Автор конспекта:
Автор(ы): — Кудряшова Наталья Владимировна

Место работы, должность: —

Учитель истории МОУ "СОШ с. Широкий Буерак"

Регион: — Саратовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — Все классы

Предмет(ы): — История
Предмет(ы): — Обществознание

Цель урока: —

1 Ознакомление с различными направлениями духовной культуры Советской России в исторический период.

2 Воспитание уважения к демократическим традициям и принципам в обществе, к родной истории; привитие чувства коллективизма, товарищества.

3.Формирование навыков работы в группах, работы с разными источниками информации: с текстом учебника, интернет- ресурсами, учебными дисками, дополнительной литературой.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 17

Используемые учебники и учебные пособия: —

Данилов, Косулина "История Росси" 9 класс

Используемое оборудование: —

Оборудование для учителя: план-конспект урока, учебник, план-алгоритм действий для учащихся, наборы цветных листов с признаками политических режимов.

Оборудование для учащихся: DVD-плеер, телевизор, диск с презентацией по живописи, диск с видео-фильмом «Броненосец Потемкин»,выставка литературы, демонстрационные плакаты, атрибуты одежды комиссаров 20х годов.

Краткое описание: —

1.Организационный этап

Приветствие. Объявление даты.

2.Сообщение темы, цели урока. Постановка проблемы.

Вступительное слово учителя

( произносится под аккомпанемент гимна коммунистов Интернационал)

Тема нашего сегодняшнего урока Духовная жизнь страны в 20е годы ХХ века.

На предыдущих уроках мы с вами узнали, что большевики не только сумели захватить власть в России в свои руки ,но и доказать свое право на эту власть, удержать её, победив в Гражданской войне. Теперь им предстояло построить новое общество .Перед нашей страной ,как и перед другими странами было два пути развития, два направления: тоталитарный и демократический. Сегодня нам предстоит выяснить по какому пути пошло развитие Советского государства. Обратите внимание на эпиграф нашего сегодняшнего урока (зачитать).На доске представлены признаки, характеризующие государства тоталитарного и демократического типа. Они вам известны из курса истории и обществознания. Не будем на них останавливаться .Сейчас мы с вами заслушаем результаты вашей работы в группах над д/з. Каждая группа представит свою точку зрения на развитие различных видов творчества, общественной жизни, отношение большевиков к церкви в 20-е годы, а мы с вами будем внимательно слушать и стараться увидеть в выступлениях ваших товарищей признаки политических режимов и фиксировать их в ваших планах. После каждого выступления мы будем обсуждать это и отмечать при помощи флажков на доске. В конце урока мы сможем увидеть результат на доске и подвести итог.

3.Сообщение новых знаний.

Первая группа в нашем проекте освещает вопрос: Общественная жизнь.(Приложение № 1)

К этой группе прикреплена ученица 8 класса, которая расскажет о ситуации в Поволжье в изучаемый период.(Приложение № 2)

Рефлексия: в своем выступлении группа подводит класс к выбору признаков тоталитарной системы( нарушение прав человека, унификация общественной жизни, формальные выборы).

Вторая группа представляет презентацию по вопросу: Живопись. (Приложение № 3).

Рефлексия: в своем выступлении группа подводит класс к выбору признаков тоталитарной системы (идеологизация искусства, ограничение свободы творчества)

Третья группа представляет устную презентацию и выставку книг по вопросу: Литература. (Приложение № 4).

Рефлексия: в своем выступлении группа подводит класс к выбору признаков тоталитарной системы(жесткая цензура, идеологизация искусства, ограничение свободы творчества).

Четвертая группа проводит демонстрацию видео- фрагмента художественного фильма Броненосец Потемкин с комментарием (Приложение № 5).

Рефлексия: в своем выступлении группа подводит класс к выбору признаков тоталитарной системы (идеологизация искусства, культура под жестким идеологическим контролем, контроль над СМИ, социальный и политический заказ.)

Пятая группа: Агитбригада Большевики против церкви

(Приложение № 6).

Рефлексия: в своем выступлении группа подводит класс к выбору признаков тоталитарной системы(нарушение прав человека, единая идеология).

Шестая группа представляет устное сообщение на русском и английском языках по вопросу: Сменовеховство (Приложение № 7).

Рефлексия: в своем выступлении группа подводит класс к выбору признаков тоталитарной системы(культура под жестким идеологическим коентролем, контроль над СМИ)

4.Обобщение новых знаний

Слово учителя.

Посмотрим внимательно на доску. Какие признаки отмечены? Какой мы можем сделать вывод на основании увиденного и услышанного на уроке?

(Учащиеся должны уверенно сделать вывод о формировании тоталитаризма)

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Широкий Буерак

Вольского района Саратовской области»

Методическая разработка

урока по истории России в 9 классе:

Тема: Духовная жизнь страны

в 20-е годы ХХ века.

урок подготовлен и проведен в рамках муниципальной опытно-экспериментальной площадки «Формирование механизма взаимодействия школьного и местного сообщества по повышению качества образования»

Учитель МОУ «СОШ с.Широкий Буерак»:

Кудряшова Наталья Владимировна

Вид урока: защита проекта.

Тип урока: формирование новых знаний.

Тема урока: Духовная жизнь страны в 20-е годы XX века.

Эпиграф: Зарыты в нашу память на века

И даты, и события, и лица,

А память, как колодец глубока:

Попробуй заглянуть- наверняка

Лицо и то- неясно отразится.

Разглядеть, что истинно, что ложно,-

Может только беспристрастный суд:

Осторожно с прошлым, осторожно

В.Высоцкий

Цели урока:

1 Ознакомление с различными направлениями духовной культуры Советской России в исторический период.

2 Воспитание уважения к демократическим традициям и принципам в обществе, к родной истории; привитие чувства коллективизма, товарищества.

3.Формирование навыков работы в группах, работы с разными источниками информации: с текстом учебника, интернет- ресурсами, учебными дисками, дополнительной литературой.

Актуализация: установление преемственности исторических знаний, интеграционная связь между историей, литературой, обществознанием, музыкальным и изобразительным искусствами, МХК.

Мотивация: создание проблемной ситуации, работа в группах, инсценировка исторического эпизода, презентация, комментарий к видеофильму, музыкальное сопровождение вступления, взаимодействие с учителями – предметниками, заведующим библиотеки и художественным руководителем Дома культуры, учащимися 8 класса, занятыми в проекте по краеведению

Оборудование для учителя: план-конспект урока, учебник, план-алгоритм действий для учащихся, наборы цветных листов с признаками политических режимов.

Оборудование для учащихся: DVD-плеер, телевизор, диск с презентацией по живописи, диск с видео-фильмом «Броненосец Потемкин»,выставка литературы, демонстрационные плакаты, атрибуты одежды комиссаров 20х годов.

Приемы обучения: показ, наблюдение, анализ, вывод, сравнение.

Методы обучения: проблемный, объяснительно- иллюстративный, проектный.

Формы работы: выступления агитбригады, презентация, комментарий к видеосюжету, сообщения, подготовка книжной выставки, выставка документов по истории и исторической символики.

Виды работы: работа в группах, фронтальная, индивидуальная.

Структура урока:

1.Организационный этап

2.Сообщение темы, цели урока. Постановка проблемы.

3.Сообщение новых знаний.

4.Обобщение новых знаний

6.Анализ и оценка итогов работы.

7.Домашнее задание.

1.Организационный этап

Приветствие. Объявление даты.

2.Сообщение темы, цели урока. Постановка проблемы.

Вступительное слово учителя

( произносится под аккомпанемент гимна коммунистов «Интернационал»)

Тема нашего сегодняшнего урока «Духовная жизнь страны в 20е годы ХХ века.»

На предыдущих уроках мы с вами узнали, что большевики не только сумели захватить власть в России в свои руки ,но и доказать свое право на эту власть, удержать её, победив в Гражданской войне. Теперь им предстояло построить новое общество .Перед нашей страной ,как и перед другими странами было два пути развития, два направления: тоталитарный и демократический. Сегодня нам предстоит выяснить по какому пути пошло развитие Советского государства. Обратите внимание на эпиграф нашего сегодняшнего урока (зачитать).На доске представлены признаки, характеризующие государства тоталитарного и демократического типа. Они вам известны из курса истории и обществознания. Не будем на них останавливаться .Сейчас мы с вами заслушаем результаты вашей работы в группах над д/з. Каждая группа представит свою точку зрения на развитие различных видов творчества, общественной жизни, отношение большевиков к церкви в 20-е годы, а мы с вами будем внимательно слушать и стараться увидеть в выступлениях ваших товарищей признаки политических режимов и фиксировать их в ваших планах. После каждого выступления мы будем обсуждать это и отмечать при помощи флажков на доске. В конце урока мы сможем увидеть результат на доске и подвести итог.

3.Сообщение новых знаний.

Первая группа в нашем проекте освещает вопрос: Общественная жизнь.(Приложение № 1)

К этой группе прикреплена ученица 8 класса, которая расскажет о ситуации в Поволжье в изучаемый период.(Приложение № 2)

Рефлексия: в своем выступлении группа подводит класс к выбору признаков тоталитарной системы( нарушение прав человека, унификация общественной жизни, формальные выборы).

Вторая группа представляет презентацию по вопросу: Живопись. (Приложение № 3).

Рефлексия: в своем выступлении группа подводит класс к выбору признаков тоталитарной системы (идеологизация искусства, ограничение свободы творчества)

Третья группа представляет устную презентацию и выставку книг по вопросу: Литература. (Приложение № 4).

Рефлексия: в своем выступлении группа подводит класс к выбору признаков тоталитарной системы(жесткая цензура, идеологизация искусства, ограничение свободы творчества).

Четвертая группа проводит демонстрацию видео- фрагмента художественного фильма «Броненосец Потемкин» с комментарием (Приложение № 5).

Рефлексия: в своем выступлении группа подводит класс к выбору признаков тоталитарной системы (идеологизация искусства, культура под жестким идеологическим контролем, контроль над СМИ, социальный и политический заказ.)

Пятая группа: Агитбригада «Большевики против церкви»

(Приложение № 6).

Рефлексия: в своем выступлении группа подводит класс к выбору признаков тоталитарной системы(нарушение прав человека, единая идеология).

Шестая группа представляет устное сообщение на русском и английском языках по вопросу: « Сменовеховство» (Приложение № 7).

Рефлексия: в своем выступлении группа подводит класс к выбору признаков тоталитарной системы(культура под жестким идеологическим коентролем, контроль над СМИ)

4.Обобщение новых знаний

Слово учителя.

Посмотрим внимательно на доску. Какие признаки отмечены? Какой мы можем сделать вывод на основании увиденного и услышанного на уроке?

(Учащиеся должны уверенно сделать вывод о формировании тоталитаризма)

Возвращаясь к эпиграфу нашего урока, который настроил нас на поиск истины, хочется закончить наш урок словами М.Е. Салтыкова-Щедрина «Люди позднейшего времени скажут мне , что всё это было и быльём поросло и что… вспоминать об этом не особенно полезно, но в этом трагическом пошлом было нечто ещё, что далеко не поросло быльём,

а продолжает и поднесь тяготеть над жизнью!»

6.Анализ и оценка итогов работы.

7.Домашнее задание.

Оформить результат своей работы в виде сообщения, кластера и сдать

Приложение №1.Общественная жизнь.

Примечание: демонстрационные плакаты подготовлены совместно с учителем рисования

В 20-ые годы происходят кардинальные изменения в общественной жизни. Большевики расправляются со своими политическими оппонентами эсерами и меньшевиками ,остаются единственной политической силой в государстве. Для обеспечения своей политической стабильности они создают новую интеллигенцию, красную профессуру ,которая преподает в школах и вузах «марксизм»,обеспечивая советской власти идеологических сторонников.

В школы, а особенно в ВУЗы поступают массы людей, имеющие определенную классовую принадлежность :рабочие ,крестьяне ,дети беднейших слоев населения .Идет массовая борьба с неграмотностью. Все люди от 8-50 лет могут учиться. Для рабочих специально сокращается рабочий день на 2 часа и сохраняется зарплата, если они пожелали учиться. Большевики полностью изменили избирательную систему. Если раньше право голоса было у всех граждан, но не являлось равным, то теперь по конституции 1918г эксплуататорские классы и даже бывшие когда-то богатыми граждане абсолютно лишались избирательного права.

Большевикам необходимо было ковать будущие кадры строителей коммунизма. Для этого они создают детские и юношеские организации: пионерию и комсомол .Дети с детства попадают под идеологический контроль. В начальных классах школы детей посвящают в октябрята. Они носят на груди значок с изображением Володи Ульянова. В 3м классе ребят принимали в пионеры и они давали клятву быть верными продолжателями дела Ленина ,клялись быть готовыми бороться за дело коммунистической партии. В 14 лет юноши и девушки вступали в члены ВЛКСМ (Всероссийского ленинского союза молодежи). Организация кратко называлась комсомол ,а ее члены комсомольцами. Комсомольцы-первые помощники партии. Их посылали на самые трудные задания, на учебу. В комсомол, пионерию не могли попасть люди из непролетарских слоев населения. Лишь немногие считались достойными вступить в партию большевиков. В РКП(б) вступали люди идейные ,проверенные в боях гражданской войны, на партийных поручениях. Для вступления в партию нужно было иметь рекомендацию других коммунистов – партийцев.

Для граждан Совет России не было альтернативы вступления в другие общественные организации. Каждый гражданин страны проживал жизнь похожую на жизнь своего соседа-сверстника, жителя другого города или деревни.

Приложение № 2.Краеведение.

Наш восьмой класс в этом году участвует в проектной деятельности по краеведению. Мы встречаемся с ветеранами и другими людьми, которые помнят о войне и рассказывают нам о тех далёких событиях. Некоторые из пожилых людей, с которыми мы общались уже очень пожилые люди, им больше 85 лет. Они начинают свой рассказ с детских лет и в их воспоминаниях сохранились события 20-х г, связанные с историей нашего села, Волгой. Например, ветеран Плотников Александр Васильевич рассказал нам о страшных голодных годах в Поволжье. Сильный голод в Саратовской области был в 1921 и 1933гг. по воспоминаниям ветерана люди умирали целыми селами, и никто о них не беспокоился, не пытался помочь. В его семье умерли отец, братья и сестра. Жителям области было запрещено выезжать за ее пределы без специального разрешения, которое получить было не просто. Всеми правдами и неправдами родственники в Саратове добились для Александра и его матери разрешения выехать из области. Они отправились на пароходе в Нижний Новгород, но мать по дороге умерла . Мальчика да Нижнего Новгорода подкармливали пассажиры, кто чем мог. По приезду, он вышел на пристань и бродил по городу пока его не задержали и не отправили в приют, а затем в детский дом. Александр Васильевич вспоминает, что хотя ему было всего 8 лет, но он очень удивился, что в Нижнем Новгороде о голоде в Саратовской области никто не знал. А в Нижнем Новгороде с продовольствие было все нормально.

Об этом страшном времени говорят лишь сейчас. События тех времен называют голодомором, а в то время ни пресса, ни радио не сообщали об этой трагедии на Волге, которая унесла жизни около 5 млн. человек.

Приложение № 3. Живопись 20 гг. XXв. (Комментарий к презентации)

В живописи с приходом к власти большевиков можно выделить новые черты и жанры. Таким жанром, агитирующим за коммунистическое будущее можно назвать агитационный политический плакат. Талантливыми мастерами этого жанра были В. Дели и Д. Моор. В презентации представлены 2 плаката относящиеся к периоду гражданской войны: «Ты записался добровольцем?», «Вооруженный пролетариат завоюет весь мир для коммунизма!». Плакаты часто сопровождались острыми рифмованными строками поэтов того времени, например, В. Маяковского: «Беги со всех ног, покупать «Огонёк»!»; «Не хотим читать ни молитвенники, ни требники – в Госиздате купим настоящие учебники».

Продолжает развиваться жанр абстракционизма. Казимир Малевич в этот период пишет свою всемирно известную картину «Черный квадрат». В его творчестве появляются картины, ранее не свойственные автору, например, в 1928г в том же жанре написана картина «Скачет красная конница».

Появляется новая группа художников со своими манифестами, правилами, заявлениями. Самая известная группа Ассоциация художников революционной России (АХРР) в которую входили И. Бродский, А. Герасимов, М. Греков. Их произведения были овеяны революционной романтикой. Каждый из них считал своим долгом художественно документальное запечетление величайшего момента истории в его революционном порыве. В презентации представлена работа художника П. Соколова-Скаля «Таманский поход».

Отдельно хочется остановится на творчестве художников известных в к.19-н.20вв. К ним относятся, например, М. Врубель, К.Петров-Водкин, автор известной картины «Купание красного коня», Борис Кустодиев и др. Они продолжают своё творчество. Нам показалось интересным представить вашему вниманию изменения, произошедшие в творчестве Б. Кустодиева. Его работы периода нач.20в часто называют цикл «Русь уходящая».

И действительно, на своих полотнах он изображает купцов, ямщиков, яркие праздники, церковные купола, т.е. явления, события и людей, которые постепенно исчезают в России с приходом к власти большевиков. В презентации представлены 2 работы художника этого периода «Московский трактир» и «Ярмарка».

Б. Кустодиев остро чувствует изменения в революционной России, в 1920г он пишет свою знаменитую картину «Большевик»: над куполами Кремля развивается красное большевистское знамя, простирающееся над Москвой и уносящееся вглубь России. Этот образ как бы показывает, что над уходящей Русью безраздельно властвует большевизм.

Приложение 4 Литература 20-х годов (Выставка книг писателей 20-х гг)

Примечание: подготовлено совместно с учителем русского языка и литературы

Развитие литературы происходило в сложных общественных условиях и сопровождалось большими трудностями.

В начале 20-х годов Россия познала явление, которое приобрело характер национальной трагедии. Миллионы русских людей, не желавших подчиниться большевистской диктатуре, оказались в эмиграции. Часть писателей также покинула страну (Игорь Северянин, Иван Бунин, Александр Куприн, Дмитрий Мережковский, Зинаида Гиппиус). В изгнании они не только не забыли язык и культуру, но и в тяжелых условиях, в чужой языковой и культурной среде создали литературу Русского Зарубежья. Так впервые за многовековую историю русская литература оказалась разделенной.

Совсем по -другому национальная литература развивалась в Советской России. Одну из ее частей составила так называемая "потаенная" литература, созданная авторами, которые не имели возможности или же не хотели принципиально публиковать свои произведения. И только в 80-е гг. многие из них были опубликованы. Это романы А. Платонова, поэма А. Твардовского "Вам, из другого поколенья», повесть Булгакова «Собачье сердце», роман Замятина «Мы» и многие другие.

Другую часть русской литературы 20 годов составила советская литература, которая создавалась в нашей стране и находила путь к читателю. Именно эта литература испытывала на себе самое сильное давление политического пресса.
Многие писатели приняли революцию восторженно, но по мере протекания преобразований происходит их прозрение и они начинали по-новому оценивать происходившие процессы (Александр Блок, Сергей Есенин, Владимир Маяковский). Часть целиком и полностью посвящает себя и свое творчество новой идее и новой стране (Николай Островский. Александр Фадеев, Борис Лавренев, Константин Федин, Николай Тихонов и другие)). Появился новый тип писателя – участника революционных сражений и строителя новой жизни. Так, Фурманов и Фадеев партизанили на Дальнем Востоке, Всеволод Вишневкий был пулеметчиком в 1 Конной Армии, Лавренев командовал бронепоездом на южном фронте, Федин и Тихонов защищали Петроград от Юденича.

Идеологи советского государства стремилась утвердить единый взгляд на мир и на место человека в нем, привести литературу к идеологической монолитности и художественному единообразию. Для власти это было непросто, потому что в 20-е в России было обилие группировок, литературных объединений, которые имели разное представление о развитии литературы и порой открыто враждовали между собой. Среди них особо выделялись группа «Серапионовы братья» и РАПП – Российская ассоциация пролетарских писателей. Предшественником РАППа был Пролеткульт — крупнейшая литературно-художественная и просветительская организация начала 20-х годов. В основу деятельности Пролеткульта была положена мысль о том, что в новой России подлинную литературу могут создать только писатели – выходцы из рабочей среды, делался вывод о немедленном создании исключительно пролетарской литературы и необходимости отбросить всю старую литературу. Эти позиции провозглашены в популярном в то время стихотворении поэта-пролеткультовца Кириллова «Мы»:

Мы во власти мятежного.страстного хмеля;

Пусть кричат нам: «Вы палачи красоты!»,

Во имя нашего завтра – сожжем Рафаэля,

Разрушим музеи, растопчем искусства цветы.

Рапповцы разделяли писателей по классовым принципам и всячески не допускали к читателям так называемую непролетарскую литературу.

В пьесе Леонида Андреева «Савва» повествуется о необузданном герое, который после поджога храма гибнет от рук разъяренной толпы. Вот фрагмент его беседы с послушником Кондратием:

(инсценировка)

Савва: Огонь…хороший учитель. Ты слыхал о Рафаэле?

Кондратий: Нет. Не приходилось

Савва: Ну, так вот. После бога мы примемся за них. Их там много. Тицианы, Шекспиры, Пушкины, Толстые. Из всего этого мы сделаем хорошенький костерчик и польем его керосином. Будут люди лучше, свободнее, веселее. И, свободные от всего, вооруженные разумом своим, они сговорятся и устроят новую жизнь.

Главной темой литературы 20 годов была тема революции и гражданской войны. Главным героем выступает народно-революционная масса или ее лучшие представители – коммунисты. Главный конфликт – классовый, борьба двух миров, богачей и бедняков, красных и белых. Этой борьбой определялись взаимоотношения персонажей, их суждения о правде и справедливости. И побеждали в этой борьбе, конечно же, красные, даже если главные герои-коммунисты погибали. Об этом повести Серафимовича «Железный поток», Фурманова «Чапаев», пьесы Тренева «Любовь Яровая», Лавренева «Разлом», Вишневского «Оптимистическая трагедия», Погодина «Кремлевские куранты».

Партия активно вмешивается в происходящие литературные процессы. Было принято несколько партийно-государственных решений, посвященных литературе: письмо "О Пролеткультах" в декабре 1920 года, резолюция "О политике партии в области художественной литературу" в 1925 году, где говорилось о необходимости «ни на минуту не сдавая позиций коммунизма, бороться с любыми проявлениями буржуазной идеологии в искусстве», соблюдать «величайшую осторожность и терпимость по отношению ко всем пролетарским прослойкам, которые могут пойти с пролетариатом и пойдут с ним».

23 апреля 1932 года было принято партийное постановление "О перестройке литературно-художественных организаций», которым все литературные группировки были ликвидированы, а все писатели объединялись в единый Союз советских писателей. «Объединить всех писателей, поддерживающих платформу советской власти и стремящихся участвовать в социалистическом строительстве, в единый союз советских писателей с коммунистической фракцией в ней. Провести аналогичные изменения по линии других видов искусств (объединение музыкантов, композиторов, художников, архитекторов)».

Этим постановлением создавались условия полного контроля деятельности творческой интеллигенции.

Приложение № 5. Кинематограф

Еще на рубеже 19-20 веков появился новый вид искусства – кинематограф, который быстро завоевал весь мир, в том числе и Россию. По всей стране миллионы людей захватывает это зрелищное искусство. Большевики способствуют развитию кино, рассчитывая использовать его как идеологический инструмент.

И именно 20 годы были отмечены смелыми творческими поисками в кинематографе. Связаны они с именем Сергея Эйзенштейна. Инженер по образованию, знавший несколько иностранных языков, Эйзенштейн вступает добровольцем в Красную Армию. После окончания гражданской войны поступает художником в Первый рабочий театр Пролеткульта, затем обучается в Государственных высших режиссерских мастерских под руководством Всеволода Мейерхольда, был режиссером театра Мейерхольда. Комиссия Президиума ЦИК СССР поручает Эйзенштейну постановку эпопеи «1905 год». В связи со сжатыми сроками Эйзенштейн сокращает замысел до эпизода восстания моряков на броненосце «Князь Потёмкин Таврический». Фильм был приурочен к 20-летию первой русской революции. Это был первый немой художественный фильм, снятый на киностудии «Мосфильм» в 1925 году. Сценарий, по которому снимался фильм, основан на реальных событиях, произошедших в июне 1905 года, когда на броненосце «Потемкин» команда подняла восстание и захватила корабль.

(Просмотр фрагмента фильма «Броненосец Потемкин»)

Матросы одного из грозных кораблей Черноморского флота, стоящего на рейде Одессы, взбунтовались из-за того, что их кормили червивым мясом. Зачинщики бунта приговариваются к расстрелу, но во время исполнения казни остальные матросы бросаются им на выручку. Офицеров корабля выбрасывают за борт, вдохновитель восстания матрос Вакулинчу́к гибнет в схватке. Население Одессы стекается на похороны Вакулинчука и поддерживает команду революционного корабля. Вызванные правительственные войска безжалостно расстреливают мирных жителей на знаменитой одесской лестнице. На подавление восстания направляется воинская эскадра, но матросы отказываются стрелять по восставшим, и броненосец «Потёмкин» победно проходит через грозный строй кораблей. В финале третьего акта фильма на мачте броненосца гордо развевается поднятый восставшими красный флаг (в этом эпизоде каждый кадр чёрно-белой плёнки был раскрашен вручную самим режиссёром фильма). Заканчивается картина кадром, на котором броненосец будто бы "выплывает из фильма" в зал.

Фильм сразу же завоевал зрительские симпатии несмотря на его явный социальный заказ. Американской Киноакадемией он был признан лучшим фильмом в 1926 году. В том же году завоевал приз на Всемирной выставке в Париже. Озвучен фильм был лишь в 1930 году. И в современной истории этот фильм остается одним из лучших старых немых художественных фильмов. По результатам международных опросов он был признан первым в числе 12 лучших фильмов всех времен и народов в 1958 году, первым среди ста лучших фильмов по опросу киноведов мира в 1978 году.

В 1927 году Эйзенштейн снял фильм «Октябрь », в котором впервые в художественном кино показан образ Ленина , который был исполнен рабочим Никандровым. Этот фильм был приурочен к 10 годовщине Октябрьской революции и имел явный политический заказ. Поэт Владимир Маяковский так сказал об этом фильме: «Отвратительно видеть, когда человек принимает похожие на Ленина позы и делает похожие телодвижения — и за этой внешностью чувствуется полная пустота, полное отсутствие мысли. Совершенно правильно сказал один товарищ, что Никандров похож не на Ленина, а на все статуи с него». Кинокритик Жан-Клод Конеса так отозвался об этом фильме: «Фильм одновременно становится и рассказом об истории, и её составной частью, в том смысле, что его монтаж, его раскадровка, его эстетика — это чистый продукт революционной системы».

Владимиру Ильичу Ленину принадлежат слова: «Из всех видов искусств для нас важнейшим является кино». И долгие годы оно выполняло политический и социальный заказы государства.

Приложение №6 Большевики и церковь.

Примечание: подготовлено совместно с заведующим библиотекой и художественным руководителем Дома Культуры

(Учащиеся представляют проект в костюмах чекистов)

(Выкрикивают лозунги)

Долой церковь!

Религия – опиум для народа!

Долой попов!

Наша группа изучала вопрос о положении Православной церкви в первые годы советской власти. Первым шагом на пути большевистских преобразований стало принятие Декрета в январе 1918г об отделении школы от церкви, церкви от государства. Сразу после этого в стране начали закрываться церкви, монастыри. Участились случаи грабежей в церквях, нападений на священников. Священнослужители лишились избирательных прав, а их дети возможности получить образование.

В то же время впервые с петровских времен в России избирается патриарх, им становится московский митрополит Тихон. Он прямо выступает против большевистской власти, обличает террор ,репрессии. Тихон отлучает большевиков от церкви, предает их анафеме. В 1921г в Поволжье начинается страшный голод. Патриарх Тихон организует помощь голодающим Поволжья, призывает верующих проявить христианское милосердие. На его просьбу откликаются верующие всей России. Большевики решили устранить опасного авторитетного конкурента, имеющего такую мощную поддержку среди населения. Патриарх Тихон был в 1922г арестован, после его смерти в 1925г большевики не допустили избрание нового патриарха.

В 1922г большевики издали декрет о конфискации церковных ценностей в пользу голодающих. Были созданы специальные вооруженные отряды красноармейцев, осуществляющих реквизицию(изъятие) церковных ценностей. Начались массовые столкновения верующих, монахов с этими отрядами. По прямому указанию Ленина начался массовый террор против священнослужителей .

Ленин говорил по этому поводу так «чем большее число представителей реакционного духовенства удастся по этому поводу расстрелять, тем лучше. Надо именно теперь проучить эту публику так, чтобы на несколько десятков лет ни о каком сопротивлении они не смели и думать». Так прикрываясь заботой о голодающих большевики получили в свои руки огромные церковные богатства и избавились от сотен и тысяч уважаемых в народе православных священников.

(Выкрикивают лозунги)

«Мы не верим в бога! Мы верим в коммунизм!»

«Долой церковь! Вперед к светлому будущему!»

Приложение №1.

Приложение № 7.Сменовеховство.

Примечание: подготовлено совместно с учителем английского языка

После революции Россию покинули многие известные люди, среди которых было немало философов, историков, общественных деятелей. За границей они открыто обсуждали процессы ,происходившие в России в печати, делали прогнозы на будущее, давали оценку большевистскому правлению. Большевистское правительство было осведомлено о том, что о них думают «бывшие», т. к. регулярно знакомилось с западной прессой. Предлагаем вам отрывок из английской газеты. Представляем вам информацию на английском языке.

Информация на английском:

In 1921 the collection of articles “Смена вех” published in Prague.

The authors of this collection were: Устрялов, Ключников, Бобрищев – Пушкин. They were philosophers? Who went abroad? After the Ynat October Revolution/ They changed their attention to “Bolsheviks”. They called to the cooperation with the Soviet power, so as it was only which, could stop a disorder in Russia and to make an order. They hoped that everything will be right in Russia as earlier. They thought that “Bolshevism” was just lied outside, but inside it was white.

Перевод на русский язык.

В 1921 году в Праге вышел сборник «Смена вех».Его авторами были Устрялов, Ключников и Бобрищев- Пушкин. Они призывают к сотрудничеству с советской властью, так как она единственная смогла навести порядок в России. Они выражали надежду, что все в России наладится и станет по прежнему. Большевизм- он снаружи красный, а внутри белый.

Многие старорежимные интеллигенты, оставшиеся в России с облегчением восприняли эту информацию из-за границы, считая себя причастными к делу восстановления России.

Некоторые после этой публикации возвратились в Россию: писатели А.Толстой, М.Горький, М.Цветаева; композитор С.Прокофьев .Большевикам льстила эта информация, но в советской печати сборник «Смена вех» опубликован не был, так как не о каком повороте к прошлому речи быть не могло.

Файлы: Семейное право.ppt
Размер файла: 4643840 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология