Автор конспекта:
Автор(ы): — Жуков Денис Иванович

Место работы, должность: — студент

Регион: — Новосибирская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 2 класс

Предмет(ы): — Окружающий мир

Цель урока: —

– Показать взаимосвязь живой и неживой природы.

– Помочь ребятам осознать, что всё в природе взаимосвязано, что природа существует и обходится без посторонней помощи сколько угодно долго.

– Показать важнейшую роль живых организмов на Земле.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Используемое оборудование: —

видеоматериал в виде слайд-шоу, либо с использованием интерактивной доски. Изображение дерева, стола, города, леса, живыми организмами разных профессий, плакат «Экологические системы» из комплекта «Наглядные материалы по окружающему миру для 2-го класса».

Краткое описание: — Этапы Ход урока Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы. 1 3 1 1 – Ребята, мы с вами закончили первую часть учебника, переходим ко второй. Какие темы разбирали в первой части? (Мы говорили о географических объектах.) – Внимательно пролистайте вторую часть, карты в конце и определите, чему она будет посвящена. (Мы считаем, что мы будем подробнее говорить о животных и растениях. Ещё по оглавлениям можно было догадаться, что будем рассматривать жителей разных частей света и материков…) – Лена с Мишей играли в предсказателей. Даются две ситуации. Нужно определить, как из первой возникла вторая, кто принимал участие в этом процессе? Ситуация № 1. На иллюстрации изображён город, на улицах которого много мусора, растения на клумбах завяли, собаки и кошки ходят голодными. На второй иллюстрации город тот же, только в нём чисто, красивые клумбы с цветами и довольные животные степенно гуляют по улицам. – Как произошло изменение? – Кто участвовал в этом процессе? – Какой вывод можно сделать? Дети совещаются и представляют свои версии. У доски выстраивается цепочка из представителей разных команд. Они демонстрируют то, что получилось. Главный вывод: за городом нужно ухаживать, чтобы поддержать порядок и вырастить растения и животных. Ситуация № 2. 1-й рисунок. День. Лес. От волков бежит заяц. Дятел стучит по стволу. На земле лежат ягоды, по ним ползают жуки. Лось щиплет листву. Белочка ест орехи. Стоит огромный пень, по нему ползают жуки. 2-й рисунок. День. Лес. Из травы выглядывают зайцы. У стаи волков маленькие волчата лежат сытые и довольные. На земле нет ягод. В том месте, где лось щипал листву, появились новые побеги. На дереве белка в дупле что-то прячет. Пень развалился. – Как произошли эти изменения? – Кто участвовал в этом процессе? – Какой вывод можно сделать? Дети совещаются. – В данных процессах участвовали растения и животные. Главный вывод: все изменения происходили без участия человека. – Почему же во второй ситуации не требуется участия человека, а в первой требуется? Какой вопрос у вас возникает? (Кто же в лесу помогает животным и растениям?) – Чему будет посвящён наш урок? (Нам кажется, что сегодня на уроке мы будем говорить о том, как в лесу животные и растения поддерживают порядок.) – Какие профессии людей помогают в городе поддерживать порядок? (Дворники, садовники…) – Если у людей существуют профессии, какой вопрос может возникнуть? (Нет ли «профессий» у животных и растений?) – Какие вопросы вынесем для общего наблюдения и обсуждения? 1. Как в лесу животные и растения поддерживают порядок? 2. Нет ли «профессий» у животных и растений? 3. Постоянно ли в лесу происходят описанные процессы, систематически или от случая к случаю? – Что мы сейчас делали? (Составляли план, планировали свою деятельность.) – Какие умения формировали? Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов; 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. ΙΙ. Совместное открытие знаний. 1 2 3 4 3 – Чтобы ответить на вопросы, сначала поиграем в лото. (Другой вариант: выполнение задания по серии рисунков внизу на с. 4: дуб, гусеница, синица, ястреб.) – У каждой группы есть набор картинок, на которых изображены животные. Нужно определить, все ли животные на месте. Почему данные животные собраны вместе? Свои выводы проверяйте по карте «Евразия. Природные зоны. Животный мир» (с. 106–107 учебника). – К каким выводам вы пришли? (Мы нашли лишних животных и считаем, что эти животные собраны вместе потому, что они живут в одинаковых поясах.) – Какой вывод мы можем сделать? (У каждого животного есть своё место жительства.) – Они не похожи друг на друга, но в них есть что-то общее. Найдите эти черты. После этого педагог предлагает просмотр отрывка из фильма о том, как приспосабливаются животные к жизни в разных тепловых поясах. – Что вы узнали из фильма? (На севере животные белого или серого цвета, у них толстая шерсть. Это помогает им выжить в таких тяжёлых условиях.) – В умеренном поясе животные приспособились и к летнему периоду, и к зимнему. Одни меняют шёрстку, другие улетают в тёплые места, третьи научились впадать в спячку.) – В жарком поясе животные и растения приспособились к жизни и в пустыне, и в лесу, к засухе и к дождям.) – К какому выводу мы можем прийти? (Все животные приспособились к жизни в своём поясе, им там комфортно, и они не приспособлены к жизни в другом месте.) – Давайте теперь рассмотрим другие рисунки. Что объединяет данных животных и растения? Дети получают рисунки (или схемы) с изображением цепей питания, самых простых и известных детям. Например, трава заяц волк бактерии орехи белка рысь бактерии зерно мышь лиса бактерии – К какому выводу вы пришли? (Эти животные питаются так: заяц съедает траву, волк съедает зайца, сам волк погибает. Непонятно, зачем здесь бактерии?) Работа с плакатом. – Давайте посмотрим на плакат «Экологические системы» (из комплекта наглядных материалов для 2-го класса). – Кто изображён в каждой рамке? – Как связаны между собой обитатели экосистемы? – Почему в экосистеме не бывает ничего лишнего? (Другой вариант – таблички с перечислением названий.) 1-я группа: тополь, ландыш, земляника, орех, зерно, дуб, одуванчик. 2-я группа: заяц, белка, рысь, волк, медведь, тигр, орёл, пингвин, окунь. 3-я группа: мухи, дождевые черви, бактерии, грибы, жуки- короеды. Работа в учебнике. – Ребята, настала пора проверить свои выводы текстом учебника. Начинаем работу с учебником. Внимательно посмотрите и дайте более точные объяснения ваших выводов. (Мы узнали, что, оказывается, каждое растение и животное живёт в определённом месте. Это место его обитания. Все животные и растения приспособлены друг к другу и составляют экологическую систему. В экологической системе живая природа связана с неживой. Растения умеют из неживой природы брать всё необходимое для жизни. Только они умеют неорганические вещества превращать в органические. Растения выполняют роль «кормильцев» в экосистеме.) – А что нужно растениям для жизни? Вам может помочь с. 5 и с. 7. (Для роста им необходимы свет, воздух, вода, минеральные вещества и обязательно почва. Животные поедают растения или других животных. Органические вещества попадают из одного организма в другой. Они выполняют роль «едоков». Когда растения или животные умирают, их останками занимаются «мусорщики»: грибы, бактерии, некоторые насекомые. Мусорщики органические вещества превращают в минеральные. Этот процесс происходит в почве. Растения поглощают эти вещества, и круг замыкается.) – Молодцы. Сумели ли мы ответить на наши вопросы: 1. Как в лесу животные и растения поддерживают порядок? 2. Нет ли профессий у животных и растений? 3. Постоянно ли в лесу происходят описанные процессы, систематически или от случая к случаю? 4. Какую роль в экосистеме играют люди? 5. Как долго могут существовать экосистемы без участия человека? Ребята отвечают на первые три вопроса без затруднения. Последние вопросы (могут или) остаются без ответа. – Ребята, найдите ответ на последний вопрос, прочитав рубрику «Подведём итоги» на с. 9. (Экосистема существует как угодно долго без посторонней помощи.) – Во второй четверти мы с вами делали макет с изображением разных географических объектов. Полистайте учебник, как вы думаете, какой макет нам предстоит сделать в третьей четверти? – Да, все вы правы: наш проект будет посвящён разным экологическим системам. Ещё мы продолжаем путешествие по глобусу. – Что мы делали? – Какое умение формировали? Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. ΙΙΙ. Применение нового знания. Работа в учебнике. – Теперь каждый проверит себя. – Давайте ответим на последние вопросы на с. 4. Как связаны друг с другом эти животные и растения? – Подготовьте ответы на 1–2-й вопросы на с. 7. ΙV. Итог урока. – Что нового узнали? – Как узнали, что помогло? – Где пригодятся знания? – Кто из ребят больше всех помог в открытии знаний? – Как работал ты? 4 V. Домашнее задание. По усмотрению учителя. «Для любознательных» 1. Разнообразие мест обитания на поверхности нашей планеты не уступает разнообразию самих организмов. Так, для амурского тигра в уссурийской тайге это большой, протянувшийся на десятки километров участок леса, обычно имеющий выход к реке. Для гусеницы берёзового трубковёрта место обитания – ветка берёзы, на которой он живёт, или даже берёзовый лист. 2. В африканской саванне вместе живут стада разных копытных животных. Все они – травоядные. Как же они умудряются не мешать друг другу питаться? Оказывается, природа мудро предоставила каждому из них своё место (экологическую нишу). Жирафы едят листву деревьев, антилопы скусывают нежные верхушки высоких кустарников и трав, а зебры довольствуются жёсткой травой, оставшейся после антилоп. Если бы не было разделения мест питания, то многие животные погибли бы от голода. 3. В экологических системах бывают разные отношения между живыми организмами. Например, хищник и жертва. А если животные вступают во взаимовыгодное сотрудничество, то такие отношения называют симбиозом. Тип взаимоотношений организмов, когда один вид питается за счёт другого, угнетая его рост или размножение, называют паразитизмом. Например, на одной птице могут паразитировать десятки разнообразных организмов: грибы, клещи… В отличие от хищников, убивающих жертву, паразит не стремится окончательно погубить своего хозяина, ведь это грозит смертью и ему самому. Эту и другую интересную информацию ты можешь найти в «Энциклопедии для детей» издательства «Аванта плюс», том «Биология».

Ресурс для профильной школы: — Ресурс для профильной школы

Окружающий мир

Земля – наш общий дом.

Тема:Экологические системы.

Цели:

– Показать взаимосвязь живой и неживой природы.

– Помочь ребятам осознать, что всё в природе взаимосвязано, что природа существует и обходится без посторонней помощи сколько угодно долго.

– Показать важнейшую роль живых организмов на Земле.

Минимакс:к концу урока каждый ученик должен иметь представление об экосистеме, почве. Понятия: экосистема, почва.

Максимум:к концу урока ученики имеют четкое представление о ролях живых организмов.

Оборудование: видеоматериал в виде слайд-шоу, либо интерактивной доски. Изображением дерева, стола, города, леса, живыми организмами разных профессий, плакат «Экологические системы» из комплекта «Наглядные материалы по окружающему миру для 2-го класса».

Этапы

Ход урока

Формирование УУД

и технология оценивания учебных успехов

Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.

1 3 1 1

– Ребята, мы с вами закончили первую часть учебника, переходим ко второй. Какие темы разбирали в первой части? (Мы говорили о географических объектах.)

– Внимательно пролистайте вторую часть, карты в конце и определите, чему она будет посвящена. (Мы считаем, что мы будем подробнее говорить о животных и растениях. Ещё по оглавлениям можно было догадаться, что будем рассматривать жителей разных частей света и материков…)

– Лена с Мишей играли в предсказателей. Даются две ситуации. Нужно определить, как из первой возникла вторая, кто принимал участие в этом процессе?

Ситуация № 1.

На иллюстрации изображён город, на улицах которого много мусора, растения на клумбах завяли, собаки и кошки ходят голодными.

На второй иллюстрации город тот же, только в нём чисто, красивые клумбы с цветами и довольные животные степенно гуляют по улицам.

– Как произошло изменение?

– Кто участвовал в этом процессе?

– Какой вывод можно сделать?

Дети совещаются и представляют свои версии. У доски выстраивается цепочка из представителей разных команд. Они демонстрируют то, что получилось.

Главный вывод: за городом нужно ухаживать, чтобы поддержать порядок и вырастить растения и животных.

Ситуация № 2.

1-й рисунок. День. Лес. От волков бежит заяц. Дятел стучит по стволу. На земле лежат ягоды, по ним ползают жуки. Лось щиплет листву. Белочка ест орехи. Стоит огромный пень, по нему ползают жуки.

2-й рисунок. День. Лес. Из травы выглядывают зайцы. У стаи волков маленькие волчата лежат сытые и довольные. На земле нет ягод. В том месте, где лось щипал листву, появились новые побеги. На дереве белка в дупле что-то прячет. Пень развалился.

– Как произошли эти изменения?

– Кто участвовал в этом процессе?

– Какой вывод можно сделать?

Дети совещаются.

– В данных процессах участвовали растения и животные.

Главный вывод: все изменения происходили без участия человека.

– Почему же во второй ситуации не требуется участия человека, а в первой требуется? Какой вопрос у вас возникает? (Кто же в лесу помогает животным и растениям?)

– Чему будет посвящён наш урок? (Нам кажется, что сегодня на уроке мы будем говорить о том, как в лесу животные и растения поддерживают порядок.)

– Какие профессии людей помогают в городе поддерживать порядок? (Дворники, садовники…)

– Если у людей существуют профессии, какой вопрос может возникнуть? (Нет ли «профессий» у животных и растений?)

– Какие вопросы вынесем для общего наблюдения и обсуждения?

1. Как в лесу животные и растения поддерживают порядок?

2. Нет ли «профессий» у животных и растений?

3. Постоянно ли в лесу происходят описанные процессы, систематически или от случая к случаю?

– Что мы сейчас делали? (Составляли план, планировали свою деятельность.)

– Какие умения формировали?

Познавательные УУД

1.Развиваемумения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2.Представлять информацию в виде схемы.

3.Выявлять сущность, особенности объектов;

4.На основе анализа объектов делать выводы.

5.Обобщать и классифицировать по признакам.

6.Ориентироваться на развороте учебника.

7.Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

ΙΙ. Совместное открытие знаний.

1 2 3 4 3

– Чтобы ответить на вопросы, сначала поиграем в лото. (Другой вариант: выполнение задания по серии рисунков внизу на с. 4: дуб, гусеница, синица, ястреб.)

– У каждой группы есть набор картинок, на которых изображены животные. Нужно определить, все ли животные на месте. Почему данные животные собраны вместе? Свои выводы проверяйте по карте «Евразия. Природные зоны. Животный мир» (с. 106–107 учебника).

– К каким выводам вы пришли? (Мы нашли лишних животных и считаем, что эти животные собраны вместе потому, что они живут в одинаковых поясах.)

– Какой вывод мы можем сделать? (У каждого животного есть своё место жительства.)

– Они не похожи друг на друга, но в них есть что-то общее. Найдите эти черты.

После этого педагог предлагает просмотр отрывка из фильма о том, как приспосабливаются животные к жизни в разных тепловых поясах.

– Что вы узнали из фильма? (На севере животные белого или серого цвета, у них толстая шерсть. Это помогает им выжить в таких тяжёлых условиях.)

– В умеренном поясе животные приспособились и к летнему периоду, и к зимнему. Одни меняют шёрстку, другие улетают в тёплые места, третьи научились впадать в спячку.)

– В жарком поясе животные и растения приспособились к жизни и в пустыне, и в лесу, к засухе и к дождям.)

– К какому выводу мы можем прийти? (Все животные приспособились к жизни в своём поясе, им там комфортно, и они не приспособлены к жизни в другом месте.)

– Давайте теперь рассмотрим другие рисунки. Что объединяет данных животных и растения?

Дети получают рисунки (или схемы) с изображением цепей питания, самых простых и известных детям. Например,

трава заяц волк бактерии

орехи белка рысь бактерии

зерно мышь лиса бактерии

– К какому выводу вы пришли? (Эти животные питаются так: заяц съедает траву, волк съедает зайца, сам волк погибает. Непонятно, зачем здесь бактерии?)

Работа с плакатом.

– Давайте посмотрим на плакат «Экологические системы» (из комплекта наглядных материалов для 2-го класса).

– Кто изображён в каждой рамке?

– Как связаны между собой обитатели экосистемы?

– Почему в экосистеме не бывает ничего лишнего?

(Другой вариант – таблички с перечислением названий.)

1-я группа: тополь, ландыш, земляника, орех, зерно, дуб, одуванчик.

2-я группа: заяц, белка, рысь, волк, медведь, тигр, орёл, пингвин, окунь.

3-я группа: мухи, дождевые черви, бактерии, грибы, жуки- короеды.

Работа в учебнике.

– Ребята, настала пора проверить свои выводы текстом учебника. Начинаем работу с учебником. Внимательно посмотрите и дайте более точные объяснения ваших выводов. (Мы узнали, что, оказывается, каждое растение и животное живёт в определённом месте. Это место его обитания.

Все животные и растения приспособлены друг к другу и составляют экологическую систему.

В экологической системе живая природа связана с неживой.

Растения умеют из неживой природы брать всё необходимое для жизни. Только они умеют неорганические вещества превращать в органические. Растения выполняют роль «кормильцев» в экосистеме.)

– А что нужно растениям для жизни? Вам может помочь с. 5 и с. 7. (Для роста им необходимы свет, воздух, вода, минеральные вещества и обязательно почва.

Животные поедают растения или других животных. Органические вещества попадают из одного организма в другой. Они выполняют роль «едоков».

Когда растения или животные умирают, их останками занимаются «мусорщики»: грибы, бактерии, некоторые насекомые. Мусорщики органические вещества превращают в минеральные. Этот процесс происходит в почве. Растения поглощают эти вещества, и круг замыкается.)

– Молодцы. Сумели ли мы ответить на наши вопросы:

1. Как в лесу животные и растения поддерживают порядок?

2. Нет ли профессий у животных и растений?

3. Постоянно ли в лесу происходят описанные процессы, систематически или от случая к случаю?

4. Какую роль в экосистеме играют люди?

5. Как долго могут существовать экосистемы без участия человека?

Ребята отвечают на первые три вопроса без затруднения. Последние вопросы (могут или) остаются без ответа.

– Ребята, найдите ответ на последний вопрос, прочитав рубрику «Подведём итоги» на с. 9. (Экосистема существует как угодно долго без посторонней помощи.)

– Во второй четверти мы с вами делали макет с изображением разных географических объектов. Полистайте учебник, как вы думаете, какой макет нам предстоит сделать в третьей четверти?

– Да, все вы правы: наш проект будет посвящён разным экологическим системам. Ещё мы продолжаем путешествие по глобусу.

– Что мы делали?

– Какое умение формировали?

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2.Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3.Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Личностные результаты

1.Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2.Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3.Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД

1.Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2.Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3.Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

ΙΙΙ. Применение нового знания.

Работа в учебнике.

– Теперь каждый проверит себя.

– Давайте ответим на последние вопросы на с. 4. Как связаны друг с другом эти животные и растения?

– Подготовьте ответы на 1–2-й вопросы на с. 7.

ΙV. Итог урока.

– Что нового узнали?

– Как узнали, что помогло?

– Где пригодятся знания?

– Кто из ребят больше всех помог в открытии знаний?

– Как работал ты? 4

V. Домашнее задание.

По усмотрению учителя.

«Для любознательных»

1. Разнообразие мест обитания на поверхности нашей планеты не уступает разнообразию самих организмов. Так, для амурского тигра в уссурийской тайге это большой, протянувшийся на десятки километров участок леса, обычно имеющий выход к реке. Для гусеницы берёзового трубковёрта место обитания – ветка берёзы, на которой он живёт, или даже берёзовый лист.

2. В африканской саванне вместе живут стада разных копытных животных. Все они – травоядные. Как же они умудряются не мешать друг другу питаться? Оказывается, природа мудро предоставила каждому из них своё место (экологическую нишу). Жирафы едят листву деревьев, антилопы скусывают нежные верхушки высоких кустарников и трав, а зебры довольствуются жёсткой травой, оставшейся после антилоп. Если бы не было разделения мест питания, то многие животные погибли бы от голода.

3. В экологических системах бывают разные отношения между живыми организмами. Например, хищник и жертва. А если животные вступают во взаимовыгодное сотрудничество, то такие отношения называют симбиозом. Тип взаимоотношений организмов, когда один вид питается за счёт другого, угнетая его рост или размножение, называют паразитизмом. Например, на одной птице могут паразитировать десятки разнообразных организмов: грибы, клещи… В отличие от хищников, убивающих жертву, паразит не стремится окончательно погубить своего хозяина, ведь это грозит смертью и ему самому.

Эту и другую интересную информацию ты можешь найти в «Энциклопедии для детей» издательства «Аванта плюс», том «Биология».

Файлы: органы чувств.zip
Размер файла: 2002495 байт.

Рубрики: Окружающий мир Метки:
( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология