Автор конспекта:
Автор(ы): — Венидиктова Наталья Владимировна

Место работы, должность: — Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3″ город Пикалёво

Регион: — Ленинградская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 10 класс

Предмет(ы): — География

Цель урока: —

Углубить теоретические знания по теме.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 22

Используемые учебники и учебные пособия: —

Учебник — автор: В.П.Максаковский Экономическая социальная география мира 10 класс. Издательство М., "Просвещение" 2009г

Атлас 10 класс

Используемая методическая литература: —

Методические разработки к учебнику В.П.Максаковского Экономическая и социальная география мира 10 класс

год издания 2010

интернет ресурс:

http://www.eorhelp.ru/node/122026-

http://www.eorhelp.ru/node/128656

http://www.eorhelp.ru/node/147899

http://sschool8.narod.ru/70_Krit/KartEuropa1.htm

Используемое оборудование: —

Настенная карта "Страны Зарубежной Европы", интерактивная доска, ПК

Используемые ЦОР: —

Тематические презентации, электронная игра, электронные тематические карты, контурные карты.

Краткое описание: — Изучение региона учащиеся начинают с посещения картинной галереи. Определив регион,учащиеся ставят перед собой учебные задачи.Определяют ЭГП Зарубежной Европы, выделяя благоприятные, неблагоприятные черты ЭГП.В этом учащимся помогают гости.Рассматривают политическую карту региона, переходят к изучению населения. Этот вопрос рассматривают самостоятельно, работая в парах. Знакомство заканчивают компьютерной игрой: "Достопримечательности Зарубежной Европы". В ходе урока используется мотивационно-целевой компонент. Это прозвучит в заключительной части урока.

Тема урока: Экономико-географическое положение зарубежной Европы. Население.

Цель:углубить теоретические знания по теме.

Задачи урока:

Образовательные:

Формирование понятия ЭГП, выделение благоприятных, неблагоприятных черт ЭГП стран Зарубежной Европы.

Формирование представлений о политической карте Зарубежной Европы населении стран региона.

Формирование умений работать с различными источниками географической информации

Развивающие:

Развитие познавательной самостоятельности, творческих способностей.

Воспитательные:

Воспитание основ географической культуры и мировоззрения.

Оборудование: настенная карта: «Страны Зарубежной Европы, атлас 10 класс, интерактивная доска, ПК.

Содержание урока:

Вступительное слово учителя.

Характеризуя хозяйство мира, мы выделяли крупные центры. Они относятся к различным регионам мира. От общей характеристики мира мы переходим к региональной. А с какого региона мы начнём, вы назовёте мне сами, побывав в картинной галерее.

Картинная галерея.

Перед вами предстанут шедевры художников из различных стран, написаны картины в разное время, но что-то их объединяет, попробуйте это выделить после знакомства с картинами.

Что же объединяет?

(просмотр картин Похищение Европы)

Объединяет сюжет картины, картины выполнены европейскими художниками.

Может кто-нибудь знает об этих картинах, название картин, по сюжету картины назвать регион? Разобраться в этом вопросе нам поможет эксперт.

Слово эксперту.

Мифы далекой древности — свидетельства научно-философских воззрений наших предков. Поэтому о первых великих географических открытиях приходится судить, опираясь на «преданья старины глубокой». В ту пору карт еще не было, научных трактатов никто не писал. А вот мифы передавали из поколения поколению. Один из мифов стал сюжетом для написания картин, представленных пред вами.

Предание древних греков повествует о похищении Европы. Некогда верховный бог Зевс влюбился в прекрасную царевну Европу. Она была дочерью царя Аченора, выходца из Египта, сына Ливии и Посейдона.

Европа любила гулять с подругами на берегу моря (Средиземного). Там и увидел ее Зевс. Он превратился в прекрасного белоснежного быка с жемчужными рогами, очень ласкового. Европа решила прокатиться на нем. Но как только она села на его широкую спину, бык вошел в море и поплыл. Впереди сопровождал их сам владыка морей Посейдон.

Зевс с Европой добрался до острова Крит. Такова легенда. Извлечь из нее рациональное зерно помогают, помимо всего прочего, археологические раскопки на Крите.

Итак, Европа перекочевала на остров, расположенный — согласно принятой ныне терминологии — между северо-восточной Африкой, западной Азией и юго-восточной Европой. Произошло это событие, по-видимому, в начале второго тысячелетия до н. э.

По всей вероятности, именно тогда, в конце 3 — начале 2 тысячелетия до н. э., появились названия Азия и Европа, относящиеся к двум частям света. Первое, вероятно, происходит от ассирийского «асу» — восход. Предполагается, что ассирийское слово «эреб» — закат — послужило основой для имени «Европа». Картины объединяет не только сюжет, а также название – Похищение Европы

Ну а теперь, я думаю, вы легко назовёте регион — Европа

(слайд: политическая карта Европы)

А что бы вы хотели узнать об этом регионе?

Сравним с программным планом изучения региона по страницам учебника.

Мы видим, что многие пункты плана совпадают с вашими потребностями.

С чего мы начинаем изучение региона, выберите из плана.

Территория, границы, географическое положение.

В экономической географии вводится понятие -экономико-географическое положение (ЭКГ).

Положение к географическим объектам, имеющим важное экономическое значение (источникам сырья и энергии, населённым пунктам, транспортным сетям и пр.)

1. Экономико-географическое положение.

Определить ЭГП нам поможет журналист- международник, она пригласила в гости политолога, экономиста, который ответит на её вопросы.

По интервью необходимо заполнить таблицу1 и сделать вывод.

Формы таблиц представлены в приложении к уроку.

Интервью.

Журналист. Европа – центр цивилизации, родина многих известных в мире землян: композиторов, художников, ученых. Туристы всего мира посещают зарубежную Европу. Этот регион можно назвать памятником под открытым небом. Его площадь составляет более 5 млн. квадратных км. На территории Европы находится 40 государств. Среди европейских государств есть более или менее крупные, но в большинстве своём они сравнительно невелики. Как это отражается на ЭГП региона?

Политолог. Страны являются хорошими соседями. Европейские государства невелики по площади, между ними нет крупных природных объектов, которые бы стали преградой для тесных экономических связей. Государства соединены хорошими дорогами, коммуникациями. Соседское положение – одна из благоприятных особенностей стран Европы.

Журналист. Территория Зарубежной Европы простирается с севера на юг от островов Шпицбергена до острова Крит на 5 тыс. км, а с запада на восток — более чем на 3тыс. км. Эти факты как-то влияют на ЭГП Европы?

Политолог.Страны Европы делят 4 части: северную, южную, западную, восточную. Европа – регион с различными природными условиями. Наиболее благоприятные климатические условия складываются для стран средиземноморья. Например: теплый мягкий климат позволяет жителям Италии, Испании, Португалии, Греции выращивать субтропические культуры, разводить виноградники. Недаром многие страны южной Европы называют «садом». Государства средиземноморья привлекательны для многих туристов со всего мира.

Многие страны имеют выход к морю. Страны центральной Европы: Белоруссия, Чехия, Словакия, Австрия, …, которые не имеют выхода к морю, расположены не далее чем на 600 км.

Журналист.Я понимаю, откуда пошло выражение – «дочь моря».

Политолог. Приморское положение стран благоприятствует участию стран региона в международной торговле.

Корреспондент.Соседское, приморское положение стран Европы является благоприятным, а можете ли вы назвать примеры неблагоприятного характера.

Политолог.За последние 100 лет Европа стала центром мировой напряженности. Именно этот регион стал причиной двух Мировых войн. Страны зарубежной Европы близко расположены к «горячим» точкам планеты. Скажу более, политическая карта региона активно меняется. Чехословакия – Чехия, Словакия. ГДР, ФРГ – образование единого государства. Распад Югославии. На территории Зарубежной Европы наблюдаются активные интеграционные процессы, например образование ЕС, в состав которого входит 25 европейских государств.

Журналист.Мы только начали знакомство с Зарубежной Европой, думаю, что эта встреча будет не последней. Спасибо за интервью.

Зарубежная Европа–родина Великих географических открытий, промышленных переворотов, городских агломераций, международной экономической интеграции. Этот регион в наши дни занимает очень важное место в политике и экономике. При изучении региона можно использовать различные методы получения информации, самым необходимым является картографический метод. При знакомстве с регионом мы будем использовать различные карты.

Примеры карт на слайдах.

1.Политическая карта региона.

Страны Зарубежной Европы делят на страны северной Европы, южной Европы, западной Европы, восточной Европы.

2.Контурная карта, на которой обозначены федерации.

По форме территориального устройства в Европе унитарные государства и федеративные.

3.Контурная карта, на которой обозначены монархии.

Учащиеся называют страны, по слайду в презентации проверяют

По форме правления – республики и монархии. В Европе сохранилось самое большое количество монархий.

Сообщение о монархии, рассказ сопровождается слайдами из презентации.

Английская монархия.

Англия – страна давних гражданских свобод, старейшего парламента и ещё более почтенной монархии. В обществе, где ценятся вековые традиции, монархия является одним из популярных государственных институтов.

Воздвигнутый в Лондоне у здания парламента мемориал должен служить почти о 2000-летней родословной этой монархии.

Прошло около тысячелетия, прежде чем из раздробленных удельных владений на Британских островах сложилась единая держава с относительно централизованным управлением во главе с королём. С тех пор ритуал коронации сохранился до сегодняшнего дня.

К началу XX., пройдя через многие критические, кризисные ситуации, институт британской монархии обрёл ограниченные актами парламента рамки, в которых он действует в настоящее время.

С середины XVIIв., абсолютная монархия в Англии перешла в конституционную, что не уменьшило, а прибавило ей популярности.

Сейчас королевскую семью возглавляет Елизавета Александра Мария Виндзор, королева Великобритании. Елизавета IIродилась 21 апреля 1926 года. Она была старшей из двух дочерей Джорджа IV. В 1947 году она выходит замуж за своего дальнего родственника – принца Филиппа Маунтбаттена. У них было 4 детей: Чарльз принц Уэльский, Анна, Эндрю, герцог Йоркский, Эдуард.

6 февраля 1952 года ЕлизаветаIIпровозглашена королевой. Королева Елизавета IIявляется главой государств и Соединённого Королевства Великобритании и Северной Ирландии и 15 стран Содружества, например Канады, Новой Зеландии. Также она является Верховным губернатором Церкви Англии, британским командующим вооружёнными силами.

Резиденцией королевской семьи является Букингемский дворец. Стоит отметить, что ежегодно в августе и сентябре открываются дни для публики – покои официальной резиденции Букингемского дворца, цена билета – от 7 до 13 фунтов стерлингов. После пожара в Виндзорском замке, королевская семья решила таким образом, собрать денег на ремонт. Замок отреставрировали, традиция осталась. Елизавета IIявляется одной из наиболее путешествующих глав государств в мире, занимается дипломатической деятельностью. У королевы есть свои причуды: во время зарубежных визитов обычный вес её багажа – несколько тонн. Рекордной была поездка на совещание глав государств – членов Содружества наций в 1953 году – 12 тонн одной одежды! Королева непременно возит с собой электрический чайник, перьевую подушку и белое кожаное сидение для унитаза.

Роль королевы обязывает её принимать участие во всех награждениях, открытиях и прочих общественных мероприятиях, заниматься благотворительностью. Работы королевы складывается из встреч с премьер-министром, ознакомлением официальными бумагами, присылаемыми в так называемых секретных «красных ящиках». Кроме того, королева часто посещает выставки, театральные представления, концерты, а скачки вообще старается не пропускать. Это её давняя страсть.

Её Величество может наложить вето на любой законопроект, последний раз британский монарх воспользовался этим правом три века тому назад. Королева вправе отвергнуть кандидатуру премьер-министра, назначить главу правительства, но делает это в исключительных случаях, не считая возможным нарушить многовековые правила политической игры. Елизавета IIлишь трижды рискнула взять на себя такую ответственность.

Наследника престола, принца Уэльского Чарльза, к государственным делам пока не допускают, но в любой момент к нему может перейти престол Британского королевства.

От знакомства с политической картой Зарубежной Европы мы переходим к изучению населения.

2.Население.

Этот вопрос нам помогут изучить карты. Пользуясь тематическим картами, страницами учебника заполнить таблицу №2 и выполнить задание. Задание выполняется в парах.

Зарубежная Европа центр древнейшей цивилизации.

Каждая страна имеет свои достопримечательности, некоторым из них посвящены музыкальные произведения. Проводится музыкальная пауза, с использованием музыки песни Беловежская пуща.

Для рассмотрения достопримечательностей стран Зарубежной Европы предлагается электронная игра с использованием ПК. К игре прилагается таблиц №3.

Итоги урока учащиеся подводят самостоятельно, оценивают свою деятельность не только на уроке, но и при подготовке к уроку. Данные заносят в индивидуальное портфолио. Вручаются сертификаты участника урока.

Итог урока.

Зарубежная Европа – самый небольшой по территории регион мира, но роль его в мировом хозяйстве очень велика. Страны Зарубежной Европы производят 50% промышленной продукции мирового хозяйства. Регион занимает 1 место по машиностроению, 2 место по производству продукции химической промышленности. Зарубежная Европа была и остается основным регионом международного туризма. Первое место занимает Испания, которую ежегодно посещают более 50 млн. человек. Наиболее привлекательны для отдыхающих приморские районы Средиземноморья и горные курорты Альп, а также культурно- исторические памятники.

На уроке только начали знакомство с регионом, может кто-нибудь из вас пожелает получить образование в учебных заведениях Европы и вернуться служить России.

Приложение к уроку.

ТАБЛИЦА №1

Географическое положение Европы, благоприятные, неблагоприятные черты экономико-географического положения.

План географического

положения

Черты географического

положения Европы

Черты экономико-географического положения

благоприятные

неблагоприятные

1.Площадь Европы

2. Количество стран

3.Протяжённость

с севера на юг

4.Протяжённость

с запада на восток

5. Близость к океанам

6. Пограничные рубежи

7.Мировые транспортные

пути

Таблица №2

Характеристика населения зарубежной Европы.

Черты,

характеризующие

население Европы

Источ

ники

Страны

Северной

Европы

Страны

Южной

Европы

Страны

Западной

Европы

Страны

Восточной

Европы

Швеция

Португалия

Австрия

Польша

1.Численность населения

млн.ч

Визитная карточка

9

10,6

8,2

38,5

2.Плотность населения

ч/км

Формула

Ч/н /площадь

9м\450т

10,6м\92

8,2м\84

38,5м\313т

3 Тип воспроизводства

Учебник с.63

I

I

I

I

4. Половой состав

Атлас

Ж=М

Ж

Ж

Значительно Ж

5.Национальнай состав

Атлас с26

Шведы,

Саами

португальцы

австрийцы

поляки

6.Религиозный состав

Атлас

протестанты

католики

католики

католики

7.Уровень урбанизации

%

Учебник с.78

83

50-80

50-80

62

8. Крупные агломерации

Учебник с.185

Стокгольм 1,6

Лиссабон 2.6

Вена 2.2

Варшава 2,2

9.Форма правления

Визитная карточка

КМ

Р

Р

Р

Форма территориального устройства

Визитная карточка

У

У

Ф

У

Вывод: Выбери верные утверждения

1. Для стран Зарубежной Европы характерен близкий к нулю естественный прирост населения.

2. Зарубежная Европа с низкой долей пожилого населения

3. Для народов Зарубежной Европы буддизм – религия большинства верующего населения

4. Для Швеции характерны невысокие показатели плотности населения

5. Для стран Зарубежной Европы характерен низкий уровень урбанизации

6. В Зарубежной Европе большинство стран имеют республиканскую форму правления, 12 стран имеют монархическую форму правления

Ключ правильных ответов - верные: 1,4,6

Таблица 3

Итоги игры: «Достопримечательности стран Европы»

Если Вы заработали балл – «+», если нет – «-«. В конце игры, пожалуйста» подведите итоги.

Достопримечательности стран Европы

Ваши баллы

1.Акрополь

2.Биг Бен

3.Беловежская пуща

4.Лувр

5.Лапландия

6.Венеция

7.Бранденбургские ворота

8.Коррида

9. Эйфелева башня

10.Фьорды

Бланк портфолио

Бланк портфолио

Портфолио-

ученик _______________

Портфолио-

ученик _______________

1Выступление на уроке перед классом- 5б

2.Работа с электронными программами- 2б

3. Работа на интерактивной доске -2 б

4.Таблица1-3б.

Благоприятные: соседское, приморское положение

Неблагоприятные: близость к очагам напряжённости

5.Таблица2.-3б

Верные:1,4,6

6.Игра: 10б – 10б

Общий балл: макс.25баллов

Оценка: Молодец!

1Выступление на уроке перед классом- 5б

2.Работа с электронными программами- 2б

3. Работа на интерактивной доске -2 б

4.Таблица1-3б.

Благоприятные: соседское, приморское положение

Неблагоприятные: близость к очагам напряжённости

5.Таблица2.-3б

Верные:1,4,6

6.Игра: 10б – 10б

Общий балл: макс.25баллов

Оценка: Молодец!

Файлы: Достопримечательности стран Европы.ppt
Размер файла: 3350016 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология