отношение к прочитанному

Тип урока: — Комбинированный урок

Учащихся в классе (аудитории): — 20

Используемые учебники и учебные пособия: —

Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Литература. "Шаг за горизонт". Учебник-хрестоматия для 5 класса. -М.: Баллас, 2005 (ОС "Школа 2100")

Краткое описание: — Жанр произведения: рассказ Художественная задача:«Я поступил плохо, а ты хорошо…» (Билл Обри) Человек не царь природы, а лишь один из её сыновей и не всегда лучший. Вид первичного чтения: домашнее чтение. Путь анализа:вслед за автором; сопоставительный. Вид анализа:пообразный, детальный Основные приемы анализа:беседа, комментирован ное чтение, композиционная систематизация, творческий пересказ истории от лица героя и др. Итоговое задание:по выбору, письменное задание, направлен- ное на осмысление содержания, творческие (сочинение, рисунки).

Опережающее домашнее задание:

1) Представьте себе, что вы получаете письмо, вскрываете его, а вместо подписи рисунок волчьей лапы. Кто бы мог его прислать?

2) Прочитайте рассказ Э Сетона – Томпсона «Чинк»

Ход урока

1. Проверка домашнего задания.

… Кто же мог написать письмо?

2. Актуализация знаний, появление темы, проблемы урока.

Какие рассказы этого автора вы читали? Какие они – герои–животные рассказов Э Сетона – Томпсона? Каковы их взаимоотношения с человеком?

(или Какие рассказы о животных вы читали? Кто их написал? Какие они – герои рассказов о животных? Каковы их взаимоотношения с человеком?)

3. Анципация (предугадывание) чтения.

«Что такое Чинк?» — спрашивали вы себя, прежде чем начать читать. И как отвечали?

С какой историей вы предполагали познакомиться, когда брали книгу с этим рассказом о животном? (забавные\\грустные)

4. Появление целей урока.

Почему автору захотелось рассказать эту историю?

Главный герой – какой он? Лучший ли Чинк?

5. Перечитывание текста.

Строение рассказа.

Автор неслучайно выделил три части.

Читатель

Хозяин

Билл Обри

Лучший ли Чинк? А кто так считает?

Комментированное чтение первого абзаца. Выявление стилистических голосов.

Как изображает характер и поведение Чинка Сетон – Томпсон в начале рассказа? (Размышление на тему «Мы и взрослые»)

I

«большой щенок», «воображал себя взрослой собакой»

«На взрослую собаку не похож», «не свиреп», «не внушителен», «Один из самых шумных и глупых щенков», «все грызет»

Какое событие из истории взросления Чинка легло в основу второй части рассказа? Объясните причину «нахального» поведения шакала. Только ли животным, «не встречающим противодействия» свойственно такое поведение?

II

Чинк и шакал (мучение) Творческий пересказ истории от лица Чинка

«В шутку», «Мы смеялись, хозяин только посмеивался»

III

«Был сторожевым псом»

Какие чувства испытывает Чинк?

Голод →борется с собой

Страх →борется с шакалом

«Мелькнула мысль» → «подумал в тревоге» → «смущен» → «слезы стояли в глазах»

Достоин ли хозяин такой преданности?

В чем Билл был виноват перед Чинком? Почему возникло это противостояние?

Вид записи на доске постепенно появляющейся на доске по ходу урока:

Строение рассказа.

Читатель

Хозяин

Билл Обри

I

«большой щенок», «воображал себя взрослой собакой»

«На взрослую собаку не похож», «не свиреп», «не внушителен», «Один из самых шумных и глупых щенков», «все грызет»

II

Чинк и шакал (мучение)

«В шутку», «Мы смеялись, хозяин только посмеивался»

III

«Был сторожевым псом»

Голод →борется с собой

Страх →борется с шакалом

«Мелькнула мысль» → «подумал в тревоге» → «смущен» → «слезы стояли в глазах»

Повторное комментированное чтение последней страницы. Направить внимание учащихся на чувства Билла («мелькнула мысль» → «подумал в тревоге» → «смущен» → «слезы стояли в глазах»).

6. Беседа по содержанию в целом.

Осмысление шагов автора (композиции), излагающего историю о Чинке, с опорой на составленную таблицу.

(Вариант: Определите экспозицию, завязку, кульминацию и развязку рассказа).

7. Концептуальная беседа по тексту.

Так о чем же рассказ? Что помог понять маленький Чинк своему хозяину?

8. Работа с заглавием.

Почему рассказ называется «Чинк»?

А как мы можем назвать свой урок? («Сторожевой пес и его хозяин», «Друг, который никогда не предаст») Запишем тему урока.

9. Творческое задание по выбору.

1) Письменный ответ на вопрос «Почему Билл Обри, изгнанный из парка, «ни о чем не жалел»?»

2) Сочинение о любимом животном.

3) Как известно, Э Сетон – Томпсон сам иллюстрировал свои книги. Иллюстрации к рассказу в вашем учебнике копируют авторские рисунки. Объясните смысл нижней иллюстрации на стр. 302 и верхней на стр 303.

4) Создайте свою иллюстрацию к рассказу Э Сетона – Томпсона «Чинк»

5)Нарисуйте своего домашнего любимца.

Файлы: итоговый конспект.doc
Размер файла: 82944 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология