Автор конспекта:
Автор(ы): — Чертусева Лариса Васильевна

Место работы, должность: — МОУ СО школа №104 пгт Подгорный Красноярский край

Регион: — Красноярский край

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 3 класс

Предмет(ы): — Изобразительное искусство
Предмет(ы): — Технология

Цель урока: — Создать условия для изготовления дымковской игрушки.

Тип урока: — Комбинированный урок

Используемая методическая литература: —

1. В.С. Горичева Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина.

2. Наглядно-методическое пособие. Дымковская игрушка. Под редакцией А. Дорофеева.

3. История дымковской игрушки.

4. Дымковская игрушка.

Используемое оборудование: —

интерактивная доска

Используемые ЦОР: —

презентация Дымковская игрушка

Краткое описание: — Разработанный урок поможет познакомить учащихся с историей создания дымковской игрушки. Научите лепить и расписывать игрушку в занимательной и игровой форме.

Трудовое обучение. 3 класс.

2 урока. 1 урок – лепка игрушки. 2 урок – роспись.

Тема: Дымковская игрушка. Барышня.

Цель: Создать условия для изготовления дымковской игрушки.

Задачи: 1. Слепить и расписать дымковскую игрушку. Барышню.

2. Учить планировать работу и зафиксировать результаты исследования (тех. карты)

3. Формировать умения и навыки работы с глиной (пластилином)

4. Учить составлять орнаменты, украшающие женскую фигурку и расписывать.

5. Формировать нравственно – эстетическую отзывчивость на прекрасное в жизни.

5.Развивать творческую активность учащихся.

Оборудование: технологические карты, схемы, образцы дымковских игрушек, презентация к уроку

Материал: глина (пластилин), стеки, дощечки, салфетки, баночка с водой.

Ход урока.

1. Эвристическая беседа.

-На столе стоят игрушки.

Рассмотрите игрушки.

Отгадайте ребус. Слайд 3

- Отгадав ребус, вы сможете сказать, откуда родом эти игрушки. (Дымковская игрушка)

-Чем отличается дымковская игрушка от других глиняных игрушек?

( Дымковская игрушка очень выразительная. Побеленная игрушка расписывается. Узор строго геометрический, состоящий из комбинаций полос, клеток, кругов, круглых пятен.)

-Для чего была нужна эта игрушка?

1.Украшение в доме.

2.Игрушка для детей.

3.Свистульки – зазывалки на ярмарке.

Глиняная игрушка – особый вид народного творчества. Она предназначается не только для игры, а служит для украшения быта. Образы игрушек очень просты, выразительны.

Глиняную игрушку лепили повсюду, где занимались гончарным мастерством. Станет скучно мастеру делать горшки, возьмет да и слепит что – нибудь эдакое. Не придавали значения мастера игрушкам, делали лишь потехи ради. Чаще лепили глиняные игрушки женщины, чтобы позабавить детей. Именно женщины стали расписывать глиняную игрушку, создавая неповторимые образы. Постепенно в отдельных местах глиняная игрушка стала самостоятельным промыслом.

В разных местностях характер и внешний вид игрушек был различным.

Сегодня мы отправимся в мастерскую глиняной игрушки в Дымковскую слободу. И раскроем секрет изготовления барыни.

-Что вы узнали о слободе Дымково?

Рассказы детей:Слайды 5, 6

1.Этот промысел возник в слободе Дымково, что возле города Вятки. Там отличные глины и речной песок, пригодные для керамического промысла.

2.Издавна живут в слободе мастера, которые, кроме полезных в хозяйстве крынок и горшков, делают себе на потеху, да и детям на забаву веселые яркие игрушки. Игрушку эту лепили и раскрашивали только женщины и дети.

3.Зимой, когда работы в поле и в огороде не было, курился дымок из печи в каждой избе. Там мастерицы лепили и обжигали в русской печи эти знаменитые игрушки.

4.К весне кого только не увидишь на полках и подоконниках, на лавках и столешницах. В пестрых юбках барыни, бравые кавалеры, важные петухи и индюки, кони, коровы, птички и водоноски, кормилицы, няни, женихи и невесты…

5.Мастерицы лепят игрушки из красной глины, белят её мёдом, разведённым на молоке, и расписывают красками, замешанными на яйце, уксусе или квасе.

6.Весной проводились в Дымковской слободе гуляния – праздник, который назывался когда – то Свистопляской, а позже Свистуньей. На нём народ плясал и свистел в разные свистульки, изготовленные из дерева, глины, жести. Свист этот был главной особенностью, главным развлечением этого праздника. Взрослые и дети свистели в глиняные свистульки. Когда же праздник кончался, глиняные, расписные игрушки ставили в окна, между рамами.

Молодцы, вы много узнали о слободе Дымково, о народном промысле.

Вятка впервые упоминается в летописных источниках в 1374 году это 14 век. На высоком берегу реки Вытки появился Кремль – крепость Хлынов. В конце 15 века в начале 16 население Хлынова стало пополняться людьми из Великого Устюга, Северной Двины. Они и основали на низком правом берегу Вятки – Дымковскую слободу.

Итак, мы отправляемся в мастерскую глиняной игрушки и научимся лепить дымковскую барыню.

-Из какого материала вылеплена игрушка? (из глины)

-Каким материалом мы заменим, чтобы вылепить игрушку? Почему заменили этим материалом? (одинаковые свойства: пластичность)

2.Анализ образца изделия: Слайд 7

Посмотрите на игрушку, из каких частей она состоит?

Заготовкой является – цилиндр.

Юбка – конус.

Шар – голова.

Руки – колбаски.

3. Работа в парах.

Спланируйте свою работу и расскажите, в какой последовательности вы будете лепить барышню? (рассказы детей)

4.Знакомство с технологической картой. Практическая работа.

-Положите перед собой технологическую карту. Рассмотрите её, если будут вопросы, то задайте их.

-Самостоятельное выполнение игрушки.

(Оказание помощи учителем)

(ЗВУЧИТ МУЗЫКА.)

4.Анализ работ:

-Разбор каждой работы.

-Выбор удачных работ.

-Указание на типичные ошибки.

5.Итог урока: Слайды 10, 11, 12, 13, 14, 15

-Как называется игрушка, которую мы с вами вылепили?

-Для чего нужны игрушки?

-А сейчас разучим народную потешку «Едет дедушка Егор» и поможем рассадить всю семью.

Из – за леса, из — за гор

Едет дедушка Егор.

Сам на лошадке,

Жена на коровке,

Дети на телятках,

Внуки на козлятках.

6.Д/з: Слайд 16

Рассмотреть, как расписаны дымковские игрушки?

Обратить внимание на орнаменты, украшающие женскую фигурку.

Файлы: Презентация Дымковская игрушка.ppt
Размер файла: 6016000 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология