Автор конспекта:
Автор(ы): — Титова Антонина Ивановна

Место работы, должность: —

МБОУ "Новорогачинская СОШ", учитель начальных классов

Регион: — Волгоградская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование

Целевая аудитория: — Классный руководитель
Целевая аудитория: — Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 4 класс

Предмет(ы): — Другое

Цель урока: —

сформировать у обучающихся представление о дружбе как о важнейшей нравственной ценности; углубить представление детей о том, каким должен быть настоящий друг; формировать навыки конструктивного поведения в дружеских отношениях, умение аргументировать свою точку зрения, вести рассуждения; воспитывать чувство доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 24

Используемое оборудование: —

проектор, компьютер

Краткое описание: —

Конспект урока по ОРКСЭ на тему Дружба 4 класс

Предмет: ОРКСЭ. Основы светской этики.

Класс 4 «б»

Учитель: Титова Антонина Ивановна

Тема урока: «Дружба»

Цели деятельности педагога: сформировать у обучающихся представление о дружбе как о важнейшей нравственной ценности; углубить представление детей о том, каким должен быть настоящий друг; формировать навыки конструктивного поведения в дружеских отношениях, умение аргументировать свою точку зрения, вести рассуждения; воспитывать чувство доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других.

Планируемые результаты образования:

- обучающиеся могут сформулировать понятие «друг», «дружба»; назвать правила дружбы;

- практиковать навыки взаимопомощи при решении различных проблемных ситуаций;

- приобрести навыки работы в сотрудничестве.

Основные понятия: друг, дружба.

Межпредметные связи: литературное чтение, окружающий мир, музыка, изобразительное искусство.

Организация пространства: фронтальная и групповая работа.

Ресурсы: мультимедиапроектор, презентация, записи детских песен «Если с другом вышел в путь», «Улыбка», «Песня о дружбе», карточки с пословицами, карточки со словами – нравственные качества человека, словари, небольшие листы бумаги для каждого ребенка.

Этапы урока

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

1. Организация класса

2. Проверка домашнего задания.

3. Введение в новую тему.

4.Открытие «нового знания».

5. Работа со стихами.

6. Релаксация.

7. Работа в группах.

1) Ситуации

2).Пословицы и поговорки

3).Качества личности

8. Рефлексия

9. Итог.

10. Домашнее задание.

Слайд 2.

С детства мы любим играть и смеяться.
С детства мы учимся добрыми быть.
Вот бы такими всегда оставаться,
Чтоб улыбаться и крепко дружить!

- Ребята! Сегодня на уроке мы продолжим разговор о человеке и его личностных качествах. А сейчас мне улыбнитесь, а я улыбнусь вам. Вздохните и выдохните все обиды, печаль и беспокойство. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.

- Начнем наш урок с проверки домашнего задания.

- Скажите, какую тему вы обсуждали дома с родителями?

- Какие термины усвоили?

- Как поняли что такое альтруизм? Эгоизм?

- Чем отличается эгоизм от разумного эгоизма?

- Какие примеры разумного эгоизма можете привести?

-Тему урока сегодня вы узнаете, если внимательно послушаете песню. (Звучит песня Шаинского «Если с другом вышел в путь») Слайд 3.

-О чем эта песня?

-Вы догадались верно, мы будем говорить о дружбе. Слайд 4.

Слайд 5.

-Есть такое высказывание:

«Язык дружбы не слова, а смысл».

- Как вы понимаете это высказывание?

- В конце урока я еще раз спрошу ваше мнение по этому высказыванию. Возможно оно изменится или дополнится.

-Как думаете, что такое «дружба»? Кого называют другом?

- А теперь посмотрим в толковый словарь, как там объясняется значение этих слов.

Слайд 6.

Дружба — это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

Друг – человек, связанный с кем-то дружбой.

Толковый словарь С.И. Ожегова)

- Послушайте, как о дружбе говорят поэты.

Слайд 7.

«Что такое дружба?»

Спросила я у птицы.

- Это, когда коршун

Летит рядом с синицей.

Спросила я у зверя:

«Что такое дружба?»

- Это, когда зайцу

Лисицы бояться не нужно.

А после спросила я у девочки:

« Дружба что такое?»

- Это что-то огромное,

Радостное, большое.

Это, когда ребята все сразу,

Вместе играют.

Это, когда мальчишки

Девчонок не задирают.

Дружить должны все на свете:

И звери, и птицы, и дети!

-А считаете ли вы что дружить должны все на свете?

- А кто это все на свете?
-Кто может быть другом?

- Друг – это мама, которая обязательно поможет тебе в трудную минуту; друг – это школьный учитель, который поможет тебе заглянуть в тайны знаний; друг- это старый плюшевый медвежонок, который выслушает тебя, когда тебе будет плохо; друг – это тот, кто связан с кем-нибудь взаимным доверием, преданностью.

А теперь послушайте стихи и скажите: о каких личностных качествах говорится в стихах.

1. Стихотворение А.Л. Барто «Требуется друг»

1. Все живут, не тужат, а со мной не дружат.

Предлагаю Ильиной: «Ты дружи со мной одной».

Есть разряд у Ильиной и девчонок свита.

Подружусь я с Ильиной – стану знаменита.

Все пятёрки до одной у Светловой Нади.

Я прошу: «Дружи со мной! Подружись хоть на день!

Будешь ты меня спасать – дашь контрольную списать».

А девчонка на дыбы! Говорит: «Молчала бы!»

Не вставать же на колени уговаривать подруг.

Напишу я объявление: «Срочно требуется друг».

Вопросы:

Как вы думаете, почему у этой девочки нет друзей?

Можно так дружить?

2. Если есть друзья на свете –

Всё прекрасно, всё цветёт.

Даже самый сильный ветер,

Даже буря не согнёт.

Мы и в дождь, и в снег, и в стужу.

Будем весело шагать.

При любой погоде дружим –

Дружбы этой не порвать.

И любой из нас ответит,

Скажут все, кто юн и смел:

Мы с тобой живём на свете

Для хороших, славных дел.

3. Кто в дружбу верит горячо,

Кто рядом чувствует плечо,

Тот никогда не упадёт,

В любой беде не пропадёт,

А если и споткнётся вдруг,

То встать ему поможет друг!

Всегда в беде надёжный друг

Ему протянет руку.

4. Раздаются порой голоса,

Что чудес никаких не имеется,

Есть на нашей Земле чудеса,

Но их надо найти, разумеется,

Дружба – главное чудо всегда,

Сто открытий – для всех настоящее.

И любая беда не беда,

Если рядом друзья настоящие.

Друг не будет смотреть свысока,

Наизусть он характер твой выучит.

Нужно верить, что друга рука

В трудный час обязательно выручит.

-А вы бы хотели иметь такого друга?

- Ребята, как вы думаете, почему распадается дружба?

По каким причинам это происходит чаще всего?

- Умению дружить, общаться с людьми, надо учиться с детства. Нельзя быть равнодушным к чужому горю, нужно всегда помнить, что человек живёт один раз на Земле, поэтому нужно каждый день творить добро.

Слайд 8, 9.

- Ребята, с чего начинается дружба ?

Ты мой друг и я твой друг

Мы с тобой два друга

И мы любим и уважаем

друг друга.

- Я предлагаю вам рассмотреть несколько ситуаций, прокомментировать их.

На столе лежат листы бумаги, на которых написаны эти ситуации. Прочитайте запись. Подумайте, как вы поступите в этом случае?

В классе появился новый мальчик, и твой друг стал с ним проводить больше времени, чем с тобой.

Твой друг употребляет плохие слова и выражения.

Твой друг получает плохие отметки и тебе запрещают с ним дружить.

Во время соревнований твой друг упал и подвел команду.

Твой друг предлагает тебе прогулять урок. И предупреждает, что если ты не согласишься, то он с тобой не будет дружить.

Твой друг не сделал домашнее задание и просит тетрадку, чтобы его списать.

О дружбе говорит народная мудрость в пословицах и поговорках.

- А теперь вы поработаете в группах.

- На столах лежат конверты с заданием. Соберите пословицы. Прочитайте, что у вас получилось. Объясните смысл пословицы.

Слайд 10.

- У каждой группы на столах лежит листочек со словами, обозначающие нравственные качества личности. Прочитайте их, обсудите и вы черкните те качества личности, которыми настоящий друг обладать не должен.

Слова на карточках: доброжелательность, грубость, лживость, терпимость, уступчивость, отзывчивость, равнодушие, забота, вредность, скупость, честность, щедрость, драчливость, жадность, бескорыстность, зависть, ответственность, подлость, эгоизм, хвастовство, вежливость.

-Перечислите, какими качествами обладает настоящий друг. Слайд 11.

-А нужно ли вам самим обладать такими же нравственными качествами как и ваш друг? Почему?

- Действительно, народная мудрость гласит: «Найти хорошего друга – это только половина дела: нужно еще самому быть таким».

- Как вы считаете, легко ли быть хорошим другом?

- Давайте, каждый для себя сделает вывод, насколько он обладает качествами настоящего друга.

- Подумайте, что вам нужно в себе изменить. Возьмите листочек и напишите то качество, которое вам мешает быть настоящим другом. Это ваше личное и сокровенное. Никто читать их не будет. Выбросьте эти листочки. Будем верить, что вы сможете искоренить в себе то, в чем признались только себе.

- Давайте, пофантазируем, какие чудеса могут произойти в нашей школе, в нашем мире, если все вокруг будут дружить.

- А от кого это зависит?

Предлагаю закончить наш урок дружным чтением стихотворения

В. Можной «Дружба – это…»

Дружба – это теплый ветер,

Дружба – это светлый мир,

Дружба – солнце на рассвете,

Для души веселый пир.

Дружба – это только счастье,

Дружба у людей одна.

С дружбой не страшны ненастья,

С дружбой жизнь весной полна.

Друг разделит боль и радость,

Друг поддержит и спасет.

С другом — даже злая слабость

Вмиг растает и уйдет.

Верь, храни, цени же дружбу,

Это высший идеал,

Тебе она сослужит службу.

Ведь дружба – это ценный дар!

-О чем говорили на уроке? Что такое дружба?

- Чему научил вас этот урок? Когда дружбу можно считать настоящей?

- Какую роль играет дружба в жизни человека? Пригодятся ли вам знания, полученные на уроке, в жизни?

Как вы теперь мне объясните смысл высказывания: «Язык дружбы не слова, а смысл»

Как вы думаете, наступит такое время, когда все люди будут жить в мире и дружить друг с другом?

- Ребята, я предлагаю спеть песню о дружбе. Слайд 12, 13.

- Домашнее задание по выбору

Ответы детей

Дети подпевают песню

О дружбе, друзьях.

Размышляют, высказывают свое мнение

Ответы детей

Дети работают с толковым словарем

Стих читает подготовленный ученик

Ответы детей

Подготовленные дети читают стихи.

Дети слушают, размышляют, отвечают.

Ответы детей

Ответы детей

С улыбки.

Дети поют песню «Улыбка» и танцуют.

Пожимают друг другу руки.

Дети работают в группах. Читают, обсуждают, высказывают свое мнение.

Работают в группах. Собирают пословицы, объясняют смысл пословиц.

Дети работают со словами.

Ответы детей сравниваются с экраном.

Ответы детей.

Ответы детей

Дети по цепочке отвечают.

Ответы детей.

Все поют и улыбаются друг другу.

1).Написать небольшой рассказ о своем друге.

2). Нарисовать мир, в котором хотели бы жить.


Файлы: Дружба.ppt
Размер файла: 1397248 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология