Автор конспекта:
Автор(ы): — Тиханова Екатерина Викторовна
Место работы, должность: —
МОУ "СОШс.Мироновка Питерского района Саратовской области"
Регион: — Саратовская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 5 класс
Предмет(ы): — География
Предмет(ы): — Естествознание
Предмет(ы): — Окружающий мир
Цель урока: —
1.Цель урока: формирование умения устанавливать причинно — следственные связи на основе представления о движении Земли.
2.Задачи:
-обучающие: сформировать представления о видах движения Земли и её ритмах.
-развивающие: продолжить работу над развитием интеллектуальных умений и навыков: ставить цели, анализировать и преобразовывать информацию, выделять главное, делать выводы, устанавливать причинно — следственные связи; развивать коммуникативные качества учащихся через работу в группах, парах
-воспитательные: способствовать воспитанию интереса к предмету, толерантности; формирование культуры общения при работе в группах, парах.
Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемое оборудование: —
мультимедийный проектор, интернет, ЭОР, компьютер., экран, презентация к уроку, учебник, глобус.
Краткое описание: —
6.Тема и номер урока в теме
Движение Земли и её ритмы, Раздел II Природа Земли и человек, урок 2
7.Базовый учебник
География (Наша Земля). 5 класс: учебник для общеобразоват. учреждений/ В.А. Кошевой, Т.Л. Смоктунович, О.А. Родыгина. М. : Баласс, 2012. 176 с., ил. (Образовательная система Школа 2100
10.Структура и ход урока
—
I Проблемная ситуация и актуализация знаний.
II Поиск решения.
III Физминутка.
IV Самостоятельное применение знаний.
. V Итог урока. Домашнее задание.
VI Рефлексия.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Этапы урока
Действия учителя
Действия учащихся
Личностные результаты
Предметные результаты
Метапредметные результаты
I.
Проблемная ситуация и актуализация знаний
Ребята, какое сегодня прекрасное утро! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Улыбнитесь друг другу.
Проблемный вопрос: Когда в России лето, то в Австралии – зима.
– Верно ли, что если в Северной Америке осень, то в Южной Америке – весна?
– Сравните два факта.
– Какой вопрос у вас возникает?
– Почему, если в Южном полушарии лето, в Северном – зима? Сформулируйте тему и цели урока.
Отмечает учеников, которые правильно сформулировали тему урока
2. – Какие у вас будут гипотезы?
3. – Чем день отличается от ночи, а лето от зимы?
– Вспомните, что такое географические полюсы, экватор, земная ось?
4. Демонстрация видеороликов осевого и орбитального движений
http://www.youtube.com/watch?v=M3vCwL9ZSKw
http://video.yandex.ru/#search?text=%D0%B2%D1%80%D0%B0%D1%89%D0%B5%D0%BD…
Улыбаются друг другу.
Сравнивают два факта. Предлагают свой вопрос и сравнивают его с вопросом автора на стр. 172
Формулируют тему и цели урока.
Выдвигают гипотезы.
Отвечают на вопросы.
Работают в парах:
Дают определения следующим понятиям: географические полюсы, экватор, земная ось. Показывают их на глобусе и карте полушарий.
Организуют свое рабочее место, настраиваются на положительные эмоции, мотивируются к учению;
формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
освоение социальных норм и правил поведения в группах;
коммуникативной компетентности.
Формирование представлений о движениях Земли и их следствиях;
овладение элементарными практическими умениями использования глобуса;
овладение основными навыками нахождения, использования географической информации.
·
1. Анализировать, сравнивать и обобщать факты. Выявлять причины.
2 Производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
3. Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
4. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.
II.
Поиск решения.
1.Работаем с рис. 62 на с. 69.
– Определите, как называется путь движения Земли вокруг Солнца.
– Определите, какова величина этого пути.
– Определите угол наклона земной оси к земной орбите.
– Определите направление движения Земли по орбите и вокруг оси.
2. Каково влияние орбитального движения и наклона земной оси?
– Используя текст на с. 68, установите причинно-следственные связи между наклоном оси и количеством солнечной энергии.
– Заполните схему.
Причина—Следствие
следствие
– Используя рис. 62 на с. 69, определите, какое количество солнечной энергии получает Северное и Южное полушарие в разное время года.
– Заполните таблицу.
Название
дня
Продолжительность дня и ночи
21 марта
23 сентяб.
22 июня
22 декабря
3.-Определите географическую широту Северного и Южного тропика. Сравните её с величиной угла наклона земной оси к плоскости орбиты. Что заметили?
4. – Выполните задания по тексту на с. 68, 69.
5. – Как ответим на вопрос урока? (стр.172) Какие бы явления на Земли исчезли, если бы Земля остановилась? Отмечает учеников, которые хорошо работали с текстом.
Отмечает учеников, которые хорошо работали со схемой.
Отмечает учеников, которые хорошо работали с таблицей.
1..Работают в группах с рис. 62 на с. 69:
Дают определение пути движения Земли вокруг Солнца — земная орбита.
Определяют, какова величина этого пути.
Определяют угол наклона земной оси к земной орбите.
Определяют направление движения Земли по орбите и вокруг оси.
2. Работают в парах:
Используя текст на с. 68, устанавливают причинно-следственные связи между наклоном оси и количеством солнечной энергии. Заполняют схему:
Причина———Следствие
Работают самостоятельно:
Используя рис. 62 на с. 69, определяют, какое количество солнечной энергии получает Северное и Южное полушарие в разное время года.
– Заполняют таблицу
Название
дня
Продолжительность дня и ночи
21 марта
день весеннего равноденствия
день=ночи=12 ч.
23 сентяб.
день осеннего равноденствия
день=ночи=12 ч.
22 июня
день летнего солнцестояния
день в северном полушарии уменьшается
22 декабря
день зимнего солнцестояния
день в южном полушарии увеличивается
Осуществляют взаимопроверку.
3.Определяют географическую широту Северного и Южного тропика. Сравнивают её с величиной угла наклона земной оси к плоскости орбиты. Делают вывод.
Выполняют задания по тексту на с. 68, 69.
Формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы со схемами.
Воспитание чувства само- и взаимоуважения.
Овладение новыми понятиями.
Формирование умений и навыков использования географических знаний о движении Земли в повседневной жизни.
1. Производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
2. Строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи.
3. Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
4. Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
Выполнять
учебные действий в соответствие с заданием.
.
III.
Физминутка
Организует отдых для глаз тренажер Базарного.
Следят за движением фигуры на экране ПК.
Формирование ЗОЖ.
Организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни.
ΙV.
Самостоятельное применение знаний
1. – Вопросы 1–4 на с. 70.
2. – Задания 5–6 на с. 70.
Работают в группах по четыре человека:
Отвечают на вопросы 1–4 на с. 70.
Выполняют задания 5–6 на с. 70.
Каждая группа отвечает на два вопроса и выполняет одно задание.
Формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению.
Усвоение основных вопросов темы.
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
V. Итог урока.
Д/З.
– Сделайте вывод по уроку.
Домашнее задание:
1.§ 12.
2.Индивидуальное задание:
1)Придумать вопросы для теста по теме урока, подобрать к вопросам иллюстрации.
2) Синквейн «Движение Земли»
– Какую работу мы сегодня выполняли?
– Чему научились?
– Кто или что вам помогало справиться?
Отмечает учеников, которые хорошо отвечали на вопросы, делали выводы.
1.Участвуют в подведении итогов урока. Делают вывод.
2. Записывают домашнее задание.
Развивать качества своей личности, оценивать свои знания и умения.
Овладение системой географических знаний и умений по изученной теме
« Движение Земли» , навыками их применения в различных жизненных ситуациях.
Усвоение основных вопросов темы: Виды движений Земли. Вращение Земли вокруг своей оси. Движение Земли по орбите вокруг Солнца. Высота Солнца над горизонтом. Время на Земле. Тропики и полярные круги. Продолжительность года, смена времён года.
Формирование и развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
VI.
Рефлексия.
Мобилизация учащихся на рефлексию.
Выбирают из следующих предложенных предложений одно:
1.Я все понял, смогу объяснить этот материал другому.
2.Я понял материал, могу объяснить другому, но при помощи учителя.
3.Я понял частично.
4.Я ничего не понял.
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.