Автор конспекта:
Автор(ы): — Тиханова Екатерина Викторовна

Место работы, должность: —

МОУ "СОШс.Мироновка Питерского района Саратовской области"

Регион: — Саратовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 5 класс

Предмет(ы): — География
Предмет(ы): — Естествознание
Предмет(ы): — Окружающий мир

Цель урока: —

1.Цель урока: формирование умения устанавливать причинно — следственные связи на основе представления о движении Земли.

2.Задачи:

-обучающие: сформировать представления о видах движения Земли и её ритмах.

-развивающие: продолжить работу над развитием интеллектуальных умений и навыков: ставить цели, анализировать и преобразовывать информацию, выделять главное, делать выводы, устанавливать причинно — следственные связи; развивать коммуникативные качества учащихся через работу в группах, парах

-воспитательные: способствовать воспитанию интереса к предмету, толерантности; формирование культуры общения при работе в группах, парах.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Используемое оборудование: —

мультимедийный проектор, интернет, ЭОР, компьютер., экран, презентация к уроку, учебник, глобус.

Краткое описание: —

6.Тема и номер урока в теме

Движение Земли и её ритмы, Раздел II Природа Земли и человек, урок 2

7.Базовый учебник

География (Наша Земля). 5 класс: учебник для общеобразоват. учреждений/ В.А. Кошевой, Т.Л. Смоктунович, О.А. Родыгина. М. : Баласс, 2012. 176 с., ил. (Образовательная система Школа 2100

10.Структура и ход урока

I Проблемная ситуация и актуализация знаний.

II Поиск решения.

III Физминутка.

IV Самостоятельное применение знаний.

. V Итог урока. Домашнее задание.

VI Рефлексия.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

Личностные результаты

Предметные результаты

Метапредметные результаты

I.

Проблемная ситуация и актуализация знаний

Ребята, какое сегодня прекрасное утро! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Улыбнитесь друг другу.

Проблемный вопрос: Когда в России лето, то в Австралии – зима.

– Верно ли, что если в Северной Америке осень, то в Южной Америке – весна?

– Сравните два факта.

– Какой вопрос у вас возникает?

– Почему, если в Южном полушарии лето, в Северном – зима? Сформулируйте тему и цели урока.

Отмечает учеников, которые правильно сформулировали тему урока

2. – Какие у вас будут гипотезы?

3. – Чем день отличается от ночи, а лето от зимы?

– Вспомните, что такое географические полюсы, экватор, земная ось?

4. Демонстрация видеороликов осевого и орбитального движений

http://www.youtube.com/watch?v=M3vCwL9ZSKw

http://video.yandex.ru/#search?text=%D0%B2%D1%80%D0%B0%D1%89%D0%B5%D0%BD…

Улыбаются друг другу.

Сравнивают два факта. Предлагают свой вопрос и сравнивают его с вопросом автора на стр. 172

Формулируют тему и цели урока.

Выдвигают гипотезы.

Отвечают на вопросы.

Работают в парах:

Дают определения следующим понятиям: географические полюсы, экватор, земная ось. Показывают их на глобусе и карте полушарий.

Организуют свое рабочее место, настраиваются на положительные эмоции, мотивируются к учению;

формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению;

освоение социальных норм и правил поведения в группах;

коммуникативной компетентности.

Формирование представлений о движениях Земли и их следствиях;

овладение элементарными практическими умениями использования глобуса;

овладение основными навыками нахождения, использования географической информации.

·

1. Анализировать, сравнивать и обобщать факты. Выявлять причины.

2 Производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

3. Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

4. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

II.

Поиск решения.

1.Работаем с рис. 62 на с. 69.

– Определите, как называется путь движения Земли вокруг Солнца.

– Определите, какова величина этого пути.

– Определите угол наклона земной оси к земной орбите.

– Определите направление движения Земли по орбите и вокруг оси.

2. Каково влияние орбитального движения и наклона земной оси?

– Используя текст на с. 68, установите причинно-следственные связи между наклоном оси и количеством солнечной энергии.

– Заполните схему.

Причина—Следствие

следствие

– Используя рис. 62 на с. 69, определите, какое количество солнечной энергии получает Северное и Южное полушарие в разное время года.

– Заполните таблицу.

Название

дня

Продолжительность дня и ночи

21 марта

23 сентяб.

22 июня

22 декабря

3.-Определите географическую широту Северного и Южного тропика. Сравните её с величиной угла наклона земной оси к плоскости орбиты. Что заметили?

4. – Выполните задания по тексту на с. 68, 69.

5. – Как ответим на вопрос урока? (стр.172) Какие бы явления на Земли исчезли, если бы Земля остановилась? Отмечает учеников, которые хорошо работали с текстом.

Отмечает учеников, которые хорошо работали со схемой.

Отмечает учеников, которые хорошо работали с таблицей.

1..Работают в группах с рис. 62 на с. 69:

Дают определение пути движения Земли вокруг Солнца — земная орбита.

Определяют, какова величина этого пути.

Определяют угол наклона земной оси к земной орбите.

Определяют направление движения Земли по орбите и вокруг оси.

2. Работают в парах:

Используя текст на с. 68, устанавливают причинно-следственные связи между наклоном оси и количеством солнечной энергии. Заполняют схему:

Причина———Следствие

Работают самостоятельно:

Используя рис. 62 на с. 69, определяют, какое количество солнечной энергии получает Северное и Южное полушарие в разное время года.

– Заполняют таблицу

Название

дня

Продолжительность дня и ночи

21 марта

день весеннего равноденствия

день=ночи=12 ч.

23 сентяб.

день осеннего равноденствия

день=ночи=12 ч.

22 июня

день летнего солнцестояния

день в северном полушарии уменьшается

22 декабря

день зимнего солнцестояния

день в южном полушарии увеличивается

Осуществляют взаимопроверку.

3.Определяют географическую широту Северного и Южного тропика. Сравнивают её с величиной угла наклона земной оси к плоскости орбиты. Делают вывод.

Выполняют задания по тексту на с. 68, 69.

Формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы со схемами.

Воспитание чувства само- и взаимоуважения.

Овладение новыми понятиями.

Формирование умений и навыков использования географических знаний о движении Земли в повседневной жизни.

1. Производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

2. Строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи.

3. Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

4. Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

Выполнять

учебные действий в соответствие с заданием.

.

III.

Физминутка

Организует отдых для глаз тренажер Базарного.

Следят за движением фигуры на экране ПК.

Формирование ЗОЖ.

Организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни.

ΙV.

Самостоятельное применение знаний

1. – Вопросы 1–4 на с. 70.

2. – Задания 5–6 на с. 70.

Работают в группах по четыре человека:

Отвечают на вопросы 1–4 на с. 70.

Выполняют задания 5–6 на с. 70.

Каждая группа отвечает на два вопроса и выполняет одно задание.

Формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению.

Усвоение основных вопросов темы.

Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

V. Итог урока.

Д/З.

– Сделайте вывод по уроку.

Домашнее задание:

1.§ 12.

2.Индивидуальное задание:

1)Придумать вопросы для теста по теме урока, подобрать к вопросам иллюстрации.

2) Синквейн «Движение Земли»

– Какую работу мы сегодня выполняли?

– Чему научились?

– Кто или что вам помогало справиться?

Отмечает учеников, которые хорошо отвечали на вопросы, делали выводы.

1.Участвуют в подведении итогов урока. Делают вывод.

2. Записывают домашнее задание.

Развивать качества своей личности, оценивать свои знания и умения.

Овладение системой географических знаний и умений по изученной теме

« Движение Земли» , навыками их применения в различных жизненных ситуациях.

Усвоение основных вопросов темы: Виды движений Земли. Вращение Земли вокруг своей оси. Движение Земли по орбите вокруг Солнца. Высота Солнца над горизонтом. Время на Земле. Тропики и полярные круги. Продолжительность года, смена времён года.

Формирование и развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

VI.

Рефлексия.

Мобилизация учащихся на рефлексию.

Выбирают из следующих предложенных предложений одно:

1.Я все понял, смогу объяснить этот материал другому.

2.Я понял материал, могу объяснить другому, но при помощи учителя.

3.Я понял частично.

4.Я ничего не понял.

В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология