Автор конспекта:
Автор(ы): — Аксенова О. В.

Место работы, должность: —

МБОУ " НОШ№29" г. Сергиева Посада Моск. обл. учитель нач классов

Регион: — Московская область

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — начальное общее образование

Класс(ы): — 4 класс

Предмет(ы): — Окружающий мир
Предмет(ы): — Экология

Целевая аудитория: — Классный руководитель

Тип ресурса: — сценарий мероприятия

Краткое описание ресурса: —

Экологический праздник я проводила для параллели четвертых классов. Дети готовили стенгазеты, плакаты по этой теме, которыми мы украсили зал.

1 чтец: Был, говорят, где-то случай такой
ехали люди с работы домой.
Только доехали, вдруг — чудеса:
Все позабыли свои адреса.

Ищут, волнуются, смотрят кругом,
где эта улица, где этот дом?
Ищут водители: где наш гараж?
Мечутся жители: где наш этаж?

Все перепуталось, все заблудилось!
К счастью такое лишь в сказке случилось.
Я рассказала про это нарочно
Чтобы проверить знаешь ли точно
где ты живешь,
Где построен твой дом
и хорошо ли ты с домом знаком.

Ведущий: как же называется наш общий дом? Да, именно Земля — наш общий дом и мы отправимся сегодня в путешествие по нашему дому с песней "Веселый путешественник".
(песня).

Ведущий: у нас над головой общая крыша_ голубое небо, у нас под ногами общий пол _ земная поверхность, у нас одна на всех лампа и печка — ласковое солнышко, у нас общий водопровод — это дождевые и снежные тучи, и вентилятор у нас тоже один на всех — ветер-ветрило. Нам только кажется, что Земля наша огромная и необъятная. А если взглянуть на нее из космоса, то не такая она уж и большая. Всего за полтора часа можно облететь на космическом корабле. Так что нам действительно надо хорошо знать, любить и беречь дом, в котором мы живем.

2 чтец: мы речь свою ведем о том,
что вся земля наш общий дом -
наш добрый дом, просторный дом-
мы все с рожденья в нем живем.
Еще о том ведем мы речь,
Что мы наш дом должны беречь.
Давай докажем, что не зря
На нас надеется земля.

Ведущий: решению мелких, но зато насущных экологических задач посвящена сегодняшняя игра, вы все ее участники. Игра будет проходить в три тура, каждый имеет свое название. Отгадайте, о чем пойдет речь в первом туре.

Я и тучка и туман
Я река и океан
Я летаю и бегу
И стеклянной быть могу.
(вода)
Именно воде, морям и океанам будет посвящен 1 тур, который называется
Реки, речки и моря по земле текут не зря.

Инсценировка "Океанская вода"

Спросил на днях малыш-сосед
У струйки, льющейся из крана:
-откуда ты?
Вода в ответ: издалека, из океана.

Потом малыш гулял в лесу.
Росой искрилась вся поляна.
-откуда ты? — спросил росу.
-поверь и я из океана.

На поле лег туман седой.
Малыш спросил и у тумана:
— Откуда ты, ты кто такой?
— и я , дружок из океана.

-ты, газировка что шипишь?
и из бурлящего стакана донесся шепот:
— знай, малыш, и я пришла из океана.
Удивительно, не так ли?

В супе, в чае, в каждой капле,
В звонкой льдинке,
И в дождинке, и в росинке,
И в снежинке
Нам откликнется всегда океанская вода!

Ведущий: действительно, любая капелька на Земле пришелица из океана. А сколько океанов на Земле? А морей? (34, *54, 74)?
Ты подумай над вопросом : кто совсем не дышит носом, ни на суше, ни в воде, нигде!
(назвать по очереди рыб)

На сцену приглашаются знатоки подводного мира — по 2 представителя от каждого класса. Они выбирают вопрос, дают ответ и получают жетон. ( по 2 вопроса)
.
— как называется начало реки? (Исток)
— в роднике вода всегда. А откуда в нем она? (Подземные воды)
-какое озеро самое большое на Земле? (Каспийское море)
-какое озеро самое глубокое? (Байкал)
-как называется костюм водолаза? (Скафандр)
-как называется устройство с помощью которого человек дышит под водой? (Акваланг)
-перечислите моря, названия которых обозначает цвет. (Красное, Черное, Белое, Желтое)
-какое море самое соленое? (Мертвое)
-почему кипящий чайник стучит крышкой ? (пар подталкивает крышку)
-это болотное растение- главный природный очиститель прибрежной зоны большой реки. Оно способно поглощать вредные химические вещества. (камыш)
-назовите самое распространенное дерево берегов нашей местности, которое их укрепляет. Оно очень гибкое, низко наклоняется на ветру, не ломается. (ива)
-всего 12 граммов нефти необходимо на 100литров воды, чтобы сделать ее непригодной. В Мировой океан попадает каждый год 3-4 миллиона тонн нефти. К чему это ведет7
(нефть затягивает пленкой водоем, что затрудняет поглощение водой атмосферного кислорода и приводит к гибели живых организмов).

Чтец: С древних времен селились люди по берегам рек. Река кормила поила и почитали ее особо.
В нашей области более 3000 малых речек, из них 162 — притоки Волги. Они как дети бегут к великой реке ручейками и речушками.
Каждая речка со своим именем, со своим нравом, своей неповторимой красотой.
Одно у них общее — не берегут их люди. Рубят лес по берегам рек, городят плотины, сливают бытовые и промышленные отходы.

(куплеты про речку)
Сидели мы у речки у Вонючки
Есть эта речка в городе любом
Неважно как у вас она зовется-
Мы вам о ней куплеты пропоем.

Сидели мы у речки у Гуселки
она имела очень жалкий вид
ведь каждый житель в северном поселке
Своей помойкой берег укрепил.

Сидели мы у речки у Елшанки
У ей на кажном береге завод
Кто из нее хлебнет воды пол-банки
Тот прямо тут на береге помрет.

Сидели мы у речки у Чернихи
завод нитрон тут понаделал бед
они свои отходы словно психи
Сливали без очистки столько лет.

Сидели мы у речки у Мечетки
И любовались пленкой нефтяной
И запах нефти был такой приятный
Что не хотелось нам идти домой.

Мы про Вонючку вам куплеты спели
а замысел ребята был такой
чтоб вы на вашей речке не сидели
А помогли ей чистой стать рекой.

Чтец: мимо разных дворов и крылечек
Где-то рядышком и вдалеке
Вьется множество маленьких речек
Чтобы слиться в огромной реке.
Вьются речки, свиваясь в колечки,
Путь-дорога у них далека,
Если высохнут малые речки-
Обмелеет большая река.

Чтец: человек, запомни навсегда:
Символ жизни на Земле — вода.
Экономь ее и береги!
Мы ведь на планете не одни!

Ведущий: чтобы узнать как называется 2 тур, отгадайте загадку:
Есть у ребят зеленый друг,
Веселый друг, хороший.
Он им протянет сотни рук
И тысячи ладошек. (лес)
Этому зеленому другу и будет посвящен наш 2 тур, который называется
Про зеленые леса и лесные чудеса.

Чтец: лес дарит нам здоровье, это легкие планеты, это тот завод, что выпускает кислород. Всегда ли мы платим ему благодарностью за это? Знаете ли вы как вести себя в лесу? Как поступить с костром, ненужной бумагой, банками?

(инсценировка про туристов)

Лесная фея:
: Сегодня в лес тебя зову я музыкой своей,
Там желтоглазую сову увидишь средь ветвей.
Ежа у мшистого пенька и дятла на суку,
Услышишь ты издалека веселое ку-ку.
То нежной трелью соловья, то хрустом на тропе
В лесу дорогу буду я указывать тебе.
Звенеть заставлю я ручей и шелестеть листву.
Иди за музыкой моей ау-ау-ау.

Берендей:
Сияет солнце, воды блещут
На всем улыбка, жизнь во всем.
Деревья радостно трепещут, купаясь в небе голубом.
Поют деревья, плещут воды, любовью воздух растворен
И мир, цветущий мир природы , избытком жизни упоен.

(под музыку вваливаются туристы)

1 турист:
Сегодня мы решили гулять
благо лес- рукой подать
закупили все подряд:
пищу, спички, лимонад
.
2 турист:
свежий воздух возбудит
наш здоровый аппетит
а пакеты, банки, склянки…
лес большой он все вместит.
Лес. Он что, ничей?
( хором: ничей)

3 турист:
расположимся скорей
тут уж нам не помешают:
жги и лей, руби и бей.

4 турист:
урны нет , неси в кусты
мы с природою на ты.

1турист:
банки в землю закопаем,
мусор птицам разбросаем
в речку скинем все бутылки-
в море пусть плывут посылки!

2 турист:
Мы цари! Молчи, природа!
Все здесь наше — лес и воды.
(дети хулиганят, выходят фея и берендей)

Берендей: что за шум в лесу моем?
Что случилось не поймем.
Кто здесь все переломал, разбросал и ободрал?

Лесная фея: все так изранено в лесу, как после дней войны.
Здесь уцелевшей не найти ни ели, ни сосны.
Березу ножиком пырнул какой-то живоглот.
Мне кажется из-под коры моя слеза течет.
От этой черствости людской болит душа моя
Под искалеченным дубком не ветер стонет — Я.
Вот муравейник подожжен кощунственной рукой.
Мне кажется горит не он, а дом пылает мой.
Земля в ожогах и рубцах, как в дни большой беды.
Хмельного ухарства следы, беспечности следы.
Уйдут, обидев красоту, смутив лесной уют,
И не услышат за спиной, что листья слезы льют.

Берендей: за такое поведенье вас судить- мое решенье.

4 турист: что ты что ты Берендей!
Мы не знали — пожалей!

Берендей:
Ранним утром в лес весенний выйду я,
Что за чудо- дерево в цвету!
Я боюсь ,что правнук мне завидуя, не застанет эту красоту.
Я боюсь ,что жертвою прогресса
Станет нежный белоснежный цвет,
Что потомки не увидят леса на планете через сотни лет.
На душе от этих дум тревожно: над тобою жизнь дамоклов меч!
Неужели люди невозможно лес цветущим правнукам сберечь?

Ведущий:Посмотрите инсценированную сказку о загрязнении

окружающей среды:

Сказка «На пикнике»

Ведущий Вот как-то раз в урочный час,

В прекрасный солнечный денёк

Собрался дружный громкий класс

У костерка на огонёк.

С собою взяли, кто что мог:

Еды, питья, хоть завались.

А мне пора, звенит звонок.

Себя узнаешь ты, всмотрись.

Пёс Р-р-р-аф! Р-аф! Я первый, никого.

Принёс тушёнку я с собой.

Вот банка, запах ничего.

Желаешь, поделюсь с тобой.

Хотя не дам, нас будет много,

Сейчас сюда придут друзья.

О! Кажется, ведёт дорога

Ещё кого-то!.. Эй! Сюда!

Кот Привет, браток, не опоздал я?

Где остальные?

Пёс Щас придут.

Чего принёс?

Кот Я? Одеяло, чтоб на земле создать уют.

Пёс А что поесть?

Кот Мур, мур, дружочек,

Пакетик, правда, небольшой,

Селёдку, хлебушка кусочек,

Надеюсь, хватит нам с тобой?

Хрюшка А вот и я, чистюля знатный.

В ведре помоев хватит всем!

Пёс Да, прямо скажем, небогато,

Ну что, присаживайтесь, сэр!

Барашек А вот и я, вот пепси, кола.

Стаканчики с собою есть.

Я рад вас всех увидеть снова.

А вы что принесли поесть?

Кот Кефир и хлеб.

Пёс А вот — тушёнка.

Хрюшка А вот помои, хватит всем!

( Разливают пепси, стаканы, бутылки бросают )

Барашек Пусть поваляется, пустая,

Она уж больше не нужна.

Стаканы тоже побросаем,

Ведь не квартира, а земля.

Кот Пакет пустой, его- туда же.

Остатки рыбы пусть гниют.

Мы никому про то не скажем.

Не видно нас, не засекут.

Пёс Консервы съедены, ребята,

Пустая банка-прочь её,

Немножко было маловато.

Хрюшка Питьё закончилось моё.

Ведро-пустое, бросим, братцы.

Мы сыты и довольны все.

Кот А не устроить ли нам танцы,

Соскучился я по попсе!

( Музыка, пляска )

Выходит матушка-Земля. На ней зелёная накидка с мусором:

пачки сигарет, бутылки, бумажки, стаканчики.

Пёс Мадам, Вы кто? Мы Вас не звали!

Как неопрятны Вы, грязны!

Хрюшка О, сколько грусти в Вас, печали.

И чем же Вы огорчены?

Земля Узнать меня должно быть трудно,

Хоть я-родимая Земля.

Такая-в праздники, такая-вбудни.

Да, вами я засорена.

Услышьте вы мою молитву,

К вам обращаю я её.

Ещё немного, я погибну,

Услышьте слово вы моё.

Ведущий Давайте выйдем все во двор.

Очистим мы земной ковёр

От мусора, нечистоты,

Кругом посадим мы цветы,

И станет больше доброты,

Надежды, веры, теплоты.

Любить друг друга нам всегда!

Мы смоем грязь, уйдёт беда!

( С Земли снимают накидку, собирают мусор в мешок, Земле

одевают кокошник из цветов

Ведущий

Хотите ли вы спасти свою планету от загрязнения? А знаете ли вы главные проблемы Земли?

Ученик

Гудят заводы, всюду пыль,

Бежит, дымит автомобиль.

А между тем деревья стонут,

В грязи и пыли просто тонут.

Стала грязной наша вода,

От растений нет и следа.

Отнят дом у наших зверей,

Птицам, рыбам плохо теперь.

Лесная фея: можно сберечь и лес, и сад, и поле, и речку ,и все, что нас окружает, если усвоить ряд несложных правил поведения. Правил, выполнение которых должно стать естественным для каждого из нас, как привычка говорить "спасибо"

Ведущий:Но проблемы нужно не только знать, их необходимо решать. Сможете ли вы охранять леса, не загрязнять их, любить родные земли, дружить с красотой? Задача эта нелёгкая, но кроме нас этого не сделает никто.

Ученики

Мы – дети Галактики,

Мы – искорки радуги.

Мы – дети твои,

Дорогая Земля.

Ведущий

Ребята, я, ты, он, она, вместе мы – дети Земли. Земля – наш общий дом, её нужно охранять. Охрану природы, правила поведения в ней изучает целая наука – экология. И сейчас мы проведём экологическую разминку. За каждый правильный ответ вы получаете жетон.

Берендей: ( обращаясь к залу) ребята, давайте научим наших горе-туристов, как нужно вести себя в лесу. Назовем несколько правил поведения.

— не ломать ветки деревьев и кустарников
-не повреждать кору деревьев
-не рвать цветов
-не вытаптывать траву и почву, ходить по тропинкам
-нельзя брать яйца из гнезд, разорять муравейники, раскапывать норы и тревожить лесных зверей
-не разводить без необходимости костров
-не поднимать крик и шум
-не оставлять после себя беспорядок

1 турист: спасибо вам лесные жители что вы научили нас как вести себя в лесу. Мы навсегда запомним эти правила и будем их выполнять.
2 турист: есть такое твердое правило: встал поутру, умылся, привел себя в порядок и сразу же приведи в порядок свою планету.
3 турист: давайте уберем за собой и приведем в порядок лесную поляну.

Лес. Фея: О человек, цени доверие природы, не подведи ее
И в темный лес входи как в храм под каменные своды!

Ведущий: из каждого класса приглашаются знатоки леса.

— как отличить дерево от кустарника? (1 ствол и много)
-почему растения в лесу не мешают друг другу расти? ( растут ярусами)
-почему сломанная ветка засыхает? ( прекращается ее питание)
-почему (особенно весной и в начале лета) нельзя шуметь в лесу, включать магнитофон, разжигать костры? ( из-за шума лесные жители покидают свои норы и гнезда, шум травы — 10 децибелов, громкая речь- 60-70 децибелов)
-чем опасен лесу неубранный туристами мусор6 бумага, склянки, банки, бутылки? ( бумага разлагается 2 года, консерв. Банка — 70 лет, полиэт. пакет — 100 лет).
— вы увидели гнездо птицы. Как правильно вести себя? ( не вытаптывать траву, не трогать яйца, не брать птенцов в руки).
— почему многие растения не дадут плодов, если ребята будут ловить бабочек? ( бабочки опыляют растения).
— чем полезны муравьи? (уничтожают вредных насекомых).
-у какого дерева иголки осенью желтеют и опадают? ( лиственница).
-какие птицы живут в Антарктиде и любят кататься на ледяных горках? ( пингвины).
— какая птица не летает, но бегает быстрее автомобиля? ( страус, 130 км в час).
-почему цветы красивые и душистые? ( привлекают насекомых).

Ведущий: в древние времена люди полностью зависели от капризов природы, поэтому они преклонялись перед ней. Со временем жизнь на Земле изменилась, появились заводы, фермы, машины. Людям стало казаться, что они не зависят теперь от природы, что они смогут ее покорить. Не сразу стало ясно, что покорение природы привело к разрушению почвы загрязнению воздуха, уничтожению растений и животных.. И сейчас наша планета больна. Люди, живущие на Земле не покорители природы, а дети ее. И как дети заботятся о своей больной матери, так и жители Земли должны позаботиться о своей планете. Не ломайте деревья, не разоряйте птичьих гнезд, не дразните собак, не пугайте кошек.

песня "Не дразните собак"

Ведущий: бегут по Земле реки и речки, плещутся моря и океаны, шумят листвой зеленые леса, а над морями и горами, над зелеными лесами раскинулось огромное, голубое….. небо.
Третий тур нашей игры так и будет называться: какое небо голубое.

Чтец: льется с неба синий цвет
И конца у неба нет.
Кто мне сможет дать ответ:
Почему оно такое? Голубое, голубое!
Когда солнечный свет проходит через атмосферу Земли, она раскалывает его на 7 цветов. Теперь каждый луч мчится к Земле самостоятельно. На пути солнечных лучей встречается много препятствий: пылинки, частички газов, капельк5и воды. Красный, оранжевый, желтые цвета могут обходить эти препятствия, А вот синий, голубой, фиолетовый, зеленый натыкаются на препятствия, отскакивают, как мячики, натыкаются на другие препятствия, начинают блуждать в атмосфере. Больше всего в атмосфере остается синих и голубых лучей. Они и делают небо таким голубым-голубым.

Ведущий: выбираем знатоков. Это будут дети, которые отгадают загадки.
Летит без крыльев и поет, прохожих задирает, одним проходу не дает, других он задирает. (ветер).
Что за чудо-красота: расписные ворота показались на пути, в них не въехать не войти. (радуга).
Вопросы игрокам.
-этот газ занимает 1\5 часть объема воздуха, необходимого для дыхания живых существ. (кислород).
-А этот газ — основной компонент воздуха- занимает 78% его объема.(азот).
-где легче дышится: в городе или в лесу? Почему?
-Почему в помещении теплее наверху, чем внизу? ( теплый воздух легче).
-правильно ли поступает водитель, если во время стоянки оставляет мотор включенным? ( 20 кг врд. Газов за сутки).
-недавно появился праздник, который отмечается очень широко почти во всех странах мира. В этот день жители высаживают молодые деревца. Что это за праздник? ( день Земли — 22 апреля).
-Где будете собирать лекарственные растения: возле дороги или в лесу?
-почему леса называют "легкими планеты"?
-имеет ли какое-либо отношение баллончик с освежителем воздуха к охране окружающей среды?
( газ фреон разъедает озоновый слой).
— почему шерстяная одежда теплая? ( задерживает много воздуха)
-почему ласточки перед дождем летают низко? ( холодный воздух прибивает насекомых).
-почему в тесном закрытом помещении, где скопилось много людей, становится трудно дышать?
(уменьшается количество кислорода).

Вот — примятая травинка,

Вот — пригнутая осинка…

Разве это пустяки?!

Вот — убитая букашка,

Кем-то сбитая ромашка…

Разве это пустяки?!

Вот растоптана поганка

И раскопана полянка,

Вот засорены, забиты

И забыты родники…

Разве это пустяки?!

Пусть птицы нам поют без нот,

Пускай поют без слов…

Поёт на ветке соловей,

Малиновка и дрозд.

Ты в гнёзда птичьи не смотри,

Не становись на пни,

Яичек тёплых не бери -

Зачем тебе они?!

ЧТЕЦ 1:Однажды -

И надо такому случиться! -

Нашёл я гнёздышко птицы,

Неведомой птицы,

Не тронул,

Не взял,

Не унёс я с собой!

ЧТЕЦ 2:Кузнечик прыгнул на дорогу,

А я уж ставил ногу!

И подпрыгнул тот кузнечик -

И весёлый, и живой!

Хорошо, что я заметил,

Хорошо, что он живой!

ЧТЕЦ 3:Муравей несёт поклажу.

Отойду с его пути.

Ну и ноша!

Страшно даже…

Это ж дерево почти!

Говорю ему:

— Приветик!

Хочешь, парень, помогу! -

Ничего он не ответил.

Занят — ясно дураку…

Был он занят,

Было поздно,

Было не до болтовни.

Муравьи — народ серьёзный,

Деловой народ они!

ЧТЕЦ 4:Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

ЧТЕЦ 5:Природу не уродуй,

Природу не обидь, -

Родился человеком,

Так надо им и быть!

ЧТЕЦ 6:Ты звени, синеглазая речка,

Озаряя свои берега.

Пусть в тебе отражаются вечно на рассвете леса и луга.

Каждый куст берегите, ребята,

Где росток ты увидишь простой,

Может вырасти дуб в три обхвата,

Березняк иль малинник густой.

ЧТЕЦ 1: Мы хотим, чтоб песни пели,

ЧТЕЦ 2: Чтоб весной ручьи звенели,

ЧТЕЦ 3: Чтобы были голубыми небеса,

ЧТЕЦ 4: Чтобы речка серебрилась,

ЧТЕЦ 5: Чтобы бабочка резвилась,

ЧТЕЦ 6: Чтоб в лесу была на ягодах роса!

ЧТЕЦ 1: Мы хотим, чтоб солнце грело,

ЧТЕЦ 2: Чтоб берёзка зеленела,

ЧТЕЦ 3: Чтоб под ёлкой жил смешной колючий ёж,

ЧТЕЦ 4: Чтобы белочка скакала,

ЧТЕЦ 5: Чтобы радуга сверкала,

ЧТЕЦ 6: Чтобы летом лил грибной весёлый дождь!

ВСЕ ВМЕСТЕ:Давайте беречь от невзгоды любой

Большой и доверчивый

Шар голубой.

Давайте, ребята,

Назло непогодам

Обнимем планету

Своим хороводом!

Развеем над нею

И тучи, и дым,

В обиду её

Никому не дадим!

Чтец: наша планета Земля очень щедра и богата:
Горы, леса и поля — дом наш родимый, ребята!

Давайте будем беречь планету, другой такой на свете нету.
Развеем над нею и тучи и дым, в обиду ее никому не дадим!

Беречь будем птиц, насекомых, зверей, от этого станам мы только добрей.
Украсим всю Землю садами, цветами, такая планета нужна нам с вами.

песня

«КАК ДЕД ВЕЛИКОЕ РАВНОВЕСИЕ НАРУШИЛ».

/На сцене — старое дерево с дуплом, лесная избушка, на завалинке сидит дед, пьёт чай/.

ВЕДУЩИЙ:

НА опушке леса в избушке жил дед. Одна-то радость у старика осталось, что корова.

Любил дед свою корову, кормил её сочным клевером, а по праздникам угощал конфетами.

Однажды сидел старик, чай пил. Не пустой пил — молоком белил. Летела мимо Сова. Присела отдохнуть.

/На поляне появляется Сова — отчаянная голова, машет крыльями/

СОВА: Здорово, друг!

ДЕД: Ты, Сова, отчаянная голова, уши торчком, нос крючком.

Ты от солнца хоронишься, от людей сторонишься — какой я тебе друг? (Уходит в избушку)

ВЕДУЩИЙ: Рассердилась Сова!

СОВА: Ладно же, старый. Не стану к тебе на луг летать, мышей ловить — сам лови (Улетает)

ВЕДУЩИЙ: Улетела Сова, забралась в дуб, никуда из дуба не летит. Ночь пришла. На стариковом лугу мыши в норах свистят — перекликаются.

МЫШЬ 1: (обращаясь к другой мыши) Погляди-ка, кума, не летит ли Сова — отчаянная голова, уши торчком, нос крючком?

МЫШЬ 2: (оглядывая сцену) Не видать Совы, не слыхать Совы.

Нынче нам на лугу — раздолье, нынче нам на лугу — приволье!

ВЕДУЩИЙ: Мыши из нор поскакали, мыши по лугу побежали.

Шмелиные гнёзда ищут, землю роют, сачками шмелей ловят.

А старик спит себе на печи — ничего не подозревает.

Вдруг слышит голос Совы.

СОВА: Эй, старик! Гляди, как бы худо не вышло: все шмели твои разлетелись!

ДЕД: (сквозь сон) А пускай летят! Что от них толку: ни мёду, ни воску — волдыри только…

ВЕДУЩИЙ: Перестали гудеть шмели над лугом — перестал расти клевер. Стала корова без клевера тощать, стала молока сбавлять.

Налил старик корове свежей водички — не пьёт, дал охапку сена — не ест, протянул конфетку — отвернулась корова и от конфеты… Молока у коровы мало, вот и чай белить старику нечем стало. А Сова кричит:

СОВА: Говорила я тебе, старик: придёшь ко мне кланяться.

ВЕДУЩИЙ: Пошёл старик к старому дубу.

(Дед выходит из избушки своей, останавливается около дерева, где живёт Сова, кланяется низко Сове)

ДЕД: Ух ты, Совушка-вдовушка, меня из беды выручай: нечем стало мне, старику, белить чай

СОВА: То-то! Дружно — не грузно, а врозь — хоть брось. Думаешь, мне-то легко без твоих мышей? (исчезает)

ВЕДУЩИЙ: Простила Сова старика. Полетела на луг мышей ловить. Попрятались мыши со страху в норы. Снова загудели над лугом шмели. Принялись с цветка на цветок летать. Клевер красный стал на лугу наливаться. Корова пошла на луг клевер жевать. Стало у коровы опять молока много. И снова старик молоком чай белит, чай белит — Сову хвалит, к себе в гости зовёт, ухаживает. Теперь-то старик знает, какое отношение имеет Сова к молоку: через мышей, через шмелей, через клевер… А это и есть равновесие в природе!

(Все герои сказки выходят на сцену, встают полукругом и произносят один за другим и все вместе слова)

ВСЕ ВМЕСТЕ:

Все — все

Все на свете,

На свете нужны,

И мошки

Не меньше нужны, чем слоны.

СОВА:

Нельзя обойтись

Без чудищ нелепых

И даже без хищников, -

Злых и свирепых.

ДЕД:

Нужны все на свете!

Нужны все подряд -

Кто делает мёд

И кто делает яд!

МЫШКИ: (хором)

Плохие дела

У кошки без мышки,

У мышки без кошки

Не лучше делишки!

ВЕДУЩИЙ:

И если мы с кем-то

Не очень дружны,

Мы всё-таки очень

Друг другу нужны !

И если нам кто-нибудь

Лишним покажется,

То это, конечно,

Ошибкой окажется…

ВСЕ ВМЕСТЕ:

Все — все

Все на свете,

На свете нужны!

И это все дети

Запомнить должны!

(Уходят, слышится тревожная музыка)

ВЕДУЩИЙ:

Что ты лес, вершины гнёшь,

Землю ветками метёшь?

Или что-то вдруг случилось?

СТАРИЧОК-ЛЕСОВИЧОК:

Да, что-то случилось…

Да, что-то случилось!

Вдруг утро померкло,

И солнышко скрылось,

И в роще осины

Как будто руками -

Всплеснули

Дрожащими мелко ветвями,

И бабочка в листья поглубже забилась.

…Недоброе дело

В лесу совершилось!

ЧТЕЦ 1:

Весёлая белка

Орех не доела,

Малиновка

Песню свою

Не допела.

ЧТЕЦ 2:

И тихо вдруг стало

На тропке кабаньей…

ЧТЕЦ 3:

А всё потому. Что на дальней поляне

Какой-то мальчишка

Без всякой причины

Ударил берёзку

Ножом перочинным!

ЧТЕЦ 4:

Ударил,

И -брызнули жаркие слёзы

Из раны открытой

Поникшей берёзы…

ВЕДУЩИЙ:

И грянул тут гром

Среди ясного неба,

И ветер завыл,

Задыхаясь от гнева,

И вздыбилась речка,

Волнами покрылась…

Недоброе дело

В лесу совершилось!

Теперь мне ответьте,

Прошу вас, ребята,

Кому это надо,

Кому это надо,

Кому это надо,

Скажите на милость,

Чтоб в мире

Недоброе дело творилось.

ЛЕСОВИЧОК: (показывая рукой)

Вот — примятая травинка,

Вот — пригнутая осинка…

Разве это пустяки?!

Вот — убитая букашка,

Кем-то сбитая ромашка…

Разве это пустяки?!

Вот растоптана поганка

И раскопана полянка,

Вот засорены, забиты

И забыты родники…

Разве это пустяки?!

Пусть птицы нам поют без нот,

Пускай поют без слов…

Поёт на ветке соловей,

Малиновка и дрозд.

Ты в гнёзда птичьи не смотри,

Не становись на пни,

Яичек тёплых не бери -

Зачем тебе они?!

ЧТЕЦ 1:

Однажды -

И надо такому случиться! -

Нашёл я гнёздышко птицы,

Неведомой птицы,

Не тронул,

Не взял,

Не унёс я с собой!

ЧТЕЦ 2:

Кузнечик прыгнул на дорогу,

А я уж ставил ногу!

И подпрыгнул тот кузнечик -

И весёлый, и живой!

Хорошо, что я заметил,

Хорошо, что он живой!

ЧТЕЦ 3:

Муравей несёт поклажу.

Отойду с его пути.

Ну и ноша!

Страшно даже…

Это ж дерево почти!

Говорю ему:

— Приветик!

Хочешь, парень, помогу! -

Ничего он не ответил.

Занят — ясно дураку…

Был он занят,

Было поздно,

Было не до болтовни.

Муравьи — народ серьёзный,

Деловой народ они!

ЧТЕЦ 4:

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

ЧТЕЦ 5:

Природу не уродуй,

Природу не обидь, -

Родился человеком,

Так надо им и быть!

ЧТЕЦ 6:

Ты звени, синеглазая речка,

Озаряя свои берега.

Пусть в тебе отражаются вечно на рассвете леса и луга.

Каждый куст берегите, ребята,

Где росток ты увидишь простой,

Может вырасти дуб в три обхвата,

Березняк иль малинник густой.

ЧТЕЦ 1: Мы хотим, чтоб песни пели,

ЧТЕЦ 2: Чтоб весной ручьи звенели,

ЧТЕЦ 3: Чтобы были голубыми небеса,

ЧТЕЦ 4: Чтобы речка серебрилась,

ЧТЕЦ 5: Чтобы бабочка резвилась,

ЧТЕЦ 6: Чтоб в лесу была на ягодах роса!

ЧТЕЦ 1: Мы хотим, чтоб солнце грело,

ЧТЕЦ 2: Чтоб берёзка зеленела,

ЧТЕЦ 3: Чтоб под ёлкой жил смешной колючий ёж,

ЧТЕЦ 4: Чтобы белочка скакала,

ЧТЕЦ 5: Чтобы радуга сверкала,

ЧТЕЦ 6: Чтобы летом лил грибной весёлый дождь!

ВСЕ ВМЕСТЕ:

Давайте беречь от невзгоды любой

Большой и доверчивый

Шар голубой.

Давайте, ребята,

Назло непогодам

Обнимем планету

Своим хороводом!

Развеем над нею

И тучи, и дым,

В обиду её

Никому не дадим!

1-я ВЕДУЩАЯ: Здравствуйте, дорогие ребята! Здравствуйте, уважаемые учителя! Здравствуйте, наши зрители! Все мы с вами живем в великой огромной стране — России.

2-я ВЕДУЩАЯ: Все мы очень любим нашу страну, и, конечно же, мы любим наш остров, имя которому Сахалин. Но, к сожалению, не все жители нашего острова берегут окружающую природу, красоту наших лесов и побережий.

1-я ВЕДУЩАЯ: Сегодня мы поговорим с вами о том, как нужно заботиться о нашем острове, что нужно сделать, чтобы красота его не угасла.

2-я ВЕДУЩАЯ: Здесь знает каждый, ты и я!

Природу обижать нельзя!

Так скажем дружно раз, два, три,

Откроем праздник — День Земли!

Дети, читающие стихи, уже стоят на сцене. Читают стихотворение Валентина Богданова "Наш остров".

На самом краешке России,

Где море бьётся в берега,

Лежит он в океане синем,

Как в песне звонкая строка…

Весна немного припоздает,

Промедлит осень взять права -

И к сенокосу вырастает

По плечи самые трава.

А то в апрель влетят метели

И так завеют белый свет,

Что в дальних селах по неделям

Ни писем нет и ни газет.

Но он живёт, живёт наш остров!

И сквозь циклонный ветробой

С неиссякаемым упорством

Идёт на спор с самой судьбой…

И пусть на тесной карте мира

Порой едва означен он -

К нему протянуты пунктиры

Земных дорог со всех сторон.

1-я ВЕДУЩАЯ: Дорогие ребята! Нашей планете и нашему городу грозит беда. С тех пор, как появился человек, он старался покорить, подчинить себе природу. Что только он не выдумал, чтобы улучшить свою жизнь!

На сцену выходят дети, на плечах у них красные повязки, на голове — пилотки.

1-й РЕБЕНОК: Человек! Сотворил страшные яды, которые убивают насекомых и других животных.

2-й РЕБЕНОК: Человек! Создал автомобили, которые отравляют воздух вредными газами.

3-й РЕБЕНОК: Человек! Вырубает деревья, осушает болота, покрывает Землю огромным слоем мусора.

4-й РЕБЕНОК: Люди! Опомнитесь! Нашей планете и нашему городу грозит страшная беда!

2-я ВЕДУЩАЯ: Наше мероприятие – тревожный звонок для каждого из нас. Надеемся, что после нашего праздника ваши сердца отзовутся, и вы будете беречь окружающую среду нашего города, заботиться о природе нашего Острова. Острова Сахалин.

После вступительного слова звучит песня "Ну что тебе сказать про Сахалин".

На сцену выходят дети.

Ход мероприятия

Ведущий

Добрый день, дорогие друзья! Сегодня 22 апреля – на дворе весна вступает в свои права. Всё оживает и расцветает после долгой холодной зимы. В этот прекрасный весенний день люди всех стран отмечают Международный день Земли. Все мы – жители одного большого дома под названием планета Земля. Мы собрались для того, чтобы напомнить друг другу о том, что планете, на которой мы живём, угрожает опасность, но в наших силах спасти её.

Ученик

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защищаться.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни…

Ученик

Посмотрите вокруг: какой прекрасный, удивительный мир нас окружает.

Леса, поля, реки, моря, океаны, горы, небо. Солнце, животные, птицы. Это природа! Она нас кормит, поит, одевает, даёт всё для жизни и взамен требует совсем немного – бережного, уважительного отношения к себе.

Ученик

Однако порой и взрослые, и дети бездушно ведут себя по отношению к ней. Некоторые красивейшие водоёмы превращаются в сточные канавы, пересыхают реки, задыхается от мусора лес, исчезают редкие виды растений и животных.

Ведущий Посмотрите инсценированную сказку о загрязнении

окружающей среды.

Сказка «На пикнике»

Ведущий Вот как-то раз в урочный час,

В прекрасный солнечный денёк

Собрался дружный громкий класс

У костерка на огонёк.

С собою взяли, кто что мог:

Еды, питья, хоть завались.

А мне пора, звенит звонок.

Себя узнаешь ты, всмотрись.

Пёс Р-р-р-аф! Р-аф! Я первый, никого.

Принёс тушёнку я с собой.

Вот банка, запах ничего.

Желаешь, поделюсь с тобой.

Хотя не дам, нас будет много,

Сейчас сюда придут друзья.

О! Кажется, ведёт дорога

Ещё кого-то!.. Эй! Сюда!

Кот Привет, браток, не опоздал я?

Где остальные?

Пёс Щас придут.

Чего принёс?

Кот Я? Одеяло, чтоб на земле создать уют.

Пёс А что поесть?

Кот Мур, мур, дружочек,

Пакетик, правда, небольшой,

Селёдку, хлебушка кусочек,

Надеюсь, хватит нам с тобой?

Хрюшка А вот и я, чистюля знатный.

В ведре помоев хватит всем!

Пёс Да, прямо скажем, небогато,

Ну что, присаживайтесь, сэр!

Барашек А вот и я, вот пепси, кола.

Стаканчики с собою есть.

Я рад вас всех увидеть снова.

А вы что принесли поесть?

Кот Кефир и хлеб.

Пёс А вот — тушёнка.

Хрюшка А вот помои, хватит всем!

( Разливают пепси, стаканы, бутылки бросают )

Барашек Пусть поваляется, пустая,

Она уж больше не нужна.

Стаканы тоже побросаем,

Ведь не квартира, а земля.

Кот Пакет пустой, его- туда же.

Остатки рыбы пусть гниют.

Мы никому про то не скажем.

Не видно нас, не засекут.

Пёс Консервы съедены, ребята,

Пустая банка-прочь её,

Немножко было маловато.

Хрюшка Питьё закончилось моё.

Ведро-пустое, бросим, братцы.

Мы сыты и довольны все.

Кот А не устроить ли нам танцы,

Соскучился я по попсе!

( Музыка, пляска )

Выходит матушка-Земля. На ней зелёная накидка с мусором:

пачки сигарет, бутылки, бумажки, стаканчики.

Пёс Мадам, Вы кто? Мы Вас не звали!

Как неопрятны Вы, грязны!

Хрюшка О, сколько грусти в Вас, печали.

И чем же Вы огорчены?

Земля Узнать меня должно быть трудно,

Хоть я-родимая Земля.

Такая-в праздники, такая-вбудни.

Да, вами я засорена.

Услышьте вы мою молитву,

К вам обращаю я её.

Ещё немного, я погибну,

Услышьте слово вы моё.

Ведущий Давайте выйдем все во двор.

Очистим мы земной ковёр

От мусора, нечистоты,

Кругом посадим мы цветы,

И станет больше доброты,

Надежды, веры, теплоты.

Любить друг друга нам всегда!

Мы смоем грязь, уйдёт беда!

( С Земли снимают накидку, собирают мусор в мешок, Земле

одевают кокошник из цветов

Ведущий

Хотите ли вы спасти свою планету от загрязнения? А знаете ли вы главные проблемы Земли?

Ученик

Гудят заводы, всюду пыль,

Бежит, дымит автомобиль.

А между тем деревья стонут,

В грязи и пыли просто тонут.

Стала грязной наша вода,

От растений нет и следа.

Отнят дом у наших зверей,

Птицам, рыбам плохо теперь.

Ведущий

Но проблемы нужно не только знать, их необходимо решать. Сможете ли вы охранять леса, не загрязнять их, любить родные земли, дружить с красотой? Задача эта нелёгкая, но кроме нас этого не сделает никто.

Ученики

Мы – дети Галактики,

Мы – искорки радуги.

Мы – дети твои,

Дорогая Земля.

Ведущий

Ребята, я, ты, он, она, вместе мы – дети Земли. Земля – наш общий дом, её нужно охранять. Охрану природы, правила поведения в ней изучает целая наука – экология. И сейчас мы проведём экологическую разминку. За каждый правильный ответ вы получаете жетон.

«Экологическая разминка»

Задание 1. «Эрудит»

Кто слышит ногами? (Кузнечик)

Что ест зимой жаба? (Ничего, она спит)

Чем зудит комар? (Крыльями)

Погибают ли растения под снегом? (Нет. Они спят.)

Чем питаются зимующие птицы? (Семенами, ягодами, семечками, крошками)

Почему в лесу нельзя разжигать костёр? (Место под костром не зарастает 5-7 лет)

Какие птицы прилетают с юга первыми? (Грачи)

Какие птицы выводят птенцов зимой? (Клесты)

Какие птицы ночуют, зарывшись в снегу? (Тетерева, рябчики)

Какая птица не высиживает птенцов и не вьёт гнезда? (Кукушка)

Какая из птиц, обитающих в наших хвойных лесах, самая маленькая? (Королёк)

Какая птица зимой белая? (Белая куропатка)

Ведущий

Есть у ребят зелёный друг,

Весёлый друг, хороший,

Он им протянет сотни рук

И тысячи ладошек.

Что это? (Лес)

Это лес. А в чём назначение леса? Лес – чудесное творение природы. Без него давно бы прекратилась жизнь. Ведь листья деревьев, трава поглощают углекислый газ, выдыхаемый нами, и который выпускают фабричные, заводские и автомобильные трубы.

Ученики

Всё так изранено в лесу, Как после дней войны.

Здесь уцелевших не найти

Ни ели, ни сосны.

Берёзу ножиком пырнул

Какой-то живоглот,

Мне кажется, из-под коры

Моя слеза течёт.

От этой чёрствости людской

Болит душа моя,

Под искалеченным дубком

Не ветер стонет – я.

Вот муравейник подожжён

Кощунственной рукой, Мне кажется, горит не он,

А дом пылает мой.

Земля в ожогах и рубцах,

Как в дни большой беды,

Ушли, обидев красоту,

Смутив лесной уют,

Не услыхав, что за спиной

Все листья слёзы льют…

Ведущий

Все знают, что существуют правила поведения в гостях: в гостях нельзя кричать, зайдя в квартиру, нужно вытереть ноги, поздороваться. Вежливый человек всегда приятен хозяевам, и они пригласят его ещё не раз. Помни, что и в лесу ты тоже в гостях у природы, у тех, кто здесь живёт: у птиц, у зверей, у жуков, у бабочек, у суетливых муравьёв, у прыгучих кузнечиков. Есть правила вежливости, которые надо соблюдать, когда ты приходишь в гости к природе. Здесь нельзя вести себя, как на ум взбредёт.

Задание 2. «Аукцион»

Ведущий

А какие правила поведения в лесу знаете вы? За ответы дети получают жетоны.

Задание 3. «Сосчитай-ка»

Ведущий

Сосчитайте, сколько ошибок совершили ребята, которые пришли отдохнуть на речку. Назовите ошибки в стихотворении С.Михалкова «Прогулка».

Ученики

Мы приехали на речку воскресенье провести,

А свободного местечка возле речки не найти.

Тут сидят и там сидят, загорают и едят,

Отдыхают, как хотят, сотни взрослых и ребят.

Мы по бережку прошли и поляночку нашли,

Но на солнечной полянке тут и там пустые банки

И, как будто нам назло, даже битое стекло.

Мы по бережку прошли, место новое нашли,

Но и здесь до нас сидели: тоже пили, тоже ели,

Жгли костёр, бумагу жгли, насорили и ушли.

Мы прошли, конечно, мимо.

-Эй, ребята, — крикнул Дима, -

Вот местечко хоть куда!

Родниковая вода, чудный вид, прекрасный пляж.

Распаковывай багаж!

Мы купались, загорали, жгли костёр, в футбол играли,

Веселились, как могли: хороводом песни пели…

Отдохнули и ушли.

И остались на полянке у потухшего костра:

Две разбитых нами склянки, две размокшие баранки,

Словом, мусора гора…

Мы приехали на реку понедельник провести,

Только чистого местечка возле речки не найти.

Задание 4. «Хорошо или плохо»

1 команда – «Хорошо»; 2 команда – «Плохо»

Ведущий

Я задаю вопрос. Задача участников убедить, в чём плюсы и минусы данных действий.

Вопрос 1. Хорошо или плохо нарвать букет ландышей?

Вопрос 2. Хорошо или плохо развести в лесу костёр?

Вопрос 3. Хорошо или плохо построить в лесу шалаш?

Ученик

Очень многие растения становятся редкими из-за того, что люди рвут их, совсем не жалея. Сорванные растения быстро вянут, а оставаясь в природе, они ещё долго могли бы радовать людей! Но беречь надо не только редкие, исчезающие виды. В охране нуждаются все растения, животные, птицы, насекомые, которые ещё встречаются на Земле.

Ведущий

Давайте же украсим нашу голубую планету цветами, фигурками птиц, животных, которых вы сами смастерили.

Посмотрите, какой нарядной, красивой, жизнерадостной стала наша планета! Попробуем сделать всё, чтобы она стала такой в реальной жизни.

Мы – спасители и хранители нашего огромного дома под названием «Земля». Всё в наших руках.

Нужно жить в ладу с природой, чувствовать свою ответственность за планету Земля – такую огромную и такую одинокую в своих бедах и болях.

Ученик

Берегите Землю!

Берегите жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики,

На тропинке солнечные блики,

На камнях играющего краба,

На могиле тень от баобаба,

Ястреба, парящего над полем,

Полумесяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в жите,

Берегите Землю! Берегите!

Файлы: Презентация Вода в природе.ppt
Размер файла: 4990464 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология