Автор конспекта:
Автор(ы): — Мартынова Ирина Александровна
Место работы, должность: — МОУ»АНШ», учитель начальных классов
Регион: — Республика Татарстан
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 4 класс
Предмет(ы): — Литературное чтение
Цель урока: — 1) Расширить знакомство с творчеством Е.И.Чарушина на материале рассказа « Кабан »; познакомить учащихся с особенностями поведения животных; 2)Развитие познавательного интереса к животному миру, наблюдательности; развитие навыков осознанного, выразительного чтения; 3)Способствовать воспитанию бережного, заботливого отношения к животным; воспитывать волевые черты характера.
Тип урока: — Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): — 30
Используемые учебники и учебные пособия: —
учебник3 класс "Родная речь"
Используемое оборудование: —
портрет Е.И. Чарушина, книги автора,магнитофон, таблица « Дикие животные ».
Краткое описание: — Дети более шире узнают жизнь кабанов.
Ход урока.
I. Орг. момент.
II. Актуализация изученного.
( Урок начинается под музыку из передачи « В мире животных »)
-Звучит очень знакомая вам мелодия, где вы её слышали?
-Почему я начала урок с этой музыки? (Мы изучаем тему «Природа и мы »)
-С каким произведением по этой теме мы познакомились? ( М. Пришвин «Выскочка»)
-О ком это произведение? (О животных)
III.Проверка д/з .
-Вам нужно было подготовить пересказ, но вначале восстановите деформированный план рассказа (запись на доске).
2.Сороки – воровки.
3.Бесхвостая Выскочка.
1. Веселая собачка Вьюшка.
-Перескажите по этому плану.
-Какой эпизод вам наиболее понравился?
Прочитайте .
-Что полезного вы взяли из этого рассказа?
IV. Сообщение темы и целей урока.
-Мы познакомились с описанием животных Пришвиным, а сегодня мы познакомимся с рассказом Е.И. Чарушина «Кабан » и узнаем много интересного о повадках животных.
V. Работа над новым материалом.
1.Сведения из биографии Е.И. Чарушина.
-Что вам известно о жизни этого писателя?
-О чем пишет Е.И. Чарушин?
Е.И. Чарушин родился в г. Вятке (Киров) 11 ноября 1901 г. Отец, И.А. Чарушин, известный русский художник – архитектор, дал сыну первые навыки рисования. Мать, Любовь Александровна, хорошая музыкант, привила сыну вкус музыке, научила его понимать природу, животных.
Любовь к животным и рисованию неразрывно сплелись в богатой одаренной натуре. Вначале известность к нему пришла как к художнику – иллюстратору. Он иллюстрировал книги М. Пришвина, В. Бианки, С. Маршака, М. Горького. Позже он стал писать рассказы ( анималистический рассказ , animal – животное ) о животных, их повадках.
-Какие рассказа Е.И.Чарушина вы читали?
2.Подготовка к восприятию.
-Как называется рассказ, который мы будем читать? ( «Кабан»)
-Как вы думаете, о чем это произведение?
-Что вы знаете о кабане ? (ответы детей)
( Кабан – это крупное хищное животное, обитающее в лесах. Их тело покрыто густой щетиной, щеткой. На голове мощные клыки. Продвигаются по лесу гуськом: впереди – самый сильный. Летом – по ночам добывают пищу, днем отлеживаются в тенистых зарослях, а зимой наоборот ).
-Посмотрите на иллюстрацию.
О чем это произведение судя по иллюстрации?
-Проверим свои предположения, послушав рассказ.
3.Первичное восприятие ( читает учитель ).
4.Проверка первичного восприятия.
-Какое впечатление произвел рассказ?
-В какой момент вы волновались?
-Что вызвало улыбку?
-Оправдались ли наши предположения?
-Кем является мальчик – художник ? (Чарушин )
Физпауза ( под музыку, упражнения для глаз )
5.Словарная работа .
Загородка, стегает, баловство, запер. акварель, небоскрёб, ягуар, кружат, студень
- Объясните значения слов, подберите синономы, антонимы.
6.Самостоятельное чтение.
( жужжащее чтение )
( перед чтением — задание )
-Подумайте, на сколько частей можно разделить рассказ.
-О чем говорится в 1-ой, 2-ой , 3-ей части?
-Какие звери и птицы жили в зоосаду?
( Олень. ягуар, слон, волки , гималайский медведь , журавль – красавка, серый журавль, кабаны )
-Сколько было кабанов? ( шесть )
7.Речевая разминка ( скороговорка ).
От топота копыт пыль по полю летит.
8.Повторное чтение ( « цепочкой »).
а) Чтение и анализ 1-ой части .
-Постарайтесь определить границы 1-ой части и остановиться в нужный
момент ( от начала до слов « интересно мне рисовать ! »)
-Чем занимался в зоосаду автор?
-В какое время происходит событие?
-Что вы узнали нового интересного о животных?
-Как озаглавим первую часть? ( Утро в зоосаду )
б) Чтение и анализ 2-ой части .
( от слов « … Рисую ..» до « … вспотел я со страху …»)
-Что нарушило безмятежное спокойствие художника? Какие слова из текста подтверждают это?
-Прочитайте описание кабанов?
-Чем они напугали автора? ( сжевали краски )
-Как повел себя автор в этой неординарной ситуации? Прочитайте.
-Озаглавьте эту часть. ( « Кабаны на воле »)
в) Чтение и анализ 3-ей части .
-Почему автору стало стыдно?
-Что значит « ручные » кабаны?
-Как вели себя кабаны при появлении парнишки? Прочитайте. ( Простыми свиньями ).
-Озаглавьте эту часть (« Опасность миновала ») ( план записан на доске ).
9.Работа с иллюстрацией.
- Какой эпизод изображен? Найдите к нему подтверждение из текста.
10.Пересказ.
-Какими словами начинается рассказ? ( « Я рисовал животных …») – Кто рисовал? ( Чарушин )
-От какого лица будет вестись пересказ? ( От 3-его лица)
11.Идейно-эстетический анализ.
-С каким чувством автор вспоминает эту историю? (добродушно- насмешливым, с юмором)
-О какой черте характера говорит этот поступок? ( О трусости)
-Можем ли мы осуждать его за трусость? Почему? ( Он сумел проконтролировать ситуацию. Не поднял панику, не кричал).
-Важно с детства учиться контролировать свой страх. не поддаваться ему легко . Быть трусом не просто стыдно, но и опасно, это вредит здоровью, жизни своей и окружающих . Ему не следовало изображать тореадора перед бушующим быком и он сумел это сделать и умело уйти от опасности, сохранив свою безопасность и окружающих.
-Что полезного вы вынесли из этой истории?
-Какие пословицы подходят к этому рассказу?
У страха глаза велики.
Трусливому зайцу и пень волк.
Волков бояться – в лес не ходить.
Трус своей тени боится.
Храбрый не тот, кто страха не знает, а кто узнал и навстречу ему идет.
Кто дрожит – тот и бежит.
-Какой порок высмеивают пословицы?
12.Обзор книг Е.И. Чарушина, рисунков.
-В книге Е. Чарушина « Друзья » прочитанный нами рассказ назывался «Кабаны». Какой заголовок наиболее точен? Почему?( представление иллюстраций сына Е. Чарушина – Никиты Чарушина )
VI. Подведение итогов.
-Над каким произведением мы работали на уроке?
VII.Д/з с. 93 – 96 пересказ, сочинить рассказ о животном.
Файлы: Урок — игра.doc
Размер файла: 70144 байт.