Автор конспекта:
Автор(ы): — Кашапова Рушания Газизовна

Место работы, должность: — Татарстан, Набережные Челны, МБОУ «Гимназия №26″, учитель русского языка и литературы

Регион: — Республика Татарстан

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 7 класс
Класс(ы): — 8 класс
Класс(ы): — 9 класс
Класс(ы): — 10 класс
Класс(ы): — 11 класс

Предмет(ы): — Литература
Предмет(ы): — Русский язык

Цель урока: —

Цель:

1) Познакомить учащихся с рассказом Е. Пермяка «На все цвета радуги»;

2) Продолжить совершенствовать умения учащихся воспринимать произведение в единстве формы и содержания; отрабатывать умение анализировать изобразительно-выразительные средства языка в свете подготовки к ЕГЭ по русскому языку;

3) Способствовать формированию нравственных качеств учащихся: гуманизма, терпимости к чужому мнению, толерантности.

Тип урока: — Урок комплексного применения ЗУН учащихся

Краткое описание: — Уважаемые коллеги! Посылаю конспект своего урока по рассказу Е. Пермяка «На все цвета радуги», который имеет большое воспитательное значение. До урока провожу предварительную работу. Во-первых, на нескольких классных часах ребята готовят сообщения о своих любимых музыкальных исполнителях, группах, композиторах. Прослушиваем записи. Выясняем, кому нравится или не нравится тот или иной исполнитель или мелодия. Мнения ребят, как и должно быть, разделяются. Такая работа потом очень хорошо поможет на уроке. Во-вторых, даю учащимся начало рассказа и предлагаю его закончить. Есть очень интересные работы. На урок приглашаю родителей, коллег и включаю их в ход беседы. Для урока я сама подбираю 4 мелодии (очень разные). В первой части урока мы их прослушиваем, обсуждаем в группах и определяем место каждой мелодии. Составляем таблицу. Можем включить в беседу присутствующих. Делаем вывод: нет такой мелодии, которая понравилась бы всем одинаково. Вторая часть урока посвящена непосредственно рассказу Е. Пермяка. Прилагаю конспект урока.

План урока

I. Прослушаем записи предложенных мелодий. Далее составим рейтинг данных музыкальных произведений в виде таблицы на доске.

Музыкальные произведения

1.

Шуберт «Серенада»

2.

Песенка друзей из м/ф «Бременские музыканты»

3.

«Березы». Группа «Любэ» и С. Безруков

4.

В. Высоцкий (что нравится)

5.

Linkin Park

II. Далее попытаемся объяснить данный рейтинг.

III. Выводы:

— Выходит, что нет ни одной мелодии, которая понравилась бы всем без исключения? Или всем одинаково?

(Кроме того, на классных часах мы слушали ваши любимые мелодии, песни, авторов. Вы не повторились, у вас у всех есть своё любимое. Кому-то нравится одно, кому-то другое.)

— А хорошо ли это?

IV. – А хорошо ли это? – спрашивает герой рассказа Е. Пермяка «На все цвета радуги». С содержанием этого рассказа мы сейчас познакомимся.

V. Чтение рассказа.

Текст есть у каждого ученика. Читает учитель.

— Запишите в тетради дату, тему урока: Е. Пермяк «На все цвета радуги»

VI. Работа с текстом.

— Попробуем найти в тексте ключевую фразу, в которой сформулирована идея произведения. Предлагаю записать в тетрадях, соблюдая знаки препинания.

— Проверка. Прочитайте свои записи (спросить 4-5 учащихся)

— Основная мысль (идея) рассказа заключается в словах Солнца: «…Каждому нравится своё. И это очень хорошо. Если бы всем нравилось одно и то же, тогда бы остановилась жизнь в однообразии вкусов, в тождестве чувств, в ограниченности стремлений».

-Согласны ли вы с автором?

(Обмен мнениями)

— Пусть каждому нравится своё, не будем мешать, навязывать, а будем учиться слушать, вникать, проявлять терпение и терпимость к чужому мнению, к другому вкусу.

(Взаимно, конечно)

VII. Вернемся к рассказу.

— Каким важным умением наделяет автор певца?

(умением петь «разноцветные» песни – «на все цвета радуги»)

-Как автор характеризует песни? Как он их «рисует», объясняет?

— С помощью определений, обозначающих цвет в соответствии с возрастом и характером людей.

цвет=возраст цвет=характер

т.е. мы теперь обратимся к изобразительно-выразительным средствам языка, с помощью которых автор раскрывает свою идею, идею этого рассказа. Начнем составлять эту таблицу: запишем по 1-2 примера, дома – завершите работу.

Значит, возраст и характер объясняется автором через цвет, посредством цвета. Как мы определим этот способ, это выразительное средство?

— Эпитет, т.е. художественное определение (возможно, уточнение – метафорический эпитет).

— Какие тропы ещё вы нашли в этом рассказе?

· Метафоры – «распахивали настежь окна своих душ и двери своих сердец», «вылетали звонкие жар-птицы изумительной красоты звучания»

· Олицетворение – «Солнце улыбнулось»

— Что изменилось в жизни певца под влиянием разговора с Солнцем?

(«От этого на душе певца стало светло и радостно. Ему захотелось походить на Солнце. И он снова запел свои песни на все цвета радуги.

И очень хорошо. Какая кому нравится, тот ту и слушает. И если из сотен его песен кому-то понравится только одна, — значит, певец не зря прожил жизнь, не зря старался походить на Солнце»)

VIII.Каждому нравится своё. И это очень хорошо.

— Давайте вернемся к началу урока. Мы прослушали 4 мелодии. Пользуясь авторской цветовой гаммой, попытайтесь обозначить прозвучавшие мелодии (в тетрадях).

1. Шуберт «Серенада»

2.

3.

4.

IX. Хочу вернуться к вашим работам. Вы по началу рассказа дописывали своё продолжение. Спасибо. Что у вас получилось – вы сейчас увидели. Хочу отметить несколько работ.

X. – Давайте подведем итоги.

— Что мы сегодня делали? Чему учились на уроке? (Спросить нескольких ребят)

Итоги

1) Познакомились с рассказом Е. Пермяка «На все цвета радуги», поняли идею текста, произведения.

2) На идею вышли через анализ разных музыкальных произведений и анализ изобразительно-выразительных средств языка произведения.

3) Самое главное, на мой взгляд, поняли, что надо уметь общаться, слушать и слышать друг друга, быть терпимыми друг к другу.

Да, «каждому нравится своё». Но это «своё» не навязывать никому, не считать эталоном.

Файлы: Leskov.zip
Размер файла: 2542986 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология