Автор конспекта:
Автор(ы): — Санникова М. Г.

Место работы, должность: —

Челябинск, МБОУ гимназия №1, учитель русского языка и литературы

Регион: — Челябинская область

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — среднее (полное) общее образование

Класс(ы): — 9 класс
Класс(ы): — 10 класс
Класс(ы): — 11 класс

Предмет(ы): — Литература

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — дидактический материал

Краткое описание ресурса: —

Цель ЕГЭ по литературе — выявление уровня образовательных достижений выпускников средней школы для итоговой аттестации и отбора в высшие и средние специальные учебные заведения. В рамках ЕГЭ выявляется уровень овладения выпускниками приемами анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого, умениями сопоставлять различные произведения, находить аналогии в творчестве разных писателей, выявлять историко-культурный контекст, а также создавать письменное высказывание на литературную тему. Кроме того, выборочно проверяется сформированность общего представления об историко-литературном процессе, понимание содержания изученных произведений, знание основных теоретико-литературных понятий.

Цель ЕГЭ по литературе — выявление уровня образовательных достижений выпускников средней школы для итоговой аттестации и отбора в высшие и средние специальные учебные заведения. В рамках ЕГЭ выявляется уровень овладения выпускниками приемами анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого, умениями сопоставлять различные произведения, находить аналогии в творчестве разных писателей, выявлять историко-культурный контекст, а также создавать письменное высказывание на литературную тему. Кроме того, выборочно проверяется сформированность общего представления об историко-литературном процессе, понимание содержания изученных произведений, знание основных теоретико-литературных понятий.

В течение последних лет экзаменационная модель ЕГЭ по литературе существенно изменялась. Отсутствуют задания части А (тесты). Задания части В – задания с кратким ответом – направлены на осмысление художественных особенностей произведения: изобразительно-выразительных средств языка (эпитет, метафора, сравнение и т. п.), приемов раскрытия характеров и внутреннего мира героев (портрет, пейзаж, деталь и др.); различных форм выражения авторской особенностей строения текста (повтор, интонация, инверсия и их смысл), а также на осмысление типологии героев и особенностей литературногонаправления, в русле которых создавались произведения. В них проверяется и умение определять основные элементы содержания и художественной структуры изученных произведений (жанр, композиция, тематика, герои, события, различные средства художественной изобразительности, приемы раскрытия авторской позиции и т.п.).

Задания части С делятся на развернутые ответы небольшого объема и задания, требующего написания развернутого высказывания на литературную тему проблемного характера. Мини-сочинения предполагают выход в широкий литературный контекст и опору на внутрипредметные связи, что помогает обеспечить дополнительный охват содержания проверяемого литературного материала. Последнее задание части С (развернутый ответ) относится, несомненно, к заданиям высокого уровня сложности, так как проблемные вопросы стимулируют самостоятельную мысль учащихся. Выпускник должен изложить свою версию решения предлагаемой проблемы, высказать свою точку зрения на мотивы поведения или истоки характера героя, на отношения между персонажами, выявляя авторскую позицию. Экзаменуемый должен обосновать свои суждения, опираясь на содержание произведения, обратиться к различным элементам его художественной формы.

Таким образом, данная экзаменационная модель включает в себя как базовую часть (задания с кратким ответом), так и материал повышенного и высокого уровня сложности (задания, требующие развернутого ответа на предложенный вопрос).

Большая часть учеников успешно выполняет задания на выявление родо-жанровых особенностей эпического произведения, его принадлежности к определенному литературному течению и направлению, определению тематики произведения, композиционных особенностей стихотворения, характеристику лирического героя. Хуже учащиеся справляются с заданиями по определению места и роли эпизода в эпическом произведении (или сцены в драматическом произведении)

Недостаточно высоким остается выполнение заданий части С. Главными причинами низкого уровня выполнения данных заданий являются следующие факторы:

Многие художественные произведения не прочитаны полностью, что приводит к поверхностным суждениям, недостаточному привлечению текста для доказательства своих мыслей.

Ученики не умеют четко, конкретно отвечать на поставленный вопрос, логически выстраивать систему доказательств (отсюда многочисленные повторы, отступление от темы, многословие).

Учащиеся часто не соотносят форму и содержание произведения.

Рекомендации по подготовке

Кодификатор элементов содержания по литературе для составления контрольных измерительных материалов составлен на основе государственного стандарта общего и среднего (полного) образования, утвержденного приказом Минобразования России от 5 марта 2004 года. №1089.

При подготовке к экзамену следует выделить основные темы для повторения как на уроке литературы, так и на дополнительных занятиях по подготовке к экзамену в виде ЕГЭ. На уроке литературы можно отрабатывать вопросы, связанные с авторской позицией, элементами композиции, образом автора, соотношением персонажа, типа, героя. Уместным будет включать в уроки литературы и вопросы о «вечных» темах, мотивах, образах в художественной литературе.

Тема «героя нашего времени».

Кто такой герой нашего времени?

Что вкладывается в понятие «герой»

Чацкий как «герой нашего времени»

Евгений Онегин как «как герой нашего времени»

Печорин как «как герой нашего времени»

Чичиков как «как герой нашего времени»

Обломов и Штольц как «как герои нашего времени» и т. д.

Тема «маленького человека» в русской классике.

Смысл выражения «маленький человек».

«Маленький человек» — жертва или частица общего?

Пушкин «Станционный смотритель», «Медный всадник»

Гоголь «Шинель»

Достоевский «Преступление и наказание»

Тема «Лишнего человека»

Развитие понятия «лишний человек»

«Дневник лишнего человека» Тургенева

Кто лишний в произведении «Горе от ума»?

Можно ли назвать Печорина «лишним человеком»?

Обломов — закономерность или исключение в теме лишнего человека?

Найдите в прозе Чехова продолжение темы «лишний человек»

Тема дома и семьи в русской литературе.

Герой, лишенный Дома… (Роман Лермонтова «Герой нашего времени)

В чем необычность художественного исследования образа Дома в «Мертвых душах» Гоголя?

Потеря Дома как истоки трагедий героев в романе «Преступление и наказание»

Дом и бездомье в литературе ХХ века

Тема отцов и детей

Тема воспитания недоросля и т. п.

Естественно, существует ряд тем, которые необходимо повторить на дополнительных занятиях. Это литературные жанры, литературные направления, изобразительно-выразительные средства, особенно стихотворные размеры. Для отработки этих понятий создана система практических работ, содержащая и теоретический, и практический материал (например, практическое занятие по темам «Эпитет», «Метафора», «Градация»).

Практическое занятие.

Эпитет.

Упражнение №1.

Укажите роль и значение эпитетов.

А волны моря с печальным ревом о камень бились. (М.Горький)

Между тучами и морем гордо реет буревестник. (М.Г.)

Мороз-воевода дозором обходит владенья свои. (Н.)

В желтой глуши на шипы изощренные дикие вьются шмели…(Вч. Иванов)

И в тверди пламенной и чистой

Лениво тают облака. (Тютч.)

Упражнение №2.

Укажите эпитеты и определите их стилистическую функцию.

Часов однообразный бой, томительная ночи повесть! (Тютч.)

К ним, если приедет какой-нибудь гусь-помещик, то так и вали, медведь, прямо в гостиную. (Г.)

На берег большими шагами он прямо и смело идет, соратников громко он кличет и маршалов грозно зовет. (Л.)

Словно сам охваченный дремой старик-океан будто притих. (Станюкович)

Его особенно смутили детские гневные слова Ольги. (М.Г.)

Петроград жил в эти январские ночи напряженно, взволнованно, бешено. (А.Т.)

Твое сердце болит безотрадное… (Ал. Т.)

Упражнение №3.

Вставьте подходящие, по вашему мнению, эпитеты.

Молю святое провиденье:

Оставь мне (тягостные) дни,

Но дай (железное) терпенье

Но сердце мне окамени…

(Н. Языков)

Над морем (полная) луна

На пепле (сизом) небосклона,

И с (преисполненного) лона

Катится (сонная) волна.

(Вч. Иванов)

Как грустны (сумрачные) дни

(Беззвучной) осени и хладной!

Какой истомой (безотрадной)

К нам в душу просятся они.

(А. Фет.)

Упражнение №4

Распредели эпитеты, относящиеся к слову «луна», в зависимости от романтического или реалистического контекста.

Луна

Бледная, голубая, серебряная, зеркальная, лимонная, томная, таинственная, огромная, прозрачная, загадочная

Подбери цветовые эпитеты для описания зловещейлуны, для описания небапри заходе солнца, для описания бушующего моря.

Расшифруй словосочетания.

Бархатная трава

Бархатное небо

Бархатный снег

Бархатные ресницы

Бархатные глаза

Бархатный песок

Бархатная ночь

Нарисуй картину.

Овеян ласковым закатом…

Упражнение №5.

Прочитайте отрывок из рассказа И.Бунина. Определите роль цветовых эпитетов.

Солнце нынче опускалось в слепящее золото. Океан все штилем. Всюду вокруг нас, по матово-стальным медленно перекатывающимся волнам, тоже текло, переливалось, блистало золото. Мы поднялись с верхней палубы еще выше на мостик. Океан за эти мгновения стал уже весь млечно-стальной с голубым налетом. И по этой безграничной млечности пошли от заката (ставшего менее слепящим, оранжево-желтым) оранжевые глянцы, меж тем как небо на восток стало гелиотроповым, а вдоль бортов медленно изгибалась, как лилово-синие удавы, мертвая волна. Мы поспешили на самую высшую точку, на капитанскую рубку: солнце успело скрыться, восточное небо стало фиолетовым, а западное позеленело и пошло по зеленому огненно-оранжевыми полосами, а над ним же в бездонной глубине, ткани облаков, легчайшие, как дамасский газ, окрасились в нежно- малиновый цвет. А через мгновение все опять изменилось: восточный небосклон стал сине-лиловым, море под ним – густо-фиолетовое. И все огромней разгорались полосы на небосклоне закатном. Когда же, с быстро набегающим вечером, превратилось в фиолетовое и западное море, эти полосы раскалились, как темно-рдяное железо в горне.

При повторении литературных направлений и течений следует активно включать произведения, принадлежащие к этим направлениям (романтизм — Жуковский «Море», «Светлана», Лермонтов «Мцыри», классицизм – Фонвизин «Недоросль»; особо следует обратить внимание на «Горе от ума» Грибоедова, где переплетаются черты классицизма, реализма, сентиментализма).

В теоретической части указаны различные литературные направления и течения, в том числе и сентиментализм, а произведения, представляющего это направление, нет. Следовательно, можно предположить, что задание, связанное с этим направлением будет содержать какое-то сопоставление или противопоставление (классицизм-сентиментализм, элементы сентиментализма и др.).

Надо обязательно соотнести сведения по теории и истории литературы с содержательной частью, т.е. изучаемыми произведениями. Например, в теоретической части указана такая тема, как «Фольклор. Жанры фольклора», а произведений устного народного творчества в кодификаторе нет. Следовательно, необходимо обратить внимание на произведения, которые продолжают традиции устного народного творчества. Это «Слово о Полку Игореве», баллада Жуковского «Светлана», «Песнь про …купца Калашникова» Лермонтова, стихотворения Есенина. Значит, и задания, проверяющие знания учеников должны быть соответствующие.

Следует также повторить произведения, изучаемые до 10 класса, т.к. именно эти произведения чаще всего воспринимаются учащимися на «детском» уровне. Это «Капитанская дочка» Пушкина (некоторые темы данного произведения можно повторить при изучении «Тихого Дона» Шолохова), поэма Пушкина «Медный всадник», поэмы Лермонтова «Песня про … купца Калашникова», «Мцыри», пьеса «Ревизор», рассказ «Хамелеон» Чехова, поэма «Василий Теркин», рассказ «Матренин двор» и др.

Особое внимание следует уделять проблеме формирования у учащихся навыка «контекстного» рассмотрения литературных явлений с привлечением внутрипредметных связей (умения сопоставлять литературные факты, проводить аналогии, литературные параллели). Чаще надо включать задания, требующие навыка сопоставления. Это сравнительный анализ стихотворений, эпизодов, героев.

Ф.Тютчев. Осенний вечер.

А.Фет. Осень.

Ф.Тютчев. Она сидела на полу.

Н.Некрасов. Горящие письма.

А.С.Пушкин. Воспоминание.

Ф.Тютчев. Святая ночь на небосклон взошла…

К. Бальмонт. Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце…

Вл. Ходасевич. Я угасну, я угасну….

М.Цветаева. Я счастлива жить образцово и просто…

А.Ахматова Я научилась просто, мудро жить…

А.С.Пушкин. Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы.

Ф.Тютчев. Бессонница.

А.С.Пушкин. К морю.

Ф.Тютчев Как хорошо ты, о море ночное!..

А.С. Пушкин Я помню чудное мгновенье…

Ф.Тютчев Я встретил вас – и все былое…

М.Ю.Лермонтов Небо и звезды.

Ф.Тютчев Душа хотела б быть звездой…

Н. Некрасов. Тяжелый крест достался ей на долю…

Ф.Тютчев Не говори: меня он, как и прежде, любит…

А.Фет Фонтан.

Ф.Тютчев. Фонтан.

В.Брюсов Сумерки.

В.Маяковский Ночь.

С.Есенин Письмо матери.

А.Твардовский Памяти матери.

С.Есенин Не жалею, не зову, не плачу…

Н.В.Гоголь начало 6 главы «Мертвых душ»

И.Бунин Одиночество.

И.Бунин Сны Чанга.

М. Лермонтов Выхожу один я на дорогу…

А.Фет На стоге сена ночью южной…

Что входит в образ есенинской Руси? Кто из поэтов ближе всего к Есенину?

Как вы понимаете слова Тютчева «О, как убийственно мы любим»? В стихотворениях каких поэтов тема любви звучит также трагично?

Что такое «обломовщина»? Кого из героев русской литературы вы можете отнести к обломовскому типу?

Чем близки позиции Сатина и Луки? В каких произведениях русской литературы велись философские споры?

Самый счастливый и самый мучительный день Обломова?

На обобщающих уроках чаще давать задания, включающие материал на сопоставление:

составить таблицу;

подобрать цитаты;

написать тезисы;

подобрать произведения (чаще стихотворные тексты) созвучные по эмоциональному настрою, тематике;

сопоставить начало и конец произведения по первым и последним фразам

сопоставить монологи героев произведения и т. п.

Задание №1.

Составьте таблицу, отражающую основные особенности философской лирики А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Ф.И Тютчева, А.А.Фета, И.А.Бунина.

Данная таблица составлена учащимися 11 класса.

А.С.Пушкин

стремление к духовному;

раскрытие личного духовного опыта обретения истины;

от мучительных страстей к благодатному восприятию мира.

М.Ю.Лермонтов

безысходное одиночество;

вызов миру, Богу;

обретение гармонии лишь в мире природы.

Ф.И.Тютчев

связь вселенной, человека, мироздания;

душа человека между двумя гранями, двумя мирами;

стремление к гармонии и ощущение трагического разлада.

А.А.Фет

природа, человек, красота сливаются воедино;

трагичность (миг красоты уходит) и радость (можно почувствовать этот миг) бытия.

И.Бунин

быстротечность времени;

человек – часть мироздания.

Задание №2.

Сопоставьте первые и последние строки произведения М.А.Булгакова «Белая гвардия».

Велик был год и страшен год по Рождестве Христовом 1918, от начала же революции второй. Был он обилен летом солнцем, а зимою снегом, и особенно высоко в небе стояли две звезды: звезда пастушеская – вечерня Венера и красный, дрожащий Марс.

Но он не страшен. Все пройдет. Страдания, муки, кровь, голод и мор. Меч исчезнет, а вот звезды останутся, когда и тени наших тел и дел не останется на земле. Нет ни одного человека, который бы этого не знал. Почему же мы не хотим обратить свои взгляды на них? Почему?

Задание №3.

Проанализируйте первые строки произведения И.Бунина «Сны Чанга». Попробуйте определить главную тему данного рассказа.

Не все ли равно, про кого говорить? Заслуживает того каждый из живших на земле.

Вариантов творческих заданий может быть бесконечно много. Главное: при составлении этих заданий — научить ученика мыслить свободно, самостоятельно, уметь доказывать свои мысли, используя текст произведения, поэтому необходимо выполнять следующие рекомендации:

Регулярно проводить аудиторные сочинения на заданную тему, начиная с пятого класса.

Систематически включать в процесс обучения письменные задания небольшого объема, требующих точности мысли.

Проводить специальные уроки по обучению написания сочинениям (вступление, заключение, тезисно-доказательная часть, цитирование).

Анализировать сочинения, давать установку на переработку созданного текста.

Файлы: Евгений Онегин.pptx
Размер файла: 3383151 байт.

Рубрики: Литература Метки:
( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология