Автор конспекта:
Автор(ы): — Солодкова Т.М.

Место работы, должность: —

Санкт-Петербургское государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Санкт-Петербургское музыкальное профтехучилище имени Н.А. Римского-Корсакова» (техникум)

преподаватель

Регион: — Город Санкт-Петербург

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — все уровни образования

Класс(ы): — Все классы

Предмет(ы): — Библиотечное литургия
Предмет(ы): — Внеклассная киноработа
Предмет(ы): — Внешкольная киноработа
Предмет(ы): — Изобразительное искусность
Предмет(ы): — Искусство
Предмет(ы): — История
Предмет(ы): — Краеведение
Предмет(ы): — Культурология
Предмет(ы): — Литература
Предмет(ы): — Мировая художественная куркума
Предмет(ы): — Музыка
Предмет(ы): — Педагогика
Предмет(ы): — Психология
Предмет(ы): — Социология

Целевая аудитория: — Все целевые аудитории

Тип ресурса: — дидактичный материал

Краткое иконография ресурса: —

Что такое икона? История становления иконописи. Русская иконописная школа. Символика иконы, символика цвета на иконописи. Интересные факты из русской истории.

Древнерусская живопись.

Икона.

Что такое икона?

Иконами византийцы называли любые изображения, созданные на камне, дереве, кости, ткани или металле. Потом таким образом стали называть только образы на досках, которые появились на Византии в начале 4 века. Одновременно зарождалась урок о почитании икон, которая объясняла, будто относиться к иконе, подобно будто годится и почему немыслимо изображать, какими должны быть изображение, краски и материалы. Икона делала невидимое видимым, хоть и не показывала Бога, угу напоминала о нем, о его величии и всемогуществе.

Разум и волеизъявление художника не должны были влиять на вечное, и поле (небеса) светился золотом, исчезли бытовые подробности, фигуры стали легкими, бестелесными, жесты -–значительными, взгляды – глубокими и неотрывными, «на века».

Канон (греч) – правила иконописи. Первоначально каноном греческие ремесленники называли веревку или прямую палку, которую использовали насчет измерения и прочерчивания линий.

Лик(в несходность от лица, имеющего характерную форму носа, цветок глаз, морщинки и т.п. признаки индивидуальности) – не земной, угу бестелесный облик` обезопасенный от счастливо случайного и временного.

Самой первой иконой считается «Спас Нерукотворный». О возникновении ее повествует миф о царе Авгаре, правившем на Малой Азии, на городе Эдессе. Икона давала излечивание и защищала от врагов. На Руси икону «Спас Нерукотворный помещали на воинских стягах и надо воротами городов и крепостей. На иконах Спас Нерукотворный» хор Христа изображали на золотом небесном фоне с обязательным перекрестьем на нимбе – напоминающем о жертве Христа, позже абрис помещалось на текстуально воспроизведенной светлой ткани полотенца, на котором восхитительно отобразился роль Спасителя.

Святой петр и марк Лука (один из учеников Христа) – первенький иконописец.Еще рядом жизни Девы Марии, матери Христа, он запечатлел ее образ. Увидев свое изображение, Богоматерь произнесла: «Пусть полно с ним благодать ( милость, помощь, доброе отношение) Сына Моего и Моя». На иконах Луку изображали слушающим ангела, стоящего за спиной, советы и указания которого символизировали Божественное причастность на сотворении иконы. С творения Луки писали копии, веря, подобно будто чудесная правомочность первого изображения Богоматери перейдет и на их повторения (списки). В 1130 году из Константинополя на Киев привезли икону Богоматери (копия первоначальной) в дар великому князю Юрию Долгорукому. Первоначально ее поместили на монастыре села Вышгород. Андрею (сын князя), после названный Боголюбским, рассказали, подобно будто икона сошла со своего места на храме и повисла на воздухе, словно желая пребывать на ином месте. Богоматерь явилась к князю на видении и повелела поставить икону во Владимире и построить на девственность ее храм. С тех пор чудесная икона именуется Владимирской. Именно эту икону почитают будто первенький роль Богоматери. Ученые считают, подобно будто она написана в12 веке на Константинополе. В 1395 году Тамерлан решил завоевать Москву, угу ему во сне явилась Богородица и велела оставить пределы Руси. В парамнезия об этом чудесном избавлении от врага 26 августа установлен крещение Сретения (старославянский –встреча) Владимирской иконы на земле московской.

Зарождение христианства.

В 1 веке нашей эры Великая Римская держава включала на себя все Средиземноморье, Западную Европу (Рейн, Дунай), Британию. Покоренными землями (провинциями) правили римские наместники. В 63 году ступень н. э. Помпей захватил Иерусалим, и сатрапия Иудея вошла на команда Римской империи. Иудеей правил ирод Ирод, чья бессердечие стала нарицательной, угу на Риме правил дзимму Август. В городке Вифлееме родился младенец Иисус (древнееврейское – Спаситель), прибавляемое к его имени выступление «Христос» по–гречески означает «помазанник» ( осыпанный особой властью, вымеченный милостью Бога).

Библия – главная триллер христиан, самая древняя триллер на Земле, на ней собрана многовековая дианойя человечества. Библия делится на пара Завета: Ветхий и Новый. В Ветхом ( Древнем) Завете рассказывается все от сотворения звезда ступень рождения Христа. Новый Завет посвящен описанию событий, связанных с пришествием на макрокосм Христа. В него входит цифра Евангелия от апостолов (учеников) Матвея, Марка, Луки, Иоанна, их послания (обращения). Последняя триллер Нового Завета «Апокалипсис» («Откровение») – пророческая.

Катакомбы – подземные кладбища первых христиан, ступень 25 метров глубины, которые располагались на заброшенных каменоломнях на окрестностях Рима. В Древнем Риме было принято сжигать умерших, угу христиане стремились сохранить тела близких насчет скорого, будто они считали , воскресения. Катакомбы сохранились на Неаполе, Сиракузах, других городах Средиземноморья. Всего на Риме обнаружено более 770 катакомб, на которых покоятся от 500 ступень 700 тысяч человек. Общая длина подземных коридоров – обок 900 километров.

С 3 века стали появляться росписи: христиане изображали важнейшие образы – символы. Крест – на нем принес избавление поразивший капут Христос. Якорь – лингам надежды, таким образом будто биография сравнивали с бурным морем. Рыба – намечание имени Христа ( греч. «рыба» состоит из первых букв следующих слов: Иисус Христос, Сын Божий , Спаситель). Встречались традиционные насчет римского искусства образы: птицы, цветы, плоды, крылатые амуры – покровители любви. Эти изображения представляли картины вечно цветущего райского сада с порхающими ангелами. Пытаясь изобразить Небесное Царство первые христиане использовали привычные сюжеты римской мифологии.

Нельзя было изобразить невидимого Бога подобно обыкновенному человеку, следственно христиане не признавали статуй. Сохранились изображения людей с поднятыми вверх руками, они молятся. Обращаясь к небу. В центре круг, символизирующий небо. В круге лутц юноши – пастуха на римской одежде, с овцой на плечах. Священников стали называть – пастыри. Высшие священники – архиереи – носят на плечах широкую белую полосу с крестами –омофор ( греч. «ношу», «плечо»). Эта кусок облачения (одежда священника) означает, подобно будто они приняли на себя заботу о христианском «стаде», угу священника стали называть — пастырь.

В начале 8 века на Византии настала эолит иконоборчества. Считалось, подобно будто немыслимо поклоняться дереву и краскам и изображать Бога похожим на человека. В настоящий гляциал погибла большая кусок ранних икон. В 9 веке благочестие было восстановлено. Вспомнили, подобно будто Христос первым разрешил поклоняться своему образу, приложив ткань к лицу. В настоящий гляциал вышли строгие правила иконописаний, вдоль которым создавались не «раскрашенные доски», угу «грамота насчет неграмотных».

Иконы писали рядом палатах архиереев на монастырях. Иконописец готовил себя к работе: читал Библию, молился, соблюдал пост, приучал себя не думать о земных вещах. Работу надо иконой называли «умным деланием». «Когда виртуоз взирает на образец, он хочет сделать уне свое произведение. А люди, взирая на святые образы, подражают тому, подобно будто хорошо». Считалось , подобно будто учреждение иконы зависит не только от умения мастера, угу и его души, и помощи самого Бога. Поэтому вовеки не ставилось имени мастера – презинджантроп не мог быть творцом святости.

1. Изображение окружали рамой – выступом, будто бы отодвигая его на другой мир.

2. Проклеивали доски и покрывали особым грунтом ( киноработа учеников)

  • Грунт (левкас) готовился из мела или гипса и накладывался несколькими слоями. Левкас насчет стен мы называем теперь штукатуркой.
  • Следуя канону, наносили рисунок.
  • Рисунок покрывали красками. Краски изготавливались из растертых на порошок минералов и смешивали их с желтками и хлебным квасом.
  • Сверху абрис покрывали олифой – прогретым растительным маслом.
  • Через 70 –100 лет авиамасло темнела. Иконы «поновляли», т.е. на потемневшем образе писали новые. Многие иконы имеют маленько поновлений, сделанных на разные века.
  • Канон запрещал писать «тела мясистые, щеки красные, взоры неспокойные». Неподвижность, бестелесность, прозрачность, внутренняя красота. Мастера писавшие «личное» (лики и открытые части тела) добивались сего эффекта накладывая краски, плерома за слоем, таким образом, для того чтоб нижние слои просвечивали, согревали верхние слои. Работа, требующая высокого мастерства и долгого времени. Со временем появились те, кто изображал все «доличное». Их называли «платечниками»
  • Одеяния святых изображали плоскими яркими красками, складки повторяли изгибы тела. Часто пользовались золотыми бликами.
  • Велум– покрывало, которое изображалось свыше иконы, переброшенное с одного здания на другое. Это означало, подобно будто факт происходит внутри, неощутительно от посторонних глаз.
  • Горки.Пейзаж на иконе называется горками. «Горки» писали с площадками – уступами, подобно будто делало их похожими на лестницу, с пещерами, деревьями, травами. В изображении города легкие разноцветные постройки возвышались одна надо другой, парили на воздухе. Пейзаж изображал место, где-либо происходили события. Природа на иконописи не знает времен года, перемены погоды. Земля, будто бы стремясь к небу, поднимается вверх волнистыми горами. Если функционирование происходило на городе, то писались церкви, крепостные башни, дворцы – палаты.
  • Оклад – накладное красивость из золота, серебра, драгоценностей и т.п., для того чтоб подчеркнуть блеск святых образов. Оклад прикреплялся к иконе, повторяя очертание фигур, нимбов. Символизировал сказочную красоту Небесного Царства.
  • Символика на иконе: — В иконе живут под боком пара звезда «горний» (небесный, высший) и «дольний» (дол, долина). По этому принципу строится абрис на иконе. Фигуры святых тянуться ввысь, ноги насилу касаются земли – «позем». Позем пишется зеленым или коричневым цветом. В темной полосе позема остается все печальное, временное. В золотом блеск неба пребывают святые. – Круг. Важный символ, значащий Вечность. Фигура Богоматери на иконе «О Тебе радуется» вписана на лимб – это лингам Божественной Славы. – Нимб (лат. облако) – блеск святости надо головами Бога или святых. — Центральные образы на иконах навеки написаны выше остальных. – Обратная перспектива. Все линии сходятся к человеку, смотрящему на икону. Создается импрессия неведомой бесконечности. Изображение будто словно движется навстречу. – Прошлое и будущее. Часто на иконах показывают события нескольких день или целой жизни святого, будто бы совмещая детеншен и пространство, перенося их на другое , неземное детеншен и пространство.
  • Цвет на иконе. В Византии считали, подобно будто коннотация любого искусства – на красоте. Иконы писались позолотой и яркими красками. Цвета вовеки не смешивались. Цвет мог быть темным или светлым, угу навеки чистым. Цвет имел свое машиноместо и значение. Цвет имел такое же величина будто слово. – Золотой цвет. Обозначал самого Бога. Позволял почувствовать блеск Бога, блеск Небесного Царства, где-либо вовеки не бывает ночи. – Пурпурный (багряный) цвет. Цвет царя, владыки – Бога на небе, императора на земле. Только дзимму имел привилегия использовать настоящий цветок на одежде, дворцовом убранстве, рядом письме. В иконах присутствовал на одеждах Богоматери – царицы Небесной. – Красный цвет. Самый значительный цветок на иконе. Цвет тепла, любви, жизни, животворной энергии. Символ Воскресения – победы жизни надо смертью. В то же детеншен это цветок крови, мучений, жертвы Христа. В красных одеждах изображали мучеников. Красным небесным огнем сияют крылья архангелов- серафимов. Иногда писали избура-красный поле –как буй торжества вечной жизни. – Белый цвет. Символ Божественного света. Цвет чистоты, святости и простоты. Изображение праведников (люди живущие «по правде»). Белый цветок использовали насчет пелен младенцев, душ умерших людей ( только праведных), ангелов. — Синий и голубой цвета. Бесконечность неба, лингам другого, вечного мира. Цвет Богоматери, соединившей на себе земное и небесное. – Зеленый цвет. Природный, живой. Цвет травы, листьев, юности, цветения, надежды, вечного обновления. Сцены Рождества. – Коричневый цвет. Голой земли, праха, счастливо временного, тленного. Использовалась параллельно с пурпуром на одежде Богоматери, напоминая о человеческой природе, подвластной смерти. — Черный цвет. Цвет зла и смерти. В иконописи черным закрашивали пещеры – символы могилы – и адскую бездну. Но это и цветок тайны. На черном фоне, означавшем непостижимую глубину Вселенной, изображали Космос – старца на короне. Черные одежды монахов – это лингам отказа от прежних удовольствий, капут рядом жизни. – Серый цвет. Смешав на себе ладно и зло, белое и черное, он становится цветом неясности, пустоты, небытия. Никогда не используется на иконе.
  • Праздник Воздвижения Креста 27 сентября.

    312 год. Цезарь Константин правил Галлией и Британией. Ему приснился сон, на котором ему была обещана пик надо римским императором Максенцием, ежели он изобразит на полковом знамени и всех доспехах крест. В 324 году Константин Великий стал правителем Римской империи. Один из первых его указов запретил гонения на христиан, позволил строить церкви. Император решил сделать страна христианским, своевольно принял эту веру. Мать Константина, владычица Елена, отправилась на Иерусалим , для того чтоб найти вышивка , на котором распяли Христа. Легенда повествует: на Голгофе было найдено 3 креста (Христа распяли в голос с двумя разбойниками). Чтобы определить, на котором из них был распят Христос, остановили похоронную процессию и стали прикладывать кресты к телу умершего. Когда вотан из крестов коснулся его, снулый ожил. Крест стали называть животворящим (дающим жизнь) и отнесли на Иерусалим. Там христианский священнослужитель выспренно поднял (воздвиг) перед людьми. Это факт таким образом одна из главных христианских праздников. Константина Великого и царицу Елену автокефалия почитает будто святых и называет равноапостольными, будто продолжателей распространению христианской веры, начатой апостолами. Иконы, изображающие крещение Воздвижения, навеки исполнены величавой радости. В золотом сиянии, на фоне храма, священнослужитель сверхуважительно поднимает вышивка рядом помощи двух служителей – диаконов. Крест – лингам спасения и победы надо смертью.

    В 532 –537 годах зодчими Анфимий из Тралл и Исидор из Милета построили храм Святой Софии на Константинополе, предназначенный Божественной Премудрости (София). Под сводами Византийских церквей собиралось рой верующих, на отличии о древнеримской традиции: только священнослужители – жрецы. Диаметр купола собора более30 метров. Архитекторы решили сложнейшую задачу: громадная серьезность постройки казалась незаметной благодаря опорам и множеству окон. Стены украшали мозаики, которая складывалась из кусочков непрозрачного стекла – смальты. Изображения святых казались неземными, переливались и мерцали на лучах солнечного света. «Все создается вдоль мудрой воле Бога». Великолепие окружающего звезда византийцы считали отблеском вечной, бестелесный красоты и пытались отобразить это с помощью мозаичной техники. Мозаики на храмах итальянского города Равенна напоминают восточные ковры. Кроме мозаик, византийские храмы украшали фресками (итал. «сырой», «свежий»). Они по-иному красочны будто мозаики, угу призывают к размышлению. Это искусность было распространено на византийских монастырях (горные монастыри Греции на обл. Фессалии). Горные монастыри называли «метеора» (воздушный). Небольшие здания и церкви строили на отвесных скалах, на высоте более 700 метров. В некоторые из них годится было попасть только вдоль веревочным лестницам, таким образом исполнялась мечтание византийцев о спасительном восхождении к небу.

  • Образы Спаса:
  • На РУСИ ИИСУСА ХРИСТА НАЗЫВАЛИ СПАСОМ – СПАСИТЕЛЕМ. Образ Христа писали одного или в голос со святыми.

    «Праздничные» иконы — иконы, на которых писали роль Спасителя на сценах из Евангелия. Спас Нерукотворный – оглавный, только голова. Спас Вседержитель – поясной, с Библией, Спас на Престоле – на рост, Спас на силах (Судья) – оплечный (по плечи), вписан на ромб. Ромб –могучие существо энергии. Овал и треугольник символизируют Землю и Вселенную. По иконографии (церковный канон) вид Христа неизменен: величавый, средних лет, с длинными волосами и слабый бородой; золотистозолотой сиянье и буквы, укороченно обозначавшие имя – Иисус Христос.

    Нимб рассечен крестом на парамнезия о принесенной за людей жертвы. На этом кресте пишутся греческие буквы WON– «вечно существующий».

    Благословляющие жесты (перстосложение, палец – палец):

    первый (ранний) вариант: палец прямой, обозначает букву “I» –«И», наклоненный перстневой приблизительно соприкасается с большим, образуя букву «С», указательный и средний скрещены на виде буквы «Х»;

    второй разночтение – трояк пальца (мизинец, безымянный, большой) соединялись, напоминая о Святой Троице.Два другие пальца (средний и указательный) лингам соединения Божественного и человеческого начала на Спасителе.

    Преображение – иконы показывают Христа на вершине горы Фавор, на белоснежных одеждах, на лучах блистающего ура ( фаворского). К Христу обращены пророки Илия и Моисей, спустившиеся с неба. Внизу изображены ученики.

    Тайная ужин – икона помещалась на иконостасе надо Царскими вратами будто долбежка о великом церковном таинстве – Евхаристии (Причащение).

    Потир – священная жертвенная чаша, роль чаши, которую Христос передал апостолам.

    Святые Дары – частицы причастия (хлеба и вина, прошедшие черезо таинство превращения на Тело и Кровь Спасителя).

  • Иконопись. Русские иконописные школы.
  • В 11 веке Русь распалась на уделы – маленькие самостоятельные государства, рядом княжеских дворах появились художественные мастерские.

    Иконы Владимиро – Суздальского княжества также велики, торжественны и нарядны, фигуры и лики святых полны достоинства, мощи и благодушной серьезности, будто и храмовая архитектура. Князь Андрей Боголюбский и его сибс Всеволод Большое Гнездо превратили Владимир на «царственный град». Белокаменные храмы украшены резьбой и позолотой, изумительно богатым убранством. / Дмитриевский собор, 12век. Икона Дмитрия Солунского/

    Великий Новгород. Расцвет на 14-15 веках. Новгородские храмы вписаны на градский пейзаж, одноглавые, строгие и величественные. Искусство Новгорода сохраняло местные народные традиции: простое, понятное, энергичное. Иконы писали чистыми, яркими красками, ненаглядный поле – красный. Контуры фигур –четкие, грубоватые. Лики выражали спокойную сосредоточенность.

    Церковь Спаса на Ильине – улице (1374г.) расписана Феофаном Греком (1340 –1410гг.), «философом зело искусным». Суровое , трагическое искусность Феофана призывало к молчаливому духовному переживанию. Его правомочность было известная вещь на работах других новгородских мастеров и творчестве иконописцев иных городов.

    Столпники – таким образом называли отшельников на первые века христианства, которые на полном одиночестве годами жили на башнях – столбах «ближе к Богу».

    В Пскове на совесть знали культуру русских княжеств, Литвы, Польши, Германии и достижения византийских мастеров. В искусстве псковских иконописцев отразились чувства жителей города – крепости: завещание сила, напряженное ожидание, завершенность к испытаниям, миллениум на ладно и красоту. Образы на псковских иконах суровы и выразительны. Лики мудрецов чертовски разные, приблизительно портреты. На темных ликах с глубокими глазницами белеют резкие отметины. Палитра: красно-коричневые, темно-зеленые, бело-желтые тона и их сочетания. / Иконы «Три святителя и Параскева Пятница», «Богоматерь на троне»/

    Русский Север.Искусство созданное переселенцами. Различались вологодские, каргопольские, устюжные манеры письма. Художниками становились деревенские священники и крестьяне, которые писали иконы насчет храмов и красных углов на избах, расписывали прялки, посуду, утварь, дуги насчет конских упряжек. Отличается народной фантазией, добродушием и наивностью.

    Московская школа,соединив местные и византийские традиции: возвышенность, ясность, благородное изящество, мудрое спокойствие, стала главнейшей школой иконописи. Творчество Андрея Рублева ступень сих пор поражает своим совершенством. Его имя впервинку упоминается на летописи 1405 года, когда-либо он и Даниил Черный участвовали на росписи Благовещенского собора на Московского кремля под руководством византийского мастера Феофана Грека. Своеобразие рублёвской палитры — это прозрачные, «писанные дымом» голубая, белая, зеленая, багряная, золотистая краски. Дионисий (1440 –1505гг.) и его сыновья Владимир и Феодосий украсили фресками Ферапонтов монастырь, тот или другой почитался будто онкоцентр просвещения. В несходность от Рублева, Дионисий не вглядывался на лики,не пытался раскрыть тайную биография души. Дионисий был мирянин, происходил из знатного рода, следственно ему были близки и понятны вкусы его заказчиков. Среди архиепископов, писателей-богословов – его заказчиков, было принято рассуждать о духовном совершенствовании, о превращении государства на аид добродетели и красоты. Для сего нужны были идеалы, примеры насчет подражания. Светло и напыщенно выглядят образы созданные Дионисием, его святители благославляют проложенный ими макрокосм – умиротворяющий и степенный. Дионисий показывал всеобщее единство, где-либо все живут вдоль законам небесного равенства, торжествуя победу надо телесный печалью. Продолжая традиции Рублева, Дионисий не подражал великому мастеру. Он отказался от плавных круговых линий, его образы возносятся вверх./Митрополит Петр на житии. О Тебе радуется. Знамение и Покров Богоматери/

    Русская икона в16 –17 веках. Искусство преимущественно подчинялось интересам государства, восхваляя незыблемость царской власти. Время иконописи будто главнейшего искусства уходило. Древние обычаи уступали машиноместо новым идеям. Строгановская школа: лучшие царские мастера писали иконы насчет домашних молелен богатых промышленников Строгановых. Иконы небольшие, написаны плотными красками, наполнены множеством драгоценных деталей. Иконописец Прокопий Чирин создал роль святого великомученика Никиты – воина. Легкая лутц святого похожа на моргающий горение свечи ( его пытались сжечь). Он вдосталь устремлен ввысь, к Богу.

    Начало правление Петра. Впервые иконописцам рекомендовалось подписывать свои творения: «… и лета, и имена указывать, нежели земле своей немалую девственность приносить». Теперь мастера поучали молодых художников «Добрые мастера должны писать икону или персону человеческую лучисто и румяно, с тенями и живоподобием…» Царский виртуоз Ушаков Симон Федорович (1626 – 1686гг.), вотан из авторов подобных руководств, пишет иконы, портреты, изучает анатомию, математику, европейскую архитектуру. На иконах символы сочетаются с достоверными деталями, появился устой писать иконы с царей и бояр. / «Никита – воин» Прокопий Чирин, «Древо государства Московского» Симон Ушаков, «Церковь воинствующая»/

  • Устройство иконостаса. Чин — термин рядов (ярусов), из которых состоит иконостас. Количество ярусов зависит от местных традиций и величины храма. В 14 –15 веках их было 3. В 16 – 4, в17 – 5. В конце 17 века пи рядов увеличилось ступень 7, угу просто иконостас был пятиярусным.
  • Тябловое( русск. «тябло» –«брус» от лат. «табула» – доска) — простейшее теплообменник иконостаса. Ряды икон помещали на тесанные бревна с пазами – желобками. Концы бревен закрепляли на специальные углубления на северныой и южной стенах храма. Бревна прикрывали наружно досками, расписанными цветами или орнаментом.

    Схема пятиярусного иконосаса – классического.

    Все ряды иконостаса имеют особые названия и символическое значение.

  • Местный чин: 1.Спаситель.2. Богоматерь Одигитрия. 3. Храмовая икона.4. Местночтимая икона. 5 Тайная вечеря. 6. Царские врата: а) Благовещение. б) Евангелисты. 7. Дьяконские двери.
  • Деисусный есаул (Деисус – греч. «деисис» – моление, « Предстояние») – серия надо Царскими воротами: 1. Спас на силах. 2. Богоматерь Одигитрия. 3. Иоанн Предтеча. 4. Архангел Гавриил. 5. Архангел Михаил.6. Апостолы, отцы Церкви, святители, преподобные и т.д.
  • Праздничный чин: от Рождества Богородицы ступень Успения.
  • Пророческий чин:1. Богоматерь Знамение . 2. Пророки.
  • Праотеческий чин:1. Ветхозаветная Троица. 2. Праотцы.
  • Завершение иконостаса– роль Голгофы – горы, где-либо на кресте был распят Спаситель. Перед Голгофой, «горой недосягаемой», склоняются все пришедшие на храм.
  • Страстной чин–изображения страданий Христа на последнюю неделю перед распятием и Воскресением. Помещают на самом верху ( иногда).
  • Обязательные иконы: одесную от Царских врат расположена икона Спасителя, слева – икона Богоматери. Это означает, подобно будто Христос и Дева Мария встречают всех во вратах Царства Небесного и ведут к вечной жизни. Образ Богоматери из местного ряда – Одигитрия («Путеводительница»). Храмовая икона, следующая за образом Христа, изображает святого или праздник, на девственность которого назван храм. Название храма годится навеки определить, посмотрев на вторую икону одесную от Царских врат. Подбор икон местного ряда определяется местными традициями – местночтимые иконы.

    Царские вратарасположены на центре местного ряда икон. На створках врат навеки изображалась эпизод Благовещения с Девой Марией и архангелом Гавриилом. На сих символических вратах Рая помещают изображения 4 евангелистов: Матфея, Марка, Луки и Иоанна, которые записывают повествования о жизни, смерти и Воскресении Христа.

    Символика Евангелистов:

    у Матфея – ангел, сходствующий о небесном мире, из которого пришел Христос.

    У Марка – лев (могущество и царское величие)

    У Луки – телец (бык) – лингам жертвенности Спасителя. / В древности во детеншен богослужений принято было закалывать животных, принося их на жертву Богу./

    У Иоанна – орел, значащий высоту евангельского учения и грандиозность Божественных тайн. Дьяконские двери расположены вдоль сторонам от Царских врат менее вдоль размеру. На них изображают архангелов или архидьяконов Стефана и Лаврентия (первые средь учеников Христа стали дьконами и приняли мучения, не отказавшись от своего служения).

    Деисусный чин– преобладающий серия иконостаса, очерчивающий Христа – Судью и святых, обращенных к нему с молитвой. Это мезуза за людей, за вдосталь отец человеческий перед Спасителем мира

    . В центре Деисусного растение — икона «Спас на силах». Спасителя изображают на фоне вытянутого вдоль углам красного квадрата, синего круга и красного ромба. Эти цвета означают соединение на образе Спаса земли, неба, Божественного и человеческого, огня Святого Духа и воды вечной жизни.

    Красный квадрат(четырехугольная звезда) – роль земли. 4 угла – это 4 стороны ура и 4 стихии: огонь, вода, участок и воздух. В углах изображаются символы евангелистов: ангел, телец, лев, орел. Они напоминают, подобно будто евангельское учеба прозвучало во всех концах земли.

    Синий круг символизирует небо, макрокосм бесплотных сил ( приблизительно все ангельские чины присутствуют на иконе), средь которых пребывает Иисус.

    Красный ромбвокруг фигуры Христа – блеск его славы и Божественный огонь, обжигающий все темное и злое. Правой рукой Спас благословляет, левой придерживает раскрытую книгу – лингам Евангелия и Божественного закона, роль великой Книги Жизни, где-либо записаны имена всех спасенных (добрых и честных людей).

    Предстоящие / на старину назывались те, кто нужно перед кем-то или чем-то, или служащих рядом важной персоне/ на Деисусе – святые, Силы Небесные, все, кто пришел на Суд, вдоль правую руку Христа – Богоматерь. Слева от Христа – пророк Иоанн Предтеча. Богоматерь символизирует на Страшном Суде милосердие, Иоанн Предтеча – истину. Они – заступники за людей. Далее: архангелы Михаил и Гавриил, первоверховные (главные промежду верховными) апостолы Петр и Павел, святители, подвижники, преподобные и т.д.

    Пророки и праотцы. О них повествуется на Ветхом Завете.

    Пророки– это избранные Богом люди, которые предсказывали будущее: Давид, Даниил, Соломон.

    Праотцы(«отцы веры»)– это прародители, родоначальники (от Адама начинается на Библии прошлое рода человеческого).

    В центре пророческого ряда – икона Богоматери Знамение, которая являет миру Спасителя – лингам исполнения пророчеств. К ней обращены на поклоне пророки со свитками предсказаний на руках. Библейские деды на верхнем ряду иконостаса поклоняются образу ветхозаветного Бога – Троице.

    Средники– центральные иконы всех рядов иконостаса, образующие символическую связь: икона Троица Живоначальная (дающая старт жизни) – икона Знамение (о пришедшем на Землю Христе) – икона Спас на силах – Царские торана ( вдоль окончании Божественного Суда праведники войдут во торана Царства Небесного). Иоанн Предтеча – итоговый пророк и первенький апостол. Иоанн Богослов – новозаветный пророк, евангелист, застенографировавший книгу пророчеств «Апокалипсис» («Откровение»); изображался на фоне горы – лингам «вознесенности духа».

    Страшный суд. Изображения событий Апокалипсиса обязательны на христианских храмах, итоговый ассизы надо человечеством появились на росписях на западной стене храма (Запад – лингам завершения прежней, телесный жизни). Иконы Страшного свида говорили о том, подобно будто он страшен насчет грешников, угу насчет праведников это увеселение возвращения к Богу. Наверху – Бог Творец, Царство Небесное, ангелы, изгоняющие с неба бесов. В центре – Божественный Суд: у Христа, восседающего на троне, просят милости к людям Богоматерь, Иоанн Предтеча, коленопреклоненные Адам и Ева. По сторонам сидят апостолы с книгами, за ними — ангелы, небесные стражи. Ниже изображаются народы, идущие на Суд. Они подходят к престолу, на кот. лежит Книга Жизни и Крест, под боком стоят ангелы со свитками, на кот. записаны все слова и дела, совершенные людьми на жизни. На весах (мера дел человеческих) взвешиваются хорошие и плохие поступки. Справа – ангелы, слева – бесы. Они борются за каждую судимую душу. У ногуй Адама спускается майна змей ( лингам греха), на теле кот. написаны названия грехов: жадность, леность, зависть, уныние, бессердечие и т.д., — это шоссе на ад, где-либо сидит нечистая сила с душой Иуды на руках. В самом низу иконы – камеры ада, где-либо мучают грешников. Прошенные Богом идут к вратам Рая, за которыми сияет свет, цветут райские кущи, порхают ангелы и восседает на троне Богоматерь –Царица Небесная.

    Праздничный серия иконостаса состоит из икон двунадесятых (старослав. "дванадесять» — двенадцать) праздников, образов Страстной и Пасхальной недель.

    «Праздники» — на иконописи таким образом называют важнейшие сюжеты Священной истории, которые посвящены событиям телесный жизни Девы Марии и Христа. Эти праздники составляют храмовый год:
    (от 8 /21 сентября – старт года) Рождество Пресвятой Богородицы, Введение во храм, Благовещение, Рождество Христово, Крещение Иисуса Христа, Сретение, Преображение, Вход на Иерусалим (Вербное Воскресенье), Вознесение Христа, Сошествие Святого Духа на апостолов, Воздвижение Креста, Успение богородицы ( заканчивание церковного года).

  • Образы Богородицы:
  • Мария («госпожа») дщерь благочестивых супругов Иоакима и Анны, которым было явлено чудо: вестник возвестил, подобно будто у них родится дитя, о котором полно говорить вдосталь мир. В буй благодарности Богу за зарождение дочери родители отдают 3 – летнюю Марию на храм, где-либо девочка, посвященная Богу, должна вести особую, благодатную жизнь. Канон на изображении Богоматери не таким образом строг, будто рядом изображении Христа. Как шаблон , это образы Богоматери с младенцем Христом. Обязательно на каждой иконе свыше писали греческие буквы «Mp9v” — “Матерь Божия”. Все иконы Богородицы происходили от нескольких основных канонических типов изображений. Предания о Богородице не вошли на Библию, они собраны на отдельные книги, которые называются апокрифами ( греч. «тайные, отдельные книги»). Описание Богородицы: «Рост Ее был средним, букли цвета зрелой пшеницы. Лицо светлое, глаз ясные, хайло алый. Одежду носила простую, говорила малосущественно и была приветлива. Всякое выступление Ее дышало благодатию». На Руси Богородицу называли покровительницей Русской земли, угу Русь – домом Богородицы.

    Образ Елеуса (Умиления) – греч. «Милостивая», Мать и младенец, соприкасаясь щеками, являли миру взаимную нежность, теплую заботу лада о друге, и об всем страдающем человечестве; Одигитрия – греч. «Путеводительница»,один из самых древних образов. Поддерживая младенца Христа на левой руке, правой будто бы представляет Христа, призывая поклоняться ему, обращаться к нему будто к Спасителю. Богоматерь показывала людям путь, становилась их наставницей и хранительницей. В облике Христа увольте ничегошеньки детского – он серьезен и величав; благословляет людей. На фоне его золотых одежд броско белеет срезанный на руке рукопись – учеба Христа.

    «Свиток»( свивать, сворачивать) – на иконах это развернутые или перевязанные шнурком листы бумаги с кратким текстом из Библии. Свитки держал на левой руке Христос или преподобные, т.е. священники или монахи, ставшие святыми. Они открывали людям пророчества и поучения, для того чтоб помощь им на пути спасения. «Оранта» ( лат. «Молящаяся») –первые христиане изображали молящихся людей с воздетыми к небу руками. С тех давних пор возникла устой изображать Богоматерь на полный вырост с просяще поднятыми руками. Такой субчик икон называется «Оранта».( «Стена нерушимая» Киевская София);

    «Знамение» (чудо, пророческий знак)- поясной роль Богоматери Оранты.

    Панагия ( греч. «Всесвятая») – роль Богоматери Оранты, открывающей на груди, на круге славы, благословляющего младенца Христа. Это лингам вочеловечения Бога. Родившись от телесный женщины, Христос получал перитеций человека. Только таким образом Бог мог принести себя на жертву и умереть, для того чтоб воскреснуть.

    Внутреннее теплообменник православного храма.

    Все храмы делятся на 3 части: притвор, онкоцентр храма, алтарь.

    Притвор– это первая от входа кусок храма. (Внешний помещение – солярий перед входом на храм. На ней с древности полагалось стоять нищим и калекам, ожидающим милосердных подаяний – милостыни.) В притворе должны были находиться люди, готовящиеся принять крещение. Их называли оглашенными, т.е. им огласили, пояснили сущность учения. Здесь находились кающиеся грешники и иноверцы «для слушания».

    Центр храма– вторая, самая большая кусок храма. Место насчет прихожан. Центр храма – пространство под куполом. Купол – лингам неба, с которого Бог взирает на молящихся. Наверху, на куполе и барабане, изображали Христа, Богаматерь, ангелов и апостолов.

    «Паруса» – части свода надо столбами (переход от столба к куполу), поддерживающими купол. Здесь изображали 4 евангелистов. Далее. Следуя церковному календарю, на строгом порядке размещали на стенах изображения праздников. В нижней части стен и на столбах, помещались образы святых пророков, святителей, мучеников и праведников. Фигуры святых на столбах – ремарка ,что они являются опорой христианской церкви.

    Алтарь(лат. altaara– «возвышенное место») – главная кусок храма, расположенная на восточной части. Алтарь означает Небо, местопребывания Бога, и Рай, где-либо жили Адам и Ева. Алтарный престол – главная святыня храма – это важный тетрагональный стол, на котором навеки лежат Евангелие и вышивка (знаки присутствия Бога). В святилище могут входить только священники. Во детеншен службы они уподобляются ангелам и с благоговением приближаются к престолу Бога.

    Иконостас ( греч. «эйкон»- образ, «стасис» — машиноместо стояния)- это стена, закрывающая священное пространство алтаря, украшенная иконами, которая отделена от центральной части несколькими ступенями. В иконостасе находятся трояк двери: средняя – Царские врата, черезо них во детеншен богослужения скрытно проходит Христос (в дни великих праздников, на Пасхальной неделе они открыты, напоминая о возвращенном Рае); черезо северную и южную на святилище входят священники.

    Солея– ступенчатое бима перед иконостасом.

    Амвон( греч. «возвышение») – полукруглый ризалит на середине солеи, против Царских врат. Читая на амвоне и обращаясь к верующим с проповедью, священнослужитель символизирует Христа, кот. обращался к ученикам с возвышенных мест ( с горы).

    Клиросы – места насчет чтецов и хора, расположенные на южном и северном концах солеи.

    Портал– зодчески проведенный видеовход на храм.

    В древних христианских храмах иконостаса не было – перед алтарем находилась небобльшая перегородка. Западные христиане ступень сих пор не закрывают алтарь. Впервые святилище упоминается на Х1У веке на русских летописях. Позже он вырос приблизительно ступень сводов храма, и его стали называть русским или высоким иконостасом.

    Православный храм.

    Во период разделения христианства на западное и восточное возникли названия 2 христианских церквей: католическая (вселенская – всеобщая насчет христианского звезда ) и православная ( греч. «ортодоксия» — правильное, неизменное учение).

    По христианским представлениям кааба — лингам Неба и Земли, роль восхождения от земного к небесному. На Руси принят византийский субчик храма ( сложился на 9 веке) – крестово-купольный, на основе архитектурного плана – крест, ведущий лингам христианства, тот или другой образуют 4 столба (столпа), несущие глава и соединенные арками. Иногда храмы имеют круглое станок ( лимб напоминает прихожанам о вечной жизни на небесах).

    Купол (глава храма) – это лингам непрестанного молитвенного обращения к Богу, напоминает горящую свечу (характерная плавная оформление купола).

    Количество главимеет символическое значение:

    1 глава – Бог един;

    3 главы – зоолатрия Богу, единому на 3-х лицах;

    5 глав (одна выше) – Христос и 4 евангелиста;

    7 глав – 7 церковных таинств (обрядов), спасительных насчет всех христиан: крещение, обряд (помазание человека за крещения священным ароматным веществом – миром), причащение, исповедь (исповедание священнику своих грехов), духовенство (поставление на священнослужители), коронование (брак), таинство (соборование – крестины надо больными или страдающими людьми).

    Главы храмов неуклонно увенчаны крестом – это буй спасительной жертвы Христа, устанавливающий толк на Царство Небесное. В основании креста виден полумесяц – роль якоря –символ надежды на избавление средь бедствий.

    Вход на храм(с западной стороны). При входе на кааба презинджантроп обращен передом к востоку, где-либо находится алтарь. На востоке расположен онкоцентр духовной жизни земли – благородный город Иерусалим с горой Голгофой. С востока придет следующий единожды Иисус Христос. Над входом помещаются образы Христа, Богоматери, ангелов, для того чтоб презинджантроп с молитвой входил на храм, спокойно поклонясь им.

    Крещальни(помещения, где-либо совершался крестины крещения) строились у входа, подобно будто означало прирост на вероучение – старт пути спасения.

    Храм и автокефалия – здание, посвященное Богу, хата Божий.

    Церковь– еэс верующих, живущих на одной или нескольких странах.

    Собор ( агора многих) – термин главных храмов городов, службу на которых вели чохом маленько священников и разных храмов.

    Десятинный (на его сооружение принчипе Владимир отдавал 10 кусок доходов) — первенький замечательный храм, увенчанный 25 главами.

    Киевский Софийский агора / 1037г./ — величественный кааба с 13 главами – надобно был показать грандиозность христианской Руси, вошедшей на разумный, очаровательно проложенный мир.

    Иконография ангелов.

    Ангелы ( греч. Вестник)– невидимые, бесплотные ( не имеющие тела), духи, которые исполняют волю Бога, сходя с неба на землю.

    Ангельские чины. Учение о чинах сложилось на христианской науке на 1 веке.

    Чин – степень, звание, распорядок.

    9 чинов:

    -серафимы( древнеевр. Пламенный) изображались на виде юношей с красными крыльями,

    -херувимы ( мудрость) – на виде лика, окруженного шестью крыльями, синего или зеленого цвета. Херувимы способны принимать высшую дианойя и сообщать ее другим.

    -престолы — ангелы на виде крылатых колес с множеством глаз, навеки под боком с троном Бога и несут его, будто огненная колесница.

    Серафимы, херувимы, престолы – небесные стражи, поближе других к Богу, изображают на иконах рядом писании рая или престола Бога.

    Господства, силы, власти, начала– ангельские чины приблизительно не представленные на иконописи. В Библии увольте их описаний, невиданно об их явлении на человеческом мире.

    «Силы» другой раз изображались на виде небесных воинов с крыльями.

    Архангелы(греч. ангелоначальники) – их 7:

    Михаил (греч. Верховный военачальник) – глав небесного воинства, дипломант темных сил. Изображается на виде приближенного Небесного Царя, на одеждах византийского придворного, Крылатая лутц будто бы излучает избура-красный свет. Охраняет сварог от воинства сатаны.

    Гавриил (древнеевр. «сила Божья) – город предвозвестник вдоль воле Бога, излагающий пророческие видения и коннотация различных событий. Изображался прекрасным юношей с задумчивым взглядом на неизвестное людям пространство. Архангел Гавриил пребывает на общении с Богом (слушает его). Архангелы и агора (множество) поближе всех стоят к людям.

    «Слухи»или «тороки» (древнерусск. «торок» – ремень) – тонкие ленты, развивающиеся у висков, кторые на иконописи изображались у ангелов, напоминали, подобно будто черезо них небесные вестники получали повеления Бога.

    Зерцало (зеркало) – прозрачный дискетка с образом Христа или буквами, обозначающими имя Христа, — лингам неразрывной связи архангелов с Богом.

    Падшие ангелы (бесы, демоны, черти)– злые ангелы, которые накануне были светлыми и служили Богу. Один из них возгордился и уговорил других не подчиняться тому, кто их сотворил. Изгнанные из Небесного Царства они потеряли город облик.

    Дьявол (греч. Клеветник), Сатана (враг) – это имена повелителя падших ангелов.

    Ад– черное аид зла и отчаяния, намного стремятся запереть души людей падшие ангелы.

    Минеи– иконы и книги, на которых образы святых и церковные праздники расположены вдоль порядку следования день и месяцев года.

    Четьи – Минеи(книги –Минеи) – Минеи насчет чтения, на которых собраны жития святых, молитвы и песнопения насчет каждого дня.

    Минеи иконы писались на угаданный месяц («Минея на январь»). Фигуры святых вдоль дням располагались на трояк ряда, старт на верхнем левом углу. Так полагалось читать все иконы с развернутым сюжетом. Иконы – Минеи могли быть месячными или годовыми.

    «Минея Всех Святых» – икона, на которой изображали святых насчет всех 12 месяцев.

    Житийная икона– икона, на которой запечатлевают биография одного или нескольких святых. В центре (средник) — роль святого. Средник окружен клеймами.

    Клейма (клеймо – знак, печать) – небольшие, одинаковые вдоль размеру изображения, на кот. представлены главные события из жизни святого.

    Жития(жизнеописания) – поучительные рассказы о трудах, подвигах и чудесах из жизни праведников и святых, угу таким образом же иконография их внешности.

    Русское искусность ХУШ века. Первая половина. Общая характеристика.

    Реформы Петра 1 затрагивающие все стороны экономики государственного устройства, военного дела, просвещения, общественной жизни. Науки и культуры. Эти преобразования приобщили Россию к достижениям современного общества, помогли преодолеть отсталость. Россия переработала, освоила испытание западно – европейских держав на различных отраслях, на т. ч. на искусстве: (несколько путей) а) усваивание готовых произведений искусства, б) вовлечение иностранных специалистов насчет работы и насчет подготовки отечественных специалистов, г) указание русских молодых людей (пенсионеров) за границу насчет обучения.

    В результате реформ искусность отошло от церковных традиций, появились новые темы и образы, изменилась вибротехника работы художников. Традиционное иконописание приходило на упадок, его перестали понимать и ценить. Написанные на 18 веке иконы отражали вкусы новой эпохи. На московской иконе «Богоматерь Неувядаемый Цвет» (Третьяковская галерея) роль Царицы Небесной исполнен с виртуозным мастерством: тончайшие золотые узоры, роскошные покои выписаны ступень мельчайших деталей (драпировка драгоценных тканей, тонкая резьба на колоннах и стенах). Икона вторично говорит языком символов (Евангелие на столе – престоле, полыхающий светильник, цветы – буй неувядающей красоты и чистоты Девы Марии), угу предметы будто бы списаны с реальной жизни, Небесный палата Богоматери похож на покои европейского дворца.

    Старые мастера –иконописцы искали работу на небольших городах и деревнях, где-либо на результате сложились местные школы, сохранившие древние традиции (Палех, Мстера, Холуй).

    В 19 веке иконописание превратилось на широкий вид искусства. Иконы начали печатать на бумаге и жесте, появились «краснушки» – дешевые, безграмотно расписанные иконки.

    К концу 19 века появился многозначительность к русской старине, стали исследовать «черные доски» (древние иконы). Художники заговорили о традициях, о духовности, забытой красоте и поющей гармонии красок.

    В творчестве многих русских художников с конца 19 века и посей пи вдоль всей вероятности правомочность древнерусских живописных традиций (Андрей Ряпушкин, Кузьма Петров –Водкин, В.Белов )

    Иконы вовеки не рассматривались будто обычные картины. Они были святынями, им поклоняются, от них ждут чуда и помощи.

    Образ воина. Отражение поэтической образности на древнерусской живописи. «Георгий – воин» \икона 11-12 веков \.

    Поэтическая фигуральность эллинистического и византийского искусства усваивалась и переосмыслялась Русью на основе древнеславянской народной культуры, подобно будто и определило художественное нестандартность русского искусства и литературы на пределах византийско- христианского канона, воспринятого Русью.

    Идеалы мужественного героизма проходят черезо всю культуру древней Руси, влияют на всю систему религиозного аскетического воспитания. Это воплощается на искусстве и определяет интерпретацию традиционных христианских образов, придавая им черты воинского стоицизма. Стилистический обзор дает способность говорить о близости изображения Георгия к мозаикам и фрескам Софии Киевской и датировать ее 11-12 веками.

    Образ воина Георгия создан насчет восхищения. Он «дивления полон». С достоинством, напыщенно и удобно выступает он вдосталь на сиянии золота, находясь на непосредственной близости к зрителю. Поражает его порядочный рост, сила, его цветущая юность и красотища светлого, озаренного румянцем лица, строгие печально изумленные огромные очи, темные разлетающиеся брови. В облике героя выражена многовековая воинская культура: привычное разум воинского долга и достоинства, осанка, сила и носкость ратных доспехов и оружия, изысканная украшенность одежд, манер держать оружие, водка многозначительность которого видна на подчеркнуто любовной точности изображения. Георгий предстоит будто объективизация решительно стойкого характера. Это объективизация идеала защитника, облюбованного народом. Художник гиперболизирует Георгия, будто эпика – богатырей.

    «Русь росла на берегу степного океана и крепла на борьбе с его разрушительным прибоем» \Н.Н. Воронин, медиевист \. Поэтому постоянной заботой на Руси было физвоспитание мужества и стоицизма. (см. стр.12 – 13, Древне-русское искусство. Ак.наук)

    Наряду с героическим идеалом бесстрашия и воинской доблести определяется надежный эталон красоты внешнего облика героя. Он «велик, плечища велице, румян, красен, лицем кругломь, с великими очима, крепок телом, различно украшен, цесарски светяся, будто цветок цветый на юности своей». (Д. С. Лихачев. Изображение людей на летописи 12-13 веков; Образ человека на литературе Древней Руси).

    Файлы: иконописьДревне-.zip
    Размер файла: 3971361 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология