Автор конспекта:
Автор(ы): — Туралиева Марта Габдуллаевна

Место работы, должность: — МОУ «Цветновская СОШ»

Регион: — Астраханская область

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — основное общее образование

Класс(ы): — 7 класс

Предмет(ы): — Биология
Предмет(ы): — Экология

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)

Тип ресурса: — конспект урока (занятия)

Краткое описание ресурса: — Виртуальная экскурсия"Экологические группы птиц"

Экологические группы птиц. Цели: 1. Обучающая: – дать понятие экологической группы птиц; – научить выделять признаки птиц той или иной экологической группы; – рассмотреть следующие экологические группы птиц (на местном материале): птицы леса, птицы открытых пространств, птицы водные и околоводных пространств. 2. Развивающая: – продолжить развитие внимания и умений работать самостоятельно. 3. Воспитывающая: – привлечь внимание к многообразию и красоте местной орнитофауны; – продолжить экологическое воспитание; – прививать интерес к исследованию живой природы. 4. Творческая: – создать обстановку реального путешествия, побуждающую к творческой деятельности, в которой каждый ученик будет чувствовать себя свободно и раскрепощенно. Оборудование: телевизор, магнитофон, видеомагнитофон; запись голосов птиц (в лесу – большой пестрый дятел, кукушка обыкновенная, сова ушастая; в степи – жаворонок полевой, воробей полевой, чеглок; на реке – лысуха, цапля серая); фонограмма мелодии к телепередаче «В мире животных»; видеозапись картин жизни животных (майский жук, лягушка озерная, жаба зеленая, жерлянка краснобрюхая, уж обыкновенный, ящерица прыткая, кузнечик, цветок сусака зонтичного с жуком-лисичкой, стрекоза (девушка), голубянка на цветке пижмы, большие прудовики, крестовик, плетущий паутину, скворец обыкновенный, цапля серая, крачка речная, трясогузка желтобрюхая, ходулочник, сорока, птенцы сороки в гнезде, ласточка деревенская, птенцы ласточки в гнезде, поющий ремез, зуек малый, чибисы, горлицы кольчатые, утка серая, лысуха, птенцы чомги малой, сова ушастая). Декорация: большой кусок коры на стене с прикрепленным на него чучелом дятла, изображение кукушки обыкновенной, прикрепленное к сучку дерева на стене. Лист ДВП (1 Ч 2 м) с наклеенной на него степной растительностью. В этой растительности изображения жаворонка и воробья полевого. На высоком сучке «в степи» – чеглок. Лист ДВП (1 Ч 1 м), в центре которого вырезано «окно» для экрана телевизора. На этом листе наклеены тростник, рогоз, камыш. Экипировка (для учителя и каждого учащегося): камуфляжная куртка, панама или кепка, блокнот на веревочке (чтобы можно было повесить на шею), таким же образом прикрепленный карандаш, бинокль; полевой дневник (в виде таблицы) по форме: № п/п Экологическая группа птиц Представители Особенности 1 Птицы леса 2 Птицы открытых пространств 3 Птицы водных угодий Ход урока 1. Организационный момент. Звучит фонограмма мелодии к телепередаче «В мире животных». В это же время показываются кадры, отснятые ребятами в ходе полевых практик (см. Оборудование). Учитель. Здравствуйте, дорогие друзья! На этом уроке мы отправляемся на экскурсию в мир родной природы. Я надеюсь на ваше доброе участие и тесное сотрудничество. Только в этом случае нам удастся пообщаться с дикой природой. Только что вы просмотрели кадры, снятые членами кружка «Живой Дом», который работает у нас в школе. Ребята отсняли их в ходе полевых практик. 2. Сообщение темы урока. Учитель. Как вы, наверное, догадались по фильму, тема нашего урока – «Птицы». Сегодня нам предстоит совершить путешествие в мир птиц нашего края и познакомиться с экологическими группами птиц. 3. Постановка задач урока. Учитель. В ходе этого путешествия мы познакомимся с многообразием птиц нашей малой родины, научимся находить приспособления к тем или иным местам обитания и делать заключение о принадлежности птиц к экологической группе. Вы спросите: для чего это нужно? Да хотя бы интереса ради. А представьте себе, что когда вы будете родителями и к вам подойдет ваш любознательный ребенок и спросит: «А где живет эта птица?» – стыдно будет не сказать. Мир птиц – это удивительный мир! Необычайно пестрый, громкий и звонкий. Но мы часто не замечаем вокруг себя этой красоты. А если приглядеться, прислушаться, то понимаешь: мир наш уникален, и во многом тому способствуют птицы. У любого исследователя должен быть полевой дневник. Что в нем писать, решает сам исследователь. У нас тоже будет полевой дневник – таблицы, которые есть у вас на столах. В них мы будем фиксировать особенности увиденных и услышанных птиц, связанные с их местообитанием. Итак, отправляемся в лес. Учитель и дети надевают камуфляжные куртки, панамы. Учитель вешает на плечо блокнот и карандаш, берет бинокль. 4. Работа по теме урока. ОСТАНОВКА «ЛЕС» Включается аудиозапись «В лесу». Учитель. Вот мы и в лесу. Но здесь мы не хозяева, мы – гости, и не должны забывать о своем поведении. Мы должны оставить после себя только хорошее мнение. Если мы будем вести себя тихо, лесные птицы откроют нам все свои тайны. Раздается дробь дятла. Учитель. Мне кажется, я слышал дятла! А вот и он. (Показывает на чучело.) У дятла клюв как долото, которым он выдалбливает из толщи древесины насекомых. Давайте внимательно рассмотрим эту небольшую птичку. По каким признакам мы можем догадаться, что дятел – это лесная птица? Рассуждения детей. Слышится крик дятла. Учитель. А это тревожный крик дятла. Наверное, мы его чем-то нечаянно напугали. Но мы пойдем дальше, и он успокоится. Включается фонограмма с голосами птиц, в том числе и кукушки. Учитель. Я думаю, что среди этого шумного хора садовых славок и соловьев вы узнали знакомую нам певунью, вернее, певца – ведь самки кукушки не кукуют (показывает на изображение кукушки). Рассмотрите кукушку. Есть что-то общее у нее с дятлом? Рассуждения детей о сходстве дятла и кукушки как лесных птиц. Включается фонограмма с пением ушастой совы. Учитель. А вот слышите – совсем необычная песня… Кто знает, кому она может принадлежать? (Предположения детей.) Так поет ушастая сова! Увидеть ее непросто, но присмотритесь вон к тому дереву – там и сидит наша красавица… (В это время показывается кадр с ушастой совой.) Теперь мы можем безошибочно сказать, что это птица леса. На основании каких признаков мы приходим к такому заключению? Рассуждения детей. Учитель. Давайте запишем наши наблюдения в полевой дневник, чтобы ничего не забыть. Дети делают записи. – Поскольку мы компания большая, то вольно или нет, но мы беспокоим лесных жителей, и мне кажется, настало время покинуть лес. ОСТАНОВКА «СТЕПЬ» Включается запись «В степи». Учитель. Перед нашим взором – открытые степные пространства. Это типичные ландшафты нашего района. На первый взгляд, это унылые безжизненные просторы. Но на самом деле это совсем не так. Давайте приоткроем завесу тайны и прислушаемся. Включается фонограмма с записью голоса жаворонка полевого. Учитель. Так поет жаворонок. Вряд ли мы сейчас его увидим. Он кружит где-то у нас над головами, высоко в небе, обозначая своей песней гнездовую территорию. Да и в траве его тоже вряд ли быстро разглядишь. Ведь жаворонок – птица открытых пространств, и у него уже другие особенности. Вон он спрятался в степной растительности (показывает на декорации). Давайте выделим характерные черты этой птицы. Рассуждения детей. Включается запись голоса воробья полевого. Учитель. Вы слышите это беспокойное цвиканье? Узнали? Это воробей полевой. У нас есть два вида воробьев: воробей домовый и воробей полевой. Вон он, этот маленький шалунишка (показывает на растительность). Постарайтесь найти общие черты с жаворонком. Рассуждения детей. Включается запись голоса чеглока. Учитель. Слышите это беспокойное «вон… вон…»? Так кричит чеглок. Наверное, мы подошли слишком близко к его гнездовой территории. Вот он немного успокоился и присел на сучок дерева. Давайте его рассмотрим и быстро покинем это место. (Рассматривают изображения.) – Конечно, на воробья или жаворонка он не похож, но все-таки есть черты, которые выдают его как птицу открытых пространств. Рассуждения детей. – Мы забыли сделать записи в своем полевом дневнике. Давайте их сделаем. ОСТАНОВКА «ВОДОЕМ» Включается запись «На реке». Учитель. Вот так, не замечая времени, мы дошли и до реки. На мой взгляд, птицы водных угодий – это самые необычайные птицы. Давайте немного пригнемся, чтобы нас не было видно из-за тростника и, практически не шевелясь, будем наблюдать. Вот первый и самый обычный обитатель – лысуха. Запись голоса лысухи. Учитель. Белая бляшка на голове дала ей такое название – она как будто лысая. Послушайте, какой тревожный у нее крик. Запомните: это лысуха. Давайте выделим черты приспособленности к обитанию в таких условиях. Рассуждения детей. Запись журчания ручья. Учитель. А вот глядите – птица как на ходулях. Ее и называют кулик-ходулочник. Это чрезвычайно редкая птица в России и тем более в нашей области. Конечно, на лысуху он не похож, но посмотрите, что выдает эту птицу, что говорит нам о том, что ходулочник – околоводная птица? Рассуждения детей. Учитель. А вот и еще один представитель Красной книги, обитающий у воды. Это серая цапля. Очень осторожная птица. Вы, наверное, сразу увидели у нее много общего с ходулочником. Рассуждения детей. Учитель. А вот слышите этот громкий стук? Мы с вами счастливчики. Редко кому повезет услышать крик цапли. Давайте все это зафиксируем в своем дневнике и отправимся назад в лабораторию. (Дети делают записи.) Учитель. Вот и закончилось наше путешествие. Давайте теперь посмотрим, чему мы научились. Поработайте самостоятельно. Рассмотрите птиц на карточках, которые есть у вас на столе. Отнесите их к той или иной экологической группе, проставляя в таблице только номер птицы. При этом птиц следует не угадывать, а выделять характерные черты той экологической группы, к которой относится та или другая птица. Самостоятельная работа учащихся. Оперативный контроль самостоятельной работы (по кодам). 5. Подведение итогов урока. Учитель. Подходит к концу наш урок. И мне хотелось бы знать, какие правила наблюдения за птицами вы усвоили? Ответы детей. – Вот так незаметно и прошли сорок минут. У меня от этого урока остались лишь приятные впечатления, и мне хотелось бы встретиться с вами еще раз в природной обстановке. А с какими эмоциями вы уйдете с моего урока? В заключение я хотел бы прочитать вам памятку юного жителя Земли. Возможно, она станет основой ваших жизненных убеждений. На нашем шарике земном, Где мы родились и живем, Где в травах летняя роса И голубые небеса, Где море, горы, степи, лес Полны таинственных чудес, По лесу бродит серый волк, И ландыш тоненький цветет, В степи ковыль, как нежный шелк, Расчесывает ветерок. Гремит на скалах водопад, И брызги радугой летят. А в синем море толстый кит – Большой, как дом, на волнах спит. Не разрушайте этот мир, Девчонки и мальчишки, Иначе эти чудеса Останутся лишь в книжке. Чтоб был в источниках нарзан, С полянки – земляника, Будь осторожен, как Тарзан, Дружи с природой дикой. Ты тоже часть ее чудес, И для тебя темнеет лес, И речка светлая течет, И по весне сирень цветет. И надо постараться Нам с этим не расстаться. М. Х. Левитман
Файлы: ворожцова Ю.doc
Размер файла: 96768 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология

Преследуете раскрыть для себя новенькие ощущенья от сексового досуга? Наши прекраснейшие проститутки Воронежа сделают ваши сексуальные причуды явью. Сходка с ними будет создана сегодня. | Стараетесь кайф от запоминающегося секса с приятными проститутками? Почитателей высококачественного обслуживания тяготеют потешить проститутки со всего района на интим сайте prostitutkimytishicity.com | Услуги всех умелых индивидуалок отобраны на интим сайте https://prostitutkibarnaula24.men//serv/gruppovoj-seks/. Групповой секс вынудит заказчика получать удовольствие по собственному желанию, в тоже время осуществляя в жизнь его самые потаенные личные мечтания. | Сходка с индивидуалкой может пройти уже в настоящее время. Для сие стоит познакомиться с каталогом нашего интим сайта, который заполнили проститутки Нижнего Новгорода. Тарифы за услуги доступны для мужщин!