Автор конспекта:
Автор(ы): — И.Е.Масенко

Место работы, должность: — Учитель кубановедения МБОУ СОШ №39

Регион: — Краснодарский край

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Все целевые аудитории

Класс(ы): — Все классы

Предмет(ы): — Краеведение

Цель урока: —

1. Проанализировать с учащимися историю Краснодарского края, его уникальные особенности.

2. Развивать внимание, память, умение анализировать данные;

3. Воспитывать чувство патриотизма, уважительное отношение к изучению истории родного края.

Тип урока: — Комбинированный урок

Учащихся в классе (аудитории): — 20

Используемое оборудование: —

карта Краснодарского края, аудиозаписи Гимна Краснодарского края в исполнении Кубанского казачьего хора и песни «Ой, да на Кубани…», символика Краснодарского края, портрет главы администрации (губернатора), презентация «Краснодарскому краю – 75!»

Краткое описание: — Учитель читает отрывок стихотворения: «Мой милый край, Кубань моя пшеничная, Тебя в народе житницей зовут. Достойной будь, такого возвеличия, Приумножая честь свою и труд! Дорогие ребята! Сегодня у нас торжественный классный час. Мы на пороге большого юбилея. 13 сентября наш Краснодарский край отметит своё 75-летие. Мы постараемся пролистнуть страницы истории нашего края. Краю-75: помним, гордимся, наследуем! Нам есть что помнить, чем гордиться и что наследовать. Открывается дверь и в класс входит ученица в образе гостьи-внучки, бабушка которой по возрасту является ровесником Краснодарского края. Ура! Каникулы закончились, настал учёбы час! А в нашем крае солнечном подходит резонанс Моему краю-75, как моей бабушке – старушке, И громко говорю я Вам, как я горжусь, что есть у нас! Учитель: заходи к нам гостья дорогая! Поведай, с какой целью ты прибыла на наше мероприятие? …

Единый Всекубанский классный час «Краю-75: помним, гордимся, наследуем!»

Учитель кубановедения МБОУ СОШ №39 И.Е.Масенко

Цели и задачи Единого Всекубанского классного часа «Краю-75: помним, гордимся, наследуем!»:

1. Проанализировать с учащимися историю Краснодарского края, его уникальные особенности.

2.Развивать внимание, память, умение анализировать данные;

3.Воспитывать чувство патриотизма, уважительное отношение к изучению истории родного края.

Оборудование: карта Краснодарского края, аудиозаписи Гимна Краснодарского края в исполнении Кубанского казачьего хора и песни «Ой, да на Кубани…», символика Краснодарского края, портрет главы администрации (губернатора), презентация «Краснодарскому краю – 75!».

Ход мероприятия:

Учитель читает отрывок стихотворения:

«Мой милый край,

Кубань моя пшеничная,

Тебя в народе житницей зовут.

Достойной будь, такого возвеличия,

Приумножая честь свою и труд!

Дорогие ребята! Сегодня у нас торжественный классный час. Мы на пороге большого юбилея. 13 сентября наш Краснодарский край отметит своё 75-летие. Мы постараемся пролистнуть страницы истории нашего края.

Краю-75: помним, гордимся, наследуем! Нам есть что помнить, чем гордиться и что наследовать.

Открывается дверь и в класс входит ученица в образе гостьи-внучки, бабушка которой по возрасту является ровесником Краснодарского края.

Ура! Каникулы закончились, настал учёбы час!

А в нашем крае солнечном подходит резонанс

Моему краю-75, как моей бабушке – старушке,

И громко говорю я Вам, как я горжусь, что есть у нас!

Учитель: заходи к нам гостья дорогая! Поведай, с какой целью ты прибыла на наше мероприятие?

Ученица: Я пришла, чтобы рассказать о последних победах нашего благодатного края, рассказать о большом юбилее в моей семье.

Учитель: — А что за праздник у тебя в семье?

Внучка: Вы знаете, что 13 сентября нашему Краснодарскому краю исполнится 75 лет. Так вот и моя бабушка тоже родилась в этот же год, когда образовался Краснодарский край. Как вы думаете:75 лет – много это или мало? Для 75-летнего человека это уже весьма солидный возраст. А для края это очень и очень мало. Можно даже сказать, что наш край еще совсем юный. Может быть, поэтому он так быстро развивается и шагает в ногу со временем.

Единый Всекубанский классный час «Краю-75: помним, гордимся, наследуем!»

- У каждого человека есть свои отличительные особенности- дети, внуки, семьи. Так и у нашего края есть свои особенности. Как вы думаете: какие? Верно: символы.

— Какие символы нашего края Вы можете назвать? (Гимн, герб, флаг).

Единый Всекубанский классный час «Краю-75: помним, гордимся, наследуем!»

Ученица: А давайте ребята вы расскажите мне про символы, а я про мою семью, мою любимую бабушку, которой я так горжусь. Ребята рассказывают про символы Кубани:

Гимн «Ты Кубань, ты наша Родина…» написан полковым священником Константином Образцовым в годы Первой мировой войны, когда казаки в составе Русской армии находились на фронте. Гимн написан в форме письма родным, обращения к Родине, к Кубани. Слова гимна настолько вдохновили читателей, что люди переписывали и запоминали его слова. А позже на слова К.Образцова была написана музыка, и кубанский гимн был официально признан. А все ли помнят правила поведения при исполнении гимна? (При исполнении гимна нужно встать смирно, опустить руки, снять головные уборы, взгляд направить вперед, исполнять слова гимна громко, четко). Звучит гимн Краснодарского края.

Ученица: А что вы знаете о гербе Кубани?

Ученики отвечают: Герб Краснодарского края в основе имеет изображение исторического герба Кубанской области. В щите зубчатая стена с двумя такими же круглыми башнями с открытыми воротами и швами; над башней пернач между двух бунчуков с остриями на древках. В верхней части щита возникающий орёл, имеющий на груди кавказский крест. Щит увенчан древней державной короной, над которой возвышается российский штандарт с навершием в виде орла и буквами «РФ» в центре штандарта. Щит украшен дубовыми листьями, соединёнными лентой. За щитом накрест расположены четыре знамени, украшенных бахромой и с вензелями, окружёнными дубовыми и лавровыми ветвями. (Закон Краснодарского края «О символах Краснодарского края», принят 24 марта 1995 года Законодательным Собранием Краснодарского края).

Ученица: Как замечательно! Да вы всё знаете! А кто из вас может рассказать о флаге Кубани? Почему он трехцветный? Что символизируют цвета флага?

Ученики отвечают: Флаг представляет собой прямоугольное трехцветное полотнище из синей, красной и зеленой полосы. Синяя символизирует собой чистоту намерений и воды Краснодарского края, красная – память о воинской доблести и земли Кубани, зеленая – верность и леса Кубани. В центре флага расположен герб Краснодарского края, выполненный в одноцветном варианте — золотым цветом. Отношение ширины флага и его длины — 2:3. (Закон Краснодарского края «О символах Краснодарского края» принято 24 марта 1995 года ЗСК).

Ученица-внучка: А теперь можно я расскажу немного о моей бабушке, которая прожила нелёгкую жизнь и родилась ровно 75 лет назад в 1937 году, когда образовался наш край.

Ученица-внучка читает стих о своей бабушке:

Улица Шоссейная, невысокий дом.

Что это за женщина проживает в нём?

Вот она на грядке возится весь день,

с топором, лопатой работать ей не лень.

Наступает вечер – в кресле посидит,

отдохнув немного, что-то мастерит.

А наступит утро — в работе вся опять,

А ведь этой бабушке исполнилось 75.

Улица Шоссейная, невысокий дом.

Екатерина Крамаренко проживает в нём.

Учитель: спасибо внучка! А давай теперь мы тебе зададим вопросы.

Работа с картой.

Единый Всекубанский классный час «Краю-75: помним, гордимся, наследуем!»

Ребята! Перед вами карта Краснодарского края. Давайте дружно охарактеризуем его географическое расположение. Ведь Вы все любите путешествовать, так давайте заглянем на карту. Краснодарский край входит в состав России, а 45-я параллель делит край почти пополам. С ним граничат Ростовская область, Ставропольский край, Республика Адыгея и Абхазия. Краснодарский край омывается на северо-западе Азовским и Черным морями. Длина морских границ 740 км, сухопутных 800км. Наибольшая протяженность края с севера на юг 375 км, с запада на восток 410км. Самые крайние точки: на севере- хутор Молчановка, хутор Крутоярский; на востоке – хутор Зеленчук Мостовой; на юге – село Веселое; на западе мыс Тузла и посёлок Чушка. Территория края около 76 тыс.км.кв., в крае проживает более 5 млн. человек. По размерам край больше Воронежской, Ивановской, Курской областей, вместе взятых. Территория края сложилась из части территорий, занимаемых до революции Кубанской и Черноморской губернией. На 3 Чрезвычайном съезде советов 30 мая 1918 года было принято решение о слиянии Кубанской и Черноморской областей. Постановлением ЦИК СССР от 13сентября 1937г. Азово-Черноморский край был разделен на Краснодарский край и Ростовскую область. В состав края вошло 14 городов, 71 район и Адыгейская автономная область. Численность населения составляла 3 миллиона человек. Более чем на 1300 предприятиях работало 94000 рабочих. В 2433 колхозах было объединено 98,7 крестьянских хозяйств. Сейчас в состав края входит 38 муниципальных образований (стенд «Символика муниципальных образований Краснодарского края»).

Ученик1

Кубань – земля такая: От хлеба золотая
Степная сторона. Гостей она встречает,
И песни запевает, И душу открывает
Прозрачную до дна. Казачка огневая,
Красива, молода, Кубань – земля такая:
Однажды приласкает – Полюбишь навсегда.

Единый Всекубанский классный час «Краю-75: помним, гордимся, наследуем!»

Учитель: Ребята! Вы все знаете, что уже много лет наш край возглавляет губернатор А.Н.Ткачев, который своими делами, активностью завоевал доверие кубанцев. Наш край уникален: в нем есть бескрайние степи, черноземные поля, чистые горные реки, высокие горы, зеленые леса, и даже два моря – Черное и Азовское.

Внучка: Гости дорогие! Как хорошо жить в крае, где царит мир и покой! А ведь вы знаете, сколько пришлось пережить нашим дедам и прадедам в годы войны в 1942-1943 годах. Вот я хочу Вам рассказать историю о моей бабушке, которая прошла через все эти испытания.

Единый Всекубанский классный час «Краю-75: помним, гордимся, наследуем!»

Моя бабуля Крамаренко Екатерина Ивановна ровесница нашего края, родилась в феврале 1937 года. Её родители были трудягами. Их видели рано утром и поздно вечером. Своей лаской они детей не баловали, воспитывали в строгости и трудолюбии»- вспоминает бабушка Катя. А вскоре началась война. Отец Кати ушёл на фронт не сразу. Ему было отказано, так как были проблемы со здоровьем. Но в августе месяце ушёл на фронт и он. Воевал в звании младшего сержанта, был командиром отделения партизанского отряда «Шторм» в Симферополе. За годы войны был и связистом, и пулемётчиком, и разведчиком. Имеет правительственные награды: медаль «Партизану Отечественной войны» 2 степени (1946г.), медаль «За оборону Кавказа» (1944г.), юбилейная медаль «60 лет Вооружённых сил СССР» (1979г.). Наступала зима 43 года. Землю сковали первые морозы. Однажды по хутору пронеслась тревожная весть. Жителей предупредили о готовящемся наступлении немцев. Было приказано всем копать окопы для укрытия и прятаться в них во время наступления. Земля была мёрзлая, поэтому мать моей бабушки выбрала для укрытия маленький погребок, в котором хранили свёклу. Она вместе с детьми выбрала из ямы всю свёклу, которую заготовили на зиму, засыпали дно ямы соломой. Кате в то время шёл уже шестой год, и она трудилась вместе со старшими детьми. К вечеру почти всё было готово. Началось наступление, то тут, то там разрывались снаряды танков. В погребок тащить подушки и одеяла приходилось на коленях, чтобы не попасть под обстрел. По хутору мчались танки, на которых сидели немцы и стреляли из оружия. Трассирующе пули свистели и искрились в темноте. Наконец все укрылись в погребе, накрыв его сверху. В яме было очень тесно. Бабушка Катя вспоминает: «Не пойму, как мы там все поместились. Наутро семья вернулась в дом, но его заняли немцы. Матери с детьми разрешили занять одну комнату. Уживаться с врагами было очень трудно. Стоило матери приготовить еду для детей, как тут же приходили немцы всё забирали и съедали, а дети оставались голодными. Мать злилась. Однажды она сварила из сушёных яблок компот. А так как знала, что он детям всё равно не достанется, что-то в него подсыпала. В ту ночь мало кто из немцев спал. У всех свело живот, получилось расстройство желудка. Они ходили согнувшись, стонали от боли. Вся семья жили в страхе. Вдруг немцы догадаются о причине их болезни, тогда всех ждал расстрел. Но, слава богу, всё обошлось. Больше компот немцы не пили, но зато забрали все сухофрукты и ели их в сыром виде. Только в марте месяце хутор был освобождён от фашистов. Это был 1943 год. А через 2 года наступит мирное время и восьмилетняя Катя пойдёт в первый класс. 1945 год выдался засушливым, в полях мало что выросло. Наступила голодовка. Пока все работали в полях, маленькая Катя весь день копала земляные орешки, чтобы вечером мать могла их сварить и накормить семью. Пришло время идти в 1 класс. Во время войны школа была разрушена. Под школу отвели дом сосланного кулака Калюжного. В школе было только три класса. Чтобы учиться дальше, надо было ходить в станицу Петровскую.

Единый Всекубанский классный час «Краю-75: помним, гордимся, наследуем!»

После окончания 3 класса родители не хотели пускать Катю в школу, так как до школы надо было идти пешком 8 км. Её взяла к себе тётка, чтобы присматривать за домом пока та на работе. Но у Кати было сильное желание учиться грамоте, она просила родителей отпустить её в школу. И ей разрешили учиться дальше. Окончив в 1953 году 7 классов, Катя решила воплотить в жизнь свою мечту. Она мечтала стать фельдшером. По окончании школы, вместе с подругой, она отправляется в г.Краснодар для поступления в техникум.

Единый Всекубанский классный час «Краю-75: помним, гордимся, наследуем!»

В тот год на 170 мест поступающих было 460 человек. Экзамен по русскому языку сдала успешно, а вот математику провалила. Вернувшись в родной хутор, пошла работать на виноградники, где работала её мать. Там проработала разнорабочей 2 года. Затем работала на птичнике, выращивала гусей для колхоза.

Единый Всекубанский классный час «Краю-75: помним, гордимся, наследуем!»

Трудовая жизнь. В 1956 году Катерину пригласили работать дояркой на МТФ. Ферма находилась далеко от дома, в плавнях на Берестоватой гряде. Доярки уезжали на полтора месяца, жили там и работали. Рабочий день начинался в 4 утра. На каждую доярку отводилось 12 коров, которых нужно было вручную подоить, а затем покормить и почистить. Доили 3 раза в день. После вечерней дойки ехали заготавливать сено. И так изо дня в день. Работа была не из лёгких. Раз в полтора месяца давался 1 выходной день.

Единый Всекубанский классный час «Краю-75: помним, гордимся, наследуем!»

Оплаты труда в то время не было. Работали за трудодни.

А узнала Екатерина, что в ст.Тимашевской дояркам зарплату платят. Собралась и поехала работать в ст.Тимашевскую. Потому как девушка была на выданье, и хотелось на приданое заработать. И в 1958 году продолжает свой трудовой путь дояркой уже в ст.Тимашевской. На заработанные деньги Катерина приобрела дамскую сумочку, смогла купить отрез на платье и постельный комплект для матери. Для неё это была большая радость. Обозлился на неё отец. Что, якобы, он семью прокормить не может, раз она на заработки поехала, и велел ей возвращаться назад домой. Вернулась Екатерина, стала работать дояркой в колхозе, а через время вышла замуж. Избранником её стал Крамаренко Иван Николаевич. А произошло это в 1959году. И свадьбу сыграли, и приданое справили, как и у всех: сундук, да кровать с подушками. Молодые Родители жениха и невесты сложились и купили молодым небольшой старенький дом. Стала молодая семья хозяйством обзаводиться. А вскоре и дети пошли: в 1960г. родилась–Оля, в 1961г. –на свет появилась Лена, а в 1963г. –Таня. В 1973г. семья Крамаренко пополнилась ещё одним человеком- родилась Валя. В маленьком доме было уже тесновато, поэтому решили приобрести дом побольше. В 1974 году они купили другой дом на этом же хуторе и переехали на новое место, где бабушка Катя проживает и по сей день. Много имеет она благодарности за свой труд (занесено в трудовую книжку), награждена значком «Победитель социалистического соревнования», получила звание «Ударник коммунистического труда».

Единый Всекубанский классный час «Краю-75: помним, гордимся, наследуем!»

В 1998г умер её муж, и вот уже 14 лет она живёт одна. В настоящее время она имеет 10 внуков и 5 правнуков. Держит небольшое хозяйство. Имеет приусадебный участок. Общается с детьми и внуками, правнуками. Разделяет их интересы, помогает внукам мастерить поделки. А по большим праздникам дружная семья собирается вместе за одним столом. Слышны смех, шутки, шумное обсуждение последних новостей. Все её очень любят. А зимними вечерами она садится за свою швейную машинку и начинает что-нибудь мастерить. В 2012 году бабушка Катя отметила своё 75летие. Дай бог ей здоровья и энергии ещё на долгие годы! Вот такая бабушка Катя живёт на ул. Шоссейной — мать, труженица и просто женщина.

Учитель: спасибо гостья за такой интересный рассказ о твоей бабушке, которая пережила и войну и победу. Ребята, а поднимите руки, у кого имеются ещё интересные истории о бабушках и дедушках, которые воевали на фронте, помогали на фронте?

Ребята, давайте-ка назовём известных нам деятелей Кубани. Ведь без труда этих замечательных людей многое было не изведано, не открыто.

Михаил Иванович Хаджинов (растениевод, генетик, занимался выведением новых сортов кукурузы).

Василий Степанович Пустовойт (создал, сорта подсолнечника, пшеницы, ржи, проса и кукурузы, отличающиеся высоким качеством).

Павел Пантелеймонович Лукьяненко (Кубанский селекционер, создавший морозоустойчивые и высокоурожайные сорта пшеницы).

И много других имён, связанных с музыкой, поэзией, архитектурой и наукой. Совсем недавно закончились Олимпийские игры в Лондоне, где сборная России заняла четвёртое место и выступила очень достойно! А совсем скоро, уже через два года, этот праздник спорта пройдёт у нас в крае. В Сочи состоятся зимние олимпийские игры 2014г. К тому времени вы станете совсем уже взрослыми и сможете помочь в их организации, выступить в роли волонтёров. В 2014 году наш край будет принимать гостей со всех сторон земного шара, ведь в Сочи состоится зимняя Олимпиада. Возможно, кому-то из вас повезет, и вы сможете своими глазами увидеть соревнования лучших спортсменов мира. Дети! Вы слышали из уст нашей гостьи, сколько всего умеет мастерить её дорогая бабушка. А знаете ли вы, что в нашем крае живут мастеровые-умельцы, которые и вышивкой удивят и в спорте победят!!! Мы храним традиции и приумножаем славу». Славится Кубань и своей культурой. Давайте послушаем песню в исполнении Кубанского казачьего хора под руководством В.Захарченко (звучит аудиозапись).

2 ученик. Кубань, моя родная сторона,

Единый Всекубанский классный час «Краю-75: помним, гордимся, наследуем!»

К тебе тянусь я сердцем неизменно,
Да будет прошлое твое нетленно,
В трудах своих, о, будь благословенна,
Кубань, моя родная сторона, –
Пусть новые взрастают семена-
И вечно житница твоя полна!

3 ученик.

Вы все о Кавказе, конечно слыхали,

Только не все на Кавказе бывали.

Шумит не смолкая таинственный лес.

Здесь старые горы до самых небес.

Сырые ущелья да камни-громады.

Здесь жемчуг бросают со скал водопады.

Учитель: Дорогие ребята, пройдет еще совсем немного лет и вы уже не игрой, а делом будете принимать участие в жизни нашей Кубани, нашего района. Я верю, что каждый из вас принесет пользу нашей Родине. А сейчас вам нужно хорошо учиться, изучать историю Кубани, заниматься спортом, культурой.

Вот и подошло к концу наше занятие. Сегодня мы поговорили и объединили две истории: историю Краснодарского края и историю нашей ученицы, которая живёт в семье, где чтят и уважают традиции кубанской семьи.

Ты был на Кубани? А ты побывай!

Отличные люди, прославленный край!!!

___________________________________________

** Скачать презентацию к уроку **

Файлы: Пейзаж в творчестве мар. художников.ppt
Размер файла: 4978176 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология