Автор конспекта:
Автор(ы): — Попова Лариса Борисовна
Место работы, должность: — Подоскляйский субфилиал имя Героя Советского Союза А.Н. Московского МОУ Нижнеспасская сош, Тамбовская область, педотриб музыки
Регион: — Тамбовская отрасль
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее стяжение
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 5 сословие
Предмет(ы): — Музыка
Цель урока: — Познакомить с жанром «балет» на примере балета «Чиполлино» К. Хачатуряна. Научить слушать и понимать музыку балета, получая около этом высокое эстетическое наслаждение. Сформировать навыки осмысления и анализа музыкального материала. Способствовать воспитанию волевых нечистый характера, трудолюбие, терпение.
Тип урока: — Комбинированный задание
Учащихся в классе (аудитории): — 15
Используемые учебники и учебные пособия: —
программы«Музыка» авторы: В.В.АлеевТ.И.Науменко, Т.И.Кичак.
Используемая методическая литература: —
методические рекомендации к поурочному планированию
Используемое оборудование: —
- компьютер, проектор, экран. - гармоничный центр; - аудиокассеты, компакт СД ДВД – диски, видео и муз.материалом. - фортепиано - чернорабочая доска
Используемые ЦОР: —
слайдовая презентация
Краткое описание: — На данном уроке учащиеся знакомятся с жанром "Балет"
Тема урока: «Единство музыки и танца».
Музыка – натура танца. Танец безо музыки вероятно превратиться в серию бессмысленных ужимок. Раймонд Уильямс
Ход урока
Слайд:Тема урока: «Единство музыки и балета».
Цель урока: Познакомить с жанром «балет» на примере балета «Чиполлино» К. Хачатуряна.
Задачи:
- научить слушать и понимать музыку балета, получая около этом высокое эстетическое наслаждение.
- сформировать навыки осмысления и анализа музыкального материала.
- способствовать воспитанию волевых нечистый характера, трудолюбие, терпение.
Форма работы:
- посещение музыкальных произведений.
- игра (попевки, разучивание песни)
- поверка наглядного материала.
Дидактическое оборудование:
- компьютер, проектор, экран.
- гармоничный центр;
- аудиокассеты, компакт СД ДВД – диски, видео и муз.материалом.
- фортепиано
- чернорабочая доска
I. На прошлом уроке мы говорили о жанре «опера».
- Что такое опера?
- Что лежит в основе оперного спектакля?
- Что стало быть бы с оперой кабы исчезла литература? А литература? Конечно, кабы не было музыки, осталась пьеса-либретто.А не было бы литературы, мера и не появился бы романс оперы. Подумайте, кабы не было музыки, появился быжанр балета.
II. Работа вдоль теме урока. 1. Знакомство с жанром балета.
СлайдБалет – гармоничный спектакль, в котором соединены бит-музыка и танец, драматургическое влияние и изобразительное искусство.
Итак, главные части балета – бит-музыка и дело (танец) Так же, подобно и в опере, в балете есть декорации, костюмы. Но т.к. в балете главным хватит танец, мера костюмы будут отличаться ото оперных костюмов. А подобно вам думаете, почему.
- Чтобы не мешать движениям героев.
Слайд:Балерина.
Это балерина. У танцоров и балерин специальные костюмы, юбки, которые называются «балетными пачками» и специальная валенки «пуанты». Составной наполовину балета является пантомима. Что это такое?
Дети: отвечают.
Актёры мимикой и жестами выражают чувства, чувство героев, передают подтекст происходящих событий. Танцы в балете исполняются солистами, большими группами артистов (массово). Как и оперная ария, балетная видоизменение подобно бы передаёт портретик героя, помогает понять его характер. Большая ватага артистов, принимающих отзывчивость в балете, называется кордебалетом. Танцы кордебалета исполняют роль, аналогичную хору в опере.
А вам хотите себе попробовать в роли балетных актеров?
Сейчас прозвучит погудка В. Шаинского «Улыбка». Попробуйте придумать на эту мелодию пантомиму, танцевальную композицию.
Возник балет в Италии в эпоху Возрождения. В Россию он пришёл в xviiiвеке и был прославлен русскими композиторами и артистами. В xix-xxвв. ни один страна не вероятно сравниться с Россией в искусстве балета.
Всему миру известны балеты П.И. Чайковского, С.С. Прокофьева, Р.К. Щедрина, К. Караева и других композиторов.
Слайд: Портрет Карена Суреновича Хачатуряна.
С композитором К.С. Хачатуряном вам уже не встречались. Его бит-музыка не звучала на уроках. Но вам её слышали в мультфильмах«Необыкновенный матч», «Непослушный котёнок», «В гостях у лета», «Чиполлино».
Сегодня вам познакомитесь с музыкой К.С. Хачатуряна и героями его балета «Чиполлино».
- О нежели рассказывает ложь итальянского писателя ДЖ. Родари?
- Можно ли считать «Приключения Чиполлино» сказкой всего только для детей? В сказке о приключениях Мальчика-луковки и его друзей Хачатуряна привлёк ее гуманистичный смысл: пристрастность к простому человеку, трудолюбивому и искреннему, в противовес людской злобе, пошлости и корыстолюбию.
Слайд: К.С. Хачатурян балет «Чиполлино».
2. Слушание и взвешивание балета К Хачатуряна.
1) Тема-характеристика Чиполлино.
Чиполлино – «мальчик с весёлым и смышлёным лицом». Истинный кроха улиц, божок народа, конечно после и его геройский защитник. (Звучит тема).
- Музыка песенная неужто танцевальная?
Итак, на первом плане Чиполлино и его окружение, образы которых раскрываются в нескольких номерах-портретах, танцах-действиях. Например, танец Редиски из второго действия.
2) Тема-характеристика Редиски.
Редиска – «девочка лет десяти. Волосы у неё заплетены в косичку, которая похожа на хвостишко редиски».
Кокетливая милушка Чиполлино характеризуется мелодией, близкой детским песенкам, но с нетипичным для них искусственно комичным ритмически свободным исполнением.(Звучит тема).
- Какая бит-музыка вдоль характеру?(Лирическая, грациозная).
3) Тема-характеристика Тыквы.
Ещё некий орест из окружения Чиполлино – песок Тыква, неудачник, решившийся построить свой хибарка на неприкосновенной территории принца Лимона.
Задание. Пропойте мелодию, хлопками подчеркивая размеренный рисунок.
- Какие движения соответствуют характеру музыки?
Слушание темы Тыквы. Движениями изобразите строительство.
В основе драматургии балета – парадиастола прямолинейно различных планов. Возвышенная лоно сердечной доброты, преданности, дружбы, искренности Чиполлино, его престарелого отцаЧиполлоне и их друзейпротивостоит низменному миру алчности принца Лимона, госпожа Помидора. В балете проницательно сталкиваются танцевальность и слабый лиризм, фантазия и грубая житейская проза. Но главным, определяющим является всепобеждающая жизнелюбие и искреннее веселье.
4) Музыкальная альбедо отрицательных героевбалета..
Вы слышали характеристику положительных героев. Но в сказке есть ещё надменный инфант Лимон, его прикрытие Лимончиков, страшный Помидор и полицейские, цена которых выполняют грибы-поганки. Музыка разоблачает их тупость, куцость и самодовольство.
Слушание.«Танец полицейских» и «Выход инфант Лимона».
- Какая бит-музыка вдоль характеру? (Стертые интонации принужденный марш-шествие).
Если вам заботливо читали сказку, то, несомненно, заметили ась писательский портретик сказочного владыки и его свиты включал своеобразную характеристику, которая не осталась незамеченной композитором.
«На окраине прибыл самолично князь С свитой Лимонов, Лимонишек и Лимончиков. Принц Лимон был одет в все желтое с головы задолго ног, конечно на желтой шапочке побрякивал у него чудесный колокольчик. У придворных Лимонов колокольчики были серебряными, конечно у берсальер Лимончиков – бронзовые. Все эти колокольчики звенели, не переставая, примерно сказать ась получалась великолепная музыка».
- Закройте глаза и представьте эту хрустальную музыку.
5) Образный программа аристократического общества в музыке балета.
Мы говорили о двух образных сферах балета. Но есть ещё некий экспрессивный план. Он связан с характеристикой графа Вишенки и его окружения. Перед зрителями подобно бы оживают типичные представители аристократического мира.
Слушание Танец Вишенок.
6) Музыкальная альбедо народного гулянья.
Послушайте ещё один музыкальную характеристику.
Звучит тарантелла. Вопросы:
- Как вам думаете, эта бит-музыка характеризует одного героя неужто мульти людей? Действительно, музыкант рисует атмосферу народного гулянья.
- В какой-нибудь стране происходит влияние сказки? А в балете? Почему? Какой танец звучит?
- Представьте эту сцену и мысленно станьте её участниками. Чтобыукрасить музыку, исполните на бубне размеренный рисунок.
III.Итог урока.
- Какпомогает бит-музыка увидеть героев балета и события, которые происходят на сцене?
- Что стало быть бы с жанром балета, кабы не было литературы?
Вывод делают сами ребята.
Файлы: Презентация3.ppt
Размер файла: 3079680 байт.