Автор конспекта:
Автор(ы): — Мартынова Ирина Александровна

Место работы, должность: — МОУ»АНШ», учитель начальных классов

Регион: — Республика Татарстан

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 4 класс

Предмет(ы): — Литературное чтение

Цель урока: — 1) Расширить знакомство с творчеством Е.И.Чарушина на материале рассказа « Кабан »; познакомить учащихся с особенностями поведения животных; 2)Развитие познавательного интереса к животному миру, наблюдательности; развитие навыков осознанного, выразительного чтения; 3)Способствовать воспитанию бережного, заботливого отношения к животным; воспитывать волевые черты характера.

Тип урока: — Комбинированный урок

Учащихся в классе (аудитории): — 30

Используемые учебники и учебные пособия: —

учебник3 класс "Родная речь"

Используемое оборудование: —

портрет Е.И. Чарушина, книги автора,магнитофон, таблица « Дикие животные ».

Краткое описание: — Дети более шире узнают жизнь кабанов.

Ход урока.

I. Орг. момент.

II. Актуализация изученного.

( Урок начинается под музыку из передачи « В мире животных »)

-Звучит очень знакомая вам мелодия, где вы её слышали?

-Почему я начала урок с этой музыки? (Мы изучаем тему «Природа и мы »)

-С каким произведением по этой теме мы познакомились? ( М. Пришвин «Выскочка»)

-О ком это произведение? (О животных)

III.Проверка д/з .

-Вам нужно было подготовить пересказ, но вначале восстановите деформированный план рассказа (запись на доске).

2.Сороки – воровки.

3.Бесхвостая Выскочка.

1. Веселая собачка Вьюшка.

-Перескажите по этому плану.

-Какой эпизод вам наиболее понравился?

Прочитайте .

-Что полезного вы взяли из этого рассказа?

IV. Сообщение темы и целей урока.

-Мы познакомились с описанием животных Пришвиным, а сегодня мы познакомимся с рассказом Е.И. Чарушина «Кабан » и узнаем много интересного о повадках животных.

V. Работа над новым материалом.

1.Сведения из биографии Е.И. Чарушина.

-Что вам известно о жизни этого писателя?

-О чем пишет Е.И. Чарушин?

Е.И. Чарушин родился в г. Вятке (Киров) 11 ноября 1901 г. Отец, И.А. Чарушин, известный русский художник – архитектор, дал сыну первые навыки рисования. Мать, Любовь Александровна, хорошая музыкант, привила сыну вкус музыке, научила его понимать природу, животных.

Любовь к животным и рисованию неразрывно сплелись в богатой одаренной натуре. Вначале известность к нему пришла как к художнику – иллюстратору. Он иллюстрировал книги М. Пришвина, В. Бианки, С. Маршака, М. Горького. Позже он стал писать рассказы ( анималистический рассказ , animal – животное ) о животных, их повадках.

-Какие рассказа Е.И.Чарушина вы читали?

2.Подготовка к восприятию.

-Как называется рассказ, который мы будем читать? ( «Кабан»)

-Как вы думаете, о чем это произведение?

-Что вы знаете о кабане ? (ответы детей)

( Кабан – это крупное хищное животное, обитающее в лесах. Их тело покрыто густой щетиной, щеткой. На голове мощные клыки. Продвигаются по лесу гуськом: впереди – самый сильный. Летом – по ночам добывают пищу, днем отлеживаются в тенистых зарослях, а зимой наоборот ).

-Посмотрите на иллюстрацию.

О чем это произведение судя по иллюстрации?

-Проверим свои предположения, послушав рассказ.

3.Первичное восприятие ( читает учитель ).

4.Проверка первичного восприятия.

-Какое впечатление произвел рассказ?

-В какой момент вы волновались?

-Что вызвало улыбку?

-Оправдались ли наши предположения?

-Кем является мальчик – художник ? (Чарушин )

Физпауза ( под музыку, упражнения для глаз )

5.Словарная работа .

Загородка, стегает, баловство, запер. акварель, небоскрёб, ягуар, кружат, студень

- Объясните значения слов, подберите синономы, антонимы.

6.Самостоятельное чтение.

( жужжащее чтение )

( перед чтением — задание )

-Подумайте, на сколько частей можно разделить рассказ.

-О чем говорится в 1-ой, 2-ой , 3-ей части?

-Какие звери и птицы жили в зоосаду?

( Олень. ягуар, слон, волки , гималайский медведь , журавль – красавка, серый журавль, кабаны )

-Сколько было кабанов? ( шесть )

7.Речевая разминка ( скороговорка ).

От топота копыт пыль по полю летит.

8.Повторное чтение ( « цепочкой »).

а) Чтение и анализ 1-ой части .

-Постарайтесь определить границы 1-ой части и остановиться в нужный

момент ( от начала до слов « интересно мне рисовать ! »)

-Чем занимался в зоосаду автор?

-В какое время происходит событие?

-Что вы узнали нового интересного о животных?

-Как озаглавим первую часть? ( Утро в зоосаду )

б) Чтение и анализ 2-ой части .

( от слов « … Рисую ..» до « … вспотел я со страху …»)

-Что нарушило безмятежное спокойствие художника? Какие слова из текста подтверждают это?

-Прочитайте описание кабанов?

-Чем они напугали автора? ( сжевали краски )

-Как повел себя автор в этой неординарной ситуации? Прочитайте.

-Озаглавьте эту часть. ( « Кабаны на воле »)

в) Чтение и анализ 3-ей части .

-Почему автору стало стыдно?

-Что значит « ручные » кабаны?

-Как вели себя кабаны при появлении парнишки? Прочитайте. ( Простыми свиньями ).

-Озаглавьте эту часть (« Опасность миновала ») ( план записан на доске ).

9.Работа с иллюстрацией.

- Какой эпизод изображен? Найдите к нему подтверждение из текста.

10.Пересказ.

-Какими словами начинается рассказ? ( « Я рисовал животных …») – Кто рисовал? ( Чарушин )

-От какого лица будет вестись пересказ? ( От 3-его лица)

11.Идейно-эстетический анализ.

-С каким чувством автор вспоминает эту историю? (добродушно- насмешливым, с юмором)

-О какой черте характера говорит этот поступок? ( О трусости)

-Можем ли мы осуждать его за трусость? Почему? ( Он сумел проконтролировать ситуацию. Не поднял панику, не кричал).

-Важно с детства учиться контролировать свой страх. не поддаваться ему легко . Быть трусом не просто стыдно, но и опасно, это вредит здоровью, жизни своей и окружающих . Ему не следовало изображать тореадора перед бушующим быком и он сумел это сделать и умело уйти от опасности, сохранив свою безопасность и окружающих.

-Что полезного вы вынесли из этой истории?

-Какие пословицы подходят к этому рассказу?

У страха глаза велики.

Трусливому зайцу и пень волк.

Волков бояться – в лес не ходить.

Трус своей тени боится.

Храбрый не тот, кто страха не знает, а кто узнал и навстречу ему идет.

Кто дрожит – тот и бежит.

-Какой порок высмеивают пословицы?

12.Обзор книг Е.И. Чарушина, рисунков.

-В книге Е. Чарушина « Друзья » прочитанный нами рассказ назывался «Кабаны». Какой заголовок наиболее точен? Почему?( представление иллюстраций сына Е. Чарушина – Никиты Чарушина )

VI. Подведение итогов.

-Над каким произведением мы работали на уроке?

VII.Д/з с. 93 – 96 пересказ, сочинить рассказ о животном.

Файлы: Урок — игра.doc
Размер файла: 70144 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология