Автор конспекта:
Автор(ы): — Коляда Наталья Ивановна

Место работы, должность: — Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 131 г. Уссурийска, учитель МХК и информатики

Регион: — Приморский край

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Все целевые аудитории
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 7 класс
Класс(ы): — 8 класс
Класс(ы): — 9 класс
Класс(ы): — 10 класс
Класс(ы): — 11 класс

Предмет(ы): — Искусство
Предмет(ы): — Культурология
Предмет(ы): — Мировая художественная культура

Цель урока: —

  • Познакомить учащихся с духовным миром человека, с основными принципами написания икон, ее техникой и иконописцами.
  • Развить познавательные интересы учащихся, творческий потенциал, умениями работать в группах, исследовательские умения.
  • Воспитать уважение к древнейшему виду русской живописи, культуре русского народа, ее религии.
  • Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

    Используемые учебники и учебные пособия: —

    Данилова Г.И. "Мировая художественная культура" 10 класс

    Используемое оборудование: —

    презентация учителя, презентации учащихся, буклет.

    /sites/default/files/ckeditor/71001/files/Духовный мир человека.ppt

    Краткое описание: — Путешествие в древний мир русской живописи — древнерусская иконопись.

    План урока:

  • Организационный момент.
  • Добрый день, дорогие друзья! Сегодня у нас не совсем обычный урок. Мы отправимся в путешествие по древнерусской живописи.
  • У каждого народа есть свои национальные традиции, культура и искусство. И у русского народа есть свои особенности культуры, национальный язык культуры. Все это составляет духовное начало одного народа и всего человечества в целом.

    Давайте, узнаем, что такое духовный мир человека?

    (Презентация. Лист 2) Духовный мир человека — Это состояние его внутреннего Эго или Суперэго. Это понимание самим человеком себя, состояния своей Души, познание мира вокруг себя. Единство внутреннего и внешнего духовных миров образуют Духовный мир Человека.

    Духовный мир раскрывается нам через религию.

    (Презентация. Лист 3) На протяжении многих веков люди верили: в сверхъестественные силы, в богов, в идолов. В первобытные времена силы природы не подчинялись человеку, поэтому люди верили, что это боги гневаются и приносили им дары и жертвы. В более поздние времена богов классифицировали и стали строить им дома (храмы). Затем решили, зачем им много богов и придумали одного и тогда появились мировые религии.

    (Презентация. Лист 4) А какие мировые религии вы знаете?

    • Христанство
    • Буддизм
    • Индуизм
    • Ислам

    Рассмотрим кратко эти религии.

    (Презентация. Лист 5)

    Христианство — самая многочисленная религия в мире, основанная на жизни и учении Иисуса Христа.

    В наше время существуют следующие основные направления:

    • Католицизм
    • Православие
    • Протестантизм

    (Презентация. Лист 6) Буддизм — Религиозно-философское учение о духовном пробуждении. Основатель учения – Будда Гаутама. В основе буддизма лежит учение о Четырёх Благородных Истинах: о страдании, о происхождении и причинах страдания, о подлинном прекращении страдания и устранения его источников, об истинных путях к прекращению страдания. Этот путь напрямую связан с тремя разновидностями взращивания добродетелей: нравственностью, сосредоточением и мудростью . Духовная практика прохождения по этим путям приводит к истинному прекращению страдания и находит свою наивысшую точку в нирване.

    (Презентация. Лист 7) Индуизм — Индуизм представляет собой семейство разнообразных религиозных традиций, философских систем и верований. Типичными для индуизма можно признать такие религиозные положения, как дхарма, карма, мокша и йога. В индуизме почитают Вишну, Брахма, Шиву и др.

    (Презентация. Лист 8) Ислам — Монотеистическая мировая религия. Ислам переводится как «предание себя богу». Почитают одного бога – Аллаха. Мусульмане верят, что Аллах посылал людям пророков — Авраама, Моисея, Иисуса и Мухаммеда. Последнего почитают как особого, который принес людям правильную веру.

    (Презентация. Лист 9) Как изобразительное искусство отражает внутренний мир человека? Внутренний мир раскрывается через иконопись, архитектуру, живопись. Каждый вид искусства по-своему отражает духовность человека.

    (Презентация. Лист 10) Одной из самых примечательных видов средневековой живописи была иконопись., где сюжетами были религиозные темы. Служили иконы посредниками между Богом и людьми. Внимательно посмотрите на буклет. Странные, застывшие лица, вернее лики с выразительными глазами, иногда осуждающе и строго смотрят на вас с икон. Непонятные сюжеты. Непривычные приемы изображения. Для человека неверующего или специально не изучавшего историю религии, христианское искусство малопонятно. Древнерусская живопись полна религиозных символов.

    (Презентация. Лист 11) Древнерусская иконопись — это уникальное явление в истории мировой культуры. Беря свое начало от византийской живописи и следуя ее канонам, русская икона смогла создать особый способ отражения действительности, несущий человеку ощущение радости и полноты земной жизни. Икона сопутствовала русскому человеку всю жизнь: от рождения до смерти, она вдохновляла русских воинов на полях сражений, она украшала почетное место в избе, покровительствовала жителям городов. Большое количество икон находилось в храмах, там окружало человека со всех сторон. В иконах представлен огромный мир сильных и ярких чувств, глубоких идей и мыслей, воплощенный не только в реальных образах. Сколько в удивительных по красоте сочетаниях и контрастах ярких красок. Поэтому иконы называют «умозрением в красках».

    (Презентация. Лист 12) Иконы несут в себе размышления о смысле жизни, дают ответы на извечные вопросы бытия, над которыми мучительно размышляет и современный человек. В далекие времена икона была своего рода книгой для безграмотных. Читать которую умел почти каждый человек. В них он находил смысл всей жизни, раскрывал свой внутренний духовный мир. Сегодня, чтобы понять условный язык иконописи, надо уметь заглянуть в свой духовный мир и попытаться найти ответы на извечные вопросы.

    (Презентация учащихся)

    Способы изображения в средневековой живописи отличаются от современных. Художники использовали принцип “обратной перспективы”. Необычна передача средневековым живописцем не только пространства, объема, но и времени.

    Одна из самых примечательных особенностей средневекового искусства заключалась в уважении и следовании традициям прошлого. Столетиями вырабатывались в живописи определенные приемы изображения различных религиозных персонажей и сюжетов. В совокупности приемы эти становились Каноном, освященным церковью. Каждый святой, по возможности, наделялся только ему присущими чертами, по которым верующие могли легко найти его изображение в храме.

    • Ико́на (от ср.-греч. εἰκόνα «рисунок», «икона»; тж. др.-греч. εἰκών «образ», «изображение»).
    • Иконы нельзя отнести к произведениям живописи в обычном смысле слова. Это не картины. Картины в линиях и красках повествуют о людях и событиях реальной действительности.
    • Для иконы характерна подчеркнутая условность изображения. Изображается не столько сам предмет, сколько идея предмета; все подчинено раскрытию внутреннего смысла.

    Если картину называют окном в окружающий мир, то икону можно назвать окном в мир невидимый.В профильном изображении даются либо отрицательные персонажи, либо второстепенные и не святые (например, женщины, омывающие Младенца, в иконе «Рождество Христово»).

    Перспекти́ва — явление кажущегося искажения пропорций и формы тел при их визуальном наблюдении. Например, два параллельных рельса кажутся сходящимися на горизонте в двух точках (спереди и сзади наблюдателя) Способ изображения объемных тел на плоскости, передающий их собственную пространственную структуру и расположение в пространстве. В изобразительном искусстве возможно различное применение перспективы, которая используется как одно из художественных средств, усиливающих выразительность образов.

    Исследователи иконы много писали об обратной перспективе, о том своеобразном построении иконного пространства, в котором нет единой точки горизонта, где все линии сходятся, а предметы не уменьшаются, но увеличиваются по мере удаления от нашего глаза. Название этого приема условно и возникло по аналогии с прямой перспективой, на основе которой строится реалистическая картина.

    Обратная перспектива в иконе уводит наш мысленный взор из мира дольнего в иной мир.

    Икона есть видимое невидимого. Икона — это окно в горний мир Духа

    Еще один вопрос, который необходимо рассмотреть для "адаптации" в мире икон — как в эпоху Средневековья людьми воспринималось и понималось время.

    До сотворения мира не было и времени. Время, как сотворенный Богом носитель изменений, к самому Богу не применимо. О Боге нельзя сказать "был" или "есть", или "будет" порознь — Он вечен, вездесущ, всеобъемлющ и неизменен. Бог не стареет, не меняется.

    В византийских и русских иконах это отмечено тремя греческими буквами в крестчатом нимбе Христа. На древнерусский язык это переводится как "сущий", то есть тот, к кому сразу относится "всегда был", "всегда есть" и "всегда будет", что восходит к древнееврейскому сокровенному имени Бога — Яхве — Сущий.

    В иконе совмещаются события, происходившие в разное время и в разных местах.

    Взглянем на икону «Рождество Богородицы». Праведная Анна полулежит или сидит на высоком ложе. Перед ней — жены с дарами, повивальная бабка и служанки,, готовящие воду для омывания Богоотроковицу и рядом — служанки пеленающие Младенца. А чуть поодаль — в алькове — трогательная сцена ласкания Девы Марии (Иоаким и Анна сидят рядом, ласково придерживая Новорожденную). Здесь все события, связанные с Рождеством, собраны в одном пространстве, которое похоже на свиток, разворачивающийся на наших глазах.

    Одной из особенностей живописного языка иконы является, например, изображение в иконе архитектуры: здание указывает на место, где происходит событие, но не заключает это событие в своих рамках; происходящее изображается не внутри здания, а перед ним. Двери и окна часто пробиты не на месте, размер их не соответствует их назначению и т.д. Смысл этого явления в том, что архитектура — единственный элемент в иконе, при помощи которого можно ясно показать, что происходящее перед нашими глазами действие — вне законов земной логики, вне законов земного бытия

    Источник света. Внешний источник света отсутствует. Свет исходит от ликов и фигур, из глубины их, как символ святости. Икона изображает мир Горний где все Свет и нет места тьме. Тела не отбрасывают тени, ибо источником Света являет Бог. Его нетварный Свет освещает все. Поэтому в традиционной иконе невозможен эффект светотени, возникающий вследствие внешнего источника света, при котором одна сторона становится освещенной, а противоположная — остается в тени.

    Лик — это самое главное в иконе: он свидетельствует о личности святого. Особое значение имеют глаза. На древних иконах их писали как бы широко раскрытыми. Именно через глаза икона и выявляет важнейшее в трактовке лика, показывает святость изображенного, его светоносность. Акцент на глазах создает эффект, будто не вы смотрите на икону, а она — на вас. К «личному» относится не только лик, но и руки. Отсюда большое значение в иконе имеет жест благословляющий или молитвенный, воздетые к небу или прижатые к груди руки, поднесенная к уху рука слушающего Бога и т.д.

    Символика цвета — Цвет в иконе символичен. Он предопределен и лишен произвола. В иконах мы встречаем три основных цвета: красный, синий и зеленый.

    • Красный — это цвет земной, цвет крови и жертвы, но в то же время и цвет царский. Синий цвет — это цвет небесный, божественный, он обозначает чистоту, непорочность, избранность.
    • Зеленый — цвет Святого Духа, вечной жизни, вечного цве­тения (не случайно на Троицу церкви и дома на Руси украшают зеленью).

    Цвет, который никогда не использовался в иконописи — серый. Смешав в себе черное и белое, зло и добро, он становился цветом неясности, пустоты, небытия. Такому цвету не было места в лучезарном мире иконы.Золото являет созерцательному глазу и умствующему уму образ света, а потому "означает" или символизирует свет.

    В древности не принято было афишировать свое авторство. Считалось, что единственный на земле творец и автор всего сущего — Бог, а человек лишь исполняет его волю. Многие письменные свидетельства прошлого, которые могли бы приоткрыть завесу над тайной авторства, утеряны. И все же имена самых талантливых средневековых живописцев, работавших на русской земле нам известны – Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий, Симон Ушаков.

    Выводы: Православный символ – образ, который в конкретной, определенной форме слова, явления или вещи дает понятие о вещах, трудно выразимых человеческим языком. Вера христианская возводит нас на небо, к Богу, и призывает к Богообщению, поэтому символы имеют такое большое значение в духовной жизни. С этими образами мы обязательно встречаемся и в храмах, где изображения Евангелистов и их символы помещены под куполом (в парусах), на иконах царских врат иконостаса и на миниатюрах в самом Евангелии.

    Файлы: Волшебное дерево.doc
    Размер файла: 36864 байт.

    Рубрики: Искусство Метки:
    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология